Возможные приемы организации сотрудничества младших школьников с учителем и родителями во внеурочной деятельности
проект (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Проект внеурочной деятельности по формированию творческого потенциала учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_deyatelnost.docx | 29.19 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ №75 г. Иркутска
Педчтение:
«Возможные приемы организации сотрудничества младших школьников с учителем и родителями во внеурочной деятельности»
Подготовила: Баженова Т.Г.
Учитель начальных классов
2013 год
Содержание
Особенности организации проектной деятельности в начальной школе
Использование метода учебного проектирования на уроках русского языка
Работа над проектом «Заимствованные слова»
Введение
В последние годы в отечественной педагогике возрос интерес к вопросам формирования творческого потенциала учащихся. Современному обществу нужны инициативные личности, способные творчески мыслить и находить нестандартные решения.
Анализируя свою деятельность, мы столкнулись с рядом проблем, затрудняющих переход детей на следующую ступень образования:
- низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;
- неумение следовать прочитанной инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начало до конца в соответствии с заданием;
- разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями, в ходе которых отрабатываются навыки;
- отсутствие переноса знаний из одной образовательной деятельности в другую, из учебной ситуации в жизненную.
Например, на уроках русского языка дети стараются писать грамотно, обдумывая, какой буквой обозначить звук в той или иной слабой позиции, а в другой ситуации (не на уроке русского языка) пишут безграмотно, не используя имеющиеся у них знания языка. Обдумывая эти и некоторые другие проблемы, мы решили, что необходимо дополнить урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т.е. могли бы применить все имеющиеся у них знания на практике. С этой целью нами был выбран метод проектов.
Организация проектной деятельности является одним из условий максимально эффективного развития младших школьников. В этом заключается актуальность выбранной нами темы.
Цель данной работы – показать, каковы особенности проектной деятельности в начальной школе и каким образом можно организовать проектную деятельность на уроках русского языка.
Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная на приобретение и применение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. «Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить». Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности.
Не стареют слова К. Д.Ушинского о том, что главная цель обучения и воспитания – это дать человеку деятельность, которая бы наполняла его душу. В проектах игровых, творческих, информационных, исследовательских, социальных и прочих найдется интересная и посильная практическая работа для всех детей.
Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет профессию, будет жить творческой жизнью.
Особенности организации проектной деятельности в начальной школе
Проектно-исследовательская деятельность относится к области детской самостоятельности, основывается на интересах школьников, приносит им удовлетворение, а значит, личностно-ориентирована на каждого ребенка. Особое значение проектно-исследовательской деятельности в начальной школе заключается в том, что в ее процессе они приобретают социальную практику за пределами школы, адаптируются к современным условиям жизни.
Мы считаем, что в начальной школе могут быть организованы в рамках урочной и внеурочной деятельности следующие виды проектов:
- по доминирующей роли учащихся: практикоориентированные, информационные, творческие ролевые;
- по комплексности и характеру контактов: монопроекты, внутриклассные, внутришкольные, городские;
- по продолжительности: краткосрочные, долгосрочные.
Использование метода проектов в начальной школе способствует:
- формированию активной, самостоятельной и инициативной позиции учащихся в учении;
- формированию и развитию УДД (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
- нацелено на развитие познавательного процесса интереса учащихся;
- реализует принцип связи обучения с жизнью.
Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата. На долю учителя выпадает трудная задача поиска и выбора проблем для проектов, которые можно брать только из окружающей действительности. «Решить проблему» - значит применить в данном случае необходимые знания и умения из различных областей жизни, получив реальный и ощутимый результат. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о ее конечном продукте и, как следствие этого, этапах проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Процесс работы над проектом включает в себя несколько последовательных этапов:
- Установка: цели, задачи, основной замысел, примерная тематика и формы продуктов будущего проекта.
- Стендовая информация о проекте.
- Выдача рекомендаций будущим авторам (темы, требования, сроки и т.д.).
- Консультации по выбору тематики учебных проектов, формулирование идей и замыслов.
- Формирование групп.
- Утверждение тематики проектов и сроков работы над ними.
- Поисковый этап.
- Промежуточные отчеты учащихся.
- Консультации по содержанию о оформлению проектов.
- Обобщающий этап: оформление результатов.
- Доработка проектов с учетом замечаний и предложений.
- Подготовка к публичной защите проекта.
- Заключительный этап: публичная защита проекта.
- Подведение итогов, анализ выполненной работы.
- Итоговый этап. Обобщение материалов. Благодарности ученикам.
Работа по методу проектов – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, предполагающий высокую квалификацию учителя.
Требования к учебному проекту – совершенно особые:
- наличие социально-значимой проблемы – исследовательской, информационной, практической;
- выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы;
- каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.
Возможности метода проектов для развития личности и социализации школьников выявляются через анализ структуры деятельности учителя и ученика, которая существенно отличается от структуры их деятельности при традиционной организации обучения.
Структура деятельности учителя и ученика при использовании метода проектов
Ученик | Учитель |
Определяет цель деятельности | Помогает определить цель деятельности |
Открывает новые знания | Рекомендует источники получения информации |
Экспериментирует | Раскрывает возможные формы работы |
Выбирает пути решения | Содействует прогнозированию результатов |
Активен | Создает условия для активности школьника |
Несет ответственность за свою деятельность | Партнер ученика |
Субъект обучения | Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки |
Проектно-исследовательская деятельность способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, способность к целепологанию, креативность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность. Включение учащихся в процесс работы над проектом подразумевает овладение ими следующими проективными умениями и компетенциями:
- исследовательскими: генерировать идеи, выбирать лучшее решение;
- социального взаимодействия: сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом современной работы и направлять ее в нужное русло;
- оценочными: оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других;
- информационными: самостоятельно осуществлять поиск нужной информации, выявлять, какой информации или каких умений недостает;
- презентационными: выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности;
- рефлексивными: отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле;
- менеджерскими: проектировать процесс, планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решения, распределять обязанности при выполнении коллективного проекта.
Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проективной деятельности, однако начинать вовлекать младших школьников в проективную деятельность, мы считаем, нужно обязательно, т.к. именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений.
При организации проективной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.
Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить 1-2 уроками или 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий. Кроме того, важно ставить вместе с младшими школьниками и учебные цели по овладению приемами проектирования как обще учебными умениями. Например, можно задать учениками такие вопросы:
- какие умения понадобиться для выполнения этого проекта?
- Каким образом вы сможете приобрести данные умения?
- Где впоследствии вы можете применять такие умения?
Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с учениками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции (опросы, интервью и т.п.). Если выполнение проекта проходит в режиме внеклассных занятий, то можно привлечь родителей. При этом важно, чтобы родители не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, а помогали советом.
Особого выполнения в начальной школе требует завершающий этап проективной деятельности – презентация проекта и его самооценка. Оценить процесс проектирования учащимся помогут следующие вопросы:
- Правильно ли сформулировать задачу?
- Соответствовало ваше исследование поставленным целям?
- Насколько хорошо вы использовали время?
- Что могло быть сделано по-другому, если бы вы снова начали разрабатывать этот проект?
Защита проекта, как правильно, осуществляется в форме выставки тех изделий, которые ученики создали. Кроме того, иногда целесообразно попросить детей подготовить небольшое выступление с рассказом о проекте. План выступления школьника может быть таким:
- Почему мы начали разрабатывать именно этот проект?
- Какие были предварительные исследования? Что они выявили?
- Какая основная идея проекта?
- Кто тебе помогал?
- Как оценили твой проект твои товарищи, родители?
- По каким этапам выполнялся проект?
- Как улучшить проект?
Оценка выполненных проектов должна носить стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов, можно отменить дипломами, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвующий в выполнении проектов. Помимо личных призов можно приготовить общий приз всему классу за успешное завершение проектов. Это может быть чаепитие, пикник, поход в театр, музей и т.д. Наиболее эффективно проектная деятельность младших школьников реализуется во внеклассной и во внеурочной деятельности.
Из форм, продуктов проектной деятельности, имеющих место в практике, для начальной школы могут быть приемлемы газета, альбом, журнал, спектакль, коллекция, различного рода творческие письменные работы и доклады, утренник, выставка, компьютерная презентация, продукты творческой деятельности (поделки, рисунки и т.п.).
Проективные работы детей представляют собой один из способов контроля учащихся, которому придается огромное значение в рамках учебного процесса, поскольку:
- Успешный самостоятельный творческий поиск является показателем глубокого усвоения знаний и творческого развития личности;
- Знания проявляется в нестандартной, новой ситуации с использованием умений детей из разных образовательных областей;
- Выявляется уровень личностного отношения учащихся к учебному труду;
- Проявляется умение работать в коллективе и способность брать на себя ответственность за качество выполнения работы;
- Детьми проявляется учебная инициатива и самостоятельность, происходит их становление как личностей, способных активно действовать в современной жизни.
Использование проектной деятельности на уроках в начальных классах имеет свою специфику:
- учащиеся 1-2 классов в силу своих возрастных особенностей не могут осуществлять проектную деятельность; применение метода начинается в 3-4 классах;
-на уроках русского языка, математика и других предметов, формирующих систему специальных и общенаучных знаний и умений учащихся, метод проектов имеет низкую эффективность; успешная проектная деятельность в начальных классах возможна в классах на таких предметах, как литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство, художественный труд. Для начальных классов о том, как изучать, имеет не меньшую, а нередко и большую значимость, чем вопрос, что изучать в рамках данных курсов.
Использование метода учебного проектирования на уроках русского языка
Работа над проектом «Заимствованные слова»
Заключение
Список литературы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Организация сотрудничества младших школьников с разным уровнем мотивации учения
В этой статье я предлагаю опыт работы. который позволил сделать учебный процесс увлекательным, личностно значимым и эффективным, так как качество знаний в классе значительно повысился. Он может быть и...
Мастер – класс «Методы и приёмы развития чувства ритма у младших школьников на уроках музыки и во внеурочной деятельности»
Данный мастер-класс представляет собой практическое занятие с профессиональной аудиторией (учителя музыки) по теме «Методы и приёмы развития чувства ритма у младших школьников на уроках музыки и...
Развитие творческого потенциала младшего школьника в процессе интеграции урочной и внеурочной деятельности
Российская система образования находится на новом этапе своего развития. Это обусловлено происходящими в нашей стране социально-экономическими изменениями, которые в свою очередь, определяют основные ...
Духовно-нравственное воспитание младших школьников в свете реализации ФГОС. (во внеурочной деятельности)
Тезисы по обощению опыта работы с младшими школьниками во внеурочной деятельности...
Исследовательская деятельность младших школьников на занятиях и в рамках внеурочной деятельности
Исследовательская деятельность младших школьников...
Статья «Организация сотрудничества младших школьников с разным уровнем мотивации учения»
Данная статья поможет вам учесть все стороны, которые влияют на формирование сплоченного ученического коллектива....
Групповая форма организации сотрудничества младших школьников
Работа представлена в виде презентации и знакомит с основными формами групповой работы на уроке. Рассматриваваются способы формирования групп, плюсы и минусы групповой работы, "нужно" и &quo...