«О, Еравна, размах твоих крыльев широк…»
занимательные факты (3 класс) на тему
Цель программы: приобщение учащихся к художественным произведениям бурятских писателей и поэтов выходцев из Еравнинского района, формирование у школьников чувства любви, уважения к традициям, обычаям, культурным ценностям своей малой родины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modul.docx | 26.86 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Сосново-Озерская средняя общеобразовательная школа №1»
Лодоева Валентина Анандуевна
«О, Еравна, размах твоих крыльев широк…»
(модульная программа)
3 класс
С.Сосново-Оэерское
I РАЗДЕЛ. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Как часто в жизни мы произносим фразу: «Минии тоонто нютаг» или «Моя малая родина». В этих словах таится любовь к своей малой родине, где родился и вырос. Приобщение к духовно-культурным ценностям малой родины, формирование патриотического отношения к отчизне самым тесным образом связано с открытием литературы родного края. Литература помогает познать край, а край, в свою очередь, - познать литературу и тех, кто создает ее: ведь именно в крае, где жил и творил писатель, в первую очередь сохраняются многие документы и свидетельства, которые способствуют уяснению тех или иных сторон его биографии, творчества.
Предлагаемая модульная программа «О, Еравна, размах твоих крыльев широк…» включает в себя материалы, не содержащиеся в программе национально-регионального компонента по русской литературе, тем самым расширяет, углубляет знания учащихся по литературе Бурятии. За основу изучения в курсе литературного краеведения в данной программе взята местная литература. Жить в Еравне и не знать её литературу, в которой накоплены эстетические, нравственные, социальные ценности народа – это непростительное упущение. Модульная программа призвана дать достаточно полное, целостное представление о литературном процессе Еравнинского района, выявить связь известных бурятских писателей с Еравнинским районом, привить учащимся чувство гордости за свою малую родину. Модульная программа носит характер литературного краеведения, так как предполагает различные поездки, экскурсии по району, связанные с поиском материала, расширением представления учащихся о том, или ином писателе.
Цель программы: приобщение учащихся к художественным произведениям бурятских писателей и поэтов выходцев из Еравнинского района, формирование у школьников чувства любви, уважения к традициям, обычаям, культурным ценностям своей малой родины.
Задачи модульной программы:
- социально-педагогические (формирование гражданского мировоззрения, воспитание чувства любви к малой родине, гордости, сопричастности и ответственности за историю своего района, воспитание бережного отношения к историческому и литературному наследию);
- обучающие (обеспечить усвоение знаний по истории семьи, района, исторических личностей, связанных с историей и литературой района;
- познавательные (формировать навыки исследовательской деятельности работы с историческими, архивными, фольклорными источниками, мемуарной, научно-популярной, художественной литературой и периодической печатью);
- развивающие (развитие потребности к самостоятельному изучению истории родного края; интеллектуальное, творческое, эмоциональное развитие учащихся через самостоятельную исследовательскую деятельность);
- воспитательные (воспитание гуманизма, патриотизма, бережного отношения к традициям и культуре родного края, к природе; воспитание речевой культуры школьников).
Актуальность программы определяется тем, что она способствует решению задач социальной адаптации учащихся. Развитие литературного краеведения стимулирует интерес к изучению своей истории.
Новизна программы определяется переходом от информационного к деятельностному подходу, у учащихся формируются предметные, коммуникативные и социальные компетенции. Важным инструментом организации деятельности учащихся является электронное учебное пособие, которое включает портреты, материалы для рассказа о писателях и поэтах, вырезки из районной газеты «Ярууна".
Формы модульной программы – это музейный калейдоскоп, устный журнал, литературная гостиная, конференция, виртуальная экскурсия, презентация, защита творческого проекта и другие. Данная программа предусматривает разнообразные типы уроков.
В результате изучения модульной программы учащиеся должны знать:
- основные этапы развития и события истории района;
- школьники должны знать содержание изученных произведений писателей;
- личности знаменитых земляков (писателей и поэтов, связавших свою жизнь с нашим районом);
- достижения культуры.
К ожидаемым результатам следует отнести:
- факт осознанного продолжения изучения истории и литературы Еравнинского района; истории и литературы вообще;
- высокий уровень познавательной активности;
- толерантность как приобретенный навык культуры общения и как гарантия патриотического, гражданского и интернационального самосознания.
Данная модульная программа рассчитана для учащихся 2-4 классов и рассчитана на 18 часов.
ЧТО ДОЛЖНЫ УМЕТЬ УЧАЩИЕСЯ:
- освоить необходимый уровень сведений по теории и истории литературы: сведения о жизни и творчестве писателей, особенности построения художественных произведений;
- рассказывать о важнейших событиях и знаменитых земляках; знать биографические данные о писателях, связанных с Еравнинским районом;
- давать описание исторических событий и памятников культуры;
- объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям истории района, культурным достижениям;
- уметь грамотно высказать и обосновать в устной и письменной форме свое отношение к прочитанному; выступать с сообщениями; писать отзывы, эссе;
- уметь выразительно читать изученные произведения в соответствии с авторским замыслом;
- давать оценку изученным произведениям, уметь анализировать содержание и структуру литературного произведения (тема, идея, сюжет, композиция, основные образы);
II РАЗДЕЛ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема | Кол-во часов | Виды деятельности |
1 | Введение. Цели и задачи модульной программы | 1 | Беседа |
2 | Бурятский фольклор | 1 | беседа, анализ фольклорного материала, составление словаря диалектных слов, пословиц и поговорок. |
3 | «О, Еравна, размах твоих крыльев широк…» | 1 | Виртуальная экскурсия историческим, литературным и культурным местам Еравнинского района. |
4 | Известные имена | 3 | Беседа, комментированное чтение фрагментов, библиотечный урок |
5 | «Еравна, Еравна моя» | 9 | Беседа, составление летописи «Современная литературная жизнь нашего района», составление альбомов о современных писателях-земляках, экскурсия в музей им. Сампилова, литературная гостиная в поэтическом саду камней на Маракте, сочинения, эссе, презентации, проекты. |
6 | Новые имена | 3 | Лекция-обзор с комментированным чтением, встреча с начинающими поэтами и прозаиками и юными корреспондентами школ района в редакции газеты «Ярууна», защита творческих отчетов. |
Итого: | 18 часов |
III РАЗДЕЛ. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (18 ЧАСОВ)
Тема 1. Введение (1 час)
Литературное краеведение как особая учебная и научная дисциплина.
Модульная программа. Основные понятия и определения. Краеведение историческое и краеведение литературное: общее и различное. Литературное краеведение в системе литературоведческих дисциплин. Цели и задачи занятий по литературному краеведению. Известные краеведы Еравны.
Тема 2. Бурятский фольклор (1 часа)
Фольклор как искусство художественного слова. Особенности устного народного творчества (непосредственная связь с жизнью народа; устная форма бытования, коллективное творчество, своеобразная народная редактура). Местный диалект и наиболее распространенные жанры фольклора. Лирические песни (календарные, семейно-бытовые, песни социального характера). Традиции и современные процессы в фольклоре и литературе.
Еравнинский Гомер: Рыгзен Эрдынеевич Эрдынеев – бурятский летописец, улигершин, краевед.
Самостоятельная работа: запись и анализ фольклорного материала, составление словаря диалектных слов, пословиц и поговорок.
Формы контроля: выступление на уроке, (внеурочная деятельность: выступление на заседании кружка, на факультативном занятии, на классном часе и т.д.).
Тема 3. «О, Еравна, размах твоих крыльев широк…» (1 час)
Основные этапы и вехи развития Еравнинского района: проблемы, имена, перспективы. Литературные карты.
Формы работы: виртуальная экскурсия по литературным, культурным и историческим местам Еравны, использование учебной презентации.
Самостоятельная работа: составление карты «По литературным местам Еравнинского района».
Формы контроля: выставка ученических работ.
Тема 4. Известные имена (3 часа)
Жамсо Тумунович Тумунов – один из основоположников бурятской советской литературы.
Первый бурятский роман «Степь проснулась». Тема Еравны в творчестве Жамсо Тумунова.
Анатолий Григорьевич Байбородин - известный сибирский писатель, публицист-этнограф, автор многих рассказов и повестей. Биография писателя, его связь с малой родиной.
Повести «Поздний сын», «Не родит сокола сова», «Отхон». Влияние русско-бурятского окружения детства на творчество писателя.
Рассказы «Мы не пропадем», «Не убий», «Чудо», «Домовушечко», «Хлебушко», «Синым-синё». Старая русская староверческая и бурятская деревня.
Самостоятельная работа: самостоятельный анализ эпизодов (сообщение).
Формы контроля: проверка письменных работ учащихся.
Тема 5. «Еравна, Еравна моя» (9 часов)
Литературная жизнь Еравны.
Литературное объединение «Булаг» на страницах районной газеты «Ярууна»; выход в свет художественных произведений местных авторов. Встречи с местными писателями и журналистами.
Ким Цыденов, Сергей Банзаракцаев, Бато Цырендэлэгэй, Цыренжап Бадмаев, Марху Цыренов, Гэлэгма Доржиева, Шираб-Ниму Цыденжапов - активисты литературного объединения «Булаг» 30-40-х годов.
Формы работы: экскурсия в мини-музей имени Цыренжапа Бадмаева в с. Тулдун.
Самостоятельная работа: составление летописи «Современная литературная жизнь нашего района», составление альбомов, плакатов, стендов о современных писателях.
Формы контроля: организация выставки в кабинете .
Писатели-прозаики Еравнинского района.
Цокто Номтоевич Номтоев - Герой Социалистического Труда, народный писатель Бурятии. «Вся жизнь связана с биографией страны» - страницы биографии писателя в музее писателя в с. Ульдурга.
Тема Великой Отечественной войны на страницах повести «Саврасый» («Шагжын хула») и стихотворения «Памяти земляков-ульдургинцев».
Форма работы: экскурсия в музей им. Сампилова.
Самостоятельная работа: участие в исследовательской работе.
Сергей Сультимович Цырендоржиев – наш земляк, известный бурятский писатель, 27 лет работал главным редактором журнала «Байкал».
«Два встречных огня», «Встречный огонь», «Устремленность», «Поклон старикам», «Возвращение» и др.
Эрдэни Цырендоржиевич Бальжинимаев. По профессии – зоотехник, по призванию – журналист, литературовед.
«Четки нашего времени» («Сагаймнай хуудаhан». След человека на земле. Каким он должен быть? У Э.Ц.Бальжинимаева он весь на виду: статьи, рецензии, публицистика – они тянут к себе внимание читателей, будоражат их мысли.
Самостоятельная работа: самостоятельный анализ эпизодов, сообщение, совместные презентации, проекты.
Поэты края голубых озер.
Намжил Нимбуев - «ярко одаренный поэт», наш земляк.
Сборник «Стреноженные молнии», «Осень в Еравнинском лесу», из неопубликованных стихов (по выбору).
Шираб Нимбуевич Нимбуев – бурятский поэт, заслуженный работник культуры Бурятской АССР, член союза писателей.
«Тархай внук Мархая», сборник «Голос поэта» (по выбору).
Василий Александрович Байбородин – «певец отчего края», воспевший родимый край в своих стихах и прозе.
Сборник «Еравна, Еравна моя».
Цырен-Дулма Цыреновна Дондогой – поэт, журналист, лауреат премии им. Ярослава Гашека, заслуженный работник культуры Бурятской АССР
Темы родного края, малой родины в стихотворениях Ц. Дондогой.
Булат Жанчипов – народный поэт Бурятии, лауреат Государственной премии республики.
«Золотой уголок» поэта Булата Жанчипова. Стихи о родном крае.
Формы работы: литературная гостиная в поэтическом саду камней (на границе района в местности Маракта).
Самостоятельная работа: анализ поэтического текста, отзывы и комментарии о понравившемся поэте и стихотворении, чтение наизусть.
Тема: 6. Новые имена (3 часа)
Дашинима Халхаров, Будажана Дашиев, Эдуард Будаев, Вера Саганова, Снежана Серебренникова, Валерия Жанчипова.
Юные прозаики, поэты и журналисты Еравны.
Встреча с юными дарованиями района в островке детства «Золотой ключик» в редакции газеты «Ярууна».
Итоговое занятие.
Обмен мнениями. Защита проектов, презентаций, творческие отчеты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Твое здоровье - в твоих руках
Познавательная спортивная игра...
Классный час "Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен"
Классный час "Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен" предназначен для учащихся начальных классов. Посвящен Великой Отечественной войне. Способствует формированию чувства патриотизма и гордости з...
Твое здоровье в твоих руках
Сценарий внеклассного мероприятия......В условиях ФГОС, большое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям.....Данный материал посвящен именно этой теме.......
Классный час "Твое здоровье - в твоих руках"
Классный час проводится в форме игры-практикума. Дети в начале игры дают самооценку отношения к собственному здоровью, а затем в конце игры делают выбор: вести здоровый образ жизни или другой путь. В ...
Программа летнего пришкольного лагеря "Твои мечты-твои крылья"
Программа «Твои мечты – твои крылья» ориентирована на создание интегративной модели оздоровительной и образовательно-воспитательной деятельности в рамках краеведческо-исследовательской работы ш...
«Баснописец И.А. Крылов». И. Крылов «Мартышка и очки», «Квартет».
Урок литературного чтения, 4 класс, по программе "Начальная школа XXI века". Место и роль урока в изучаемой теме: пятый урок в разделе «Произведения русских баснописцев», ознакомление с жанровыми особ...
Конспект урока Литературного чтения в 3-м классе по теме "И.А. Крылов Мартышка и очки. Наизусть. УМК: «Школа России» Лебеденко Олеся Григорьевна, учитель начальных классов. Тема урока: И.А.Крылов «Мартышка и очки. Наизусть ».
Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель: продолжить знакомство с творчеством И.А. Крылова;выявить приём И.А. Крылова для высмеивания людских пороков. Задачи:Образовательные:...