Гостевой этикет и культура общения народа ханты
методическая разработка (4 класс) на тему

Пандо Ольга Николаевна

Автор знакомит с гостевым этикетом и культурой общения народа ханты. Учит говорить на хантыйском языке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2012_g_master_klass.docx18.42 КБ

Предварительный просмотр:

Технология проблемно-диалогического обучения

 Мастер – класс

учителя высшей квалификационной категории МОШИ «Аксарковская школа-интернат среднего (полного) общего образования»-  Пандо О.Н.

Пандо О.Н., учитель родного языка высшей кв. категории.

Тема: Гостевой этикет и культура общения народа ханты.

Цели: 

1. Учить слушать собеседника, говорить, рассуждать в ходе диалога, думать, узнавать новое о гостевом этикете и культуре общения.

2.Создавать атмосферу доброжелательности в процессе совместной работы.

3. Учить поиску решения проблем,  связанных с гостевым этикетом.

4. Воспитывать интерес к культуре народа ханты.

Оборудование:

 ТСО: мультимедийный проектор, компьютер.

Дидактические материалы: видеосюжет  «Гости», запись песни Л. Лонгортова,  запись песни «Приуралье», карточки со словами на родном языке для сюжетно-ролевой игры «Гости».

Слайды:

№1 Будьте здоровы, и руки, и ноги!

№2 Тема : Гостевой этикет и культура народа ханты.

№3 Вуща оллаты..

№4  схема: Гость..

№5 Проблемный вопрос: Какой гостевой этикет у народа ханты?

№6 План.

№7 Слова гостевого этикета.

№8. Портрет Р. Ругина. Перевод стихотворения.

I.Вступительное слово мастера.

    Музыкальный фон (Звучит песня на ханты языке Л.Лонгортова.)

-Прежде чем начать наше увлекательное занятие, я хочу поприветствовать вас на гостеприимной приуральской земле.

-Вуща оллаты! Здравствуйте! Повторите со мной: «Вуща оллаты!» Молодцы! Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались! Я хочу  передать вам сегодня  частичку своего сердца и знаний о моем народе ханты.

Слайд №1   

Будьте здоровы, и руки, и ноги!

Хвори пускай вас не посетят!

Всем, кто в дороге,-

Счастливой дороги!»

Вот, что я чувствую в слове «вусят»!

Мастер:

Яслан па курлан тумтакан оллат!

Мосат нын хощан антат йилат!

Ёсна хой ол
Сюнянг ёсл!

Вуща ясанг пилна ма амтапсы мосталам.

II.Подводящий к теме диалог.

-Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь на нашем  занятии?

(О приветствии. Об этикете.). Замечательно!

 -Итак, какая тема нашего занятия? ( Приветствие и гостевой этикет).

Слайд №2. Тема: Гостевой этикет и культура общения народа ханты.

-Подберите родственные слова к слову «здравствуйте» (здравие, здоровье, здравствовать). Спасибо!

-Что они обозначают?  (говорить здравствуйте - желать здоровья, по хантыйски  это вуща ола – тумтаканг ола, здравие –здоровье).

Слайд №3 вуща ола-

                 Тумтаканг ола-

-Движения, жесты при приветствии очень разные. У одних народов кланяются в пояс, другие падают на колени и бьют челом, другие касаются носами друг друга, всего не перечислишь.

-Кто знает, как приветствуют друг друга ханты?

-Народ ханты приветствует друг друга так… (Показ мастером приветствия)

- А теперь повторите этот жест приветствия. Великолепно!

-Что вы знаете о приветствиях ваших предков? Как они приветствуют друг друга? Покажите. Чудесно!

- Что вы представляете, услышав слово «гость» ?

- На языке ханты «гость»-  это «маягн».

 Слайд №4

  Русский язык                                                             Ханты язык

Гость                                                                                «маягн»-

-Повторите

Гости                                                                             « маянг ях»

-Повторите


Гостить                                                                          «майлаты яхты»

-Повторите

Подарок                                                                            «майлам ат»

-Повторите

Праздник                                                                          еманг хатл

Схема: Гость-подарок- ехать за подарками.

                              Маягн- майлам ат- майлаты яхты.

- В хантыйском языке в словах «маягн»-гость заключен корень слова подарок-«майлам ат». Эти слова идентичны: гость и есть подарок, а во втором случае «майлаты яхты»- в буквальном смысле «ехать за подарками».

-Что-нибудь  еще вы знаете про гостеприимство у народа ханты? Расскажите.

- А что вы  не знаете про этикет гостеприимства народа ханты?

Слайд№5 Проблемный вопрос: Какой  гостевой этикет у народа ханты?

- По какому плану мы будем работать, чтобы узнать, как проявляется гостеприимство у народа ханты?

Слайд №6.  План.

1. Встреча и проводы гостей.

2. Поведение в гостях.

III. Поиск, открытие нового знания.

-Итак, тема и план работы определены. Попробуем ответить на наши вопросы.

-У русского народа издревле повелось: «Хочешь быть в чести- в гости не части», т.е. не ходи часто в гости, Полагается ходить в гости по приглашению. А как эта церемония происходит у народа ханты? Можете ли вы ответить на этот вопрос?

( А у народа ханты традиционная жизнь требовала постоянного присутствия рядом  оленьего стада, обхода охотничьих ловушек, проверки рыболовных снастей и поэтому в гости ездили не часто)

-Я предлагаю вам просмотреть видеосюжет и ответить на наш проблемный вопрос: какой гостевой этикет у народа ханты?

IV.Просмотр видеосюжета.

V.Фронтальная работа. Диалог.

- Как встречают гостей?

- Как ведут себя гости в доме хозяина?

- Как прощаются с хозяином?

- Проговорим слова гостевого этикета на ханты языке:

Слайд №7 Слова гостевого этикета.

Здравствуйте, дорогие гости,  заходите в чум, проходите к столу, садитесь, угощайтесь, примите подарки, спасибо, до свидания.

VI. Работа в группах. Актуализация новых знаний. Сюжетно-ролевая игра «В гостях».

( музыкальный фон – песня «Приуралье».

-Разделимся на две группы: хозяева и гости. Обыграйте приход, угощение гостей, дарение подарков, исполнение песни и танца, прощание гостей  народа ханты, используя все новые слова,  которые вы уже знаете, слышали на занятии (мастер раздает карточки с новыми словами и предлагает  выполнить задание за 2 минуты). Итак, начинаем, мои дорогие коллеги! Чудесно! Спасибо!

VII.Рефлексия.

1Какую проблему мы ставили  в начале занятия?

2.Удалось ли её решить?

3.Актуален ли вопрос изучения гостевого этикета у разных народов?

4.Что нового вы узнали на этом занятии?

5.Какой следует вывод?

6. А теперь продолжите мое предложение:

1. Для меня самым главным на занятии было…

2. Если бы человечество не знало о…

3. Я научилась…

VIII. Продуктивное дифференцированное домашнее задание.

-Попробуйте дома с друзьями, родными сочинить небольшое стихотворение о гостевом этикете народа ханты, используя новые слова. (задание для группы «Хозяева»)

-Найдите в художественных произведениях хантыйских писателей фрагменты гостевого этикета.  Обыграйте их в сценке. (задание для группы «Гости»)

IX.Заключение.

-Вот и настало время прощания. Надеюсь, мы стали друзьями. Свое занятие хочу закончить словами хантыйского писателя и поэта Р.П.Ругина.

Слайд №8  Портрет Ругина.  Перевод.

( мастер говорит на родном языке строки..)

Крепко сомкнутся в пожатии руки,

В гости друг друга друзья пригласят,-

Вот, что сегодня мне слышится в звуке

Нашего древнего слова «Вусят!»

-Если каждый человек будет приветствовать друг друга, будет культурным, представьте, как расцветет от добрых  и культурных людей наша великая Земля!

-Спасибо за внимание! Паям ула! До свидания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект воспитательного занятия "Культура народа ханты"

В конспекте "Культура народа ханты",  я рассказываю детям о традициях, обычаях,орнаментах нашего народа, а также о  национальной одежде и  жилище. В конце занятия уделено время  ре...

Участие в Международном конкурсе «Творческие разработки педагогов 2014 года» на сайте вконкурсе.рф Тема: «Гостевой этикет от Древней Руси до наших времён»

Кочаловская Наталья Михайловнаучитель начальных классов ГБОУ школа-интернат№11, г. МоскваУчастие в Международном конкурсе «Творческие разработки педагогов 2014 года» на сайте вконкурсе.рф Тема: ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Этикет и культура общения" 3 класс.

Программа содержит календарно-тематическое планирование и составлена на 1 час в неделю....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Этикет и культура общения"

Приобщение детей к духовным богатствам человечества будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжел...

Гостевой этикет с элементами театрализованной деятельности младших школьников

Формирование навыков поведения в гостях. Развитие культуры взаимоотношений....

Статья "«Значение программы «Этикет и культура общения в духовно-нравственном воспитании личности россиянина - ступени к формированию российской гражданской идентичности»

В статье раскрыта важность духовно-нравственного воспитания личности россиянина, ступени к формированию российской гражданской идентичности и показана актуальность и значимость в достижении этого допо...

Методическая разработка занятия "Дорога в город Вежливости" по дополнительной развивающей программе "Этикет и культура общения", предназначеного для обучения учащихся 9-10 лет третьего года обучения

Методическая разработка занятия "Дорога в город Вежливости для обучения учащихся 9-10 лет третьего года обучения по по дополнительной развивающей программе ""Этикет и кул...