"Мы в посёлке"
проект (1 класс) на тему
Исследовательский проект (долгосрочный) включал следующие задачи- познакомиться со своей малой родиной более углубленно, изучить её историю, традиции, обычаи наших предков, познакомиться с земляками, которые внесли большой вклад в развитие Воротынска и для себя наметить перспективы дальнейшего процветания своей малой родины.Дети были поделены на группы и каждая группа работала по своему направлению. Результаты работы мы представили на уроке оркужающего мира по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 47.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок окружающего мира в 1 классе
Разработала: учитель начальных классов МКОУ «СОШ№1»
Новикова Елена Николаевна.
ТЕМА: « Мы в поселке».
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА направлена на формирование образовательных компетенций
учащихся 1 класса через включение в краткосрочный
коллективный проект по теме «Мы в поселке».
ЗАДАЧИ:
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- Представление модели позитивного поведения человека, ценящего роль села как хранителя непосредственной связи человека с природой, землёй-кормилицей.
- Воспитание чувства патриотизма, любви к Родине, доброго отношения друг к другу.
- Учить детей вести диалог, содержательно обсуждать возникшую проблему.
- Формировании социальных ценностей, уважительного отношения к иному мнению.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- Развитие у обучающихся умений работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование); соединять теоретический материал с практической деятельностью; использовать различные способы поиска информации (в словаре, в сборниках, в интернете и т.д.).
- Развитие операций мышления (сравнение, сопоставление, анализ, синтез, обобщение, классификация).
- Формирование способности решать проблемы творческого и поискового характера.
- Формирование умений планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность, слушать и слышать собеседника, излагать свою точку зрения и анализировать её, грамотно строить речевые высказывания.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- Уточнение уже имеющихся знаний учащихся о городе и своём селе.
- Закрепить у детей понятия «земляки», «односельчане».
- На конкретных примерах показать особенности труда сельских жителей в старину и в наши дни.
ПРИЁМЫ РАБОТЫ:
- беседа
- игровой момент
- работа с иллюстрациями
- работа в группах
- рассказы детей
- физкультминутка
- презентация
- подведение итога урока
- рефлексия
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
понимание необходимости взаимной связи людей в селе,
важности культурного смысла понятия «земляки - односельчане»;
умение образовывать общее название жителей определённого
населённого пункта по названию.
УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
- учебник Окружающий мир. А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. 1 класс;
- иллюстрации с изображением трудовых действий и домашних животных;
- пословицы о труде,
- разрезные картинки с изображением зданий поселка для выполнения
коллажа;
-презентация по теме урока;
- ноутбук;
- мультимедийный проектор;
- альбом «Мы в поселке»;
- книга о посёлке Воротынск, оформлена детьми и коллективом родителей.
УУД:
Личностные
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Понятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками вы разных
Социальных ситуациях , умения не создавать конфликтных ситуаций и находить выходы из спорных ситуаций.
Регулятивные
Формирование умения планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей. Осуществление самоконтроля.
Коммуникативные
Формирование способов взаимодействия с окружающим миром (вижу, слышу, говорю, чувствую…); учиться отвечать на поставленный вопрос. Познавательные
Осмысление взаимосвязи между человеком и окружающим миром.
Осознание своей роли в окружающем мире.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. ОРГ. МОМЕНТ.
Учитель: —
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: "Будет интересно!”
Повторим материал, закрепим умения,
Чтобы каждый мог сказать: " Я это всё умею ”.
Сегодня мы продолжаем работать над проектом «Мы в нашем поселке».
И мне бы хотелось узнать, с каким настроением вы
пришли на урок. Покажите мне условными знаками своё настроение:
большой пальчик вверх – хорошее настроение, вниз - плохое, если палец
вращается влево, вправо - то не определился.
- Я надеюсь, что в конце урока у вас у всех будет хорошее настроение.
(Я рада, что у всех сегодня хорошее настроение).
2.ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА.
Учитель: На прошлом уроке мы с вами путешествовали по городу.
Давайте вспомним, что мы положили в дорожную сумку?
(атлас-определитель, часы, блокнот и ручку, фотоаппарат,
видеокамеру, компас, телефон, подушку).
- А какие помощники помогают нам знакомиться с окружающим миром? (Зрение,
слух, обоняние, осязание, речь.)
- Давайте вспомним, как называют городских жителей? (Горожане).
- А как ещё? (В зависимости от названия города, например, в Москве – москвичи, в
Туле –туляки.)
- Может быть кто-нибудь знает, как называют сельских жителей? (Селяне).
3.МОТИВАЦИЯ И ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ.
Учитель: Сегодня клубочек поведёт нас в путешествие по родному краю. Путешествие будет
необычным, интересным, увлекательным.
-Откройте учебники на странице 6-7.
- Давайте представим себе, что это совсем не картинки, а настоящая сельская природа: что бы мы услышали, увидели, какие запахи почувствовали, какие звуки услышали?
Ответы детей:
-Запах травы, цветов, дуновение ветра, колыхание деревьев и шум их листвы, свежий воздух, пение птиц .
Учитель: Эти картинки так и манят пробежаться по полю, , дойти до леса и проверить, много ли там грибов и ягод, можно увидеть звёздное небо, поговорить с приветливыми людьми, сторожилами нашего поселка.
- РАБОТА НАД НОВОЙ ТЕМОЙ УРОКА. (дети сидят по группам)
Учитель: Вы готовы отправиться в путешествие? Тогда в путь. Наш клубочек залежался на месте. Куда же он покатится в первую очередь. Я произнесу волшебные слова
Торопливая тропинка
Держит путь издалека.
Вьется по лесу тропинка,
Словно нитка из клубка.
Стоп, тропинка подожди! Пора сделать привал.
А прикатился наш клубочек к ребятам из первой группы, которые подготовили информацию об истории развития нашего посёлка.
Учитель: Давайте послушаем детей, которые брали интервью у своих бабушек и дедушек и узнаем, как выглядел наш поселок несколько десятилетий назад. (Рассказы детей с показом фотографий старого поселка презентация)
- А где еще мы можем найти информацию, которая нас интересует?
(ответы детей). Библиотека, интернет, экскурсии в музеи, книги о родном крае, поход.
2) (Работа с научными сведениями, развитие речи, нахождение информации в музее и
библиотеке).
Учитель: Каждый город, каждое село, деревня имеют своё название. Многие из вас, наверное, задумывались, почему так или иначе назвали город, село, реку, озеро, и спрашивали об этом у взрослых. Ведь у каждого названия своя история и в этом заключается ценность.
Учитель: рассказ учителя о древнем Воротынске, напоминания о том, как образовывался Воротынск, почему он носит такое название. Фото из музея (860 Лет)
Работа в тетради с.6 №1 (коллективная работа)
Учитель: Вам понравилось в школьном музее? Давайте мы пригласим от лица Ольги Игоревны будущих первоклассников побывать в нашем музее и получить информацию, которая поможет им так же как и вам ответить на многие вопросы .
Давайте поиграем в игру «Хорошо ли ты знаешь свой посёлок?» Кто догадается, где мы находимся, поднимайте руку.
(Презентация с фото посёлка. Дети называют знакомые места в посёлке.)
Учитель: Молодцы, ребята, вы хорошо знаете свой посёлок. Эти фотографии нам
пригодятся и в дальнейшей работе.
Учитель: Вам задание: Каждой группе раздаются карточки со словами. Задание: из данных слов найти, как будут называться жители одного села? Кто догадался, встаёт (тихо, не называя этого слова). Когда встанут все, назвать слово. (односельчане). РАБОТА СО СЛОВАРИКОМ УМНОГО СОВЕНКА
Учитель: Ещё для вас сообщение у Оли Абакаровой. Мы остановились на понятии односельчане.
Оля Абакарова – Моя мама работает в библиотеке мы вместе нашли в толковом
словаре слово ОДНОСЕЛЬЧАНЕ.
Односельчане –происходящие из одного села, живущие в одном селе.)
Учитель: Название нашего посёлка Воротынск. Как же можно назвать жителей нашего посёлка? (односельчане, Воротынцы). Односельчан так же можно называть земляками.
Оля Абакарова : Земляк –уроженец одной местности с кем-либо.
Учитель: Очень ценные сведения для нашего будущего проекта вы нашли.
Учитель: Физкультминутка. Напомните мне, каким образом можно путешествовать? (пешком, на велосипеде, на машине и т.д.) По посёлку можно путешествовать на машине, но для этого сначала нужно проверить: исправен ли мотор: упражнение «Моторчик». И накачать колёса: упражнение «Насос». И чтобы было нам весело в дороге, надуем воздушный шарик. Дыхательные упражнения.
Но если у нас все -таки транспорт не исправен, мы отправимся пешком
Учитель: Что –то наш клубочек залежался, как вы думаете, куда же он покатится дальше?
Дети: Во 2 группу.
Учитель: Детям 2 группы нужно было узнать, почему улицы, на которой они живут носят такие названия и имена.(Дети рассказывают о создании своей улицы с показом фото)
Учитель: Где бы ни жили люди, они всегда находят дело по душе. Чтобы жить, люди
должны трудиться.
Наш клубочек покатится к ребятам из третьей группы. Давайте посмотрим презентацию и сравним, каким был труд в сельской местности раньше и каким он стал в наше современное время.
А поможет нам в этом Лиза Боргуль.
Лиза: О труде людей мы с мамой нашли фотографии в интернете и создали презентацию.
Лиза комментирует слайды).
Учитель: Спасибо, Лиза. А ребятам я хочу задать вопросы.
Вопросы:
- почему землю называют матушкой-кормилицей?
- как называют людей, которые работают на земле? (земледельцы)
Ребята, наша малая родина красива всегда и во все времена , давайте мы украсим то место, где сейчас находимся, соответственно времени года.
Дети 3 группы нашли пословицы о труде. Они напечатаны на птичках.
Задание читаем пословицу, объясняем смысл, прикрепляем птичку нашего края.
Без дела жить- только небо коптить.
- Без дела сидит да в пустой угол глядит.
- Без труда и отдых не сладок.
- Будешь трудиться- будет у тебя и хлеб и молоко водиться.
- Была бы охота- заладиться всякая работа.
- Всякая работа мастера хвалит.
- Глядя на чужую работу, сыт не будешь.
- Дела словом не заменишь.
- Дело верши, да не спеши.
- дело делу рознь, а иное хоть брось.
- Для добра трудиться- есть чем похвалиться.
- Кто не работает, тот и не ест.
- Кто мало говорит, тот больше делает.
Учитель: Молодцы, ребята, очень хороший материал подготовили. Его мы тоже используем для нашей дальнейшей работы.
Куда же покатится наш волшебный клубочек дальше?
Дети: к 4 группе. У них было задание – сделать творческие работы на тему «Мой Воротынск, через 300 лет». Давайте рассмотрим их работы, а авторы расскажут нам идею создания этой работы, что в ней отображено. Ребята, а хотите посмотреть как представляют проектировщики наш поселок в будущем? (показ продолжения презентации).
Микрообобщение:
Молодцы ребята 4 группы и ваши работы и работы проектировщиков очень оригинальные и яркие, поэтому наверное можно сделать вывод, что вы , когда станете взрослыми, воплотите все идеи в жизнь, ведь именно от вас будет зависеть красота нашего поселка.
Учитель:
Ребята, а можем мы считать свой поселок частичкой нашей страны – России? Вы хотите, чтобы он становился с каждым годом все красивей? Что может сделать каждый из вас?
Работа в группах
Учитель: А теперь задание для каждой группы: песня «У моей России»
Нужно правильно собрать пазл и вы узнает какой объект из уже находящихся в Воротынске вы построили.
. Будьте внимательны. Нужно приклеить картинки Вы должны распределить, кто будет подбирать картинки, кто будет их приклеивать.
(Дети принимаются за работу. После окончания один ребёнок из каждой группы выходит и размещает свой пазл на доске.) Посмотрите, какой красивый наш поселок.
Свою любовь и уважение к родному краю некоторые дети совместно с родителями и взрослыми братьями и сестрами выразили в стихотворных строчках, давайте их послушаем.(стихи читают : Новиков, Лулаев , Бобровский, Абакаров
5. ИТОГ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ.
Учитель: Наш клубочек вернулся ко мне, но это не означает, что наше путешествие по родному поселку заканчивается. Мы его продолжим на уроках и внеурочной деятельности и узнаем, как украшали дома в древнем Воротынске, посети места исторических событий нашего края, побываем в музее кукол «Берегиня» в д Козлово, в гостях у послушниц Спасо -_Воротынского монастыря и продолжим принимать участие в различных фестивалях и конкурсах посвященных нашему краю) и ещё много интересного вы узнаете.
Учитель: А теперь поднимите смайлик, с каким настроением вы уходите с урока
Урок сегодня был удачный,
Не прошёл для вас он зря.
Вы все очень постарались.
Вам понравилось, друзья?
Хорошо вы потрудились,
Вам пора и отдыхать.
Переменку веселитесь
И начнем урок опять.
Самоанализ урока.
Я работаю по УМК «Перспектива».
Вы посмотрели урок по окружающему миру.
Тема урока: Мы в селе.
Тип урока: проектная деятельность.
По времени выполнения данный проект долгосрочный (полгода).
Данная тема в тематическом планировании проходит в разделе Город и село. На эту тему отведено 13 часов.
По количеству участников: групповой.
По содержанию: интегрированный.
Цель проекта направлена на формирование образовательных компетенций учащихся 1 класса через включение в краткосрочный коллективный проект по теме «Мы в селе».
Учебные задачи, которые решались на уроке.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
1.Представление модели позитивного поведения человека, ценящего роль села
как хранителя непосредственной связи человека с природой, землёй-
кормилицей.
2.Воспитание чувства патриотизма, любви к Родине, доброго отношения друг к
другу.
3.Учить детей вести диалог, содержательно обсуждать возникшую проблему.
4.Формировании социальных ценностей, уважительного отношения к иному
мнению.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
1.Развитие у обучающихся умений работать с информацией (сбор,
систематизация, хранение, использование); соединять теоретический материал
с практической деятельностью; использовать различные способы поиска
информации (в словаре, в сборниках, в интернете и т.д.).
2.Развитие операций мышления (сравнение, сопоставление, анализ, синтез,
обобщение, классификация).
3.Формирование способности решать проблемы творческого и поискового характера.
4.Формирование умений планировать, координировать, контролировать и
оценивать свою деятельность, слушать и слышать собеседника, излагать свою
точку зрения и анализировать её, грамотно строить речевые высказывания.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
1.Уточнение уже имеющихся знаний учащихся о городе и своём селе.
2.Закрепить у детей понятия «земляки», «односельчане».
3.На конкретных примерах показать особенности труда сельских жителей в
старину и в наши дни.
Этапы работы над проектом.
Тема проекта выбиралась в сотворчестве с детьми. Толчком для выбора темы была заинтересованность в приобретении новых знаний.
Эта тема проходила «красной нитью» и через другие предметные области:
- обучение грамоте – подбирали пословицы, поговорки, загадки; проводили игру «Найди слово».
- литературное чтение – чтение стихотворений, рассказов о красоте природы.
- окружающий мир – узнавали о городе, о своём селе.
Параллельно с включением темы в учебные дисциплины шёл сбор информации и систематизация необходимой информации - как в процессе учебной деятельности, так и во внеклассной работе. Несмотря на то, что тема проекта едина для всех, существовала возможность выбора для ребёнка именно того аспекта темы, который его действительно интересует. Я назвала это «паутинки проекта»: исторические аспект, географический, культурный.
Дети, работая с информацией при помощи взрослых, фиксировали их в виде записей, аппликации, фотографий, презентаций - готовили к использованию в проекте.
Основная задача моя на этом этапе заключалась в направлении детской деятельности на самостоятельный поиск информации. Но так как первоклассники ещё в силу своего возраста не могут в достаточной мере пользоваться информацией, была проведена соответствующая работа в виде индивидуальных бесед с родителями, чтобы они помогли своим детям в поиске и оформлении информации.
Сегодня на уроке Вы увидели не совсем завершённый продукт, так как ещё будут темы по быту, архитектуре посёлка, запланировали экскурсию в музей, беседу о земляках (сведения из музея).
В начале урока проводилась игра «Наше настроение» для создания эмоционально-положительного настроя, доброжелательной рабочей обстановки в классе.
После этого было повторение пройденного материала: «Что положили в дорожную сумку?» какие помощники есть у нас для изучения окружающего мира? Дети назвали – зрение, слух, обоняние, осязание, речь. Вспомнили, как называют городских жителей, сельских.
Для создания мотивации урока я использовала клубочек, который вёл путешественников по придуманным станциям. Работа с учебником так же создала определённую мотивацию. Дети постарались представить сельскую природу, услышать звуки, испытать ощущения, почувствовать запахи.
Затем на экране были представлены слайды сельской природы и дети послушали стих в исполнении своих одноклассников.
Далее - работа над темой. Дети сообщили об источниках информации, сделали свои сообщения.
Постановка учебной цели на уроке была проведена в форме проблемного диалога, что сформировало интерес поставленной цели. Благодаря этому активизировалось внимание всех детей, возник интерес к предмету, желание вывести и самостоятельно определить цели познавательной деятельности. У учащихся развивались личностные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия. На уроке первоклассникам была предоставлена возможность рассказать каждой группе о своей работе, показать, что у них получилось. Работа в группах способствовала созданию обстановки доверия и ситуации успеха для каждого ребёнка и класса в целом - развивались личностные и коммуникативные универсальные учебные действия. Ученики планировали свои действия в соответствии с поставленной задачей, формировали собственные мысли. Дети устанавливали на основе анализа логические связи между блоками информации, делали обобщения и выводы.
Во время беседы путём построения небольших высказываний с учётом ситуации общения, дети выбирали для ответов соответствующие языковые средства.
В конце происходило оценивание результативности урока. На этом этапе происходило осознание своей роли в окружающем мире.
Подготовила: Учитель начальных классов Новикова Елена Николаевна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Визитная карточка посёлка Джалиль
Презентация о малой Родине...
Проект «Зимующие птицы нашего посёлка»
Задачи:1. Изучить дополнительную литературу и определить птиц, зимующих в нашем посёлке;2. Провести наблюдения за поведением и питанием зимующих птиц;3. Сделать анализ и обобщить результат....
Исследовательский проект "Знакомьтесь - вода из-под крана. Качество водопроводной воды посёлка Скуратово "
Исследовательский проект посвящён качеству водопроводной воды, которая течёт из-под крана в школе. Показаны опыты, позволяющие выявить качество водопроводной воды....
Организация методической работы учителей начальных классов в условиях посёлка городского типа
Из опыта работы опорной школы. Опубликована в материалах Всероссийской (заочной) НПК: Многоуровневая методическая служба как организационная основа единого научно- методологического простран...
Конспект урока "Тропинками истории посёлка Жилкино", Путешествие для любознательных пассажиров.
Данная методическая разработка урока по учебному курсу " Молодой гражданин России", 2 класс, разработана в соответствии с ФГОС. Сверхзадача урока: формирование устойчиво-пол...
Большая проблема маленького посёлка
Проектно-исследовательская работапо экологии«Большая проблема маленького посёлка »учащихся 2-х классов...
Урок математики "Экологические проблемы посёлка"
Тема урока: Экологические проблемы посёлкаТип урока: урок совершенствования умений, знаний и навыковВид урока: интегрированный (математика + окружающий мир)Цель: закрепление навыков умножения чисел, о...