Программа кружка "Шонанпыл"
календарно-тематическое планирование (1 класс)
Занятия данного кружка способствуют развитию творческих способностей детей, прививают любовь к народному творчеству, развивают художественно-эстетический вкус. Дети получат практические знания в области этнографии, культуры, краеведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_shonanpyl.docx | 724.09 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современном мире наблюдается тенденция этнизации культуры и стремление к синтезу культур. Марий Эл, будучи одним из регионов Российской Федерации, во многом повторяет ее политическую, социально-экономическую и этнокультурную характеристику. Начиная с XVI столетия, история марийского края стала частью российской истории, а многообразие культур народов Марий Эл стало составной частью богатой палитры культур народов Российской Федерации.
Образование как один из институтов государства призвано передавать накопленный «золотой» опыт предков новым поколениям. Технический прогресс, бесспорный в материальном плане, нередко сопровождается снижением духовности. В социокультурной динамике современного общества вектором интеллектуальных усилий является современное осмысление роли традиции. При этом традиция понимается как передача духовного опыта предыдущих поколений ныне живущим. Речь идет о мировидении и самоощущении человека, о его коммуникационных и поведенческих моделях, об обычаях и символических структурах, а также о регулятивных образованиях и оценочных критериях. Утрата же любого элемента историко-культурного наследия является невосполнимой потерей и ведет к духовному обеднению.
Культура каждого народа определяет его духовную уникальность, творческие силы и способности. Поэтому человеческому сообществу необходимо учитывать специфику разных культур, в том числе архаичных, а также культур, развиваемых в рамках неевропейских цивилизаций. Европоцентристский подход не позволяет в должной мере оценивать мыслительные и ценностные стандарты, этические нормы, заключенные в культуре народов Волго-Уральского региона. В данном случае более целесообразен евразийский подход к проблеме.
Мудрость народа сохранила закодированную в устойчивых образах и сюжетах родовую коллективную память народа и дала сотни образцов космического отношения народа к миру, которые живы и сегодня. Народная философия не выделяла человека из окружающей его природы, для него живым был Космос, в свою очередь в Космосе живым организмом, была Земля. В мировоззрении человека все вокруг жило своей жизнью и неразрывно функционировало как единый вселенский организм, что нашло отражение в мифотворчестве, которое предшествовало оформлению воззрений в верования.
Народная культура - это мир, в котором находился человек с момента своего рождения, воздух, которым он дышал, атмосфера высокой духовности и нравственности, проявляющая себя во всем, это внутренняя и внешняя культура чувств и духовность.
У каждого народа имеется целостное устойчивое представление о духовности, нравственности, морали. Система нравственного воспитания была действенна в семье, так как ребенок дышал той атмосферой духовности, передающейся от стариков к детям, в которой находились его родители. Из мальчика всегда стремились воспитать мужчину, из девочки - женщину. Это была глубоко продуманная система обрядов и обычаев, складывающаяся веками. Каждая вещь имела свое место, каждое слово было логически определено и нравственно взвешено, каждый шаг был предусмотрен, под каждый помысел была подведена поощрительная или запретная черта. Семья в большинстве случаев давала и начальные знания письменной культуры, промыслов, рукоделия. Отец учил сыновей, мать - дочерей. Философское понимание реализовывалось через традиции, основную воспитательскую роль играли старейшины рода. Культура народа замыкалась в едином круге взаимодействия народной философии и народной педагогики.
Цель программы:
- приобщение первоклассников к духовному богатству национальной культуры, усвоение ими значимости взаимопонимания между народами
Задачи программы:
- дать первоклассникам практические знания в области этнографии, культуры, краеведения
- развивать творческие способности детей
- воспитывать гражданственность, чувство гордости за свою малую родину, чувство истинного патриотизма, интернационализма, уважение к другим народам, культурам, истории.
Направление программы:
- духовно-нравственное воспитание личности,
- усвоение национальных и общечеловеческих ценностей
Актуальность программы «Шонанпыл» заключается в том, что она предоставляет возможность учителю осуществлять индивидуальный подход к каждому обучающемуся, раскрывать его личностные задатки, прививать любовь к народному творчеству, развивать художественно-эстетический вкус.
Особая роль в программе отводится изучению окружающего мира. Тематика этого направления предполагает знакомство с конкретными природными объектами и помогает формировать бережное отношение к родной природе.
Немалую роль в развитии личности играет составление связного рассказа о малой родине, исполнение народных песен и плясок, танцев и игр, мастерство и изготовление элементарных традиционных изделий декоративно-прикладного искусства, использование в исследовательской работе и в сборе краеведческих материалов первоначальных навыков проектной деятельности и информационно-коммуникационных технологий.
Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста от 6,6-8 лет.
Режим работы: 1 час в неделю. Занятия проводятся в виде:
- уроков – бесед,
- практических уроков,
- уроков-встреч с интересными людьми, народными мастерами, художниками, писателями, артистами,
- в зависимости от характера усвоения изучаемой темы, занятия проводятся в групповой, коллективной и индивидуальной формах,
- в виде экскурсий в музей и другие культурно-просветительские учреждения.
В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный,
- рассказ,
- беседа,
- работа с книгой,
- демонстрация,
- упражнение,
- практический, обучающий контроль,
- познавательная игра
.
Главной задачей учителя, проводящего занятие, должна быть забота о развивающем характере обучения, заложенном в содержании. Методическое решение этой задачи будет состоять в том, что нужно постараться поменьше объяснять, лучше вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать занятие новыми сведениями, торопить детей и сразу стремиться на помощь, если что-то не получается. Ребенок должен попробовать преодолеть себя; в этом он учится быть взрослым, мастером.
Результатом реализации данной программы являются выставки детских работ, как местные (на базе школы), так и районные. Использование поделок-сувениров в качестве подарков; оформление зала для проведения праздничных утренников.
Планируемые результаты обучения и воспитания:
- усвоение ценностей народа, народных традиций
- восприятие народного фольклора, художественной литературы
- владение знаниями об окружающем мире, позитивное отношение к ним
- знание героев-земляков
Ученик должен знать:
- народы, населяющие республику, государственную символику, города и районы республики;
- примеры различных взаимоотношений между людьми и животными из сказок народов Марий Эл;
- несколько игр из «коллекции» игр народов РМЭ;
- народные игры, связанные с различными праздниками
Ученик должен научиться:
- связывать времена года с работой и отдыхом человека, используя произведения писателей, поэтов, художников, композиторов;
- понимать образность сказок;
- декламировать сказки по ролям, разыгрывать их;
- изготавливать аппликации, рисунки и поделки по теме.
Инструменты и приспособления:
- простой карандаш
- линейка
- фломастеры
- цветные карандаши
- ножницы канцелярские с закругленными концами
- кисточка для клея и красок
- иголки швейные
Материалы:
- - пластилин
- - бумага цветная для аппликаций
- - двухсторонняя цветная бумага для оригами, квилинга
- - картон белый и цветной
- - вата
- - нитки швейные – белые, черные и цветные- шерстяная пряжа
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема | Общее кол-во часов | В том числе: | |
Теор. | Практ. | |||
1. | Вводное занятие. | 1 | 1 | - |
2. | Марий Эл – земля предков | 1 | 1 | - |
3. | Природа вокруг нас | 2 | 1 | 1 |
4. | Моя семья | 2 | 1 | 1 |
5. | Моя родная школа | 1 | - | 1 |
6. | Славные люди родного края | 1 | 1 | - |
7. | Народная сказка – душа народа | 4 | 1 | 3 |
8. | Марийские народные игры | 3 | 1 | 2 |
9. | Марийские народные инструменты | 2 | 1 | 1 |
10. | Марийские национальные узоры | 3 | 1 | 2 |
11. | Театры республики | 2 | 1 | 1 |
12. | Марийские праздники | 2 | 1 | 1 |
13. | Времена года. | 2 | 1 | 1 |
14. | Звери и птицы | 2 | 1 | 1 |
15. | Национальная кухня | 2 | 1 | 1 |
16. | Писатели Марийского края | 2 | 1 | 1 |
17. | Марийские композиторы | 1 | 1 | - |
18. | Итоговое занятие. Выставка работ учащихся. | 1 | - | 1 |
ИТОГО: | 34 | 16 | 18 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полног...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...