Факультатив Риторика 3 класс
рабочая программа (2 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Примерная рабочая программа по риторике создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторского курса «Риторика повседневного и делового общения» для 3 класса (авторы Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская и др) по образовательной системе «Школа 2100». Данный УМК, «Детская риторика в рассказах и рисунках», рекомендованный МО РФ и науки, входит в федеральный перечень учебников на 2011-2012 учебный год.
Примерная рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов по разделам курса и требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.
Курс риторики в 3 классе учит детей говорению, слушанию, письменной речи, чтению; а также учит младших школьников успешно общаться, создавать разные тексты, быть вежливыми, проявлять доброту не только на словах, но и на деле.
ЦЕЛЬ: ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Задачи:
-учить эффективному общению,
-воспитывать талантливых собеседников, рассказчиков,
-формировать речевые умения, навыки,
-прививать навыки культурного общения,
-повышать речевую культуру.
Программа курс «Риторика» состоит из трех разделов:
1.Речь и её значение в жизни.
2.Текст.
3.Культура общения.
Основные риторические умения курса:
Умение анализировать и оценивать общение и речь, а именно:
- умение взаимодействовать с партнером общения, готовность понимать его мысли, чувства; ставить себя на его место; анализировать своё речевое поведение;
- правильность речи ( с точки зрения норм литературного языка); точность речи (наличие фактических ошибок);
- особенности речевых жанров.
Умение общаться, создавать тексты, речевые жанры в пределах, обозначенных в программе, а именно:
- умение использовать адекватные ситуации, приёмы подготовки и средства общения, позволяющие автору успешно решать основную речевую задачу;
- умение создавать ориентированные на адресата и на решение речевой задачи речевые жанры: этикетные диалоги (со значением «просьба», «похвала», «поздравление» и т.д.), аннотации и т.д.
На изучение учебного курса риторики отводится 34 часа в учебный год (1 час в неделю).
- Ожидаемые результаты:
- определять основную мысль в тексте, где она прямо автором не сформулирована;
- составлять элементарное рассуждение — доказательство, сравнительное описание, состоящее из двух частей, краткую биографию;
-составлять устное и письменное приглашение и поздравление;
-использовать громкость, тон и темп как средства выразительной устной речи.
У ч е б н о - м е т о д и ч е с к и й к о м п л е к т:
Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:
- Ладыженская Т. А. «Детская риторика в рассказах и рисунках»: учебная тетрадь для 3 класс в 2 частях. - М.: издательство «Ювента»; издательство «Баласс», 2008.
№ п/п | Тема урока | № в теме | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Дата, | примечание |
Раздел 1. НАУКА И РИТОРИКА(4ч) | |||||||
1 | Проверь себя | 1 | Урок-обобщение | Речевые задачи | Уметь: - анализировать высказывания, оценивать свое речевое поведение с точки зрения его соответствия речевой за - анализировать свою - продумывать, уточнять и формулировать - подчинять свое высказывание речевой | ||
2 | Что мы помним о речевой ситуации | 2 | Комбинированный урок | Общение- общительный человек | |||
3 | Твои речевые роли | 3 | Урок открытия новых знаний | Адресант, адресат | |||
4 | С какой целью? Зачем? | 4 | Урок рефлексии | Слушатель, читатель, общительный | |||
Раздел 2. УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ (4 ч) | |||||||
5 | Неподготовленная речь | 1 | Урок открытия новых знаний | Говорение | Уметь: - определять, в какой мере устная речь подготовлена, в чем отражается ее подготовленность; - оценить высказанную похвалу с точки зрения ее правдивости и отобранных средств выражения | ||
6 | Подготовленная речь, приемы подготовки | 2 | Урок открытия новых знаний | Особенности неподготовленной (спонтанной) речи. | . |
7 | Говорим подробно, кратко | 3 | Комбинированный урок | Составление плана, схемы услышанного и т. д. | Уметь выразить похвалу (одобрение)и ответить на нее | ||
8 | Похвала | 4 | Комбинированный урок | комплимент | |||
Раздел 3. СЛУШАЕМ. ВДУМЫВАЕМСЯ (1ч) | |||||||
9 | Слушаем, вдумываемся | 1 | Урок открытия новых знаний | Слушание. Приемы слушания: запись опорных (ключевых) слов | Уметь: - определять прием слушания, подходящий для данной конкретной - составлять план услышанного и воспроизводить его | ||
Раздел 4. УЧИМСЯ ЧИТАТЬ И ПИСАТЬ(2ч) | |||||||
10 | Читаем учебные тексты | 1 | Урок открытия новых знаний | Письменная речь | Уметь: - ставить вопросы к выделенным в тексте словам (незнакомым; ключевым; требующим смыслового раскрытия - составлять план прочитанного текста и - определять нужный способ правки текста | ||
11 | Учимся писать, редактировать | 2 | Комбинированный урок | Способы правки текста: замена слов, словосочетаний, предложений, изменение последовательности изложения (перестановка предложений, частей текста и т. д.). |
Раздел 5. ВЕЖЛИВОЕ ОБЩЕНИЕ (5ч) | |||||||
12 | Проверь себя | 1 | Урок-повторение | Вежливость. | Уметь: - отличать истинную вежливость от показной; - определять степень вежливости: вежливо -невежливо - грубо; - отвечать на добрые слова добрыми по | ||
13 | Что такое вежливость? | 2 | Урок открытия новых знаний | Вежливая речь. | |||
14 | Вежливо, невежливо, грубо | 3 | Урок рефлексии | ||||
15 | Добрые дела - добрые слова | 4 | Комбинированный урок | ||||
16 | А ты вежлив? | 5 | Урок рефлексии | Самоанализ |
Раздел 6. РАЗНЫЕ ТЕКСТЫ(2ч)
17 | Проверь себя. Тексты разные нужны | 1 | Комбинированный урок | Разнообразие текстов по их употреблению в общении. | Уметь определять начальное и конечное предложения как признаки тематического и смыслового единства текста | ||
18 | Диалог и монолог | 2 | Урок открытия новых знаний | Диалог и монолог как разновидности текста, их особенности | |||
Раздел 7. ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ(2ч) | |||||||
19 | Пиши правильно! | 1 | Комбинированный урок | Нормы произносительные, орфоэпические, словоупотребления. | Уметь: - определять, как нарушения норм характеризуют говорящего (пишущего), а также случаи, когда нарушения затрудняют общение; - определять и исправлять фактические | ||
20 | Произноси правильно! Употребляй слова правильно! | 2 | Урок рефлексии | ||||
Раздел 8. ПРАВИЛА УСПЕШНОГО ПЕРЕСКАЗА(3ч) | |||||||
21 | Пересказ | 1 | Комбинированный урок | Сжатый (краткий) пересказ | Уметь: - выделять в исходном тексте материал, относящийся к теме выборочного пересказа; - создавать выборочный (подробный и |
22 | Выбери нужное | 2 | Комбинированный урок | Выборочный пересказ как текст, созданный на основе выборки из исходного текста. | |||
23 | Цитата в пересказе. Кратко о книге | 3 | Комбинированный урок | Правила пересказа. | |||
Раздел 9. ПОЗДРАВЛЯЮ ТЕБЯ… ВАС (3ч) | |||||||
24 | Поздравляю... Кого? С чем? Как? | 1 | Урок введения новых знаний | Структура поздравления | Уметь: - оценивать приглашение, поздравление с точки зрения их речевой задачи; - поздравить с праздником (с успехом, с | ||
25 | Желаю... Кому? Чего? Как? | 2 | Комбинированный урок | Средства выражения поздравления в устной и письменной форме. | |||
26. | С днём рождения! С Новым годом! С праздником 8 Марта! | 3 | Урок рефлексии | Поздравление. | |||
Раздел 10. УЧИСЬ ОБЪЯСНЯТЬ И ДОКАЗЫВАТЬ (8ч) | |||||||
27 | Рассуждение | 1 | Урок открытия новых знаний | Структура рассуждения | Уметь объяснять роль цитаты в рассуждении, оценивать ее уместность | ||
28 | Вывод в рассуждении | 2 | Урок рефлексии |
3
29 | Правило в доказательстве | 3 | Комбинированный урок | Структура рассуждения: объяснение (доказательство) + вывод. Правило в доказательстве (объяснении). | Уметь: - создавать рассуждения, пользуясь цитатами как доказательством; - анализировать доказательную часть рассуждения; наличие в ней нескольких доказательств, главной мысли | ||
30 | Цитата в доказательстве | 4 | Комбинированный урок | ||||
31 | Сравни и скажи | 5 | Урок открытия новых знаний | Сравнительное описание с задачей различения и сходства. | Уметь: - анализировать сравнительные описания, их структуру, средства выражения сходства сравниваемых предметов, понятий; - воспроизводить и строить сравнительные описания сходных предметов, понятий; - определять способ построения сравнительного высказывания; - создавать на основе готовых текстов сравнительное высказывание, используя более экономный, удобный способ его построения —в зависимости от речевой задачи | ||
32 | Правила сравнения | 6 | Урок открытия новых знаний | Способ построения сравнительного высказывания (одновременное сопоставление; последовательное сопоставление). | |||
33 | Как строятся сравнительные тексты? | 7 | Комбинированный урок | сравнительное описание в различных текстах | |||
34 | Резервный урок | 8 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Факультатив по математике для 3 - 4 классов.
Разработана программа, занятия и домашние задания....
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1-4 классов факультатив «Путешествие по стране этикета»
Актуальность и социальная значимость данного факультатива состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитан...
РАБОЧАЯ дополнительная образовательная программа риторика (факультатив)
Изучение курса «Риторика» важно с точки зрения реализации поставленных стандартом целей образования.Рабочая программа составлена на основе примерной программы начального образования ...
Презентация к занятию по риторике № 2. Чему учит наука риторика
Риторика 2 класс. Занятие № 2. Тема: Чему учит наука риторика...
Презентация к занятию по риторике № 3. Надо ли учиться риторике (2 класс)
Презентация к занятию по риторике № 3. Надо ли учиться риторике (2 класс)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ориентированная на достижение результатов определённого уровня (тип программы) факультатив- платные образовательные услуги (кружок, факультатив, научное объединение и пр.) «Школа развития»
Рабочая программа «Школа развития» для подготовки детей 5,5-7 лет к школе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности.Детская риторика.2 класс ( Т.А.Ладыженская, Н.В.Ладыженская «Детская риторика в рассказах и рисунках».)
Детская риторика34 часа, 1 час в неделюТ.А.Ладыженская, Н.В.Ладыженская«Детская риторика в рассказах и рисунках», 2 класс Рабочая программа по внеурочной деятельности (общеинтеллектуа...