Факультативное занятие "Что такое дружба?"
план-конспект занятия (4 класс) на тему
Занятие заинтересует педагогов, работающих по программе "Экология учебной деятельности" Дзятковской Е.Н. Содержание включает создание дерева "Дружбы", восстановление законов дружбы и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия "Экология учебной деятельности" | 27.44 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ Березовская СОШ
Конспект факультативного занятия
«Экология учебной деятельности»
Тема: Что такое дружба?
4 класс
Составила:
Тюжина Татьяна Леонидовна
учитель начальных классов
Конспект занятия
«Экология учебной деятельности»
Тема: Что такое дружба?
Цель:
- Учить рассуждать, доказывать, знакомить с истинными мотивами дружбы;
- Развивать речь, мышление, память;
- Воспитывать бережное отношение к друзьям.
Предметные результаты: Понимание дружбы как ценностной ориентации, присвоение ей нравственной ценности и раскрытие значения в жизни каждого человека.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
Произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме.
Общий прием решение задач.
Способность к анализу и синтезу информации.
Способность делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений; находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике; представление информации в виде схемы (кластера).
Регулятивные УУД:
Способность к осознанию ответственности за свою работоспособность на уроке.
Самостоятельная постановка проблемных вопросов и их разрешение.
Контролировать и оценивать свои действия.
Определение важности или необходимости выполнения различных заданий в учебном процессе и жизненных ситуациях; использование в работе литературу.
Коммуникативные УУД:
Умение работать в команде (в паре).
Понимание своих эмоциональных проявлений, умение ставить себя на место другого.
Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Личностные результаты: Формирование у учащихся ответственности за проявление дружбы, дружеских отношений. Роли доверия в укреплении дружбы, качеств настоящего друга.
Оборудование:
-рабочая тетрадь «Учусь учиться» Е.Н.Дзятковской;
-аудиозапись песни «Когда мои друзья со мной» слова М.Танича;
-плакат с нарисованным деревом (по стволу дерева написано слово «дружба», на месте корней – слово «класс»);
-листочки от дерева из бумаги;
-толковый словарь С.И.Ожегова;
-пословицы (слова на отдельных листочках) «Верному другу цены нет», «Старый друг лучше новых двух», «Человек без друзей, что дерево без корней», «Нет друга – ищи, а нашел – береги».
Ход занятия
I. Мотивация. Определение темы и цели занятия.
Сегодня наше занятие посвящено теме, которую вы легко узнаете из слов этой песни. Подпевайте!
(звучит песня «Когда мои друзья со мной» слова М.Танича).
О чем же пойдет речь? (ответы детей).
Да, мы поговорим о дружбе, о ее составных частях.
Еще древний философ Аристотель самым необходимым для жизни назвал дружбу, так как никто не пожелает себе жизни без друга. Даже если бы у него были все блага жизни. Мы с вами сегодня попробуем составить «дерево Дружбы», разобраться в ее составных частях, узнать «ростки дружбы», что мешает ей быть крепкой. Узнать, какое место каждый из вас занимает в ней.
II. Работа по теме занятия.
1.Составление «дерева Дружбы» с использованием толкового словаря.
(Учитель обращает внимание детей на плакат с нарисованным деревом).
Обратите внимание на это дерево. Какое оно носит название? Почему корнем его является слово «класс»? (Ответы детей)
Речь пойдет о классной дружбе, о дружбе друг с другом. Задумайтесь на минутку, сколько разных составляющих включает в себя это понятие «дружба»? (Ответы детей)
А вот что об этом слове сказано в толковом словаре. (читает по словарю ученик).
Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Как вы думаете. Что характерно для дружбы? (Ответы).
Действительно, дружба – это верность, доверие, помощь, равенство, поддержка, взаимное уважение, правдивость, чуткость.
А теперь возьмите листочек и напишите на нем тот «росток», какой бы вы хотели иметь на нашем «дереве Дружбы». (Каждый ребенок пишет свое понятие и закрепляет свой «росток» на «дереве Дружбы»). Как вы понимаете значение этих слов? (пояснение каждого слова, в том числе и по словарю).
Обобщение учителя.
2.Знакомство с понятием «друг».
Ученик читает наизусть стихотворение «Друг».
Подойди, загляни в глаза
И плечо его тихо тронь.
На щеке у него слеза
И обиды в душе огонь.
Его боль раздели на двоих,
Помоги ему, он – твой друг.
Видишь, шторм ледяной утих
От тепла твоих верных рук.
На ладонь положи звезду
И звезду эту другу дай.
Пусть она его вместе с тобой
Поведет в прекрасную даль.
О ком это стихотворение? Кого же мы называем другом?
3.Составление пословиц – работа по группам.
На Руси давно, с незапамятных времен ценили дружбу, о ней было сложено множество пословиц. Некоторые из них рассыпались у нас на доске. Попробуем составить их.
1)Нет друга – ищи, а нашел – береги.
2)Верному другу цены нет.
3)Человек без друзей, что дерево без корней.
4)Старый друг лучше новых двух. (Параллельно идет объяснение значения пословиц).
4.Знакомство с понятием «товарищ».
А сейчас послушайте еще одно стихотворение и скажите, о ком оно?
Ученик читает стихотворение С.Михалкова «Хорошие товарищи».
Мальчик Миша мается -
Миша заикается.
Как другие - чисто, ясно, -
Он не может говорить.
И просить его напрасно,
То, что скажет, повторить.
Нелегко ему даются
Все слова на букву 'К',
Но ребята не смеются -
Дружба классная крепка:
Ты, Мишутка, не теряйся!
Ты с других пример бери!
Молча с духом собирайся
И смелее говори!
Миша выговорит слово,
А другого не видать...
Но товарищи готовы,
Если нужно, подождать!
О ком это стихотворение? (О товарищах).
Как вы думаете, друг и товарищ это одно и то же?
У каждого из вас больше друзей или товарищей? Конечно, товарищей.
Значение слова «товарищ» посмотрим в словаре. Товарищ – человек, близкий по взглядам, деятельности, по условиям жизни, а также человек, дружески расположенный к кому-либо.
Для вас товарищ- это ваш одноклассник. Вы делите вместе трудную работу, в данном случае учитесь.
III. Физминутка1 «Как живешь?»
На каждый вопрос дети отвечают хором: «Вот так!» – и жестом показывают нужное движение (действие).
- Как живешь? – Вот так! (Показывают большой палец.)
- Как идешь? – Вот так! («Шагают» двумя пальцами по ладони.)
- А бежишь? – Вот так! (Сгибают руки в локтях и показывают, как работают ими при беге.)
- Ночью спишь? – Вот так! (Кладут руки под щеку, а на них – голову.)
- Как берешь? Вот так! (Делают руками хватательные движения.)
- А даешь? – Вот так! (Делают руками движения, как будто дают что-то.)
- Как шалишь? – Вот так! (Надувают щеки и слегка шлепают по ним ладонями.)
- А грозишь? – Вот так! (грозят пальчиком своему соседу.)
Зрительная гимнастика. Тренажер Базарного В.Ф. «Будьте здоровы!».
IV. Работа в рабочей тетради «Учусь учиться».
1.Что же для вас важно в друге? Отметим в таблице с.19
Сравнение и вывод – наиболее важные качества.
2.Умеешь ли ты прощать? Заполним таблицу на с.19
Вывод сделайте сами, умеете ли вы прощать?
3.Ответ на вопрос с.20
Нужно ли помогать другу становиться лучше, бороться со своими слабостями и почему?
V. Восстановление законов дружбы (карточки)
Ребята, оказывается, ученые-психологи изучали правила дружбы у народов разных стран. Выяснилось, что, несмотря на разный цвет кожи, разное воспитание, мнение людей едино в том, что они считают дружбой и дружеским поведением. Так были определены 10 законов дружбы.
Они у вас на карточках, но некоторые слова пропущены. Вы должны их восстановить. Работа в паре.
1.Делиться новостями, успехами или … (неудачами).
2) Уметь хранить чужие … (тайны).
3) Радоваться вместе с другом его … (успехам).
4) Предлагать свою … (помощь), а не ждать просьбы о помощи.
5) Стараться, чтобы другу было … (приятно_ в твоем обществе, не создавать неловких ситуаций.
6) Не критиковать друга в присутствии других … (людей).
7) Уважать право друга иметь других … (друзей), кроме тебя.
8) Всегда выполнять свои … (обещания).
А теперь проверим вашу внимательность. Что вы заметили в карточке? (Не хватает двух законов). Какие законы вы бы добавили?
9)Доверять другу.
10) Защищать друга (если кто-то говорит о друге плохо в его отсутствии).
VI. Заключительная часть.
Подарок другу (приготовленный заранее своими руками с добрыми словами)
Ответим на главный вопрос «Для чего же нужна дружба?» (Ответы детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Энциклопедия дружбы» КАК ЭЛЕМЕНТА ЭТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ «Воспитание сердца»
Выступление на Межрегиональном семинаре учителей г. Саранск 2010г. по авторской программе для 2 класса "Энциклопедия дружбы" совместно с психологим гимназии....
Авторская программа факультативного курса "Пишем без ошибок"
Программа по курсу "Пишем без ошибок" представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уров...
Авторская програма факультативного курса для младших школьников по развитию речевой креативности "Уроки речевого творчества"
Данный факультативный курс представляет собой систему творческих заданий на развитие речевой креативности и предусматривает поэтапное повышение уровня словотворчества у детей младшего школьного возрас...
«Живое слово». Программа факультативного курса.
Введение. Пояснительная записка. Программа факультативного курса «Живое слово» по литературному чтению для 4 класса. Тематическое планирование. Методические разработки занятий....
Факультативный курс по литературному чтению "Живое слово".
Введение. Пояснительная записка. Программа факультативного курса. Тематическое планирование....
Программа факультативного курса « Основы проектной деятельности».
В комплекте учебников «Школа России» проектная деятельность выступает как основная форма организации внеурочной деятельности школьников. Уже здесь дети делают первые шаги по проектной деятельности, та...
Программа факультативного курса «Мои права».
Изучение Конвенции «О правах человека» в начальной школе носит только ознакомительный характер и является пропедевтикой обучения школьников демократическим ценностям и правам человек...