Расширение этнокультурных знаний младших школьников через урочную деятельность
статья на тему

Иванова Ирина Сергеевна

Расширение этнокультурных знаний младших школьников через урочную деятельность

Начиная работу по воспитанию любви к родному краю, нужно самим хорошо знать его. Следует продумать, что целесообразно показать и о чём рассказать детям, особо выделив то, что характерно именно для нашей республики, для нашей местности. Нужно как следует продумать, каким образом можно показать связь родного края со страной в целом.

В Сибири в силу исторических обстоятельств демографическая ситуация сложилась так, что коренное население составляет относительное меньшинство. Не исключение здесь и республика Хакасия. Вследствие этого необходимо расширять знания учащихся начальной школы о традициях, обычаях, достопримечательностях родного края, национального быта и культуры хакасского народа. Живущие в Хакасии люди, независимо от их национальной принадлежности должны знать этнокультурные особенности коренного населения. Тем более, что Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования обеспечивает удовлетворение специфических потребностей и интересов в области образования народов, проживающих в регионе.

Поэтому обращение к материалам национально-регионального содержания заслуживает особого внимания учителя. В моей практике возможность представления материалов этнокультурного содержания достаточно широка. Большой объём  новых знаний в этой области дети получают на факультативных занятиях «Культура, литература и история родного края» (А.Н. Балгазина). Но, занятия бывают только 1 раз в неделю, что не может целиком и полностью удовлетворить потребности младших школьников в получении знаний о своей малой родине. Необходимо также включать материалы этнокультурного содержания в урочную деятельность. Это поспособствует повторению, закреплению, получению новых знаний в данной области младшими школьниками. Они будут хорошо знать свою родную землю, быт, культуру хакасского и русского народа, а также народов, населяющих  Российскую Федерацию. В классе есть представители и других национальностей, они должны получать знания о своих национальных особенностях.

Все предметы, изучаемые в начальной школе, дают возможность расширять знания о родине. Начнём с уроков русского языка. Каким образом через эти уроки можно представить этнокультурный материал?  Тексты диктантов, темы сочинений, изложений и тесты могут содержать национально-региональный компонент. Для этого следует тщательно подбирать материал к урокам. Подбирая данный материал важно стремиться к тематическому разнообразию. Перед проведением диктантов и других работ по развитию речи полезно проводить словарную работу, использовать наглядный материал (открытки, репродукции, фотографии, презентации и т.д.). Необходимо также соблюдать общие требования к задания и текстам с региональным содержанием:

  1. Тексты с региональным содержанием должны быть составлены в соответствии с программой начального курса русского языка;
  2. Должны быть адекватны системе заданий по каждой изучаемой теме начального курса русского языка;
  3. Не должны превышать по уровню сложности задания школьных учебников, дидактических материалов, пособий;
  4. Должны отражать современное состояние действительности;
  5. Должны быть доступны для понимания.
  6. Этнорегиональное содержание текстов должно расширять знания учащихся об окружающем мире, истории и географии своей республики, культуре и традициях коренного населения;
  7. Отбор содержания текстов должен учитывать возрастные особенности и способности младших школьников.

Цели, которые я ставлю перед собой при использовании материалов национально-регионального содержания:

  1. Развитие мировосприятия школьников и подготовка их к осознанию себя как носителя национальных ценностей.
  2. Поддержка у ребёнка желания учиться, интереса к изучаемому материалу, предмету.
  3. Создание обстановки комфортности, атмосферы уважительного отношения друг к другу, без ущемления национального достоинства каждого из учеников.
  4. Развитие способности мыслить свободно, без страха, творчески.

Приведу примеры использования текстов национально-регионального содержания на урока русского языка в 4 классе.

Урок-диктант. Данный диктант можно использовать в качестве проверки полученных знаний по теме «Имя существительное».

Небесный огонь

Мудрые старики знают много легенд. Одна из них – о золотом столе. Это печальная легенда. Её передают по всему течению реки Чарых. В легенде говорится о красивой девушке. Было у неё семеро братьев. Много богатырей её сватало, но она всем отказывала. Тогда один злой богатырь накликал на неё смерть. Положили семеро братьев девушку в золотой гроб. Собрали в последний путь семь золотых столов, кувшинов, чашек. Перенесли её через семь бурных рек и семь горных хребтов. Похоронили в глухом месте. Кто верит в легенды и сказки? Но многие видели среди одной из скал что-то сверкающее. (84 сл.)

Слова для справок:

Легенда – поэтическое предание о каком –нибудь историческом событии;

Богатырь – герой былин, совершающий подвиги;

Сватать – предлагать в мужья, жёны;

Чарых – название реки.

Грамматические задания:

  1. Одно из предложений разобрать по членам, указать род, падеж имён существительных;
  2. Выписать из текста имя собственное;
  3. Выписать из текста три слова с безударными гласными в корне, подобрать проверочные слова.

Материалы национально-регионального содержания для расширения этнокультурных знаний учашихся с успехом можно использовать и на уроках математики: в устном счёте, при решении задач разных видов, при выполнении тестовых заданий и т.д.

Уроки литературного чтения также можно дополнять материалами этнокультурного содержания. Я част наряду с изучаемыми стихотворными произведениями русских поэтов использую и стихи Кильчичакова М.Е., Доможакова Н.Н., Кыштымова А. Дети хорошо знают эти имена. Известны им также и Тинников Н.Е., Нербышев Н.Т.

Но наибольший простор для использования краеведческого материала дают уроки окружающего мира. Программа сама то и дело отсылает нас к природе своего края. Курс включает такие темы как: «Реки и озёра твоего края», «Полезные ископаемые твоего края», «Растения и животные твоего края», «Народные промыслы твоего края» и т.д. Иногда такие уроки могут вылиться в творческие проекты, исследовательские работы. С большим интересом, например, отнеслись некоторые ученики к озеру Улуг коль: готовили выступления на НПК, исследовали состав воды. Есть у нас и стихи о Хакасии.

Хакасия – страна чудес,

Не очень и большая.

Здесь очень много дивных мест

И нет роднее края!

Вы приезжайте в гости к нам –

Найдём, чем удивить!

Пещеры, гроты и  провал –

Всё нужно посетить!

Здесь очень много дивных мест!

Хакасия – страна чудес!

 

Кроме этого и уроки изо, технологии, музыки, физической культуры тоже позволяют расширить знания в области этнокультурных ценностей у младших школьников. Важно только, чтобы и в старших классах такой материал не забывали использовать как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rasshirenie.pptx637.93 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Расширение этнокультурных знаний младших школьников через урочную деятельность мбоу « Весенненская сош » Иванова И.С. УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ МАЙ,2014 Этнокультурная среда как условие обучения и воспитания социальной компетентности участников образовательного процесса

Слайд 2

Все мы дети корабля по имени Земля, значит пересесть из него просто некуда . Антуан де Сент Экзюпери

Слайд 3

Начальная школа – это период в обучении, когда создаются благоприятные психологические предпосылки для формирования познавательной активности ребёнка, его способности всесторонне воспринимать учебную информацию. Поэтому знакомить учащихся с материалами национально-регионального компонента возможно и непосредственно через учебные предметы.

Слайд 4

Живущие в Хакасии люди, независимо от их национальной принадлежности должны знать этнокультурные особенности коренного населения. Тем более, что Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования обеспечивает удовлетворение специфических потребностей и интересов в области образования народов, проживающих в регионе.

Слайд 5

Необходимо ввести национально-региональный компонент в каждый предмет, изучаемый в начальной школе.

Слайд 6

Расширение этнокультурных знаний через уроки русского языка Виды работ: Диктанты с грамматическими заданиями; Изложения; Сочинения; Словарные диктанты и др.

Слайд 7

Общие требования к заданиям и текстам регионального содержания: Тексты с региональным содержанием должны быть составлены в соответствии с программой начального курса русского языка; Должны быть адекватны системе заданий по каждой изучаемой теме начального курса русского языка; Не должны превышать по уровню сложности задания школьных учебников, дидактических материалов, пособий; Должны отражать современное состояние действительности; Должны быть доступны для понимания. Этнорегиональное содержание текстов должно расширять знания учащихся об окружающем мире, истории и географии своей республики, культуре и традициях коренного населения; Отбор содержания текстов должен учитывать возрастные особенности и способности младших школьников.

Слайд 8

Цели: Развитие мировосприятия школьников и подготовка их к осознанию себя как носителя национальных ценностей. Поддержка у ребёнка желания учиться, интереса к изучаемому материалу, предмету. Создание обстановки комфортности, атмосферы уважительного отношения друг к другу, без ущемления национального достоинства каждого из учеников. Развитие способности мыслить свободно, без страха, творчески.

Слайд 9

Урок-диктант Небесный огонь Мудрые старики знают много легенд. Одна из них – о золотом столе. Это печальная легенда. Её передают по всему течению реки Чарых . В легенде говорится о красивой девушке. Было у неё семеро братьев. Много богатырей её сватало, но она всем отказывала. Тогда один злой богатырь накликал на неё смерть. Положили семеро братьев девушку в золотой гроб. Собрали в последний путь семь золотых столов, кувшинов, чашек. Перенесли её через семь бурных рек и семь горных хребтов. Похоронили в глухом месте. Кто верит в легенды и сказки? Но многие видели среди одной из скал что-то сверкающее. (84 сл.)

Слайд 10

Грамматические задания: Одно из предложений разобрать по членам, указать род, падеж имён существительных; Выписать из текста имя собственное; Выписать из текста три слова с безударными гласными в корне, подобрать проверочные слова. Слова для справок: Легенда – поэтическое предание о каком – нибудь историческом событии; Богатырь – герой былин, совершающий подвиги; Сватать – предлагать в мужья, жёны; Чарых – название реки.

Слайд 11

Материалы национально-регионального содержания для расширения этнокультурных знаний учашихся с успехом можно использовать и на уроках математики

Слайд 12

Уроки литературного чтения также можно дополнять материалами этнокультурного содержания.

Слайд 13

наибольший простор для использования краеведческого материала дают уроки окружающего мира.

Слайд 14

Уроки-путешествия по республике хакасия . Саяно-шушенская гэс Озеро шира

Слайд 15

Достопримечательности республики хакасия Улуг хуртуях тас сундуки

Слайд 16

Памятники рядом с нами Салбыкский курган

Слайд 17

уроки изо, технологии, музыки, физической культуры тоже позволяют расширить знания в области этнокультурных ценностей у младших школьников и это иногда может вылиться в творчество: Хакасия – страна чудес, Не очень и большая. Здесь очень много дивных мест И нет роднее края! Вы приезжайте в гости к нам – Найдём, чем удивить! Пещеры, гроты и провал – Всё нужно посетить! Здесь очень много дивных мест! Хакасия – страна чудес! (Перфильев Дмитрий)

Слайд 18

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование исследовательской компетенции младшего школьника через урочную и внеурочную деятельность

Статья опубликована в сборнике  материалов научно-практической конференции "Экологическое образование: опыт, проблемы, перспективы".  Издательство Владимир, 2012....

Педагогический проект «Развитие творческих способностей младших школьников через урочную и внеурочную деятельность»

Педагогический проект  «Развитие творческих способностей младших школьников через урочную и внеурочную деятельность»...

Обобщение опыта по теме: «Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников через урочную и внеурочную деятельность»

Патриотическое воспитание младших школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призва...

«Активизация познавательных интересов младших школьников через урочную и внеурочную деятельность».

Цель : решение проблемы по активизации познавательных интересов младших школьников через урочную и внеурочную деятельность.Причиной этого явилось наблюдение общего снижения интереса школьников к ...

Обобщение педагогического опыта по теме "Активизация познавательных интересов младших школьников через урочную и внеурочную деятельность"

Обобщение педагогического опыта по теме "Активизация познавательных интересов младших школьников через урочную и внеурочную деятельность"СОДЕРЖАНИЕ 1. Информация об опыте. Сведения об а...

«Пути формирования социально – значимых компетенций младших школьников через урочную и внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС начального общего образования» (Формирование социально – значимых компетенций младших школьников через игровую деятел

Социальная компетентность – это совокупность умений, знаний и навыков, которые способствуют успешному сосуществованию личности в социуме. Технологии игрового обучения в начальной школе позволяют...

Патриотическое воспитание младших школьников через урочную деятельность

выступление на тему "Патриотическое воспитание младших школьников через урочную деятельность"...