Рабочая программа "Моя Адыгея" 4 класс
рабочая программа (4 класс) на тему
Учебный курс по внеурочной деятельности «Моя Адыгея» для 4 класса (Автор-составитель: учитель начальных классов Варрова Т.В.)
Содержание курса соответствует «Обязательному минимуму содержания общего образования», в нем реализуются методы коммуникативного обучения, соответствующие требованиям ФГОС НОО.
В современных условиях модернизации российского образования одним из важных вопросов является формирование его региональной составляющей, а именно учет региональных национальных и этнокультурных особенностей.
В учебном курсе «Моя Адыгея» отражены знания о природе, истории и обществе. Через исследовательскую и проектную деятельность ученики смогут получить возможность сформировать представление об исторических, духовных, культурологических, географических, экономических особенностях Республики Адыгея. Курс может быть использован как дополнительный краеведческий источник в подготовке выпускников начальной школы к итоговой аттестации.
Рассматриваемый материал будет способствовать развитию устной речи учащихся, логическому и творческому мышлению, расширению кругозора, воспитанию у них чувства патриотизма, ответственности за сохранение исторического и культурного наследия Республики Адыгея.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_moya_adygeya_4_klass.docx | 42.73 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Моя Адыгея»
4 класс
Составитель: Варрова Т.В.
Квалификация: высшая категория
Педагогический стаж: 40 лет
Пояснительная записка
Учебный курс по внеурочной деятельности «Моя Адыгея» для 4 класса (Автор-составитель: учитель начальных классов Варрова Т.В.)
Содержание курса соответствует «Обязательному минимуму содержания общего образования», в нем реализуются методы коммуникативного обучения, соответствующие требованиям ФГОС НОО.
В современных условиях модернизации российского образования одним из важных вопросов является формирование его региональной составляющей, а именно учет региональных национальных и этнокультурных особенностей.
В учебном курсе «Моя Адыгея» отражены знания о природе, истории и обществе. Через исследовательскую и проектную деятельность ученики смогут получить возможность сформировать представление об исторических, духовных, культурологических, географических, экономических особенностях Республики Адыгея. Курс может быть использован как дополнительный краеведческий источник в подготовке выпускников начальной школы к итоговой аттестации.
Рассматриваемый материал будет способствовать развитию устной речи учащихся, логическому и творческому мышлению, расширению кругозора, воспитанию у них чувства патриотизма, ответственности за сохранение исторического и культурного наследия Республики Адыгея.
Цель курса «Моя Адыгея» в начальной школе – воспитание и развитие гуманной, социально активной личности, бережно относящейся к богатству природы Адыгеи, её истории, культуре, уважительно - к жителям Республики Адыгея.
Задачи курса:
-воспитание чувства патриотизма, ответственности за сохранение исторического и культурного наследия своей Республики;
- воспитание экологического мышления, экологической грамотности;
-формирование толерантного отношения к людям разных национальностей и вероисповеданий, эмоционально-волевых, нравственных качеств личности ребенка;
- формирование способности к преобразованию окружающего мира, развитие креативного мышления младшего школьника
Программа реализовывает принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в Законе об образовании:
- гражданственности и любви к Родине;
- образования национальных культур и региональных традиций в условиях многонационального государства;
- формирования у учащихся нравственной, мировоззренческой, социальной, экономической, политической, экологической культуры;
- взаимопонимания и сотрудничества между людьми, различными религиозными и социальными, этническими группами.
Планируемые результаты усвоения учебного курса.
В ходе реализации программы курса «Моя Адыгея» на ступени начального общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися:
- воспитательных результатов - тех духовно-нравственных приобретений, которые обучающийся получил в ходе изучения республики, ее традиций, значимых исторических событий;
- воспитательного эффекта - того, к чему привело изучение курса в ходе исследовательской, проектной деятельности: идентификация себя как гражданина, бережное отношение к памяти предков, потребность (положительная мотивация) в самостоятельном изучении своей малой Родины.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням:
Первый уровень результатов направлен на приобретение обучающимися социальных знаний:
- о нормах поведения в обществе, их социально одобряемых и неодобряемых формах;
- об основных исторических событиях, памятных местах, знаменитых людях
- о природных, климатических условиях Республики Адыгея;
- об основных видах народного прикладного искусства, устном народном творчестве, о литературе Адыгеи.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со взрослыми - учителями, родителями - как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов предполагает получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, которые лежат в основе бережного отношения к историческому и культурному наследию.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, в своей семье, т. е. в защищенной, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое применение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов предусматривает:
- получение обучающимися начального опыта самостоятельного исследования своей малой Родины, изучение ее особенностей в сопоставлении с другими регионами;
- формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения в обществе.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
- на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются знания о своей семье, школе, своём населённом пункте, о природе, которая непосредственно окружает ребёнка;
- на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников, и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков, ситуаций, исследования своего района;
- на третьем уровне создаются условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими опыта нравственного поведения в семье и школе. Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому осуществляется последовательно, постепенно путём наращивания изучаемой информации, за счёт концентрического построения программы, когда одна и та же тема изучается несколько раз с повышением уровня сложности, с сохранением меры трудности изучаемого материала.
Личностными результатами изучения курса «Моя Адыгея» в 4-м классе является формирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Моя Адыгея» в 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- Учиться высказывать своё предположение (версию)
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации:
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы опираясь на свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Выразительно читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах
Предметными результатами изучения курса «Моя Адыгея» в 4-м классе является формирование следующих умений.
Обучающийся научится:
- различать природные зоны Адыгеи;
- рассказывать о природных богатствах республики и их использовании
человеком;
- отличать символику Адыгеи;
- называть органы местного самоуправления;
- называть даты важнейших событий в истории республики, города, аула , поселка;
- различать особенности культуры и быта народов, населяющих территорию Адыгеи;
- знать особенности хозяйственной деятельности людей, живущих на территории республики;
- называть важнейшие экологические проблемы Республики Адыгея;
- рассказывать о заповеднике, находящемся на территории Адыгеи;
- называть фамилии и имена выдающихся исторических, научных, культурных деятелей Республики Адыгея;
- определять месторасположение Республики Адыгея на физической карте России;
- узнавать наиболее распространённые лекарственные растения своей местности;
- определять хронологическую последовательность основных событий (исторических, культурных, спортивных);
- правильно называть выдающиеся памятники культуры и истории Адыгеи;
- исполнять гимн Республики Адыгеи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для правильного поведения во время исполнения гимнов России и Адыгеи;
- выполнению изученных правил бережного и безопасного поведения;
- исполнению знакомых народных песен;
- самоорганизации и выполнению исследовательских проектов.
4 класс (34 часа)
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение. Адыгея на карте России (1 час).
Раздел 1. Государственные символы Республики Адыгея (3 часа)
Различать герб, гимн, флаг Адыгеи, а также символы своего родного города, района.
Раздел 2. «Особенности природы и природные ресурсы Адыгеи» (8 часов)
Природные зоны республики. Кавказский биосферный заповедник. Естественные и искусственные водоёмы. Использование и охрана водоёмов Адыгеи. Защита и охрана почв. Лесополоса. Полезные ископаемые Адыгеи, их использование (нефть, газ, песок, глина, гипс, известняк). Целебные минеральные источники и грязи. Значение природных богатств Республики Адыгея для жителей России.
Проектная работа «Береги землю родимую, как мать любимую».
Раздел 3. «ИСТОРИЯ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ» (5часов)
Вещественные исторические источники. История Адыгеи в архитектуре. Древние жилища. Современный облик республики: здания, сооружения (культовые, спортивные и др.). Вещи рассказывают о прошлом. Предметы быта различных эпох. Народные ремёсла и промыслы. Одежда жителей Адыгеи в прошлом и настоящем. Обычаи и традиции народов, живущих в Адыгее.
Раздел 4. « Хозяйство Республики Адыгея» (5 часов).
Знать особенности хозяйственной деятельности людей, живущих на территории республики,
называть важнейшие экологические проблемы Республики Адыгеи. Сельское хозяйство. Промышленность.
Раздел 5. «Культура и быт адыгов » (7часов).
Называть фамилии и имена выдающихся исторических, научных, культурных деятелей Республики Адыгеи, знать музеи, библиотеки, театры, образовательные учреждения Республики Адыгеи.
Раздел 6. «Растительный и животный мир Адыгеи»(4 часа)
Перечислять названия растений своей местности. Классифицировать растения на группы. Характеризовать культурные и дикорастущие растения. Описывать растения различными способами (описание, поэтически). Иллюстрировать свой рассказ. Кавказский биосферный заповедник. Лесничества. Виды туризма в Адыгее.
Раздел 7 « ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА И ЕЕ ГЕРОИ»(2 часа)
Рассказывать о героях Великой Отечественной войны, тыла. Планировать и реализовывать проект «Книга славы». Фиксировать на «ленте времени» дату освобождения своего населённого пункта от захватчиков . Знать героев партизанского движения в Адыгее.
.
Вид проекта | Тема проекта | Количество за год |
Проектная работа | «Береги землю родимую, как мать любимую». | 1 |
Проектная работа | «Земля отцов – моя земля» | 1 |
Проектная работа | «Предприятие моего региона» | 1 |
Проектная работа | « Знаменитые люди Адыгеи» | 1 |
Исследовательский проект | «Книга славы» | 1 |
Итого | 5 |
- Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
4 класс 34 часа | ||||
Государственные символы Республики Адыгея | 1 | Герб Республики Адыгея Флаг Республики Адыгея Гимн Республики Адыгея | 1 | Определять месторасположение Адыгеи по отношению к другим регионам. Определять регионы - соседей Адыгеи. Знать о видах связи (железнодорожной, автомобильной и воздушной) с другими регионами нашей страны. |
Особенности природы и природные ресурсы Адыгеи | 8 | Водные ресурсы Республики Адыгея | 1 | Называть и показывать на карте Адыгеи водоёмы. Анализировать их роль в жизни людей (ловля рыбы, разведение птицы, отдых людей). Определять пользу водоёмов. Находить и обсуждать причины, которые приводят к загрязнению водоёмов. Анализировать и определять степень своего участия в очистке водоёмов. Знать правила поведения на водоемах во время ЧС. |
Использование и охрана водоемов. | 1 | |||
Почвы Республики Адыгея. | 1 | Характеризовать основные типы почв, распространённые в Адыгее. Показывать территорию их распространения на карте-схеме. Собирать и анализировать образцы почв. Характеризовать чернозёмные почвы, их значение в жизни человека. Характеризовать значение почвы для человека, пользу, которую приносят почвы Адыгеи стране. Анализировать различные меры, принимаемые в борьбе с ветровой и водной эрозией (в том числе лесополоса). Составлять письменный рассказ - заметку в газету об охране и защите почв с иллюстрациями. | ||
Полезные ископаемые Адыгеи, их использование. | 1 | Перечислять полезные ископаемые и показывать их местонахождение на карте (нефть, газ, песок, глина, мергель, гипс, известняк). Описывать области применения полезных ископаемых. Показывать на карте районы, где найдены целебные источники и грязи. | ||
Рельеф Республики Адыгея | 1 | Определять по карте территорию Кавказского биосферного заповедника. Рассказывать о заказниках и их значении для жизни животных. Анализировать действия земляков по сохранению лесных богатств Адыгеи | ||
Климатические пояса Республики Адыгея | 1 | Дать определение « климатические пояса». Определять, в каком климатическом поясе находится Адыгея. | ||
Природные зоны Адыгеи. | 1 | Перечислять природные зоны Адыгеи (степи, лесостепи, леса, субтропики, субальпийские и альпийские луга, вечные снега). Описывать одну из них. Выбирать способ исследования и определять природную зону своей местности, составлять рассказ о природной зоне своей местности, иллюстрируя его рисунками, фотографиями. | ||
Проектная работа «Береги землю родимую, как мать любимую» | 1 | Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая ответы своими наблюдениями и исследованиями. Планировать и реализовывать проект «Книга для гостей нашей Республики». Оформлять выставку плакатов «Защитим природу родной Адыгеи». | ||
История Республики Адыгея | 5 | Адыгея в древности Жилища различных эпох. | 1 | Определять по карте Адыгеи стоянку древнего человека. Описывать жилища древнего человека и современника, сравнивать их. Изготавливать макеты жилищ, которые строили люди в разные времена. |
История Адыгеи в архитектуре. Вещественные исторические источники. Вещи рассказывают о прошлом. | 1 | Различать и характеризовать исторические вещественные источники. Анализировать архитектуру с точки зрения вещественного исторического источника. Определять по карте Адыгеи стоянку древнего человека. Описывать старинные архитектурные здания своего района, рассказывать об одном из них. | ||
Памятники природы и истории Адыгеи | 1 | Описывать старинные архитектурные здания своего района, рассказывать об одном из них. | ||
Города, районы и поселки городского типа Адыгеи. | 1 | Определять месторасположение Адыгеи по отношению к другим регионам. Определять регионы - соседей Адыгеи. Перечислять города и районы Адыгеи, выделять среди них граничащие со своим районом. Показывать их на административной карте Адыгеи. Составлять рассказ об одном из районов. | ||
Проектная работа «Земля отцов – моя земля». | 1 | Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая ответы своими наблюдениями и исследованиями. Планировать и реализовывать проект «Письменный исторический источник». Анализировать картину художника, высказывать своё мнение и аргументировать его. | ||
Хозяйство Республики Адыгея | 5 | Отрасли промышленности Республики Адыгея | 1 | Знать значение слова промышленность, отрасль. Иметь представление о промышленности Адыгеи. |
Отрасли экономики Республики Адыгея | 1 | Знать значение слова экономика. Рассказывать об отрасли экономики в Адыгее. | ||
Производство товаров и продуктов в Адыгее | 1 | Знать какие товары и продукты производят в Республике Адыгея. Описывать эти товары. | ||
Плодово - овощные культуры Адыгеи | 1 | Составлять рассказ о людях сельскохозяйственного труда. | ||
Проект: «Предприятие моего региона» | 1 | Написать проект об одном из предприятий твоего региона. | ||
Культура и быт адыгов. | 7 | Знаменитые люди Республики Адыгея | 1 | Составлять энциклопедическую статью об одном из выдающихся земляков, объединив статьи одноклассников, создавать энциклопедию «Наши земляки – гордость страны» Сопоставлять место проживания, географические особенности с видом народно-прикладного искусства, распространённого в данной местности. Составлять вопросы для интервью с народными умельцами. Наблюдать за их работой и описывать её. . |
Музыкальные инструменты адыгов и русских. | 1 | Анализировать музыкальные инструменты наших предков. Сопоставлять различные национальные инструменты, определять черты их сходства и различия. Делать записи в альбоме «Моя родословная». | ||
Спорт в Республике Адыгея | 1 | Знать олимпийских чемпионов Республики Адыгея. | ||
Виды связи в Адыгее | 1 | Исследовать и характеризовать основные виды связи в Адыгее. Представлять современные записи в качестве данного вида связи и уметь их распознавать. Знать о видах связи (железнодорожной, автомобильной и воздушной) с другими регионами нашей страны. | ||
Образование в Адыгее | 1 | Фиксировать на «ленте времени» год основания первой школы в Адыгее. Сопоставлять школьные предметы, принадлежности, особенности современной школы и той, в которой учились предки. Анализировать причины, изменившие школу. | ||
Детская литература в Адыгее. Библиотеки Адыгеи. | 1 | Планировать и реализовывать проект «Мы - дети Адыгеи» на основе изучения обычаев и традиций народностей, представители которых живут в твоей местности и учатся в данной школе. Познакомить с детскими журналами Адыгеи «Родничок», «Созвездие» | ||
Проект « Знаменитые люди Адыгеи | 1 | Традиции в музыкальных, художественных, литературных произведениях известных, талантливых земляков. | ||
Растительный и животный мир Адыгеи. | 5 | Заповедники Республики Адыгея | 1 | Определять на карте территорию Кавказского биосферного заповедника. Рассказывать о заказниках и их значении для жизни животных. Анализировать действия земляков по сохранению лесных богатств Адыгеи |
Звери и птицы Адыгеи | 1 | Называть зверей и птиц Республики Адыгея и их особенности. | ||
Музеи - хранители материальной и духовной культуры | 1 | Духовные сокровища краеведческих, художественных музеев. | ||
Виды туризма в Адыгее. | 1 | Перечислять и характеризовать туристические маршруты Адыгеи. Показывать их на карте. Составлять сообщение об одном из маршрутов используя свои наблюдения, информацию в средствах массовой информации: понятие альпинизм, рафтинг, событийный туризм. | ||
Проект «Животный мир Адыгеи» | 1 | |||
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА И ЕЕ ГЕРОИ | 3 | Герои Великой Отечественной войны в Республике Адыгея. | 1 | Рассказывать о героях Великой Отечественной войны, тыла. Планировать и реализовывать проект «Книга славы». Фиксировать на «ленте времени» дату освобождения своего населённого пункта от захватчиков .Знать героев партизанского движения в Адыгее. |
Партизанское движение в Адыгее | 1 | |||
Исследовательский проект «Книга славы» | 1 | |||
Итого | 34 | Проектов | 5 |
Литература.
1.Аутлева Э.П «Экскурсионная лекция по г.Майкопу»
2. Коссович П.Ф.,Азаматова М.З., Малых С.Н. « Майкоп. Краткий исторический очерк » Майкоп 1957г.
3. «Культура и быт адыгов». Майкоп 1989 г
4. Н.В.Анфимов, Б.М. Джимов, Р.Х. Емтыль « История Адыгеи. Майкоп 1993г.»
5 Бузаров А.Ш.,Варшавина Т.П., Т.П.Кабани, Н.В Краснопольский, А.В Краснопольская, Н. Куашева, Д.А. Мельникова, Т.Н.Спесивцева, П.А.Хачегогу, А.Е.Шебзухова. «География Республики Адыгея»
6 .Щербашина Л.Д.Бочкарева И.В. «Моя Адыгея»
7. Ципинов Р.К., Цикапидзева АХ , Михалевич В.М. «Мегалитические памятники Республики Адыгея».
8 .Б.В.Лещенко « Кавказский государственный биосферный заповедник»
9. Н.В.Корнакова «Наша родина Адыгея»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочие программы 1 класс "Школа России", 3 класс "Планета знаний"
РП по предмету...
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...
Рабочая программа 1 класс Окружающий мир 1 класс "Школа России"
ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного...
Рабочие программы "Начальные классы" 4 класс
Рабочие программы по предметам , изучаемым в 4 классе...
«Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс
Конспект и презентация «Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс...