Секреты Белого моря
занимательные факты (2 класс)
Предварительный просмотр:
Секреты Белого моря.
Изучая произведения из «Морянки» мне захотелось с детьми написать сказку про Белое море.
Я поставила цель узнать, что особенного в нашем море: его историю, промыслы, растительный и животный мир.
Белое море — замечательный водоем. Свое название море получило за ледовый покров. Одни исследователи названия высказывают предположение о том, что море названо Белым потому, что оно покрыто льдом большую часть года. Другие полагают, что название происходит от беловатого цвета воды, отражающей северное небо. И действительно, в любое время года оно остаётся белым: то снег, то дождь, то туман.
По природе Белое море — арктическое, суровое и холодное. Оказывается, Бе́лое мо́ре до 17 века называли Студёное, Соловецкое, Северное, Спокойное, Белый залив.
Зимой сюда приходят размножаться арктические «гости» - гренландский тюлень и полярная тресочка — сайка. Летом сюда устремляются на откорм атлантическая сельдь, морская камбала, пикша, макрель и морские звери — дельфины. Белое море является одним из красивейших северных морей России, природа здесь не тронута человеком и животный мир богат и своеобразен. На необитаемых островах Белого моря множество птичьих базаров, где в течение лета морские птицы высиживают яйца и растят птенцов.
Подводный мир Белого моря красив ландшафтами и богат морскими обитателями: встречаются мягкие кораллы, актинии, губки, морские звезды, крабы, раки-отшельники, морские ежи и креветки. В зимний период зубатка, морской окунь, камбала и пиногор. Смена сезонов года сопровождается резкими колебаниями температуры, солености, содержания питательных солей и количества планктонных организмов. Вот в каких своеобразных условиях развивается жизнь в Белом море.
Морская вода представляет собой раствор разнообразных веществ. В её состав входят «микроэлементы»: хлор, натрий, магний, сера, калий, кальций и многие другие, газы: кислород, азот, углекислый газ и редко сероводород, кислород, необходимый для жизни животных и растений, органическое вещество — продукт жизнедеятельности растений и животных и «муть» (взвешенные минеральные частицы и тонкие органические остатки ). Соленость воды имеет огромное значение для жизни морских растений и животных.
Использование промысловых богатств Белого моря началось еще в глубокой древности.
Найдены памятники северного неолита, датированные 3000—1500 лет до н. э., Главным занятием первых жителей беломорских побережий, характеризующим весь их хозяйственный уклад, была морская охота. Первые следы человека на островах Белого моря оставлены во II и I тысячелетии до нашей эры. Это каменные лабиринты, дольмены, каменные курганы и стоянки древних племен, расположенные на Соловецком архипелаге.
Начало освоения русскими беломорского побережья относится к 9-10 векам, когда новгородцы стали появляться в окрестностях Двины и Печоры. На Белом море в 16 веке основали город – порт Архангельск по праву носящий название ворота в Арктику. Именно в этом порту зарождался северный флот России и собирались первые морские экспедиции в Арктику.
Северные земли осваивали разные люди: посланцы новгородских бояр и богатых купцов, «лихие люди», беглые крестьяне. Со временем прочно осевших промысловиков стали называть поморами — «живущими по морю», а весь район их поселений — Поморьем.
Уже с 12 века Поморье стало центром русского судостроения. Здесь строились ладьи, шняки и карбасы. Но высшим достижением инженерной мысли поморов стали кочи — особые суда, предназначенные для долгого плавания по северным морям.
Поморы ходили по «по своей вере» — то есть по своим рукописным лоциям. В них описывались приметные и опасные места, убежища от грозной волны и от ветров, подходы к ним, места якорных стоянок, указывались время и сила приливов и отливов, характер и скорость морских течений. Первые лоции писали на бересте, а сделанные записи передавались по наследству. На первой странице некоторых лоций была записана молитва: мореходы знали, в какой тяжелый путь они уходят.
Ориентироваться в море также помогали деревянные кресты и гурии (пирамиды из камней, служащие опознавательными знаками.
Св. Николая Чудотворца поморы считали покровителем мореплавания. Его так и называли — «Никола Морской Бог». Кроме того, североморцы испытывали смиренное почтение к «Батюшке-морю». Морской суд поморы воспринимали как божеский. Никогда не говорили «утонул», «погиб в море», говорили: «Море взяло».
Природа и люди связаны неразрывно. Суровая северная природа выковала в человеке упорство и трудолюбие, а постоянное общение с морской стихией воспитало в нем мужество и отвагу.
Красоту могучей и суровой природы Беломорья трудно передать обычными словами. Легче это выразить в поэзии, музыке, живописи. Несчетное число раз воспето море в произведениях искусства, но ничто не может сравниться с тем, когда видишь его собственными глазами, когда чувствуешь свежее дыхание морского ветра, любуешься своеобразной игрой ярких и нежных красок северного неба. Многие одноклассники были на берегу Белого моря. Я попросила их нарисовать свои впечатления на бумаге. Рисунки получились очень разнообразные: каждый увидел море по-своему.
Исследовав изученный материал и рисунки, мы приступили к работе. Вот какая сказка получилась.
Чудеса, да и только.
На небе жила большая дружная семья ангелов. Вот пришло время им спуститься на землю помогать людям. Одному из них досталась северная земля беломорская. Стал он дом себе выбирать. Долго искал и, наконец, остановился у реки.
На берегу реки рыбаки-поморы готовились выйти в море. Они готовили рыболовные сети, загружали мешки с солью для продажи. Уж больно по нраву пришлись ангелу сильные, смелые, трудолюбивые рыбаки. Так и остался жить на судне.
Северное море студёное, суровое, но рыбаки преодолевали все невзгоды. Неожиданно подул сильный ветер, и на море разыгралась буря. Волны раскачивали судно, а одна огромная волна приближалась и в любой момент могла перевернуть рыбацкую тоню.
И тут впервые все увидели ангела. Он сначала маленькой светящейся точкой пролетел мимо, а затем стал увеличиваться в размерах. Борьба ангела и волны продолжалась несколько минут. Рыбаки восхищались маленьким воином и молились за него. Волна развернулась и ушла назад. Не могла она больше сопротивляться этому смелому и доброму ангелу.
Ангел опустился на судно. Рыбаки обступили его и поблагодарили. Пришло время возвращаться домой. Люди на берегу не верили своим глазам. Чудеса, да и только!
С тех пор прошло немало времени. Ангел вернулся на небо. Он стал яркой звездой и до сих пор помогает морякам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КТД по итогам работы над проектом "Город у Белого моря" (4 класс)
Коллективно-творческое дело по итогам работы над проектом «Город у Белого моря» (4 класс) Цель работы: разработка учебного проекта по внеклассной работе в рамках программы « Ты – архангелогородец» Эта...
Федераль дәүләт белем бирү стандартларын тормышка ашыру шартларында башлангыч һәм төп гомуми белем бирү арасында дәвамчанлык".
ШМО учителей начальных классов....
Федераль дәүләт белем бирү стандартларын тормышка ашыру шартларында белем һәм тәрбия бирүдә дәрестән тыш эшчәнлекнең роле
Федераль дәүләт белем бирү стандартларын тормышка ашыру шартларында белем һәм тәрбия бирүдә дәрестән тыш эшчәнлекнең роле...
Исследовательская работа на тему "Уникальные водоросли Белого моря"
Исследовательская работа по краеведению....
Где живут белые медведи? О белом медведе. Развивающее видео
ГДЕ ЖИВУТ БЕЛЫЕ МЕДВЕДИ?...
Белое на белом
Белое на белом...
Технологическая карта урока изобразительного искусства «Волшебная белая» (Небо в белых облаках) (2 класс, Неменский Б.М. Учебник «ИЗО»)
Тема урока «Волшебная белая» (Небо в белых облаках)Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цель урока: формирование у обучающихся представлений о свойствах белой гуаши.Задачи ...