Проект "Наши певчие друзья"
проект по окружающему миру (3 класс) на тему
В материале представлены этапы работы над ученическим проектом в 3 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Название проекта: «Наши певчие друзья».
Руководитель проекта: Сорокина Е.В.
Учебный предмет, в рамках которого проводился проект: краеведение.
Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: русский язык, трудовое обучение, изобразительное искусство.
Состав учащихся: 3 класс.
Вид проекта: образовательный.
Тип проекта: информационно-исследовательский, коллективный, межпредметный, краткосрочный.
Актуальность проблемы: Рядом с нами обитает огромное количество животных. Иногда мы общаемся с ними, а иногда не замечаем, как наши меньшие братья нуждаются в помощи, особенно в тяжёлое для них время. Чтобы быть друзьями и правильно помогать нашим соседям, нужно с ними познакомиться.
Объект исследования: птицы.
Предмет исследования: внешние и внутренние особенности зимующих птиц.
Цели проекта:
- Выяснить, каким образом организмы птиц обеспечивают их выживание в зимний период.
- Формирование экологической грамотности.
- Формирование внимательного, бережного отношения к нашим «меньшим братьям».
- Способствовать приобретению навыков самостоятельной познавательной деятельности, навыков работать в группе, умению работать с дополнительной литературой.
Задачи проекта:
- Выяснить влияние сезонов на жизнь птиц.
- Выяснить, как ведут себя птицы во время морозов, от чего погибают зимой, и как мы можем помочь птицам.
- Развивать умение обобщать и сравнивать собранный материал.
- Развивать умение выражать свою точку зрения.
- Воспитывать ответственность за порученное дело.
Предполагаемый продукт проекта: коллективная исследовательская работа с изложением фактических материалов и результатов, стенгазета (буклет) для городского конкурса ПДТ «Наши пернатые друзья», изготовление кормушек, написание сочинения на основе собранных материалов.
Гипотеза: структура организмов птиц - это способность в выживанию в зимний период.
Используемые методы: изучение литературы, наблюдение, сравнение, обобщение, анализ, опрос.
Описание проекта:
1.Подготовительный этап.
Содержание работы на этапе | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
а) выбор темы и целей проекта (через проблемную ситуацию, беседу, опрос); б) определение ко- личества участников проекта, состава группы. | Обсуждают тему с учите- лем и получают при необходимости дополнительную информацию, устанавливают цели. | Знакомит с сутью проектной технологии и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей. |
На уроке краеведения учащиеся узнали о птицах, которые остаются зимовать в городе, познакомились с внешними признаками и способом питания зимующих птиц. Учащиеся во время зимней экскурсии заметили, что некоторые птицы в морозные дни очень активны, а другие отдыхают, распушив перья.
На вопросы учителя: «Почему птицы гибнут зимой?», «Как птицы приспосабливаются к зимней стуже?» правильный ответ на первый вопрос дали лишь 10 учащихся из 21 человека, 3 учащихся ответили неполно, остальные учащиеся дали неправильный ответ. На второй вопрос правильно ответили 10 учащихся, 7 человек ответили неполно, а 4 человека сомневались в правильности ответа. На основе данных результатов была составлена таблица:
Уровень | 1 вопрос | 2 вопрос |
Высокий | 48% | 48% |
Средний | 14% | 33% |
Низкий | 38% | 19% |
Учащиеся заинтересовались данными вопросами и решили найти правильные ответы. Понаблюдав за птицами, они сделали вывод, что птицам зимой нужно помогать и решили на уроке труда сделать кормушки, причём свой вклад должны внести все учащиеся.
2.Планирование работы.
Содержание работы на этапе | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
а) определение источников информации (Интернет, дополнительная литература, опрос взрослых) б) планирование способов сбора и анализа информации; в) планирование итогового продукта (формы представления результата). Продукт: - отчет ( устный с демонстрацией материалов); -отчёт (сочинение); -издание буклета-стенгазеты; -изготовление кормушек. г) установление процедур и критериев оценки процесса работы, результатов; д) распределение обязанностей среди членов команды: оформители, наблюдатели, журналисты. | Вырабатывают план действий. Формулируют задачи: 1.Выяснить влияние сезонов на жизнь птиц. 2.Выяснить, как ведут себя птицы во время морозов, от чего погибают зимой, и как мы можем помочь птицам. | Предлагает идеи, высказывает предположения, определяет сроки работы (поэтапно). |
Наблюдая за поведением птиц во время экскурсии осенью и сравнивая их поведение в зимний период, учащиеся задали себе вопросы: как птицы переживают холод, как ведут себя во время морозов, согревают ли их перья и почему зимой птицы падают в «обмороки»?
3.Исследовательская деятельность.
Содержание работы на этапе | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
Сбор информации, решение промежу- точных задач. Основные формы работы: опросы, наблюдения, изуче- ние литературных источников. Организация экскурсий, экспериментов. | Проводят исследования, решая промежуточные задачи | Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, орга- низует и координи- рует в случае необходимости отдельные этапы проекта. |
Из литературы мы узнали, что птицы принадлежат к теплокровным животным с постоянной температурой тела, то есть они могут поддерживать в своём теле постоянную температуру. Ещё мы выяснили, что высокая температура птиц связана с некоторыми особенностями организмов: у них очень высокий уровень обмена веществ. Горячая кровь с огромной быстротой омывает маленькое тело птицы, разносит питательные вещества, уносит продукты распада. С этим связана частота сердцебиения птиц.
Для получения достаточного количества энергии птицы нуждаются в большом количестве пищи, которую с приходом зимы добывать становится труднее, поэтому так важно подкармливать птиц в холода, когда естественного корма становится мало. Наблюдая за птицами осенью, мы заметили их большую активность. Оказывается, птицам к зиме необходимо сделать энергетические запасы за счёт усиленного питания, увеличив к зиме свой вес. Увеличение массы тела объясняется отложением подкожного жира, который является источником энергии и помогает пережить холод. А когда зима продолжительна и наступает нехватка корма, то птицы теряют в весе и погибают.
Перья птиц образуют равномерный слой, который препятствует потере тепла. Между перьями находится воздух, и тело не отдаёт теплоту в окружающую среду. Иногда мы замечаем, что в морозы птицы нахохливаются и взъерошивают свои перья. Оказывается, организм реагирует на холод, посылая кровь во внутренние органы, взъерошивая перья, чтобы увеличить теплосохраняющий слой, заставляя птицу дрожать, что тоже способствуют согреванию. Именно к зиме у птиц увеличивается густота и пушистость оперения. А у некоторых птиц перья даже удлиняются.
А как же ведут себя птицы ночью, ведь именно в это время суток птицы находятся в состоянии покоя, во время которого питание полностью прекращается? Родители наших ребят помогли пронаблюдать за поведением птиц ночью. Именно в это время суток птицы уязвимы для зимних морозов, поэтому они используют различные убежища: крыши домов, чердаки и т.д. Некоторые птицы, например галки, синицы, ночуют группами, согревая друг друга, хвостами наружу.
4.Результаты или выводы.
Содержание работы на этапе | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
Анализ информации. Формулировка выводов. Оформление результата. | Анализируют информацию. Оформляют результаты. | Наблюдает, советует. |
В результате коллективного исследования ребята выяснили, что для птиц губителен голод, а не морозы, а благодаря некоторым особенностям организмов «наши меньшие братья» смогли приспособиться к суровым погодным условиям. Следовательно, гипотеза о том, что структура организма птиц – это способность к выживанию, подтвердилась, и птицы падают зимой в «обмороки» именно от голода, когда заканчивается энергетический запас.
5.Представление готового продукта.
Содержание работы на этапе | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
Представление разнообразных форм результата работы. | Отчитываются, полемизируют, отстаивают свою точку зрения, делают окончательные выводы. | Слушает, задает вопросы в роли рядового участника. |
В завершении исследовательской работы учащимися класса был представлен устный отчёт с демонстрацией материалов, на основе которого была оформлена стенгазета-буклет для конкурса «Наши певчие друзья», объявленного Первомайским домом творчества. На уроке труда и дома при помощи родителей каждым учеником класса были изготовлены кормушки для птиц, а затем развешены в спокойных и удобных для подсыпки кормов местах микрорайона. На уроке русского языка было написано сочинение по материалам исследования «Как помочь птицам?», в котором учащиеся высказали свои предложения по данному вопросу. Самые интересные сочинения были озвучены в классе на следующем уроке.
6.Оценка процесса и результатов работы.
Содержание работы на этапе | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок. Рефлексия. | Оценивает усилия учащихся, креативность мышления, качество использования источников, потенциал продолжения работы по выбранному направлению, качество отчета. |
Подводя итоги работы, учащимся вновь были заданы вопросы: «Почему птицы гибнут зимой?», «Как птицы приспосабливаются к зимней стуже?»; на этот раз правильно ответили все ученики класса.
Используемая литература:
1. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2008. 2.Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М., 1998. 3.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. - М.,2015. 4.Птицы. Атлас-определитель. – М., «Просвещение», 1999. 5.Юным любителям природы. - М., «Просвещение», 2000. 6.Я познаю мир. Птицы. – М. «АСТ», 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2023/06/12/picture-63309-1686594068.jpg)
Урок чтения. Первый класс. "Как найти настоящих друзей? (отрывок из книги Эдуарда Успенского «Крокодил Гена и его друзья»)."
Урок способствует формированию универсальных учебных действий: умению ориентироваться в учебнике; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/06/18/picture-92712.jpg)
Интегрированный урок (окружающий мир + математика) во 2 классе. Тема: "Певчие птицы. Закрепление изученного.".
На этом уроке ребята не только закрепляют умения решать примеры, уравнения, задачи изученных видов, но и получают возможность прикоснуться к тайнам природы. Выполняя математические задания, ученики уз...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/19/picture-470781-1408471321.jpg)
ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ – ТВОИ ДРУЗЬЯ, ЗАБЫВАТЬ ДРУЗЕЙ НЕЛЬЗЯ
Тематическое занятие. Цель: закрепить знания о правилах дорожного движения; научиться различать сигналы светофора....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/17/picture-384228-1389972633.jpg)
Внеклассное занятие в 4 классе. Тема: Игра - КВН «Наши певчие друзья»
Внеклассное занятие в 4 классе.Тема: Игра - КВН «Наши певчие друзья»...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/17/picture-552299-1418805150.jpg)
«Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями – много» Классный час
Урок о дружбе.Формирует у детей понятие о дружбе, учит видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения.Воспитывает дружеские взаимоотношения: доб...
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/30/picture-66519-1561893868.jpg)
Онлайн кроссворд "Певчие птицы"
Вы любите кроссворды? Предложите Вашему ребёнку решить онлайн кроссворд о породах собак. Просто перейдите по ссылке: https://onlinetestpad.com/5pj7dkd3hj2e2 Решать кроссворд не сложно: ...
Тема урока : «Птицы. Зимующие и перелетные птицы. Хищные и певчие птицы»
Открытый урок на тема : «Птицы. Зимующие и перелетные птицы. Хищные и певчие птицы»...