Программа внеурочной деятельности "Моё Заполярье"
рабочая программа (3 класс)

Иванова Фаина Владимировна

Программа кружка "Моё Заполярье" для  учащихся  Мурманской области

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moyo_zapolyare_3_klass.docx63.18 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                   

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Моё Заполярье»

3 класс

Программу составила:

Иванова Ф.В.

2019-2020 учебный год

Пояснительная записка

Программа по внеурочной деятельности  «Моё Заполярье» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373  «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от  31.12.2015 года №1576),  с учётом Примерной основной образовательной программы начального общего образования (ОДОБРЕНА решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию  (протокол  от 8 апреля 2015 г. № 1/15),

 Актуальность программы  заключается в предоставлении возможности  развивать  познавательную активность, творческие способности  в процессе учебно-исследовательской деятельности, подготовки к написанию проектных  работ.

Программа  имеет краеведческую, туристическую,  социальную, экологическую направленность, которая определяется особой актуальностью в условиях современного мира., помогает формированию интереса к изучению истории, культуры, природы родного края, активной гражданской позиции, социальных компетенций – избирательной, экологической, общекультурной, коммуникативной.

Программа  носит развивающий характер, так как главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого,  но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем.  Ребята  должны  быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие  занятия,  в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать  новое, быть открытыми  и  помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности,  уметь оценивать результаты своих действий, видеть проблему, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, классифицировать по различным признакам, обсуждать парадоксальные проблемы,  структурировать материал,  доказывать верность своих идей.

Программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год.

1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности  «Моё Заполярье»

В  итоге изучения курса  внеурочной деятельности   у обучающихся будут получены следующие   результаты:

Личностные результаты

У обучающегося  будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы;
  • учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • способность к оценке своей учебной деятельности;
  • основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
  • установка на здоровый образ жизни;
  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  • выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;
  • устойчивого учебно­познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
  • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
  • установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;
  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

Выпускник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • использовать знаково­символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  • основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
  • устанавливать аналогии;
  • владеть рядом общих приемов решения задач.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей;
  • произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
  • задавать вопросы;
  • контролировать действия партнера;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.

Метапредметные результаты 

Чтение. Работа с текстом

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Обучающийся  научится:

  • находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
  • определять тему и главную мысль текста;
  • делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
  • вычленять содержащиеся в тексте основные события и
    устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
  • сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака;
  • понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
  • понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
  • понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
  • использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
  • ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Выпускник научится:

  • пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
  • соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
  • формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
  • сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
  • составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Выпускник получит возможность научиться:

  • делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования;
  • составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.

Работа с текстом: оценка информации

Выпускник научится:

  • высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
  • оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
  • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
  • участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Выпускник получит возможность научиться:

  • сопоставлять различные точки зрения;
  • соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.

Формирование ИКТ­компетентности обучающихся

Обучающиеся научатся оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники ее получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации.

Они научатся планировать, проектировать и моделировать процессы в простых учебных и практических ситуациях.

В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач, охватывающих содержание всех изучаемых предметов, у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе.

Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером

Обучающийся научится:

  • использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно­двигательного аппарата эргономичные приемы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (мини­зарядку);
  • организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.

Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных

Обучающийся  научится:

  • вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото- и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию, набирать небольшие тексты на родном языке; набирать короткие тексты на иностранном языке, использовать компьютерный перевод отдельных слов;
  • рисовать (создавать простые изображения)на графическом планшете;
  • сканировать рисунки и тексты.

Обработка и поиск информации

Обучающийся научится:

- подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты);

- описывать по определенному алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нем, используя инструменты ИКТ;

- собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей;

- редактировать тексты, последовательности изображений, слайды в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, видео- и аудиозаписей, фотоизображений;

- пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, использовать полуавтоматический орфографический контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида; следовать основным правилам оформления текста;

- искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок);

- заполнять учебные базы данных.

Обучающийся получит возможность научиться грамотно формулировать запросы при поиске в сети Интернет и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника информации.

Создание, представление и передача сообщений

Обучающийся научится:

- создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять и сохранять их;

- создавать простые сообщения в виде аудио- и видеофрагментов или последовательности слайдов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста;

- готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;

- создавать простые схемы, диаграммы, планы и пр.;

- создавать простые изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация);

- размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательной организации;

- пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • представлять данные;
  • создавать музыкальные произведения с использованием компьютера и музыкальной клавиатуры, в том числе из готовых музыкальных фрагментов и «музыкальных петель».

Планирование деятельности, управление и организация

Обучающийся научится:

  • создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно управляемых средах (создание простейших роботов);
  • определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий, строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения;
  • планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы, включая навыки роботехнического проектирования

моделировать объекты и процессы реального мира.

Предметные результаты

Обучающийся научится:

- делать умозаключение, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность действий;

- понимать  историю, культуру, богатство и красоту родного края, жизнь предков, родственные связи, традиции Севера.                                                                                                                                                                                   -творчески вести поисковую деятельность, направленную на реализацию социально-общественнозначимых проектов и акций.                                                                                                                                                                   - любить свой родной край

Обучающийся получит возможность научиться:

- логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;

- обоснованно делать выводы, доказывать;

         - обобщать материал.

- расширить  знания об истории и географии своего края через изучение достопримечательностей ближайшего окружения и школы, в которой они учатся;  развитие краеведческих понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное  и социальное рассматривается в неразрывном единстве.

-познакомиться с традициями, обрядами, детским игровым фольклором;

- применять полученные знания на уроках  чтения, истории, музыки, изобразительного искусства, в повседневной жизни;

-ценить красоту и богатство Кольского края;

-сформировать комфортные отношения в коллективе, доброе внимательное и уважительное отношение друг к другу;

-принимать активное участие в общественно-значимых акциях и проектах.

-приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия в получении интервью, анкетировании, взаимодействия с одноклассниками и взрослыми, посещения культурно-образовательных учреждений, сбора и обработки историко-географической краеведческой информации.

Контроль над освоением программы осуществляется в ходе выполнения  тестирования, практических и творческих работ учащихся.

    2. Содержание курса внеурочной деятельности «Моё Заполярье»

В программу краеведческого кружка «Моё Заполярье» включены 3 блока:

-    историческое краеведение;

-    природно-географическое краеведение;

-    художественное и духовное краеведение.

№ п/п

Содержание

Формы организации

Виды деятельности учащихся

1.

Вводное занятие

Теория:

Познакомить с задачами, целями и формами работы

Коллективные, групповые, парные формы работы.

Метод проектов.

Мозговой штурм, викторины, игры, соревнования, логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных способностей, моделирование
ситуаций

,беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельные работы, презентации, ролевые игры, турниры знатоков, просмотры видеоматериалов

экскурсии, практикумы в  библиотеке, зарисовки, фотовыставки

Доклады, викторины, самостоятельные работы, презентации, ролевые игры, турниры знатоков, просмотры видеоматериалов, работа со схемами и контурными картами, участие в театральных постановках, экскурсии, практикумы в  библиотеке, зарисовки

разработка
изделий, макетов

инсценирование
сказок,

составление
кроссвордов,

индивидуальные
сообщения,

экскурсии к памятникам героям ВО войны,

просмотр презентаций,

самостоятельный подбор материала

2.

Мурманская  область –  субъект Российской Федерации

Теория: познакомить с историей Кольской земли древних времён, с жизнью первых поселенцев, о Коле и Варзуге.  Расширить знания о столице-городе-герое Мурманске.      Познакомить с официальными символами края, геральдикой городов Мурманской области Архитектурно-исторические памятники области, продолжить знакомить с героической борьбой Мурманской области в годы Великой Отечественной войны.

Практика:

Работа на контурной карте с целью обозначения границ Мурманской  области.

 Изучение герба, флага, гимна Российской Федерации и герба Мурманска. Экскурсия к памятнику  героям ВО войны

3

Природа нашего края

Теория

Рассмотреть формы земной поверхности края (Горы: Хибины, Кейвы), реки и озёра нашего края, климате и погоде расширить знания о представителях животного и растительного мира, редких и исчезающих растениях и животных Красная книга Мурманской  области, Государственный природный заповедник «Пасвик» ,Кандалакшский заповедник
Лапландский заповедник

Практика

.Составление рассказа об озёрах и реках. Мурманской  области. Характеристика местных озер, использование в хозяйственной деятельности Фотовыставка «Местные пейзажи в разные времена года».Составление альбома о местных животных и растениях. Ориентирование на местности при помощи компаса.

4

Оленегорск – моя малая родина

Теория:

Расширить знания об истории Оленегорска, рассмотреть развитие  Оленегорска  до настоящего времени..

Практика:

Посещение памятных мест города, Чтение произведений поэта Геннадия Васильева, участие в конкурсе чтецов, посещение праздника саамской культуры, встреча с интересными людьми города, экскурсии  в городскую библиотеку и музей.

5

Особенность труда и быта края Мурманского

Теория:

Познакомить с традициями, обрядами, праздниками, промыслами Мурманской области, акцентировать внимание на современную промышленность Мурманской области.

Практика:

Украшение варежки саамским узором, изготовление закладки для книги или открытки с аппликативным саамским узором. Лепка саамской игрушки  Козули.

6

Итоговое занятие 

Практика:

Конкурс  рисунков, фотографий , проектов «Я люблю моё Заполярье»

3. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Моё Заполярье»

№п/п

Название темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Цели и задачи курса. План работы на год.

1

1

-

2

Мурманская область –  субъект Российской Федерации

9

6

3

3

Природа нашего края

9

4

5

4

Оленегорск – моя малая родина

9

2

7

5

Особенность труда и быта края Мурманского

5

2

3

6

Итоговое занятие

1

0

1

Всего

34

15

19

                             

     

Поурочное  планирование

«Моё Заполярье

п.п

Тема занятия

Количество

часов всего

Дата

I

Вводное занятие

1

Цели и задачи курса. План работы на год.

1

II

Мурманская область –  субъект Российской Федерации

9

Кольская земля древних времён.

1

Как жили первые поселенцы.

1

Наша столица-город-герой Мурманск.      

1

Работа на контурной карте с целью обозначения границ Мурманской области

1

Боевая слава Заполярья.

1

Экскурсия к памятнику  героям ВО войны

1

Изучение герба, флага, гимна Российской Федерации и герба Мурманска.

1

Гербы городов Мурманской области

1

Архитектурно-исторические памятники области

1

III

Природа нашего края

9

11

Формы земной поверхности края .Горы: Хибины, Кейвы 

1

12

Ориентирование на местности при помощи компаса.

1

13

Край ста тысяч озер. Водоемы Мурманской области

1

14

Сокровища недр.  Полезные ископаемые и минералы нашего края

1

15

Растительность Мурманской области

1

16

Животный мир Мурманской области

1

17

Заповедными тропинками. Лапландский государственный природный биосферный заповедник

1

18

Государственный природный заповедник «Пасвик» Кандалакшский заповедник

1

19

Красная книга Мурманской области

1

IV

Оленегорск – моя малая родина

9

20

История Оленегорска

1

21

Оленегорск сегодня.

1

22

Памятные места г. Оленегорска

1

23

Поэты - наши  земляки. Чтение произведений поэта Геннадия Васильева

1

24

Народные обычаи в нашем районе

1

25

Наши знаменитые земляки

1

26

Экскурсия в городскую библиотеку.

1

27

Экскурсия. Посещение  городского музея

1

28

Составление устного рассказа «День рождения города»

1

V

Особенность труда и быта Мурманского края

5

29

Традиции, обряды и праздники, промыслы Мурманской области.

1

30

Промышленность Мурманской области

1

31

Одежда народов Кольской земли. Аппликация. Украшение варежки саамским узором

1

32

 Закладка для книги с аппликативным саамским узором.

1

33

Саамские игрушки Козули.

1

VI

Итоговое занятие

1

34

Конкурс  рисунков, фотографий , проектов «Я люблю моё Заполярье»

1

Литература:

Двинин Е. Край, в котором мы живем

Возница В.М География Мурманской области

Ушаков И.Ф., Киселев А.А. История родного края

Киселев А.А. Мурманская область: география и история освоения

Гурина Н.Н. Время, врезанное в камень: Из истории древних
лапландцев

Киселев А.А. Мурманск - город-герой

Октябрина Воронова Семилетний стрелок из лука. Словарь саамских слов

Н.Д. Кушков. Поморы говорят. Словарь поморской лексики

Меркурьев И.С. Живая речь Кольских поморов

Бубенцов В.Н., Плюхин В.У. Искусство Кольского Севера



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".

Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им  для усвоения навыков письма и чтения....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тематическая образовательная программа Динамическая пауза Срок реализации программы: 1 год Возраст обучающихся: 7-8 лет Учитель Зуева О.В.

Актуальность программы состоит в том, что динамические паузы проводятся в виде отдельного занятия, во время которого помимо увеличения двигательной функции у детей используются игры на развитие памяти...

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...