Методические материалы для учителя "Уроки информатики" в начальной школе
методическая разработка по информатике (4 класс)

Моисеева Олеся Владимировна

Уроки информатики в начальной школе. Методические материалы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Преподавание информатики

в начальной школе

На сегодняшний день перед каждым педагогом ставится задача внедрить в практику начальной школы информационные компьютерные технологии, повышающие общий уровень учебного процесса, усиливающие познавательную активность учащихся, поддерживающие учителей в состоянии творческого поиска.

Урок с применением компьютерных технологий не только оживит учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьного возраста, в частности длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повысит мотивацию обучения.

Использование компьютерных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе.

В обучении информатике параллельно применяются общие и специфические методы, связанные с применением средств ИКТ:

  1. Словесные методы обучения (рассказ, объяснение, работа с учебником, лекция);
  2. Наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);
  3. Практические методы (устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы);
  4. Проблемное обучение;
  5. Метод проектов;
  6. Ролевой метод.

Но, чтобы так учить младших школьников, одного желания мало. Учителю необходимо овладеть рядом умений:

  1. технические, т. е. умения, необходимые для работы на компьютере в качестве пользования стандартного программного обеспечения;
  2. методические, т. е. умения необходимые для грамотного обучения младших школьников информатике;
  3. технологические, т. е. умения необходимые для грамотного использования информационных средств обучения на разных уроках, проводимых в начальной школе.


1. Технические умения

Строение и состав персонального компьютера

2. Методические умения

Преподавание информатики в начальной школе

Курс рассчитан для преподавания в общеобразовательной школе с 3 по 4 класс (по программе 1-4) по одному часу в неделю.

Преподавание построено в соответствии с принципами валеологии - "не навреди". На каждом уроке обязательно проводится физкультминутка, за компьютером дети работают в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.

Основные цели курса:

- адаптация ребенка к компьютерной среде;

- изучение элементарных основ компьютерной грамотности;

- интенсификация учебного процесса на базе использования компьютерной педагогической среды.

Учебный комплект: Горячев А.В. и др. «Информатика в играх и задачах»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

Правила техники безопасности (2ч)

Представление о предмете «Информатика» (4 ч)

Информация в нашей жизни. Информация вокруг нас (примеры из окружающего мира). Многообразие форм информации (рисунки, тексты, звук) и способов ее обработки. Как человек воспринимает информацию. Что можно делать с информацией. Распознавание, хранение, передача, обработка и поиск информации. Кодирование информации.

Компьютер как средство работы с информацией (4 ч) 

Первичные представления о компьютере. Назначение и взаимосвязь его частей. Начальные навыки работы на клавиатуре и считывания информации с дисплея. Компьютер как универсальный исполнитель. Моделирование исполнителей (в игровой форме).

Элементы алгоритмического мышления (33 ч) 

Понятие алгоритма и формализация записи. Исполнитель, система команд исполнителя, исполнение алгоритма. Формирование логического мышления и творчества. Формирование логического мышления в процессе создания и выполнения алгоритмов. Ветвление и циклы в алгоритме. Объекты, предметы, множества, элементы и действия над ними. Высказывания. Графы. Аналогия. Закономерность. Навыки самостоятельного исследования, развитие интуиции, получение логических выводов. Развитие способностей сочинения и конструирования при работе с редакторами.

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ/ПОНИМАТЬ:

  • что изучает "Информатика";
  • основные источники информации;
  • назначение основных устройств компьютера;
  • принцип работы ЭВМ;
  • правила безопасного поведения и гигиены при работе с компьютером;
  • режимы работы компьютера (русский, латинский алфавиты; строчные, заглавные буквы);
  • назначение клавиш;
  • что такое алгоритм.

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• решения учебных и практических задач с применением возможностей компьютера;

  • поиска информации с использованием простейших запросов;        
  • использования простейших логических выражений типа: "...и/или...", "если..., то...", "не только? но и...";
  • элементарного обоснования высказанного суждения;
  • выполнения инструкций, точного следования образцу и простейшим алгоритмам;
  • изменения и создания простых информационных объектов на компьютере.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ (25 ч)

Управление курсором на примере программы RBCUR "Курсор".

Сложение в пределах 10-1000 (программа RBPLU "Плюсик").

Решение логических задач (программы RBMOL "Мудрый крот", RBMOR "Морской бой", RBTOW "Ханойские башни" и др.).

Практическое использование компьютера для работы с текстом в среде Microsoft WORD.

Практическое использование компьютера для работы с графикой в среде Paint.

Практическое использование компьютера для работы с мультимедиа в среде Power Point.

Конструирование в средах Tux Paint, LEGO.

Работа с компьютером как калькулятором.


Представление о предмете «Информатика»

На уроках по введению понятия «информация» дети на известных для них примерах узнают, что может быть источником и приёмником информации, что можно делать с информацией, что в зависимости от решаемой задачи необходимо производить отбор полезной (нужной) информации.

Понятие «информация» - определяющее для предмета. Усвоив его, школьникам легче дается следующие понятия «обработка и кодирование информации».

На уроках по кодированию информации дети уже в начальной школе узнают основу довольно сложной системы устройства памяти и работы компьютера, что в последующих классах им должно помочь усваивать материал быстрее, т.к. будет продолжение темы на более высоком уровне, а у них уже есть начальный объем знаний по этой теме.

Компьютер как средство работы с информацией

Затем встает необходимость знакомства с фундаментальными знаниями о компьютере, причем именно теоретическими. Дети должны четко представлять, что входит в минимальный состав аппаратной реализации компьютера, назначение основных устройств. Только после этих уроков школьники, особенно у кого вообще не было возможности реально познакомиться с ПК вне занятий, будут работать за компьютером с большим пониманием происходящего и главное со смыслом, а не чисто механически, выполняя указания преподавателя.

На сегодняшний момент у кого дома есть ПК, отношение к этой технике в домашнем интерьере большей части как к игрушке, особенно у детей, и редко кто из родителей с детства воспитывает другое, более серьезное отношение к этой технике. Поэтому раннее знакомство ведет к раннему формированию как информационно-технологического мировоззрения, так и более высоким навыкам работы на ПК.

Элементы алгоритмического мышления

Курс включает богатый набор логических задач на выявление закономерностей, на овладение различными понятиями логики и т.д.


3. Технологические умения

Программа изучения информатики в начальной школе учитывает программы по основным предметам. Тем самым она становится полезной и ученику, и учителю. Ученику помогает изучать основные дисциплины, учителю разнообразить примеры и задания по изучаемой теме, вести контроль знаний, используя такие программы, как Word, Paint, Power Point.

Работая с такими программами, как LEGO, Tux Paint, Роботландия, учащиеся закрепляют навык работы с компьютером, учатся работать в режиме диалога, развивают логическое и алгоритмическое мышление.

На уроках математики при помощи компьютера можно решить проблему дефицита подвижной наглядности, когда дети под руководством учителя на экране монитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры, анализируют взаимоотношения множеств, решают задачи на движение, демонстрируемые с помощью Power Point.

На уроках русского языка на экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст. Не обладающие красивым почерком и достаточным уровнем грамотности, дети довольны, что их «компьютерное сочинение» выглядит великолепно и ошибки можно исправить, не испортив внешний вид текста. Попутно ученик развивает умения набирать и редактировать текст, пользоваться различными шрифтами, абзацем, учиться оформлять работы графикой. Все это приобретает для него личностный смысл и не воспринимается как тяжелая и неприятная работа.

Уроки информационной поддержки не только расширяют и закрепляют полученные знания. Но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника исключительно велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью ИКТ.

 Как же донести учебный материал до учащихся? Как обучить всех: и тех, кто учится с интересом, и тех, у кого его нет?

Во-первых, в начале каждой новой темы показывать её связь с предыдущими занятиями, использовать простой и ясный язык, делая логические переходы от одной посылки к другой и используя знакомую лексику, при вводе же новых терминов – делать это четко, но только там, где это необходимо.

Во-вторых, по возможности включать в уроки, заранее подготовленные компьютерные презентации с последовательностью излагаемых положений или технологией работы с изучаемым программным средством.

В-третьих, при работе за компьютером у каждого школьника формируется индивидуальный темп выполнения задания, но необходим контроль темпа практических работ и оказание  помощи нуждающемуся в ней ученику.

В-четвертых, в каждый момент своей работы учащиеся должны знать, чем именно они занимаются и к чему им надо стремиться, тогда ученики трудятся с большой охотой и желанием над отработкой даже самых рутинных навыков, если заранее  знают результат, к которому надо стремиться.  

Обучение информатике в начальной школе подготовит учащихся к самостоятельному использованию в учебной деятельности информационных источников, сформирует элементарные умения работы на компьютере, подготовит к работе с информацией с использованием средств коммуникаций, расширит круг понятий и кругозор учащихся в области ИКТ. Важно, что практические задания и проекты, которые учащиеся выполняют в начальной школе по курсу информатики, позволят им получить опыт учебной деятельности с использованием средств ИКТ и применить его при выполнении подобных заданий по другим предметам. Это способствует вхождению учащихся в информационное образовательное пространство.

Далее предлагаются учителям практические задания:

  1. используя текстовый процессор Word, составить блок-схему для решения задачи № 31 стр. 26 учебника Горячева А.В. «Информатика в играх и задачах» 3 класс, 1 часть
  2. используя электронную таблицу Excel, составить кроссворд для учащихся (задача № 42 стр. 55 учебника Горячева А.В. «Информатика в играх и задачах» 3 класс, 1 часть)
  3. используя графический редактор Paint, нарисовать Парусник и раскрасить его цветами по заданному графу (задача № 40 стр. 24 учебника Горячева А.В. «Информатика в играх и задачах» 3 класс, 2 часть)
  4. используя программу Power Point, создать презентацию для выполнения задачи № 9 стр. 10 учебника Горячева А.В. «Информатика в играх и задачах» 4 класс, 1 часть)
  5. познакомиться с программой Tux Paint
  6. познакомиться с алгоритмическими и логическими задачами из пакета Роботландия
  7. познакомиться с программой LEGO

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания по информатике, начальная школа

Ох и трудная эта работа - составить олимпиаду по какому-либо предмету. Перелистала много литературы, использовала интернет. Буду рада, если кому пригодиться!!!Использова задания с:http://konkurskit.or...

Научно-методическая статья "ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАЧИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД" (по материалам курсового исследования)

В связи с введением ФГОС методические науки осуществляют поиск таких форм, методов, методик преподавания школьных предметов, которые позволили бы в полной мере реализовать весь комплекс задач, сформул...

методические материалы к урокам в начальной школе

Очень интересный материал по развитию речи по ФГОС...

Сборник методических материалов "Преемственность детский сад-начальная школа"

  Одним из важнейших принципов взаимодействия педагога-психолога...

Начальная школа. Методические материалы Материалы в помощь учителям начальной школы, реализующим ФГОС

Переход на пятидневную учебную неделю ведется параллельно с переходом на обновленное содержание образования и может быть осуществлен во всех организациях образования, независимо от видов, типов, форм ...

Методическая разработка выпускного праздника в начальной школе "До свидания, школа начальная!"

Сценарий мероприятия, тексты песен, стихи о детях, слова=напутствия от учителя и родителей...

ИНФОРМАТИКА НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА 21 ВЕКА

Авторская методическая разработка учителя информатики и педагога дополнительного образования Роговского Алексея Анатольевича. Рабочая программа для планиования и проведения занятий с обучающимися нача...