Проект "Наши певчие друзья"
проект по окружающему миру (3 класс) на тему

Сорокина Евгения Валерьевна

В материале представлены этапы работы над ученическим проектом в 3 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_nashi_pevchie_druzya.docx24.16 КБ

Предварительный просмотр:

Название проекта: «Наши певчие друзья».

Руководитель проекта: Сорокина Е.В.

Учебный предмет, в рамках которого проводился проект: краеведение.

Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: русский язык, трудовое обучение, изобразительное искусство.

Состав учащихся: 3 класс.

Вид проекта: образовательный.

Тип проекта: информационно-исследовательский, коллективный, межпредметный, краткосрочный.

Актуальность проблемы: Рядом с нами обитает огромное количество животных. Иногда мы общаемся с ними, а иногда не замечаем, как наши меньшие братья нуждаются в помощи, особенно в тяжёлое для них время. Чтобы быть друзьями и правильно помогать нашим соседям, нужно с ними познакомиться.

Объект исследования: птицы.

Предмет исследования: внешние и внутренние особенности зимующих птиц.

Цели проекта:

  1. Выяснить, каким образом организмы птиц обеспечивают их выживание в зимний период.
  2. Формирование экологической грамотности.
  3. Формирование внимательного, бережного отношения к нашим «меньшим братьям».
  4. Способствовать приобретению навыков самостоятельной познавательной деятельности, навыков работать в группе, умению работать с дополнительной литературой.

 Задачи проекта:

  1. Выяснить влияние сезонов на жизнь птиц.
  2. Выяснить, как ведут себя птицы во время морозов, от чего погибают зимой, и как мы можем помочь птицам.
  3. Развивать умение обобщать и сравнивать собранный материал.
  4. Развивать умение выражать свою точку зрения.
  5. Воспитывать ответственность за порученное дело.

Предполагаемый продукт проекта: коллективная исследовательская работа с изложением фактических материалов и результатов, стенгазета (буклет) для городского конкурса ПДТ «Наши пернатые друзья», изготовление кормушек, написание сочинения на основе собранных материалов.

Гипотеза: структура организмов птиц - это способность в выживанию в зимний период.

Используемые методы: изучение литературы, наблюдение, сравнение, обобщение, анализ, опрос.

Описание проекта:

1.Подготовительный этап.

Содержание работы на этапе

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

а) выбор темы и целей проекта

 (через проблемную ситуацию, беседу, опрос);

б) определение ко- личества участников проекта, состава группы.

Обсуждают тему с учите-

лем и получают при

необходимости дополнительную информацию, устанавливают цели.

Знакомит с сутью проектной технологии и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей.

На уроке краеведения учащиеся узнали о птицах, которые остаются зимовать в городе, познакомились с внешними признаками и способом питания зимующих птиц. Учащиеся во время зимней экскурсии заметили, что некоторые птицы в морозные дни очень активны, а другие отдыхают, распушив перья.

На вопросы учителя: «Почему птицы гибнут зимой?», «Как птицы приспосабливаются к зимней стуже?» правильный ответ на первый вопрос дали лишь 10 учащихся из 21 человека, 3 учащихся ответили неполно, остальные учащиеся дали неправильный ответ. На второй вопрос правильно ответили 10 учащихся, 7 человек ответили неполно, а 4 человека сомневались в правильности ответа. На основе данных результатов была составлена таблица:

Уровень

1 вопрос

2 вопрос

Высокий

48%

48%

Средний

14%

33%

Низкий

38%

19%

Учащиеся заинтересовались данными вопросами и решили найти правильные ответы. Понаблюдав за птицами, они сделали вывод, что птицам зимой нужно помогать и решили на уроке труда сделать кормушки, причём свой вклад должны внести все учащиеся.

2.Планирование работы.

Содержание работы на этапе

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

а) определение источников информации

(Интернет, дополнительная литература, опрос взрослых)

б) планирование способов сбора и анализа информации;

в) планирование итогового продукта   (формы представления результата).

Продукт:

- отчет ( устный с демонстрацией материалов);

 -отчёт (сочинение);

-издание буклета-стенгазеты;

-изготовление кормушек.

г) установление процедур и критериев оценки процесса работы, результатов;

д) распределение обязанностей среди членов команды: оформители,

наблюдатели,

журналисты.

Вырабатывают план действий.

Формулируют задачи:

1.Выяснить влияние сезонов

на жизнь птиц.

2.Выяснить, как ведут себя птицы

во время морозов,

от чего погибают зимой, и как мы

можем помочь птицам.

Предлагает идеи, высказывает

предположения, определяет сроки

 работы (поэтапно).

Наблюдая за поведением птиц во время экскурсии осенью и сравнивая их поведение в зимний период,  учащиеся задали себе вопросы: как птицы переживают холод, как ведут себя во время морозов,  согревают ли их перья и почему зимой птицы  падают в «обмороки»?

3.Исследовательская деятельность.

Содержание работы на этапе

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Сбор информации, решение промежу-

точных задач.

 Основные формы работы:    опросы,

наблюдения, изуче-

ние литературных источников.

Организация экскурсий, экспериментов.

Проводят исследования, решая промежуточные задачи

Наблюдает,   советует,

косвенно       руководит

деятельностью,    орга-

низует   и     координи-

рует  в   случае необходимости отдельные   этапы проекта.

Из литературы мы узнали, что птицы принадлежат к теплокровным животным с постоянной температурой тела, то есть  они могут поддерживать в своём теле постоянную температуру. Ещё мы выяснили, что высокая температура птиц связана с некоторыми особенностями организмов: у них очень высокий уровень обмена веществ.  Горячая кровь с огромной быстротой омывает маленькое тело птицы, разносит питательные вещества, уносит продукты распада. С этим связана частота сердцебиения птиц.

Для получения достаточного количества энергии птицы нуждаются в большом количестве пищи, которую  с приходом зимы добывать становится труднее, поэтому так важно подкармливать птиц в холода, когда естественного корма становится мало. Наблюдая за птицами осенью, мы заметили их большую активность. Оказывается, птицам к зиме необходимо сделать энергетические запасы за счёт усиленного питания, увеличив к зиме свой вес. Увеличение массы тела объясняется отложением подкожного жира, который является источником энергии и помогает пережить холод. А когда зима продолжительна и наступает нехватка корма, то птицы теряют в весе и погибают.

Перья птиц образуют равномерный слой, который препятствует потере тепла. Между перьями находится воздух, и тело не отдаёт теплоту в окружающую среду. Иногда мы замечаем, что в морозы  птицы нахохливаются и взъерошивают свои перья. Оказывается, организм реагирует на холод, посылая кровь во внутренние органы, взъерошивая перья, чтобы увеличить теплосохраняющий слой, заставляя птицу дрожать, что тоже способствуют согреванию. Именно к зиме у птиц увеличивается густота и пушистость оперения. А у некоторых птиц перья даже удлиняются.

А как же ведут себя птицы ночью, ведь именно в это время суток птицы находятся в состоянии покоя, во время которого питание полностью прекращается? Родители наших ребят помогли пронаблюдать за поведением птиц ночью. Именно в это время суток птицы уязвимы для зимних морозов, поэтому они используют различные убежища: крыши домов, чердаки и т.д. Некоторые птицы, например галки, синицы, ночуют группами, согревая друг друга, хвостами наружу.

4.Результаты или выводы.

Содержание работы на этапе

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Анализ информации. Формулировка выводов. Оформление результата.

Анализируют информацию. Оформляют результаты.

Наблюдает, советует.

В результате коллективного исследования ребята выяснили, что для птиц губителен голод, а не морозы, а благодаря некоторым особенностям организмов  «наши меньшие братья» смогли приспособиться к суровым погодным условиям. Следовательно, гипотеза о том, что структура организма птиц – это способность к выживанию, подтвердилась, и птицы падают зимой в «обмороки» именно от голода, когда заканчивается энергетический запас.

5.Представление готового продукта.

Содержание работы на этапе

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Представление разнообразных форм

 результата работы.

Отчитываются, полемизируют,

отстаивают свою точку зрения, делают

окончательные выводы.

Слушает, задает вопросы в роли рядового участника.

В завершении исследовательской работы учащимися класса был представлен  устный отчёт с демонстрацией материалов, на основе которого была оформлена стенгазета-буклет для конкурса «Наши певчие друзья», объявленного Первомайским домом творчества. На уроке труда и дома при помощи родителей каждым учеником класса были изготовлены кормушки для птиц, а затем развешены в спокойных и удобных для подсыпки кормов местах микрорайона. На уроке русского языка было написано сочинение по материалам исследования «Как помочь птицам?», в котором учащиеся высказали свои предложения по данному вопросу. Самые интересные сочинения были озвучены в классе на следующем уроке.

6.Оценка процесса и результатов работы.

Содержание работы на этапе

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок.

Рефлексия.

Оценивает усилия учащихся,  креативность мышления, качество использования источников, потенциал продолжения работы по выбранному направлению, качество отчета.

Подводя итоги работы, учащимся вновь были заданы вопросы: «Почему птицы гибнут зимой?», «Как птицы приспосабливаются к зимней стуже?»; на этот раз правильно ответили все ученики класса.

Используемая литература:

1. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2008.                  2.Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе                    образования. - М., 1998.                                                                                                                3.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. - М.,2015. 4.Птицы. Атлас-определитель. – М., «Просвещение», 1999.                                            5.Юным любителям природы. - М., «Просвещение», 2000.                                                   6.Я познаю мир. Птицы. – М. «АСТ», 2001.                                                                                                    

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения. Первый класс. "Как найти настоящих друзей? (отрывок из книги Эдуарда Успенского «Крокодил Гена и его друзья»)."

Урок способствует формированию универсальных учебных действий: умению ориентироваться в учебнике; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; ...

Интегрированный урок (окружающий мир + математика) во 2 классе. Тема: "Певчие птицы. Закрепление изученного.".

На этом уроке ребята не только закрепляют умения решать примеры, уравнения, задачи изученных видов, но и получают возможность прикоснуться к тайнам природы. Выполняя математические задания, ученики уз...

ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ – ТВОИ ДРУЗЬЯ, ЗАБЫВАТЬ ДРУЗЕЙ НЕЛЬЗЯ

Тематическое занятие. Цель: закрепить знания о правилах дорожного движения; научиться различать сигналы светофора....

Внеклассное занятие в 4 классе. Тема: Игра - КВН «Наши певчие друзья»

Внеклассное занятие в 4 классе.Тема: Игра - КВН  «Наши певчие друзья»...

«Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями – много» Классный час

Урок о дружбе.Формирует у детей понятие о дружбе, учит видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения.Воспитывает дружеские взаимоотношения: доб...

Онлайн кроссворд "Певчие птицы"

Вы любите кроссворды? Предложите Вашему ребёнку решить онлайн кроссворд о породах собак. Просто перейдите по ссылке: https://onlinetestpad.com/5pj7dkd3hj2e2 Решать кроссворд не сложно: ...

Тема урока : «Птицы. Зимующие и перелетные птицы. Хищные и певчие птицы»

Открытый урок на тема :  «Птицы. Зимующие и перелетные птицы. Хищные и певчие птицы»...