Знакомство с искусством рукоделия народов ханты и манси
план-конспект урока (2 класс) на тему

Сочинская Алёна Витальевна

Конспект урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока

тема: Знакомство с искусством рукоделия народа ханты и манси.

Тема урока: Знакомство с искусством рукоделия народа ханты и манси.

Цель урока: Ознакомить обучающихся с рукоделием народа ханты и манси. Задачи урока: 

1. Образовательные: Расширить знания обучающихся о рукоделии народа ханты и манси.

2. Развивающая: развивать технические навыки: глазомер, ритм, чувства симметрии; уметь находить композиционное решение и выбирать цветовую гамму в украшении изделий народного быта;

3. Воспитательная: воспитывать уважение к труду и культуре народов Севера

Оборудование: наглядные пособия: образцы объектов труда, демонстрационный материал с образцами северных орнаментов.

Ход урока

1. Организационный момент.

- приветствие, проверка готовности обучающихся к занятию;

- определяем цель и задачи занятия;

- создаем мотивацию к занятию, продемонстрировав выставку игольниц.

2. Актуализация знаний.

Женщина – представительница обско-угорских народов умела многое. Однако её главное призвание - быть искусной мастерицей. Именно поэтому символом женского начала является игла. Все женщины народа ханты и манси - искусные рукодельницы. О вещи, искусно сшитой, в вогульской сказке говорится: «то ли иглой зашито, то ли клеем склеено. Шва не видно, и от иглы следа нет». Они шьют одежду из меха оленя, сукна и кожи рыб, расшивая ее бисером и украшая национальными орнаментами. Орнамент народа ханты и манси имеет свой национальный характер. По орнаментам на одежде коренные жители определяют, из какой местности приехал человек. Орнаментом украшают одежду, утварь, посуду. Декорированное изделие является не только украшением, но и оберегом.

3. Введение в тему.

- Все орнаменты обских угров имеют символическое значение и заключают в себе образы священных растений и животных:

- орнамент «Головка» (какого-либо животного) называют «Вместилище для сердца»;

- орнамент «Двухголовая птица» стал как бы символом всего обско-угорского орнаментального стиля,     женщины ханты объясняют, что «две головы для того, чтобы пока одна спит, другая все видела», «к нам прилетит одна голова – все видит и слышит, вверх полетит, другая голова – все видит и слышит»;

- орнаменты «Лягушка», « Березовая ветвь»   и «Крест» - это элементы женского  мира, служат оберегами для домашнего очага и для самой женщины;

-орнамент «Солнце» -это сила, энергия для воспроизводства земной жизни.  

Традиционно украшали бисером: одежду, игольницы – намт, хозяйственные сумки из сукна (тучан хир), ниры - женская обувь без голенища.

В своих работах мастерицы используют цветовую гамму из пяти цветов:

-белый – цвет божественный, обращенный к силам верхнего мира;

-красный - цвет жизни земной (основной цвет);

-жёлтый – знак огня;

-зелёный – тайга;

-синий – цвет воды, рек, неба.

Черный цвет символизирует подземный мир, его не используют и не носят.

Каждая вещь в местной традиционной культуре имеет смысловую нагрузку и предназначение.                                                                    

Особое отношение взрослых к детской орнаментированной одежде. Орнаменты просты и несут защитную функцию. Это оберег души детей от всяких дурных влияний злых духов.

Нагрудные украшения делятся на две группы: декоративные (небольшие украшения, без священных  орнаментов)  и ритуальные (выполняют защитную функцию: охраняют сердце и внутренние органы от злых духов). Длина такого украшения может доходить до пояса, вес – до нескольких килограммов. И такое украшение надевают только во время ритуалов или по особо торжественным случаям.

Долгими зимними вечерами женщины шили одежду для всей семьи. Ни один кусочек кожи, ткани или меха не пропадал, всё складывалось в мешочек для рукоделия – тучан. Тучан считается символом женской природы и олицетворяет душу своей владелицы, сопровождает её на протяжении всей жизни. Женщина-рукодельница в мешочке тучан всегда имела игольницу. Эта вещь у неё всегда при себе, даже если она находится в пути, на рыбалке и т.д. Игольница относится к числу сакральных предметов и подчёркивает сакральность женского мира по отношению к мужскому.

Физкультминутка.

Ты еще не видел чуда—         (Правая рука согнута в локте и лежит на ладони левой руки. Грозим указательным пальцем)

В нашей тундре не был?                (Разводят руки в стороны и удивляются)

Приезжай к нам без опаски        (Держим кисти рук прямо ладонями вверх. Загибаем и разгибаем пальцы в кулачок)

Слушать шорох зимней сказки,        (Пальцы в «замочек» - круговые     вращения)

Слушать звон копыт по насту....         (Перебираем пальцами обеих рук по столу)

Приезжай. Мы встретим лаской.         (Держим кисти рук прямо ладонями вверх. Загибаем и разгибаем пальцы в кулачок)

Здравствуй!                                 (Развести ладошки вертикально)

– Можно продолжить урок.

4. Работа по теме. 

Мы рассмотрим игольницы и приемы их украшения.

1 Разновидности игольниц. Как правило-игольница – это небольшой кусочек сукна круглой или квадратной формы. Рассматриваем образцы прямоугольных и квадратных игольниц.

2 Декорирование изделия. В центре игольницы обычно располагается геометрический узор (орнамент) в виде розетки, который называется сам (сердце).

Вот некоторые примеры розеточного орнамента:

“язык карася”

“солнце”

“кострище” и т.д.

Основной способ украшения - мозаика из полос цветного сукна.

Женщины на Оби центр игольницы заполняли мозаичными квадратиками или полосками. Швы наносят различным способом: на Казыме пришивается нитка белого бисера, на Оби - белая капроновая нить (по способу шитья оленьим волосом), иногда в шов вставляется сукно контрастного цвета, чаще всего вдоль шва нашиваются бисеринки по 2-3 вместе. Для украшения используются пуговицы, бусы, нашиваются кусочки меха.

По краю изделия можно расположить ленточный орнамент, выполненный в виде полос, то есть упрощенно.

3 Техника выполнения игольницы проста и доступна человеку любого возраста.

У народа манси игольница отличается оформлением, где обычно присутствует только два цвета: фон и сам орнамент, которым оформляют.

– И ещё самое главное над изделием работают молча, думая только о хорошем, вкладывая в изделие свою любовь и доброту.
– Как мы уже говорили, игольница будет выполнять магическую функцию. Оберегать от злых духов, болезней и разных неприятностей.

5. Подведение итогов урока.

- Чему вы научились сегодня?

-Что интересного и нового вы узнали на занятии?

6. Домашнее задание.

Нарисовать игольницу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жизнь народов Ханты и манси

Спортивные состязания, целью которых является: знакомство с обычаями обских угров, развитие физических способностей: ловкости, быстроты, меткости; развитие кругозора; привитие интереса к национа...

Жизнь народов Ханты и манси

Спортивные состязания, целью которых является: знакомство с обычаями обских угров, развитие физических способностей: ловкости, быстроты, меткости; развитие кругозора; привитие интереса к национа...

проект для дошкольников средней группы: "Праздники народов ханты и манси связанные с жизнью животных"

Каждый народ заявляет о себе через свою культуру. Традиционная культура народов Севера (ханты, манси, ненцы) складывалась на протяжении веков. Она была приспособлена к природным условиям их обит...

Окружающий мир в 4 классе по теме "Быт народов ханты и манси"!

Зз-ззЗнакомство детей с бытом коренного населения округа....

Предание народов ханты и манси об олене с золотыми рогами ( в пересказе).

Данный материал представляет собой анимированное предание народов ханты и манси  (в пересказе). Позволяет использовать на уроках окружающего мира по теме " Охрана природы"....

Презентация сказки народов ханты и манси "Почему сова охотится на мышку" (в пересказе)

Данный материал представляет собой презентацию сказки народов ханты и манси в пересказе. Сказка иллюстрирована и анимирована, раскрашена в программе Paint ученицей 2 класса МБОУ "Алябьевская СОШ" ХМАО...

Открытое мероприятие по теме «Подвижные игры народов ханты и манси»

Мною разработано и проведено  мероприятие по внедрению ФГОС  на уровне  округа по теме «Подвижные игры Народов ХМАО-Югры» -2012г...