Рабочая программа клубного часа " Я - гражданин России"
календарно-тематическое планирование на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 20» г. о. Саранск
Рабочая программа
Клубного часа в группе продлённого дня
«Я – гражданин России»
Воспитатель : Боярова И. В.
Пояснительная записка
Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации»
Актуальность проблемы патриотического воспитания учащихся продиктовано временем, запросами нынешних реалий, когда наблюдается глубокое противоречие между растущим в обществе интересом к сохранению, распространению и развитию национальной культуры и низким уровнем знаний культуры своего народа. Принятая правительством РФ Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» дает право воспитателю ГПД выстроить систематическую работу по воспитанию патриотизма, уважения к историческому наследию своей Родины.
Чтобы стать настоящим гражданином и патриотом своей страны необходимо направить совместные усилия школы и семьи на формирование у детей младшего школьного возраста патриотизма, гражданственности. Дети должны гордиться своей страной, ее народом, достижениями, должны стремиться сделать свою страну еще краше и богаче.
Программа “Я – гражданин России” составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.
Программа «Я – гражданин России» разработана для учащихся 9-10 лет, рассчитана на 1 года обучения и реализовывается в рамках внеурочной деятельности1 час в неделю.
Программа учитывает возрастные особенности учащихся, поэтому цели и задачи с каждым годом усложняются, а содержание расширяется и углубляется. Программа предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
Цель: организация деятельности по формированию гражданской, социальной, этической, коммуникативной компетентности школьников; создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
формирование патриотизма, активной гражданской позиции, понимание прав и свобод личности;
формирование представлений о малой и большой Родине, развитие гордости за героическое прошлое Отечества, интереса к отечественной культуре, освоение и развитие родного языка;
формирование нравственной основы личности, повышение уровня духовной культуры;
формирование гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;
формирование основ здорового образа жизни, сознательного отношения к семейной жизни;
формирование творческих способностей, всестороннее развитие учащихся;
формирование трудовой мотивации, приобретение основных навыков поведения в социуме.
формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников средствами всех занятий .
Программа включает в себя следующие направления:
1 четверть « Я живу среди людей» - семья – ячейка общества; формирование представления о семье, родословной семьи, семейных традициях и ценностях; воспитание уважения к старшему поколению.Стремление сочетанию личных и общественных интересов.Воспитывать сознательное отношение к учёбе, развивать познавательную активность,сознательную дисциплину и культуру поведения. Знакомство с символами Российской Федерации; формирование потребности в изучении истории и культуры, фольклора и этнографии; воспитание патриотизма и интернационализма, уважительного отношения к Российской армии, национальным героям страны; формирование стремления к миру;
2 четверть « Я – часть природы»- расширение представлений о богатстве родной природы; формирование потребности в исследовательской деятельности; привлечение учащихся к поисковой работе и волонтерскому движению; развитие желания участвовать в социально – значимых акциях, направленных на улучшение окружающей среды.
3 четверть .«Я – в мире прекрасного»
Формирование отношения к искусству. Воспитывать чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетические вкусы, идеалы: формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина. Умение видеть прекрасное в окружающей жизни, занятие детей одним из видов искусства в кружках художественного цикла участие в художественной самодеятельности школы, села . Посещение музеев, театров .Участие в смотрах, конкурсах, фестивалях.
4 четверть « Я и моё здоровье»
Создать условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся с целью воспитания стремления к здоровому образу жизни.Прививать навыки личной гигиены школьникам.Формировать понимание сущности здоровья как одной из главных жизненных ценностей.
Формы организации внеурочной деятельности
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Программа направлена на вовлечение учащихся в активную деятельность и предусматривает большое разнообразие форм проведения занятий: сочинения, ролевые игры, театрализации, КТД, праздники, защита презентации, политинформация, диспуты, круглые столы, конкурсы, акции, экскурсии, часы общения, волонтерское движение и т.д.
Предполагаемые результаты:
-сформированы представления о единстве семьи и школы, школы и родного края, о единстве людей разных национальностей;
- ознакомлены с историей и традициями своей семьи, школы, Родины; ознакомлены с государственными символами РФ , знают названия главных городов России и историей столицы;
- учащиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
- развита потребность учеников анализировать и оценивать собственное поведение; сформировано умение отличать хорошие поступки от плохих и истинные идеалы от ложных;
-сформировано сознательное отношение к сохранению собственного здоровья; усвоены правила безопасного поведения на дорогах и в общественных местах;
- учащиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста;
- накоплен личный опыт участия в благотворительных акциях, экологических инициативах, проектах.
Занятия «Клубного часа» проходят еженедельно.
День проведения занятий может изменяться в зависимости от темы и содержания.
Основные формы работы:
Практические занятия, ролевые игры, конкурсы, праздники, беседы, викторины, чтение художественной литературы, экскурсии.
Программа разработана с учетом запросов детей, потребностей семьи и общества в разносторонне развитой личности, острой необходимости социальной защиты детей в современных условиях.
Учебно- воспитательная работа в группе продленного дня, по данной программе, представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребенка в различных образовательных областях:
эстетическое воспитание – формируется эстетическое отношение к жизни (труду, природе, искусству, поведению); развивается чувство прекрасного;
физическое воспитание предполагает правильное физическое развитие школьника, выработку двигательных умений и навыков, формирование гигиенических умений и навыков;
трудовое воспитание – акцент делается на практическом применении школьниками теоретических знаний; трудовое образование является комплексным и включает представления о технике и технологии, умения решать практические задачи, достигать качественных результатов;
экологическое воспитание – основной задачей является конкретная практическая природоохранная деятельность;
нравственное воспитание – формирование нравственного создания, воспитание и развитие нравственных чувств, выработка умений и привычек нравственного поведения;
умственное воспитание.
Работа воспитателя по программе основывается на следующих принципах: гуманизма и педагогического оптимизма, признания уникальности каждого ребенка; гибкости, вариативности форм проведения занятий, разнообразия методов и приемов; интеграции различных видов деятельности.
Учебная нагрузка (33 учебные недели)
Программа направления «Я живу среди людей»
В основе воспитательной работы лежит личностно- ориентированный подход к ребёнку. Вера в неограниченные потенциальные возможности каждого ребёнка, восприятие его как неповторимой индивидуальности, лица активного и инициативного – залог успеха совместного творческого воспитания. Поэтому основной ценностью воспитательной деятельности классного руководителя является индивидуальность каждого ребёнка, его особый мир. Личностный подход становится реальным, если процесс воспитания представляет собой целенаправленную систему, в которой гармонично сочетаются специально разработанная программа жизнедеятельности с возможностями саморазвития и самоуправления. \исходя из общечеловеческих ценностей и реалий сегодняшнего дня, человек ХХI века должен быть физически здоровым, духовно-нравственным, интеллектуально развитым, целостно мыслящим и активно-деятельно связанным с окружающим миром.
Данная программа может быть использована для работы учителей начальных классов, воспитателями групп продлённого дня.
Реализуя цели и задачи программы, педагог формирует у ребят положительный социальный опыт, позволяя тем самым быть детям равноправными членами нашего общества. В связи с этим, помогая младшим школьникам адаптироваться и самоопределяться в новых сложных условиях, мы проводим коллективно-творческие дела, экскурсии, прогулки, учитывая при этом эмоциональное восприятие детей данного возраста и воспитывая в них доброту и внимание к окружающим.
Детство – это не период подготовки к будущей жизни. Это часть полной жизни. В ней люди получают первый опыт решения возникающих жизненных проблем, учатся жить и работать с другими людьми.
Четыре тематических блока соответствуют направлениям сотворческой работы с детьми:
Для успешной работы по воспитанию детей необходимо чётко определить цели и задачи воспитания учащихся, которые стоят перед школой. Необходимо руководствоваться общими положениями. Они таковы:
- Цели и задачи воспитания должны соответствовать потребностям общества и государства.
- Цели и задачи воспитания должны соответствовать психологическим, биологическим, социальным потребностям учащихся.
- Цели и задачи должны быть конкретными.
Общая цель программы: формирование у детей положительного социального опыта, навыков культуры общения, сопереживания, стремления прийти на помощь к тем, кто в этом нуждается, умения ориентироваться в жизни .
Задачами программы являются:
- Расширить кругозор у ребят, удовлетворить их любознательность в познании окружающего мира.
- Воспитывать положительное отношение к школе, к учению, к коллективной жизни;
- Укреплять веру каждого учащегося в свои силы и возможности;
- Дать детям навыки культурного общения со своими сверстниками, людьми старшего возраста, с младшими ребятами;
- Воспитывать в детях умение сопереживать, стремление прийти на помощь тем, кто в ней нуждается;
Настоящая программа призвана решить названные цели и задачи воспитания младшего школьника. В «Конвенции о правах ребёнка» сказано: «Ребёнку для полноценного и гармоничного становления и развития необходимо расти в атмосфере счастья, любви и понимания». Чтобы быть счастливым, надо быть здоровым, иметь возможность открыть и реализовать свои творческие способности.
Программа направления «Я-в мире прекрасного»
На занятиях дети учатся передавать свое настроение, свои мысли на листе бумаги с помощью красок, фломастеров и карандашей. Ребята выполняют иллюстрации к произведениям, зарисовывают свои наблюдения после экскурсий и прогулок, выполняют тематические работы.
На занятиях дети выполняют поделки используя разного вида художественной техники: аппликации, оригами, лепка, конструирование мозаика, коллаж, художественное вырезание , художественное складывание
Основные задачи направления: развитие ручной умелости через овладение многообразными ручными операциями, по-разному влияющими на психофизиологические функции ребенка; развитие технического мышления, воображения, фантазии, художественного вкуса; раскрытие творческого потенциала каждого ребенка ,стимулирование потребности в продуктивной творческой деятельности через непосредственное знакомство с различными видами художественной деятельности; формирование творческого воображения; раскрытие творческого потенциала каждого ребенка; развитие художественного вкуса воспитанников.
Программа направления «Я – часть природы»
Это цикл тематических занятий, посвященных Родине, семье, сезонным изменениям в природе, истории возникновения праздников; изучению правил дорожного движения, правил этикета, норм поведения в общественных местах и т.д.
Основные задачи направления: формирование интереса к процессу познания; освоение знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего мира и методах их познания; развитие кругозора, наблюдательности; осуществление экологического, эстетического, физического, нравственно-патриотического, профессионально-ориентированного воспитания младших школьников; воспитание нравственных норм межличностных отношений младших школьников.
Программа направления «Я – и культура»
Это учебные занятия, которые проходят в разнообразных формах: занятие-игра, занятие-театр, занятие-поиск, занятие-исследование, занятие-экскурсия и др. Занятия проходят как в стенах школы, так и вне школы. Дети посещают библиотеку, дом культуры, кружки творчества.
Основные задачи занятий: развитие коммуникативных качеств личности, познавательного интереса, самостоятельности; формирование творческого воображения, оригинальности, эмоциональности восприятия; воспитание уважительного отношения к мнению другого человека.
План-сетка «Клубного часа» В ГПД
I четверть
Клубный час «Я живу среди людей»:
I неделя- Моя семья.
II неделя – Моё имя.
III неделя – Мой родной город.
IV неделя – Моя школа – мои друзья.
V неделя – Росссийский триколор.
VI неделя – Герб родного города .
VII неделя – Детям России – мир без тревоги и слёз.
VIII неделя – Мои права и обязанности.
2 четверть
Клубный час «Я – часть природы»:
I неделя – Этикет или просто хорошие манеры .
II неделя - Дорога в школу.
III неделя - Человек без друзей, что дерево без корней..
IV неделя - Времена года. Зима.
V неделя – История праздника. Новый год.
VI неделя – Телефон доверия и социальные службы.
VII неделя – Привет, индивидуальность, или чем я отличаюсь от других.
VIII неделя – Зимние забавы. Как избежать беды?
3 четверть
Клубный час «Я – в мире прекрасного»:
I неделя - Весёлый смайлик.
II неделя – Создаем книгу о зиме.
III неделя – Акция «Защита животных».
IV неделя – Оригами Тюльпан. Конструирование из бумаги.
V неделя – Любимая игрушка. Лепка. Четвероногий друг.
VI неделя – Поделки из пластиковой бутылки
VII неделя – Пасхальное яйцо.
VIII неделя – Оригами. Техника работы с бумагой.
IX неделя – Поделки из круп.
4 четверть
Клубный час «Я – и культура»:
I неделя - Заседание клуба «Почемучки».
II неделя - Викторина «Как мы знаем ПДД».
III неделя Выход в библиотеку. Викторина «Вредные привычки».
IV неделя - Конкурс стихов «ДОБРОТА –СПАСЁТ МИР».
V неделя Игра «Мир без войны»
VI неделя Акция «Георгиевская ленточка»
VII неделя - Минута славы.
VIII неделя - Праздник «Ура, каникулы!
YIII. Ожидаемые результаты.
Реализация данной программы даёт возможность решить социальные, воспитательные, творческие задачи. В процессе реализации программы удастся создать атмосферу творчества, созидательного сотрудничества, которая позволит каждому ребёнку ощутить себя нужным, любимым, полезным. А
качества, реализоваться в творческой, познавательной, организаторской, трудовой и др. деятельности, обрести уверенность в своих силах, которая позволит удовлетворить всех субъектов воспитательного процесса собственным участием в реализации программы. Дети, занимающиеся по данной программе, могут:
- Освоить новые навыки и знания, повысить информационно-интеллектуальный уровень.
- Расширить круг общения со сверстниками и взрослыми, учить партнёрскому общению, сотрудничеству с педагогами и товарищами.
- Повысить свой энергетический потенциал и расширить социальный опыт.
- Приобрести нравственное, психическое, физическое здоровье, навыки саморегуляции.
- Развить творческие способности, умение работать в детском коллективе.
Для детей::
- Реализация образовательно-развивающей, оздоровительной, воспитательной и социальной функции.
- Решение задач по духовно-нравственному развитию детей.
- Социальная защищённость детей.
- Удовлетворённость детей и родителей формами воспитательного процесса.
- Повышения качества воспитательного процесса.
Для родителей:
- Сохранение и укрепление психофизического и социального здоровья детей.
- Полезная и продуктивная организация учебного и свободного времени детей.
- приобретение детьми социального опыта и коммуникативных навыков.
Результативность воспитательной работы заключается в том, что хотелось бы быть уверенной в том, что воспитанники будут:
- порядочными, и своими поступками не запятнают право называться человеком;
- сильными, умеющими преодолевать все невзгоды и трудности, какими бы они ни были;
- образованными, интеллектуально, культурно развитыми, активными;
- гордящимися своей Родиной, своим краем, своим родным городом;
- чувствующими прекрасное, ибо недаром сказано, что «красота спасёт мир»;
- добрыми, гуманными, милосердными, что поможет им никогда не быть одинокими и может гарантировать им плечо верного друга в трудную минуту;
- здоровыми духовно и физически.
IX. Условия и средства для успешной реализации программы.
«Декларация прав ребёнка».
«Конвенция о правах ребёнка»
Всеобщая декларация прав человека.
Конституция Российской Федерации.
и Закон Российской Федерации «Об образовании».
Устав МОУ «Гимназия № 20»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу "Я-гражданин России" 4 класс
Программа предназначена для элективного изучения...
Рабочая программа патриотического кружка "Я-гражданин России"
Программа рассчитана на обучающихся 2-4 классов.Срок реализации программы-1 год. Главной целью кружка является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город...
Рабочая программа предмет факультатив "Я - гражданин России", 4 класс, автор курса Н. Я. Чутко
Планирование факультатива "Я - гражданин России", 4 класс, автор курса Н. Я. Чутко (система Л. В. Занкова)...
Рабочая программа по кружку "Я-гражданин России" 4 класс
В рабочей программе представлены: пояснительная записка, общая характеристика предмета, цели и задачи, планируемые УУД, календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по кружку "Я-гражданин России" 4 класс
В рабочей программе представлены: пояснительная записка, общая характеристика предмета, цели и задачи, планируемые УУД, календарно-тематическое планирование....
рабочая программа внеурочной деятельности "Я гражданин России" 1-4 классы
рабочая программа по курсу "Я гражданин России"...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - гражданин России"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - гражданин России" для начальных классов...