Проект "Блистательный Санкт-Петербург"
план-конспект занятия (3 класс) на тему
В материале проекта указаны этапы работы над проектом,даны разработки для 1,2 класса и 3,4 класса, и темы мини-проектов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_blistatelnyy_sankt-peterburg.docx | 43.17 КБ |
Предварительный просмотр:
I. Пояснительная записка
Санкт–Петербург - один из прекраснейших городов мира, уникальный культурно–исторический комплекс, в судьбе которого огромную роль сыграли многие выдающиеся исторические личности, деятели культуры и искусства.
Санкт-Петербург - это город маленьких граждан, которым предстоит сохранять лучшие традиции нашего города, созидать его будущее. Созидательное поведение петербуржца берет свои истоки с детства, когда ребенок начинает знакомиться с городом и город становится не только средой обитания, но и другом. От того, каким предстанет для школьника Санкт-Петербург, какие эмоции и чувства он вызовет, и будет зависеть его поведение, желание быть сопричастным к его истории и культуре.
Создание условий для воспитания и социально-педагогической поддержки развития юных петербуржцев как нравственных, ответственных, инициативных, творческих граждан России является ведущей задачей системы петербургского образования. Сегодня важно развивать у каждого учащегося чувством патриотизма, стремление участвовать в общественной жизни города и государства, овладевать ценностями мировой и отечественной культуры, историческим прошлым. Поддержание и развитие интереса к изучению культурно-исторического наследия и современности России и Санкт–Петербурга является приоритетным в числе ориентиров стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга «Петербургская Школа 2020», проекта Программы воспитания учащихся общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга на 2015-2020 года.
Актуальность проекта
Современный этап развития системы российского образования в целом и петербургского образования в частности характеризуется необходимостью создания условий для сохранения, приумножения культурных и духовных ценностей народов России, обеспечения условий развития каждого человека. Важнейшими качествами личности провозглашаются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Поэтому в Стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга «Петербургская Школа 2020», проекте Программы воспитания учащихся общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга на 2015-2020 годы поставлены задачи :развивать способности хранить и осмысливать собственный опыт и опыт предшествующих поколений;
развивать опыт деятельностной, созидательной любви юных жителей к своему городу;
развивать интерес у учащихся к истории родного края;
развивать интерес учащихся к современной жизни города и проектированию его будущего.
Еще Д.С.Лихачев приветствовал возрождение традиций города, необходимых сегодняшнему дню. Духовное возрождение немыслимо без воспитания в каждом юном петербуржце чувства любви к родному городу, интереса к его истории, бережного отношения к его памятникам.
В связи с этим актуальность проекта «Блистательный Санкт-Петербург» заключается в создании психолого-педагогических условий для пробуждения у юных граждан начиная с самого детства любви к родному городу ,воспитание деятельных, энергичных, предприимчивых граждан, умеющих жертвовать личными интересами во имя общественного блага, воспитания чувства сопричастности к жизни города, стремления к сохранению и возрождению традиций петербургской культуры.
Реализации целевых установок проекта способствует тема «Любимый город», для учащихся 1 и2 класса, где уделяется большое внимание воспитанию у детей чувства сопричастности к жизни родного города, тема посвящена знакомству с самой маленькой частицей города –его жителей- с самих себя, членов своей семьи, своих друзей. Тема знакомит учащихся с городом как средой обитания- домами, улицами, районами, жителями города- людьми разных профессий. В содержании этого этапа акцент делается на фактологическую сторону освоения материала. Учащиеся отвечают на вопрос « Кто?» «Что?»
Для учащихся 3 и 4 класса тема «Знатоки родного города» знакомство с основными достопримечательностями – символами Санкт-Петербурга. Главное внимание уделяется развитию умений устанавливать связи между историческими событиями, пробуждению желания замечать необычное, интересное и рассказывать о городе. В содержании второго этапа акцентируется внимание на причинно-следственных связях, то есть дети учатся отвечать на вопрос «Зачем?», на углубление познавательных интересов в процессе освоения краеведческих знаний. Акцент делается на самостоятельном поиске ответа на вопрос «Почему?».
Ребенок сам «открывает» для себя Санкт-Петербург, что дает возможность перейти от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.
Технологическая карта
Тема | «Любимый город» для учащихся 1,2 классов | ||||||
Форма представления результата проекта | Устный отчет ( создание дневника путешественника ,презентаций, книжек-малышек) ,устный отчет с демонстрацией материалов(презентация Power Point, выставка рисунков ,создание коллажа ,комикс, альбом ,газета, афиша, драматизация сказок ,игра,фото-,аудио-, видеоклип, видеофильм, видеоотчет, таблица, гербарий, сувенир и т.п.) | ||||||
Цель и задачи | Воспитание юных граждан в процессе изучение истории, традиций и духовного наследия Санкт-Петербурга как культурной столицы России .Познакомить с самой маленькой частицей города - его жителей - с самих себя, членов своей семьи, своих друзей,с городом как средой обитания – домами, улицами, районами, жителями города - людьми разных профессий. | ||||||
Планируемые результаты | Предметный Формирование представлений о современном образе Санкт–Петербурга как среды обитания, формирование нравственных норм и правил поведения, характерных для петербуржцев. Знание основ этических норм поведения и активное применение в повседневной жизни правил поведения настоящих петербуржцев. | Метапредметный Приобретение опыта продуктивной, целенаправленной творческой деятельности, по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы. | Личностные Понимание своей сопричастности к жизни города, которая позволяет проявить себя, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. Понимание необходимости бережного отношения к традициям и культурных памятников своего города и активная позиция по их сохранению. Понимание необходимости бережного отношения к традициям и культурных памятников своего города и активная позиция по их сохранению. Толерантное отношение к происходящим событиям и окружающим людям. | ||||
Организация пространства | Ресурсы: 1.Кадровые Учитель начальных классов 2.Нормативно-правовые Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы школьного образования. Закон РФ «Об образовании» Конвенция о правах ребенка 4.Информационные Методическая литература по вопросам воспитания и обучения детей младшего возраста 5.Материально-технические Компьютер, цифровой фотоаппарат, доступ к мировой сети Internet,наглядные и дидактические пособия. | Формы работы Поиск информации, работа в парах, мини-лекции, беседы, самообразование, обработка информации, работа в группах, защита проектов, круглый стол, индивидуальные консультации | |||||
Ход проекта | |||||||
№ | Этапы работы над проектом | Содержание работы на данном этапе | время | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | ||
1. | Подготовка | Определение темы и целей проекта. Формирование рабочей группы. | 30мин | Обсуждают предмет проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Устанавливают цели. | Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в постановке цели проекта. Наблюдает за деятельностью учащихся. | ||
2. | Планирование | а) определение источников информации б)определение способа представления результатов( формы проекта) в) Определение способа представления результатов (формы проекта) г)установление процедур и критериев оценки результатов и процесса проектной деятельности д)Распределение обязанностей между членами команды. | 25-30мин | Формируют задачи. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии и показатели успеха проектной деятельности | Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в постановке цели проекта. Наблюдает за деятельностью учащихся. | ||
3. | Работа по плану. Исследование. | Сбор и уточнение информации, решение промежуточных задач. Обсуждение альтернатив методом «мозгового штурма».Выбор оптимального варианта. Основные инструменты: интервью, эксперименты , опросы, наблюдения и т.п. | 45 мин | Выполняют исследования, решая промежуточные задачи. | Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся. | ||
4. | Формирование результатов или выводов | Анализ информации. Формирование выводов. | 45 мин | Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект. | Консультирует учащихся. | ||
5. | Защита проекта. | Подготовка доклада: обоснование процесса проектирования, представление полученных результатов. Возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет | 30мин | Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке деятельности. | Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа. | ||
6. | Оценка результатов и процесса проектной деятельности | Анализ выполнения проектов, достигнутых результатов (успехов и неудач) и их причин | 35-40мин | Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок деятельности | Оценивает усилия учащихся, их креативность, качество использования источников. Определяет потенциал продолжения проекта и качество отчета. |
Тема «Любимый город» для 1,2 класса
1. Любознательный Почемучка
( история названий улиц, проспектов, скверов ,парков)
2. «Здесь гордые, смелые
Люди живут
И ценится всюду
Их доблестный труд»( Люди моего города)
3. Мы очень любим город свой,
Сияет солнце над Невой
Или дожди стучат в окно –
Его мы любим все равно.
Мы в этом городе живём.
И он растёт, и мы растём ( правила поведения в городе, музеях, театрах и т.д)
4. Коль живём мы с вами, дети,
В лучшем городе на свете
В славном городе Петра
Нам узнать о нем пора.( История создания города)
5. Как много царственных зверей
Наш город украшают.
Львы петербургские мосты
Бессонно охраняют.( Сказочные животные, которые охраняют наш город)
6. Есть в нашем городе река,
Ее зовут Нева.
И широка, и глубока
Речная синева.( о реке,притоках, о людях ,управляющих этой рекой)
Технологическая карта
Тема | «Знатоки родного города» 3,4 класс | ||||||
Форма предоставления результата | Устный отчет (доклад, отчет по экскурсии, словарь терминов, реферат ,дневник наблюдений) ,устный отчет с демонстрацией материалов(презентация Power Point, буклет ,презентация исследования личного опыта учащихся, создание литературного образа ,комикс, альбом ,газета, афиша, драматизация сказок, игра с залом ,диалог персонажей, бизнес-план, фото-, аудио-, видеоклип, видеофильм, видеоотчет, таблица ,защита на ученом совете и т.п.) | ||||||
Цель и задачи | Воспитание юных граждан в процессе изучение истории, традиций и духовного наследия Санкт- Петербурга как культурной столицы .Изучение исторических и культурных ценностей города на примере основных достопримечательностей и исторических личностей . Проявление эмоционально-ценностного отношения к культурно-историческому наследию Санкт-Петербурга, чувства гордости за свою принадлежность к его прошлому и современности. | ||||||
Планируемые результаты | Предметный Развивать опыт деятельностной, созидательной любви юных жителей к своему городу Знания об основных исторических и культурных ценностях города на примере достопримечательностей – символов Санкт-Петербурга. Проявление познавательных интересов детей к изучению истории и современной жизни Санкт-Петербурга, проявление желания узнавать новое о городе самостоятельно, в группе , максимально используя свои возможности; | Метапредметные Понимание своей сопричастности к жизни города, которая позволяет проявить себя, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. Приобретение опыта продуктивной, целенаправленной творческой деятельности, по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы. | Личностные Проявление эмоционально-ценностного отношения к культурно-историческому наследию Санкт-Петербурга, чувства гордости за свою принадлежность к его прошлому и современности. | ||||
Организация пространства | Ресурсы 1.Кадровые Учитель начальных классов 2.Нормативно-правовые Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы школьного образования. Закон РФ «Об образовании» Конвенция о правах ребенка 4.Информационные Методическая литература по вопросам воспитания и обучения детей младшего возраста 5.Материально-технические Компьютер, цифровой фотоаппарат, доступ к мировой сети Internet,наглядные и дидактические пособия. | Формы работы Поиск информации, работа в парах, мини-лекции, беседы, самообразование, обработка информации, работа в группах, защита проектов, круглый стол, индивидуальные консультации. | |||||
Ход проекта | |||||||
№ | Этапы работы над проектом | Содержание работы на данном этапе | Время | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | ||
1. | Подготовка | Определение темы и целей проекта. Формирование рабочей группы | 30 мин | Обсуждают предмет проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Устанавливают цели | Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в постановке цели проекта. Наблюдает за деятельностью учащихся. | ||
2. | Планирование | а) определение источников информации б)определение способа представления результатов( формы проекта) в) Определение способа представления результатов (формы проекта) г)установление процедур и критериев оценки результатов и процесса проектной деятельности д)Распределение обязанностей между членами команды. | 45мин | Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии и показатели успеха проектной деятельности | Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в постановке цели проекта. Наблюдает за деятельностью учащихся. | ||
3. | Выполнение проекта .Исследование | Сбор и уточнение информации, решение промежуточных задач. Обсуждение альтернатив методом «мозгового штурма».Выбор оптимального варианта. Основные инструменты: интервью, эксперименты , опросы, наблюдения и т.п. | 1,5часа | Выполняют исследования, решая промежуточные задачи. | Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся. | ||
4. | Формирование результатов или выводов | Анализ информации. Формирование выводов. | 45мин | Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект | Консультирует учащихся. | ||
5. | Защита проекта | Подготовка доклада: обоснование процесса проектирования, представление полученных результатов. Возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет | 30мин | Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке деятельности. | Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа. | ||
6. | Оценка результатов и процесса проектной деятельности | Анализ выполнения проектов, достигнутых результатов (успехов и неудач) и их причин | 20мин | Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок деятельности | Оценивает усилия учащихся, их креативность, качество использования источников. Определяет потенциал продолжения проекта и качество отчета. |
Тема: «Знатоки любимого города» 3,4 класса
В нашем городе портовом
Ровно в полдень пушка бьёт.
В нашем городе «Аврора»
Знаменитая живёт.
На площадке смотровой
Продувает ветер.
Небо вровень с головой,
Видно – все на свете,,,(соборы города)
Баснописец Крылов, баснописец Крылов.
Он в саду среди клёнов сидит у дубов.
А вокруг него звери и птицы:
Волки, цапли, медведь и лисицы.
Что за памятник чудный поставлен ему!(памятники знаменитым люди моего города)
Кунсткамера
Царь диковинки любил,
Собирал их и копил.
Из причуды царской сей
Первый создан был музей.
Эрмитаж
Зимний дворец у Невы, посмотри!
Жили когда-то в нем наши цари.
Ну а сейчас в нём огромный музей.
Здесь – "Эрмитаж", гордость Родины всей.
Прекрасный Летний сад
На свете много есть чудес.
Но вот прекрасный сад:
С деревьями в одном ряду
Скульптуры там стоят.
А вдалеке, по глади вод,
Вокруг пруда большого,
Два белых лебедя плывут,
Приветствуя любого.(Сады и парки города)
В нашем городе мосты
Небывалой красоты…
Как много царственных зверей
Наш город украшают.
Львы петербургские мосты
Бессонно охраняют.
«С поднятой лапой, как живые»
Стоят два льва сторожевые,
Шар мощной лапой подпирают,
Как будто мячиком играют.
С Петропавловской иглы
Смотрит ангел с высоты.
Медный всадник, Летний сад,
Площади, проспекты,
Эрмитаж и зоосад,
Скверы, монументы! (Знаменитые памятники )
Город-герой (подвиг ленинградцев в ВОВ)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
История и культура города Санкт-Петербурга 3 класс Тема урока "История наводнений и пожаров в Петербурге".
Этот материал можно использовать на уроке по истории города в 3 классе "История наводнений и пожаров в Петербурге"....
Презентация к уроку истории города Санкт-Петербурга "Острова Санкт-Петербурга".
Презентация к уроку истории города Санкт-Петербурга "Острова Санкт-Петербурга". (Заячий, Васильевски, Петроградский)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Курса внеурочной деятельности по истории Санкт-Петербурга и малой родины «Страницы истории жизни нашего края и города Санкт-Петербурга» (общекультурное направление)
Разработка курса занятий «Страницы истории жизни нашего края и города Санкт-Петербурга» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на по...
Урок по истории и культуре Санкт-Петербурга на тему "Пожары в Санкт-Петербурге".
презентация к уроку....
Учебно-методическое пособие "Рабочая программа по истории Санкт-Петербурга в рамках внеурочной деятельности учителя начальных классов ГБОУ СОШ №394 Титовой Елены Викторовны «Прогулки по Санкт-Петербургу»
Рабочая программа рассчитана на 68 часов, или 2 часа в неделю...
История и культура Санкт-Петербурга.Памятники и площади Санкт-Петербурга .Проверочная работа, 3 класс.
Данную работу можно использовать на этапах закрепления по теме....
" Виртуальные экскурсии по Санкт-Петербургу. Блистательный Санкт-Петербург".
занятие является продолжением виртуальных экскурсий по городу на Неве. Занятие посвящено знакомству с Санкт-Петербургом. разработку можно использовать как на уроках окружающего мира, ИЗО в начал...