«Гласные звуки. Краткие и долгие звуки. Дифтонги»
план-конспект урока (3 класс) на тему

Конспект урока по долганскому языку в 3 классе "Гласные звуки. Краткие  и долгие Звуки. Дифтонги"

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Конспект урока

по долганскому языку

по теме

«Гласные звуки. Краткие и долгие звуки. Дифтонги»

в 3 классе

Поротова Галина Семёновна

Таймырское муниципальное казённое образовательное учреждение

«Волочанская  СШ №15» имени Огдо Аксёновой»

Учитель начальных классов

Стаж – 32 года

Школа России

Урок долганского языка в 3 классе

 

Тема урока

«Гласные звуки. Краткие и долгие звуки. Дифтонги»

Тип урока

Усвоение новых знаний

      Цель

Научить школьников различать и произносить гласные краткие и долгие звуки, дифтонги долганского языка.

Планируемый

    результат

Предметные умения

Универсальные учебные действия (УУД)

  • сформировать умение различать гласные краткие и долгие звуки, дифтонги;
  • обозначать гласные звуки на письме;
  •  расширить словарный запас учащихся

Личностные:

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
  • способность к самооценке на основе критерия успешность учебной деятельности.

Метапредметные

Регулятивные: 

  • освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;
  • планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;
  • формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.

Познавательные:

  • освоение умения различать гласные звуки, краткие и долгие звуки, дифтонги;
  • обозначать гласные звуки на письме;
  • формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесения к известным понятиям.

Коммуникативные:

  • формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;
  • принимать на себя ответственность за результат своих действий;
  • наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.

Основные понятия

Гласные звуки, краткие и долгие звуки, дифтонги, предложение, текст.

Межпредметные связи

Долганский язык – развитие речи – внеклассное чтение

Ресурсы:

- основные

-дополнительные

Н.М. Артемьев, А.А. Петров, Ж.П. Спиридонова «Долган-һака тыла», 3 класс.

Мультимедийное сопровождение урока русского языка «Гласнай звуктар».

Карточки для работы в парах, О. Аксёнова «Весёлая азбука. Бэсэлээ азбука», Аксёнова Е.Е. и др. Словарь долгано-русский и русско-долганский: Пособие для уч-ся нач. шк./Е. Е. Аксёнова.

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, групповая работа.

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые

универсальные учебные действия

  1. Мотивация к учебной деятельности

Включение в деловой ритм

- Дорооболоруң, оголор! Олоруң!

- Бүгүңңү числобутун! һуруйуң!

Слайд №1

Готовятся к работе, приветствуют

Чоргуй, чоргуй чуораан!

Арыллынна киэң аан.

Школабыт, дорообо!

Учительбыт, дорообо!

Записывают:

Октябрь ый уон биэһис күнэ.

Класска үлэ.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

  1. Актуализация знаний  

Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.

1. Проверка Д/з - с. 14. Упр.№ 37

- Дьиэтээги үлэни  ким оңорбута? Аагың.

2. Минутка чистописания:

- Таабурууннары тайың. Отгадайте загадки.

Слайд №2

А) Туорабын туруом,

Ураhа дьиэ буолом. (Аа)

Слайд №3

Б) Лоңкиибын көннөрөм

«Ү» буква буолуом. (Уу, Үү)

Слайд №4

В) «ϴ» буква балтытабын,

Бэгэһэ этиңңэ эттэрдим,

Олиһин алдьаркай буоллум.

(Ээ)

Слайд №5

Г) Остоолтон ойуом,

Чэкэрийэ һылдьыам.

Маһы туора ууруом,

«ϴ» буква буолом.

 (Оо, ϴө)

- Ким таабурууннарын аакпытым?

- Ӊуруйуң бу буквалары.

- Туок букваларын һуруйдуйгут?

- Кас гласнайдакпыт биһиги?

Работа с плакатом «Гласные звуки»

Выполняют задание, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции (устные и письменные), учебные навыки.

  1. Читают составленные дома предложения.

  1. Отгадывают загадки

  1. Пишут в тетради буквы:

Аа, Уу, Үү, Ээ, Оо, ϴө

- Биһиги таайдыбыт Огдо Аксёнова һуруйбут таабурууннарын.

- Биһиги һуруйдубут гласнай звук көллөрөр буквалары.

- Биһиги  һүрбэ гласнайдакпыт.

Биhиги hаңабытыгар буннук гласнай звуктар баллар: Кылгас гласнай звуктар – ы, а, у, о, и, э, ү, ө;

Уhун гласнай звуктар – ыы, аа, уу, оо, ии, ээ, үү, өө.

Дифтоннар – ыа, уо, иэ, үө

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выявления признаков.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, прогнозирование,

  1. Постановка учебной задачи

Анализирует знания учащихся.

Создает проблемную ситуацию.

1.

- Уруокпут тематын ким тайда?

- Догадались, какая тема нашего урока?

- Туогу үөрэтэкпит?

- Какова цель нашего урока?

- Арыйың с. 15. Темабытын аагың.

2. Аагың – прочитайте

Слайд № 6

Ктйк һрбт,

Ктргнн һксйд.

…, һмт тһрд!

Крң-крң, тһтт.

- Того  һатан аакпаппыт?

- Почему не можем прочитать?

- Оголор, бу предложениялары аагың, гласнайдары уурам баран.

- Ребята, прочитайте стихотворение, расставив гласные.

- Того аны үчүгэйдик акпыппыт?

- Гласнаай наадалар дуо?

Нужны ли гласные звуки в нашей речи?

- Туогу тайдыгыт?

  1. Физминутка.  «Кутуйак». Слайд №7

Определяют тему урока, ставят цели, выявляют место и причины затруднения.

Гласнай звуктар

Биһиги үөрэтэкпит гласнай звуктар туһунан.

«Гласнай звуктар»

Пытаются прочитать стихотворение.

Гласнайдар һуоктар.

Кутуйак һүрбүтэ,

Кутуругунан һаксыйда.

О-о, һымыыты түһэрдэ!

Көрүң-көрүң, тоһутта.

Гласнай дары гытта акпыппыт.

Наадалаактар, слогтары оңороллор.

- Ити биһиги физкульминуткабын.

 Выполняют физминутку

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение,  формулирование цели;

логические –  формулирование проблемы.

Применение

знаний и умений в новой ситуации

Организует деятельность учащихся по теме урока

  1. Работа по учебнику с. 15 №38

- Аагың тыллары. Туок атыннааактарый столбиктар тыллара?

Бу столбиктартан биирдии тылы ылан бараан предложениета оңоруң. Ӊуруйуң.

Работают по заданию учебника. Работают по словарю – словарное слово дьон (народ, люди).

- Маңнайгы столбикка кыылгас гласнайдаак тыллар, иккис столбикка – уһун гласнайдаак тыллар, үһүс столбикка – дифтоннаак тыллар.

Записывают предложения в тетрадь.

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные: моделирование;

логические – решение проблемы,

построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

  1. Обобщение новых знаний

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.

Работа в паре. Карточки.

- Ойуулары көрөм баран, тыллары һуруйуң. Онтон доскоого таблицага уураттаң.

Пара №1 – Көтөрдөр-Птицы

Пара №2 – Бултар - Звери

Пара №3 – Таңас - Вещи

Работают в парах. Выполняют задания с объяснением у доски. Распределяют слова в таблицу.

Кылгас гласнай

даак тыллар

Уһун гласнайдаак тыллар

Дифто

ннак тыллар

Лэңкей, тоңсогой, синица,

ат, бөрө,

ыт,

һаһыл, бэргэһэ, пальто,

каас, эбэкээ, уруука,

Һыа

лыйа,

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, оценка действий партнера.

Познавательные:  общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия.

  1. Включение в систему знаний

Организует выполнение творческого задания

  1. Работа по рисунку в учебнике. Развитие речи

С. 15 №39

Слайд №8

- Ойууну көрүң. Күһүңңү кэм туһунан кэпсээң. Икки – үс предложениета тетрадькытыгар һуруйуң. Дифтоннак тыллары бэлиэтээң.

Выполняют в группах творческое задание, обсуждают, советуются, отстаивают свое мнение. Защита работ. Запись наиболее удавшегося текста в тетрадь.

Регулятивные: саморегуляция, контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: общеучебные – выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; самостоятельное создание способов решение проблем творческого характера.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами родной речи.

  1. Рефлексия деятельности

Организует рефлексию

  1. Урокпут тематын өссөө рас һаңарың? Туогу биллигит?
  2. Видеовопрос от носительницы долганского языка

Слайд № 9

  1. Работа по листу самооценки.

- Оголор, паарталаргытыгар листоктар һыталлар. Урокпутун үлэгитин гытта ңыаналаң.

Слайд №10

  1. Предложениеры

толоруң.  Дополните предложения.

Слайд №11

5. Дом. задание: Слайд №12

С. 16 №42 – обязательно.

Узнать значение новых слов (күрэй, тыы) – по желанию.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Отвечают на видеовопрос.

Интересный урок   Моё участие

үчүгэй урок                     мин үлэм

Мин биллим (узнал(а))…

Мин үөрэнним (научился (ась))…

Мин туолкулаатым (понял(а))…

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия.

Личностные: смыслообразование, формирование уважительного отношения к иному мнению

Карточка для работы в паре

D:\Со старого ноутбука\Общие\1 КЛАСС 2015-16\ПЕДАГОГАМ\КОНКУРС НРК 2016\МОЁ ГЛАСНЫЕ\1 001.jpg                                D:\Со старого ноутбука\Общие\1 КЛАСС 2015-16\ПЕДАГОГАМ\КОНКУРС НРК 2016\МОЁ ГЛАСНЫЕ\1 002.jpg                        D:\Со старого ноутбука\Общие\1 КЛАСС 2015-16\ПЕДАГОГАМ\КОНКУРС НРК 2016\МОЁ ГЛАСНЫЕ\1 003.jpg

Лист самооценки

  үчүгэй урок                     мин үлэм

        

  үчүгэй урок                     мин үлэм

  үчүгэй урок                     мин үлэм 

Список литературы:

  1. Н.М. Артемьев, А.А. Петров, Ж.П. Спиридонова «Долган-һака тыла», 3 класс.
  2. Ж.П. Спиридонова учебно-наглядное пособие «Долганский язык в таблицах и схемах», 2015 г.;
  3. О. Аксёнова «Весёлая азбука. Бэсэлээ азбука»,
  4. Аксёнова Е.Е. и др. Словарь долгано-русский и русско-долганский: Пособие для уч-ся нач. шк./Е. Е. Аксёнова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.

Интегрирующая дидактическая цель: формировать понятие о гласном звуке, познакомить с признаками гласных звуков и буквами их обозначающими. Целевой план действий для учащихся: -добиться усвоения ...

Гласные звуки и буквы гласных звуков

Презентация к урокам обучения грамоте в 1 классе...

Урок русского языка "Роль гласных звуков. Буквы, обозначающие гласные звуки

Задачи: развивать умения различать гласные и согласные звуки, обозначать гласные звуки на письме; развивать письменную речь, навыки грамотного письма, умение оценивать результаты своей деятельности; в...

Учебно-методический комплект + раздаточный материал по русскому языку за 1 класс на тему "Гласные звуки. Буквы обозначающие гласные звуки." (Школа России)

учить различать гласные звуки и гласные буквы, формировать умение определять гласные звуки и буквы; закреплять знания о главных признаках гласных звуков....

Гласные звуки. Слогообразующая роль гласных звуков.

Гласные звуки. Слогообразующая роль гласных звуков.Урок обучения грамоте в 1 классе по азбуке Л.И.Тимченко, К.Е.Корепова Презентация...

Гласные звуки. Как определить гласные звуки? Какими буквами на письме обозначаются гласные звуки?

Технологическая карта урока русского языка , проведенного во  2 классе по программе "Школа России"...