Рабочая программа "Забайкаловедение" 2-4 класс
рабочая программа (2, 3, 4 класс)

Субуханкулова Светлана Николаевна

Краеведение играет важную роль в формировании у учащихся начальной школы знаний об окружающем мире, воспитании патриотических чувств, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. 

Курс носит интегрированный характер, в центре изучения – проблема взаимодействия человека и природы в условиях Забайкалья с древности до наших дней. В рамках курса «Забайкаловедение» источником знаний выступают книги для чтения в начальной школе регионального характера, личный опыт учащихся по взаимодействию с природой и людьми, живущими рядом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zabaykalovedenie_2_-4_klass.doc317 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование «Александрово - Заводский район»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Шаранчинская средняя общеобразовательная школа

СОГЛАСОВАНО

Руководитель МО учителей начальных классов

______________________

Т.С. Ушакова

Протокол № _____________

от «___» ____________ 2016 г

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР МОУ

Шаранчинской СОШ

____________________

В.С.  Безъязыкова

от «___» ____________ 2016 г

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ Шаранчинской СОШ

_______________________

С.Н. Субуханкулова

                          Приказ № ____________

от  «___»____________ 2016 г.

Рабочая программа

по предмету «Забайкаловедение» 

в 2 - 4 классах

 на   2016-2019 учебный год

 (Э.А. Максимея, Л.А. Павлова, Г.Г. Граубин)

подготовила

учитель начальных классов

Субуханкулова    Светлана Николаевна                                                                                                                                                                      

                                                                                                                                                                    Рассмотрено на заседании

                                                                                                                                                                    педагогического совета

                                                                                                                                                                 протокол № ________

                                                                                                                                                                           от «___»___________ 2016 г.

                       

с. Шаранча

2016

Краеведение учит людей любить не только свои родные места,

но и знать о них, приучает их интересоваться историей,

искусством, литературой, повышать свой культурный уровень.

Это – самый массовый вид науки.

Д.С. Лихачёв

Пояснительная записка.

Актуальность создания и введения интегрированного курса.

Краеведение играет важную роль в формировании у учащихся начальной школы знаний об окружающем мире, воспитании патриотических чувств, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала.

Тepмин «краеведение» закрепился в русском языке лишь в начале   XX в., но о необходимости краеведной (или краеведческой) деятельности говорили и в предшествующую эпоху. Уже в XIX в. разрабатывались школьные учебные программы «родиноведения» (или «отчизноведения»). Краеведению было отведено заметное место и в концепции «народного воспитания» К.Д. Ушинского.

В настоящее время под краеведением понимают сферу научной, культурно-просветительской и памятнико-охранительной деятельности определённой тематики: прошлое и настоящее какого-либо «края», а также сферу общественной деятельности той же направленности, к которой причастны не только ученые-специалисты, но и широкий круг лиц, преимущественно местных жителей. «Малая Родина»  ребёнка – это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это и памятные места, исторические и культурные центры, промышленные предприятия, это и известные люди, гордость и слава Забайкальского края.

Курс носит интегрированный характер, в центре изучения – проблема взаимодействия человека и природы в условиях Забайкалья с древности до наших дней. В рамках курса «Забайкаловедение» источником знаний выступают книги для чтения в начальной школе регионального характера, личный опыт учащихся по взаимодействию с природой и людьми, живущими рядом.

В рамках курса «Забайкаловедение» наряду с овладением знаниями и умениями краеведческого характера, воспитанием патриотических чувств ставится задача формирования у учащихся общеучебных умений и навыков как основы успешности обучения в последующие годы. Коммуникативная компетенция представляет собой сформированные умения, навыки и способы деятельности в таких видах речевой деятельности, как аудирование, чтение, говорение, продуктивное письмо, обеспечивающие устное/письменное, диалогическое/монологическое общение в разных сферах. Коммуникативные умения рассматриваются как показатель не только умственного и языкового развития человека, его грамотности, но и культуры мышления, говорения, общения. Коммуникативные умения рассматриваются как рефлексивный показатель сформированности других общеучебных умений - организационных, информационных, интеллектуальных

Нормативно-правовое обеспечение программы курса.

Образовательная программа  «Забайкаловедение» для учащихся начальной школы разработана в соответствии с нижеуказанными документами:

  • Законом Российской Федерации «Об образовании»;
  • Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года (2001 г.);
  • Федеральным компонентом государственного стандарта начального общего образования (2004 г.);
  • Проектом Концепции Государственного образовательного стандарта общего образования (2007 г.) (Кондаков, А.М.,                Кузнецов, А.А. и др. Проект Концепции Государственного образовательного стандарта общего образования / А.М. Кондаков, А.А. Кузнецов // nmc.nevarono.ru/dok/RAO_mine+++.ppt.);
  • Концепцией Регионального (национально-регионального) компонента Государственного образовательного стандарта общего образования для общеобразовательных учреждений Читинской области (2007 г.) (Клименко, Т.К. Региональный компонент содержания образования: опыт, проблемы, перспективы : сборник материалов научной конференции. Ч.3 / Т.К. Клименко, А.В. Константинов, С.В. Кузьмина, Е.А. Игумнова, И.А. Грешилова, Б.Б. Даширабданова. – Чита : Изд-во ЗабГГПУ, ЧИПКРО, 2007. – С. 114-126);
  • Региональным образовательным стандартом по экологии для общеобразовательных школ Читинской области (2002 г.)               (Горлачёв, В.П. Региональный образовательный стандарт по экологии для общеобразовательных школ Читинской области / В.П. Горлачёв, Е.А. Игумнова, О.В. Корсун, Е.И. Никифорова. – Чита, 2002. – 33 с.).

Цель курса: содействие воспитанию патриотизма и экологической культуры юных забайкальцев, идентификации учащегося как гражданина России и Забайкальского края, сохраняющего красоту забайкальской природы и культуру региона, уважающего людей, живущих рядом, имеющего начальные сведения о природе и истории края, владеющего первоначальными умениями безопасности жизнедеятельности в условиях Забайкалья.

Задачи курса:

- формирование у учащихся начальных представлений о природе, истории и культуре родного края;

- познакомить учащихся  со своеобразием забайкальских и бурятских сказок;

- воспитание у младших школьников любви и ответственного отношения к родной природе и людям, живущим на забайкальской земле, чувства гордости за свою малую Родину как часть великой России;

- развитие у младших школьников эмоционально-чувственной сферы в процессе изучения природы, истории и культуры края;

- расширение личного опыта взаимодействия младших школьников с природой и людьми и развитие у них наблюдательности и познавательного интереса к социоприродному окружению школы;

- приобретение учащимися первоначальной компетентности в вопросах сохранения окружающей среды и собственного здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности, правильного поведения в природной и социальной среде;

- формирование коммуникативной компетенции младших школьников при организации работы с книгами для чтения «Родное Забайкалье», «Моя малая Родина»;

- приобщить к легендам Забайкалья, положенным в основу творчества многих сибирских писателей;

- создание творческого содружества семьи и школы, включение семьи в единое воспитательное пространство школы.

Подходы и принципы, лежащие в основе моделирования и реализации программы курса.

При разработке программы курса «Забайкаловедение» для общеобразовательных школ Забайкальского края авторы основывались на следующие идеи проекта Концепции Государственного образовательного стандарта (ГОСа) общего образования (2007, А.М. Кондаков, А.А. Кузнецов и др.):

- социальное развитие как формирование российской и гражданской идентичности на основе принятия учащимися демократических ценностей;

- развитие толерантности и умений жить в поликультурном обществе;

- воспитание патриотических убеждений;

- освоение основных социальных ролей, норм и правил;

- освоение универсальных способов деятельности.

В основу программы курса положен деятельностный подход как приоритетный в соответствии с идеологией проекта Концепции ГОСа общего образования. Актуализация и последовательная реализация деятельностного подхода на практике «…повышает эффективность образования по следующим показателям:

- придание результатам образования социально и личностно значимого характера;

- более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;

- возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;

- существенное повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых;

- обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания

В соответствии с концепцией проекта ГОСа второго поколения основные результаты обучения и воспитания учащихся выражаются в достижении определённого уровня развития:

- личностного;

- социального;

- познавательного;

- коммуникативного.

Организация занятий по программе курса основывается на ряде принципов.

Принцип гуманизации: на занятиях необходимо создавать атмосферу доверия и сотрудничества; учитель старается предоставить возможность каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и личный опыт, реализовать себя в разных видах познавательной деятельности, а также в играх и в процессе создания творческих работ.

Принцип научности и принцип доступности выдержан авторами учебных пособий в традиционном отборе содержания курса.

Принцип сезонности является систематизирующим при структурировании материала 1 модуля программы курса «Забайкаловедение», посвящённого изучению природного наследия Забайкалья, взаимодействия человека и природы в условиях региона.

        Принцип единства логического и эмоционально-чувственного познания окружающей природной среды выражается в сочетании естественнонаучных методов с гуманитарными при изучении природы.

Принцип практической направленности заключается в ориентире учителя при реализации программы курса не только на содействие учащимся в овладении знаниями и умениями, но и на создание условий для развития коммуникативной компетенции как интегрированной общепредметной компетенции, направленной на непрерывное образование в современном информационном обществе. В разработанной  программе акцентируется внимание на развитие личного опыта человеко- и природосберегающей деятельности школьников в процессе занятий в социоприродном окружении школы. Важно опираться на личный опыт школьников при раскрытии каких-либо закономерностей или решении конкретных экологических проблем. В такой ситуации учащиеся осознают уникальность собственного опыта и приучаются сберегать его в сознании как основу для новых знаний и осмысленных действий.

Принцип креативности: в программе предусмотрены задания на организацию творческой деятельности учащихся, в процессе которой человек наряду с материальными и духовными ценностями создаёт и самого себя как личность.

Принцип активизации межличностного общения учащихся заключается в процессе реализации курса посредством различных заданий и упражнений, работы с книгой для чтения, взаимодействия с родителями и другими людьми как источником знаний о Забайкалье, направленных на формирование у младших школьников коммуникативной компетенции как одного из факторов успешности обучения в последующие годы. Создание развивающей образовательной среды происходит в сотрудничестве с социальными партнёрами школы, например, учреждениями дополнительного образования, культуры (музеи, выставочные залы, библиотеки, театр и т.п.).

Принцип структурирования содержания на основе рефлексии: содействие учащемуся в осознании цели каждой темы и от неё – к осознанию результата обучения (каждое занятии предполагает цели для учащихся в виде вопроса: «Чему я научусь?», заканчивается же занятие целенаправленно разработанными учителем рефлексивными вопросами или упражнениями).

Продолжительность курса: всего – 34 часов,  1 час в неделю.

Учебно-методическое обеспечение курса «Забайкаловедение».

Требования к учебным умениям и навыкам учащихся

по курсу «ЗАБАЙКАЛОВЕДЕНИЕ»

Учащийся должен уметь:

- выполнять действия по плану;

- сравнивать, сопоставлять предметы и явления природы;

- осмысливать прочитанное;

- определять главную мысль текста;

- пользоваться энциклопедиями, словарями;

- записывать библиографические данные книги;

- вести диалог.

Знать:

- название городов Забайкальского края;

- основные достопримечательности своего населённого пункта;

- народы, населяющие Забайкальский край;

- распространённые в Забайкалье современные профессии и ремёсла коренных народов края.

Уметь характеризовать:

- значение труда как основы жизни каждого человека и общества в целом;

- роль семьи в общественной жизни;

Уметь применять знания на практике:

- показывать на глобусе, карте мира и карте Российской Федерации географическое положение Забайкальского края, столицу и свой населенный пункт;

- соблюдать правила поведения в транспорте, на дороге;

- соблюдать основные правила этикета общения в семье и школе.

В процессе изучения «Забайкаловедение», учащиеся получат возможность развить свои способности, освоить элементарные естественнонаучные, обществоведческие и исторические знания, научиться наблюдать, экспериментировать, измерять, моделировать. В результате поисковой, экспериментальной, исследовательской деятельности у младших школьников сформируются не только предметные знания и умения, но и универсальные учебные умения, коммуникативные, регулятивные, познавательные.

Личностные результаты  курса  «Забайкаловедения»

У выпускника будут сформированы:

  • положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;
  • готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей;
  • осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;
  • понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого отношения между её членами;
  • осознание себя как гражданина своего Отечества, обретение чувства любви к родной стране, к её природе, культуре, интереса к её истории, уважительное отношение к другим странам, народам, их традициям;
  • умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами;
  • навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе;
  • осознание ценности природы не только как источника удовлетворения потребностей человека, но и её значение для здоровья человека, развития эстетического восприятия мира и творческих способностей;
  • понимание важности здорового образа жизни.

У выпускника могут быть сформированы:

  • стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;
  • зарождение элементов гражданского самосознания (российской идентичности), гордости за свою Родину, российский народ, интерес к образу жизни народов, населяющих родной край, уважения к прошлому своих предков, желания продолжить их добрые дела;
  • стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности, с нарушениями здоровья;
  • эстетическое восприятие природы и объектов культуры, стремление к красоте, желание участвовать в её сохранении;
  • осознание личной ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы с гербарием, коллекцией, с контурными картами и др.)
  • принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
  • планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами;
  • действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради;
  • контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя);
  • оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.

Выпускник получит возможность научиться:

  • оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;
  • ставить учебно-познавательные задачи перед чтением учебного текста и выполнением разных заданий (перед выполнением наблюдения и опыта, практической работы с гербарием, коллекцией, географической и исторической картой и др.);
  • проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;
  • адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи;
  • осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;
  • понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию;
  • применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;
  • подводить под понятие (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) на основе выделения существенных признаков природных и социальных объектов;
  • наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы;
  • использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения природных явлений;
  • осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осмысливать цель чтения, выбор вида чтения в зависимости от цели;
  • сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет;
  • обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в словесной форме, переводить в изобразительную, схематическую, табличную);
  • дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы), создавать собственные;
  • осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочных занятиях.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  • аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог);
  • вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;

Выпускник получит возможность научиться:

  • оперировать в речи предметным языком – правильно (адекватно) использовать естественнонаучные, исторические, обществоведческие понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог;
  • планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия;
  • проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам;
  • уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего дела.
  • участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации).

Предметные результаты

Выпускник начальной школы в результате изучения курса «Забайкаловедение» научится:

  • приводить примеры представителей разных групп растений (дикорастущих и культурных, хвойных и лиственных деревьев, кустарников и трав), грибов (съедобных, ядовитых, пластинчатых, трубчатых), животных (зверей, птиц, насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся);
  • различать на физической карте с помощью окраски и условных знаков формы суши (горы, равнины) виды водоёмов (реки, озёра, моря), залежи разных полезных ископаемых  родного края;
  • находить и показывать на карте и глобусе горы и равнины, крупные реки и озёра Забайкальского края;
  • объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека; 
  • находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде, оценивать положительное и отрицательное влияние человеческой деятельности на природу, участвовать в природоохранной деятельности в Забайкальском крае;
  • вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, сезонными изменениями в природе, погодой, за последовательностью развития из семени цветкового растения;
  • использовать готовые модели (глобусы, карты, рисунки-схемы, муляжи, рельефные макеты холма, оврага и др.) для изучения строения изучаемых объектов, объяснения природных явлений, нахождения географических объектов и др.;
  • измерять температуру (воздуха, воды, своего тела), пульс, рост человека;
  • выращивать растения одним из способов (из семян, стеблевого черенка, листа).

Выпускник получит возможность научиться:

  • вести фенологические наблюдения и предсказывать погоду по местным признакам;
  • объяснять отличия климатических условий в Забайкальском крае, приспособляемость растений и животных к разным природным условиям;
  • готовить сообщения о необычных явлениях природы; о способах сохранения чистоты водоёмов, суши, защиты растений и животных и др.;
  • обобщать и систематизировать полученные знания (информацию из разных источников об изучаемых объектах и природных процессах, результаты наблюдений за объектами природы, результаты эксперимента);
  • участвовать в проектной деятельности (предложенной автором учебника и собственных вариантов), проводя исследования с использованием дополнительной литературы, включая Интернет, собственные наблюдения; презентовать результаты своей работы.

В результате изучения историко-обществоведческого материала курса «Забайкаловедение» выпускник научится:

  • воспринимать окружающий мир целостно в единстве природы, человека и общества; в единстве народов, культур, религий;
  • ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми;
  • рассказывать о своей семье, о домашнем хозяйстве, о профессиях членов семьи, о внимательном и заботливом отношении друг к другу, о традициях и реликвиях семьи на основе информации, собранной из собственных наблюдений, по рассказам старших членов семьи, из фотографических альбомов и др.;
  • использовать элементарные обществоведческие и исторические понятия для решения учебно-познавательных задач;
  • узнавать государственную символику РФ и Забайкальского края;
  • находить на карте Забайкальский край, её столицу город Читу, города Забайкальского края, свой район, его административный центр Алек – Завод. показывать на отдельных исторических картах места изученных исторических событий;
  • понимать, что такое Родина, родной край, малая родина;
  • анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте, реконструировать исторические события по отражающим их репродукциям картин; описывать (пересказывать) изученные события из истории Забайкальского края;
  • готовить небольшие сообщения о достопримечательностях Читы, демонстрируя фотографии (репродукции картин, открытки) государственных зданий, исторических памятников, театров и других объектов культуры;
  •  рассказывать об исторических деятелях; приводить примеры открытий, фактов и событий культуры, истории общества, оценивая их значимость в жизни людей и государства;
  • различать прошлое и настоящее Забайкальского края; соотносить исторические события с датами, конкретную дату с веком; определять последовательность важнейших событий в истории  Забайкальского края;
  • рассказывать по результатам экскурсий о достопримечательностях, памятных местах, исторических памятниках, известных людях родного города (села, районного центра).

Выпускник получит возможность научиться:

  • оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т.д.); физическую и духовную красоту человека, его поступков, трудолюбие и мастерство;
  • соблюдать морально-этические нормы поведения в семье, школе, учреждениях культуры и других общественных местах; заботливо относиться к младшим, уважать старших, быть внимательным к людям с нарушением здоровья;
  • различать нравственные и безнравственные поступки, давать адекватную оценку своим поступкам;
  • составлять родословную своей семьи;
  • объяснять символический смысл цветных полос российского флага, изображений на гербе России, Москвы, своего региона;
  • рассказывать по рисункам, схематическому плану об устройстве старинной избы, старинного города, о предметах быта, одежды, о военных действиях известных полководцев (по материалам учебника и экскурсиям в краеведческий, исторический музеи, на местном материале);
  • рассуждать о прошлом, настоящем и будущем  родного края; 
  • находить дополнительную информацию об исторических деятелях, князьях, царях, императорах, полководцах, учёных, изобретателях и других выдающихся деятелях России; оценивать их вклад в сохранение независимости нашего государства, в развитие культуры и благосостояния народов, населяющих её;
  • использовать дополнительную литературу (словари, энциклопедии, детскую художественную литературу) с целью поиска ответов на вопросы, извлечения познавательной информации об образе жизни, обычаях и верованиях наших предков, о религиозных и светских праздниках народов, населяющих родной край, для создания собственных устных и письменных сообщений;
  • изображать предметы с осевой, центральной, переносной симметрией;
  • моделировать (по желанию) из бумаги, пластилина, глины и других материалов старинные городища, старинную одежду, предметы быта, военные доспехи дружинников и др.

В результате изучения правил безопасной жизни выпускник научится:

  • осознавать ценность здоровья и здорового образа жизни; 
  • оценивать опасность некоторых природных явлений, общения с незнакомыми людьми;
  • соблюдать правила личной гигиены, безопасные нормы поведения в школе и других общественных местах;
  • соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города;
  • объяснять безопасные правила обращения с электричеством, газом, водой;
  • составлять и выполнять режим дня.

Выпускник получит возможность научиться:

  • сохранять здоровье своего организма, его внутренних органов и органов чувств;
  • следовать правилам здорового образа жизни;
  • соблюдать правила противопожарной безопасности;
  • оказывать первую помощь при лёгких травмах (порез, ушиб, ожог).

Учебно-тематический план курса «Забайкаловедение» 2 класс

Тема урока

Основное содержание

Перечень слов

для словаря

Формируемые

умения

Кол-во

час

Дата

1.

Введение

Цели и задачи курса «Забайкаловедение». Забайкалье – удивительный край

Забайкаловедение, Забайкалье

1

I. В НЕКОТОРОМ ЦАРСТВЕ, В НЕКОТОРОМ ГОСУДАРСТВЕ

3

2.

Бурятская народная сказка

«Молодец Гуун Сээже, сын старика Таряаши».

Знакомство со спецификой  бурятской сказки. Отражение жизни народа  в сюжете, образах  и языке.

Иллюстрирование текста

1

3.

Русская сказка Забайкалья.

«Про кота Котофеича»

Знакомство со спецификой забайкальской сказки, со спецификой забайкальского говора. Знать особенности забайкальских сказок, уметь пересказывать их, понимать исторические черты забайкальских сказок.

Творческий пересказ текста. (ТПТ).

1

4.

«Эвенк и змея».

Описание.

Умения по безопасности жизнедеятельности.

1

II. ЛЕГЕНДЫ ЗАБАЙКАЛЬЯ

4

5.

Е.Иманакова.

«Сказание о рождении Даурии».

Знакомство с жанром «сказание» и «легенда».  Учиться понимать специфику жанра, уметь читать и понимать отличительные  особенности произведения.

ТПТ

1

6.

Г. Юргенсон.

«Аквамарин - камень дружбы и верности».

Аквамарин, самоцветы.

 Работа с термометром.

Умения по безопасности жизнедеятельности

1

7.

Н. Кузаков.

«Вещий Ворон».

1

8.

Н. Пахомов

«Алханай».

Описание

1

III. ВЕСЕЛЫЕ СТРАНИЦЫ

8

9.

Н.Ярославцев.

«Почему растут усы».  «Гости». Частушки.

Знакомство  с биографией Н. Ярославцева, своеобразие его веселых стихов. ритмичность стихотворной речи.

частушка

Иллюстрирование текста

Исполнение частушек, сочинение частушек

1

10.

Г. Пахомов.

«Нофелет». «Тикота». «Живое зеркальце». Страшилка.

Знакомство с пилиндромами . Понимание значение слова, умение составлять языковые игры.

Иллюстрирование текста

Сочинение стихов, страшилок. Изготовление поделки «Кит».

1

11.

Г. Граубин .

«Зубрила».  «Окно». «Косолапый музыкант».

Переплетение фантазии и реальности в стихах Г. Граубина.

1

12.

Г. Граубин.

«Кряква». «Грибовоз».

Опрос

1

13.

Б. Макаров.

«Земляника».  «Жук».  «Ночь».

Понимание особенностей  сатирических и юмористических стихов и рассказов забайкальских поэтов.

Описание. ТПТ

1

14.

А. Озорина.

«Ссора».

1

15.

Б. Кузник,

Э. Кузник.

«Первая встреча».

Усвоить нравственные представления через рассказ о взаимоотношении человека с домашними  животными. История  создания книги как пример понимания источника сюжета.

Иллюстрирование

1

16.

Б. Макаров

«Наш щенок». «Слепая свинья».

Наблюдение. Описание

1

IV.  НАШ КРАЙ ВЧЕРАИ СЕГОДНЯ

5

17.

Николай Суханов.

«Древние тропинки».

Юрий Курц.

Казачья походная. «Батюшка Байкал».

Любовь к «малой Родине» - главное в творчестве  бурятких поэтов и писателей. Фрагментарное знакомство с историей нашего края, отраженной в произведениях для детей.

Наблюдение

1

18.

В. Карабанов.

«Павел Маккавеев».

ТПТ

1

19.

Арсалан жамбалон.

«Маленький Чабан».

Борис Костюков.

«Нянька».

Знакомство с бурятскими обычаями и законами. Взаимоотношения в семье, где сын продолжает дело отца.

1

20.

Борис Костюков. «Нянька».

Знакомство с бурятскими обычаями и законами. Взаимоотношения в семье, где сын продолжает дело отца.

1

21.

Цыдып Жамбалов «Погоди-ка, сынок».

1

V. Я ШАГАЮ ПО НАШЕМУ КРАЮ

22.

Иннокентий Луговской.

«Лесная загадка».

Неповторимый облик зимней природы  Забайкалья в стихах сибирских поэтов.

1

23.

Георгий Граубин.

«Певучие градусы». «Замарашка».

Наблюдение. Описание

1

24.

Юрий Курц

«Февраль- бокогрей»

Знакомство со старинным народным календарем, вобравшим многовековый опыт народа. Работа над значением слова в народной поэзии.

1

25.

Виктор Новолодский.

«Подснежники».

Решение экологических проблем в книгах забайкальских писателей. Знакомство  с понятием «Красная книга». Форма решения проблемы.

1

26.

Георгий Граубин.

«Подснежники».

Николай Ярославцев. «Живые звездочки».

Владимир Сажин. «Солнце село за сопками». Борис Макаров. «Подсолнух».

Неповторимый облик родной природы, создание художественного образа в стихотворении. Умение увидеть необычное и передать это в слове. Понимание значения единства формы и содержания.

27.

Отрывок из книги «Четырехэтажная тайга».

Г. Граубин – один из талантливейших писателей Забайкалья с миром именем. Его место в детской литературе.

28.

Михаил Вишняков.

«Полосатые друзья».

Понимание значимости  стихов забайкальских писателей в решении нравственных проблем , острота взгляда художника, нашедшего отражение в стихах.

29.

Николай Савостин. «Олень». Борис Макаров. «Соболь».

Понимание значимости  стихов забайкальских писателей в решении нравственных проблем , острота взгляда художника, нашедшего отражение в стихах.

30-31.

Георгий Граубин.

Как в тереме живут (глава из книги «Моя страна Сибирь»).

Решение экологических проблем в книгах забайкальских писателей. Знакомство  с понятием «Красная книга». Форма решения проблемы.

2

32.

Евгений Куренной. «Кедровкины кладовые».

Умение увидеть необычное и передать это в слове. Понимание значения единства формы и содержания.

33-34

Василий Никонов.

Малыш (глава из повести «Приключения Сохатенка»)  

Взаимоотношения между миром людей  и миром живой природы. Знакомство с писателем В. Никоновым.

Учебно-тематический план курса «Забайкаловедение»

«Природное наследие Забайкалья» (3 класс)

Тема урока

Основное содержание

Перечень слов

для словаря

Формируемые

умения

Кол-во

час

Дата проведения

Введение

Цели и задачи курса «Забайкаловедение». Забайкалье – удивительный край

Забайкаловедение, Забайкалье

1

I. ПРОЩАНИЕ С ЗАБАЙКАЛЬСКИМ ЛЕТОМ

3

§ 1.

Сенокос на лугу

Значение разнотравья забайкальских лугов и степей для выпаса животных. Пора сенокоса

Разнотравье. Пастбища. Стадо. Отара. Табун. Чабан. Сенокосилка

Входная диагностика.

Иллюстрирование текста

1

§ 2.

Ягоды

Ягоды Забайкалья. Правила сбора ягод. Пожар – главный враг лесных ягод. Ядовитые и несъедобные ягоды

Витамины. Жимолость. Падь. Тараножка. Вороний глаз

Творческий пересказ текста. (ТПТ). Рекламирование продукта. Умения по безопасности жизнедеятельности

1

§ 3.

Грибы

Отличие грибов от растений. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.

Грибы. Трутовики. Грибница. Плодовое тело. Споры.

Описание.

Умения по безопасности жизнедеятельности.

1

II. ОСЕННЯЯ ПОРА В ЗАБАЙКАЛЬЕ

6

§ 4.

Дары полей и огородов

Сбор урожая на полях и дачах Забайкалья. Условия выращивания и хранения овощей

Ранетки. Облепиха. Сорт. Фитофтора. Квашение

ТПТ

1

§ 5.

Первые заморозки

Начало заморозков. Влияние заморозков на растения и животных. Опасности первого льда

Заморозки. Иней. Шуга. Термометр

 Работа с термометром.

Умения по безопасности жизнедеятельности

1

§ 6.

Золотой наряд

Красота забайкальской осени. Почему листья меняют свой цвет. Хвойные и лиственные деревья осенью

Хлорофилл. Вечная мерзлота

Сбор гербария

1

§ 7.

Кедровые орешки

Значение кедровой сосны для людей и животных. Распространение кедра в Забайкалье. Защита кедра – дело серьезное

Кедровая сосна. Кедровка. Колот. Молотилка. Кедровый стланик

Описание

1

§ 8.

Кто где живет?

Разнообразие растений и животных Забайкалья. Взаимосвязь растений, животных и среды обитания

Сибирская тайга. Степь. Горные хребты. Сопки

Описание

1

§ 9.

Журавли на полях

Оседлые, кочующие, перелетные птицы Забайкалья. Торейские озера – журавлиные места

Оседлые, кочующие, перелетные птицы. Торейские озера. Особо охраняемая природная территория. Даурский заповедник

Работа с картой Забайкальского края

1

III. ЗАБАЙКАЛЬСКАЯ СУРОВАЯ ЗИМА

12

§10.

Природа готовится к зиме

Значение листопада в жизни растений. Зимние квартиры животных

Листопад. Лесная подстилка. Запасные питательные вещества. Почки растений

Иллюстрирование текста

1

§11.

Зимние запасы животных

Запасливые звери

Сеноставки

Составление таблицы

1

§12.

Вышел соболь на охоту

Жизнь соболя. Значение для человека. Взаимосвязь животных и растений в лесу

Соболь. Колонок. Горностай. Пушнина

Составление схемы

1

§13.

Белый ковер

Особенности зимы в Забайкалье. Зима на реке

Наледь

Опрос

1

§14.

Охотники и браконьеры

Правила охоты. Помощники охотника – лайки. Браконьеры

Зимовье. Лицензия. Браконьеры

Описание. ТПТ

1

§15.

Зимняя погода

Особенности погоды зимой в Забайкалье. Опасности для здоровья людей зимой

Снегопад. Оттепель. Наст. Обморожение

Наблюдение.

Умения по безопасности жизнедеятельности

1

§16.

Что такое дым?

Источники дыма. Влияние дыма на здоровье человека

Сажа. Летучие вещества. Компост. Раковые опухоли

Иллюстрирование

1

§17.

Зимующие птицы

Испытание для птиц – зимние морозы. Питание различных птиц в зимний период

Свиристели. Щуры. Ястреб. Дубонос.

Наблюдение. Описание

1

§18.

Идем по следу

Страницы «белой книги природы». Следы разных животных. Использование знаний следов животных человеком

Шатуны. Зимние учеты. Сохондинский заповедник

Иллюстрирование наблюдения

1

§19.

Пришли дзерены

Жизнь забайкальской антилопы. Охрана дзеренов от браконьеров

Дзерены. Зерентуй

Иллюстрирование текста

1

§20.

Красная книга

Охрана редких и исчезающих животных Забайкалья. Красная книга – сигнал бедствия

Красная книга. Реликтовая чайка. Амурский тигр

Описание

1

§21.

Белый месяц

Признаки приближающейся весны. Народные праздники прощания с зимой и встречи весны у русского и бурятского народа

Проталины. Масленица. Сагаалган. Дугжууба

Сравнение

1

IV. ДОЛГОЖДАННАЯ ВЕСНА

9

§22.

Жизнь подо льдом

Особенности жизни растений и животных подо льдом. Характеристика природных явлений: замора, нереста, ледохода

Замор. Нерест. Ледоход

Наблюдение

1

§23.

Береги воду

Использование воды человеком. Загрязнение воды. Подземная вода. Минеральные воды. Способы экономии воды

Водохранилища. Минеральная вода. Очистные сооружения

ТПТ

1

§24.

Весеннее пробуждение

Жизнь растений весной. Цветение деревьев и кустарников. Опасности для человека в лесу весной. Меры профилактики от укусов таёжными клещами

Верба. Таёжный клещ. Йодантипирин

Наблюдение. Иллюстрирование. Умения по безопасности жизнедеятельности

1

§25.

История консервной банки

Борьба с мусором. Вторичная переработка. Россия – наш дом, мы должны соблюдать чистоту в нём

Вторичная переработка. Алюминий

Наблюдение за поведением людей. Иллюстрирование

1

§26.

Летят птицы

Перелетные птицы Забайкалья. Изучение птиц

Клин. Даурская галка. Жаворонки. Дрофы. Кольцевание. «Птичья вахта»

Описание

1

§27.

Первоцветы

Виды цветущих растений ранней весной. Сохраним красоту

Первоцветы. Прострел. Ургуй. Даурский рододендрон. Багульник

Сочинение

1

§28.

Пожар в лесу

Причины возникновения лесных пожаров. Вред пожаров

Наводнение. Пожары. Верховой пожар

Иллюстрирование

1

§29.

Время сажать деревья

Значение озеленения городов и посёлков для жизни человека. Породы деревьев, используемых в озеленении в Забайкалье

Тополь. Ильм. Карагана. Питомники

ТПТ, разработка проекта по озеленению школьной территории

1

§30.

Раны земли

Причины возникновения оврагов. Борьба с оврагами

Почвы. Овраги. Пыльные бури

Описание

1

V. ЛЕТО ПРИШЛО

4

§31.

Птицы на гнёздах

Жизнь птиц летом. Забота о потомстве. Правила поведения у обнаруженного гнезда

Кулик. Чомга. Скалистый голубь. Каменка

Иллюстрирование. Описание

1

§32.

Жизнь муравейника

Как живут муравьи. Наблюдения за деятельностью муравьёв. Охрана муравейников

Муравьи-древоточцы. «Царица». Рабочие пчёлы. Тля

Наблюдение. Описание

1

§33.

Твой летний отдых

Правила летнего отдыха на природе. Забота о здоровье летом. Места отдыха в Забайкалье. Виды активного отдыха

Купание. Перегрев. Солнечные ожоги. Ивано-Арахлейский заказник. Национальный парк «Алханай»

Составление схемы. Умения по безопасности жизнедеятельности

1

§34.

Забайкалье – моя Родина

Любовь к Родине начинается с охраны природы

Родина. Отечество

Диагностика общеучебных умений и навыков

1

Учебно-тематический план «Забайкаловедение»

«Основы знаний об истории и культуре края» (4 класс)

Тема урока

Основное содержание

Перечень слов

для словаря

Формируемые

умения

Кол-во

час

Дата проведения

1.

Введение

Цели и задачи курса «Забайкаловедение». Забайкалье – удивительный край

Забайкаловедение, Забайкалье

1

I. СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ.

10

2.

Когда гремели вулканы.

О чем рассказал карбон. Чудовища вымерли и поделом. Когда гремели вулканы. Дохнуло холодом неспроста.  Зеленый поход. Не жалей, что не стало тропиков. Повторение пройденного.

Карбон, бурый уголь, каменный уголь, ледник

Входная диагностика.

Иллюстрирование текста

Конкурс рисунков

Тест.

1

3.

Спроси у археологов

Спросим у археологов. Как проходной двор. Чингисов камень. Чаша Чингисхана. У страха глаза велики.

Археология, археолог, Чингисхан.

1

4.

Сибирь. Забайкалье. Чита.

Сибирь. Забайкалье. Чита. Прямая всегда короче, но… Проверим арифметической письмо. Острог построить не удалось. Строганые крепости? Значит остроги.

Сибирь, чалдоны, гураны, обламы, надолбы, чеснок, землепроходцы.

1

5-6.

Русских не запугаешь.

Меняем рухлядь на серебро. Воевода Ванюшка Николаев. Наказ на все времена. Русских не запугаешь. Сидельцы и гости. Серебряный звон. Галеры вовсе ни причем. Память.

Эвенки, якуты, буряты, аманат, куны, гостиные дворы, приказчики

2

7

След в истории.

Неистовый протопоп. И цари бывают липовые. Из Смоленки? Значит смоленский. След в истории.

Боты, Аргалей, Ильдикан и т.д.

1

8-9

Во глубину сибирских руд.

Во глубину сибирских руд. Пушкин в Забайкалье. Опасное знакомство. «Веселый день, не для меня». Амур наш!  Имя на карте. Стержень.

Декабристы, каторга, ссылка, крепость, Чернышевкий

2

10

Заглянем в телефонную книгу.

Заглянем в телефонную книгу. Республика с самым коротким  именем. Граница на замке.  1941-1945.

Японца, ДВР, великая отечественная война

1

11

Забайкальский край.

Богатыри снова расправили плечи. БАМ. Забайкальский край.

БАМ

II. ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ.

3

12

Чита не сразу строилась.

Чита не сразу строилась. Хитрый остров. Прифронтовой город. Даже ваше солнце любит литературу.  Миг победы.

Забайкальская осень.

Иллюстрация текстов. Сбор  слов Забайкальцев.

1

13.

От Гантимура до Гантимуровых.

От Гантимура до Гантимуровых. Мэндэ. Яблок на хребте нет. Хорошо бы поставить знак.

Чум, оленеводство, лук,

1

14.

Язык один, да не все понятно.

Хлеб да соль. Язык один, да не все понятно.  Пионеры были, а юкки нет.

Падушка, братан, тянигус, сундалой, хлынять

1

III. ДАВАЙ ПОЙДЕМ С ТОБОЮ В ЛЕС, В СТРАНУ ЗАГАДОК И ЧУДЕС.

4

15.

О чем поведал лубоед.

Приглашение. Сколько леса у нас? О чем поведал лубоед?

Пальмы, магнолии, орешники, дубы, хвойные леса, сигилляры и коломиты.

Изготовлении аппликации, разгадывание кроссвордов, составление правил сбора грибов. Тест.

1

16.

Заглянем в подвалы леса.

Деревья держат оборону. Самая скорая помощь. Заглянем в подвалы леса. Зачем тайге якоря? Когда деревья спят, когда растут?

Якорные деревья, углеводы, кислород

1

17.

Сахар, крахмал и масло.

Сахар, крахмал и масло. Без леса грибы не вырастут, и лесу с грибами лучше. А вот и еще кормильцы.

грибы

1

18.

Даурские хитрости.

Даурские хитрости. Белая звезда. Будем беречь природу.

Эдельвейс, антипола

1

IV.  КТО В ТЕРЕМЕ ЖИВЕТ?.

3

19-20

Большая семья.

Большая семья. Боюсь, что не все поверили. И вам приятного аппетита. Медведь задает загадки. И тля удивляет тоже. Чтоб не отстать от мамы. Таежный телеграф. Тайная доска объявлений. Компас у всех один.

Дикуша, телеграф, соболь, охотовед, малун, фитонциды

Работа с деформированным текстом. Иллюстрация текстов. Тест.

2

21.

Возвращение.

Куда улетают птицы. Возвращение. Рыба плавает по дну. Чей хвост. короче. Заяц белый, куда бегал? Спячка лучше чем сон.

1

V. НЕУЖТО ПЛАНЕТА ПЕРЕВЕРНУЛАСЬ?

4

22.

Чего не знали земляки.

Чего не знали земляки. Неужто планета перевернулась. Отчего ртуть замерзла. Злые духи подземелья.

Вечная мерзлота, ртуть, стекольный завод, императрица Екатерина II.

Кроссворд. Иллюстрации к текстам. Разработка советов. Тест.

1

23.

Зимний холод бьет как молот.

Зимний холод бьет как молот. Ледяной кипяток. Водяной воровался в дом. Друг или враг? Куросиновая выручка. Озеро – хорошо, а болото – лучше. Дед-Мороз всегда поможет.

Антарктида, Заполярье, венная мерзлота

1

24.

Куда убегает дождь?

После зимы – весна. Да не всегда красна. Да не все так плохо. Куда убегает дождь?

25.

Климат людей закаляет.

 Удивил Америку дичок. Если есть умение – выживет растение. Меха красивы от мороза. Климат людей закаляет. Д здравствует новый овечий наряд!

Подорожник, вереск, соболь, овцы.

VI. ЭКО+ЛОГИЯ=ЭКОЛОГИЯ

4

26.

Без леса нам никак нельзя.

Без леса нам никак нельзя. Не только кислородная машина. Не печаль, а больше горе. Волки не курят,  медведи не пьют, но кто поджигает лес?

Лесной пожар

Работа с загадками. Работа с красной книгой. Работа со словарем. Написание сочинений. Тест.

27.

Заповедывать означает – предписывать.

Красный светофор природы. А нельзя ли зажечь зеленый? Живи спокойно, тарбаган. Заповедывать означает – предписывать. Отчий дом и гостиница. И мы в ответе за Байкал.

Байкал, красная книга Забайкалья, лесные новоселы, заповедник

28.

Друзья или враги?

Лекари – невидимки. Будь здоров , теленомус. Друзья или враги? И муравьишки помогают лесу. Нужны природе волки? И комары нужны.

Невидимки - лекари

29.

Не все хорошее хорошо.

Этот таинственный ПДК. Если поможет космос. Не взрывать же наши сопки.  Выжить Кенону помогут моллюски и комары. Не все хорошее хорошо. Взять бы пример с японцев.

ПДК, сакура

VII. БЕЛЫЙ ГОРОД.

4

30.

Подземное царство города.

Караси не обиделись. Подземное царство города. …И его обитатели. Телефонные хитрости. Невидимки не унимаются. Хорошо, что нет трамваев.

ГРЭС, трамвай

Конкурс детского творчества.

Создание хронологической таблицы.

«Вехи истории родного края»

31-32

Белый город.

Пора заглянуть в театр. Пойдем на сцену и удивимся. Обязательно будет сказка. Волокита в четверть века. Сорок секунд на выезд. Не красна изба углами. Белый город.

Театр, драматический театр,

33

Расшифруем наш  герб.

Расшифруем наш  герб.

герб

VIII. НАША МАЛАЯ РОДИНА.

2

34.

Наш район.

Александрово – Заводский район.

Проект «Моя Родословная». Оформление фотовыставки.Проект «Люди села»

Создание карты района.

Создание книжки-раскладушки «Улицы родного города (села)».

Проект «Моя малая Родина»

35.

Наше село.

Село в котором мы живем.

36.

Итоговое занятие.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина Рос...

Рабочая программа1 класс. Русский язык. Литературное чтение.

Рабочая пограмма составлена на основе базисной программы общеобразовательного учреждения начальная школа. В основе программы лежит концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражда...

Рабочие программы2 класс "Школа России" ФГОС

Представлены планировки по русскому языку, литературному чтению, метематике, окружающему миру, технологии, физической культуре для 2 класса по программе 2ШКОЛА рОССИИ" фгос 2 ПОКОЛЕНИЯ НА 2016-2017 УЧ...

Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"

Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...

Рабочие программы1 класс (2022-2023 уч.год)

Рабочие программы  1 класс...

рабочая программа3 класс

рабочая программа Школа России 3 класс...

Рабочие программы класс Школа России

В данном материале находятся рабочие программы, для 1 класса по УМК "Школа России". По математике, технологии, русскому языку (букварный и после букварные периоды), литературному чтению, окр...