Этот суровый край - Арктика
проект (2 класс) на тему

Урок - проект "Этот суровый край - Арктика" может быть использован на уроках краеведения и окружающей среды (региональный компонент) во 2-3 классах. Урок поможет сформировать знания о климатических условиях, характерных растениях и животных, занятиях людей и особенностях их быта в природной зоне – Арктике, обратить внимание на приспособленность растений, животных, коренных народов к местным условиям, на экологические проблемы, возникающие по вине человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Этот суровый край - Арктика».

Цель: сформировать знания о климатических условиях, характерных растениях и животных, занятиях людей и особенностях их быта в природной зоне – Арктике, обратить внимание на приспособленность растений, животных, коренных народов к местным условиям, на экологические проблемы, возникающие по вине человека.

Задачи:

•        продолжить развитие экологического, рационально – логического, эмоционально – образного мышления;

•        формировать умения выявлять причинно – следственные связи, устанавливать зависимости между неживой и живой природой,  между деятельностью человека и благополучием природы;

•        развивать умения  работать с учебным текстом, таблицами, алгоритмом, способность обобщать и систематизировать полученные знания;

•         воспитывать понимание красоты и мудрости природы, чувство гордости за родину,  чувство ответственности за сохранение природы родного края.

Проектные цели:  умение самостоятельно, творчески работать по теме проекта; умение спрогнозировать свой продукт и выстроить защитную речь.

Оборудование: мультимедийная система, презентация к уроку, раздаточный материал (см. приложения).

Ход урока

Предпроектный этап

(вхождение в проектную деятельность)

1        Организационный момент

2        Тема и цели урока

Сегодня на уроке мы выполняем задание редакции журнала «Окно в  природу». Очередной номер этого журнала расскажет своим читателям о природной зоне, название которой – Арктика. Нам предстоит изучить справочные материалы по этой теме, выделить главное и оформить страницы журнала. Все интересующие читателя вопросы вы узнаете, работая с таблицами. Работать будете группами.

1 группа изучает климатические условия Арктики.

2 группа подготовит информацию о растительном мире, о том, как растения приспособились к климатическим условиям Арктики.

3 группа подготовит информацию о животном мире,  о том, как животные приспособились к климатическим условиям Арктики.

4 группа расскажет о коренном населении Арктики, об их занятиях.

5 группа расскажет о том, как человек осваивает Арктику, какие работы он ведёт там, как деятельность человека отражается на окружающей среде.

6 группа расскажет нам о покорителях Арктики.

Задания получите чуть позже.

3        Представление учителем первых страницы журнала

Я – главный редактор. Вы можете рассчитывать на мою помощь и поддержку. А сейчас я представлю первую страницу журнала, которая расскажет о географическом положении Арктики.

Арктика – это  край белого безмолвия, шапка мира, макушка Земли, зона арктических пустынь, царство льда и снега.

Арктика - географический район Земли, примыкающий к Северному полюсу, этот район занимает  почти весь Северный Ледовитый океан с островами (показ  по карте)  и окраинными морями (Баренцево, Белое, Карское, море Лаптевых,  Восточно-Сибирское, Чукотское) и северную часть полуострова Таймыр.

А эти слайды помогут нам представить удивительную,  необыкновенную Арктику.

На этих слайдах вы видите первые страницы журнала (печатный вариант этих страниц   помещаю на доску).

4        Подготовка к самостоятельной работе

Ребята, я раздаю вам задания и справочный материал. Несколько советов перед самостоятельной работой: работайте дружно; сначала внимательно прочитайте задания; распределите обязанности внутри группы; изучая текст, работайте карандашом, подчёркивая  нужное.

5        Самостоятельная работа детей в группах по созданию продукта проектной деятельности

6        Защита. Получившиеся страницы (Листы А4) помещают на доску.

Ребята, пришло время представить свои работы. Какой материал вы подготовили для читателей журнала?

7        Итоги урока.

Представляю итог проекта – журнал, рассказывающий о природной зоне – Арктике.



Предварительный просмотр:

Климатические условия Арктики

                  зима

                 лето

декабрь

январь

февраль

июнь

июль

август

Температура воздуха

Облачность

Осадки

Характерные особенности

Климат   ______________________________________________________________________

Протяженность полярной ночи _______________________________

Протяженность полярного дня _______________________________

На территории России наибольшая длительность полярной ночи и полярного дня характерны для арктических островов – земля Франца-Иосифа.

Полярная ночь продолжается ________________________________

Полярный день длится ______________________________________

Растительный мир Арктики.

Основные виды растений_______ _________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Растения Арктики – основа жизни.____________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Животный мир Арктики.

Кто живет на суше?_____________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Морские млекопитающие

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Птицы

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рыбы

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Коренное население Арктики

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Освоение Арктики человеком.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Задание для группы.  «Климатические условия Арктики»

       Страница 1. Запишите необходимую информацию в таблицу. (Приложение 2)

•        Какое слово из справочного бюро наиболее точно характеризует климат Арктики?

       Запишите это слово под таблицей.

(Справочное бюро: умеренный, жаркий, суровый, холодный.)

         Страница 2. (Приложение 3)

•        Обозначьте протяжённость полярной ночи, полярного дня

•        Если сможете, укажите  по данной теме числовую информацию.

•        Укажите протяжённость полярной ночи и полярного дня на арктических островах.

          Страница  3. (Приложение 4)

•        Оформите страницу, подобрав соответствующие иллюстрации, загадки.

Оформляя страницы 1, 2, не забудьте про иллюстрации, рисунки.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Справочный материал

Климатические условия Арктики.

В течение всего года в Арктике  господствует холодный воздух. Суровость климатических условий усиливают продолжительные полярные ночи. С середины октября солнце не появляется над горизонтом. Полярная ночь длится до 5 месяцев. Первые лучи солнца после полярной ночи можно наблюдать в конце февраля.

На территории России наибольшая длительность полярной ночи характерна для арктических островов (земля Франца-Иосифа). Она продолжается с 16 октября по 26 февраля (до 133 суток).

Зимой преобладают морозные и  сильноморозные  погоды. Зимой наблюдаются  максимальная облачность, частые сильные ветры, метели. В это время выпадает максимальное количество осадков (в виде снега). Температура воздуха в зимнее время может опускаться до -60 С. Зима  чрезвычайно длинная (она длится примерно 10 месяцев).

Лето короткое,  холодное (температура обычно не поднимается выше 5 С). Всё лето возможны заморозки. Летом часты туманы, низкая облачность. Летом в Арктике часты моросящие дожди, нередко с мокрым снегом.

Средние температуры июня +2−3°C. Самый тёплый месяц лета – июль. Температура воздуха в этом месяце в среднем достигает +5С.

Летом в Арктике устанавливается длинный  полярный день. Несколько месяцев солнце не заходит за горизонт, но вековые льды солнечные лучи так и не успевают растопить.

На Северном полюсе полярный день длится 189 суток.

На территории России наибольшая длительность полярного дня характерна для арктических островов – (архипелаг Земля Франца-Иосифа). Он продолжается с 8 апреля по 4 сентября (149 суток).

Приложение 2

страница 1

Климатические условия Арктики

                  зима

                 лето

декабрь

январь

февраль

июнь

июль

август

Температура воздуха

Облачность

Осадки

Характерные особенности

Климат   ______________________________________________________________________

Приложение 3

Страница 2

Протяженность полярной ночи _______________________________

Протяженность полярного дня _______________________________

На территории России наибольшая длительность полярной ночи и полярного дня характерны для арктических островов – земля Франца-Иосифа.

Полярная ночь продолжается ________________________________

Полярный день длится ______________________________________

Приложение 4

Полярные загадки.

Белой глыбой ледяной

В океане встал стеной.

Знает каждый капитан,

Как опасен великан. (Айсберг)

Как красивы полюса,

Там сверкают небеса!

Яркий всполох там и тут,

Только это не салют. (Полярное сияние)

В эти темные полгода

С освещеньем туго.

В сумраке живет природа

За полярным кругом. (Полярная ночь)

Там, где близко полюса,

Происходят чудеса.

Солнце в небе кругом ходит

И полгода не заходит. (Полярный день)



Предварительный просмотр:

Задание для группы  «Растительный мир Арктики».

Страницы 4 и 5

•        Используя текст, напишите, какие основные виды растений встречаются в Арктике

  • Используя текст, докажите, что растения Арктики являются основой жизни.

Страница 6

Используя дополнительный материал, оформите страницу по теме: «Растительный мир Арктики».

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Справочный материал

                                           Растительный мир Арктики

В летнее время местами снеговой покров тает, и появляются небольшие участки каменистой почвы. Оживает скудный растительный мир Арктики.  Он представлен  злаками, осокой, полярными маками, различными видами камнеломок, кустарничками,  лишайниками, печеночниками, мхами (знаменитый олений мох - ягель).

  Радуют глаз  пушица, дриада или  куропаточья  трава, лютики.

Растения Арктики очень выносливые.

Арктические растения низкорослые, они поднимаются над землей всего на несколько сантиметров,  ветви растений  прижимаются к земле, от которой исходит тепло,  а корневые системы разрастаются, в основном, в горизонтальном направлении. Корень, имеющий вертикальное направление, не сможет пробиться сквозь вечную мерзлоту.

Из кустарников наиболее ярким представителем является ива полярная. В летнее время ее листьями питаются олени. А местное население собирает более крупные экземпляры растения на топливо.

Растения Арктики - это основа жизни животных и человека. В пищу употребляют арктическую морошку, сыроежки, лечебные травы и даже лишайники. В Исландии издавна готовили муку и выпекали хлеб из лишайника  Центрария. Исландский мох еще со средневековья широко используется в народной медицине стран Северной Европы - Исландии, Норвегии, Швеции - как средство при простуде, бронхитах. Ими лечили расстройства желудочно-кишечного тракта. Исландский мох был также известен как питательное и общеукрепляющее средство. Ягель имеет большое народнохозяйственное значение. Он, как известно, служит одним из важнейших кормовых растений для оленей в тундре. Интересно, что олени безошибочно находят его по запаху даже зимой под слоем снега.

В толще воды большое количество водорослей. Ламинария (морская капуста) — род из класса бурых морских водорослей. Многие виды ламинарии употребляются в пищу. Также её используют и как удобрение, поскольку ламинария содержит очень большой набор макро- и микроэлементов. Ламинария богата йодом, что полезно для здоровья.

 Жизнь на земле

Жизнь на земле - это разве не чудо?

Бабочка, птица, пчела на цветке,

Жизнь на земле вы найдете повсюду -

В самом далеком, глухом уголке!

Белый медведь, как заправский полярник

Слушает ветра пронзительный вой,

К голой скале прицепился лишайник,

Жёсткий, бесцветный, и все же живой!

Жизнь на земле - это разве не чудо!

Рыбы, полярные совы, моржи.

Жизнь на земле вы найдете повсюду,

Даже в арктической белой глуши.

Приложение 6

Страница 1

Растительный мир Арктики.

Приложение 7

Страница 2

 Растения Арктики – основа жизни



Предварительный просмотр:

Задание для группы. Тема: «Коренное население Арктики».

Страница 12

•        Пользуясь текстом, напиши, какие коренные народности проживают в Арктической зоне. Укажи их основные занятия.

Страница 13

•        Пользуясь текстом, опиши быт коренных народов Арктики.

Страница 14

  • Напиши про жилище эскимосов – иглу.  Укажи основные средства передвижения в Арктике.

Страница 15

Используя иллюстрации, оформите страницу по теме: «Коренное население Арктики».

Приложение 12

Справочный материал.

Коренное население Арктики

 Арктика  заселена крайне редко. На территории России живут немногочисленные коренные народности Арктики:  эскимосы, ненцы, якуты, эвенки, чукчи, коми, юкагиры…

Традиционные  занятия этих людей   — охота, рыболовство.

Рядом с человеком – верные и надёжные животные: собака и северный олень.

Как обустроен быт коренных народов Арктики?

Одежду шьют из оленьих шкур. Покрой одежды – простой, свободный,  поэтому под одеждой сохраняется слой тёплого воздуха, служащий дополнительным теплоизолятором. Просторным должен быть и капюшон.

Обувь шьётся тоже из шкур животных, мехом внутрь. Обувь не скользит по льду, замечательно сохраняет тепло.

Основное питание -  рыба, оленина. Летом люди собирают яйца птиц. На «птичьих базарах» собирают для одежды ценный гагачий пух.

Арктические народы, создавая свои жилища, использовали  четыре основных материала, доступных в окружающей их среде: лёд, камень, кости и кожу животных.  Жилища свои они покрывали  шкурами животных.

Удивительное снежное жилище строят эскимосы. Это иглу.

Для этой цели в их распоряжении самый идеальный строительный материал - снег.  Его легко пилить, резать. Блоки из снега не скользят благодаря его липкости и, приложенные один к другому, через 5-1 0 минут образуют единый монолит. Но главное то, что снег - отличный теплоизолятор.

Для удаления продуктов дыхания людей и отходов горения жировой лампы, свечей, сухого горючего в куполе пробивается вентиляционное отверстие.

Для передвижения используют собачьи или оленьи упряжки. Зимой передвигаются на лыжах. Лыжи делают широкими, подбивая их оленьим мехом. В настоящее время традиционные транспортные средства используются местным населением в различных регионах по-разному. Авиация, от маленьких одномоторных до громадных грузовых и пассажирских реактивных самолетов, обеспечивает надежную связь даже с самыми отдаленными поселениями. Мощные атомные ледоколы позволяют доставлять морским путем товары и топливо в скованные льдом северные порты и соответственно продлевать сроки навигации. Атомные подводные лодки регулярно курсируют под паковыми льдами Арктики.

Коренное население Арктики живёт в согласии с природой.



Предварительный просмотр:

Задание для группы. Тема: «Покорители Арктики».

Страница 20.

•        Соотнесите фотографии и текст «Покорители Арктики». Оформите соответствующие страницы альбома.



Предварительный просмотр:

Задания для группы «Животный мир Арктики».

Страницы 7 – 10

  • Используя тексты, выберите то, что вы считаете необходимым рассказать одноклассникам.

(Подсказка: не забудь про пищевые цепи)

Страница 11

  • Используя дополнительный материал,  оформите страницу по теме: «Животный мир Арктики».

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

Справочный материал

Кто живёт на суше?

 Арктика — место обитания целого ряда уникальных животных: овцебык, дикий северный олень, снежный баран, белый медведь. К травоядным обитателям тундры относятся: заяц — арктический беляк, лемминг, овцебык и дикий северный олень. Они являются пищей для песца и волка.  Северный олень – одно из самых красивых животных Севера и главное животное в жизни коренных малочисленных народов. Для кочевников северный олень - это мясо, молоко, шкуры, панты - все, что позволяет адаптироваться при экстремально низких температурах. Оленей человек одомашнил примерно тысячу лет назад, и оленеводство стало традиционным занятием многих коренных народов.  Самая многочисленная популяция домашних северных оленей обитает в Ямало-ненецком   автономном округе, здесь выпасается

 665 000 этих животных. Самые крупные копытные Арктики - овцебыки, которые являются ровесниками мамонта. Они отлично приспособлены к суровым условиям: длинная шерсть защищает от ветров, они неприхотливы в пище. Эти травоядные животные занесены в Красную книгу России. В естественных условиях угрозу для овцебыков и диких оленей представляет полярный волк. Традиционным для коренных народов Арктики является пушной промысел, так как арктический регион - это среда обитания горностаев, лисиц, полярных волков, росомах и песцов.  Важным звеном во всех пищевых цепочках являются грызуны, зайцы. Арктические хомяки лемминги в день поедают в полтора раза больше пищи, чем весят сами. В зависимости от кормовой обеспеченности численность леммингов меняется год от года: от распространения на огромные территории до почти полного вымирания.

Приложение 9

Птицы.

К числу постоянных обитателей Арктики относятся птицы, которые не только летом, но и зимой имеют достаточно корма и хорошо приспособлены к суровому климату Арктики.

Они защищены от охлаждения подкожным жиром, густым подшерстком или обильным пуховым оперением.

На отвесных скалах арктических островов селятся огромные колонии птиц. Это птичьи базары, на которых скапливаются десятки и сотни тысяч птиц. Здесь устроились  кайры, чайки,  тупики,  гагарки,  гаги.

Гнёзд  эти птицы не вьют, они делают подстилку из сухой травы. Птицы летом ощущают недостаток тепла. Они приспособились экономно его расходовать и защищаться от холода. Особой известностью пользуется обыкновенная гага. Пух, выщипанный этой уткой с груди и живота, по праву считается лучшим  материалом, сохраняющим тепло. Упругий слой этого ценнейшего  пуха лежит под  яйцами. Яйцам, окружённым этим пухом, не страшен мороз. Сходя с гнезда, гага прикрывает яйца пухом  и сверху, чтобы они не охладились, и их не растаскали хищники. Гагачий пух называют чудесным пухом, он ценится на вес золота, сбор его запрещен. Гаги занесены в Красную книгу

Кайры — самые распространенные обитатели птичьих базаров. Кайры имеют густое и плотное оперение.  В Арктике  долго держится очень плотный снежный покров. Он лишает большинство арктических птиц возможности добывать корм на суше. Поэтому основная масса птиц прилетает тогда, когда сходит снег, и отлетает тогда, когда снег  появляется.

Тупик хорошо ныряет, порой на глубину 60 метров, под водой может находиться до 3 минут.

Поморник живет разбоем, разоряет гнезда, таскает птенцов, отнимает добычу у чаек.

Основной корм всех птиц – рыба.  Казалось бы, такому огромному количеству птиц не хватит рыбы, но выходит всё наоборот:  именно около птичьих базаров водятся самые большие косяки разнообразных рыб. Обитатели птичьих базаров сами «разводят» рыб. Обильный птичий помёт удобряет отмель возле скал, разлагается и насыщает воду различными полезными веществами. А здесь активно развиваются водоросли, микроорганизмы. Образуется благоприятная питательная среда для рыб – планктон. Кроме того, помёт не только удобряет почву, но и утепляет её, что особенно важно в Арктике.  

В нашей стране неповторимый животный мир Арктики взят под охрану государства.  В Красную книгу  занесены  гага, гагара, розовая чайка.

Приложение 10

Морские млекопитающие.

Представители морских видов млекопитающих стали символами Арктики.  Главным символом Арктики считаются белые медведи.  Они ведут полуводный образ жизни, ключевыми участками суши для размножения белых медведей являются северное побережье Чукотки, Земля Франца-Иосифа, Мыс Желания на Новой Земле. На территории заповедника «Остров Врангеля» находится около 400 родовых берлог, поэтому его называют «родильным домом» медведя.  Также на острове находятся крупнейшие в Арктике береговые лежбища моржа. И это единственное место, где животным не угрожает опасность. Охота на  белого медведя запрещена с 1956 года.  По оценкам ученых заповедника  браконьеры  ежегодно истребляют 300-350 медведей.  Особый интерес для промысла представляют малый полосатик и гренландский кит.  Традиционный объект охоты эскимосов - моржи. В пищу идут мясо и ласты моржа, клыки и кости служат для изготовления инструментов. Жир используется для обогрева и освещения жилищ. Мяса и жира от одного кита хватает, чтобы накормить целый поселок.  Браконьеры истребили множество моржей ради бивней и китов в погоне за китовым усом, который, как известно, использовался для производства корсетов. Популяции  китообразных:  белуха,  нарвал, гренландский кит, серый кит - постоянно балансируют на грани исчезновения. Эти морские млекопитающие, а также ластоногие: моржи и тюлени - занесены в Красную книгу России.

Приложение 11

Рыбы Арктики.

В морях Ледовитого океана насчитывается 200 с лишним видов рыб. Богата Арктика лососевыми, в особенности сигами; водятся там корюшковые рыбы, а из тресковых —навага. В наиболее теплых районах океана, в частности в Баренцевом море, встречается треска, морской окунь, сельдь. Большое значение для Арктики имеет сайка, или полярная тресочка. Ею питается великое множество арктических животных: тюлени, белухи, нарвалы, даже белые медведи, не говоря уже о птицах и хищных рыбах. В морях водятся морские губки, моллюски, морские звезды, медузы, ракообразные. Очень много камбалы,  пикши, сайки. Основное питание арктических рыб — крошечный веслоногий рачок  калянус,  которым изобилуют воды Арктики.   Калянус  питается мельчайшими водорослями, а сам служит пищей рыб, которые поедаются другими животными. Поэтому и получается, что в значительной мере от этого крохотного рачка зависит количество всего остального животного мира Арктики. Теплое течение, входящее в Арктический бассейн, встречается здесь с холодными водами. На стыке теплых и холодных вод отдельные ветви теплого течения (особенно в мелководных районах) уходят с поверхности вглубь. А на поверхность поднимаются глубинные воды, богатые питательными веществами и минеральными солями. В таких местах создаются условия, благоприятные для развития животной жизни. И она расцветает в необычайном изобилии.  Огромные скопления беспозвоночных животных в зонах полярного фронта (например, в Баренцевом море) привлекают сюда большое количество рыб. А за ними приплывают стада китов и дельфинов. Эти места обычно становятся центрами рыболовства. Сотни судов под разными флагами вылавливают здесь колоссальное количество рыбы.



Предварительный просмотр:

Задания для группы «Освоение Арктики человеком».

Страницы 16

•        Используя текст, напиши, как открыли Арктику.

Страница 17

  • Используя текст, укажите, как человек осваивает Арктику.

Страница 18

•  выпиши из текста, какой вред человек наносит Арктике.

Страница 19

•        Используя дополнительный материал,  оформите страницу по теме: «Освоение Арктики человеком».

ПРИЛОЖЕНИЕ 13

Справочный материал

Освоение Арктики человеком.

     Северный полюс издавна привлекал внимание путешественников и исследователей, которые, преодолевая неимоверные трудности, проникали все дальше и дальше на север, открывали холодные арктические острова и архипелаги и наносили их на карту.

Это были представители разных народов мира: американцы Джон Франклин и Роберт Пири, голландец Вильям Баренц, норвежцы Фритьоф Нансен и Руаль Амундсен, итальянец Умберто Нобиле и многие другие, чьи имена навечно остались в названиях островов, гор, ледников, морей. Среди них и наши соотечественники: Федор Литке, Семен Челюскин, братья Лаптевы, Георгий Седов, Владимир Русанов.

     Учёные говорят, что Арктика – кухня погоды Земли. Поэтому на берегах и ледяных просторах Северного Ледовитого океана постоянно работают метеорологические станции, на которых живут и работают отважные полярники. Они следят за погодой; наблюдают, как меняется жизнь растений и животных с приходом полярного дня и полярной ночи; откуда в Арктику прилетают птицы; исследуют полярное (северное) сияние. А ещё полярники наблюдают за движением льдов в океане (льды переносятся ветрами и течениями с места на место)  и подсказывают капитанам самый безопасный путь.

     В Арктике действует Северный морской путь. Он проходит по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых,  Восточно – Сибирское, Чукотское и Берингово (Берингово – море Тихого океана).

     По Северному морскому пути  грузовые корабли кратчайшим путём переправляют грузы из Атлантического океана в Тихий.  Корабли везут топливо, оборудование, лес, природные ископаемые.

     В Арктике ведётся добыча полезных ископаемых. Только в Баренцевом море к настоящему времени открыто 11 месторождений нефти и газа. Среди них одно уникальное – Штокмановское.  В Арктике  обнаружены каменный уголь, цветные металлы, уникальные запасы медно- никелевых руд, олова, крупные запасы золота, алмазов, ртути.

     Хозяйственное освоение Арктики может отрицательно  отражается  на окружающей среде. В Арктике селятся люди. Возникают посёлки, города. Жизнь населённых пунктов сопровождается выбросами в окружающую среду множества разных вредных веществ.

Добыча полезных ископаемых, их транспортировка  связана с загрязнением окружающей среды.

    Транспорт, разработки месторождений полезных ископаемых – основные источники загрязнения арктических вод.

     В Арктике ведётся хищническое истребление животных. Например, люди истребляют моржей из-за моржовой кости ( из клыков делают разные забавные фигурки для продажи туристам), бьют белого медведя. Возникла опасность исчезновения арктических животных.

     Человек теснит животных с  мест их обитания, осваивая и загрязняя территории Арктики. Будущее Арктики вызывает тревогу.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Desktop\мои рисунки\арктика\092.jpg C:\Users\User\Desktop\мои рисунки\арктика\20100624113350_22.jpg

C:\Users\User\Desktop\мои рисунки\арктика\Arctic-animals-6.jpg C:\Users\User\Desktop\маме Арктика\кит.jpg

C:\Users\User\Desktop\маме Арктика\морж.jpg 


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Desktop\мои рисунки\арктика\1f69a004e665.jpg C:\Users\User\Desktop\мои рисунки\арктика\3_tit.jpg C:\Users\User\Desktop\мои рисунки\арктика\265px-Ivaarctos2.jpg C:\Users\User\Desktop\мои рисунки\арктика\265px-Saxifraga_aizoides_a5.jpg C:\Users\User\Desktop\мои рисунки\арктика\Terje-Sorgjerd-The-Arctic-Light-3-550x307.jpg C:\Users\User\Desktop\мои рисунки\арктика\Hawkweed1.jpgC:\Users\User\Desktop\мои рисунки\арктика\flora_2.jpgC:\Users\User\Desktop\мои рисунки\арктика\10515_4.jpg C:\Users\User\Desktop\мои рисунки\арктика\Bellheather2.jpg 



Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Desktop\маме Арктика\камбала.jpg C:\Users\User\Desktop\маме Арктика\медуза.jpg

C:\Users\User\Desktop\маме Арктика\молюски.jpg C:\Users\User\Desktop\маме Арктика\морская звезда.jpgC:\Users\User\Desktop\маме Арктика\пикша.jpgC:\Users\User\Desktop\маме Арктика\ракообразное.jpg C:\Users\User\Desktop\маме Арктика\сайка.jpg C:\Users\User\Desktop\маме Арктика\треска.jpg


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Суровая Арктика.

Презентация к уроку по учебнику О.В. Поглазовой, 4 класс....

Окружающий мир. Природные зоны России. Арктика-край льда и снегов.

Урок по окружающему миру. Открытие новых знаний. Дети самостоятельно исследуют, изучают Арктику при помощи географических карт. Сами делают выводы. В конце урока анализируют свою деятельность и свою р...

Технологическая карта урока по окружающему миру:"Арктика: в краю сверкающих льдов"

Сформировать у учащихся представление о природной зоне арктических пустынь;познакомить с особенностями природы (условиями неживой природы, живыми существами, взаимосвязями в природе), значением природ...

Мы здесь живем и край нам этот дорог

Мероприятие о родном крае...

Конспект урока по теме «Природные зоны России. Арктика-край льда и снегов» окружающий мир 4 класс

Целью данного урока было создать условия для формирования  у обучающихся понятие природной зоны Арктика; учить их находить и показывать её на карте. Познакомить детей с особенностями природной зо...