Рабочая программа по кубановедению
рабочая программа (2 класс) на тему

Рабочая программа " Казачья доблесть"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kazachya_doblest.doc119 КБ

Предварительный просмотр:

Краснодарский край  Красноармейский район

Муниципальное  автономное  общеобразовательное   учреждение

 средняя общеобразовательная школа № 8

 

УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

от 29 августа 2014 года протокол № 1

Председатель __________     Н.П.Петрова

 

Рабочая программа

«Казачья доблесть»

Срок реализации программы: 34 часа

Возраст обучающихся:  11-12 лет

                                                                             

                                                                                                     Учитель начальных классов

                                                                                                     МАОУ СОШ № 8

                                               Бондаренко Инна Леонидовна

                                                                                                       

2014г.

Пояснительная записка

Изучение истории казачества – одно из эффективных средств патриотического, нравственного, эстетического воспитания учащихся.

         В богатейшей истории нашей родины история казачества, пожалуй, одна из самых интересных и менее изученных сюжетов. Само слово «казак» овеяно многими историческими легендами. Народные предания и былины ставят казаков вровень с богатырями. Самого популярного героя русского эпоса – Илью Муромца в былинах называют казаком. О казаках написано немало. Оценку роли казачества в истории России подчеркивает фраза  Л.Н.Толстого: «Граница родила казачество, а казачество создало Россию». А между тем, как недостаточно, в сущности, мы знаем об истории казачества!

        Учащиеся – это будущее нашей малой родины, и они должны знать историю, культуру и традиции кубанского казачества.

Формирование в ребяческой душе этого “чувства малой родины”, которому способствует изучение традиций, быта, воинской славы казаков их походов, сражений, - одна из важных сторон воспитания патриота-гражданина. При этом важно, чтобы в основе занятий была целевая установка не только на воспитание “местного патриотизма”, а на то, чтобы помочь учащимся ощутить “малую родину” как частицу большой нашей Родины, чтобы история казачества рассматривалась в связи с развитием истории всей нашей страны.

Программа «Казачья доблесть» разработана на основе программы курса «Кубанская старина. Жизнь и быт казаков» А.В.Маслова -Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования», 2007г. Программой предусмотрено изучение истории казачества, культуры, экскурсии, походы по родному краю и последующие сочинения о родной земле, природе, земляках и другие формы занятий активно участвуют в нравственно-эстетическом и патриотическом воспитании.

 Цель программы:

  • Способствовать формированию образовательного пространства воздействующего на развитие личности патриота Кубани на основе изучения исторически сложившихся традиций кубанского казачества и методов духовно-нравственного, психологического, гражданского и военно – патриотического воспитания.

Программа «Казачья доблесть» строится на сочетании проблемного и конкретно-исторического принципов. Программа содержит как теоретическое осмысление, так и необходимый фактический материал. Настоящий курс призван реализовать:

        - воспитание гражданственности и любви к Родине;

        - защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства;

        - формирование у учащихся картины мира, адекватной современному уровню знаний;

        - формирование мировоззренческой, нравственной культуры;

        -  гуманизация и гуманитаризация процесса образования.

Задачи программы:

1. Формирование у школьников  познавательного интереса к истории и традициям казачества.

2. Изучение бытовых и духовных традиций и правил поведения казаков; совершенствование физического и психологического здоровья учащихся на примере исторически сложившихся традиций казачества.

3. Укрепление связей с казачьей семьей в профилактике социального поведения детей и подростков.

Преподавание программы «Казачья доблесть» предполагает, как минимум, три условно выделяемых уровня познавательной работы учащихся:

        1. получение учащимися «готовых» знаний со слов учителя;

        2. самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условие для более активной работы учащихся;

        3. углубленный исследовательский поиск, представляющий научный интерес.

Основные направления деятельности по реализации программы:

1. изучение уровня эрудированности детей в данном направлении;

2. формирование у детей и родителей осознанного, позитивного отношения к ознакомлению истории родного края;

3. проведение диагностики по определению осведомлённости по данному направлению;

4. формирование режима самоорганизации, саморазвития, самореализации;

5. организация досуговых мероприятий для детей и родителей.

Учебно – воспитательный процесс по данному направлению предполагает:

  • теоретические занятия;
  • практические занятия;
  • совместные занятия с воспитанниками других групп;
  • круглые столы, дискуссии, досуговые праздники.

Теоретическая подготовка:

- знакомство с историей Кубанского казачества;

- знакомство с участием Кубанских казаков воинах;

- знакомство с районной организацией казаков.

Практические занятия:

- экскурсии

- участие в мероприятиях проводимых районным казачьим обществом в станице;

- участие в празднике, посвященном Дню станицы

Содержание программы реализуется через методы обучения и деятельность учащихся на занятиях, а также педагогических идей и принципов:

  • гуманизации образования;
  • осуществление целостного подхода к воспитанию;
  • соответствие содержания возрастным особенностям учащихся;
  • деятельностный подход в обучении;
  • формирование социально приемлемых интересов и потребностей учащихся и т.д.

Исходя из целей и задач, сформулированных в программе, используются следующие методы:

  • поисково-исследовательский метод (самостоятельная работа кружковцев с выполнением различных заданий на экскурсиях, в походах, выбор самостоятельной темы с дальнейшим оформлением стенгазет, отчётов и т.д.);
  • метод самореализации, самоуправления через различные творческие дела, участие в походах, экскурсиях, акциях;
  • метод контроля: самоконтроль успеваемости и качества усвоения программы;
  • метод комплексного подхода к образованию и воспитанию, предполагающий единство нравственного, физического, эстетического и других форм воспитания.

Для реализации программы используются разнообразные формы работы: беседы, встречи, экскурсии, игры, праздники, викторины, выставки-отчёты, фестивали.

Программа «Казачья доблесть» разработана для учащихся 11-12-ти лет.

Форма организации детского коллектива – групповая.

Программа рассчитана на 1 год обучения ( 34 часа).

Режим занятий

-  занятия проводятся  1 раз  в  неделю,  всего  за  год  34 часа.

2.  Учебно – тематический план программы

Наименование разделов, блоков, тем

Всего

часов

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

Аудитор ные

Внеуади торные

1

Вводное занятие

1

1

Знакомство с планом действий на год

2

Традиционная культура

кубанских казаков

4

2

2

Знание различных фольклорных форм, особенностей проведения обрядовых

праздников кубанских казаков.

3

История казачьей семьи

4

1

3

Знание истории казачьей семьи, понимание уклада жизни, особенности численного состава и распределения обязанностей традиционной казачьей семьи

4

Труд и быт казаков

4

2

2

Умение выполнять домашние обязанности в соответствии со своим возрастом.

5

Декоративно -

прикладное

искусство

3

1

2

Знание основных ремёсел, видов ДЛИ кубанского казачества, выполнение некоторых изделий, поделок в соответствии с технологическими особенностями, присущими традиционным видам ДПИ кубанского казачества

6

Памятники истории кубанского казачества

4

1

3

Знание основных памятных сооружений, связанных с историей и культурой кубанского казачества

7

Основные памятные даты и знаменательные события в истории кубанского казачества

4

3

1

Знание памятных событий и дат, связанных с историческими событиями

кубанского казачества

8

Православие и казачество

4

2

2

Понимание основ духовной жизни кубанских казаков

9

Казак - патриот

6

3

3

Структура и направления деятельности Кубанского казачьего войска.

Итого:

34

16

18

3. СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ

  1. Вводное занятие (1 ч.)

Знакомство учащихся с программой, связь учебной дисциплины с предметами «Кубановедение», «Основы православной культуры», «Традиционная физическая культура кубанского казачества»

  1. Традиционная культура кубанских казаков (4 ч.) Пословицы и поговорки, колыбельные песни кубанских казаков. Потешки. Считалки. Заклички.
  2. История казачьей семьи (4 ч.)

Понятие «казачья семья». Члены моей семьи. Обязанности и увлечения членов семьи. Предки - казаки. Семейный фотоальбом.

  1. Труд и быт казаков (4 ч.)

Понятие «семейный быт». Быт казачьей семьи. Индивидуальный и коллективный труд в жизни казаков.

  1. Декоративно - прикладное искусство (3 ч.)

Материалы, из которых мастера ДНИ нашей местности изготавливают изделия (дерево, глина, лоза и т.д.) Образцы изделий, предметов ДПИ, изготовленных в Краснодарском крае.

  1. Памятники истории кубанского казачества (4 ч.)

Основные достопримечательности, памятники казачьей истории и культуры родного населённого пункта.

  1. Основные памятные даты и знаменательные события кубанского казачества (4 ч.)

Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного значения. Персоналии, историческое или культурное событие, послужившее основанием для памятной даты. Значение данного события для современного кубанского казачества. Подготовка и ход празднования.

  1. Православие и казачество (4 ч.)

Православная вера - основа казачьей семьи. Почитание родителей и стариков. Празднование Рождества Христова и Пасхи в казачьей семье.

  1. Казак - патриот (5 ч.)

Казак. Кубанское казачье войско. Атаман. Казачья честь. Регалии.

4. Предполагаемые результаты реализации программы

К концу обучения учащиеся должны понимать:

  • различные фольклорные формы кубанского казачества;
  • особенности проведения обрядовых праздников кубанских казаков;
  • историю казачьей семьи или историю казачьей семьи своих одноклассников;
  • уклад жизни, особенности численного состава и распределения обязанностей традиционной казачьей семьи;
  • основные ремёсла, виды ДЛИ кубанского казачества;
  • основные памятные сооружения, связанные с историей и культурой кубанского казачества;
  • памятные события и даты, связанные с историческими событиями кубанского казачества;
  • основы духовной жизни кубанских казаков;
  • структуру и направления деятельности Кубанского казачьего войска.

К концу обучения учащиеся должны уметь:

  • обыгрывать этюды;
  • работать с текстом роли;
  • развивать в себе творческие способности, артистическую смелость Применять в практической деятельности:
  • исполнять, демонстрировать различные фольклорные формы кубанского казачества;
  • рассказать о своём казачьем роде;
  • выполнять домашние обязанности в соответствии со своим возрастом;
  • выполнить некоторые изделия, поделки в соответствии с технологическими особенностями, присущими традиционным видам ДЛИ кубанского казачества.

Знать:

Учащиеся должны знать историю Кубани с древних времен до наших дней

(адаптировано к своему возрасту). Понимать, кто такие казаки, откуда они появились, почему поселились на Кубани. Знать историю Красноармейского

района и своей станицы Марьянской

Уметь

Учащиеся должны уметь рассказать о своей малой Родине доступным им языком. Уметь применять в жизненных ситуациях знания обычаев кубанских казаков.

5. Формы и виды контроля

  • фольклорные праздники, викторины, конкурс инсценировок, исследовательский проект «Моя семья»
  • семейные праздники, выставка «Семейные реликвии», выпуск стенгазет «Кубанская семья», творческий проект «Родословная моей семьи»
  • выставка творческих работ (либо изделий) «Традиционные ремёсла и промыслы», «Кубанская старина», проект «Занятия кубанских казаков»
  • видео-, слайд - викторина, акция «Во имя России, во славу Кубани», творческий проект «История памятника»
  • Исследовательский проект «Казаки - воины моей семьи», тестирование, фронтальная беседа, викторина «Кубанские казачьи регалии

6. Методические рекомендации

Программа предназначена для работы с детьми 11-12 лет в течение 1 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу - 34 часа в год. Каждое занятие начинается с разминки. Основная его часть отводится для повторения, отработки и закрепления изучаемого материала. Изучению нового материала отводится основное время занятия. Обязательным на занятии считается физкультминутка в форме игры, которая подбирается в зависимости от сюжета занятия. В итоговой части занятия подводятся итоги, демонстрируются и анализируются результаты занятия.

Основной формой работы является учебное занятие. Они проводятся в нетрадиционной форме:

  • занятие - встреча,
  • занятие - путешествие (очное и заочное)
  • занятие - праздник,
  • выездные занятия в музеи, на концерты народных коллективов.

Все занятия носят практико - ориентированный, творческий, игровой характер.

Отчет о работе проходит в форме открытых занятий, конкурсов, фестивалей, массовых мероприятий. В результате реализации данной программы планируется формирование у учащихся ключевых компетенций.

Условия эффективной реализации программы

  • верный подбор методов, принципов, форм работы;
  • заинтересованность учащихся, их природные театральные способности, творческая активность;
  • сплоченность коллектива учащихся;
  • сотрудничество и сотворчество педагога и учащихся;
  • профессиональный рост педагога, его потребность реализовать свои творческие возможности

7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

№ п/п

Наименование объектов и средств

материально-технического обеспечения

Количество

1. Печатные пособия

А.В. Маслов «Кубанская старина. Жизнь и быт казаков»,  ОИПЦ «ПЕРСПЕКТИВЫ ОБРАЗОВАНИЯ» Краснодар, 2007г 

1 шт

Борисов В.И. Занимательное краеведение.- Краснодар: Кубанское кн. изд-во, 2005

1 шт

Чучмай Г.Т.  Тайна географических названий.- Краснодар: Кубанский учебник, 2000.

1 шт

Моя Кубань: природа, история, хозяйство, города Краснодарского края.- Ростов н/Д.: Изд-во «Баро-Пресс», 2010

1 шт

Красная книга Краснодарского края. – Краснодар: Кн. изд-во, 1994. 

1 шт

Поляков В.А. Рассказы о ядовитых грибах, животных и высших растениях: регион. учеб. пособие.- Краснодар, 2000.

1 шт

2. Технические средства обучения

проектор мультимедийный

1 шт

фотоаппарат

1 шт

МФУ цветной

1 шт

ноутбук

1 шт

комплект интерактивных учебных пособий по истории казачества на Кубани, символика России, Краснодарского края

1 шт

стенды по кубановедению

5 шт

7

набор таблиц по кубановедению

1 шт

8

панорама «Казачий

1 шт

3. Цифровые и электронные образовательные ресурсы

CD - История и современность. Казачество

1 шт

CD Ходжохенский каньон. Водопады «Руфабго». Соприкаснитесь с вечностью.  Маленькие Гималаи. Горячий ключ.Белая красавица.Гуамское чудо.

1 шт

CD - Живые легенды. Красная поляна. Братство героев.

1 шт

CD - Дикая природа Кубани. Кавказский госуд. природный биосферный заповедник. 1-2 часть. Торжественное открытие памятника Екатерине второй.

1 шт

CD - Дикая природа Кавказа. Дикая природа Кавказа. 3-4 часть

1 шт

CD - Античная Кубань

1 шт

CD – Голубая линия.

1 шт

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического объединения

учителей кубановедения

МАОУ СОШ № 8

от 27 августа 2014 года № 1

__________________Баютова Н.А.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УР

_____________Мишучкова И.Н..

28 августа 2014 года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по кубановедению 1-4 ФГОС

В рабочей программе отражены девять обязательных структурных компонентов:1. Титульный лист2. Пояснительная записка3. Общая характеристика учебного предмета, курса4. Описание места учебного предм...

Рабочая программа по кубановедению 1-4 класс

Рабочая программа по кубановедению 1- 4 класс ФГОС разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Еременко Е.Н. «Кубановедение», Краснодар, ОИПЦ «Перспект...

Рабочая программа по кубановедению для 1-4 кл

Рабочая программа по кубановедению для 1-4 кл....

Рабочая программа по кубановедению 3 класс 2013-2014 учебный год

Рабочая   программа  по  кубановедению  3  класс  2013-2014   учебный   год...

Рабочая программа по кубановедению 1-4 класс.

Рабочая программа разработана на основе программы для 1 – 4 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края, доработанная с учетом требований Федерального государственного образовательного ...

Рабочая программа по кубановедению, 2 класс

Рабочая программа по кубановедению, 2 класс...