Презентация | Ход урока |
Слайд1 (ссылка на видео ластик в левом углу слайда) | - Организационный момент. Устный счёт. Введение в тему урока.
Летние зори над Обью, Дремлют в дали тальники. Я вспоминаю с любовью Край, где живут земляки, Берег крутой у причала, Елей высоких стволы Всей моей жизни начало Это село Шеркалы. Шеркалы - это ваше родное село. Здесь вы родились, росли, ходили в детский сад, купались в речке. Сейчас, зимой, катаетесь на лыжах, играете в снежки. На доске у нас снежки. Решив примеры записанные на доске, мы узнаем, какое слово в них спряталось. Пример на доске | Ответ на снежке | Буквы с обратной стороны снежка | 13х60 | 780 | Э | 45х20 | 900 | К | 14х50 | 700 | О | 18х30 | 540 | Л | 23х40 | 920 | О | 37х20 | 740 | Г | 25х30 | 750 | И | 38х20 | 760 | Я |
- Что означает слово «экология»? |
Слайд 2 | - “…Люди сейчас включили в свой словарный запас совершенно новые слова, такие, как экология, наука об окружающей среде. Деятельность человека способствовала истреблению сотен видов животных, и это мало его волновало. Сейчас это его беспокоит, потому что он внезапно понял, что… он может оказаться следующим на очереди”- говорил Джордж Кимбол, обозреватель одной из американских газет по вопросам охраны природы. - Я начала урок стихотворением и песней о нашем посёлке Шеркалы. А вы разгадали на снежках слово «экология». Как вы думаете, чему будет посвящён наш урок? - Подумайте, всё ли в порядке с экологией в посёлке Шеркалы? Попробуйте сформулировать тему нашего урока. |
Слайд 3 | Тема урока: Экологические проблемы посёлка Шеркалы. - Решая задачи экологического содержания, мы закрепим тему «Умножение на числа, оканчивающиеся нулями» |
Слайд 4 | 2. Решение задач экологического содержания. - Перед вами карта сельского поселения Шеркалы. Давайте условно выделим три зоны посёлка, в которых и обозначим существующие экологические проблемы. Зоны: - Лесной массив.
- Водоёмы и береговая линия.
- Территория посёлка.
|
Слайд 5
| ЛЕСНАЯ ЗОНА - Расскажите о значении леса для природы и человека (ответы детей). - Какие существуют экологические проблемы в лесном массиве окружающем наш посёлок. Проблемы: - - вырубка леса;
- - мусор в лесу;
- - пожары;
- - уменьшение численности животных.
- Лес - это природное сообщество. Это деревья, травы, кустарники, животные, разнообразные грибы, бактерии и водоросли, живущие в почве. Все они объединены круговоротом веществ и энергии. Нарушение одного из частей этого целого ведёт к изменениям в сообществе. |
Слайд 6
| - По стволам деревьев к кронам поднимается вода, которую испаряют лучи Солнца. Если вырубить деревья, эта вода будет скапливаться, и образуется болото. Задача 1: На 1га леса растёт 400 деревьев. Из них 48 ели, а остальные берёзы. Взрослая берёза за сутки испаряет в среднем 80 литров воды. Сколько вёдер воды ежедневно испаряет берёзы на этом участке леса, если одно ведро вмещает 10 литров? |
Слайд 7
| Задача 2: Известно, что 1 га леса вырабатывает за 1 час 3580 г кислорода. Сколько кислорода вырабатывает 1 га леса за 8 часов? Решая задачи, мы с вами рассмотрели важность существования 1 га леса для природы и людей. Конечно же, исчезновение лесов является глобальным экологическим бедствием. |
Слайд 8 | Осенью вы все ходите в лес за грибами. Видели ли вы там такие места? (фото) Как появился в лесу мусор? Чем это опасно для жителей леса? (Стеклянные банки в лесу могут стать источником пожара) - Какие ещё существуют причины возникновения пожаров? |
Слайд 9
(видео – ссылка на картине) | На территории Шеркальского лесничества прошедшим летом было два случая возгорания леса по причине брошенной сигареты и не затушенного костра, оставленного у кромки леса рыбаками. Хорошо, что эти очаги были вовремя локализованы. (видео «Пожар в лесу») Костёр, забытый, под золой Не полыхал огнём. Хоть был, казалось, не живой, Дремала искра в нём. Гуляка-ветер, озорник, Проснувшись поутру, Губами смелыми приник К дремавшему костру. Спросонья задрожал костёр, И, разгоняя тьму, Он руки робкие простёр В объятия к нему. И грива жаркая огня Взметнулась к той поре, Как грива рыжего коня На утренней заре. И ветер с ней играл, смеясь, Будил ответный жар, Огню свою диктуя власть… …И вырастал пожар… Он рос и силу набирал Без лишней суеты: Огонь-убийца пожирал Деревья и кусты. Трещали, рушились стволы, В его аду горев, И были капельки смолы, Как слёзы, на коре. Забыв укромное жильё И с ужасом в душе, Бежало в панике зверьё, Теряя малышей, Стараясь обогнать беду – (Спастись бы самому!) – И задыхаясь на бегу, И падая в дыму… (Т. Шашева) Урон, наносимый природе лесными пожарами, огромен. В 2010г. площадь пожаров в России составила 2млн га. На этих местах первыми появятся такие растения как иван-чай, малина. До возникновения подлеска пройдёт пять лет, а первыми появившимися деревьями станут берёза или осина. Пройдут десятилетия прежде чем в лесу появятся звери и птицы. Но животный и растительный мир будут совсем другой по сравнению с той экосистемой, которая была в лесу до пожара. - В огне лесных пожаров погибает много зверей. Какие ещё есть причины уменьшения численности животных? - Какое участие вы можете принять в сохранении экосистемы леса? |
Слайд 10 (ссылка на 11 слайд -ластик в нижнем правом углу)
(анимация)
| Рассмотрим следующую зону – водоёмы и береговую линия. - Какие водоёмы есть на территории посёлка Шеркалы? (Слайд 11) (реки, болота) - Болото – это участок суши с избыточным увлажнением. Это естественные фильтры воды. Болота, не в меньшей степени, чем леса, можно назвать «лёгкими планеты». Они имеют свой растительный и животный мир. Болота играют важную роль в образовании рек. (Слайд 11,видео «Серебром украшая»: ссылка на обозначении «р.Обь») Серебром, украшая просторы родные, Обь могучая воды несёт. И глядя в небеса голубые, Славит в песнях сибирский народ. Как красивы прибрежные склоны крутые В изумрудах кедровых ветвей. И купались в Оби купола золотые Монастырских Кондинских церквей. Всё плывут по Оби теплоходы, Откликаясь гудками в тиши. И любуемся мы здешним чудом природы, - Ночи белые так хороши! Река Обь — одна из крупнейших рек России и всего земного шара, третья по водности после рек Енисея и Лены. Общее число рек впадающих в неё более 150 тыс. Наиболее значимыми видами рыб Обского бассейна являются: осетр сибирский, стерлядь, нельма, муксун, хариус, сибирский, язь, лещ, окунь, налим и щука. (возврат к слайду 10: значок возврата на предыдущий слайд). - Какое значение имеют реки в жизни человека? (ответы детей) - Человек использует воду— для питья и приготовления еды, для удовлетворения санитарно-гигиенических потребностей, для полива растений, приготовления корма для домашних животных, для осуществления технологических процессов на производстве, как теплоноситель для обогрева помещений, как источник энергии и тому подобное. За последние годы потребность в воде увеличилась в 10 раз. Как вы думаете, с чем это связано? (переход на слайд 12: первое фото – река) |
Слайд 12
| Задача: Посудомоечная машина на протяжении одного цикла мойки расходует 16 литров воды. Стиральной машине-автомат для одного цикла стирки требуется 40 литров. Сколько литров воды за месяц расходуется на бытовые нужды семьи, если посудомоечная машина будет работать 20 раз, стиральная 18 раз? - Куда попадает вода после работы стиральной машины?(септики, а затем выливается на поверхность земли и попадает в реки: в посёлке существует необходимость строительства очистных сооружений). (возврат к слайду 10 ссылка на ластик) - Какие экологические проблемы существуют у наших рек? |
Слайд 10 (анимация)
| Проблемы: - уменьшение численности рыб;
- Это актуальная проблема для всех людей. Рыба является для человека ценным пищевым продуктом. Блюда из рыбы укрепляют сердце человека, улучшают интеллектуальные способности мозга, укрепляют скелет, мышцы рук и ног. - Почему происходит уменьшение количества рыб? - обмеление;
- захламлённость вод реки отходами жизнедеятельности человека, нефтепродуктами;
- мусор на береговой линии.
- Почему происходит обмеление рек? |
Слайд 13 (анимация)
(анимация)
| - Вырубка леса по берегам реки, осушение болот, откачка воды на нужды людей – вот основные причины уменьшения уровня воды в Оби. Обмелению рек способствует и размытие береговой линии. На левобережье это происходит за счёт сильного ветра и малочисленной растительности. За 1 год во время большой воды смывается 2-3 метра лугового берега. На правобережье находится высокий берег, поросший лесом. Его разрушение не так заметно. Хотя таяние снега, сильные ливни изменяют склоны берега и способствуют росту оврагов. Задача: Расстояние между двумя оврагами (от края одного до края другого) 500 м. Первый овраг по склону имеет посадки деревьев и растёт в направлении второго со скоростью 2 метра в год. Второй овраг посадок леса по склону не имеет и растёт в направлении первого со скоростью 8 метров в год. - Почему овраги растут с разной скоростью? - Какое расстояние будет между оврагами через год? Через 10 лет? |
Слайд 14 | - В один из летних вечеров на берегу Оби я сделала вот такой снимок. Красиво? Солнце словно нашло место для ночлега на верхушках кедров. А теперь посмотрим на нижнюю часть этого снимка. - Что вы видите? - Как появился это мусор на берегу реки? Часть мусора имеет природный характер: река водами приносит ветки, стволы деревьев с одной части берега на другую. Но есть и мусор, который оставляет человек, и сам же потом из-за этого страдает: (ученик читает стихотворение) Мы ходили на рыбалку, Витя выловил мочалку, А Егор – сковороду. Мне попались две подмётки, Боре – банка от селёдки, А Серёжка на крючок Пакли выудил клочок. Целый день в реке упрямо Рыбу мы удили зря. Много выудили хлама, И ни разу – пескаря. Должен знать и помнить каждый: Если мусор сыпать в тут, То в такой реке однажды Рыбы попросту помрут. (А. Ерошин) Мы говорили об экологических проблемах наших водоёмов и береговой линии. Что вы можете сделать для того, чтобы не нарушать экосистему водоёмов и береговой линии? - Если вы заметите образование оврага, что нужно сделать? (посадить деревья) - Чем опасны овраги для территории посёлка? |
Слайд 15 (анимация)
| Вот мы с вами уже озвучили одну из экологических проблем посёлка. Какие ещё существуют экологические проблемы территории Шеркал? (ответы детей) - мусор;
- загрязнение воздуха;
- разрастание оврагов;
- отсутствие очистных сооружений.
- Как появляется мусор? |
Слайд 16 (анимация)
| Задача (устно): Коробка из-под молока около 5 лет. Пластиковые бутылки в 20 раз дольше, чем коробка. Синтетическая ткань на 60 лет быстрее, чем пластиковые бутылки. А полиэтиленовая пленка в 5 раз медленнее, чем ткань. Сколько лет потребуется для полного разложения полиэтиленовой плёнки? |
Слайд 17
| - Посмотрите, сколько нужно времени для разложения разного мусора! - Что из перечисленного может человек ещё использовать для украшения своего двора? - Что мы можем сделать, чтобы меньше мусора попадало в окружающую среду? |
Слайд 18
| Есть мусор, который появляется благодаря школьникам: черновики, записки, листочки с самостоятельными работами, исписанные тетради. Задача: Подсчитано, что каждый обучающийся выбрасывает в день 3г бумаги. В нашей школе обучается 120 человек. Сколько бумаги расходуется учениками нашей школы за месяц (30 дней)? |
Слайд 19 | - Скажите, как происходит загрязнение воздуха? Задание: В посёлке около 90 легковых автомобилей. Ежегодно автомобиль в среднем расходует около 4350 кг кислорода и загрязняет воздух, выбрасывая 3250 кг углекислого газа. Подсчитайте, выполняя вычисления в столбик, сколько всего за год: - выбрасывается углекислого газа в воздух?
- забирается кислорода из воздуха?
|
Слайд 20
(ссылка на видео – ластик) | 3.Обобщение. - Мы с вами рассмотрели экологические проблемы посёлка Шеркалы в трёх направлениях: лесная зона, водоёмы и береговая линия, территория посёлка. Все эти проблемы пересекаются между собой. Например, лесные пожары уничтожают лес по берегам рек, что приводит к обмелению и разрушению береговой линии, лишают человечество запасов древесины, так необходимой для людей. - Скажите, какая экологическая проблема была общей для всех зон посёлка? (мусор). - Я призываю вас не мусорить ни в посёлке, ни в лесу, ни на берегу реки. Ведь то, что нас окружает так прекрасно, давайте будем сохранять красоту вокруг нас, вокруг нашего посёлка! (видео «Шеркалы 2») |
Слайд 21 | 4.Рефлексия. - Вспомните, чем мы занимались и о чём говорили на уроке, дополните предложения (рефлексивный экран): - у меня получилось …
- я понял(а), что…
- мне захотелось…
|
Слайд 22 | 5.Домашне задание. Ребята, мы сегодня с вами говорили об экологических проблемах Шеркал. Дома нарисуйте плакаты, призывающие к сохранению экологии нашего посёлка и окружающей его природы. - Спасибо за работу на уроке! |