Гостевой этикет и культура общения народа ханты
методическая разработка (4 класс) на тему
Автор знакомит с гостевым этикетом и культурой общения народа ханты. Учит говорить на хантыйском языке
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2012_g_master_klass.docx | 18.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология проблемно-диалогического обучения
Мастер – класс
учителя высшей квалификационной категории МОШИ «Аксарковская школа-интернат среднего (полного) общего образования»- Пандо О.Н.
Пандо О.Н., учитель родного языка высшей кв. категории.
Тема: Гостевой этикет и культура общения народа ханты.
Цели:
1. Учить слушать собеседника, говорить, рассуждать в ходе диалога, думать, узнавать новое о гостевом этикете и культуре общения.
2.Создавать атмосферу доброжелательности в процессе совместной работы.
3. Учить поиску решения проблем, связанных с гостевым этикетом.
4. Воспитывать интерес к культуре народа ханты.
Оборудование:
ТСО: мультимедийный проектор, компьютер.
Дидактические материалы: видеосюжет «Гости», запись песни Л. Лонгортова, запись песни «Приуралье», карточки со словами на родном языке для сюжетно-ролевой игры «Гости».
Слайды:
№1 Будьте здоровы, и руки, и ноги!
№2 Тема : Гостевой этикет и культура народа ханты.
№3 Вуща оллаты..
№4 схема: Гость..
№5 Проблемный вопрос: Какой гостевой этикет у народа ханты?
№6 План.
№7 Слова гостевого этикета.
№8. Портрет Р. Ругина. Перевод стихотворения.
I.Вступительное слово мастера.
Музыкальный фон (Звучит песня на ханты языке Л.Лонгортова.)
-Прежде чем начать наше увлекательное занятие, я хочу поприветствовать вас на гостеприимной приуральской земле.
-Вуща оллаты! Здравствуйте! Повторите со мной: «Вуща оллаты!» Молодцы! Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались! Я хочу передать вам сегодня частичку своего сердца и знаний о моем народе ханты.
Слайд №1
Будьте здоровы, и руки, и ноги!
Хвори пускай вас не посетят!
Всем, кто в дороге,-
Счастливой дороги!»
Вот, что я чувствую в слове «вусят»!
Мастер:
Яслан па курлан тумтакан оллат!
Мосат нын хощан антат йилат!
Ёсна хой ол
Сюнянг ёсл!
Вуща ясанг пилна ма амтапсы мосталам.
II.Подводящий к теме диалог.
-Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь на нашем занятии?
(О приветствии. Об этикете.). Замечательно!
-Итак, какая тема нашего занятия? ( Приветствие и гостевой этикет).
Слайд №2. Тема: Гостевой этикет и культура общения народа ханты.
-Подберите родственные слова к слову «здравствуйте» (здравие, здоровье, здравствовать). Спасибо!
-Что они обозначают? (говорить здравствуйте - желать здоровья, по хантыйски это вуща ола – тумтаканг ола, здравие –здоровье).
Слайд №3 вуща ола-
Тумтаканг ола-
-Движения, жесты при приветствии очень разные. У одних народов кланяются в пояс, другие падают на колени и бьют челом, другие касаются носами друг друга, всего не перечислишь.
-Кто знает, как приветствуют друг друга ханты?
-Народ ханты приветствует друг друга так… (Показ мастером приветствия)
- А теперь повторите этот жест приветствия. Великолепно!
-Что вы знаете о приветствиях ваших предков? Как они приветствуют друг друга? Покажите. Чудесно!
- Что вы представляете, услышав слово «гость» ?
- На языке ханты «гость»- это «маягн».
Слайд №4
Русский язык Ханты язык
Гость «маягн»-
-Повторите
Гости « маянг ях»
-Повторите
Гостить «майлаты яхты»
-Повторите
Подарок «майлам ат»
-Повторите
Праздник еманг хатл
Схема: Гость-подарок- ехать за подарками.
Маягн- майлам ат- майлаты яхты.
- В хантыйском языке в словах «маягн»-гость заключен корень слова подарок-«майлам ат». Эти слова идентичны: гость и есть подарок, а во втором случае «майлаты яхты»- в буквальном смысле «ехать за подарками».
-Что-нибудь еще вы знаете про гостеприимство у народа ханты? Расскажите.
- А что вы не знаете про этикет гостеприимства народа ханты?
Слайд№5 Проблемный вопрос: Какой гостевой этикет у народа ханты?
- По какому плану мы будем работать, чтобы узнать, как проявляется гостеприимство у народа ханты?
Слайд №6. План.
1. Встреча и проводы гостей.
2. Поведение в гостях.
III. Поиск, открытие нового знания.
-Итак, тема и план работы определены. Попробуем ответить на наши вопросы.
-У русского народа издревле повелось: «Хочешь быть в чести- в гости не части», т.е. не ходи часто в гости, Полагается ходить в гости по приглашению. А как эта церемония происходит у народа ханты? Можете ли вы ответить на этот вопрос?
( А у народа ханты традиционная жизнь требовала постоянного присутствия рядом оленьего стада, обхода охотничьих ловушек, проверки рыболовных снастей и поэтому в гости ездили не часто)
-Я предлагаю вам просмотреть видеосюжет и ответить на наш проблемный вопрос: какой гостевой этикет у народа ханты?
IV.Просмотр видеосюжета.
V.Фронтальная работа. Диалог.
- Как встречают гостей?
- Как ведут себя гости в доме хозяина?
- Как прощаются с хозяином?
- Проговорим слова гостевого этикета на ханты языке:
Слайд №7 Слова гостевого этикета.
Здравствуйте, дорогие гости, заходите в чум, проходите к столу, садитесь, угощайтесь, примите подарки, спасибо, до свидания.
VI. Работа в группах. Актуализация новых знаний. Сюжетно-ролевая игра «В гостях».
( музыкальный фон – песня «Приуралье».
-Разделимся на две группы: хозяева и гости. Обыграйте приход, угощение гостей, дарение подарков, исполнение песни и танца, прощание гостей народа ханты, используя все новые слова, которые вы уже знаете, слышали на занятии (мастер раздает карточки с новыми словами и предлагает выполнить задание за 2 минуты). Итак, начинаем, мои дорогие коллеги! Чудесно! Спасибо!
VII.Рефлексия.
1Какую проблему мы ставили в начале занятия?
2.Удалось ли её решить?
3.Актуален ли вопрос изучения гостевого этикета у разных народов?
4.Что нового вы узнали на этом занятии?
5.Какой следует вывод?
6. А теперь продолжите мое предложение:
1. Для меня самым главным на занятии было…
2. Если бы человечество не знало о…
3. Я научилась…
VIII. Продуктивное дифференцированное домашнее задание.
-Попробуйте дома с друзьями, родными сочинить небольшое стихотворение о гостевом этикете народа ханты, используя новые слова. (задание для группы «Хозяева»)
-Найдите в художественных произведениях хантыйских писателей фрагменты гостевого этикета. Обыграйте их в сценке. (задание для группы «Гости»)
IX.Заключение.
-Вот и настало время прощания. Надеюсь, мы стали друзьями. Свое занятие хочу закончить словами хантыйского писателя и поэта Р.П.Ругина.
Слайд №8 Портрет Ругина. Перевод.
( мастер говорит на родном языке строки..)
Крепко сомкнутся в пожатии руки,
В гости друг друга друзья пригласят,-
Вот, что сегодня мне слышится в звуке
Нашего древнего слова «Вусят!»
-Если каждый человек будет приветствовать друг друга, будет культурным, представьте, как расцветет от добрых и культурных людей наша великая Земля!
-Спасибо за внимание! Паям ула! До свидания
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект воспитательного занятия "Культура народа ханты"
В конспекте "Культура народа ханты", я рассказываю детям о традициях, обычаях,орнаментах нашего народа, а также о национальной одежде и жилище. В конце занятия уделено время ре...
Участие в Международном конкурсе «Творческие разработки педагогов 2014 года» на сайте вконкурсе.рф Тема: «Гостевой этикет от Древней Руси до наших времён»
Кочаловская Наталья Михайловнаучитель начальных классов ГБОУ школа-интернат№11, г. МоскваУчастие в Международном конкурсе «Творческие разработки педагогов 2014 года» на сайте вконкурсе.рф Тема: ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Этикет и культура общения" 3 класс.
Программа содержит календарно-тематическое планирование и составлена на 1 час в неделю....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Этикет и культура общения"
Приобщение детей к духовным богатствам человечества будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжел...
Гостевой этикет с элементами театрализованной деятельности младших школьников
Формирование навыков поведения в гостях. Развитие культуры взаимоотношений....
Статья "«Значение программы «Этикет и культура общения в духовно-нравственном воспитании личности россиянина - ступени к формированию российской гражданской идентичности»
В статье раскрыта важность духовно-нравственного воспитания личности россиянина, ступени к формированию российской гражданской идентичности и показана актуальность и значимость в достижении этого допо...
Методическая разработка занятия "Дорога в город Вежливости" по дополнительной развивающей программе "Этикет и культура общения", предназначеного для обучения учащихся 9-10 лет третьего года обучения
Методическая разработка занятия "Дорога в город Вежливости для обучения учащихся 9-10 лет третьего года обучения по по дополнительной развивающей программе ""Этикет и кул...