Научный проект в начальной школе. Древнее ремесло - вязание веников в эстафете поколений кубанского народа.
проект (3 класс) на тему

Романенко Нина Владимировна

Научная работа "Древнее ремесло - вязание веников в эстафете поколений кубанского народа"  была представлена на конкурс научных проектов школьников "Моя Малая родина" . Ученица 3 класса Лях Владислава под руководством учителя рассказала о древнем ремесле вязании веников. В практической части работы представила материал о мастере  - жителе хутора Погорелове А.А., который поделился свими секретами мастерства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon drevnee_remeslo_-vyazanie_venikov_lyah_v.doc857 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 59 хутора Школьного

муниципального образования Крымский район

Краевой конкурс

 «Моя малая родина»

ДРЕВНЕЕ РЕМЕСЛО – ВЯЗАНИЕ ВЕНИКОВ

В ЭСТАФЕТЕ ПОКОЛЕНИЙ КУБАНСКОГО НАРОДА

                                                                  Автор:

                                                                                     Лях Владислава

                                                                    Валерьевна

                                                                                     3 класс, МОУ СОШ № 59

                                                                                     Научный руководитель:

                                                                                     Романенко Нина      

                                                                                     Владимировна,

                                                                                     учитель начальных классов

                                                                                     МОУ СОШ № 59

                                                                                     Научный консультант:

                                                                                     Мирошникова  Наталья  

                                                                                     Владимировна,

                                                                                     учитель истории

                                                                                     МБОУ СОШ № 59

х. Школьный, г. Крымск.

Содержание

Введение                                                                                                               3

1.  Роль и место веника в жизни человека.                                                        

2.  В гостях у мастера.                                                                                          5

3.  Эстафета древнего ремесла во времени.                                                      6

Заключение                                                                                                            7

Список использованной литературы и источников.                                            8

Введение.

«Земля отцов – моя Земля» - в который раз перечитываешь это название в учебнике и понимаешь, всё-таки здорово, что есть у нас такой школьный предмет как кубановедение.  Мы учимся любить свой родной край, узнаем его историю и всё это для того, чтобы через время передать эту «эстафету знаний и любви» следующему поколению.

«Народные ремесла» - эта тема заставила нас  задуматься над вопросом,  а какие ремесла  распространены в родном хуторе? Увы, ушли в историю и гончары, и кузнецы, и мастера по дереву…. Пришлось обратиться не только к родителям, но и к бабушке с дедушкой. Именно от них посчастливилось узнать о таком ремесле как вязание веников! Но почему, же в учебнике нет, ни слова об этом ремесле? Может быть, оно не настолько важное и нужное? Попробуем разобраться!  Выявим значимость, популярность и  распространение в родном хуторе народного ремесла  – вязания веников. Для этого опросим учащихся 1-11 классов и побеседуем с жителями хутора, изучим  литературные  источники, обратимся  за информацией в интернет, понаблюдаем за работой мастера, проведем эксперимент по изготовлению веника и, может быть, обобщив полученный материал, ответим на поставленные вопросы.

Основная часть

1.  Роль и место веника в жизни человека.

В словаре русского языка С. И. Ожегова (интернет ресурсы)  читаем следующее определение:

веник - связка веток, прутьев, сухих длинных стеблей. Подметать пол веником. Банный (для парения в бане). Кормовые веники.

В "толковом словаре живого великорусского языка" В. Даля (интернет ресурсы):

Веник - [малый или мужской род] связка веток, прутьев с листвою, для парки в бане, для подметания пола, чистки платья; связка стеблей травянистых; пучок мелких и долгих древесных стружек, для спрыска белья, цветов. Голый веник, без листвы, голик. Веничком одежду чистить сохраннее, нежели щеткою.

Изучая иллюстрированную энциклопедию «Русская изба» (список литературы, № 1),  мы узнаем, что слово ве́ник имеет 2 основных значения:

Нас интересует второе значение  слова веник (приложение № 1).                                                    

Мифологическое сознание русского крестьянина наделяло веник особой магической силой. Есть предположения, что у славян он ассоциировался  с представлением о древе жизни, обнимающим собой весь мир. Древо жизни являлось центром мира, воплощало плодородие живой природы. Именно, поэтому веник – был важным атрибутом многих русских обрядов: родильных, свадебных, погребальных.  Очень часто веник выступал в    качеств оберега.                                                                                                  

Еще в древности вениками мели  пол в избе и сенях каждый день в утренние часы. В русской деревне существовали определенные правила подметания пола. Мусор заметался от порога в угол. Крестьяне говорили: «Не мети избы к порогу: добро выметешь, мети от порога к углу: добро заметешь в избу».       По преданиям старины  веник  должен стоять при входе в дом в углу, перевернутый метелкой кверху. Считается, что это приносит в дом благополучие и достаток. Итак,  ни для кого не будет секрета, что веник является старейшим инвентарем для уборки дома. О нём слагали загадки, пословицы и поговорки (интернет ресурсы): 

Маленький Ерофейка подпоясан коротенько.

Маленький, удаленький, по полу елозит, заду не занозит.

По полу скок и по лавкам скок; сядет в уголок, не ворохнется.

Днем куражится, ребрится, а к ночи в уголок ложится.

Пословица ведется, как изба веником метётся.

В басне Л. Н. Толстого «Отец и сыновья» (список литературы, № 3) веник является символом согласия, силы, сплоченности.

Веник  издревле можно было встретить в любой семье. С самого начала было замечено, что веники прекрасно подходят для уборки мусора в доме, хозяйственных помещениях, уборки территории возле зданий.                                                                                                              

Проведем опрос учащихся, работников школы в виде анкетирования (приложение № 2) с целью выявить, насколько значим такой простой предмет как веник в нашем домашнем быту. Исследование показало, что в семьях  из 82 человек опрошенных, есть хозяйственный веник у 80 человек, что составляет 98% всех опрошенных. Следовательно, не смотря на широкое  распространение пылесосов, значение веника  не уменьшилось, он остается одним из основных хозяйственных предметов уборки дома и улицы.

2.  В гостях у мастера.

Чтобы определить, насколько ремесло вязания веников распространено в родном  хуторе  Школьном, пришлось обратиться ко второму вопросу анкетирования (приложение № 2), побеседовать с людьми таких профессий как библиотекарь (Точилова Л.В.), почтальон Пиндоля И.Н.  и по фамилиям назвать всех умельцев этого ремесла:

  1. Судников Анатолий Анисимович (76 лет)
  2. Шакун Николай Иванович
  3. Грузденко Владимир Николаевич
  4. Куртбединов Мамбет
  5. Корнеев Виктор Иванович
  6. Новиков Иван Леонтьевич
  7. Штымбалюк Таисия Ефимовна
  8. Еремин Владимир Федорович
  9. Молчанов Иван Иванович
  10. Ширинкин Лев Николаевич
  11. Биценко Василий Иванович
  12. Книга Михаил Владимирович
  13. Пятак  Иван Иванович
  14. Погорелов Андрей Анатольевич
  15. Погорелов Дмитрий Анатольевич
  16. Еронин Владимир Иванович
  17. Акимов Андрей Викторович  (42 года)

Конечно, этот список может быть неточным, но это не помешает сделать вывод о том, что умельцы по вязанию веников в хуторе есть!

К одному из таких умельцев мы и отправились с моим научным руководителем Романенко Н.В. и с ребятами   нашей школы Юсуповым В., Беляевым В., Погореловым М., Марусовым Ф., Романенко К., Лях К.  А побывали мы  в гостях у о народного умельца по изготовлению веников – Погорелова Андрея Анатольевича (49 лет) (приложение № 3).  Наша встреча состоялась в его родительском доме на ул. Магистральной, дом 64, там мы познакомились с мамой Андрея Анатольевича, узнали об истоках  ремесла в семье, затем посетили его мастерскую на ул. Веселой, дом 13.

Мастер-ремесленник Андрей Анатольевич рассказал нам много интересного: «Первый веник я связал в 12 лет. А научил меня и брата этому ремеслу наш отец  Погорелов Анатолий Тимофеевич. Отца уже несколько лет как нет в живых, а каждый раз, когда я берусь за это ремесло, я вспоминаю его наставления  и поддержку - «держи крепче». Мать Екатерина Григорьевна (приложение № 4) тоже в молодости могла связать веник, сейчас же в основном занимается продажей готовых изделий. Неплохая добавка к пенсии и зарплате! Не привыкли сидеть без дела, вот и находится ремесло для зимних длинных вечеров. Хорошие получаются веники! И метла в доме пригодится! (приложение № 5).

Вяжем веники из растения, которое в народе называют «венече», венечное просо (приложение № 6). Выращивание его трудная работа, но я делаю его с любовью. Долго приходится нянчить просо, прежде чем получится  веник. Высаживаю просо, как и кукурузу по народной примете «как тёрен зацветет», сажаю не глубоко,  редко, да хорошо бы ещё и прорвать. В конце августа, начале сентября «как золотится начнет» срезаю растение. Надо теперь его от листьев ободрать, от семян очистить, просушить. Приступая к изготовлению изделия, обязательно читаю молитву Серафиму Саровскому,  икона тут же в мастерской (приложение № 7). Нарезаем  прутики одинаковой длины (70-80 см – ручка (стебель) метёлки) (приложение № 8). Срезаем специальным острым ножиком, выравниваем метелки и собираем друг к другу «сколько рука вмещает». Есть специальное приспособление для вязания ручки, обматываем, затягиваем, срезаем, лишнюю нить прячем. Итак, через 7 см раза 4 обматываем.  Ещё одно приспособление «лисица» (приложение № 9) досталось по наследству от отца, этому инструменту уже более 40 лет. Теперь берем иглу отшлифованную, по бокам вставляем гвозди, чтобы веревка не падала. Завязываем верёвку ровненько и прошиваем через 1 см, подтянул с одной стороны, с другой. Вяжу  веник сидя, для удобства придерживая его коленями. Сначала  веник полностью обхватываю ниткой, завязываю с одной стороны и начинаю делать стежки. Протыкаю заготовку с одной стороны, захватывая нить, которая обвила  веник, и протыкают обратно – получается строчка. Таких строчек должно быть не менее двух.  Вот и готово!» (приложение № 9).

3.  Эстафета древнего ремесла во времени.

За  словами народного умельца Погорелова Андрея Анатольевича кроется огромный человеческий труд, многолетнее совершенствование процессов изготовления  веников, опыт, передаваемый из поколения в поколение и народная мудрость.

Проведем эксперимент – а можно ли в возрасте 10 лет научиться вязать веники? (приложение № 10). С помощью и под руководством  мастера, конечно!  Веник получился! Даже мальчишки прибежали посмотреть! (приложение № 10)

По результатам опросам  учащихся «Кто хотел бы научиться вязанию веников», желающими являются  в основном ученики начальных классов. Но, покуда есть такие желающие, есть надежда, что ремесло по вязанию веников, не уйдет в историю, а будет как в эстафете передаваться из поколения в поколение.

Заключение

Значимость веника как инструмента хозяйственного быта,  используемого для подметания домашних и уличных помещений с целью их уборки и очистки от пыли и мусора, велико.

Сегодня  веники  выращивают в основном старожилы села. Этим  ремеслом  сегодня занимаются бабушки и дедушки, которые, остаются верны этому замысловатому искусству. А процесс изготовления  веников, как мы сами  убедились,  сложный,  трудоемкий, но очень интересный.  

Никто из учащихся ремеслом не владеет, а хотели бы научиться, познакомиться с ремеслом 42 ученика (51 % из всех опрошенных), в основном это учащиеся младшего школьного возраста – 33 человека (40% из всех опрошенных).

Всё это позволяет сделать определенные выводы:

При осмыслении всей значимости изделия – веника, ремеслом не владеет  молодое и среднее населения хутора, что может привести к его исчезновению вовсе. Необходимо наметить пути по сохранению, изучению  этого, на первый взгляд, простого и древнего  ремесла,  требующего определенных  умений  и большого уважения. Надо обязательно знакомить учащихся с ремеслом вязания веников на страницах учебников, проводить классные часы, экскурсии, а учитывая большое желание ребят научиться этому ремеслу, хорошо было бы организовать кружок по его изучению, пригласить местных мастеров.

Стараниями и талантом людей многих поколений древнее  ремесло  нашего хутора несёт через время настоящую эстафету. И мы, новое поколение должны продолжить эту эстафету!

Список использованной  литературы и источников

1.  Баранов Д. А.,. Баранова О. Г., Мадлевская Е. Л. и др. Русская изба (Внутреннее пространство, убранство дома, мебель, утварь):

Иллюстрированная энциклопедия/. – СПб.: Искусство – СПБ, 2001. – 376 с.

2. Мирук М.В. Кубановедение: Учебник для 3-4 классов / М.В. Мирук, Е. Н. Еременко, Т.А. Науменко, Н. Я. Паскевич. – Краснодар: Перспективы образования, 2007. – 128 с.

3. Толстой Л. Н. Детям/ Оформл. И. М. Чернышевой. – М.: ЗАО «РОСМЭНПРЕСС», 2008. – 151 с.

4. Информация через глобальную компьютерную сеть (интернет ресурсы):

4.1. Даль В. "Толковый словарь живого великорусского языка"

4.2. Ожегов С. И. Словарь русского языка


Приложение № 1

Фотография «Веник – хозяйственный инструмент» (интернет ресурсы)

Приложение № 2

Анкета «Вязание веников» - древнее ремесло

в эстафете поколений кубанского народа»  

       

 КЛАСС -  1,2,3,4,6,7,8,9,10,11, работники школы – всего опрошено 82 ч.

  1. Есть ли в вашем доме  хозяйственный веник?

Да – 80 человек

Нет – 2 человека

  1. Есть ли среди ваших родных, живущих в хуторе Школьном, те, кто умеют вязать веники?

Если есть, напишите Ф.И.О., возраст

  1. Новиков Иван Леонтьевич
  2. Шакун Николай Иванович
  3. Грузденко Владимир Николаевич
  4. Биценко Василий Иванович
  5. Книга Михаил Владимирович
  6. Погорелов Андрей Анатольевич
  7. Куртбединов Мамбет
  8. Еронин Владимир Иванович
  9. Корнеев Виктор Иванович
  10. Акимов Андрей Викторович (42 года)

  1. Хотели бы вы научиться ремеслу - вязать веники?

Да – 42 человека (33 человека – учащиеся начальной школы,

                               3 человека – 6 класс, 4 человека 8-11 класс, 2 учителя)

Нет – 39 человек

Приложение № 3

F:\Ремесло ВЕНИКИ\Научно-исследовательская работа веники\DSC01586.JPG

Фотография «Родительский дом мастера по изготовлению веников Погорелова А.А.»

Приложение № 4

F:\Ремесло ВЕНИКИ\Научно-исследовательская работа веники\DSC01589.JPG

Фотография «Мастер Погорелов А.А. с мамой Погореловой Е.Г.»

Приложение № 5

Фотография «Метла тоже пригодится в хозяйстве!»

Приложение № 6

http://oo8.mail.yandex.net/static/35090cdf4a1c45649e893340ccb5aaa4/tmpVZpwc8_html_56efe684.jpg

Фотография «Венечное просо» (интернет ресурсы)

Фотография «Не всякое просо к работе годится – нужна любовь к делу!»

Приложение № 7

Фотография «В мастерской ремесленника»

Приложение № 8

   

     

   

Фотографии «Наблюдаем за работой мастера»

Приложение № 9

Фотография «Наследие отца – приспособление для вязания веников «лисица»

http://oo8.mail.yandex.net/static/35090cdf4a1c45649e893340ccb5aaa4/tmpVZpwc8_html_14eb1361.jpg

Фотографии «Вот так веники получаются!»

Приложение № 10

     

   

Фотография «Эксперимент «учимся ремеслу – вязанию веника»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации внеурочной деятельности в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения

Представленный материал из опыта работы ГБОУ СОШ №139 по организации внеурочной деятельности. Данный материал был представлен на районном и городском семинаре....

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в связи с внедрением ФГОС нового поколения.

В статье рассматриваются основные здоровьесберегающие технологии и предлагаются практические советы для их реализации....

Презентация к статье "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в связи с внедрением ФГОС нового поколения".

Презентация к статье "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в связи с внедрением ФГОС нового поколения". В презентации рассматриваются основные здоровьесберегающие технологии,...

Метод учебного проекта в начальной школе (научно-методическая разработка)

Данная научно-методическая разработка описывает использование метода проекта на уроках литературного чтения и окружающего мира в начальной школе....

Опыт работы. Проект :«Портфолио, как средство в организации контрольно-оценочной деятельности учащихся начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения»

Материал рассматривается как разработка проекта :«Портфолио, как средство в организации контрольно-оценочной деятельности учащихся начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС нового поколе...

Доклад по теме : "Использование метода проектов в начальной школе в процессе освоения УМК "Школа России" в рамках реализации ФГОС второго поколения".

Доклад по теме : "Использование метода проектов в начальной школе в процессе освоения УМК "Школа России" в рамках реализации ФГОС второго поколения"....

Научный проект в начальной школе. "Овощи или фрукты? Учимся отличать эти продукты".

Научная работа "Овощи или фрукты" была представлена на конкурсе научных проектов школьников в рамках краевой научно-практической конференции "Эврика" в 2015-2016 учебном году в сек...