Лекции по краеведению
учебно-методическое пособие ( класс) на тему
Методическое пособие для учителей краеведения.
в пособии хорошо преподнесен материал для учащихся: предмет и задачи краеведения, четырехступенчатое деление краеведения, этапы краеведческого исследования и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lektsii_po_kraevedeniyu.docx | 53.23 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛЕКЦИИ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ
ГЛАВА I. ЗАДАЧИ, ОБЪЕКТЫ, НАПРАВЛЕНИЯ КРАЕВЕДЕНИЯ
1. Предмет и задачи краеведения
По определению академика С.В.Колесника, краеведение— это такая дисциплина, которая всесторонне изучает малые территории. В своих исследованиях краеведение использует данные других наук, например геологии, географии, социально-экономических, исторических, этнографических и т.д.
Под малой территорией подразумевается административный район, сельсовет, колхоз, небольшой город, сельское поселение и т. п. При этом все изучаемые факты, явления и процессы прослеживаются в данном крае в комплексе, т. е. во всех их причинно-следственных связях.
Малая территория наиболее доступна для непосредственных личных наблюдений и обследований, экскурсий и сбора всякого рода материалов. На этой территории явственнее сказывается зависимость исследуемых явлений от чисто местных, постоянно меняющихся условий, и поэтому имеется возможность детальнее выяснить особенности природы, а также жизни и деятельности населения. Наоборот, исследование более крупных географических районов сглаживает влияние, местных различий и приобретает более общий характер, переходя из краеведческого в географическое или даже страноведческое. С этим связана и другая особенность краеведения: исследование должно дать не только картину на какой-то момент, но и проследить динамику за более или менее продолжительное время. В анализе такой динамики убедительно проявляется взаимозависимость всех компонентов изучаемого природного и культурного микроландшафта, и вместе с тем открывается путь к прогнозу возможных или ожидаемых изменений в связи с перспективами более крупного района (область, группа областей), в состав которого входит исследуемый микрорайон.
2. Четырехступенчатое деление в краеведении
Небольшую территорию, как объект краеведения, можно разделить на четыре ступени:
Усадьба;
Деревня (улица);
Район (город);
Область (край)
При изучении усадьбы - минимальной территории, рассматриваемой как отдельный объект исследования, представляется возможным наиболее полно осуществлять два основных краеведческих принципа: комплексность изучения предмета, т. е. его всесторонность и детализацию, т. е, его полноту и глубину. Конечно, эти же принципы применимы и в последующих ступенях - при изучении деревни, района, области, и даже за пределами краеведения - в страноведении, но, однако, степень всесторонности и полноты изучения здесь будет резко уменьшаться по мере перехода к последующим ступеням.
Хотя педагогика уже давно признала необходимость начинать обучение с предметов наиболее близких для ученика, этот принцип во всех школьных программах и по настоящее время сохранил скорее декларативное, чем практическое значение. Да, в школьных прописях для 1-го класса упоминают такие слова, как мама, папа. Маша, Петя, дом, двор и т. д. Но на следующем этапе обучения минуется изучение семьи и усадьбы, населенного пункта, ближайшего природного окружения. Резкий переход к понятиям государства и даже мировой цивилизации образует болезненный разрыв в образовании человека, снижает потенциал духовного становления его как гражданина. Введение в курс обучения четырехступенчатого краеведения как самостоятельного предмета, призвано восполнить этот пробел в образовании.
Изучение истории семьи требует звания генеалогии. Эта вспомогательная историческая дисциплина приобретает здесь большое значение. При этом соблюдается и основной педагогический принцип, требующий начинать обучение с познания самых близких и знакомых объектов.
Изучение усадьбы, семьи и отдельной личности позволяет наиболее полно и глубоко воплотить в жизнь сочетание гуманизации образования с идеями интеграции и взаимосвязи различных научных дисциплин. Такое изучение затрагивает все проблемные области, и в первую очередь такие, как "Личность", "Общество", "История" (имеется в виду история общества и природы, включая вопросы экологии).
Изучение малых территорий не только не заслоняет знакомство с "большой историей", то есть с историей отечества, и даже всей человеческой цивилизации, а, наоборот, облегчает это знакомство через познание жизни нескольких поколений любой семьи, в том числе, и, прежде всего - своей.
Для каждого представляется возможность наиболее полно выявить взаимосвязь своей местности, так называемой "малой родины", с другими регионами отечества, и через личную сопричастность глубже осознать значение исторических событий любого масштаба, воспитать в себе чувство гражданственности и высокой нравственности.
3. Объекты краеведения
Когда говорится о всестороннем изучении края, то, прежде всего, имеется в виду:
изучение природы и всех ее элементов (геология, рельеф, богатства недр, почва, климат, водоемы, растительность, животный мир) в их взаимной связи, взаимообусловленности и взаимодействии; естественные процессы в жизни природы, некоторые из них частично обусловлены человеческой деятельностью (карстовые процессы, оползни, рост речных долин, изменение русла рек, рост оврагов, эрозия почв и т. д.);
историческое прошлое и демография (этнография города и селения, топонимика и т. д.);
экономическая жизнь, связь между природной средой и хозяйством, связь между отдельными сторонами хозяйства, хозяйственное строительство и т. д.;
культурная и духовная жизнь, и творческая деятельность населения (народное искусство, фольклор, архитектура, художественные промыслы).
Краеведение имеет две ветви: историческую и природоведческую. В историческом краеведении рассматривается история общества, в природоведческом – история природы.
В процессе развития краеведения в России наметилось два его направления: научное и школьное.
Научное краеведение, направленное на всестороннее изучение различных территорий страны, расширялось и углублялось вместе с развитием науки. Краеведческие исследования вели многие университеты, отделения и филиалы научных обществ (Вольного экономического, Археологического, Географического, Истории древностей российских, Любителей естествознания, антропологии и этнографии и др.), губернские архивные комиссии, земства.
В разных частях страны были организованы краеведческие научно-исследовательские институты и музеи, которые развернули разностороннюю работу по изучению своего края. Эти краеведческие учреждения в своей деятельности опирались на массовое самодеятельное движение краеведов-любителей. По всей стране, на предприятиях и в учреждениях, создавались краеведческие кружки, которые объединялись в местные (губернские, областные, городские и т. п.) общества краеведения и возглавлялись Центральным бюро краеведения.
Важную роль в развитии школьного краеведения в России сыграл К. Д. Ушинский, который в ряде своих работ теоретически обосновал «родиноведческий принцип» в обучении, показал большое воспитательное и образовательное значение изучения своего края.
Краеведческую работу в школах ведут сами учащиеся под руководством учителей. При этом объем, содержание, и формы краеведческой работы зависят от возраста учащихся, от их общего кругозора, уровня знаний и умений.
4. Этапы краеведческого исследования
Краеведческие исследования, как правило, охватывают вопросы, разрабатываемые другими географическими и общественными науками. Понятно, что в краеведении используются и методические приемы этих наук. Однако при комплексном характере краеведения и его практической устремленности вырабатываются свои приемы исследования и картографирования, обусловленные крупномасштабностью исследований.
Первый этап работы. Разыскание или изготовление карты. Исследовательская работа в краеведении начинается и заканчивается картой. Решающую роль при этом играет масштаб карты. Он соответствует степени детальности изучения. Краеведы обычно пользуются картами крупного масштаба, например 1:200000, а для отдельных тем даже крупнее 1:100000, 1:50 000, 1:25 000 и т. д. Такая карта помогает ориентироваться в окружающей местности, дает первоначальный материал для выявления ряда местных особенностей и служит для фиксации результатов изучения.
Территорию и границы микрорайонов краевед выбирает в соответствии со своими интересами и возможностями вести систематические повторные наблюдения и собирать материал. Это может быть малый или средний город, район или группа улиц и кварталов крупного города, промышленный микрорайон, сельсовет или сельскохозяйственный микрорайон (колхоз, совхоз), санаторно-курортный микрорайон и т. д. Предметом изучения может быть и внутриобластной комплекс, выделяемый в процессе дробного экономического районирования, на основе итогов предварительных детальных исследований мелких и мельчайших ареалов.
Второй этап работы. Разыскание и изучение литературных, статистических, картографических, мемориальных и прочих материалов и документов (в том числе и отчетов работавших в районе научных экспедиций). Для этого следует использовать библиографические справки в своей районной или лучше в областной библиотеке, можно запросить Государственную библиотеку им. В. И. Ленина в Москве или Государственную библиотеку им. М. Е. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде. Можно самостоятельно найти сведения о книгах, журнальных и газетных статьях из указателей «Книжной летописи», «Летописи журнальных статей», «Летописи газетных статей», издаваемых Всесоюзной книжной палатой.
Ценные сведения можно извлечь, работая в архивах. Наряду с разными документами здесь могут быть отчетные материалы предыдущих исследований вашего края. Особенно трудно бывает познакомиться с отчетами экспедиций, которые приезжали из центра и в вашем краю работали над какой-либо частной проблемой. Тут могут в какой-то степени помочь сотрудники в ближайшем или районном или даже областном краеведческом музее; иногда такие сведения имеются в одном из институтов Академии наук СССР, в МГУ (в частности, в Музее землеведения), в московских центральных музеях (Историческом, Истории революции и т. п.), в Московском филиале Географического общества СССР и т. д.
Третий этап работы. Работа над письменными источниками может занять несколько лет кропотливого и настойчивого труда. И вы поступите разумно, если, не откладывая дело в дальний ящик, приступите к основному звену исследовательской работы — к походам и экскурсиям.
Экскурсии проводятся систематически, по заранее намеченным маршрутам, не один раз в году и не один год. Только тогда у вас может получиться не «моментальный» снимок, а нечто динамическое, эволюционное.
В походах и экскурсиях ведутся и записываются наблюдения (объекты наблюдений фотографируются, народные песни, сказания и т. п. записываются на магнитофон), собираются вещественные и другие материалы и экспонаты (археологические, геологические, ботанические, этнографические, экономические и т. п.).
Экскурсии бывают двух родов:
а) отраслевые: природно-географические, исторические, этнографические, литературоведческие, искусствоведческие, архитектуроведческие и т. д. Их задача — изучить те объекты, которыми занимаются соответствующие науки и которые характерны для данного края;
б) комплексные краеведческие экскурсии — по отдельным частям края. В таких экскурсиях наблюдают или изучают сочетание и взаимообусловленность разных сторон истории и современной жизни края, его природно-географической среды, этнографических особенностей, экономики, культурно-просветительных учреждений и местных достопримечательностей.
Четвертый этап краеведческих исследований — обработка всех добытых материалов, результатов наблюдений и их обобщение.
ГЛАВА II. ИСТОЧНИКИ ИЗУЧЕНИЯ КРАЕВЕДЕНИЯ
Все источники изучения краеведения можно разделить на следующие группы:
Краеведческая библиография;
Статистические источники;
Картографические источники;
Архивные источники;
Устные источники;
Памятники истории и культуры как источник краеведения;
Музеи;
Наблюдение объектов и процессов природы как источник краеведческих знаний.
Краеведческая библиография
Основным источником сведений о крае служат книги, периодические издания (статьи в журналах и газетах), карты, изобразительная продукция и продолжающиеся издания (сборники трудов и ученые записки научных обществ, научно-исследовательских институтов, высших учебных заведений и др.). Как правило, это книги, в которых рассказывается о различных сторонах развития края — его истории, экономике, культуре, природных богатствах, достопримечательностях.
Они могут содержать первичную информацию (памятники истории и культуры своей эпохи), но в большинстве случаев обобщают опосредованную информацию, воспринятую и переработанную авторами из источников.
Краеведческая библиография, как и библиография вообще, - важнейшее средство информации о вышедшей в прошлом и вновь выходящей литературе. В ее задачи входит выявление, учет, характеристика и пропаганда краеведческой литературы.
Краеведческая библиография весьма разнообразна по виду изданий, по назначению и полноте отбора литературы, по периодичности выпуска и охватываемому периоду, по тематике.
По виду издания различаются:
- библиографические указатели, изданные как отдельные книги или брошюры;
печатные каталоги местных библиотек;
- библиографические списки внутри книг: перечни использованной литературы или литературы по теме книги подстрочные ссылки;
- списки литературы к статьям, обзоры литературы и рецензии.
С точки зрения периодичности выпуска можно выделить краеведческую библиографию текущую и ретроспективную.
Текущая краеведческая библиография (обычно учетно-регистрационного типа) выпускается регулярно, и ее хронологические рамки определяются сроками изданий. К ним относятся, в частности, «Книжная летопись», «Журнальная летопись», «Книжное обозрение», библиографические указатели о местном крае, периодически издаваемые республиканскими и областными библиотеками, а также библиографические указатели статей, опубликованных местными журналами за год (они даются в последних номерах журналов).
В отличие от текущей, ретроспективная краеведческая библиография охватывает литературу о крае, вышедшую за определенный период.
Все рекомендательные краеведческие библиографические издания обычно являются ретроспективными, поскольку отбор литературы в них обусловлен их назначением; нижняя хронологическая граница в них определяется составителями, а верхняя соответствует времени их выпуска.
Сведения о крае могут содержаться как в специальной литературе, посвященной данному краю (издаваемой, в основном, в его пределах), так и в различных центральных и местных изданиях, охватывающих своим рассмотрением всю страну или регион, в состав которых входит данный край.
Литературные источники многообразны: монографии и сборники, очерки и мемуары, научная и научно-популярная литература, публицистика и издания справочного характера.
Краеведческая библиография весьма разнообразна в тематическом отношении, по широте тематических рамок.
Имеются библиографические указатели и списки широкого охвата разнообразной литературы, всесторонне освещающей край.
Весьма многочисленны библиографические издания с более узкими тематическими границами, посвященные каким-либо отраслям знания, аспектам хозяйственной и культурной жизни края, определенным проблемам.
Большую группу в краеведческой библиографии составляет литература, посвященная лицам, деятельность которых связана с данным краем.
Центрами краеведческой библиографии служат местные республиканские, областные (краевые), городские и районные массовые библиотеки. Сосредоточивая в своих фондах литературу о местном крае, они ведут библиографическую работу и составляют указатели краеведческой литературы, осуществляют справочную и информационную работу, пропагандируют литературу местных изданий. Основой всей это многообразной работы является краеведческий справочно-библиографический аппарат библиотеки.
В его состав входит система библиотечных каталогов, указатели и справочники, а также разнообразные архивные краеведческие материалы, собираемые библиотеками.
2. Статистические источники
Одним из основных источников при изучении края служат данные государственной статистики.
Периодически проводимые переписи дают сведения о состоянии населения на данный момент, кроме того, содержат сведения о его численности, естественном движении, семейности, социально-демографическом и национальном составе населения, уровне его образования, размещении и миграции.
В промежутке между переписями учет населения ведут отделы записи актов гражданского состояния (ЗАГС), регистрирующие рождения, смерти, браки и разводы, а также паспортные отделы милиции, регистрирующие приезд и выезд людей по данному населенному пункту. Все эти сведения ЗАГСы и паспортные отделы сообщают в районные и городские ЦСУ, поэтому в местных органах ЦСУ имеются данные о населении данного региона на текущий год.
4. Картографические источники
Географическая карта — это уменьшенное и обобщенное изображение поверхности Земли на плоскости, своеобразная модель этой поверхности. Наука, которая занимается теорией и методикой составления карт, называется картографией, а методы исследования, в которых участвует карта, — картографическими. В краеведческих исследованиях карты служат как источником информации, так и для демонстрации результатов, полученных другими способами. Карты классифицируются по территориальному охвату, по содержанию, по масштабу и по степени схематизации изображения.
По содержанию карты делятся на общегеографические и специализированные. На общегеографических картах изображаются внешние черты природных условий (береговые линии морей и океанов), реки и озера, рельеф, населенные пункты, границы регионов, пути сообщения.
На специализированных картах раскрывающие их элементы показываются с большей подробностью и глубиной. Они подразделяются на физико-географические и социально-географические карты. Есть физико-географические карты, на которых дается обобщенная характеристика географической среды, например карты природных зон, природных районов, ландшафтов и др. Есть физико-географические карты, содержание которых ограничено сведениями о каком-либо компоненте природы, например: геологические карты, климатические карты, гидрологические, карты растительности и т. д.
Социально-географические карты делятся на следующие виды карт:
- населения (численности, состава, плотности, миграций и др.);
- экономические (природных ресурсов, промышленности, сельского хозяйства, транспорта и т. п.);
- политико-административные (с показом границ республик, областей, районов, населенных пунктов);
- культуры (с изображением центров науки, образования, искусства и др.);
- исторические, отражающие ход исторических событий (изменения границ государств, пути походов, места боев и других исторических событий и т. д.).
Специализированные карты, на которых даны характеристики явлений, относящихся не к одному, а нескольким природным или социально-географическим элементам называются комплексными. В них раскрываются связи между различными явлениями. Например, из комплексной карты, содержащей характеристику природных условий региона и его народного хозяйства, можно выявить взаимосвязи между размещением промышленности, сельского хозяйства и природными ресурсами, которые они используют.
Комплексную характеристику края дают на картографическом уровне атласы карт областей и республик.
По масштабу карты делятся на крупномасштабные (от 1:200000 и крупнее), среднемасштабные (мельче 1:200 000 и до 1:1000 000) и мелкомасштабные (мельче 1:10000 000).
По степени схематизации изображения наряду с географическими картами с точной географической основой имеются картосхемы (по ним нельзя определить положение объектов в соответствии с масштабом) и схемы (без единого масштаба), к которым относятся, например, планы городов, схемы путей сообщения, большинство исторических карт.
Большое значение имеет карта и для историко-краеведческих исследований. Карта в историко-краеведческой деятельности учащихся выступает в качестве важнейшего средства наглядности. Карта, отражающая ход исторических событий, представляет собой графическую летопись страны, республики, края. По историческим картам можно проследить, как складывалась территория данного края, какие племена населяли его земли в прошлом, где происходили битвы с иноземными захватчиками, крестьянские войны, события революционного движения.
5. Архивные источники
Государственные архивы являются хранителями многовекового документального наследия как величайшего народного достояния. В соответствии с декретом Совета Народных Комиссаров от 1 июня 1918 г. «О реализации и централизации архивного дела», подписанным В. И. Лениным, был образован Единый государственный архивный фонд. Материалы фонда сосредоточены в архивных учреждениях, сеть которых построена по принципу административно-территориального деления. Она включает 11 центральных государственных архивов с материалами общественного значения, Центральные государственные архивы союзных республик, краевые, областные, окружные, городские и районные архивы, подчиненные местным архивным органам.
6. Устные источники
Язык, как древнейший способ общения людей, хранит богатейшие сведения жизни в самые различные эпохи.
К числу устных источников краеведческих сведений относятся беседы, которые обычно реализуются в виде «встреч» с интересными людьми.
Языковым каналом передачи этих сведений является устное народное творчество – сказки, предания, былины, песни, пословицы и поговорки.
Пользуясь языком, мы постоянно встречаемся с собственными именами, которыми обозначается широкий круг понятий, явлений, предметов.
Ономастика — наука о собственных именах. Наибольший интерес для краеведа-историка представляют ее разделы — топонимика и антропонимика.
Топонимика. Термин топонимика происходит от греческих слов «топос» — место, местность и «онома»— имя. Это наука, которая занимается выяснением происхождения и развития географических названий.
Топоним — всякое собственное географическое название.
Интерес к происхождению географических названий в нашей
стране возник очень давно. Известный уйгурский ученый Махмут Кашгари еще в XIв. составил трехтомный словарь тюркской лексики «Диван лугатат турк». Различные толкования географических названий можно встретить и в русских летописях. В «Книге Большому чертежу» и «Чертежной книге» С.Ремезова содержатся важнейшие топографические данные. В трудах М.В.Ломоносова, В.Н.Татищева, Г.Ф.Миллера и др. уже есть попытки аналитической трактовки топонимов. Важный вклад в топонимику внесли Л.X.Востоков, М.А.Кастерн, В.И.Даль. Основы сибирско-тюркской и монгольской топонимики заложил известный русский археолог В.П.Радлов. Видный историк того времени Н.И.Надеждин считал, что изучение истории должно начинаться с географической карты. Он писал: «Топонимика — это язык Земли, а Земля есть книга, где история человеческая записывается в географической номенклатуре». Русский филолог Я.К.Грот считал, что «топографическое имя никогда не бывает случайным и лишенным всякого значения. В нем по большей части выражается или какой-нибудь признак самого урочища, или характерная черта местности, или намек на происхождение предмета, или, наконец, какое-нибудь обстоятельство, более или менее любопытное для ума и воображения»
В 90-е годы ХХв. вышли работы Е.М.Поспелова, Б.А.Серебренникова, Л.В.Суперанской, Н.И.Толстого, В.Н.Топорова и др., где анализируются различные географические названии, объясняется их этимология. Издаются словари местных географических терминов.
Топонимика является неотделимой частью краеведения. Она требует серьезного знания истории края.
Часто географические объекты, особенно населенные пункты, имеют по несколько названий. Очень важно проследить изменение наименований в течение значительного периода времени, как бы в историческом разрезе.
Сами географические названия, если их правильно объяснить, являются ценными вехами для истории края. Исследование топонимов своей местности будет успешным и правильным только, при глубоком знании истории своего края.
Географические названия тесно связаны с историческим развитием общества. Топонимы нам остались от прошлых поколений.
Чтобы ориентироваться в топонимической литературе, необходимо знать терминологию науки.
Антропоним - имя, фамилия, прозвище людей. Антропотопонимы - это названия, основу которых составляют имена (Черниковка, г.Салават, ул.Фрунзе и т.п.). Антропонимика как наука о собственных именах людей также может многое сообщить краеведу, помочь выявить родословную человека, определить принадлежность к этнической группе, исторический период, к которому относится время его жизни и деятельности и пр.
Гидроним — собственное название реки, озера, ручья, болота, источника, колодца. Иногда различают — пелагонимы - названия морей, лимнонимы - названия озер, потамонимы - рек, гелоонимы - болот.
Детопонимизация — превращение собственного географического названия в нарицательное (город Бостон, ткань бостон, государство Панама и шляпа панама, город во Франции Тюль и ткань для занавесок — тюль и т. д.).
Изоголосса — линия на географической карте, показывающая границы распространения отдельного языкового явления в разных его местных вариантах.
Калька — переводная копия названия, меняющая форму названия, но не его содержание и сохраняющая его этимологию (река Агидель (башкир.) - Белая (рус.), Белгород - турецкое Аккерман; Пятигорск - тюркское Бештау и т. д.).
Для метафорических местных терминов (скала Чертой палец, ущелье Железные ворота) иносказательно используют названия частей тела человека и животных, посуды, строительных деталей и т д. Например: подошва — низ горы; немецкое «bогп» (рог) — острая вершина, монгольское «ам» — рот, пасть (долина, падь, проход в горах) или «ар» — спина (север, северная, задняя сторона).
Микротопонимия — совокупность местных географических названий для небольших объектов, известных только местным жителям.
Ороним — собственное название гор, холмов, гряд, межгорных котловин, ущелий и других орографических объектов.
Первичный топоним — исходное, наиболее древнее географическое, от которого со временем происходят идентичные, но уже вторичные названия других объектов. Имя реки Москвы дало вторичные названия городу Москве, Московской области и т. п.
Посессионные названия возникли из фамилий феодалов, помещиков, чиновников: Глумилино (Уфа), хутор Бонье - одно из бывших сельских поселений города Уфы. Владельцем хутора был С. И. Бонье. В 1873 году он был коллежским советником и губернским казначеем.
Спелеоним — собственное название пещер.
Хороним — название больших областей, стран, обширных пространств.
Этимология географических названий — их происхождение, выяснение содержания и отношений с подобными (Новгород - русск., Неаполь - итал., Карфаген - семит., Ньюкасл - англ., Дженги-Шаар - тадж.— «Новый город»).
Сбор и систематизация местных географических терминов имеют большое научное значение. Но, прежде чем начинать эту работу, следует ознакомиться с литературой, имеющейся по топонимике своего края.
Названия — это вечные памятники своей эпохе и как таковые имеют право на самое пристальное внимание и исследование со стороны краеведов.
Ниже предлагается анкета для сбора топонимов, включающая следующие вопросы:
1. Характер объекта (село, город, река, поле, озеро и др.);
2. Официальное название объекта (в документах);
3. Неофициальное название (часто вариантное и лишь для небольших объектов - основное);
4. Сведения по этимологии названия (легенды, предания, народные этимологии, бытующие в пункте записи материала);
5. Краткая топографическая характеристика объекта;
6. Примеры в контексте (с топонимами в косвенных падежах);
7. Примечания.
Эту анкету можно рекомендовать и для других топонимов:
- топонимы, связанные с природными условиями края (овраги, горы);
- топонимы поселений, угодий;
- топонимы, связанные с промыслами населения;
- топонимы, связанные с социально-экономическими условиями жизни и т. д.
Для сбора топонимов по какой-либо небольшой местности существует три группы источников.
1. Сбор сведений от старожилов. На эту работу особое внимание обращает В. А. Никонов: "Что действительно можно и нужно делать на местах сейчас - собирать названья, особенно микротопонимов. Названья ручьев, лесов, дорог, полей, полян и других малых объектов исчезают на глазах и навсегда погибнут для науки, если их не записать."1
Утрата исторической памяти у народа явление не новое, оно включает, прежде всего, утрату памяти о самых близких предметах: микротопонимике ближайшего района, родственных связей и вообще всех фактов из семейной жизни. Можно наблюдать и такую тенденцию - рост культурного уровня населения до определенной стадии даже содействует падению исторической памяти. Это связано с понижением патриархальной жизни, и лишь при очень высоком уровне духовной жизни начинается вновь возрождение духовной памяти.
Опасность исчезновения для науки топонимических терминов не следует преувеличивать. Микротопонимы сохранились в архивных документах прошлых веков в той их части, которая располагалась особенно по меже землевладений и обозначалась при разделах имений, при купле-продаже имений, при составлении уставных грамот во время отмены крепостного права, при размежевании земель, а также при выполнении топографических и землеустроительных работ.
2. Литературные источники. Помимо специальной региональной литературы, следует использовать сведения из Алфавитных списков населенных пунктов, издаваемых до революции по каждой губернии, а иногда и уездам, а после революции - по Справочникам административно-территориального деления. В дореволюционных изданиях ориентироваться поможет Справочник Зайончковского.
Послереволюционная литература может быть выявлена в краевых (республиканских) библиотеках. Определенная информация содержится также в географических картах, изданных в разные годы.
Списки населенных мест, вблизи которых располагаются археологические памятники, можно найти в литературе по археологии. Например, "Археологическая карта Башкирии". М., Наука, 1976.
Сведения о реках и других водных объектах можно найти в Водном кадастре, изданном в 1933-40-х годах. Новый водный кадастр издается под названием - Государственный водный кадастр.
"Список населенных мест Российской империи", изданный в Санкт-Петербурге в 1861-1885 годах отдельными выпусками по губерниям, дает топографическое положение населенных пунктов с указанием реки и озера. Преподавателям краеведения необходимо ознакомиться с этим изданием по Справочнику Зайончковского (с.94-95) и определить по нему требуемый выпуск для своей местности.
3. Архивные источники. Самыми ценными материалами в областных архивах являются фонды губернских чертежных и землеустроительных комиссий, в т.ч. планы земельных угодий, а также фонды Крестьянского Поземельн6ого банка.
7. Памятники истории и культуры как источник краеведения
Памятники истории и культуры следует рассматривать не только как объекты краеведения, но и как продукт определенных общественных отношений, непосредственно отражающих конкретную сторону человеческой деятельности. Поскольку памятники истории и культуры очень разнообразны, то и характер содержащейся в них информации тоже неодинаков и зависит от вида памятника. Общее у них то, что все они носят вещественный характер, и каждый из них представляет собой опосредованно запечатленный факт или явление либо его обобщение в художественно-образной форме. Ценность памятников истории и культуры как источников краеведения заключается в том, что, кроме информации, в силу своей наглядности они погружают нас в атмосферу своего времени, совмещая в себе две на первый взгляд противоположные, а по существу взаимосвязанные функции. Как памятники истории и культуры они являются объектами краеведческой деятельности (памятник-факт), на которые с целью поиска новых сведений направлена активность субъекта. С другой стороны, как хранитель историко-культурной информации, источник уже содержит знания (памятник-знание). Все дело в том, что функции эти заложены в памятнике, но не выполняются одновременно. В одном случае он является исходным моментом поиска научного знания о нем и выступает в качестве памятника-факта, в другом, памятник выступает как источник информации, помогающий составить научное знание о другом явлении.
Важными источниками знаний о крае являются произведения искусства. В памятниках искусства увековечены великие исторические события и выдающиеся люди прошлого, образы родной природы, лики городов и сел. Художественные произведения обладают способностью точно воспроизводить характерные приметы времени и таким образом нести информацию о своей эпохе: об истории края, его природе, о его культурном и экономическом развитии, даже о таких мельчайших деталях уклада жизни, как костюмы, прически, предметы быта, давно канувшие в вечность.
8. Музеи
Из истории музеев в России
"Музей "- слово греческое, означает место, посвященное музам, «храм муз». Музеи - научные учреждения, осуществляющие комплектование, хранение, изучение, экспонирование и популяризацию памятников материальной и духовной культуры, естественно-научных коллекций, являющихся первоисточниками знаний о развитии природы и человеческого общества.
Первым в России хранилищем археологических древностей, а также драгоценностей, оружия, предметов быта русских царей была Оружейная палата, впервые упоминаемая в литературе в 1547 году.
В 1702-1725 гг. Петр I издал ряд указов о сборе и хранении русских и трофейных орудий, моделей кораблей и т.п. В 1714г. он основал Кунсткамеру. Это был первый публичный музей, в коллекциях которого значительное место занимали исторические памятники. Во второй половине XVIII и XIX веках появляются частные коллекции. В 1852г. открыт Эрмитаж в Санкт-Петербурге. В дореволюционный период было основано 150 музеев, в основном при научных обществах, ученых архивных комиссиях, статистических комитетах и университетах.
В январе 1918г. Всероссийский съезд Советов принял постановление о развитии музейного дела в стране. Съезд указал на необходимость хранить унаследованные от прошлого колоссальные ценности, превратить хранилища этих ценностей в музей для общенародного пользования и сделать их источником воспитания.
Правительственные распоряжения, декреты и постановления СНК РСФСР 1917-1918 гг. объявили о национализации крупнейших музеев и собраний, установили порядок охраны музеев и памятников, регистрации и принятия их на государственный учет. В ноябре 1917г. при Наркомпросе была создана Всероссийская коллегия по делам музеев и охране памятников, в мае 1918 - специальный Музейный отдел, а в 1921г. этот отдел вошел в состав Главнауки, в ведение которого вошли все музеи. На местах были созданы Губотделы по делам Музеев. К научному руководству музеев были привлечены Академия наук, Социалистическая академия, Академия материальной культуры. Создание единой государственной сети музеев сопровождалось их быстрым ростом. Только в 1918-1923 гг. было создано свыше 250 музеев, в том числе 19 музеев историко-бытовых в бывших помещичьих усадьбах и 12 - в монастырях.
Музеи-усадьбы и дворцы были созданы в годы советской власти на базе национализированных дворцово-парковых и усадебных ансамблей - выдающихся памятников культуры.
В соответствии с декретом СНК "О регистрации, приеме на учет и охранении памятников искусства и старины, находившихся во владении у частных лиц, обществ и учреждений" от 25 октября 1918г. при национализации помещичьих имений были взяты на музейный учет усадьбы, имеющие особое историко-культурное значение. По этому, а также двум другим постановлениям СНК и ВЦИК "Об охране памятников природы, садов, парков" от 16 сентября 1921г. и "Об учете и охране памятников искусства, старины и природы" от 7 января 1924г. были поставлены на государственную охрану как памятники архитектуры сотни дворцов и усадеб. Во многих из них были созданы самостоятельные художественно-архитектурные музеи, или переданы для использования под художественные, исторические и краеведческие музеи.
В декабре 1930г. состоялся первый Всесоюзный музейный съезд. В 1937г. в СССР было 745 музеев. В годы Великой Отечественной войны музеям был нанесен огромный ущерб. В послевоенные годы музейная сеть стала восстанавливаться. В 1965г. в СССР насчитывалось 1100 музеев, в том числе свыше 400 краеведческих, около 400 исторических, 130 искусствоведческих и 120 литературных.
Кроме государственных музеев, по инициативе общественности созданы народные музеи.
Разновидности музеев
Музеи различаются по своему значению. Есть музеи центральные всероссийского и республиканского значения; есть музеи местные — национальных республик и областей, краевого, областного, районного или городского значения; есть музеи, являющиеся филиалами других музеев или музейных объединений.
Помимо государственных музеев в нашей стране существует музеи, работающие на общественных началах, разновидностью которых являются школьные музеи.
Выделяют три типа музеев. Большинство из них относится к научно-исследовательским - просветительным. Они призваны одновременно вести научно-просветительскую, образовательную и воспитательную работу.
Следующий тип музея - исследовательские, предназначенные в основном для хранения и изучения первоисточников по какой-либо из научных дисциплин.
Третий тип - учебные музеи, которые должны содействовать улучшению учебного процесса. Тип музея в основном определяет характер фонда музейных коллекций и направление его деятельности.
Музеи разделяются также по профилям. Профиль музеев определяется их отношением к научным дисциплинам, отраслям производства или областям искусства. Основные профили музеев - это:
- исторические;
- естественно-научные (биологические, антропологические, ботанические, зоологические, геологические, почвенные и др. музеи);
- технические (например, Политехнический музей в Москве, Музей истории космонавтики в Калуге и др.).
К историческим музеям относятся:
общеисторические (посвящены истории страны, республики, города и т. д.). Например, Государственный исторический музей в Москве.
историко-революционные (крупнейшими историко-революционными музеями являются Центральный музей В. И. Ленина и Центральный музей Революции в Москве).
военно-исторические (из военно-исторических наиболее известны Центральный музей Вооруженных Сил СССР в Москве, Центральный военно-морской музей в Санкт-Петербурге).
археологические.
этнографические. Из музеев по специальным историческим дисциплинам известен Государственный музей этнографии народов СССР в Санкт-Петербурге и др.
архитектурные. Архитектурные музеи отражают историю и современное состояние архитектуры: музей им. А. В. Щусева в Москве, Музей истории и перспективы развития архитектуры Урала в Екатеринбурге и др. Архитектурные музеи создаются на основе комплексов, ансамблей и отдельных памятников архитектуры (Музей-заповедник XVI—XVII в. «Коломенское» в Москве и др.).
мемориальные. Мемориальными называются музеи, посвященные выдающимся историческим событиям, политическим и военным деятелям, ученым, писателям, художникам. Из мемориальных наиболее известны Бородинский военно-исторический музей, Дом-музей декабристов в Иркутске, Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи», археологический заповедник «Танаис» и др.
искусствоведческие. Художественные музеи раскрывают историю развития искусства. Крупнейшие из них — Эрмитаж и Русский музей в Санкт-Петербурге, Третьяковская галерея и Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина в Москве. На местах имеются комплексные и специализированные художественные музеи (Пермская государственная художественная галерея, Краснодарский краевой художественный музей им. А.В.Луначарского, уфимский государственный художественный музей им. М.В. Нестерова в Башкортостане и др.). Среди специализированных — Государственный музей керамики «Усадьба Кусково XVIIIв.» в Москве, Государственный музей палехского искусства в Ивановской области, Музей детской игрушки в Тбилиси. Среди мемориальных музеев государственный музей-заповедник В.Д.Поленова под Тулой и др.
литературные. Среди литературных музеев, отражающих процесс развития литературы в масштабе страны (Государственный Литературный музей в Москве), края или республики (Музей писателей-орловцев в Орле, дом-музей С.Т.Аксакова, музей М.Гафури в Уфе), наиболее широкое развитие получили литературно-мемориальные музеи, в том числе заповедники: Пушкинский государственный музей-заповедник (Псковская область), Государственный музей-заповедник М.Ю.Лермонтова в Пятигорске, Музей-заповедник Н.В. Гоголя в Полтавской области и др.
Существуют еще музеи комплексных сложных профилей, сюда относятся краеведческие музеи с их исторической и естественно-научной специализацией, а при наличии соответствующих коллекций — художественные, литературные и другие отделы.
Особым видом музеев являются созданные на основе памятников истории и культуры, музеи-ансамбли и мемориальные музеи. Профиль музеев-ансамблей определяется характером памятников: например, историко-архитектурные, этнографические, археологические. Музеи-ансамбли, имеющие особое значение, объявляются музеями-заповедниками, к ним же относятся музеи, созданные на территории города, области с большим историческим прошлым (Владимиро-Суздальский художественный и историко-архитектурный музей-заповедник, Соловецкий историко-архитектурный и природный музей-заповедник и т. п.).
Кроме того, существуют музеи театральные, музыкальные, медицинские, спорта, фотографии и т. п.
Структура краеведческих музеев
Краеведческие музеи - комплексные, в них создаются коллекции как исторических и современных памятников, так и природных, т.е. здесь соединяются гуманитарный и естественно-научный профили. Это в свою очередь определяет и структуру музея, составленную из двух отделов: исторического и природоведческого. Иногда в краеведческих музеях создаются еще и художественные отделы. Число отделов зависит от состава и размеров фондовых коллекций. Обычно же в краеведческих музеях имеются отдел истории дореволюционного периода с древнейших времен до 1917 года, отдел советского периода, отдел природы, отдел фондов, массовый научно-просветительный отдел и художественно-оформительский с фотолабораторией. В районных музеях отделов меньше, но исторический, отдел природы и отдел фондов - обязательны.
Главная задача всех музейных отделов - создание экспозиций и выставок, комплектование и изучение коллекций. Отдел фондов ведет учет и комплектование коллекций, их научную обработку, хранит памятники. Массовый отдел организует воспитательную работу, занимается популяризацией музея.
- Наблюдение объектов и процессов природы как источник краеведческих знаний
Важнейший источник краеведческих знаний — непосредственное изучение природы и отдельных ее достопримечательностей во время самостоятельных поездок, экскурсий, краеведческих экспедиций. Главными целями таких поездок являются:
- определение местоположения достопримечательностей природы (геологических обнажений, месторождений полезных ископаемых, выходов минеральных источников, уникальных видов растений и др.) и проведение наблюдений за ними;
- наблюдение явлений и процессов природы — своеобразных погодных явлений, изменения уровней водных объектов, смены растительного покрова на разных участках рельефа, а также фенологические наблюдения (за фазами сезонных изменений природы);
- изучение состояния охраняемых объектов природы с целью контроля за соблюдением правил поведения в природе, выполнения норм природоохранного законодательства на территории края.
Наблюдения в природе - один из важнейших путей ее исследования. Наблюдение - это целенаправленное восприятие предметов и явлений природы в естественных условиях, без вмешательства в ход явления.
Фенологические наблюдения
Фенология — область прикладных знаний, изучающая закономерности сезонного развития природы, динамическую связь всех ее компонентов. Краеведческие фенологические наблюдения позволяют установить отличительные черты проявления ее сезонных ритмов в сравнении с природой соседних территорий района, области. Использование результатов местных фенологических наблюдений помогает правильно вести сельскохозяйственные работы, пользоваться дарами леса, поля, сада, водоемов.
Ведение фенологических наблюдений заключается в точном фиксировании дат наступления, продолжительности и завершения сезонных явлений в атмосфере, водном компоненте природы своей местности, в жизни растений и животных, а также в хозяйственной деятельности людей. Для этих наблюдений рекомендуется выбрать самые типичные для природы изучаемого края территории и объекты — участки ландшафтов, водоемы, виды растений и животных.
Запись результатов наблюдений ведется в журнале (дневнике), на основе которого составляется ежемесячный фенологический календарь. Сравнение данных наблюдений за несколько лет дает возможность получить средние даты наступления и завершения важнейших фенологических фаз в развитии природы своей местности, которыми можно руководствоваться в разных видах практической деятельности
Фенологические наблюдения могут включать:
Наблюдения гидрометеорологических явлений;
Наблюдение фенологических фаз развития деревьев и кустарников;
Наблюдение фаз развития зерновых культур;
Наблюдения над фенологическими фазами жизни птиц;
Наблюдение за ходом сельскохозяйственных работ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичная лекция «Ценим более всего: В человеке – человечность, В мире знаний - бесконечность…»
По официальным данным в России 1,5 млн. детей имеют отклонение в развитии. Около 30% из них могли бы учиться в массовых школах несмотря на страшный медицинский диагноз. В США, Европе, Кан...
"Знаете, каким он парнем был!" Биографический урок-лекция о Ю.А.Гагарине
Включить учащихся в активное познание истории; изучить жизнь и деятельность первого космонавта Ю.А.Гагарина; научить ценить, беречь и развивать наследие прошлого , заботливо относиться...
лекция для родителей
Предлагаемый материал можно испорльзоавть учителям для родителей учащихся 1-6 классов. Он состоит их лекции, презентации....
ЛЕКЦИЯ О ВОСПИТАНИИ «Любовь к ребенку» материалы для родительского собрания
"Родительская любовь - это солнце, которое необходимо каждому живому существу. Это бескрайний океан, где плавают и наслаждаются нежностью и теплотой дети...". Большинство родителей любят своих детей. ...
Урок-лекция "А.С.Пушкин - великий русский поэт"
Урок-лекция проводился для параллели учащихся четвёртых классов. Лекция сопровождалась слайдами презентации....
Урок- лекция по окружающему миру " Любимый край"
На уроке дети познакомятся с историей Зарайска....
Презентация к уроку краеведения "Что такое краеведение.Я родился в Заполярье"
Презентация предназначена для уроков краеведения, учителям школ Мурманска и области...