Урок-лекция "А.С.Пушкин - великий русский поэт"
презентация к уроку (чтение, 4 класс) по теме

Елева Светлана Александровна

Урок-лекция проводился для параллели учащихся четвёртых классов. Лекция сопровождалась слайдами презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon a.s._pushkin_-_velikiy_russkiy_poet.doc97.5 КБ
Office presentation icon pushkin_a.s_prezentaciya.ppt448 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения. Урок-лекция. 4 класс.

А.С. Пушкин – великий русский поэт.

Цель: познакомить с некоторыми страницами биографии великого русского поэта; пробудить интерес к творчеству поэта; воспитывать умение видеть красоту родной природы, воссоздавать ее в своем воображении, слушая и читая стихи поэта.

Слайд №1  

Портрет Пушкина.

 

Александр Сергеевич Пушкин! Когда впервые каждый из нас услышал это имя? Может быть, в колыбели, когда слушали напевное пение бабушки? Или лежа в кроватке, слушая дивные сказки мамы? Пушкин приходит к нам в раннем детстве. Трудно найти человека, который не знал бы и не любил замечательные произведения этого великого русского поэта. Еще при жизни его называли «незаходящим солнцем русской поэзии».

Прошло почти 169 лет, как погиб поэт, а наша любовь к нему все также не ослабевает, стихи его становятся нам все ближе, дороже, нужнее. Сегодня мы лишь соприкоснемся с жизнью великого поэта, познакомимся с некоторыми страницами его биографии.

Слайд №2  

Москва!.. Как много в этом звуке

Для сердца русского слилось,

Как много в нем отозвалось!

                                     А.С. Пушкин.

Слайд №3

Дом на Немецкой улице, где родился А. Пушкин.

 6 июня 1799 года на одной из окраинных улочек Москвы, в Немецкой слободе (ныне улица Баумана), родился А.С. Пушкин.

Слайд №4  

Вид Кремлевской стены 1 половины 19 века.

Лубянская площадь.

Вид на Троицкий собор.

Москва 1815года.

Москва пушкинского детства поражала «странным смешением древнего и новейшего зодчества», нищеты и богатства. Рядом с великолепными башнями Кремля , золотыми куполами соборов  ютились жалкие лачужки бедноты. В то время, когда родился Пушкин, столицей России был Петербург, город новый, европейский, а Москва была местом сбора для всего русского дворянства, которое из всех российских провинций съезжалось сюда на зиму. Чуть не в каждом доме гремела музыка, давались балы. Жизнь была проще, свободнее, чем в строгом, чопорном Петербурге.

Слайд №5

Здание Московского университета

Библиотека

Большой театр

Но была еще и другая Москва, просвещенная. Знатные вельможи, оставив царский двор в Петербурге, селились в Москве и украшали ее великолепными дворцами. Москва гордилась университетом, библиотеками, театрами. Россия училась читать и писать по книгам, издаваемым в Москве.

Слайд №6

Портрет отца Пушкина.

Портрет матери Пушкина.

К образованной Москве относилась и семья Пушкиных.

Отец поэта  – Сергей Львович Пушкин – был потомок знатного рода. Об этом свидетельствуют летописи 17 века и фамильный герб. Сергей Львович любил литературу. Он был дружен с известными тогда русскими писателями, собрал богатую библиотеку.

Мать поэта  – Надежда Осиповна Пушкина – урожденная Ганнибал, внучка «арапа Петра Великого», была образованна, остроумна, хороша собой, любила светскую жизнь и развлечения, блистала на балах.

Дядя Пушкина, брат отца, был довольно известным в то время поэтом. И отец, и дядя поэта были образованные, одаренные люди, интересующиеся литературой и театром.

Слайд №7

Портрет Карамзина.

Портрет Жуковского.

Дом Пушкиных с удовольствием посещали известнейшие люди того времени: Карамзин, Жуковский. Мальчиком Пушкин был свидетелем литературных споров, чтения новейших произведений.

В семье Пушкиных было пятеро детей. В живых остались трое: Старшая дочь Ольга, два сына – Александр и Лева. Любимцем матери был младший сын Лев. Александр чаще раздражал ее и призывался обычно после очередной шалости на расправу. Мать раздражало все: упрямство мальчика, его детская некрасивость, привычка грызть ногти и, главное, его непохожесть на других детей, его непонятная ей сложность.

Ученик.

 В доме родителей мальчик жил в атмосфере культа французского языка, французской культуры. Как было принято в то время, общались в дворянской семье на французском языке. Домашняя библиотека более всего была богата сочинениями французских авторов.

Слайд №8

Портрет Вольтера.

Портрет Мольера.

Ученик.

 Маленький Александр с детства пристрастился к чтению книг и перечитал их великое множество. В основном он читал французских классиков – Вольтер, Мольера. Книги сделали свое дело. «Чтение – вот лучшее учение», - любил говорить Пушкин.

Ученик.

 Благодаря книгам, он с детства в совершенстве знал французский язык и литературу. Импровизировал и разыгрывал перед сестрой маленькие комедии. Эта любовь к театру сохранилась в нем на всю жизнь.

Французы-гувернеры не оставили о себе доброй памяти в сердце маленького Пушкина. Но в отличие от многих дворянских детей А. Пушкин уже с детства был тесно связан с русской народной жизнью и рано услышал меткую русскую народную речь. Бабушка поэта и крепостная няня стали настоящими воспитательницами и самыми близкими его сердцу людьми.

Слайд №9

Поместье Пушкиных в селе Захарово.

Когда Александру было 5 лет, его бабушка Мария Алексеевна купила маленькое подмосковное село Захарово. Село было расположено в живописной местности. Березовая роща, пруд, еловый лес, речка, прибрежные холмы окружали старинный господский дом с флигелями.

Шестилетнего Пушкина впервые привезли на лето в Захарово. А потом в течение пяти лет ежегодно он проводил лето здесь – на зеленых российских просторах, впитывая краски чистой природы, ее звуки, ее воздух. Именно здесь, у бабушки в Захарово, возникли первые его живые впечатления о простых людях, с которыми он, по словам Ф.М. Достоевского, «так задушевно был связан».

По праздникам ходили в деревню слушать русские народные песни, любоваться девичьими хороводами. Здесь все было простое и значительное, приветливое, милое, свое.

Бродя вместе со своим дядькой Никитой Козловым по деревне, маленький Пушкин не раз наблюдал как живет и трудится крепостной народ. Он видел, как от зари до зари крестьянин идет в поле за сохой, которую тащит его замученный костлявый Гнедко. Не раз, гуляя, замечал он усталых жниц, склонившихся над серпом, слышал плач ребенка, взятого матерью в поле. Случалось ему слышать и грустные, хватающие за сердце песни о тоске-кручинушке, о несчастной долюшке.

Слайд №10

Отрывок из стихотворения Пушкина.

Не случайно в минуты вдохновения Пушкин писал:

Мне видится мое селенье,

Мое Захарово.

На холмах домик мой; с балкона

Могу сойти в веселый сад…

Где старых кленов темный ряд

Возносится до небосклона

И глухо топотом шумят.

Страсть к поэзии проявилась в Пушкине очень рано. На восьмом году жизни он уже умел читать и писать, сочинял маленькие комедии, эпиграммы на своих учителей. Маленький Пушкин проводил бессонные ночи и тайком в кабинете отца читал книги одну за другой. Мальчик был одарен памятью необыкновенной.

Слайд №11

Портрет Арины Родионовны Яковлевой.

Помимо французов-гувернеров, в детстве Пушкина окружали простые люди: дядька Никита Козлов, бабушка Мария Алексеевна и няня Арина Родионовна, крепостная Пушкиных, простая русская женщина, мастерица народной речи, хранительница неисчерпаемых запасов народных песен, русских былин и пословиц. Она, как и бабушка, передавала ему волшебные сказания русской старины, знакомила его с русской речью, воспитывала в нем народные чувства. Талантливая сказительница Арина Родионовна первая познакомила Пушкина с русской народной поэзией. Ее песни и сказки запомнились ему на всю жизнь. «Весь сказочный мир был ей известен как нельзя короче», и передавала она его чрезвычайно оригинально. Поговорки, пословицы, присказки не сходили у нее с языка. Большую часть народных былин и песен, которых Пушкин так много знал, слышал он от своей няни. Многие рассказы записывал, а затем использовал их в своих сказках, романе «Евгений Онегин», в прологе к поэме «Руслан и Людмила».

Ах! Умолчу ль я о мамушке моей,

О прелести таинственных ночей,

Когда в чепце, в старинном одеянье,

Она, духов молитвой уклоня,

С усердием перекрестит меня

И шепотом рассказывать мне станет

О мертвецах, о подвигах Бовы…

От ужаса не шелохнусь, бывало,

Едва дыша, прижмусь под одеяло,

Не чувствуя ни ног, ни головы.

                           (А.С. Пушкин. «Сон».)

Слайд №12

Михайловское. Домик-музей Арины Родионовны.

В годы ссылки в Михайловском, Пушкин особенно сроднился с няней. В длинные, зимние вечера Арина Родионовна, как в детстве, рассказывала поэту сказки. Валил снег, пел ветер в печных трубах, жужжало веретено – и сказочный, народный мир расцветал вокруг поэта. Она была тогда единственным собеседником Пушкина. Он, любя всем сердцем свою няню, посвящает ей свои стихи.

«Няне» А.С. Пушкин

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые вороты

На черный отдаленный путь:

Тоска, предчувствия, заботы

Теснят твою всечасно грудь.

То чудится тебе…

Слайд №13

Царское Село. Екатерининский дворец.

Царское Село. Пушкинский лицей и Екатерининский дворец.

Царское Село. Лицей 1824 г.

Если детство Пушкина прошло в Москве, то юность поэт повел в Петербурге. Александру было 12 лет, когда родители решили определить сына в только что основанный Царскосельский Лицей – учебное заведение для юношества благородного происхождения. Летом 1811 года в сопровождении дяди Василия Львовича Пушкин отправился в Петербург. Он впервые покидал Москву, впервые замелькали перед окнами кареты верстовые столбы, почтовые станции, которых так много будет потом в его скитальческой жизни. Детство кончилось. Он ехал в Лицей. Вступительный экзамен был назначен на август.

Ученик.

В роскошном зале дворца собрались кандидаты в сопровождении родственников. Перед большим собранием экзаменаторов живой, курчавый, быстроглазый мальчик Александр Пушкин – отвечал легко и уверенно.

  1. Какого французского писателя ты знаешь лучше всего? – был один из вопросов.

Вольтера! – бойко ответил Александр. Все засмеялись. Но он в 12 лет действительно любил и знал Вольтера. Он готов был прочесть им наизусть. Счастливый день! Экзамен сдан!

Годы учебы в Лицее навсегда сохранились в душе поэта. В Лицее Пушкин нашел друзей, которые горячо полюбили поэта и оценили его талант. В те времена Пушкин был живой, шаловливый мальчик, курчавый, с быстрыми выразительными глазами. В своем развитии он опередил товарищей, многое прочел, о чем они и не слышали, все, что читал, помнил. При этом он не важничал.

Слайд №14

На публичном экзамене в 1815 году.

В садах Лицея Пушкин стал поэтом. Он бойко читал острые эпиграммы на своих друзей. В Лицее пришла к нему слава. На публичном экзамене в 1815 году. Пушкин читает свое стихотворение «Воспоминания в Царском Селе» Это стихи о величии Родины, ее сынов, ее побед. Голос Пушкина звенел, сердце билось от счастья.

Слайд №15

Портрет Державина.

На экзамене присутствовал знаменитый русский поэт Державин. Он с восторгом слушал юного Пушкина и сказал торжественно: «Вот кто заменит Державина!»

«Не помню, как я кончил свое чтение, не помню, куда убежал, - вспоминал Пушкин, - Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел меня обнять… Меня искали, но не нашли».

Кончив чтение своих стихов, Пушкин убежал. Это была застенчивость, скромность, желание скрыть от людей переполнявшие его чувства.

Восхищение Державина, признание им поэтического дара Пушкина придали силы юному поэту, заставили поверить в себя. Пушкин уже в Лицее был признан замечательным поэтом.

Слайд №16

Медный всадник.

Вид Невы с парадной лестницы.

Вид Невы с просмотровой площади.

Здание Адмиралтейства в Петербурге.

По окончании Лицея Пушкин переезжает в Петербург, куда он был определен на службу. Пушкин полюбил величественный Петербург, с которым он встретился в юности. Он восхищался этим городом и посвятил ему одно из своих стихотворений.

«Люблю тебя, Петра творенье…» А.С. Пушкин.

Люблю тебя, Петра творенье.

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит.

Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный,

Когда я в комнате моей

Пишу, читаю без лампады,

И ясны спящие громады

Пустынных улиц, и светла

Адмиралтейская игла,

И, не пуская тьму ночную

На золотые небеса,

Одна заря сменить другую

Спешит, дав ночи полчаса…

Слайд №17

Портрет А.С. Пушкина. Художник В.А. Тропинин.

Ученик.

Когда мы слышим имя Пушкина, мы вспоминаем знакомый облик – вьющиеся волосы, бакенбарды, большой рот с полными губами, ясные глаза. Один из портретов А.С. Пушкина написан художником Василием Андреевичем Тропининым. При первом же взгляде нас поражают духовное богатство и сила изображенного на портрете человека.

Ученик.

Большой лоб не закрыт кудрями, откинутыми назад. Глаза большие, полные света видят что-то недоступное нам. Здесь Пушкин артистичен; мы видим складки одежды, рассыпавшиеся в беспорядке завитки красивых волос. Поэт в домашней обстановке спокоен. Лицо полно жизни и мысли. Это вдохновенный образ поэта, исполненного творческих сил.

Слайд №18

Портрет Н. Гончаровой на полях рукописи Пушкина.

Фотография рукописи.

Рисунок Пушкина к роману «Евгений Онегин».

Автопортрет А.С. Пушкина.

Много раз Пушкин изображал себя сам. Сохранилось около 90 его автопортретов. Он был блестящим портретистом-графиком. Рисовал точно, верно, несколькими штрихами, передавая самое главное, самое характерное, хорошо знал свое лицо.

Его характерный профиль разбросан по его рукописям на полях среди стихов в окружении других портретов и рисунков. Сохранилось множество автографов поэта, почти 70 черновых тетрадей, несколько сот отдельных листов, 800 писем. Рукописное наследие Пушкина является одним из величайших сокровищ русской культуры. Оно хранится для потомков в Пушкинском доме-музее в Санкт-Петербурге.

Взгляните на эти листы. Перед вами черновые тетради поэта. Как они разнообразны, как живописны. Быстрый стремительный почерк. Строчки бегут одна за другой. Некоторые слова не дописаны. Очень многое зачеркнуто – найдены другие слова, более точные и выразительные. Рядом с текстом, а иногда и в самом тексте, разбросаны рисунки. Вот Пушкин перестал писать, задумался, а рука его рисует чей-то профиль, пейзаж, женскую головку. Эти рисунки как бы авторский комментарий к творчеству и биографии поэта.

Слайд №19

Фотография конторки (стола).

Глядя на эти рукописные листы, можно представить себе, как Пушкин работал.

Электричества тогда еще не было, поэтому на столе стоит подсвечник с огарком свечи. Писали в то время чернилами и гусиными перьями. Вот Пушкин откинул голову, задумался:

И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы легкие навстречу им бегут,

И пальцы тянутся к перу, перо – к бумаге,

Минута – и стихи свободно потекут.

Пушкин первый из русских поэтов заговорил простым народным языком. Этот язык в его стихах и сказках льется свободно и звонко, как прозрачный родник. Поэт всегда восторгался богатством, выразительностью меткостью русского языка, владел им блестяще и все же не переставал изучать его всю жизнь.

Нет у русского человека полноценного ощущения зимы, весны, осени, лета без пушкинских строк. Стихи Пушкина можно читать и слушать много раз, каждый раз наслаждаясь изяществом их языка. Поэт все изображал легко, с блеском, бодро, весело. Таков был солнечный гений Пушкина.

Ежегодно в начале июня, в день рождения поэта, во всех пушкинских местах (Москве, Санкт-Петербурге, Михайловском, Болдине, Одессе) проходит праздник пушкинской поэзии, на котором звучат стихи великого певца. Представим себя участниками одного из таких праздников и еще раз насладимся пушкинскими стихами о природе.

Учащиеся читают наизусть стихотворения А.С. Пушкина.

«Унылая пора!»

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

«Зимнее утро»

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный –

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры,

Навстречу северной Авроры

Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела –

А нынче… погляди в окно:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском

Озарена. Веселым треском

Трещит затопленная печь.

Приятно думать у лежанки.

Но знаешь: не велеть ли в санки

Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,

Друг милый, предадимся бегу

Нетерпеливого коня

И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые,

И берег, милый для меня.

«Только что на проталинах весенних…»

Только что на проталинах весенних

Показались ранние цветочки,

Как из чудного царства воскового,

Из душистой келейки медовой

Вылетела первая пчелка,

Полетела по ранним цветочкам

О красной весне поразведать,

Скоро ль будет гостья дорогая,

Скоро ли луга позеленеют,

Скоро ль у кудрявой у березы

Распустятся клейкие листочки,

Зацветет черемуха душиста…

«Уж небо осенью дышало…»

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

«В тот год осенняя погода…»

В тот год осенняя погода

Стояла долго на дворе,

Зимы ждала, ждала природа.

Снег выпал только в январе

На третье в ночь. Проснувшись рано,

В окно увидела Татьяна

Поутру побелевший двор,

Куртины, кровли и забор,

На стеклах легкие узоры,

Деревья в зимнем серебре,

Сорок веселых на дворе

И мягко устланные горы

Зимы блистательным ковром,

Все ярко, все бело кругом.

«Зимняя дорога»

Сквозь волнистые туманы

Прибирается луна,

На печальные поляны

Льет печально свет она.

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит.

Что-то слышится родное

В долгих песнях ямщика:

То разгулье удалое,

То сердечная тоска.

Ни огня, ни черной хаты…

Глушь и снег… Навстречу мне

Только версты полосаты

Попадаются одне…

«Гонимы вешними лучами…»

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года;

Синея блещут небеса.

Еще прозрачные, леса

Как будто пухом зеленеют.

Пчела за данью полевой

Летит из кельи восковой.

Долины сохнут и пестреют;

Стада шумят, и соловей

Уж пел в безмолвии ночей.

«Опрятней модного паркета…»

Опрятней модного паркета

Блистает речка, льдом одета.

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет лед;

На красных лапках гусь тяжелый,

Задумав плыть по лону вод,

Ступает бережно на лед,

Скользит и падает; веселый

Мелькает, вьется первый снег,

Звездами падая на брег.

«Зима!.. Крестьянин торжествуя…»

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

Плетется рысью как-нибудь;

Бразды пушистые взрывая,

Летит кибитка удалая;

Ямщик сидит на облучке,

В тулупе, в красном кушаке.

Вот бегает дворовый мальчик,

В салазки жучку посадив,

Себя в коня преобразив;

Шалун уж заморозил пальчик:

Ему и больно и смешно,

А мать грозит ему в окно…

«Вот север, тучи нагоняя…»

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница зима.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

Сровняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки зимы.

Слайд №20

Стихотворение А.С. Пушкина «У Лукоморья дуб зеленый…»

У каждого возраста свой Пушкин. Для маленького читателя  А.С. Пушкин прежде всего поэт-сказочник. Специально для детей Пушкин сказок не сочинял, но их полюбил русский народ и дети. «Что за прелесть эти сказки, - говорил он. – Каждая есть поэма…» Поэт брызгал гусиным пером, торопливо записывая нянины сказки. Под его пером некоторые из них превращались в свободные и певучие стихи, чтобы разойтись по всей стране, по всему миру, обрадовать людей и открыть им неистощимые и удивительные богатства русской поэзии. Действительно, кто из нас не знает «У Лукоморья дуб зеленый…».

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

Идет направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей;

Там лес и дол видений полны;

Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской;

Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя;

Там в облаках перед народом

Через леса, через моря

Колдун несет богатыря;

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;

Там ступа с Бабою-Ягой

Идет, бредет сама собой;

Там царь Кащей над златом чахнет;

Там русский дух… там Русью пахнет!

И я там был, и мед я пил;

У моря видел дуб зеленый;

Под ним сидел, и кот ученый

Свои мне сказки говорил…

Слайд №21

Рисунки к сказкам А.С. Пушкина.

Пушкин перенес в свои сказки чудесные и живые образы народной фантазии: золотую рыбку, царевну Лебедь, Черномора и морских богатырей, золотого петушка, белку-затейницу. И вместе с народом в своих сказках Пушкин жестоко высмеял и осудил глупых и злых царей, жадных попов, хитрых и невежественных бояр. Каждый, кто прочитает сказки впервые, будет счастлив этим, а кто станет перечитывать их, будет счастлив вдвойне.

Слайд №22

Дом Пушкина в Петербурге.

Могила А.С. Пушкина в Михайловском.

Царь и его приближенные враждебно относились к Пушкину и его творчеству. Враги преследовали поэта. Использовали ложь и клевету. Пушкина замышляли убить и вскоре нашли для этого повод. На одном из балов француз Дантес попытался оскорбить жену поэта Наталью Николаевну. Пушкин, защищая честь жены, вызвал Дантеса на дуэль. Дуэль состоялась 8 февраля 1837 года недалеко от Петербурга. На узкой, заснеженной тропе, в двадцати шагах друг от друга стали Пушкин и Дантес. По знаку секундантов они начали сходиться. Дантес выстрелил первым. Пушкин упал… Он жил еще два дня. Врачи не давали ни малейшей надежды на выздоровление: рана была смертельной. 10 февраля 1837 года в 2 часа 45 минут дня Пушкина не стало.

Смерть поэта была большим горем для всей России. Около 50 тысяч человек подошли к дому, где жил Пушкин. Большей частью это были простые люди. Они пришли проститься со своим любимым поэтом и защитником.

Для царя и его придворных Пушкин и мертвым был страшен. Поэтому ночью, завернутый в рогожу гроб с телом Пушкина в сопровождении жандармского офицера и дядьки Никиты был тайно отправлен в Святогорский монастырь. Здесь в пяти верстах от Михайловского, Пушкина похоронили.(*)

Было запрещено писать об его гибели, воздавать ему посмертные почести. Лишь одна газета осмелилась поместить некролог в черной рамке: «Солнце нашей поэзии закатилось! Пушкин скончался во цвете лет, в середине своего великого поприща! Более говорить о сем не имеем силы, да и не нужно; и всякое русское сердце знает цену этой невозвратимой потери и всякое русское сердце будет растерзано.»

Слайд№23

Театр им. А.С. Пушкина.

Библиотека им. А.С. Пушкина.

Школа №353 им. А.С. Пушкина.

А.С. Пушкин получил всенародное признание еще при жизни. Сейчас его имя носит город (бывшее Царское Село), площади и улицы в Москве, Санкт-Петербурге и других городах. Именем Пушкина названы театры, Библиотеки, школы, парки.

Стихи А.С. Пушкина переведены на многие языки мира. Они легли в основу прекрасных музыкальных произведений.

Слайд №24

Музей А.С. Пушкина в Москве.

Музей А.С. Пушкина в Михайловском.

Памятник А.С. Пушкину в Москве.

Во всех местах, куда приводила Пушкина его непростая судьба, созданы музеи, воздвигнуты десятки памятников. В Москве, на Пушкинской площади, стоит бронзовый памятник великому русскому поэту. У памятника всегда цветы. Памятник создан архитектором Опекушиным на средства, собранные народом. Опекушин создал образ поэта понятный, доступный и близкий всем. Пушкин, склонив голову, в задумчивости, как бы идет по родному городу. Пророческими стали строки стихотворения, написанного за несколько месяцев до смерти, в августе 1836 года, и которое стало поэтическим итогом его творчества, завещанием, обращенным к далеким потомкам – к нам:

Я памятник воздвиг себе нерукотворный,

К нему не зарастет народная тропа…

В наши дни, как никогда раньше, сбываются великие пушкинские слова. И та «народная тропа», о которой мечтал уходящий из жизни поэт, становится все шире и шире, устремляясь в грядущее, в бессмертие.

Прошло два столетия, но творчество А.С. Пушкина не забыто. Многие его произведения переведены на языки всех народов и народностей России, на языки других народов мира. Имя А.С. Пушкина никогда не забудется: он всегда с нами, наш живой, наш любимый, наш великий Пушкин.

Великим быть желаю,

 Люблю России честь.

                          А.С. Пушкин

 Есть какая-то тайна мира в поэзии Пушкина. Может быть, за ясным и глубоким смыслом таится еще что-то большее, пока еще не открытое. Но именно этой тайной и манит поэзия, в этом и есть ее чудо.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Александр Сергеевич Пушкин - великий русский поэт.

Слайд 2

Москва!.. Как много в этом звуке Для сердца русского слилось, Как много в нём отозвалось! А.С. Пушкин

Слайд 3

Дом на Немецкой улице, где родился Пушкин.

Слайд 4

Вид с Кремлёвской стены I половины XIX века. Лубянская площадь. Московско-Петербуржский тракт с видом на Троицкий собор. Москва в 1815 году на картине неизвестного художника.

Слайд 5

Старое здание университета Библиотека им. Пушкина в г. Пермь Большой театр

Слайд 6

Пушкин Сергей Львович Пушкина Надежда Осиповна Пушкин в детстве

Слайд 7

Карамзин М.Н. Жуковский В. А.

Слайд 8

Вольтер Мольер

Слайд 9

Захарово Музей Пушкина в Захарово Памятник Пушкину в Захарово

Слайд 10

Мне видится моё селенье, Моё Захарово. На холмах домик мой; с балкона Могу сойти в весёлый сад… Где старых клёнов тёмный ряд Возносится до небосклона И глухо топотом шумят. А.С. Пушкин.

Слайд 11

Яковлева Арина Родионовна

Слайд 12

Дом Арины Родионовны в Михайловском

Слайд 13

Екатерининский дворец. Царское Село Пушкинский лицей и Екатерининский дворец. Лицей в 1824 году.

Слайд 14

Пушкин на экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года

Слайд 15

Державин

Слайд 16

Вид Невы в 1841 году с парадной лестницы Академии художеств Нева с просмотровой площадки Исаакиевского Собора Медный всадник Шпиль Адмиралтейства

Слайд 17

Портрет А.С. Пушкина художника Тропинина

Слайд 18

Н.Н. Гончарова на полях рукописи. Рисунок к Евгению Онегину Фрагмент рукописи

Слайд 19

Конторка, за которой работал А.С. Пушкин

Слайд 20

У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: И днём, и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом; Идёт направо – песнь заводит, Налево – сказку говорит. Там чудеса: там леший бродит, Русалка на ветвях сидит; Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей; Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей; Там лес и дол видений полны; Там о заре прихлынут волны На брег песчаный и пустой, И тридцать витязей прекрасных Чредой из вод выходят ясных, И с ними дядька их морской.

Слайд 21

Царевна - Лебедь Сказка о рыбаке и рыбке Золотой петушок

Слайд 22

Могила А.С. Пушкина в Святогорском монастыре.

Слайд 23

Школа № 353 имени А.С. Пушкина на месте дома, в котором поэт родился Музей А.С. Пушкина Квартира Пушкина на Арбате, 53

Слайд 24

Музей Пушкина в Михайловском

Слайд 25

… Великим быть желаю, Люблю России честь… А.С. Пушкин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жизнь и творчество великого русского поэта А.С.Пушкина.

Предлагаемая методическая разработка с использованием компьютерных технологий представляет собой  поурочную разработку по литературному чтению и внеклассному  мероприятию. Данная метод...

Урок чтения во втором классе по теме "А.С.Пушкин - великий русский поэт."

Открытый урок во втором классе. \'\'\'Тема\'\'\':"А.С.Пушкин- великий русский поэт. \'\'\'Цели\'\'\':-познакомить с некоторомы страницами биографии великого поэта;      -пробудить и...

Урок внеклассного чтения "Великий русский поэт- А.С.Пушкин"

Урок внеклассного чтения проводится в 3 классе, опираясь на сказку поэта о царе Салатана. Работа на уроке проводиться группами. В конце урока дети должны сделать газету о поэте и его сказке , с ...

А. С. Пушкин - великий русский поэт – сказочник

разработка и презентация на тему "А. С. Пушкин - великий русский поэт – сказочник" полностью готова  для проведения открытого урока по литературному чтению в начальной школе...

А.С. Пушкин – великий русский поэт

Презентация знакомит детей с биографией А.С.Пушкина,а также дает возможность детям проверить знания сказок....

Литературный праздник "А.С.Пушкин - великий русский поэт"

Методическая разработка посвящена Пушкинскому дню.Предназначена для детей младшего школьного возраста,способствует приобщению к творчеству великого поэта России....

Тема: Александр Сергеевич Пушкин –великий русский поэт.

                            Литературное чтение в 4 классе...