Научный проект в начальной школе. Древнее ремесло - вязание веников в эстафете поколений кубанского народа.
проект (3 класс) на тему
Научная работа "Древнее ремесло - вязание веников в эстафете поколений кубанского народа" была представлена на конкурс научных проектов школьников "Моя Малая родина" . Ученица 3 класса Лях Владислава под руководством учителя рассказала о древнем ремесле вязании веников. В практической части работы представила материал о мастере - жителе хутора Погорелове А.А., который поделился свими секретами мастерства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
drevnee_remeslo_-vyazanie_venikov_lyah_v.doc | 857 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 59 хутора Школьного
муниципального образования Крымский район
Краевой конкурс
«Моя малая родина»
ДРЕВНЕЕ РЕМЕСЛО – ВЯЗАНИЕ ВЕНИКОВ
В ЭСТАФЕТЕ ПОКОЛЕНИЙ КУБАНСКОГО НАРОДА
Автор:
Лях Владислава
Валерьевна
3 класс, МОУ СОШ № 59
Научный руководитель:
Романенко Нина
Владимировна,
учитель начальных классов
МОУ СОШ № 59
Научный консультант:
Мирошникова Наталья
Владимировна,
учитель истории
МБОУ СОШ № 59
х. Школьный, г. Крымск.
Содержание
Введение 3
1. Роль и место веника в жизни человека.
2. В гостях у мастера. 5
3. Эстафета древнего ремесла во времени. 6
Заключение 7
Список использованной литературы и источников. 8
Введение.
«Земля отцов – моя Земля» - в который раз перечитываешь это название в учебнике и понимаешь, всё-таки здорово, что есть у нас такой школьный предмет как кубановедение. Мы учимся любить свой родной край, узнаем его историю и всё это для того, чтобы через время передать эту «эстафету знаний и любви» следующему поколению.
«Народные ремесла» - эта тема заставила нас задуматься над вопросом, а какие ремесла распространены в родном хуторе? Увы, ушли в историю и гончары, и кузнецы, и мастера по дереву…. Пришлось обратиться не только к родителям, но и к бабушке с дедушкой. Именно от них посчастливилось узнать о таком ремесле как вязание веников! Но почему, же в учебнике нет, ни слова об этом ремесле? Может быть, оно не настолько важное и нужное? Попробуем разобраться! Выявим значимость, популярность и распространение в родном хуторе народного ремесла – вязания веников. Для этого опросим учащихся 1-11 классов и побеседуем с жителями хутора, изучим литературные источники, обратимся за информацией в интернет, понаблюдаем за работой мастера, проведем эксперимент по изготовлению веника и, может быть, обобщив полученный материал, ответим на поставленные вопросы.
Основная часть
1. Роль и место веника в жизни человека.
В словаре русского языка С. И. Ожегова (интернет ресурсы) читаем следующее определение:
веник - связка веток, прутьев, сухих длинных стеблей. Подметать пол веником. Банный (для парения в бане). Кормовые веники.
В "толковом словаре живого великорусского языка" В. Даля (интернет ресурсы):
Веник - [малый или мужской род] связка веток, прутьев с листвою, для парки в бане, для подметания пола, чистки платья; связка стеблей травянистых; пучок мелких и долгих древесных стружек, для спрыска белья, цветов. Голый веник, без листвы, голик. Веничком одежду чистить сохраннее, нежели щеткою.
Изучая иллюстрированную энциклопедию «Русская изба» (список литературы, № 1), мы узнаем, что слово ве́ник имеет 2 основных значения:
- Веник банный — используемый в русской бане.
- Веник хозяйственный — хозяйственный инструмент.
Нас интересует второе значение слова веник (приложение № 1).
Мифологическое сознание русского крестьянина наделяло веник особой магической силой. Есть предположения, что у славян он ассоциировался с представлением о древе жизни, обнимающим собой весь мир. Древо жизни являлось центром мира, воплощало плодородие живой природы. Именно, поэтому веник – был важным атрибутом многих русских обрядов: родильных, свадебных, погребальных. Очень часто веник выступал в качеств оберега.
Еще в древности вениками мели пол в избе и сенях каждый день в утренние часы. В русской деревне существовали определенные правила подметания пола. Мусор заметался от порога в угол. Крестьяне говорили: «Не мети избы к порогу: добро выметешь, мети от порога к углу: добро заметешь в избу». По преданиям старины веник должен стоять при входе в дом в углу, перевернутый метелкой кверху. Считается, что это приносит в дом благополучие и достаток. Итак, ни для кого не будет секрета, что веник является старейшим инвентарем для уборки дома. О нём слагали загадки, пословицы и поговорки (интернет ресурсы):
Маленький Ерофейка подпоясан коротенько.
Маленький, удаленький, по полу елозит, заду не занозит.
По полу скок и по лавкам скок; сядет в уголок, не ворохнется.
Днем куражится, ребрится, а к ночи в уголок ложится.
Пословица ведется, как изба веником метётся.
В басне Л. Н. Толстого «Отец и сыновья» (список литературы, № 3) веник является символом согласия, силы, сплоченности.
Веник издревле можно было встретить в любой семье. С самого начала было замечено, что веники прекрасно подходят для уборки мусора в доме, хозяйственных помещениях, уборки территории возле зданий.
Проведем опрос учащихся, работников школы в виде анкетирования (приложение № 2) с целью выявить, насколько значим такой простой предмет как веник в нашем домашнем быту. Исследование показало, что в семьях из 82 человек опрошенных, есть хозяйственный веник у 80 человек, что составляет 98% всех опрошенных. Следовательно, не смотря на широкое распространение пылесосов, значение веника не уменьшилось, он остается одним из основных хозяйственных предметов уборки дома и улицы.
2. В гостях у мастера.
Чтобы определить, насколько ремесло вязания веников распространено в родном хуторе Школьном, пришлось обратиться ко второму вопросу анкетирования (приложение № 2), побеседовать с людьми таких профессий как библиотекарь (Точилова Л.В.), почтальон Пиндоля И.Н. и по фамилиям назвать всех умельцев этого ремесла:
- Судников Анатолий Анисимович (76 лет)
- Шакун Николай Иванович
- Грузденко Владимир Николаевич
- Куртбединов Мамбет
- Корнеев Виктор Иванович
- Новиков Иван Леонтьевич
- Штымбалюк Таисия Ефимовна
- Еремин Владимир Федорович
- Молчанов Иван Иванович
- Ширинкин Лев Николаевич
- Биценко Василий Иванович
- Книга Михаил Владимирович
- Пятак Иван Иванович
- Погорелов Андрей Анатольевич
- Погорелов Дмитрий Анатольевич
- Еронин Владимир Иванович
- Акимов Андрей Викторович (42 года)
Конечно, этот список может быть неточным, но это не помешает сделать вывод о том, что умельцы по вязанию веников в хуторе есть!
К одному из таких умельцев мы и отправились с моим научным руководителем Романенко Н.В. и с ребятами нашей школы Юсуповым В., Беляевым В., Погореловым М., Марусовым Ф., Романенко К., Лях К. А побывали мы в гостях у о народного умельца по изготовлению веников – Погорелова Андрея Анатольевича (49 лет) (приложение № 3). Наша встреча состоялась в его родительском доме на ул. Магистральной, дом 64, там мы познакомились с мамой Андрея Анатольевича, узнали об истоках ремесла в семье, затем посетили его мастерскую на ул. Веселой, дом 13.
Мастер-ремесленник Андрей Анатольевич рассказал нам много интересного: «Первый веник я связал в 12 лет. А научил меня и брата этому ремеслу наш отец Погорелов Анатолий Тимофеевич. Отца уже несколько лет как нет в живых, а каждый раз, когда я берусь за это ремесло, я вспоминаю его наставления и поддержку - «держи крепче». Мать Екатерина Григорьевна (приложение № 4) тоже в молодости могла связать веник, сейчас же в основном занимается продажей готовых изделий. Неплохая добавка к пенсии и зарплате! Не привыкли сидеть без дела, вот и находится ремесло для зимних длинных вечеров. Хорошие получаются веники! И метла в доме пригодится! (приложение № 5).
Вяжем веники из растения, которое в народе называют «венече», венечное просо (приложение № 6). Выращивание его трудная работа, но я делаю его с любовью. Долго приходится нянчить просо, прежде чем получится веник. Высаживаю просо, как и кукурузу по народной примете «как тёрен зацветет», сажаю не глубоко, редко, да хорошо бы ещё и прорвать. В конце августа, начале сентября «как золотится начнет» срезаю растение. Надо теперь его от листьев ободрать, от семян очистить, просушить. Приступая к изготовлению изделия, обязательно читаю молитву Серафиму Саровскому, икона тут же в мастерской (приложение № 7). Нарезаем прутики одинаковой длины (70-80 см – ручка (стебель) метёлки) (приложение № 8). Срезаем специальным острым ножиком, выравниваем метелки и собираем друг к другу «сколько рука вмещает». Есть специальное приспособление для вязания ручки, обматываем, затягиваем, срезаем, лишнюю нить прячем. Итак, через 7 см раза 4 обматываем. Ещё одно приспособление «лисица» (приложение № 9) досталось по наследству от отца, этому инструменту уже более 40 лет. Теперь берем иглу отшлифованную, по бокам вставляем гвозди, чтобы веревка не падала. Завязываем верёвку ровненько и прошиваем через 1 см, подтянул с одной стороны, с другой. Вяжу веник сидя, для удобства придерживая его коленями. Сначала веник полностью обхватываю ниткой, завязываю с одной стороны и начинаю делать стежки. Протыкаю заготовку с одной стороны, захватывая нить, которая обвила веник, и протыкают обратно – получается строчка. Таких строчек должно быть не менее двух. Вот и готово!» (приложение № 9).
3. Эстафета древнего ремесла во времени.
За словами народного умельца Погорелова Андрея Анатольевича кроется огромный человеческий труд, многолетнее совершенствование процессов изготовления веников, опыт, передаваемый из поколения в поколение и народная мудрость.
Проведем эксперимент – а можно ли в возрасте 10 лет научиться вязать веники? (приложение № 10). С помощью и под руководством мастера, конечно! Веник получился! Даже мальчишки прибежали посмотреть! (приложение № 10)
По результатам опросам учащихся «Кто хотел бы научиться вязанию веников», желающими являются в основном ученики начальных классов. Но, покуда есть такие желающие, есть надежда, что ремесло по вязанию веников, не уйдет в историю, а будет как в эстафете передаваться из поколения в поколение.
Заключение
Значимость веника как инструмента хозяйственного быта, используемого для подметания домашних и уличных помещений с целью их уборки и очистки от пыли и мусора, велико.
Сегодня веники выращивают в основном старожилы села. Этим ремеслом сегодня занимаются бабушки и дедушки, которые, остаются верны этому замысловатому искусству. А процесс изготовления веников, как мы сами убедились, сложный, трудоемкий, но очень интересный.
Никто из учащихся ремеслом не владеет, а хотели бы научиться, познакомиться с ремеслом 42 ученика (51 % из всех опрошенных), в основном это учащиеся младшего школьного возраста – 33 человека (40% из всех опрошенных).
Всё это позволяет сделать определенные выводы:
При осмыслении всей значимости изделия – веника, ремеслом не владеет молодое и среднее населения хутора, что может привести к его исчезновению вовсе. Необходимо наметить пути по сохранению, изучению этого, на первый взгляд, простого и древнего ремесла, требующего определенных умений и большого уважения. Надо обязательно знакомить учащихся с ремеслом вязания веников на страницах учебников, проводить классные часы, экскурсии, а учитывая большое желание ребят научиться этому ремеслу, хорошо было бы организовать кружок по его изучению, пригласить местных мастеров.
Стараниями и талантом людей многих поколений древнее ремесло нашего хутора несёт через время настоящую эстафету. И мы, новое поколение должны продолжить эту эстафету!
Список использованной литературы и источников
1. Баранов Д. А.,. Баранова О. Г., Мадлевская Е. Л. и др. Русская изба (Внутреннее пространство, убранство дома, мебель, утварь):
Иллюстрированная энциклопедия/. – СПб.: Искусство – СПБ, 2001. – 376 с.
2. Мирук М.В. Кубановедение: Учебник для 3-4 классов / М.В. Мирук, Е. Н. Еременко, Т.А. Науменко, Н. Я. Паскевич. – Краснодар: Перспективы образования, 2007. – 128 с.
3. Толстой Л. Н. Детям/ Оформл. И. М. Чернышевой. – М.: ЗАО «РОСМЭНПРЕСС», 2008. – 151 с.
4. Информация через глобальную компьютерную сеть (интернет ресурсы):
4.1. Даль В. "Толковый словарь живого великорусского языка"
4.2. Ожегов С. И. Словарь русского языка
Приложение № 1
Фотография «Веник – хозяйственный инструмент» (интернет ресурсы)
Приложение № 2
Анкета «Вязание веников» - древнее ремесло
в эстафете поколений кубанского народа»
КЛАСС - 1,2,3,4,6,7,8,9,10,11, работники школы – всего опрошено 82 ч.
- Есть ли в вашем доме хозяйственный веник?
Да – 80 человек
Нет – 2 человека
- Есть ли среди ваших родных, живущих в хуторе Школьном, те, кто умеют вязать веники?
Если есть, напишите Ф.И.О., возраст
- Новиков Иван Леонтьевич
- Шакун Николай Иванович
- Грузденко Владимир Николаевич
- Биценко Василий Иванович
- Книга Михаил Владимирович
- Погорелов Андрей Анатольевич
- Куртбединов Мамбет
- Еронин Владимир Иванович
- Корнеев Виктор Иванович
- Акимов Андрей Викторович (42 года)
- Хотели бы вы научиться ремеслу - вязать веники?
Да – 42 человека (33 человека – учащиеся начальной школы,
3 человека – 6 класс, 4 человека 8-11 класс, 2 учителя)
Нет – 39 человек
Приложение № 3
Фотография «Родительский дом мастера по изготовлению веников Погорелова А.А.»
Приложение № 4
Фотография «Мастер Погорелов А.А. с мамой Погореловой Е.Г.»
Приложение № 5
Фотография «Метла тоже пригодится в хозяйстве!»
Приложение № 6
Фотография «Венечное просо» (интернет ресурсы)
Фотография «Не всякое просо к работе годится – нужна любовь к делу!»
Приложение № 7
Фотография «В мастерской ремесленника»
Приложение № 8
Фотографии «Наблюдаем за работой мастера»
Приложение № 9
Фотография «Наследие отца – приспособление для вязания веников «лисица»
Фотографии «Вот так веники получаются!»
Приложение № 10
Фотография «Эксперимент «учимся ремеслу – вязанию веника»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности организации внеурочной деятельности в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения
Представленный материал из опыта работы ГБОУ СОШ №139 по организации внеурочной деятельности. Данный материал был представлен на районном и городском семинаре....
Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в связи с внедрением ФГОС нового поколения.
В статье рассматриваются основные здоровьесберегающие технологии и предлагаются практические советы для их реализации....
Презентация к статье "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в связи с внедрением ФГОС нового поколения".
Презентация к статье "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в связи с внедрением ФГОС нового поколения". В презентации рассматриваются основные здоровьесберегающие технологии,...
Метод учебного проекта в начальной школе (научно-методическая разработка)
Данная научно-методическая разработка описывает использование метода проекта на уроках литературного чтения и окружающего мира в начальной школе....
Опыт работы. Проект :«Портфолио, как средство в организации контрольно-оценочной деятельности учащихся начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения»
Материал рассматривается как разработка проекта :«Портфолио, как средство в организации контрольно-оценочной деятельности учащихся начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС нового поколе...
Доклад по теме : "Использование метода проектов в начальной школе в процессе освоения УМК "Школа России" в рамках реализации ФГОС второго поколения".
Доклад по теме : "Использование метода проектов в начальной школе в процессе освоения УМК "Школа России" в рамках реализации ФГОС второго поколения"....
Научный проект в начальной школе. "Овощи или фрукты? Учимся отличать эти продукты".
Научная работа "Овощи или фрукты" была представлена на конкурсе научных проектов школьников в рамках краевой научно-практической конференции "Эврика" в 2015-2016 учебном году в сек...