Внеклассное мероприятие
методическая разработка

Бондаренко Светлана Валентиновна

Классный час «Путешествие по родному краю»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_rodnomu_krayu.docx23.89 КБ
Office presentation icon puteshestvie_po_rodnomu_krayu.ppt1.36 МБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Путешествие по родному краю»

Задачи:

  • Сформировать знания об истории заселения, природных богатствах коренных народов ХМАО-Югры;
  • Обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт школьников. Развивать наблюдательность, речь и общий кругозор учащихся;
  • Воспитывать бережное и ответственное отношение к природе края.

Эпиграф урока: (на доске)

Здравствуй,
Край мансийский милый –
Со смолистою тайгой,
С молодой отцовской силой,
С материнской добротой.
Ю.Шесталов

Вступительное слово учителя:

Добрый день, ребята.

Давным-давно, в сказочное время, Птица-легенда поспорила с Вещим вороном. Заспорили о том, кто больше пролетит, не опуская крыльев. Взмыли в облака и в путь. Молча летел Вещий ворон, упорно, а птица-легенда заливалась песнями. Нипочём ей были не белый ветер, ни чёрная гроза, ни гром, ни град. Веселит себе душу. Почернел от зависти чёрный ворон, тяжело опустил чёрные крылья. А птица-легенда до наших дней долетела, песнь с собой принесла, а в ней – жизнь, летящая на могучих крыльях времени – Времени добрых надежд и озарений разума...

А принесла нас эта песня в край дивный – край Утренней Зари, где живут истинные знатоки и ценители природы, отличные рыбаки и охотники, ханты и манси. В старину хантов называли остяками, а манси – вогулами. Это два близкородственных народа, их языки названы угорскими, поэтому и край наш называется Угра, или Югра.

Прошло с тех пор сотыр тал – тысяча лет, а может, и того больше. Пришли потом на эту землю купцы русские, стали деревни строить, хлеб сажать. Дружно жили они с местными народами, лечили их, товарами обменивались, в школах учили.

В прошлом столетии в 1930 году на территории, заселённой остяками (ханты) и вогулами (манси) 10 декабря был образован Остяко-Вогульский национальный округ с центром в селе Самарово. Сейчас это Ханты-Мансийский автономный округ-Югра со столицей городом Ханты-Мансийск.

Стихотворение “Чудесный край” Худякова А.

Сегодня мы совершим путешествие по родному краю - Ханты-Мансийскому автономному округу. А чтобы совершить наше путешествие нам с вами необходимо поработать в группах.

Приложение 1

Территория края была заселена ещё с древних ..........., об этом свидетельствуют многочисленные находки .................. Издревле здесь проживали ...................., …………….. и ненцы. Коренным населением Ханты-Мансийского автономного округа являются ханты и.............................

В нашем округе живет много замечательных людей, которые прославляют наш край своим трудом, .................., достижениями.

В нашем округе живут ...............и отзывчивые люди, чьи сердца не остудили сибирские................... Мы искренние, открытые, внимательные, перспективные, ……………...... Да-да! Сибирский народ — самый многонациональный! Потому что когда они ехали сюда, они были в числе первых. А только первые могут быть целеустремлённые, творческие, инициативные, работоспособные, а значит, перспективные! И мы их - дети будем такими же.

Слова: времён, археологов, ханты, манси, успехами, добрые, морозы, активные

Моя родина –.................... Мне нравится здесь жить. В нашем округе много рек,................. Край богат нефтью и................... А какие необыкновенно красивые леса у нас. Иной раз пойдешь по грибы или по …………….., а потом залюбуешься красотой, заслушаешься пением ..................... и забываешь, зачем пришел. Домой возвращаешься довольным, радостным. Особенно нравятся белые ночи. Просыпаешься и с удивлением думаешь, вечер сейчас или утро.

Мне кажется, что всю эту .....................невозможно встретить нигде, кроме Югры. И в будущем я хочу остаться здесь, чтобы хранить и ........................эту необыкновенно красивую и богатую землю.

Слова: Югра, газом, озёр, ягоды, птиц, красоту, оберегать.

Самыми распространёнными занятиями местных .................были рыбная ловля, .................на пушных зверей и дичь. Они занимались выделкой кож и шкур, заготовкой кедрового ореха, ягод, грибов, пошивом обуви и одежды, кузнечным делом, держали много собак для охоты и езды.

В реках и ...................нашего края водится очень много..................... Рыбы – основа жизнеобеспечения народов Югры, важный источник................, “живое серебро” нашего края.

Знаете ли вы, что город Сургут в переводе из хантыйского означает – “рыбное место”. Название города происходит от слов ханты “Сур”(рыба) и “гут”(яма).

Слова: жителей, охота, озерах, рыбы, пищи

Выступает 1 группа.

Задание №1

Ребята, вам необходимо решить кроссворд.

Задания к кроссворду по теме ХМАО:

По горизонтали:

2. Один из окружных городов ХМАО? (Покачи)

1. Одна из промысловых рыб. (лещ)

4. Ягода, растущая на болотах ХМАО. (клюква)

3. Территорию ХМАО с запада защищает Уральский ...? (хребет)

По вертикали:

1. Что в ХМАО является умеренным, континентальным и характеризуется быстрой сменой погодных условий. (климат)

2. Основная река ХМАО. (Обь)

3. Столица ХМАО. (Ханты-Мансийск)

5. Царь пушных зверей. (соболь)

4. Продолжи: ХМАО-.... (югра)

Без друга на

сердце вьюга.

Не ищи красоты,

ищи доброты.

Их и водой

не разольёшь.

Лицо -

зеркало души.

Снаружи красота,

а внутри пустота.

Хранимое в сердце

отражается на лице.

Сердце

к сердцу тропу имеет.

Верная любовь ни в огне не горит,

ни в воде не тонет.

Любовь не картошка,

не выкинешь в окошко.

С милым рай

и в шалаше.

Выступает 2 группа.

Задание №2

Ребята, вам необходимо собрать две части одной пословицы.

Ефремова Карина (хантыйская сказка)

Выступает 3 группа

Задание №4 (по очереди)

Ребята вам необходимо отгадать загадки.

Тот рыбак, большой везун,
У кого в руках... (
Муксун.)

Охраняют днем и ночью,
Эту рыбу, между прочим (
Нельма.)

Есть названия, похожи,
У реки и рыбы тоже.
Эта рыба всем ценна –
Охраняема она,
начинается на о... (
Осетр.)

А вот вам еще
одна загадка.
Рыба редкая это – с...(
Стерлядка.)

Бывает творожным
Бывает и сладким,
А этот плавает
Без оглядки с....(
Сырок.)

Приготовили рыбаки снедь,
И поймали в нее с... (
Сельдь.)

Название ее интересное,
И рыба сама полезная.
А первая буква такая,
У сказочной рыбы бывает. (
Щокур – чир.)

Игра «Наш родной край»

Наш округ - седой богатырь
Свой дух возродил величаво,
Опора России - Урал и Сибирь!
Гордимся Югрою по праву.

Югра - ты прекрасный наш дом, 
Здесь ценят всегда человека,

И нашим упорством, и нашим трудом
Тебе процветать век от века!

КЛИП Нижневартовский район

Заключение. Слово учителя.

В день рождения принято дарить разные подарки. Что может быть для нашей Югры самым лучшим подарком? Конечно, наша любовь и наши знания о ней. Сегодня вы показали, насколько хорошо вы знаете свой край. Надеюсь, что вы ещё больше полюбите его.

Югра многоликая,
Делами великая
Идёт вдохновенно вперед!
Мы пишем историю
Любимой Югории
И славим Югорский народ!

Территория края была заселена ещё с древних ..........., об этом свидетельствуют многочисленные находки .................. Издревле здесь проживали ...................., …………….. и ненцы. Коренным населением Ханты-Мансийского автономного округа являются ханты и.............................

В нашем округе живет много замечательных людей, которые прославляют наш край своим трудом, .................., достижениями.

В нашем округе живут ...............и отзывчивые люди, чьи сердца не остудили сибирские................... Мы искренние, открытые, внимательные, перспективные, ……………...... Да-да! Сибирский народ — самый многонациональный! Потому что когда они ехали сюда, они были в числе первых. А только первые могут быть целеустремлённые, творческие, инициативные, работоспособные, а значит, перспективные! И мы их - дети будем такими же.

Моя родина –.................... Мне нравится здесь жить. В нашем округе много рек,................. Край богат нефтью и................... А какие необыкновенно красивые леса у нас. Иной раз пойдешь по грибы или по …………….., а потом залюбуешься красотой, заслушаешься пением ..................... и забываешь, зачем пришел. Домой возвращаешься довольным, радостным. Особенно нравятся белые ночи. Просыпаешься и с удивлением думаешь, вечер сейчас или утро.

Мне кажется, что всю эту .....................невозможно встретить нигде, кроме Югры. И в будущем я хочу остаться здесь, чтобы хранить и ........................эту необыкновенно красивую и богатую землю.

Самыми распространёнными занятиями местных .................были рыбная ловля, .................на пушных зверей и дичь. Они занимались выделкой кож и шкур, заготовкой кедрового ореха, ягод, грибов, пошивом обуви и одежды, кузнечным делом, держали много собак для охоты и езды.

В реках и ...................нашего края водится очень много..................... Рыбы – основа жизнеобеспечения народов Югры, важный источник................, “живое серебро” нашего края.

Знаете ли вы, что город Сургут в переводе из хантыйского означает – “рыбное место”. Название города происходит от слов ханты “Сур”(рыба) и “гут”(яма).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Путешествие по родному краю»

Слайд 2

Здравствуй, Край мансийский милый – Со смолистою тайгой, С молодой отцовской силой, С материнской добротой. Ю.Шесталов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие. Тема мероприятия: Правила дорожные знать каждому положено.

Цели занятия:1.    Познакомить детей с правилами дорожного движения.2.    Формировать навыки поведения на улицах города в соответствии с правилами ПДД....

Внеклассное мероприяти Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа»

Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа»  проводится с целью -  познакомить детей с обычаями и  традициями татарского народа; продолжать прививать детям чувство...

Внеклассное мероприятие "Прощание с Начальной школой" 4класс. Конспект мероприятия.

Внеурочная деятельность . Конспект "Прощание с Начальной школой"...

"Цветочная история" внеклассное мероприятие в рамках общешкольного мероприятия "Фестиваль цветов" для учащихся начальной школы

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Цветочная история" , проведенного в рамках общешкольного "Фестиваль цветов" составлена с использованием интернет-источников.Текст частично бы...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературному чтению. Познавательно - развивающее мероприятие «Русские писатели 19 века».2 класс

Данное мероприятие проведено в рамках Фестиваля гуманитарных наук среди 2-х классов. Групповая работа, ИКТ, инсценирование позволиили активизировать учащихся в течении всего мероприятия....