Рабочая программа краеведческого курса "Морянка" для 2 класса
рабочая программа (2 класс) на тему

Вепрева Мария Александровна

Рабочая программа краеведческого курса "Морянка" для 2 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moryanka.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

 

Пояснительная записка

           Рабочая программа по факультативному курсу краеведения «Морянка» составлена в целях реализации содержания образования краеведческой направленности на ступени начального общего образования (регионального компонента начального общего образования Архангельской области), в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования /  Мин-во образования и науки РФ.- М.: Просвещение,2011.- (Стандарты второго поколения); с  распоряжением Министерства образования, науки и культуры Архангельской области от 11.06.2010 № 645 «О введении курса краеведения «Морянка» в общеобразовательных учреждениях Архангельской области», с учетом  методических рекомендаций по организации образовательного процесса по ФГОС на ступени начального общего образования в 2012-2013 учебном году (в части реализации регионального содержания начального общего образования) и на основе Программы по краеведению «Морянка» для обучающихся 2-4 классов, разработанной ГОУ АО ИППК РО, Архангельск, 2011.

 

Общая характеристика  факультативного курса краеведения

 

Одним из условий воспитания младших школьников является формирование у каждого обучаемого системы знаний о родном крае, где младший школьник «через традиционную культуру народа своего региона входит в культуру России и общечеловеческую культуру».

Основная идея курса - конкретизировать предметное содержание программ обязательной части федерального  государственного образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутренних связей, возрастных особенностей,  познавательных интересов младших школьников, проживающих на территории Архангельской области.

 

Факультативный курс по краеведению «Морянка» несет в себе большой развивающий потенциал, обеспечивает условия для социализации, интеллектуального и общекультурного развития обучающихся в начальной школе. Знания, формируемые посредством факультативного курса, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.

Материал выстроен на основе краеведческого принципа, позволяющего обучающимся осмысливать важные взаимосвязи и взаимозависимости, которые существуют между человеком, окружающей и социальной средой.

При разработке программы соблюден принцип природосообразности. Изучение материала начинается с ближайшего его окружения – дома, семьи, самого себя, затем – город, в котором живут ученики, область как часть мирового пространства.

В основу курса краеведения положены системный, ценностный, культурологический, компетентностный и деятельностный подходы. Согласно концепции регионального компонента Архангельской области, системный, ценностный и культурологический подходы являются основными: знания о регионе конкретизируют общие знания об окружающей действительности и обуславливают ориентацию личности в системе ценностей. Изучение курса краеведения строится на деятельностной основе – через «открытие» новых знаний, применение их в общении, в условиях преднамеренно созданных учебных ситуаций. Компетентностный подход проявляется через специально организованное решение проектных задач, выполнение целостных проектов и исследований, где ученик не только «присваивает» учебное содержание, но и получает возможность воспользоваться им в конкретной учебной, а также и реальной, жизненной ситуациях, осознает ценность полученных знаний.

Культурное ядро курса составляют универсальные общечеловеческие, национальные, региональные ценности.

Цели курса: содействовать формированию у младших школьников эмоционально насыщенного образа родного дома и начальных представлений о самобытности и значимости культуры малой родины, являющейся частью национальной культуры.

             Задачи курса:

         формирование у младших школьников бережного отношения к культурному и историческому прошлому нашей Родины через их приобщение к культуре и истории родного края, основанном на первичном опыте и деятельностном подходе;

         формирование системы ценностных ориентиров через изучение краеведческого материала и его использование в учебных ситуациях.   

Описание  принципов содержания учебного предмета

Принцип ориентации на идеал - воспитание всегда ориентировано на национальный идеал, который являет собой высшую цель стремлений, деятельности воспитания и самовоспитания, духовно-нравственного развития личности.

Аксиологический принцип - ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Их отбор происходит в соответствии с национальным воспитательным идеалом.

Принцип следования нравственному примеру - пример позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.

Принцип идентификации (персонификации) - в младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы – яркие, эмоционально привлекательные образы людей.

Принцип системно-деятельностной организации воспитания - воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся, включает в себя организацию учебной, внеучебной, внешкольной, в том числе общественно-полезной деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся осуществляется на основе базовых национальных ценностей.

   

Место факультативного курса краеведения в учебном плане образовательного учреждения

            Факультативный курс краеведения «Морянка» рассчитан на три года обучения (2-4 классы) по 17 часов в год (по 1 часу в две недели или 0,5 часа в неделю). Общий объем времени на изучение курса составляет - 51 час за три года. Изучение начинается со 2-го по 4-й  класс из учета времени, определяемого из части, формируемой участниками образовательного процесса, учебного плана образовательного учреждения при шестидневной учебной недели.

Учебно-методический комплект

  • Николаева Э.Н., Полякова И.Ф и др. «Морянка», книга для чтения  в начальных классах: Архангельск, 2010
  • Николаева Э.Н., Полякова И.Ф и др. «Морянка», словарь-справочник: Архангельск, 2010

 

 

 Содержание  факультативного курса краеведения «Морянка».

2 класс – 17 часов

1. Вот она какая, дорогая Родина моя! (2 часа)

          История родного края. Понятие малой родины, ее судьба. Архангельская область. История родного города. Архангельск как областной центр.

2. Родом из Поморской славной стороны (2 часа)

           Художественные ремесла родного края. Каргопольская игрушка, козули, Пермогорская роспись, Мезенская роспись, лоскутное шитье.

3. Славные поморы (2 часа)

            Детские годы М.В. Ломоносова.

4. Мой Север, скупой чародей! (6 часов)

           Времена года на Севере: осень, зима, весна, лето в произведениях писателей, поэтов и художников Севера. Писатели, поэты о растениях и животных нашего края.

5. Вырастешь большой, будешь хороший и баской  (5 часов)

            Семья, фамилия, семейные традиции и праздники. Особенности Поморского календаря – энциклопедии народной жизни. Морские, речные пути; железная дорога; воздушные линии; шоссе. Дорога в космос. Значение двигательной активности в жизни человека. Подвижные народные игры Русского Севера.

3 класс – 17 часов

1. Вот она какая, дорогая Родина моя! (3 часа)

            Герб, флаг, гимн, географическое положение Архангельской области.Древние города Севера: Холмогоры, Каргополь, Вельск, Сольвычегодск, Мезень, Архангельск, Нёнокса, Вавчуга.

2. Родом из Поморской славной стороны (6 часов)

           Народный костюм Русского Севера. Северный русский народный хор. Северные колокольные звоны. Знаменитые люди северного края: писатели, поэты и художники: Ф. Абрамов, С. Писахов, Б. Шергин, Н. Рубцов, А. Борисов и др. 

3. Славные поморы (2 часа)

            Годы учебы М. В. Ломоносова в Москве, Санкт-Петербурге, Марбурге и Фрейбурге.

4. Мой Север, скупой чародей! (4 часов)

             Моря, омывающие Архангельскую область. Реки, озера родного края. Значение леса в жизни северян. Многообразие растений и животных лугов, болот. Значение лугов и болот. Охрана природы Архангельской области.

5. Вырастешь большой, будешь хороший и баской  (2 часов)

              Профессии основных отраслей хозяйства (лесная, рыбная промышленность, машиностроение, сельское хозяйство и др.).   Занятия северян. Поморская трапеза. Особенности здорового питания на Севере.

4 класс – 17 часов

1. Вот она какая, дорогая Родина моя! (6 часов)

              Содружество стран Баренцева Евро-Арктического региона. Освоение Арктики. Северный морской путь. Известные исследователи Арктики (Василий Чичагов,  Георгий Седов, Артур Чилингаров и др.). История Северного края: первые поселения. Заволочье. Первый морской порт России. Петр 1 в Архангельске. Новодвинская крепость.

2. Родом из Поморской славной стороны (2 часа)

                Каменное и деревянное зодчество: Соловки, Соловецкий монастырь, Малые Корелы.

3. Славные поморы (6 часов)

                 М.В. Ломоносов – великий ученый, человек и гражданин. Вклад Архангельской области в победу в Великой Отечественной войне. Знаменитые земляки. Известные люди родного города.

4. Мой Север, скупой чародей! (1час)

                Природные богатства Архангельской области.

5. Вырастешь большой, будешь хороший и баской  (2 часа)

                 Паспорт здоровья юного северянина.

 

 

Планируемые результаты освоения программы факультативного курса краеведения  «Морянка» обучающимися начальной школы

  • В результате  освоения программы факультативного курса краеведения «Морянка» будут сформироваться личностные, метапредметные и предметные универсальные учебные действия.

Личностные универсальные учебные действия

  • У обучающихся  будут сформированы:
  • осознание себя как гражданина России, испытывающего чувство гордости за свой край и свою Родину;
  • представление о любви к Родине, самопожертвовании, отваге, благородстве, талантливости, щедрости поморов;
  • основы национального самосознания;
  • положительное отношение и интерес к изучению природы, культуры и истории родного края;
  • чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края;
  • способность к самооценке;
  • осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями.
  • Обучающийся получит возможность для формирования:
  • интереса к изучению истории своего края;
  • чувства ответственности за выполнение своей части работы при работе в паре или в группе;
  • осознанного положительного отношения к культурным ценностям родного края;
  • умения оценивать свои эмоциональные реакции;
  • эмпатии как осознанного понимания чувств своих близких и др. людей, сопереживания им.

        

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

  • Обучающийся научится:
  • принимать и сохранять цель познавательной деятельности;
  • осуществлять пошаговый и итоговый контроль;
  • следовать правилам;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, одноклассников, родителей и других людей.
  • Обучающийся получит возможность научиться:
  • самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы в работу.

Познавательные универсальные учебные действия

  • Обучающийся научится:
  • находить необходимую информацию в различных источниках;
  • понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, плана, карты;
  • выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов;
  • моделировать различные ситуации, схемы, макеты;
  • сравнивать и классифицировать изученные объекты;
  • строить сообщения в устной и письменной форме.

  • Обучающийся получит возможность научиться:
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать ее и использовать при выполнении заданий.

Коммуникативные универсальные учебные действия

  • Обучающийся научится:
  • строить монологическое высказывание;
  • владеть диалогической формой коммуникации;
  • сотрудничать с одноклассниками в ходе совместной деятельности.
  • Обучающийся получит возможность научиться:
  • распределять обязанности при работе в группе;
  • учитывать мнение партнера;
  • аргументировано критиковать допущенные ошибки;
  • обосновывать своё решение.

Предметные результаты

Раздел 1. Вот она какая, дорогая родина моя!

Обучающийся научится:

  • описывать элементы герба и флага Архангельской области;
  • объяснять значение символики Архангельской области;
  • работать с текстом гимна Архангельской области, декламировать его;
  • находить на карте Архангельскую область;
  • определять на карте местонахождение городов Архангельской области, стран Баренцева региона;
  • находить место изученных событий истории родного края на «ленте времени»;
  • узнавать памятники истории и культуры родного края;
  • рассказывать о достопримечательностях древних городов и сел Архангельской области, родного города;
  • готовить небольшие сообщения о достопримечательностях родного края на основе дополнительной информации;
  • описывать важные события из истории родного края;
  • работать с различными источниками информации: находить нужную информацию об истории и культуре родного края.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • ориентироваться в важнейших для края событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее.

Раздел 2. Родом из Поморской славной стороны

Обучающийся научится:

  • видеть и воспринимать произведения культуры Архангельской области;
  • узнавать выдающиеся культурно-исторические памятники родного края;
  • называть имена выдающихся деятелей культуры родного края и осознавать их роль в развитии культуры нашей Родины;
  • различать виды народного художественного ремесла;
  • различать особенности северного народного костюма;
  • воспринимать художественные произведения северных писателей и поэтов (Ф Абрамова, С. Писахова, Н. Рубцова и др.).
  • находить в тексте изобразительные языковые средства, помогающие понять своеобразие художественных произведений о Русском Севере;
  • использовать источники дополнительной информации для расширения знаний о культуре родного края;
  • выполнять изделия декоративно-прикладного творчества.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осознавать, что произведения искусства во все времена украшали повседневную жизнь северян.

Раздел 3. Славные поморы

Обучающийся научится:

  • называть имена знаменитых людей родного края и осознавать их роль в его истории и культуре;
  • называть и записывать фамилию, имя, отчество М.В.Ломоносова; временной период жизни; названия стран и городов, в которых учился Ломоносов;
  • характеризовать основные этапы жизни великого ученого, человека, гражданина; нравственные качества, свойственные М.В.Ломоносову – человеку, ученому, гражданину России;
  • рассказывать о жизни и деятельности М.В. Ломоносова;
  • обмениваться мнениями, полученными в ходе бесед со старшими членами семьи, земляками о прошлом родного края, известных людях Архангельской области.  Находить эти сведения в источниках дополнительной информации.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека и его созидательной деятельности на благо семьи, родного края, страны;
  • осознавать героизм и нравственную красоту подвига защитников Отечества.

Раздел 4. Мой Север, скупой чародей!

Обучающийся научится:

  • понимать тексты о природе;
  • называть характерные признаки сезонов года родного края и сопоставлять их с описанием времени года в творчестве поэтов, писателей и художников Севера;
  • характеризовать природные сообщества родного края;
  • называть и находить на карте водоёмы родного края;
  • приводить примеры животных и растений родного края;
  • группировать объекты природы по различным признакам;
  • извлекать необходимую информацию о природе из дополнительных источников знаний;
  • следовать правилам поведения в природе.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • анализировать влияние человека на природу родного края.

Раздел 5. Вырастешь большой, будешь хороший и баской

Обучающийся научится:

  • составлять рассказы о семье: о членах семьи, семейных традициях, основных занятиях членов семьи в соответствии с учебной задачей;
  • использовать для поиска необходимой информации различные доступные источники;
  • участвовать в подвижных народных играх Русского Севера;
  • обсуждать правила здорового образа жизни как способа проявления личной ответственности перед самим собой и своими близкими;
  • следовать нормам здорового образа жизни.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осознавать ценность семьи, родного дома и необходимость нести ответственность за своих родных и близких.

Календарно-тематическое планирование

курса «Морянка» во 2 классе

Тема

Содержание

Дата

план / факт.

1 четверть (4 ч)

Вот она какая, дорогая родина моя! (2 ч)

Всякому мила своя сторона.

Родной город (село).

08.09

Наш Северный край.

Архангельская область, Архангельск-областной центр.

22.09

Родом из Поморской славной стороны (2 ч)

     3,4

Людям на потешение, всему свету на удивление

Каргопольская игрушка, козули, лоскутное шитьё.

06.10

20.10.

2 четверть (4 ч)

Славные поморы (2 ч)

      5, 6

 Мальчик из Холмогор.

Детские и юношеские годы М.В.Ломоносова.

10.11.

24.11.

Мой Север, скупой чародей! (6 ч)

7, 8, 9,10

Времена года на Севере.

Осень,зима,весна, лето в произведениях писателей, поэтов и художников Севера.

   3 четверть (5 ч)

08.12.

22.12.

14.01.

28.01.

11,12

Животные и растения нашего края.

Писатели , поэты о растениях и животных нашего края.

11.02.

25.02.

Вырастешь большой, будешь хороший и баской. (5 ч)

13, 14

Родной очаг.

Семья, фамилия, семейные традиции и праздники.

4 четверть (4 ч)

10.03.

31.03.

15

Всякому дню забота своя.

Особенности Поморского календаря-энциклопедии народной жизни.

14.04.

      16

Путь-дорога.

Морские, речные пути; железная дорога; воздушные линии; шоссе. Дороги в космос.

 28.04.

       17.

Если хочешь быть здоров.

Значение двигательной активности. Подвижные народные игры Русского Севера.

 12.05.

Знания и умения обучающихся, изучающих факультативный курс краеведения  «Морянка», проверяются, что дает возможность отслеживать эффективность работы образовательного учреждения и вносить коррективы в образовательный процесс. Диагностирование проводится в устной или письменной форме на основе диагностических материалов. Нецелесообразно выставление отметок обучающимся в течение всего периода изучения курса  краеведения «Морянка».

 

Задания в тестовой форме для учащихся 2 классов.

1. Сколькими иностранными языками свободно владел М.В.Ломоносов?

             1)10     2)5     3)12     4)15     5)8

2. Сколько детей было в семье М.В.Ломоносова?

          1)3     2)4     3)5     4)1     5)2

3. В каком году родился М.В.Ломоносов?

          1)1721     2)1701     3)1711     4)1712      5)1710

4. Какими из северных ремесел владел М.В.Ломоносов?

          1)плетение из бересты     2)резьба по кости     3)вязание     4) резьба по дереву

5. М.В.Ломоносов родился в семье

          1)крестьянина     2)помещика     3)дворянина     4) священника

6. Назовите самое популярное учебное пособие 18 века, написанное  М.В.Ломоносовым.

           1)арифметика     2)философия    3)химия     4)Российская грамматика     5)физика

7. На каком острове раскинулась родная деревня М.В.Ломоносова?

            1)Мосеев     2)Колгуев     3)Вайгач     4)Хабарка     5)Куростров

8. Как звали в народе Московскую академию, в которой учился М.В.Ломоносов?

              1) Успенскими школами           2) Арбатскими школами  

              3) Спасскими школами             4) Словенскими школами

9. Кто называл М.В.Ломоносова «первым нашим университетом»?

               1) Н.А.Некрасов     2) А.С.Пушкин     3)М.Ю.Лермонтов     4)И.А.Крылов

10. Какое древнее изобразительное искусство возродил М.В.Ломоносов?

               1)мозаика     2)живопись     3)скульптура    4)графика

11. Как называется самая большая мозаичная картина, выполненная М.В.Ломоносовым?

                1) Полтавская баталия 2)Куликовская битва  

    3)Ледовое побоище 4) Бородинское сражение

12. Как называются цветные стекла, которые изготовлял М.В.Ломоносов?

    1)смальцы     2)сланцы     3)смальты     4)слепки

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"

Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочая программа краеведческого курса "С азбукой по родному краю"

   Программа составлена на основе методических рекомендаций БИПКРО в соответствии с требованиями ФГОС....

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...