Расширение этнокультурных знаний младших школьников через урочную деятельность
статья на тему
Расширение этнокультурных знаний младших школьников через урочную деятельность
Начиная работу по воспитанию любви к родному краю, нужно самим хорошо знать его. Следует продумать, что целесообразно показать и о чём рассказать детям, особо выделив то, что характерно именно для нашей республики, для нашей местности. Нужно как следует продумать, каким образом можно показать связь родного края со страной в целом.
В Сибири в силу исторических обстоятельств демографическая ситуация сложилась так, что коренное население составляет относительное меньшинство. Не исключение здесь и республика Хакасия. Вследствие этого необходимо расширять знания учащихся начальной школы о традициях, обычаях, достопримечательностях родного края, национального быта и культуры хакасского народа. Живущие в Хакасии люди, независимо от их национальной принадлежности должны знать этнокультурные особенности коренного населения. Тем более, что Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования обеспечивает удовлетворение специфических потребностей и интересов в области образования народов, проживающих в регионе.
Поэтому обращение к материалам национально-регионального содержания заслуживает особого внимания учителя. В моей практике возможность представления материалов этнокультурного содержания достаточно широка. Большой объём новых знаний в этой области дети получают на факультативных занятиях «Культура, литература и история родного края» (А.Н. Балгазина). Но, занятия бывают только 1 раз в неделю, что не может целиком и полностью удовлетворить потребности младших школьников в получении знаний о своей малой родине. Необходимо также включать материалы этнокультурного содержания в урочную деятельность. Это поспособствует повторению, закреплению, получению новых знаний в данной области младшими школьниками. Они будут хорошо знать свою родную землю, быт, культуру хакасского и русского народа, а также народов, населяющих Российскую Федерацию. В классе есть представители и других национальностей, они должны получать знания о своих национальных особенностях.
Все предметы, изучаемые в начальной школе, дают возможность расширять знания о родине. Начнём с уроков русского языка. Каким образом через эти уроки можно представить этнокультурный материал? Тексты диктантов, темы сочинений, изложений и тесты могут содержать национально-региональный компонент. Для этого следует тщательно подбирать материал к урокам. Подбирая данный материал важно стремиться к тематическому разнообразию. Перед проведением диктантов и других работ по развитию речи полезно проводить словарную работу, использовать наглядный материал (открытки, репродукции, фотографии, презентации и т.д.). Необходимо также соблюдать общие требования к задания и текстам с региональным содержанием:
- Тексты с региональным содержанием должны быть составлены в соответствии с программой начального курса русского языка;
- Должны быть адекватны системе заданий по каждой изучаемой теме начального курса русского языка;
- Не должны превышать по уровню сложности задания школьных учебников, дидактических материалов, пособий;
- Должны отражать современное состояние действительности;
- Должны быть доступны для понимания.
- Этнорегиональное содержание текстов должно расширять знания учащихся об окружающем мире, истории и географии своей республики, культуре и традициях коренного населения;
- Отбор содержания текстов должен учитывать возрастные особенности и способности младших школьников.
Цели, которые я ставлю перед собой при использовании материалов национально-регионального содержания:
- Развитие мировосприятия школьников и подготовка их к осознанию себя как носителя национальных ценностей.
- Поддержка у ребёнка желания учиться, интереса к изучаемому материалу, предмету.
- Создание обстановки комфортности, атмосферы уважительного отношения друг к другу, без ущемления национального достоинства каждого из учеников.
- Развитие способности мыслить свободно, без страха, творчески.
Приведу примеры использования текстов национально-регионального содержания на урока русского языка в 4 классе.
Урок-диктант. Данный диктант можно использовать в качестве проверки полученных знаний по теме «Имя существительное».
Небесный огонь
Мудрые старики знают много легенд. Одна из них – о золотом столе. Это печальная легенда. Её передают по всему течению реки Чарых. В легенде говорится о красивой девушке. Было у неё семеро братьев. Много богатырей её сватало, но она всем отказывала. Тогда один злой богатырь накликал на неё смерть. Положили семеро братьев девушку в золотой гроб. Собрали в последний путь семь золотых столов, кувшинов, чашек. Перенесли её через семь бурных рек и семь горных хребтов. Похоронили в глухом месте. Кто верит в легенды и сказки? Но многие видели среди одной из скал что-то сверкающее. (84 сл.)
Слова для справок:
Легенда – поэтическое предание о каком –нибудь историческом событии;
Богатырь – герой былин, совершающий подвиги;
Сватать – предлагать в мужья, жёны;
Чарых – название реки.
Грамматические задания:
- Одно из предложений разобрать по членам, указать род, падеж имён существительных;
- Выписать из текста имя собственное;
- Выписать из текста три слова с безударными гласными в корне, подобрать проверочные слова.
Материалы национально-регионального содержания для расширения этнокультурных знаний учашихся с успехом можно использовать и на уроках математики: в устном счёте, при решении задач разных видов, при выполнении тестовых заданий и т.д.
Уроки литературного чтения также можно дополнять материалами этнокультурного содержания. Я част наряду с изучаемыми стихотворными произведениями русских поэтов использую и стихи Кильчичакова М.Е., Доможакова Н.Н., Кыштымова А. Дети хорошо знают эти имена. Известны им также и Тинников Н.Е., Нербышев Н.Т.
Но наибольший простор для использования краеведческого материала дают уроки окружающего мира. Программа сама то и дело отсылает нас к природе своего края. Курс включает такие темы как: «Реки и озёра твоего края», «Полезные ископаемые твоего края», «Растения и животные твоего края», «Народные промыслы твоего края» и т.д. Иногда такие уроки могут вылиться в творческие проекты, исследовательские работы. С большим интересом, например, отнеслись некоторые ученики к озеру Улуг коль: готовили выступления на НПК, исследовали состав воды. Есть у нас и стихи о Хакасии.
Хакасия – страна чудес,
Не очень и большая.
Здесь очень много дивных мест
И нет роднее края!
Вы приезжайте в гости к нам –
Найдём, чем удивить!
Пещеры, гроты и провал –
Всё нужно посетить!
Здесь очень много дивных мест!
Хакасия – страна чудес!
Кроме этого и уроки изо, технологии, музыки, физической культуры тоже позволяют расширить знания в области этнокультурных ценностей у младших школьников. Важно только, чтобы и в старших классах такой материал не забывали использовать как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rasshirenie.pptx | 637.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Все мы дети корабля по имени Земля, значит пересесть из него просто некуда . Антуан де Сент Экзюпери
Начальная школа – это период в обучении, когда создаются благоприятные психологические предпосылки для формирования познавательной активности ребёнка, его способности всесторонне воспринимать учебную информацию. Поэтому знакомить учащихся с материалами национально-регионального компонента возможно и непосредственно через учебные предметы.
Живущие в Хакасии люди, независимо от их национальной принадлежности должны знать этнокультурные особенности коренного населения. Тем более, что Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования обеспечивает удовлетворение специфических потребностей и интересов в области образования народов, проживающих в регионе.
Необходимо ввести национально-региональный компонент в каждый предмет, изучаемый в начальной школе.
Расширение этнокультурных знаний через уроки русского языка Виды работ: Диктанты с грамматическими заданиями; Изложения; Сочинения; Словарные диктанты и др.
Общие требования к заданиям и текстам регионального содержания: Тексты с региональным содержанием должны быть составлены в соответствии с программой начального курса русского языка; Должны быть адекватны системе заданий по каждой изучаемой теме начального курса русского языка; Не должны превышать по уровню сложности задания школьных учебников, дидактических материалов, пособий; Должны отражать современное состояние действительности; Должны быть доступны для понимания. Этнорегиональное содержание текстов должно расширять знания учащихся об окружающем мире, истории и географии своей республики, культуре и традициях коренного населения; Отбор содержания текстов должен учитывать возрастные особенности и способности младших школьников.
Цели: Развитие мировосприятия школьников и подготовка их к осознанию себя как носителя национальных ценностей. Поддержка у ребёнка желания учиться, интереса к изучаемому материалу, предмету. Создание обстановки комфортности, атмосферы уважительного отношения друг к другу, без ущемления национального достоинства каждого из учеников. Развитие способности мыслить свободно, без страха, творчески.
Урок-диктант Небесный огонь Мудрые старики знают много легенд. Одна из них – о золотом столе. Это печальная легенда. Её передают по всему течению реки Чарых . В легенде говорится о красивой девушке. Было у неё семеро братьев. Много богатырей её сватало, но она всем отказывала. Тогда один злой богатырь накликал на неё смерть. Положили семеро братьев девушку в золотой гроб. Собрали в последний путь семь золотых столов, кувшинов, чашек. Перенесли её через семь бурных рек и семь горных хребтов. Похоронили в глухом месте. Кто верит в легенды и сказки? Но многие видели среди одной из скал что-то сверкающее. (84 сл.)
Грамматические задания: Одно из предложений разобрать по членам, указать род, падеж имён существительных; Выписать из текста имя собственное; Выписать из текста три слова с безударными гласными в корне, подобрать проверочные слова. Слова для справок: Легенда – поэтическое предание о каком – нибудь историческом событии; Богатырь – герой былин, совершающий подвиги; Сватать – предлагать в мужья, жёны; Чарых – название реки.
Материалы национально-регионального содержания для расширения этнокультурных знаний учашихся с успехом можно использовать и на уроках математики
Уроки литературного чтения также можно дополнять материалами этнокультурного содержания.
наибольший простор для использования краеведческого материала дают уроки окружающего мира.
Уроки-путешествия по республике хакасия . Саяно-шушенская гэс Озеро шира
Достопримечательности республики хакасия Улуг хуртуях тас сундуки
Памятники рядом с нами Салбыкский курган
уроки изо, технологии, музыки, физической культуры тоже позволяют расширить знания в области этнокультурных ценностей у младших школьников и это иногда может вылиться в творчество: Хакасия – страна чудес, Не очень и большая. Здесь очень много дивных мест И нет роднее края! Вы приезжайте в гости к нам – Найдём, чем удивить! Пещеры, гроты и провал – Всё нужно посетить! Здесь очень много дивных мест! Хакасия – страна чудес! (Перфильев Дмитрий)
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование исследовательской компетенции младшего школьника через урочную и внеурочную деятельность
Статья опубликована в сборнике материалов научно-практической конференции "Экологическое образование: опыт, проблемы, перспективы". Издательство Владимир, 2012....
Педагогический проект «Развитие творческих способностей младших школьников через урочную и внеурочную деятельность»
Педагогический проект «Развитие творческих способностей младших школьников через урочную и внеурочную деятельность»...
Обобщение опыта по теме: «Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников через урочную и внеурочную деятельность»
Патриотическое воспитание младших школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призва...
«Активизация познавательных интересов младших школьников через урочную и внеурочную деятельность».
Цель : решение проблемы по активизации познавательных интересов младших школьников через урочную и внеурочную деятельность.Причиной этого явилось наблюдение общего снижения интереса школьников к ...
Обобщение педагогического опыта по теме "Активизация познавательных интересов младших школьников через урочную и внеурочную деятельность"
Обобщение педагогического опыта по теме "Активизация познавательных интересов младших школьников через урочную и внеурочную деятельность"СОДЕРЖАНИЕ 1. Информация об опыте. Сведения об а...
«Пути формирования социально – значимых компетенций младших школьников через урочную и внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС начального общего образования» (Формирование социально – значимых компетенций младших школьников через игровую деятел
Социальная компетентность – это совокупность умений, знаний и навыков, которые способствуют успешному сосуществованию личности в социуме. Технологии игрового обучения в начальной школе позволяют...
Патриотическое воспитание младших школьников через урочную деятельность
выступление на тему "Патриотическое воспитание младших школьников через урочную деятельность"...