урок краеведения 4 класс "На здоровье, Вше Величество"
план-конспект урока (4 класс)
Урок об открытие в Карелии первого санатория "Марциальные воды"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_kray_na_zdorove_vashe_velichestvo_.doc | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока «На здоровье, Ваше Величество!»
Цели
образовательные:
- знакомство с исторической личностью Петра Великого
- формирование временного представления
воспитательные:
- воспитать интерес к прошлому своего народа
- прививать любовь к Родине
развивающие:
- развивать речь учащихся
- упражнять в монологической и диалогической речи
- обогащать словарный запас
- развивать умение сопоставлять факты, анализировать и делать вывод.
Оборудование:
- портрет Петра I
- надпись с названием урока и надпись «Петр I»
- двусторонние карточки (даты и пояснения к ним)
- репродукции картин русских художников.
Ход урока:
1. Оргмомент.
Учитель: Ребята мы начинаем наше занятие. Я надеюсь, что сегодня вы получите удовольствие от путешествия, которое мы с вами совершим. А путешествовать мы будем с вами во времени. Для путешествия нам необходимо будет захватить с собой внимание, терпение, фантазию, все свои знания и хорошее настроение.
Учитель: Что нужно сделать, чтобы поднять настроение?
Дети: Улыбнуться другу, сказать доброе слово.
Учитель: Поприветствуйте друг друга с улыбкой, пригласите в путешествие, любезно попросите стать вам помощником в сложном путешествии во времени. Надеюсь, все согласились на это приглашение.
2. Подготовка к восприятию нового материала.
Проблемный диалог.
Учитель: Прежде, чем мы начнём движение во времени, мы должны определить, с чем же мы сегодня столкнемся на нашем пути и в какое время перенесёмся.
( Открываются створки доски. На доске - тема занятия «На здоровье, Ваше Величество!».
Карточки с датами: 1703г. – основание г. Санкт – Петербург
1709г. – разгром шведских войск под Полтавой
1721г. – Пётр принял звание императора и Россию стали империей
1719г. – открытие первого российского курорта
( под ними карточки с пояснениями временно закрыты)
Учитель: Что общего в этих датах?
Дети: Эти события произошли все в XVII1 веке.
Учитель: (читается тема занятия) Как вы думаете, в какое время мы отправляемся и с кем встретимся мы во время своего путешествия?
Дети: Из названия темы видно, что речь пойдет о каком – то царе, императоре.
Это время правления и преобразований Петра 1.
Докажите. (называются события)
Как называется наш предмет? Край..
Значит будем искать как связана деятельность Петра 1 с Карелией.
Какие даты можно убрать?
Оставляем: 1703 и 1719
А теперь ещё раз прочитайте тему нашего урока и подумайте, на какие вопросы вы бы хотели найти ответ?
1.Узнать новое о Петре 1
2.Выяснить какое событие произошло в 1719г.
3.Здоровье.
4.Связь с нашим временем.
3. Динамическая пауза
Учитель: Итак, настроение прекрасное, объект исследования определен пора в путь (под музыку).
4. Ознакомление с новым материалом.
Учитель: вспомним что мы уже знаем об этом правителе.
Дети: Царь Петр I —выдающийся правитель России, создал армию и флот, строил заводы и мастерские, открывал школы, печатал книги и газеты.
Учитель: Правильно. А вот каким он был человеком мы сейчас узнаем, прочитав тексты.
Найдите интересное о личности Петра. (работа в группах)
Петр I —выдающийся правитель России. Прожил Петр Алексеевич 53 года и за свою жизнь сделал много полезного для Отечества. Как обычный человек с возрастом он стал болеть.
Как можно лечиться? ( предположения)
Работа по учебнику (с.111).
Карелия славится на всю Россию своим знаменитым курортом.
Что такое курорт? (местность с природными лечебными свойствами для укрепления здоровья).
О каком курорте идёт речь? Марциальные воды.
Презентация.
Работа с учебником. Продуктивное чтение.
Докторские правила.
Работа в тетради. С.20
Самооценка: какое было задание
Удалось ли справиться
Правильно, без ошибок
Самостоятельно
Отметка
8. Обобщение.
На все ли вопросы мы с вами ответили?
Что нового интересного для себя узнали?
Чего бы вам ещё было интересно? (экскурсия, исследование, эксперимент).
9. Задание на дом.
Учитель: Дома попробуйте ещё что узнать, ответить на вопросы.
10. Окончание урока.
Учитель: Закончилось наше путешествие в глубину веков. В конце нашего нелёгкого путешествия необходимо проверить ваше состояние:
- солнечное – руки подняты вверх и покачиваются,
- нейтральное – руки опущены,
- хмурое – голову «уронили» на грудь
Дети показывают свое настроение, именно оно и является оценкой эффективности проведенного занятия.
Учитель: Состояние хорошее, но члены экипажа нуждаются в отдыхе. Перед тем как отпустить вас на отдых, я хочу поблагодарить всех за ту поддержку, которую вы оказывали мне во время этого путешествия своими знаниями, вниманием и пониманием. Будьте всегда добры и внимательны друг к другу.
Текст 1. «...Однажды на верфи, что в голландском городке Заандам, где строили корабли, появился новый плотник. Был он высокий и сильный. Вместе с другими работниками выполнял тяжелую работу, почтительно выслушивал указания старшего мастера, который учил его строить корабли. И не знали жители городка, что трудолюбивый и любознательный человек на самом деле русский царь Петр I.
На своей личной печати он вырезал слова: "Я — ученик и нуждаюсь в учителях".
Текст 2. Все ему было нужно знать: как корабль строить, как на станке столярном работать, как сапоги шить... Он пытался даже врачевать — удалял больные зубы. Не умел он сидеть без дела. За лень, нечестность и недобросовестность подчиненных строго наказывал. Был Петр трудным по характеру человеком: одни его обожали, другие люто ненавидели. Петр стремился получить те знания и обучиться тем умениям, которые помогли бы ему многое в России преобразовать, изменить к лучшему».
Текст 3.
Рассказывают, что ещё с ранних лет в Петре начала обнаруживаться склонность к воинским забавам. Когда ему было около трёх лет, московские купцы поднесли ему в день именин много разных игрушек и между ними саблю. Царевич прямо схватился за саблю и с тех пор почти никогда не расставался с нею; нередко даже засыпал с саблею.
Когда же он подрос, то завёл игру в солдаты со сверстниками
Будучи от природы необыкновенно быстрый и живой, он стал большую часть времени проводить со своими сверстниками .
Он составил из своих сверстников "потешный" полк, учился с ними солдатскому строю, командовал ими, сооружал с ними земляные крепости и штурмом брал их».
Текст 4.
Часто Петр бывал в разъездах и путешествиях. Он исколесил всю Россию с севера на юг, с запада на восток. Любил Петр многое делать сам. Оттого с рук его не сходили мозоли. Он не мог спокойно наблюдать за каким-либо интересным делом, самому хотелось взять в руки инструмент и попробовать. Все удивлялись, как быстро царь осваивал любое ремесло. По всей России были рассеяны вещи, сделанные Петром: лодки, стулья, посуда, табакерки. Царь считался и опытным зубным врачом. После его смерти остался целый мешок с выдернутыми им зубами. Но особенно привлекало Петра корабельное дело. Он мог не только руководить постройкой судов, но и сам, с топором в руках, участвовал в возведении множества кораблей. С утра до вечера трудился царь, того же требовал от других.
Текст 5.
Петр получил скромное образование. Его учителя не принадлежали к числу образованных людей. Большинство знаний Петр приобрел в зрелые годы, не уставая учиться..
Вскоре после начала своего правления молодой Петр вместе с группой дворян ездил в Голландию и Англию учиться корабельному делу под именем «бомбардира Петра Михайлова». Постиг там «бомбардир» тайны корабельного дела, научился строить оборонительные сооружения.
Текст 6.
В русской истории Пётр I был самым необычным царём: любознательный, энергичный, трудолюбивый. Руки его были вечно в работе, с них никогда не сходили мозоли. За свою жизнь он освоил 15 ремесленных специальностей. Он был и кораблестроителем, и плотником, и кузнецом. Но особенно любил Пётр морское дело.
Правила Докторскiя, какъ при оныхъ водахъ поступать
1. По приезде к тем водамъ, надлежитъ несколько дней отдохнуть, а паче когда кто изъ дальняго пути приедетъ, и потом отъ пребывающаго тамъ придворнаго лекаря проносное лекарство повиненъ принять, и впредъ с его совету во всем поступать.
2. По принятiи проноснаго лекарства, надобно на другой день зачать пить воду, такимъ образомъ, какъ от лекаря будетъ указано; и потомъ на всякой день ихъ пить, какъ лекаръ разсудитъ, сколько надобно, усматривая по силе болезни каждаго человека.
3. Надлежитъ те воды по утрамъ рано употреблять таким образом, чтобы въ два, или три часа определенную меру, которую в тот день выпить надлежитъ, скончать;и потом конечно еще три часа не обедать, а что далее кто не обедаетъ, то лучше.
4. Въ то время, когда те воды кто пьетъ, не надлежитъ и сидеть; но надобно, сколько можно, ходить, чтобъ движенiемъ хождения действу водъ вспомогать; однако жъ примечать, дабы отъ ходьбы не лишнее потеть, и для того не гораздо скоро ходить.
6. Равнымъ же образомъ надлежитъ себя хранить и в пище; а именно за обедомъ студенаго ничего не есть; но надобно сперва похлебки есть и потом жаркое, а именно: употреблять баранину, телятину, говядину, куры, рябчики, тетереви, индейскiя куры, зайцы, оленину, что вольно въ ухе и жаркомъ употреблять, также яйца свежiя всмятку, а печеныхъ и которые твердо варены запрещается. въ ухе и жаркомъ употреблять, также яйца свежiя всмятку, а печеныхъ и которые твердо варены запрещается.
7. Насупротiв же того, ниже писаныя непотребныя пищи весьма запрещаются вкушать: всякое соленое, кислое, копченое мясо такожде всякiя, какъ соленыя так и свежия рыбы, молоко, масленыя кушанья, огурцы, капуста, репа, чеснокъ, лукъ, редька, грибы, грузди, которые в употреблении техъ водъ делаютъ великой вредъ; а наипаче летомъ земляницу, черницу и прочiя ягоды, или горох, бобы, морковь и прочiе овощи есть такожъ весьма запрещается, как свежiе так и соленые.
8. По вечерамъ ужинать понемногу позволяется, однако так, чтобы после ужина часа два или три еще не спать; а лучше тому воды будутъ действовать, кто не будет ужинать.
9. После обеда вовсе спать запрещается. Промежъ обедом и ужиномъ, отъ крайней жажды стакана два или три полпива, или легкаго пива выпить можно; а ежели у кого полпива или легкаго пива нетъ, тому тое жъ лекарственную воду отъ жажды пить позволяется.
10. Буде у кого те воды остановятся, что на низъ или мочею не будутъ действовать, то лекаря спроситься надобно, и съ его позволенiя и совету, что прикажетъ, или какое лекарство дастъ, такъ и делать. 11. Когда окончается употребленiе водъ по совету лекареву, то проносное отъ него взять надлежитъ и потомъ несколько дней отдохнуть до отъезду надобно; а за лекарства настоящую цену платить помянутому лекарю, что надлежитъ.
12. Сiе все по употребленiи техъ водъ весьма хранить, и ради своего здоровья по окончанiи питья техъ водъ еще по последней мере три или четыре недели, такимъ же образомъ въ пище и питье каждому себя содержать; ибо по отпитiи водъ более действо отъ оныхъ бываетъ,
13. Время питья водъ летомъ въ Iюне и въ Iюле, а именно: когда теплые дни; зимою съ половины Генваря, Февраль весь и Мартъ до половины, когда морозы; ибо те воды действительны суть въ жары и морозы, а весною и осенью не действительны, для того, что отъ тали и отъ дождей другая вода примешается и онную испортитъ. Во время же пития водъ, также и по отпитiи оныхъ зимою и осенью, надобно отнюдь изъ избы не выходить, и стужи весьма беречься; ибо уже ныне , при присутствiи Его Царскаго Величества опытъ тому былъ: которые выходили, те долго гортанью и грудью болели.
Опубликованы были Высочайшимъ указомъ 20 Марта 1719г.
Марциальные воды
Достопримечательности Карелии
Многие из нас ежегодно посещают различные отечественные и зарубежные курорты. Но мало кому известен тот факт, что первый на Руси курорт появился именно в Карелии. В период правления Петра Первого лечение минеральными водами приобрело фантастическую популярность. Однако отсутствие минеральных источников на территории России вынуждало жителей страны ездить в Европу. Тогда-то государь и издал судьбоносный указ, на основании которого на территории Руси были найдены минеральные источники.
Курорт был основан в 1717 году неподалеку от Петрозаводска в непосредственной близости к обнаруженным железистым минеральным источникам. Спустя два года сам правитель прибыл на курорт. Эффект от лечебной воды произвел на Петра Первого настолько неизгладимое впечатление, что правитель остался на курорте на целый месяц. Петр I еще неоднократно возвращался в санаторий, чтобы поддерживать свое здоровье.
Свое название Марциальной вода получила от имени древнеримского бога Марса. На сегодняшний день здесь функционирует санаторий, в котором расположено сразу четыре лечебных источника. Несмотря на то, что источники находятся на расстоянии десятков метров друг от друга, каждый из них лечит разные болезни. Также известно, что и вода из каждого источника будет кардинально отличаться на вкус.
Интересным фактом станет то, что источники находятся на территории, открытой для свободного посещения. Именно поэтому сюда съезжаются сотни туристов с целью бесплатно набрать целебной минеральной воды, ведь для этого не обязательно посещать сам санаторий. Но, к сожалению, набирать воду в больших количествах абсолютно бесполезно, так как она не предназначена для хранения. Спустя всего несколько часов в воде появится осадок, и она потеряет свои лечебные свойства. Марциальная вода не предназначена для приготовления пищи, так как при нагреве она начинает окрашиваться в ярко-красный цвет, и приобретает неприятный металлический привкус.
Лечебная вода на курорте «Марциальные воды» относится к классу железистой азотной гидрокарбонатно-сульфатной. Главной ее особенностью является высокая концентрация активного закисного железа, которое и является основным лечебным компонентом. Курорт «Марциальные воды» известен не только благодаря минеральным источникам, но и лечебным грязям, которые залегают в северном конце Габозера.
Благодаря богатой истории и лечебным свойствам минерального источника курорт Марциальные воды до сих пор пользуется популярностью у жителей России и его по праву можно причислить к достопримечательностям Карелии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок математики и экономики "Её величество Экономика"
Данный урок входит в интегрированный курс "Математика и мы". В разработке представлена интеграция следующих дисциплин: математика, экономика, окружающий мир....
Презентация к уроку краеведения "Что такое краеведение.Я родился в Заполярье"
Презентация предназначена для уроков краеведения, учителям школ Мурманска и области...
Классный час "Его Величество - Электричество"
Тип мероприятия: комбинированный в форме путешествияб с материально-техническим оснащением....
классный час "Ее величество Семья"
Методическая разработка классного часа с описанием заданий для детей....
Информационный проект по формированию здорового образа жизни "Книга «классного» здоровья"
«Здоровье — утверждал академик И.П. Павлов — это бесценный дар природы, оно дается, увы, не навечно, его надо беречь. Но здоровье человека во многом зависит от него самого, от его образа жизни, ...
Классный час «Его величество труд».
Цель занятия: развитие потребности в творческом труде, развитие общечеловеческих и социальных ценностей, воспитание социально – значимой целеустремлённости в трудовых отношениях; воспитание положитель...
презентация к уроку краеведения 4 класс "На здоровье, Ваше Велчество"
история первого российского курорта...