Пришкольный лагерь "Мотылёк"
рабочая программа на тему
Программа пришкольного лагеря "Мотылёк"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_letnego_lagerya_mou_sosh_no50.doc | 800.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Администрация городского округа «Город Калининград»
Комитет по образованию
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 50
_____________________________________________________________________________
236023, г. Калининград, ул. Каштановая аллея, 147 тел. факс: (4012) 910111, mouscool50@eduklgd.ru
ПРОГРАММА
пришкольного оздоровительного лагеря
г. Калининград
2017год
Если проникнуть внимательным взглядом
Во всё, что с тобою находится рядом,
То не придётся дорогу искать
В мир, до которого рукою подать!
ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ (актуальность)
Приближается лето – пора отдыха детей в летних пришкольных лагерях. В условиях летнего пришкольного лагеря, отдых детей уникален с точки зрения организации самостоятельной жизнедеятельности личности в свободное время. Именно в пришкольном лагере ребенок заполняет свое свободное время полезными делами. Сегодня в лагере учащиеся школы могут получить дополнительные знания, поправить свое здоровье и просто отдохнуть. Весь педагогический коллектив лагеря ориентирует свою работу на развитие личности. В деятельности и общении детей, педагогов, родителей культивируется сотрудничество, сотворчество, соуправление, равноправие и равноценность личностных позиций всех участников педагогического процесса.
Основная деятельность лагеря дневного пребывания направлена на развитие личности ребенка и включение его в разнообразие человеческих отношений и межличностное общение со сверстниками. Детский лагерь, учитывая его специфическую деятельность, может дать детям определенную целостную систему нравственных ценностей и культурных традиций через погружение ребенка в атмосферу игры и познавательной деятельности дружеского микросоциума. Погружая ребенка в атмосферу лагеря, мы даем ему возможность открыть в себе положительные качества личности, ощутить значимость собственного «я»; осознать себя личностью, вызывающей положительную оценку в глазах других людей; повысить самооценку; выйти на новый уровень общения, где нет места агрессии и грубости.
Находясь в лагере дневного пребывания, дети ежедневно включаются в оздоровительный процесс, для которого характерны: упорядоченный ритм жизни, режим питания, закаливание, поддержка мышечного и эмоционального тонуса. Результатом осуществления оздоровительного направления является формирование потребности в здоровом образе жизни.
Чтобы дети с удовольствием отдыхали в пришкольном лагере, мы - учителя приложим максимум усилий для того, чтобы сделать жизнь лагеря интересной и разнообразной. Каждый день ребят будут ожидать интересные и разнообразные мероприятия: увлекательные путешествия, походы, игры, конкурсы, соревнования, защита своих проектов. Все коллективные дела нацелены на формирование у ребят устойчивого убеждения и желания делать добрые дела, помогать друг другу, уважать окружающих людей, любить Родину и свой край, любить и беречь окружающий нас мир природы.
Цель программы – создать благоприятные условия для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время летних каникул, развития творческого и интеллектуального потенциала личности, ее индивидуальных способностей и дарований, творческой активности с учетом собственных интересов, наклонностей и возможностей.
Организация летнего отдыха осуществляется по направлениям:
- спортивно - оздоровительное,
- содержательно - досуговое,
- нравственное,
- гражданско-патриотическое.
Сроки реализации: программа реализуется в период летних каникул (21 день), охват детей – 207 человек, возраст 7 – 15 лет.
Задачи:
- организация отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков;
- воспитание культуры поведения;
- формирование ценностей здорового образа жизни;
- развитие творческих способностей личности ребёнка;
- включение ребёнка в различные виды деятельности с учетом его возможностей и интересов;
- формирование культуры общения, труда, экологического мышления и вовлечение детей в экологическую деятельность.
Воспитательные задачи:
• воспитание человека, способного к освоению городского пространства, патриота своего города;
• воспитание человека, владеющего культурой общения, формами бесконфликтного поведения, обладающего организаторскими навыками;
• воспитание творческой, образованной личности с максимально развитыми способностями к учению;
• воспитание россиянина, человека, способного к использованию гражданских прав и добросовестному выполнению гражданских обязанностей;
• воспитание человека, умеющего выбирать из потока поступающей информации нужное, доброе, правильное.
1. Полное название программы. | Программа пришкольного оздоровительного лагеря “Мотылёк”. |
2. Авторы программы. | Артемьева Н.В., Денискина Е.В. |
3. Руководитель программы | Артемьева Н.В. |
4. Территория, представляющая программу. | г. Калининград, МАОУ СОШ № 50 |
5. Название проводящей организации. | МАОУ СОШ № 50 |
6. Адрес организации, телефон | Г. Калининград, улица Каштановая аллея, 147, тел. 91-10-11 |
7. Форма проведения. | Оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей. |
8. Цель программы. | Создание условий для физического, психологи-ческого оздоровления детей на основе традиций мировой культуры. |
9. Специализация. | Оздоровительная. |
10. Сроки реализации. | С 02.06.2017 по 22.06.2017г. |
11. Место реализации программы. | г. Калининград, МАОУ СОШ № 50 |
12. Официальный язык программы. | Русский. |
13. Общее количество участников, в т.ч. детей. | 207 чел. |
14. Условия участия в проекте. | Заявление родителей. |
15. География участников. | Учащиеся МАОУ СОШ № 50 |
16. Краткое содержание программы. | Полноценный отдых детей, их оздоровление. Сохранение непрерывности воспитательного и дополнительного образовательного процесса в летний каникулярный период. Развитие творчества и нравственного воспитания детей. |
Приоритет программы
Программа разработана с учётом следующих законодательных нормативно – правовых документов:
• Конвенцией ООН о правах ребёнка;
• Конституцией РФ;
• Законом РФ «Об образовании»
• Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24.07.1998 №24 – Ф3;
• Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12. 2001 г. №197 –Ф3;
• Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха. Приказ Минобразования РФ от 13.07.2001 № 2688.
• Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул. Санитарно – эпидемиологические правила СП 2.4.4.969 -00 от 2.02. 2001.
Программа по своей направленности является комплексной. В ее основе лежит вариативный подход к организации летнего отдыха детей. Он предполагает наличие комплекса разнообразных направлений деятельности, отличающихся друг от друга содержанием и адекватными ему формами и методами работы с детьми.
Отличительной чертой программы является адресный подход к организации отдыха различных категорий детей. Особое место уделяется организации досуга и оздоровления детей, нуждающихся в особой заботе государства; подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию; развитию творческой и социальной активности юных граждан.
Принципы деятельности лагеря.
1. Принцип самореализации детей в условиях лагеря предусматривает: осознание ими целей и перспектив предполагаемых видов деятельности; добровольность включения детей в ту или иную деятельность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей; создание ситуации успеха, поощрение достигнутого.
2. Принцип включенности детей в социально значимые отношения предусматривает: обеспечение гарантии свободного выбора деятельности и права на информацию; создание переключения с одного вида деятельности на другой в рамках дня; предоставление возможности и право отстаивать свое мнение.
3. Принцип взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления предусматривает: приобретение опыта организации коллективной деятельности и самоорганизации в ней; защиту каждого ребенка от негативных проявлений и вредных привычек, формирование чувства ответственности за свои поступки и действия.
4. Принцип сочетания воспитательных мероприятий с деятельностью детей предусматривает; режим дня, обеспечивающий разумное сочетание всех видов деятельности в рамках дня; активное участие детей во всех видах деятельности.
Система поощрения
В каждой смене существует накопительная система поощрительных жетонов – “мотыльков”, которые собирают ребята. В течение всей смены дети получают “мотыльки” В конце смены подводятся итоги, выявляется самый активный отряд.
Традиции:
- Составление летописи.
- День талантов.
- Итоговое отрядное мероприятие, посвященное закрытию смены.
Механизм реализации программы
- содействовать успешной адаптации ребенка в социуме через организацию игрового пространства игр на сплочение коллектива, через игры на доверие, самопознание, на развитие навыков кооперации; через отслеживание эмоционального состояния ребенка путем применения проективных тестов (тест «нарисуй несуществующее животное»), дерево настроения;
- формирование нравственно-эстетического отношения к миру и духовных потребностей ребенка через организацию системы отрядных и лагерных мероприятий, посвященных календарным и традиционным праздникам, посещение культурных мероприятий города, посещение музеев, выставок, библиотеки, организация экскурсий;
- формирование культуры общения через проведение тренингов общения, принятие детьми законов и заповедей лагеря, правил и норм поведения в отряде, лагере, введение системы штрафов за употребление ненормативной лексики, грубости, крика;
- формирование адекватной самооценки, стремления к самопознанию, без оценочного принятия себя и других, тренинг на развитие творческой мотивации;
- способствовать реализации творческого и интеллектуального потенциала детей через проведение тренингов на развитие творческой мотивации;
- способствовать организации оздоровительной системы и активного отдыха детей, развитие мотивации к здоровому образу жизни через организацию подвижных игр на свежем воздухе, спортивных соревнований, ежедневной зарядки, витаминизация, приём адаптогенов, закаливание, познавательные игры и конкурсы о здоровье и ЗОЖ.
Предполагаемый результат.
В ходе смены предполагается:
- Укрепление здоровья детей.
- Психологическая разгрузка детей.
- Формирование у детей потребности в активном отдыхе на природе и занятиях спортом.
- Формирование и дальнейшее совершенствование знаний по ПДД и ТБ.
- Получение детьми опыта общения в коллективе.
- Развитие творческих способностей ребёнка.
Социальное партнерство
В ходе работы смены лагерь сотрудничает с такими социальными партнёрами, как:
- Детская библиотека имени Гайдара
- Детская библиотека имени Иванова
- Дом Ветеранов
- Информационный центр по атомной энергетике
- Калининградская Художественная галерея
- Калининградский Драматический театр
- Калининградский Зоопарк
- Калининградский Кукольный театр
- Калининградский Музыкальный театр
- Кинотеатр «Заря»
- Музей «5 форт»
- ЦПКиО имени Калинина
- Парк Юность
Кадровое обеспечение
Должность | Функции |
Начальник лагеря | - общий контроль и руководство реализацией программы; - анализ текущей ситуации; - внесение корректив по повышению эффективности программы; - методическая помощь; - организация работы кадров; - реализация содержания программы, оздоровительной, воспитательной, досуговой деятельности, органов самоуправления; - контроль за качеством реализации мини-проектов временных творческих групп; - обеспечение соблюдения режима дня, норм санитарной, технической и пожарной безопасности; - контроль за качеством продуктов, блюд в столовой; - защита интересов воспитанников. |
Воспитатели | - ответственность за жизнь и здоровье детей; - организация участия отряда в общих делах, проведение отрядных дел; - комплектование временных творческих групп; - обеспечение соблюдения режима дня, норм санитарной, технической и пожарной безопасности |
Руководители проектов | - организуют реализацию мини-проектов в соответствии с их направлением; - несут ответственность за жизнь и здоровье детей. |
Педагоги дополнительного образования (музыка, изо, танцы, физкультура) | - помощь начальнику лагеря, воспитателям и руководителям мини-проектов в реализации программы по своей специальности. |
Медицинский работник | - несёт ответственность за жизнь и здоровье детей, качество питания, соблюдение санитарных требований и норм. |
Оздоровительная работа.
Основополагающими идеями в работе с детьми в пришкольном летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия:
- осмотр детей медицинским работником в начале и в конце смены;
- утренняя гимнастика;
- принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере);
- организация пешеходных экскурсий;
- организация выездных экскурсий;
- организация питьевого режима детей;
- организация здорового питания детей;
- организация спортивно-массовых мероприятий:
- спортивные эстафеты;
- подвижные спортивные игры.
Работа по сплочению коллектива воспитанников
Для повышения воспитательного эффекта программы и развития коммуникативных способностей с детьми проводятся:
- огонёк «Расскажи мне о себе»;
- коммуникативные игры на знакомство;
- игры на сплочение коллектива.
Профилактические мероприятия и мероприятия по предупре-ждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период
Инструктажи:
«Правила пожарной безопасности»
«Правила поведения детей при прогулках и походах»
«Правила при поездках в автотранспорте»
«Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий»
«Правила безопасности при терактах»
«По предупреждению кишечных заболеваний»
«Меры безопасности жизни детей при укусе клещом»
Беседы
- Беседы, проведённые медицинским работником: «Как ухаживать за зубами?», «Путешествие в страну Витаминию», «Как беречь глаза?»;
- Беседы по основам безопасности жизнедеятельности: «Один дома», «Безопасность в доме», «Правила поведения с незнакомыми людьми», «Правила поведения и безопасности человека на воде», «Меры доврачебной помощи»
Работа по развитию творческих способностей детей
- Оформление отрядных уголков, стенных газет;
- Ярмарка идей и предложений;
- Конкурсы рисунков на асфальте: «Миру – мир!», «Ты, я и огонь», «Волшебные мелки»;
- Коллективно-творческие дела: «Ключи от лета», «Театральный фейерверк», «Алло! Мы ищем таланты!», «До свидания, лагерь!»
Мероприятия на развитие творческого мышления:
- Загадки, кроссворды, ребусы, викторина «Смекалка, эрудиция и смех – неотъемлемый успех!»,
- конкурсная программа «Великолепная семёрка», «Эрудит – шоу»,
- конкурс – игра «Весёлые минутки»,
- конкурс танцевального мастерства «В ритме танца»,
- конкурс отрядных хоров,
- интеллектуальная игра «Разноцветная капель»,
- конкурс – игра «Счастливый случай», «Поле чудес».
- Итоговая выставка поделок, рисунков.
Физкультурно–оздоровительная работа
Задачи физкультурно-оздоровительной деятельности:
- вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;
- выработка и укрепление гигиенических навыков;
- расширение знаний об охране здоровья.
Основные формы организации:
- Утренняя гимнастика (зарядка проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемых помещениях).
- Спортивная игры на спортивной площадке.
- Подвижные игры на свежем воздухе (Игры - вертушки «Тропа доверия, «Тропа ужасов», «Захват территории»)
- Эстафеты (спортивная игра «Веселые старты»)
- Тематический день «Школьная олимпиада – 2014»
Утренняя гимнастика
Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, - создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.
Подвижные игры включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – еще и воспитанию дружбы.
Патриотическое направление
Задачи патриотической деятельности:
Пробуждать в детях чувство любви к родине, семье;
формирование уважительного отношения к памятникам истории и развития интереса к изучению родного края;
формирование национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений;
возрождение нравственных , духовных ценностей семьи и поиск эффективных путей социального партнерства детей и взрослых.
Основные формы работы:
Марафон сказок..
День России. Конкурс рисунков на асфальте «Я люблю тебя, Россия»
«Это ты, моя Россия !»
Спортивные соревнования и игры
Беседа «Символика Российской Федерации»
Экологическое направление
Задачи экологической деятельности:
воспитать бережное отношение к природе
повысить уровень пропаганды здорового образа жизни,
уровень экологической культуры детей.
Основные формы работы:
Экологический десант
Операция « Тропинка»
«Экологическое ассорти»
«Зеленый патруль»
Участие в экологических акциях
Художественно – эстетическое направление
Прекрасное окружает нас повсюду: и в природе, и в обществе, и в отношениях между людьми. Надо только его видеть, чувствовать и понимать. Ростки этого чудесного умения заложены в каждом ребенке. Развивать их – значит воспитывать эстетически. Вот почему эстетическое воспитание всегда было и остается важнейшей частью педагогической деятельности детских оздоровительных лагерей.
Задачи эстетической деятельности:
Пробуждать в детях чувство прекрасного;
Формировать навыки культурного поведения и общения;
Прививать детям эстетический вкус.
В рамках нравственно-эстетического воспитания в лагере можно многое сделать, и действовать можно в нескольких направлениях: музыка, песня, танец; общение с книгой, природой, искусством.
Основные формы проведения:
Посещение кинозала, школьного музея;
Конкурсы: «Мы снимаем кино…», «Самый, самый»
Конкурс оформления отрядных уголков «Наш отряд»
Основным назначением художественно- эстетической деятельности в лагере является развитие креативности детей.
Формы организации художественно- эстетической деятельности:
Изобразительная деятельность (оформление отряда «Наш отряд», конкурс стенгазет и рисунков «А в нашем лагере…»,)
Конкурсные программы («Алло, мы ищем таланты», «Лучшая пародия»)
Творческие конкурсы («Знакомьтесь – это мы!»)
Игровые творческие программы
Концерты («Звездопад»)
Творческие игры («День рекордов»)
Праздники
Выставки, ярмарки
Экран дня – стенд, отображающий жизнь лагеря сегодня и то, что будет происходить в предстоящий период.
Рисование в лагере дает большие возможности в развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии.
Трудовая деятельность
Трудовое воспитание есть процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума трудовых умений навыков, развития трудолюбия, других нравственных качеств, эстетического отношения к целям, процессу и результатом труда.
Основные формы работы:
Бытовой самообслуживающий труд;
Общественно значимый труд. (уборка прилегающей территории)
Бытовой самообслуживающий труд имеет целью удовлетворения бытовых потребностей ребенка и группы детей за счет личных трудовых усилий.
Самообслуживающая деятельность детей в лагере включает дежурство по лагерю, по столовой, уборку мусора на прилегающей к отряду территории.
Девиз лагеря «МОТЫЛЁК»
Если проникнуть внимательным взглядом
Во всё, что с тобою находится рядом,
То не придётся дорогу искать
В мир, до которого рукою подать!
Законы пришкольного лагеря «МОТЫЛЁК»
- Закон “Мотылёк” – наш дом, мы все хозяева в нём” – от нас зависит, каким будет наш лагерь, будет ли в нём чисто, уютно, весело и интересно.
- Закон зелени – ни одной сломанной ветки, ни одной помятой травинки, ни одного сломанного цветка, сохраним нашу планету зеленой!
- Закон территории – без разрешения не покидай территорию ЛАГЕРЯ.
- Закон точности - время дорого у нас, берегите каждый час. Каждое дело должно начинаться и заканчиваться вовремя. Не заставляй ждать себя и не беспокой напрасно других.
- Закон ответственности - каждый в ответе за то, что с ним происходит. Помни, что о тебе заботятся, хотят видеть в твоих поступках только хорошее. Сначала подумай, потом действуй. Не стесняйся спросить совета.
- Закон дружбы – один за всех и все за одного, за друзей стой горой.
- Закон поднятых рук - наверху увидел руки – в зале тишина, ни звука.
- Закон жизни – долой скуку! Верь в себя и свои силы. Найди занятие по душе. Продемонстрируй все свои таланты и способности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский проект "Благоустройство пришкольной территории"
В данной работе дети исследовали пришкольную территорию, наметили пути по улучшению внешнего вида, разработали макеты клумб. ...
Образовательная программа детского пришкольного лагеря "Эврика"
содержит пояснительную записку и тематическое планирование...
Летний пришкольный лагерь "Солнышко"
Работа летнего оздоровительного лагеря "Солнышко" направлена на духовно-нравственное воспитание детей. Девочки и мальчики не только отдохнули, укрепили своё здоровье, но и узнали много нового и интере...
Программа пришкольной лагерной смены
Программа и план работы пришкольной лагерной смены "Тропинка"...
Программа пришкольного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей на базе МОУ «СОШ № 42»
Лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деят...
Программа пришкольного лагеря с дневным прибыванием "Каникулы"
Целью пришкольного оздоровительного лагеря является – выявление способностей ребенка и его развитие в спорте, туризме, искусстве, техническом творчестве и др...
Лето 2011 года. Пришкольный оздоровительный лагерь дневного пребывания
Много лет в нашей школе работает летний лагерь дневного пребывания. На этой презентации весёлые моменты детского отдыха в нашей школе...