Программа кружка "Юные искитимцы"
рабочая программа (4 класс) на тему
Основные направления данного курса – краеведение, изучение родного края. Предлагаемая программа внеурочной деятельности выполняет познавательную, развивающую, практико-ориентирующую и развлекательную функции, отвечая особенностям того возраста, для которого она предназначена (младшим школьникам), призвана помочь увязать краеведческие знания, полученные учащимися на занятиях, с умением использовать их в реальной ситуации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_yunye_iskitimtsy.docx | 33.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Школа – отражение жизни общества. В современных условиях развития нашего общества, когда глубокие перемены, происходившие в жизни России, повлияли на ослабление внимания к патриотическому воспитанию подрастающего поколения, в общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству. В результате понижается нравственно-культурный уровень, возникает социальная пассивность, безразличие.
Выход из этого положения возможен в формировании активной жизненной позиции молодого поколения, приобщении его к нравственным, духовным ценностям, возрождении традиций нашей страны. Нет универсального рецепта, как воспитать ребенка, чтобы он стал настоящим гражданином, любящим свою Родину, в которой он родился, где корни его народа, который будет ею гордиться. Таким образом, воспитание патриотизма является одной из основных задач воспитания.
Осуществление патриотического воспитания предполагает использование различных методических средств. Одним из таких средств является деятельность краеведческого кружка «Юные искитимцы». Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.
Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в начальной школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является, интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.
Предлагаемая программа кружка выполняет познавательную, развивающую, практико-ориентирующую и развлекательную функции, отвечая особенностям того возраста, для которого она предназначена (младшим школьникам), призвана помочь увязать краеведческие знания, полученные учащимися на занятиях, с умением использовать их в реальной ситуации.
Основные направления курса – краеведение, изучение родного края.
Цель программы - ввести учащихся в мир истории и культуры наших предков.
Задачи программы:
образовательные: структура программы позволяет формировать у школьников общее представление об истории родного края, о культуре, о ее богатстве и разнообразии;
развивающие: развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; развивать у детей способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;
воспитательные: воспитывать чувство гордости и патриотизма у юного гражданина; воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь; воспитывать у детей культуру труда и этику общения; воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.
Программа рассчитана на проведение занятий с детьми 4 класса в течение одного года обучения в объёме 34 часа и предназначена для учащихся начальной школы. На кружок отводится 1 час в неделю.
Основные принципы, положенные в основу программы:
- принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
- принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
- научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
- систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость, актуальность, воспитательная ценность.
Методы работы:
- словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
- наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
- практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.
Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса краеведческого кружка «Юные искитимцы» необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи с информантами, практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям.
Требования к результатам обучения
Личностными результатами изучения курса краеведческого кружка «Юные искитимцы» является формирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей.
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Регулятивные УУД:
- Определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно.
- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки
- Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи
- Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
- Добывать новые знания: находить необходимую информацию
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Вступать в беседу на занятии и в жизни.
Предметными результатами изучения курса краеведческого кружка «Юные искитимцы» является формирование следующих умений:
- Узнавать о жизни людей из исторических текстов, документов, карты и делать выводы;
- Учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему своей Родины;
- Оценивать правильность поведения людей в природе.
Содержание:
Введение (1 час)
Краеведение- наука о родном крае.
Моя семья (3 часа)
Я и моё имя.Корни моей семьи.Моя родословная.Наша дружная семья.Традиции моей семьи.Профессии в моей семье.
Творческий конкурс «Старая фотография рассказала…»
Наша школа (2 часа)
Знакомство с историей возникновения школы.Школьный архив. Судьбы выпускников.
Гордость школы. Традиции школы.
Мой край на карте Родины (3 часа)
Россия - Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России. Работа с географической картой России.Новосибирская область – частица России. Флаг, герб, гимн НСО. Работа с географической картой НСО.Моя малая Родина – Искитим. Искитим на карте России и НСО. Флаг и герб Искитима.
Природа нашего края (13 часов)
Климат. Сезонные изменения погоды в НСО.Растительный мир НСО. Лиственные и хвойные деревья региона.Лекарственные растения нашего края.Культурные растения (садовые деревья, кустарники, травянистые растения) нашего региона.Животный мир НСО.Птицы родного края.Охранять природу – значит охранять Родину.Редкие и исчезающие виды растений. Красная книга НСО.Какие животные нашего края занесены в Красную книгу?Знакомство с понятиями «река», «озеро», «болото», «водохранилище». Изучение озер и рек НСО и Искитимского района.Экскурсия в краеведческий музей.Знакомство с экспозицией «Природа, растительный и животный мир НСО».Полезные ископаемые НСО и Искитима.Что дает наш край стране?Экскурсия в краеведческий музей. Знакомство с экспозицией «Полезные ископаемые нашего края».Экскурсия в музей Искитимского цементного завода.
Город, в котором я живу ( 11 часов)
Город, в котором я живу.Экскурсия в краеведческий музей. Знакомство с историей возникновения родного города.Исторические места города Искитима.История города в названиях улиц.Памятники города Искитима.Беседа со старожилами об истории родного города.Искитимцы в годы Великой Отечественной войны.Люди, прославившие Искитим.Особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры родного города.Экскурсия в краеведческий музей. Знакомство историей возникновения родного города. Работа с документами об истории родного города. Конференция «Достопримечательности родного города»
Итоговое занятие (1 час)
Итоговая конференция. Что узнали о родном крае и городе Искитиме?
№ п/п | Раздел и тема | Кол-во часов | ||
Введение (1 час) | ||||
1 | Краеведение - наука о родном крае. | 1 | ||
Моя семья (3 часа) | ||||
2 | Я и моё имя. Корни моей семьи. Моя родословная. | 1 | ||
3 | Наша дружная семья. Традиции моей семьи. Профессии в моей семье. | 1 | ||
4 | Творческий конкурс «Старая фотография рассказала…» | 1 | ||
Наша школа (2 часа) | ||||
5 | Знакомство с историей возникновения школы. Школьный архив. Судьбы выпускников. | 1 | ||
6 | Гордость школы. Традиции школы. | 1 | ||
Мой край на карте Родины (3 часа) | ||||
7 | Россия - Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России. Работа с географической картой России. | 1 | ||
8 | Новосибирская область – частица России. Флаг, герб, гимн НСО. Работа с географической картой НСО. | 1 | ||
9 | Моя малая Родина – Искитим. Искитим на карте России и НСО. Флаг и герб Искитима. | 1 | ||
Природа нашего края (13 часов) | ||||
10 | Климат. Сезонные изменения погоды в НСО. | 1 | ||
11 | Растительный мир НСО. Лиственные и хвойные деревья региона. | 1 | ||
12 | Лекарственные растения нашего края. | 1 | ||
13 | Культурные растения (садовые деревья, кустарники, травянистые растения) нашего региона. | 1 | ||
14 | Животный мир НСО. Птицы родного края. | 1 | ||
15 | Охранять природу – значит охранять Родину. Редкие и исчезающие виды растений. Красная книга НСО. | 1 | ||
16 | Какие животные нашего края занесены в Красную книгу? | 1 | ||
17 | Знакомство с понятиями «река», «озеро», «болото», «водохранилище». Изучение озер и рек НСО и Искитимского района. | 1 | ||
18 | Экскурсия в краеведческий музей. Знакомство с экспозицией «Природа, растительный и животный мир НСО» | 1 | ||
19 | Полезные ископаемые НСО и Искитима. | 1 | ||
20 | Что дает наш край стране? | 1 | ||
21 | Экскурсия в краеведческий музей. Знакомство с экспозицией «Полезные ископаемые нашего края» | 1 | ||
22 | Экскурсия в музей Искитимского цементного завода. | 1 | ||
Город, в котором я живу (11 часов) | ||||
23 | Город, в котором я живу. | 1 | ||
24 | Экскурсия в краеведческий музей. Знакомство с историей возникновения родного города. | 1 | ||
25 | Исторические места города Искитима. | 1 | ||
26 | История города в названиях улиц. | 1 | ||
27 | Памятники города Искитима. | 1 | ||
28 | Беседа со старожилами об истории родного города | 1 | ||
29 | Искитимцы в годы Великой Отечественной войны. | 1 | ||
30 | Люди, прославившие Искитим. | 1 | ||
31 | Особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры родного города. | 1 | ||
32 | Экскурсия в краеведческий музей. Знакомство историей возникновения родного города. Работа с документами об истории родного города. | 1 | ||
33 | Конференция «Достопримечательности родного города» | 1 | ||
Итоговое занятие (1 час) | ||||
34 | Итоговая конференция. Что узнали о родном крае и городе Искитиме? | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полног...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...