Рабочая программа по кубановедению
рабочая программа (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Краснодарский край Красноармейский район
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 8
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 29 августа 2014 года протокол № 1
Председатель __________ Н.П.Петрова
Рабочая программа
«Казачья доблесть»
Срок реализации программы: 34 часа
Возраст обучающихся: 11-12 лет
Учитель начальных классов
МАОУ СОШ № 8
Бондаренко Инна Леонидовна
2014г.
Пояснительная записка
Изучение истории казачества – одно из эффективных средств патриотического, нравственного, эстетического воспитания учащихся.
В богатейшей истории нашей родины история казачества, пожалуй, одна из самых интересных и менее изученных сюжетов. Само слово «казак» овеяно многими историческими легендами. Народные предания и былины ставят казаков вровень с богатырями. Самого популярного героя русского эпоса – Илью Муромца в былинах называют казаком. О казаках написано немало. Оценку роли казачества в истории России подчеркивает фраза Л.Н.Толстого: «Граница родила казачество, а казачество создало Россию». А между тем, как недостаточно, в сущности, мы знаем об истории казачества!
Учащиеся – это будущее нашей малой родины, и они должны знать историю, культуру и традиции кубанского казачества.
Формирование в ребяческой душе этого “чувства малой родины”, которому способствует изучение традиций, быта, воинской славы казаков их походов, сражений, - одна из важных сторон воспитания патриота-гражданина. При этом важно, чтобы в основе занятий была целевая установка не только на воспитание “местного патриотизма”, а на то, чтобы помочь учащимся ощутить “малую родину” как частицу большой нашей Родины, чтобы история казачества рассматривалась в связи с развитием истории всей нашей страны.
Программа «Казачья доблесть» разработана на основе программы курса «Кубанская старина. Жизнь и быт казаков» А.В.Маслова -Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования», 2007г. Программой предусмотрено изучение истории казачества, культуры, экскурсии, походы по родному краю и последующие сочинения о родной земле, природе, земляках и другие формы занятий активно участвуют в нравственно-эстетическом и патриотическом воспитании.
Цель программы:
- Способствовать формированию образовательного пространства воздействующего на развитие личности патриота Кубани на основе изучения исторически сложившихся традиций кубанского казачества и методов духовно-нравственного, психологического, гражданского и военно – патриотического воспитания.
Программа «Казачья доблесть» строится на сочетании проблемного и конкретно-исторического принципов. Программа содержит как теоретическое осмысление, так и необходимый фактический материал. Настоящий курс призван реализовать:
- воспитание гражданственности и любви к Родине;
- защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства;
- формирование у учащихся картины мира, адекватной современному уровню знаний;
- формирование мировоззренческой, нравственной культуры;
- гуманизация и гуманитаризация процесса образования.
Задачи программы:
1. Формирование у школьников познавательного интереса к истории и традициям казачества.
2. Изучение бытовых и духовных традиций и правил поведения казаков; совершенствование физического и психологического здоровья учащихся на примере исторически сложившихся традиций казачества.
3. Укрепление связей с казачьей семьей в профилактике социального поведения детей и подростков.
Преподавание программы «Казачья доблесть» предполагает, как минимум, три условно выделяемых уровня познавательной работы учащихся:
1. получение учащимися «готовых» знаний со слов учителя;
2. самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условие для более активной работы учащихся;
3. углубленный исследовательский поиск, представляющий научный интерес.
Основные направления деятельности по реализации программы:
1. изучение уровня эрудированности детей в данном направлении;
2. формирование у детей и родителей осознанного, позитивного отношения к ознакомлению истории родного края;
3. проведение диагностики по определению осведомлённости по данному направлению;
4. формирование режима самоорганизации, саморазвития, самореализации;
5. организация досуговых мероприятий для детей и родителей.
Учебно – воспитательный процесс по данному направлению предполагает:
- теоретические занятия;
- практические занятия;
- совместные занятия с воспитанниками других групп;
- круглые столы, дискуссии, досуговые праздники.
Теоретическая подготовка:
- знакомство с историей Кубанского казачества;
- знакомство с участием Кубанских казаков воинах;
- знакомство с районной организацией казаков.
Практические занятия:
- экскурсии
- участие в мероприятиях проводимых районным казачьим обществом в станице;
- участие в празднике, посвященном Дню станицы
Содержание программы реализуется через методы обучения и деятельность учащихся на занятиях, а также педагогических идей и принципов:
- гуманизации образования;
- осуществление целостного подхода к воспитанию;
- соответствие содержания возрастным особенностям учащихся;
- деятельностный подход в обучении;
- формирование социально приемлемых интересов и потребностей учащихся и т.д.
Исходя из целей и задач, сформулированных в программе, используются следующие методы:
- поисково-исследовательский метод (самостоятельная работа кружковцев с выполнением различных заданий на экскурсиях, в походах, выбор самостоятельной темы с дальнейшим оформлением стенгазет, отчётов и т.д.);
- метод самореализации, самоуправления через различные творческие дела, участие в походах, экскурсиях, акциях;
- метод контроля: самоконтроль успеваемости и качества усвоения программы;
- метод комплексного подхода к образованию и воспитанию, предполагающий единство нравственного, физического, эстетического и других форм воспитания.
Для реализации программы используются разнообразные формы работы: беседы, встречи, экскурсии, игры, праздники, викторины, выставки-отчёты, фестивали.
Программа «Казачья доблесть» разработана для учащихся 11-12-ти лет.
Форма организации детского коллектива – групповая.
Программа рассчитана на 1 год обучения ( 34 часа).
Режим занятий
- занятия проводятся 1 раз в неделю, всего за год 34 часа.
2. Учебно – тематический план программы
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Всего часов | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | |
Аудитор ные | Внеуади торные | ||||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | Знакомство с планом действий на год | |
2 | Традиционная культура кубанских казаков | 4 | 2 | 2 | Знание различных фольклорных форм, особенностей проведения обрядовых праздников кубанских казаков. |
3 | История казачьей семьи | 4 | 1 | 3 | Знание истории казачьей семьи, понимание уклада жизни, особенности численного состава и распределения обязанностей традиционной казачьей семьи |
4 | Труд и быт казаков | 4 | 2 | 2 | Умение выполнять домашние обязанности в соответствии со своим возрастом. |
5 | Декоративно - прикладное искусство | 3 | 1 | 2 | Знание основных ремёсел, видов ДЛИ кубанского казачества, выполнение некоторых изделий, поделок в соответствии с технологическими особенностями, присущими традиционным видам ДПИ кубанского казачества |
6 | Памятники истории кубанского казачества | 4 | 1 | 3 | Знание основных памятных сооружений, связанных с историей и культурой кубанского казачества |
7 | Основные памятные даты и знаменательные события в истории кубанского казачества | 4 | 3 | 1 | Знание памятных событий и дат, связанных с историческими событиями кубанского казачества |
8 | Православие и казачество | 4 | 2 | 2 | Понимание основ духовной жизни кубанских казаков |
9 | Казак - патриот | 6 | 3 | 3 | Структура и направления деятельности Кубанского казачьего войска. |
Итого: | 34 | 16 | 18 |
- Вводное занятие (1 ч.)
Знакомство учащихся с программой, связь учебной дисциплины с предметами «Кубановедение», «Основы православной культуры», «Традиционная физическая культура кубанского казачества»
- Традиционная культура кубанских казаков (4 ч.) Пословицы и поговорки, колыбельные песни кубанских казаков. Потешки. Считалки. Заклички.
- История казачьей семьи (4 ч.)
Понятие «казачья семья». Члены моей семьи. Обязанности и увлечения членов семьи. Предки - казаки. Семейный фотоальбом.
- Труд и быт казаков (4 ч.)
Понятие «семейный быт». Быт казачьей семьи. Индивидуальный и коллективный труд в жизни казаков.
- Декоративно - прикладное искусство (3 ч.)
Материалы, из которых мастера ДНИ нашей местности изготавливают изделия (дерево, глина, лоза и т.д.) Образцы изделий, предметов ДПИ, изготовленных в Краснодарском крае.
- Памятники истории кубанского казачества (4 ч.)
Основные достопримечательности, памятники казачьей истории и культуры родного населённого пункта.
- Основные памятные даты и знаменательные события кубанского казачества (4 ч.)
Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного значения. Персоналии, историческое или культурное событие, послужившее основанием для памятной даты. Значение данного события для современного кубанского казачества. Подготовка и ход празднования.
- Православие и казачество (4 ч.)
Православная вера - основа казачьей семьи. Почитание родителей и стариков. Празднование Рождества Христова и Пасхи в казачьей семье.
- Казак - патриот (5 ч.)
Казак. Кубанское казачье войско. Атаман. Казачья честь. Регалии.
4. Предполагаемые результаты реализации программы
К концу обучения учащиеся должны понимать:
- различные фольклорные формы кубанского казачества;
- особенности проведения обрядовых праздников кубанских казаков;
- историю казачьей семьи или историю казачьей семьи своих одноклассников;
- уклад жизни, особенности численного состава и распределения обязанностей традиционной казачьей семьи;
- основные ремёсла, виды ДЛИ кубанского казачества;
- основные памятные сооружения, связанные с историей и культурой кубанского казачества;
- памятные события и даты, связанные с историческими событиями кубанского казачества;
- основы духовной жизни кубанских казаков;
- структуру и направления деятельности Кубанского казачьего войска.
К концу обучения учащиеся должны уметь:
- обыгрывать этюды;
- работать с текстом роли;
- развивать в себе творческие способности, артистическую смелость Применять в практической деятельности:
- исполнять, демонстрировать различные фольклорные формы кубанского казачества;
- рассказать о своём казачьем роде;
- выполнять домашние обязанности в соответствии со своим возрастом;
- выполнить некоторые изделия, поделки в соответствии с технологическими особенностями, присущими традиционным видам ДЛИ кубанского казачества.
Знать:
Учащиеся должны знать историю Кубани с древних времен до наших дней
(адаптировано к своему возрасту). Понимать, кто такие казаки, откуда они появились, почему поселились на Кубани. Знать историю Красноармейского
района и своей станицы Марьянской
Уметь
Учащиеся должны уметь рассказать о своей малой Родине доступным им языком. Уметь применять в жизненных ситуациях знания обычаев кубанских казаков.
5. Формы и виды контроля
- фольклорные праздники, викторины, конкурс инсценировок, исследовательский проект «Моя семья»
- семейные праздники, выставка «Семейные реликвии», выпуск стенгазет «Кубанская семья», творческий проект «Родословная моей семьи»
- выставка творческих работ (либо изделий) «Традиционные ремёсла и промыслы», «Кубанская старина», проект «Занятия кубанских казаков»
- видео-, слайд - викторина, акция «Во имя России, во славу Кубани», творческий проект «История памятника»
- Исследовательский проект «Казаки - воины моей семьи», тестирование, фронтальная беседа, викторина «Кубанские казачьи регалии
6. Методические рекомендации
Программа предназначена для работы с детьми 11-12 лет в течение 1 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу - 34 часа в год. Каждое занятие начинается с разминки. Основная его часть отводится для повторения, отработки и закрепления изучаемого материала. Изучению нового материала отводится основное время занятия. Обязательным на занятии считается физкультминутка в форме игры, которая подбирается в зависимости от сюжета занятия. В итоговой части занятия подводятся итоги, демонстрируются и анализируются результаты занятия.
Основной формой работы является учебное занятие. Они проводятся в нетрадиционной форме:
- занятие - встреча,
- занятие - путешествие (очное и заочное)
- занятие - праздник,
- выездные занятия в музеи, на концерты народных коллективов.
Все занятия носят практико - ориентированный, творческий, игровой характер.
Отчет о работе проходит в форме открытых занятий, конкурсов, фестивалей, массовых мероприятий. В результате реализации данной программы планируется формирование у учащихся ключевых компетенций.
Условия эффективной реализации программы
- верный подбор методов, принципов, форм работы;
- заинтересованность учащихся, их природные театральные способности, творческая активность;
- сплоченность коллектива учащихся;
- сотрудничество и сотворчество педагога и учащихся;
- профессиональный рост педагога, его потребность реализовать свои творческие возможности
7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
1. Печатные пособия | ||
А.В. Маслов «Кубанская старина. Жизнь и быт казаков», ОИПЦ «ПЕРСПЕКТИВЫ ОБРАЗОВАНИЯ» Краснодар, 2007г | 1 шт | |
Борисов В.И. Занимательное краеведение.- Краснодар: Кубанское кн. изд-во, 2005 | 1 шт | |
Чучмай Г.Т. Тайна географических названий.- Краснодар: Кубанский учебник, 2000. | 1 шт | |
Моя Кубань: природа, история, хозяйство, города Краснодарского края.- Ростов н/Д.: Изд-во «Баро-Пресс», 2010 | 1 шт | |
Красная книга Краснодарского края. – Краснодар: Кн. изд-во, 1994. | 1 шт | |
Поляков В.А. Рассказы о ядовитых грибах, животных и высших растениях: регион. учеб. пособие.- Краснодар, 2000. | 1 шт | |
2. Технические средства обучения | ||
проектор мультимедийный | 1 шт | |
фотоаппарат | 1 шт | |
МФУ цветной | 1 шт | |
ноутбук | 1 шт | |
комплект интерактивных учебных пособий по истории казачества на Кубани, символика России, Краснодарского края | 1 шт | |
стенды по кубановедению | 5 шт | |
7 | набор таблиц по кубановедению | 1 шт |
8 | панорама «Казачий | 1 шт |
3. Цифровые и электронные образовательные ресурсы | ||
CD - История и современность. Казачество | 1 шт | |
CD Ходжохенский каньон. Водопады «Руфабго». Соприкаснитесь с вечностью. Маленькие Гималаи. Горячий ключ.Белая красавица.Гуамское чудо. | 1 шт | |
CD - Живые легенды. Красная поляна. Братство героев. | 1 шт | |
CD - Дикая природа Кубани. Кавказский госуд. природный биосферный заповедник. 1-2 часть. Торжественное открытие памятника Екатерине второй. | 1 шт | |
CD - Дикая природа Кавказа. Дикая природа Кавказа. 3-4 часть | 1 шт | |
CD - Античная Кубань | 1 шт | |
CD – Голубая линия. | 1 шт |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей кубановедения МАОУ СОШ № 8 от 27 августа 2014 года № 1 __________________Баютова Н.А. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР _____________Мишучкова И.Н.. 28 августа 2014 года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по кубановедению 1-4 ФГОС
В рабочей программе отражены девять обязательных структурных компонентов:1. Титульный лист2. Пояснительная записка3. Общая характеристика учебного предмета, курса4. Описание места учебного предм...
Рабочая программа по кубановедению 1-4 класс
Рабочая программа по кубановедению 1- 4 класс ФГОС разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Еременко Е.Н. «Кубановедение», Краснодар, ОИПЦ «Перспект...
Рабочая программа по кубановедению для 1-4 кл
Рабочая программа по кубановедению для 1-4 кл....
Рабочая программа по кубановедению 1-4 классы ФГОС
Рабочая программа...
Рабочая программа по кубановедению 3 класс 2013-2014 учебный год
Рабочая программа по кубановедению 3 класс 2013-2014 учебный год...
Рабочая программа по кубановедению 1-4 класс.
Рабочая программа разработана на основе программы для 1 – 4 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края, доработанная с учетом требований Федерального государственного образовательного ...
Рабочая программа по кубановедению, 2 класс
Рабочая программа по кубановедению, 2 класс...