Тематическое планирование по окружающему миру 4 класс УМК "Школа России"
рабочая программа (4 класс) на тему
Тематическое планирование по окружающему миру 4 класс УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 61.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно – тематическое планирование
№ урока | Тема раздела | Тема урока | Деятельность учащихся | Дата |
1. | Земля и человечество (10 ч.) | Мир глазами астронома. | - понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить; - характеризовать особенности Солнца и Солнечной системы; - моделировать строение Солнечной системы; - извлекать из дополнительной литературы и Интернета научные сведения о Солнце и Солнечной системе, кометах и астероидах, готовить сообщения; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать результаты своей работы на уроке. | |
2. | Планеты Солнечной системы. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - анализировать готовые схемы вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца; - характеризовать особенности самой маленькой и самой большой планет Солнечной системы; - отличать планеты и их спутники; - моделировать движение Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси; - устанавливать связи между движением Земли вокруг своей оси и сменой дня и ночи и движением вокруг Солнца и сменой времен года; - наблюдать Луну невооруженным глазом и с помощью бинокля (телескопа); - извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию об исследованиях астрономов и готовить сообщения; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | ||
3. | Звездное небо - великая книга природы. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - находить в небе и на карте звездного неба атласа-определителя изучаемые объекты; - моделировать изучаемые созвездия; - определять направление на север по Полярной звезде; - выполнять задания электронного приложения к учебнику, пользуясь персональным компьютером; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | ||
4. | Мир глазами географа. Практическая работа № 1 Поиск и показ изучаемых предметов на глобусе и географической карте | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - сравнивать глобус и карту полушарий; - находить условные значки на карте полушарий; - обсуждать значение глобуса и карт в жизни человечества; - составлять рассказ о географических объектах с помощью глобуса и карты полушарий; - извлекать информацию о географических объектах из дополнительных источников и Интернета и готовить сообщения о них; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения и достижения товарищей на уроке. | ||
5. | Мир глазами историка. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - составлять рассказы о мире с точки зрения историка; -характеризовать роль исторических источников для понимания событий прошлого; - обсуждать роль бытовых предметов для понимания событий прошлого; - посещать краеведческий музей и готовить рассказ на основании его экспонатов о прошлом своего региона, города (села); - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения и достижения товарищей на уроке. | ||
6. | Когда и где? | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - определять по «ленте времени» век, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события; - обсуждать сроки начала года в разных летоисчислениях; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | ||
7. | Мир глазами эколога. | - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - характеризовать современные экологические проблемы; - предлагать свои меры по решению экологических проблем; - извлекать из Интернета сведения о способах решения экологических проблем и экологических организациях в России, готовить сообщения; - рассказывать о мире с точки зрения эколога; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения и достижения товарищей на уроке. | ||
8 | Экскурсия в осенний парк. | - наблюдать за изменениями в живой и неживой природе с приходом осени | ||
9 | Сокровищница Земли под охраной человека. | - понимать учебную задачу урока и стараться ее выполнить; - рассказывать о причинах появления списка Всемирного наследия; - различать объекты природного и культурного Всемирного наследия; - определять по карте мира расположение наиболее значимых объектов Всемирного наследия; - определять объекты природного и культурного Всемирного наследия по фотографиям; - извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию об объектах Всемирного наследия и животных из Международной Красной Книги и готовить сообщения о них; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения и достижения товарищей на уроке. | ||
10 | Проекты (по выбору). Проверочная работа № 1 по теме «Земля и человечество» | - извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета; - посещать краеведческие музеи (для краеведческих проектов), обрабатывать материалы экскурсии; - интервьюировать старших членов семьи; - готовить иллюстрации с презентации проекта (фотографии, слайды, рисунки); - готовить тексты сообщений; - выступать с сообщением в классе; - оценивать свои достижения по выполнению проекта и достижения товарищей. | ||
11 | Природа России (11 ч.) | Равнины и горы России. Практическая работа № 2 Работа с контурной картой. | - понимать учебные задачи раздела и данного урока и стараться их выполнить; - находить на физической карте России изучаемые географические объекты; - различать холмистые, плоские равнины и плоскогорья; - характеризовать формы рельефа России; - извлекать из дополнительной литературы и Интернета сведения об изучаемых географических объектах, готовить сообщения; - выполнять на персональном компьютере задания из электронного приложения к учебнику; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке и достижения товарищей. | |
12 | Моря, озера и реки России. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - находить на физической карте России изучаемые водные географические объекты; - различать моря и озера; - характеризовать особенности изучаемых водных объектов; - извлекать из Интернета сведения о загрязнении воды в морях, реках и озерах и о мерах борьбы с загрязнениями; - готовить сочинения на тему урока; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | ||
13 | Природные зоны России. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - различать физическую карту России и карту природных зон; - находить на карте природные зоны России и характеризовать их; - устанавливать взаимосвязь между освещенностью Солнцем поверхности Земли и широтным расположением природных зон; - работать со схемой освещенности Земли солнечными лучами; - различать широтную и высотную поясность; - находить на карте природных зон зоны высотной поясности; | ||
14 | Зона арктических пустынь. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - находить на карте природных зон зону арктических пустынь; - работать со схемой освещенности поверхности Земли солнечными лучами; - устанавливать взаимосвязь природных особенностей зоны арктических пустынь и ее освещенностью солнечными лучами; - характеризовать природные особенности Арктики и приспособление флоры и фауны к этим условиям; - выявлять экологические связи в зоне арктических пустынь; - извлекать из дополнительной литературы и Интернета сведения о животном мире Арктики, готовить сообщения; - прослеживать цепи питания в Арктике; - рассказывать о влиянии освоения природных богатств в зоне тундры и возникших вследствие этого экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | ||
15 | Тундра. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - находить на карте природных зон зону тундры; - работать со схемой освещенности поверхности Земли солнечными лучами; - выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны тундры с освещенностью ее поверхности солнечными лучами; - характеризовать природные особенности зоны тундры, её флору и фауну, занятия местного населения; - выявлять экологические связи в зоне тундры; - извлекать из дополнительной литературы (книги «Зелёные страницы», энциклопедий) и Интернета информацию о растениях и животных тундры, готовить сообщения; - характеризовать зону тундры по плану; - моделировать природные особенности тундры; - рассказывать о влиянии освоения природных богатств в зоне тундры и возникших вследствие этого экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | ||
16 | Леса России. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - находить на карте природных зон зону тайги, смешанных и широколиственных лесов; - устанавливать взаимосвязь особенностей лесных зон с освещенностью, количеством осадков и строением почвы; - опознавать с помощью гербария и атласа-определителя «От земли до неба» растения зоны лесов; - по тексту учебника и иллюстрации характеризовать животный мир зоны лесов, выявлять экологические связи; - моделировать цепи питания в зоне тайги; - сопоставлять природу тундры и лесных зон; - извлекать из Интернета информацию о растениях и животных лесной зоны, готовить сообщения; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | ||
17 | Лес и человек. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - с помощью схемы и текста учебника раскрывать роль леса в природе и жизни людей; - обсуждать экологические проблемы леса, предлагать меры по его охране; - обсуждать правила поведения в лесу по материалам книги «Великан на поляне»; - извлекать из дополнительной литературы и Интернета сообщения о животных из Красной книги России, готовить сообщения; - совершать виртуальную экскурсию с помощью Интернета в национальный парк «Лосиный остров», обсуждать экологические проекты этого парка; - характеризовать лесные природные зоны по плану; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | ||
18 | Зона степей. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - находить на карте природных зон зону степей; - устанавливать взаимосвязь особенностей степной зоны с освещенностью, количеством осадков и характером почвы; - опознавать с помощью гербария, иллюстраций учебника и атласа-определителя «От земли до неба» растения зоны степей; - характеризовать животный мир зоны степей, выявлять экологические связи; - сравнивать природу зоны степей с природой лесов и тундры; - извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию о растениях и животных степей, готовить сообщения; - совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в степные заповедники, обсуждать экологические проекты ученых в этих заповедниках; - характеризовать зону степей по плану; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке и достижения товарищей. | ||
19 | Пустыни. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - находить на карте природных зон зону полупустынь; - устанавливать взаимосвязь освещенности, количества осадков и состава почв с образованием полупустынь и пустынь; - опознавать с помощью гербария, иллюстраций учебника и атласа-определителя «От земли до неба» растения зоны степей; - характеризовать животный мир зоны степей, выявлять экологические связи; - сравнивать природу зоны степей с природой лесов и тундры; - извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию о растениях и животных степей, готовить сообщения; - совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в степные заповедники, обсуждать экологические проекты ученых в этих заповедниках; - характеризовать зону степей по плану; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке и достижения товарищей. | ||
20 | У Черного моря. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - находить на карте природных зон зону субтропиков; - устанавливать взаимосвязь субтропической флоры и фауны с освещенностью, количеством осадков и плодородием почвы; - по гербарию, иллюстрациям учебника и атласу-определителю «От земли до неба» опознавать растения субтропиков; - знакомиться с животным миром зоны Черноморского побережья Кавказа и морскими животными, устанавливать экологические связи; - моделировать цепи питания; - анализировать экологические проблемы зоны; - совершать виртуальные экскурсии на курорты Черноморского побережья Кавказа, в сочинский Дендрарий и Национальный парк «Сочинский» с помощью Интернета; - обсуждать рассказ «В пещере» из книги «Великан на поляне»; - работать с терминологическим словариком; - характеризовать зону субтропиков по плану; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | ||
21 | Обобщение по теме. Проверочная работа № 2 по теме «Природа России» | |||
22 | Родной край – часть большой страны (13 ч.) | Наш край. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - сопоставлять карту своего региона с политико-административной картой России с целью выяснения местоположения региона; - находить свой регион и его главный город на физической карте России и карте природных зон; - характеризовать рельеф поверхности своего края в соответствии с цветовым обозначением на физической карте; - определять, в какой природной зоне находится регион по карте природных зон; - находить на карте региона крупные города, а также свой город (село); - обобщать полученную информацию, готовить сообщение; - оценивать свои достижения на уроке. | |
23 | Поверхность нашего края. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - находить на карте региона крупные овраги и балки; - интервьировать взрослых о формах поверхности рядом с городом (селом), о наличии оврагов и истории их возникновения; - обсуждать меры по охране поверхности своего края; - моделировать знакомый участок поверхности своего края; - оценивать свои достижения на уроке. | ||
24 | Водные богатства нашего края. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - рассказывать о значении водных богатств в жизни людей; - составлять список водных объектов (рек, озер, морей, прудов) своего региона; - описывать одну из рек по данному в учебнике плану; - составлять план описания озера (пруда); - моделировать наиболее знакомый водный объект; - выявлять источники загрязнения близлежащих водоемов; - обсуждать материалы рассказа «Бутылочная почта» из книги «Великан на поляне»; - интервьюировать взрослых о водоохранных мероприятиях в городе (селе); - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | ||
25 | Наши подземные богатства. Практическая работа № 3 Рассматривание образцов полезных ископаемых своего края | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - находить на карте природных значки тех полезных ископаемых, которыми он обладает; - работая в группах определять название полезного ископаемого, образец которого выдан учителем; - работая в группах, извлекать из учебника сведения о выданном образце полезного ископаемого, составлять его описание по данному в учебнике плану, готовить сообщения и представлять их классу; - выяснять в краеведческом музее, какие полезные ископаемые имеются в регионе; - извлекать из краеведческой литературы сведения о предприятиях региона по переработке полезных ископаемых; - обсуждать материалы рассказа «И камень достоин уважения» из книги «Великан на поляне»; - интервьюировать взрослых членов семьи о том, используются ли в домашнем хозяйстве какие-либо полезные ископаемые или продукты их переработки; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке и достижения товарищей. | ||
26 | Земля – кормилица. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - различать виды почв на иллюстрациях учебника и образцах; - извлекать из краеведческой литературы информацию о типах почв своего региона; - моделировать тип почв своего региона; - готовить доклад о значении почвы для жизни на земле; - выполнять задания из электронного приложения к учебнику; - обсуждать материалы рассказа «Дороже жемчуга и злата – под ногами» из книги «Великан на поляне»; - извлекать из краеведческой литературы информацию о почвоохранных мероприятиях в регионе; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | ||
27 | Жизнь леса | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - определять с помощью атласа-определителя растения смешанного леса в гербарии; - рассказывать, какие растения, животные, грибы встречаются в лесах региона; - моделировать цепи питания, характерные для лесного сообщества региона; - характеризовать лесное сообщество региона по данному в учебнике плану; - опознавать по иллюстрациям в учебнике представителей лесного сообщества; - обсуждать материалы рассказов о лесе из книги «Великан на поляне»; - выполнять задания из электронного приложения к учебнику; - выявлять нарушения экологического равновесия в лесном сообществе по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | ||
28 | Жизнь луга. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - определять с помощью атласа-определителя «От земли до неба» растения луга из гербария; - определять животных луга на иллюстрации учебника; - выявлять экологические связи на лугу; - рассказывать по своим наблюдениям о растениях, животных и грибах на лугах своего региона; - моделировать цепи питания на лугу; - сравнивать природные особенности леса и луга; - характеризовать луговое сообщество по данному в учебнике плану; - приводить примеры правильного и неправильного поведения человека на лугу, выявлять нарушения экологического равновесия по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем; - обсуждать материалы рассказа «Горит трава» из книги «Великан на поляне»; - составлять памятку «Как вести себя на лугу»; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | ||
29. 30 | Жизнь в пресных водах. Экскурсия в природные сообщества Родного края (парк) | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - опознавать с помощью атласа-определителя «От земли до неба» растения пресного водоема; - опознавать по иллюстрациям учебника живые организмы пресных вод; - выявлять экологические связи в пресном водоеме; - рассказывать об обитателях пресных вод своего региона; - моделировать цепи питания в пресноводном сообществе своего региона; - характеризовать пресноводное сообщество своего региона по данному в учебнике плану; - обсуждать способы приспособления растений и животных к жизни в воде; - извлекать из книг «Зелёные страницы», «Великан на поляне» информацию об обитателях пресноводных водоемов и обсуждать её; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. -наблюдать объекты и явления природы; -определять природные объекты с помощью атласа-определителя; -фиксировать результаты наблюдений; -сравнивать результаты наблюдений, сделанных в различных природных сообществах. | ||
31 | Растениеводство в нашем крае. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - определять с помощью иллюстраций учебника полевые культуры из гербария; - различать зерна зерновых культур; - выявлять взаимосвязь развития растениеводства в регионе с природными условиями; - собирать информацию в ходе экскурсий в поле, в теплицы, готовить доклады о развитии этих отраслей в регионе и презентовать их в классе; - извлекать информацию о растениеводстве в своем регионе из краеведческой литературы; - характеризовать развитие отраслей растениеводства в своем регионе; - выполнять задания из электронного приложения к учебнику; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | ||
32 | Животноводство в нашем крае. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - выявлять взаимосвязь развития отраслей животноводства в регионе с природными условиями; - извлекать из краеведческой литературы, СМИ и Интернета информацию о развитии животноводства в своем регионе, готовить доклады и презентовать их в классе; - характеризовать развитие отраслей животноводства в своем регионе; - рассказывать о работе животноводов на материале экскурсий; - выполнять задания из электронного приложения к учебнику; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | ||
33 | Презентации проектов (по выбору). | - выбирать тему проекта; - намечать план работы; - отбирать информацию в избранных для проекта книгах; - готовить оформление доклада (слайды); - готовить доклад; - презентовать доклад в классе; - оценивать свои достижения и достижения своих товарищей. | ||
34 | Обобщающий урок. Проверочная работа № 3 по теме «Родной край – часть большой страны» | - выполнять тесты с выбором ответов; - объективно оценивать свои достижения по шкале баллов. | ||
35 | Страницы Всемирной истории (7 ч.) | Начало истории человечества. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - определять по «ленте времени» длительность периода первобытного общества; - обсуждать роль огня и приручения животных; - анализировать иллюстрации учебника; - рассказывать на основе экскурсии в краеведческий музей о жизни, быте и культуре первобытных людей на территории региона; - понимать роль археологии в изучении первобытного общества; - выполнять задания из электронного приложения к учебнику; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | |
36 | Мир древности: далекий и близкий. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - определять по «ленте времени» длительность существования Древнего мира; - находить на карте местоположение древних государств; - извлекать информацию из учебника, анализировать иллюстрации, готовить сообщения и презентовать их в классе; - обобщать сведения о древних государствах, их культуре, религиях, выявлять общее и отличия; - понимать роль появления и развития письменности в древности для развития человечества, сопоставлять алфавиты древности; - понимать роль археологических находок для изучения истории древних государств; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | ||
37. | Средние века: время рыцарей и замков. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - сопоставлять длительность исторических периодов Древнего мира и Средневековья, определять по «ленте времени» длительность средневековья; - находить на карте местоположение крупных городов, возникших в Средневековье; - описывать по фотографиям средневековые достопримечательности современных городов; - сопоставлять исторические источники по изучению Древнего мира и Средневековья; - развивать воображение, реконструируя быт и рыцарские турниры Средневековья; - сопоставлять мировые религии, выявлять их общность и различия: место и время их возникновения, особенности храмов; - понимать важность изобретения книгопечатания для человечества; - выполнять задания из электронного приложения к учебнику; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | ||
38. | Новое время: встреча Европы и Америки. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - определять по «ленте времени» длительность периода Нового времени, сопоставлять её с длительностью Древнего мира и Средневековья; - сопоставлять жизненную философию людей в Средневековье и в Новое время; - прослеживать по карте маршруты Великих географических открытий; - обсуждать методы изучения истории Древнего мира и Нового времени; - выявлять по фотографиям различия в архитектуре городов Древнего мира, Средневековья и Нового времени; - обсуждать роль великих географических открытий в истории человечества; - характеризовать научные открытия и технические изобретения Нового времени; - развивать воображение, реконструируя историю технических изобретений в Новое время; - выполнять задания электронного приложения к учебнику; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | ||
39. | Новейшее время: история продолжается сегодня. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - находить на «ленте времени» начало Новейшего времени; - характеризовать значение исследования Арктики и Антарктики для развития науки; - характеризовать изменения в политическом устройстве стран мира; - рассказывать о научных открытиях и технических изобретениях XX-XXI веков; - выполнять задания из электронного приложения к учебнику; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | ||
40 | Обобщение по теме. Проверочная работа № 4 по теме «Страницы Всемирной истории» | |||
41 | Презентация проектов (по выбору) | - составлять группу по интересам, распределять обязанности; - подбирать материал из различных источников в соответствии с инструкцией в учебнике; - составлять план и текст доклада; - подбирать и изготавливать иллюстративный материал (слайды); - презентовать проект; - оценивать свои достижения и достижения товарищей. | ||
42 | Страницы истории России (20 ч.) | Жизнь древних славян. | - понимать учебную задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить; - анализировать карту расселения племен древних славян; - выявлять взаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени; - характеризовать верования древних славян; - моделировать древнеславянское жилище; - составлять план рассказа на материале учебника; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | |
43 | Во времена Древней Руси. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - прослеживать по карте Древней Руси путь «из варяг в греки» и расширение территории государства в IX-XI веках; - характеризовать систему государственной власти в IX-XI веках в Древней Руси; - отмечать на «ленте времени» дату Крещения Руси; - обсуждать причину введения на Руси христианства и значение Крещения; - анализировать былину об Илье Муромце как отражение борьбы Древней Руси с кочевниками; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | ||
44 | Страна городов. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - в ходе самостоятельной работы (в группах) анализировать карты Древнего Киева и Древнего Новгорода, характеризовать их местоположение, оборонительные сооружения, занятия горожан, систему правления, находки берестяных грамот в Новгороде, готовить сообщения, презентовать их на уроке; - сопоставлять на основе сделанных сообщений жизнь двух главных городов Древней Руси; - обсуждать важность находок археологами берестяных грамот; - развивать воображение, реконструируя жизнь древних новгородцев; - обсуждать, почему былина о Садко могла появиться только в Новгороде; - характеризовать значение летописи об основании Москвы как исторического источника; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | ||
45 | Из книжной сокровищницы Древней Руси. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - обсуждать роль создания славянской письменности для распространения культуры в Древней Руси; - характеризовать состояние грамотности на Руси после создания славянской азбуки; - выявлять роль летописей для изучения истории России; - характеризовать оформление рукописных книг как памятников древнерусского искусства; - сопоставлять оформление древнерусских книг с современными; - обсуждать роль рукописной книги в развитии русской культуры; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | ||
46 | Трудные времена на Русской земле. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - прослеживать по карте нашествие Батыя на Русь; - обсуждать причины поражения Древней Руси в ходе монгольского нашествия; - описывать по иллюстрациям учебника вооружение древнерусских и монгольских воинов; - рассказывать о монгольском нашествии по плану учебника; - находить на карте места сражений Александра Невского со шведскими и немецкими захватчиками; - по иллюстрациям в учебнике сравнивать вооружение русских воинов и немецких рыцарей; - высказывать своё отношение к личности Александра Невского; - работать с терминологическим словариком; - заполнять «Героическую летопись России» (вкладка в рабочей тетради); - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | ||
47 | Русь расправляет крылья. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - приводить факты возрождения северо-восточных земель Руси; - рассказывать по иллюстрациям в учебнике о Москве Ивана Калиты; - прослеживать по карте объединение русских земель вокруг Москвы; - обсуждать, какие личные качества Ивана Калиты сыграли роль в успехе его правления; - выполнять задания из электронного приложения к учебнику; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | ||
48 | Куликовская битва. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - прослеживать по карте передвижения русских и ордынских войск; - составлять план рассказа о Куликовской битве; - рассказывать о Куликовской битве по составленному плану; - моделировать ход Куликовской битвы; - отмечать на «ленте времени» дату Куликовской битвы; - обсуждать, почему была так важна для Дмитрия Донского поддержка Сергия Радонежского; - рассказывать о поединках богатырей; - заполнять вкладыш к рабочей тетради «Героическая летопись России»; - осознавать роль Куликовской битвы в истории России; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | ||
49 | Иван Третий. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - рассказывать об изменении политики в отношении Золотой Орды; - описывать по иллюстрациям в учебнике изменения в облике Москвы; - обсуждать значение освобождения от монгольского ига; - выполнять задания из электронного приложения к учебнику; - заполнять вкладыш к рабочей тетради «Героическая летопись России»; - отмечать на «ленте времени» даты освобождения от монгольского ига, венчания Ивана Грозного на царство; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | ||
50 | Мастера печатных дел. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - обсуждать, как повлияло начало книгопечатания на развитие просвещения и культуры в России; - на основе самостоятельного изучения материала учебника (по группам) рассказывать о первопечатнике Иване Федорове и издании первых русских учебников; - сопоставлять современные и первопечатные учебники по иллюстрациям; - работать с терминологическим словариком; - развивать воображение, «обучая грамоте» учеников XVII века; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | ||
51 | Патриоты России. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - обсуждать значение организации народного ополчения и освобождения Москвы от польской интервенции; - отмечать на «ленте времени» год освобождение Москвы; - заполнять приложение к рабочей тетради «Героическая летопись России»; - выполнять задания из электронного приложения к учебнику; - работать с терминологическим словариком; - рассказывать об этом событии от имени участника ополчения; - осознавать роль борьбы за независимость в начале XVI века в истории России; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | ||
52 | Пётр Великий. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - рассказывать о реформах Петра I на основе материала учебника; - извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию о Петре I, которой нет в учебнике; - описывать достопримечательности Санкт-Петербурга; - обсуждать, заслуженно ли Петр I получил прозвание «Великий»; - отмечать на «ленте времени» год основания Санкт-Петербурга, год, когда Россия стала империей; - прослеживать по карте приобретения Петра I; - высказывать свое отношение к личности Петра Великого; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | ||
53 | Михаил Васильевич Ломоносов. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - составлять план рассказа о М.В.Ломоносове; - составлять план сценария о жизни М.В.Ломоносова; - прослеживать по карте путь М.В.Ломоносова из Холмогор в Москву; - обсуждать, каковы были заслуги М.В.Ломоносова в развитии науки и культуры; - отмечать на «ленте времени» дату основания Московского университета; - извлекать из Интернета сведения о современном МГУ им. М.В.Ломоносова; - высказывать свое отношение к личности М.В. Ломоносова; - формулировать выводы по изученному материалу; | ||
54 | Екатерина Великая. | - обсуждать, заслуженно ли Екатерина Вторая получила прозвание «Великой»; - описывать достопримечательности Петербурга; - сравнивать положение разных слоев российского общества; - рассказывать по учебнику о крестьянской войне Е.И. Пугачева; - прослеживать по карте рост территории государства; - рассказывать по учебнику о Ф.Ф. Ушакове и А.В. Суворове; - извлекать из Интернета сведения о Петербурге, Москве, других городах России в XVIII веке; - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - выполнять задания из электронного приложения к учебнику; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | ||
55 | Отечественная война 1812 года. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - на основе самостоятельной работы по учебнику рассказывать о Бородинском сражении; - отмечать на «ленте времени» Отечественную войну 1812 года; - заполнять приложение к рабочей тетради «Героическая летопись России»; - обсуждать, почему война 1812 года называется Отечественной; - обсуждать, почему после Отечественной войны 1812 года был воздвигнут на Красной площади памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому; - извлекать из Интернета сведения о биографиях героев Отечественной войны 1812 года, готовить доклады, презентовать их в классе; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | ||
56 | Страницы истории XIX века. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - в ходе самостоятельной работы (по группам) над темами «Декабристы», «Освобождение крестьян», «Петербург и Москва» изучать текст учебника, выполнять задания из рабочей тетради и электронного приложения к учебнику, готовить сообщения и презентовать их на уроке; - работать с историческими картами; - находить на карте Трассибирскую магистраль; - сопоставлять исторические источники; - извлекать из дополнительной краеведческой литературы сведения о технических новшествах, появившихся в XIX веке в регионе; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | ||
57 | Россия вступает в ХХ век. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - отмечать на «ленте времени» начало Первой мировой войны, февральской и октябрьской революции; - составлять план рассказа о событиях начала ХХ века и рассказывать о них по плану; - интервьюировать взрослых членов семьи о том, какую роль сыграли революция и Гражданская война в судьбе семьи; - развивать воображение, составляя интервью от лица журналиста начала ХХ века у ученого, каким он видит ХХ век; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | ||
58 | Страницы истории 1920-1930 годов. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - знакомиться по карте СССР с административно-территориальным строением страны; - сравнивать герб России и СССР по иллюстрациям в рабочей тетради и в электронном пособии, знакомиться с символикой герба СССР; - сравнивать тексты гимнов дореволюционной России, СССР и Российской Федерации; - в ходе экскурсии по городу выяснять, какие названия возникли при Советской власти и какие реалии они отражают; - знакомиться по фотографиям в Интернете с обликом довоенных станций метро (для москвичей – в ходе экскурсии); - прослушивать в записях (Интернет) песни 30-х годов; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | ||
59 | Великая война и великая Победа. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - составлять план рассказа о ходе Великой Отечественной войны, рассказывать о ней по плану; - обсуждать, в чем значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира; - встречаться с ветеранами войны, интервьюировать их; - прослушивать в записи песню «Вставай, страна огромная» и другие песни времен войны; - делиться впечатлениями от фотографий военных лет и от картин на тему войны и Парада Победы; - выяснять в краеведческом музее, какой вклад внес город (село) в Победу; - собирать материал о мероприятиях празднования 65-летия Победы в родном городе (селе), в регионе; - интервьюировать старших членов семьи об участии их в войне, как они встретили День Победы в 1945 году; - готовить праздник ко Дню Победы; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | ||
60 | Страна, открывшая путь в космос. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об освоении космоса (для учащихся Москвы – из экскурсии в музей космонавтики); - интервьюировать старших членов семьи о том, как они запомнили день 12 апреля 1961 года; - прослушивать в записи песни, посвященные полету Юрия Гагарина; - знакомиться с репродукциями картин космонавта А.Леонова на космическую тему; - интервьюировать старших членов своей семьи о послевоенной истории страны и их участии в развитии страны, о проблемах страны и семьи, отбирать в семейном архиве необходимые фотографии, готовить сообщение и презентовать его в классе; - работать с электронным пособием; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | ||
61 | Презентация проектов (по выбору). Проверочная работа № 5 по теме «Страницы истории России» | - составлять группу по интересам, распределять обязанности; - подбирать материал из различных источников в соответствии с инструкцией в учебнике; - составлять план и текст доклада; - подбирать и изготавливать иллюстративный материал (слайды); - презентовать проект; - оценивать свои достижения и достижения товарищей. | ||
62 | Современная Россия (6 ч.) | Основной закон России и права человека. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - находить на политико-административной карте РФ края, области, республики, автономные округа, автономные области, города федерального значения; - анализировать закрепленные в Конвенции права ребенка; - обсуждать, как права одного человека соотносятся с правами других людей; - выполнять задания из электронного приложения к учебнику; - готовить проекты «Декларации прав» (членов семьи, учащихся класса, учителей и учащихся), обсуждать их в классе; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы по изученному материалу; | |
63 | Мы – граждане России. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - различать права и обязанности гражданина, устанавливать их взаимосвязь; - различать прерогативы Президента, Федерального Собрания и Правительства; - следить за государственными делами по программам новостей ТВ и печатным средствам массовой информации; - моделировать деятельность депутата (вносить предложения по законопроектам); - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | ||
64 | Славные символы России. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - знакомиться с особенностями герба Российской Федерации, его историей, символикой, отличать герб РФ от гербов других государств; - знакомиться с флагом Победы, знать его историю; - выучить текст гимна РФ, знать, в каких случаях он исполняется и правила его исполнения, знакомиться с историей гимнов России, отличать гимн РФ от гимнов других государств; - обсуждать, зачем государству нужны символы; - моделировать символы своего класса, семьи; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | ||
65 | Такие разные праздники. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - различать праздники государственные, профессиональные, церковные, национальные, территориальные, семейные; - составлять календарь профессиональных праздников в соответствии с профессиями родителей; - прослушивать в записи песни, посвященные полету Юрия Гагарина; - знакомиться с репродукциями картин космонавта А.Леонова на космическую тему; - интервьюировать старших членов своей семьи о послевоенной истории страны и их участии в развитии страны, о проблемах страны и семьи, отбирать в семейном архиве необходимые фотографии, готовить сообщение и презентовать его в классе; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | ||
66 | Путешествие по России. | - составлять группу по интересам, распределять обязанности; - подбирать материал из различных источников в соответствии с инструкцией в учебнике; - составлять план и текст доклада; - подбирать и изготавливать иллюстративный материал (слайды); - презентовать проект; - оценивать свои достижения и достижения товарищей. | ||
67 | Презентация проектов (по выбору). Проверочная работа № 6 по теме «Современная Россия» | - составлять группу по интересам, распределять обязанности; - подбирать материал из различных источников в соответствии с инструкцией в учебнике; - составлять план и текст доклада; - подбирать и изготавливать иллюстративный материал (слайды); - презентовать проект; - оценивать свои достижения и достижения товарищей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно -тематическое планирование по окружающему миру 1 класс УМК "Школа России" учебник А.А.Плешаков
Планирование составлено на 2011-2012 уч год с учетом требований ФГОС...
Тематическое планирование по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа России"
Окружающий мир, ОБЖПлешаков А.А. 3 класс68часов.№датаООМОБЖ1 Что такое природа? 2 Многообразие природы. Экскурсия №1 по теме урока 3 Человек 4 Общество 5 М...

календарно- тематическое планирование по окружающему миру УМК "Школа России"
планирование по новым ФГОС...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру программа "Школа России"
Программа по окружающему миру "Школа России"...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру УМК "ШКОЛА РОССИИ" 3класс
СОДЕРЖИТ: РАЗДЕЛЫ, ТЕМЫ, ХАРАКТЕРИСТИКУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ....

календарно- тематическое планирование по окружающему миру по Школе России
В планирование включён модуль по ПДД 9 часов...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру УМК "Школа России" 4 класс.
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру УМК "Школа России" 4 класс....