"Мы в посёлке"
проект (1 класс) на тему

Исследовательский проект (долгосрочный)  включал следующие задачи- познакомиться  со своей малой родиной более углубленно, изучить её историю, традиции, обычаи наших предков, познакомиться с земляками, которые внесли большой вклад в развитие Воротынска и для себя наметить перспективы дальнейшего процветания своей малой родины.Дети были поделены на группы и каждая группа работала по своему направлению. Результаты работы мы представили на уроке оркужающего мира по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока47.93 КБ

Предварительный просмотр:

        Открытый урок окружающего мира в 1 классе

Разработала:  учитель начальных классов  МКОУ «СОШ№1»

                        Новикова Елена Николаевна.

ТЕМА: « Мы в поселке».

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА направлена на формирование  образовательных компетенций

                                 учащихся 1 класса через включение в краткосрочный

                                 коллективный проект по теме «Мы в поселке».

ЗАДАЧИ:

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  1. Представление модели позитивного поведения человека, ценящего роль села как хранителя непосредственной связи человека с природой, землёй-кормилицей.
  2. Воспитание чувства патриотизма, любви к Родине, доброго отношения друг к другу.
  3. Учить детей вести диалог, содержательно обсуждать возникшую проблему.
  4. Формировании социальных ценностей, уважительного отношения к иному мнению.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  1. Развитие у обучающихся умений работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование); соединять теоретический материал с практической деятельностью; использовать различные способы поиска информации (в словаре, в сборниках, в интернете и т.д.).
  2. Развитие операций мышления (сравнение, сопоставление, анализ, синтез, обобщение, классификация).
  3. Формирование способности решать проблемы творческого и поискового характера.
  4. Формирование умений планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность, слушать и слышать собеседника, излагать свою точку зрения и анализировать её, грамотно строить речевые высказывания.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  1. Уточнение уже имеющихся знаний учащихся о городе и своём селе.
  2. Закрепить у детей понятия «земляки», «односельчане».
  3. На конкретных примерах показать особенности труда сельских жителей в старину и в наши дни.

 ПРИЁМЫ РАБОТЫ: 

- беседа

- игровой  момент

- работа с иллюстрациями          

- работа  в группах  

- рассказы детей  

- физкультминутка

- презентация

- подведение итога урока

- рефлексия

 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: 

понимание необходимости взаимной связи людей в селе,

важности культурного смысла  понятия «земляки - односельчане»;

 умение  образовывать общее название жителей определённого

населённого пункта по  названию.

УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

- учебник Окружающий мир. А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. 1 класс;

- иллюстрации с изображением трудовых действий и домашних животных;

- пословицы о труде,

- разрезные картинки с изображением зданий поселка для выполнения  

  коллажа;

-презентация по теме урока;

- ноутбук;

- мультимедийный  проектор;

- альбом «Мы в поселке»;

- книга о посёлке Воротынск, оформлена детьми и коллективом родителей.

УУД:

Личностные

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Понятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками вы разных

Социальных ситуациях , умения не создавать конфликтных ситуаций и находить выходы из спорных ситуаций.

Регулятивные

Формирование умения планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей. Осуществление самоконтроля.

Коммуникативные

 Формирование способов взаимодействия с окружающим миром (вижу, слышу, говорю, чувствую…); учиться отвечать на поставленный вопрос.     Познавательные                           

 Осмысление взаимосвязи между человеком и окружающим миром.

Осознание своей роли в окружающем мире.

                                                        ХОД  ЗАНЯТИЯ

1. ОРГ. МОМЕНТ.

Учитель:  — 

Все расселись по местам, никому не тесно, 
По секрету скажу вам: "Будет интересно!” 

Повторим материал, закрепим умения, 
Чтобы каждый мог сказать: " Я это всё умею ”. 

Сегодня мы продолжаем работать над  проектом «Мы в нашем поселке».

И мне бы хотелось узнать, с каким настроением вы

пришли на урок. Покажите мне условными знаками своё настроение:

большой пальчик вверх – хорошее настроение, вниз - плохое, если палец

вращается влево, вправо -  то не определился.

- Я надеюсь, что в конце урока у вас у всех будет хорошее настроение.

(Я рада,  что у всех сегодня хорошее настроение).

   2.ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА.

 Учитель:  На прошлом уроке мы с вами путешествовали по городу.

     Давайте вспомним, что мы положили в дорожную сумку?

    (атлас-определитель, часы, блокнот и ручку, фотоаппарат,

     видеокамеру, компас, телефон, подушку).

- А какие помощники помогают нам знакомиться с окружающим миром? (Зрение,    

   слух, обоняние, осязание, речь.)

- Давайте вспомним, как называют городских жителей? (Горожане).

- А как ещё? (В зависимости от названия города, например, в Москве – москвичи, в  

   Туле –туляки.)

- Может быть кто-нибудь знает, как называют сельских жителей? (Селяне).

3.МОТИВАЦИЯ И ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ.

Учитель: Сегодня клубочек поведёт нас в путешествие по родному краю. Путешествие будет  

  необычным, интересным, увлекательным.

-Откройте учебники на странице 6-7.

- Давайте  представим себе, что это совсем не картинки, а настоящая сельская природа: что бы мы услышали, увидели, какие запахи почувствовали, какие звуки услышали?  

Ответы детей:

-Запах травы, цветов, дуновение ветра, колыхание деревьев и шум их листвы, свежий воздух, пение птиц .

Учитель: Эти картинки так и манят пробежаться по полю, , дойти до леса и проверить, много ли там грибов и ягод, можно увидеть звёздное небо, поговорить с приветливыми  людьми, сторожилами нашего поселка.

  1. РАБОТА НАД НОВОЙ ТЕМОЙ УРОКА.  (дети сидят по группам)

Учитель: Вы готовы отправиться в путешествие?  Тогда в путь.  Наш клубочек залежался на месте.  Куда же он  покатится в первую   очередь.  Я произнесу волшебные слова

Торопливая тропинка

Держит путь издалека.

Вьется по лесу тропинка,

Словно нитка из клубка.

Стоп, тропинка подожди! Пора сделать привал.

 А прикатился наш клубочек к ребятам из первой группы, которые подготовили информацию об истории развития  нашего посёлка.

Учитель: Давайте послушаем детей, которые брали интервью у своих бабушек и дедушек и узнаем, как выглядел наш поселок несколько десятилетий назад. (Рассказы детей с показом фотографий старого поселка презентация)

-  А где еще мы можем найти информацию, которая нас интересует?

(ответы детей). Библиотека, интернет,  экскурсии в музеи, книги о родном крае, поход.

2)  (Работа с научными сведениями, развитие речи, нахождение информации в музее и

       библиотеке).

Учитель: Каждый город, каждое село, деревня  имеют своё название.  Многие из вас, наверное, задумывались, почему так или иначе назвали город, село, реку, озеро, и спрашивали об этом у взрослых. Ведь у каждого названия своя история и в этом заключается ценность.

Учитель:  рассказ учителя о древнем Воротынске, напоминания о том, как образовывался Воротынск, почему он носит такое название. Фото из музея (860 Лет)

Работа в тетради с.6 №1 (коллективная работа)

Учитель:  Вам понравилось в школьном музее? Давайте мы пригласим от лица Ольги Игоревны будущих первоклассников побывать в нашем музее и получить информацию, которая  поможет им так же как и вам ответить на многие вопросы .

Давайте поиграем в игру «Хорошо ли ты знаешь свой посёлок?» Кто догадается, где мы находимся, поднимайте руку.

(Презентация с фото посёлка. Дети называют знакомые места в посёлке.)

Учитель: Молодцы, ребята, вы хорошо знаете свой посёлок. Эти фотографии нам  

                  пригодятся и в дальнейшей работе.

Учитель: Вам задание: Каждой группе раздаются карточки со словами. Задание: из данных слов найти, как будут называться жители одного села? Кто догадался, встаёт (тихо, не называя этого слова). Когда встанут все, назвать слово. (односельчане). РАБОТА СО СЛОВАРИКОМ УМНОГО СОВЕНКА

Учитель:  Ещё для вас сообщение у Оли Абакаровой. Мы остановились на понятии односельчане.

Оля Абакарова – Моя мама работает в библиотеке мы вместе нашли в толковом  

                                словаре слово ОДНОСЕЛЬЧАНЕ.

Односельчане –происходящие из одного села, живущие в одном селе.)

Учитель: Название нашего посёлка Воротынск. Как же можно назвать жителей нашего посёлка? (односельчане, Воротынцы). Односельчан так же можно называть земляками.

Оля Абакарова : Земляк –уроженец одной местности с кем-либо.

Учитель: Очень ценные сведения для нашего будущего проекта вы нашли.

Учитель: Физкультминутка. Напомните мне, каким образом можно путешествовать? (пешком, на велосипеде, на машине и т.д.) По посёлку можно путешествовать на машине, но для этого сначала нужно проверить: исправен ли мотор: упражнение «Моторчик». И накачать колёса:  упражнение «Насос». И чтобы было нам весело в дороге, надуем воздушный шарик. Дыхательные упражнения.

Но если у нас все -таки транспорт не исправен, мы отправимся пешком

Учитель: Что –то наш клубочек залежался, как вы думаете, куда же он покатится дальше?

Дети: Во 2 группу.

Учитель: Детям 2 группы нужно было узнать, почему улицы, на которой они живут носят такие названия и имена.(Дети рассказывают о создании своей улицы с показом фото)

Учитель: Где бы ни жили люди, они всегда находят дело по душе. Чтобы жить, люди

                  должны трудиться.

Наш клубочек покатится к ребятам из третьей группы. Давайте посмотрим презентацию и сравним, каким был труд  в сельской местности  раньше и каким он стал в наше современное время.

                   А поможет нам в этом Лиза Боргуль.

Лиза: О труде людей мы с мамой нашли  фотографии в интернете и создали презентацию.  

Лиза комментирует слайды).

Учитель: Спасибо, Лиза.  А ребятам я хочу задать вопросы.

Вопросы:

- почему землю называют матушкой-кормилицей?

- как называют людей, которые работают на земле? (земледельцы)

Ребята, наша малая родина красива всегда и во все времена , давайте мы украсим то место, где сейчас находимся, соответственно времени года.

Дети 3 группы нашли пословицы о труде. Они напечатаны на птичках.

Задание читаем пословицу, объясняем смысл, прикрепляем птичку нашего края.

           Без дела жить- только небо коптить.

  • Без дела сидит да в пустой угол глядит.
  • Без труда и отдых не сладок.
  • Будешь трудиться- будет у тебя и хлеб и молоко водиться.
  • Была бы охота- заладиться всякая работа.
  • Всякая работа мастера хвалит.
  • Глядя на чужую работу, сыт не будешь.
  • Дела словом не заменишь.
  • Дело верши, да не спеши.
  • дело делу рознь, а иное хоть брось.
  • Для добра трудиться- есть чем похвалиться.
  • Кто не работает, тот и не ест.
  • Кто мало говорит, тот больше делает.

Учитель: Молодцы, ребята, очень хороший материал подготовили. Его мы тоже используем для нашей дальнейшей работы.

Куда же покатится наш волшебный клубочек дальше?

Дети:  к 4 группе. У них было задание – сделать творческие работы на тему «Мой Воротынск, через 300 лет». Давайте рассмотрим их работы, а авторы расскажут нам идею создания этой работы, что в ней отображено. Ребята, а хотите  посмотреть как представляют проектировщики наш поселок в будущем? (показ продолжения презентации).

Микрообобщение:

Молодцы ребята 4 группы и ваши работы и работы проектировщиков очень оригинальные и яркие, поэтому наверное можно сделать вывод, что вы , когда станете взрослыми, воплотите все идеи в жизнь, ведь именно от вас будет зависеть красота нашего поселка.

Учитель:

Ребята, а можем мы считать свой поселок частичкой нашей страны – России? Вы хотите, чтобы он становился с каждым годом все красивей? Что может сделать каждый из вас?

Работа в группах

Учитель:   А теперь задание для каждой группы:  песня «У моей России»

Нужно правильно собрать пазл и вы узнает какой объект из уже находящихся в Воротынске  вы построили.

. Будьте внимательны. Нужно приклеить картинки Вы должны распределить, кто будет подбирать картинки, кто будет их приклеивать.

(Дети принимаются за работу. После окончания один ребёнок из каждой группы  выходит и размещает свой пазл на доске.) Посмотрите, какой красивый  наш поселок.

Свою любовь и уважение к родному краю некоторые дети совместно с родителями  и взрослыми братьями и сестрами выразили в стихотворных строчках, давайте их послушаем.(стихи читают : Новиков, Лулаев , Бобровский, Абакаров

5. ИТОГ  УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ.

Учитель: Наш клубочек вернулся ко мне, но это не означает, что наше путешествие  по родному поселку заканчивается. Мы его продолжим на уроках и внеурочной деятельности и узнаем, как украшали дома в древнем Воротынске, посети места исторических событий нашего края, побываем в музее кукол «Берегиня» в д Козлово, в гостях у послушниц Спасо -_Воротынского монастыря и продолжим принимать участие в различных фестивалях и конкурсах посвященных нашему краю)  и ещё много интересного вы узнаете.

Учитель: А теперь поднимите смайлик, с каким настроением вы уходите с урока

Урок сегодня был удачный, 
Не прошёл для вас он зря. 
Вы все очень постарались. 
Вам понравилось, друзья? 

Хорошо вы потрудились, 
Вам пора и отдыхать. 
Переменку веселитесь 
И начнем урок опять. 

Самоанализ урока.

Я работаю по УМК «Перспектива».

Вы посмотрели урок по окружающему миру.

Тема урока: Мы в селе.

Тип урока: проектная деятельность.  

По времени выполнения данный проект долгосрочный (полгода).

Данная тема в тематическом планировании проходит в разделе Город и село. На эту тему отведено 13 часов.

По количеству участников: групповой.

По содержанию: интегрированный.

Цель проекта направлена на формирование  образовательных компетенций учащихся 1 класса через включение в краткосрочный коллективный проект по теме «Мы в селе».

           Учебные задачи, которые решались на уроке.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

1.Представление модели позитивного поведения человека, ценящего роль села    

   как хранителя непосредственной связи человека с природой, землёй-

   кормилицей.

          2.Воспитание чувства патриотизма, любви к Родине, доброго отношения друг к  

              другу.

3.Учить детей вести диалог, содержательно обсуждать возникшую проблему.

4.Формировании социальных ценностей, уважительного отношения к иному

   мнению.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

1.Развитие у обучающихся умений работать с информацией (сбор,

  систематизация, хранение, использование); соединять теоретический материал

  с практической деятельностью; использовать различные способы поиска

  информации (в словаре, в сборниках, в интернете и т.д.).

2.Развитие операций мышления (сравнение, сопоставление, анализ, синтез,

   обобщение, классификация).

3.Формирование способности решать проблемы творческого и поискового характера.

4.Формирование умений планировать, координировать, контролировать и

   оценивать свою деятельность, слушать и слышать собеседника, излагать свою

   точку зрения и анализировать её, грамотно строить речевые высказывания.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

1.Уточнение уже имеющихся знаний учащихся о городе и своём селе.

2.Закрепить у детей понятия «земляки», «односельчане».

3.На конкретных примерах показать особенности труда сельских жителей в

   старину и в наши дни.

                                          Этапы работы над проектом.

Тема проекта выбиралась в сотворчестве с детьми. Толчком для выбора темы была заинтересованность в приобретении новых знаний.

Эта тема проходила «красной нитью» и через другие предметные области:

- обучение грамоте – подбирали пословицы, поговорки, загадки; проводили игру «Найди слово».

- литературное чтение – чтение стихотворений, рассказов о красоте природы.

- окружающий мир – узнавали о городе, о своём селе.

Параллельно с включением темы в учебные дисциплины шёл сбор информации и систематизация необходимой информации - как в процессе учебной деятельности, так и во внеклассной работе. Несмотря на то, что тема проекта едина для всех, существовала возможность выбора для ребёнка именно того аспекта темы, который его действительно интересует. Я назвала это «паутинки проекта»: исторические аспект, географический, культурный.

Дети, работая с информацией при помощи  взрослых, фиксировали их в виде записей, аппликации, фотографий, презентаций - готовили к использованию в проекте.

Основная задача моя на этом этапе заключалась в направлении детской деятельности на самостоятельный поиск информации. Но так как первоклассники ещё в силу своего возраста не могут в достаточной мере пользоваться информацией, была проведена соответствующая работа в виде индивидуальных бесед с родителями, чтобы они помогли своим детям в поиске и оформлении информации.

Сегодня на уроке Вы увидели не совсем завершённый продукт, так как ещё будут темы по быту, архитектуре посёлка, запланировали экскурсию в музей, беседу о земляках (сведения из музея).

В начале урока проводилась игра «Наше настроение» для создания эмоционально-положительного настроя, доброжелательной рабочей обстановки в классе.

После этого было повторение пройденного материала: «Что положили в дорожную сумку?» какие помощники есть у нас для изучения окружающего мира? Дети назвали – зрение, слух, обоняние, осязание, речь. Вспомнили, как называют городских жителей, сельских.

Для создания мотивации урока я использовала клубочек, который вёл путешественников по придуманным станциям. Работа с учебником так же создала определённую мотивацию. Дети постарались представить сельскую природу, услышать звуки, испытать ощущения, почувствовать запахи.

Затем на экране были представлены слайды сельской природы и дети послушали стих в исполнении своих одноклассников.

Далее - работа над темой. Дети сообщили об источниках информации, сделали свои сообщения.

Постановка учебной цели на уроке была проведена в форме проблемного диалога, что сформировало интерес поставленной цели. Благодаря этому активизировалось внимание всех детей, возник интерес к предмету, желание вывести и самостоятельно определить цели познавательной деятельности. У учащихся развивались личностные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия.  На уроке первоклассникам была предоставлена возможность рассказать каждой группе о своей работе, показать, что у них получилось. Работа в группах способствовала  созданию обстановки доверия и ситуации успеха для каждого ребёнка и класса в целом - развивались личностные и коммуникативные универсальные учебные действия. Ученики планировали свои действия в соответствии с поставленной задачей, формировали собственные мысли. Дети устанавливали на основе анализа  логические связи между блоками информации, делали обобщения и выводы.

Во время беседы путём построения небольших высказываний с учётом ситуации общения, дети выбирали для ответов соответствующие языковые средства.

В конце происходило оценивание результативности урока. На этом этапе происходило  осознание своей роли в окружающем мире.

Подготовила: Учитель начальных классов  Новикова Елена Николаевна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Визитная карточка посёлка Джалиль

Презентация о малой Родине...

Проект «Зимующие птицы нашего посёлка»

Задачи:1. Изучить дополнительную литературу и определить птиц, зимующих в нашем посёлке;2. Провести наблюдения за поведением и питанием зимующих птиц;3. Сделать анализ и обобщить результат....

Исследовательский проект "Знакомьтесь - вода из-под крана. Качество водопроводной воды посёлка Скуратово "

Исследовательский проект посвящён качеству водопроводной воды, которая течёт из-под крана в школе.  Показаны опыты, позволяющие выявить качество водопроводной воды....

Организация методической работы учителей начальных классов в условиях посёлка городского типа

Из опыта работы опорной школы. Опубликована в материалах Всероссийской (заочной) НПК: Многоуровневая методическая служба как организационная основа единого научно- методологического простран...

Конспект урока "Тропинками истории посёлка Жилкино", Путешествие для любознательных пассажиров.

Данная методическая разработка урока по учебному курсу  " Молодой гражданин России",  2 класс, разработана в соответствии с ФГОС. Сверхзадача урока: формирование устойчиво-пол...

Большая проблема маленького посёлка

Проектно-исследовательская работапо экологии«Большая проблема маленького посёлка »учащихся 2-х классов...

Урок математики "Экологические проблемы посёлка"

Тема урока: Экологические проблемы посёлкаТип урока: урок совершенствования умений, знаний и навыковВид урока: интегрированный (математика + окружающий мир)Цель: закрепление навыков умножения чисел, о...