Урок кубановедения "Казачья хата"
план-конспект на тему
Предварительный просмотр:
Учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 5»
Карпенко Оксана Геннадьевна
Тема: «Казачья хата».
Цели:
- Закрепить понятия: саманный, турлучный.
- Дать представление о внутреннем устройстве, убранстве казачьей хаты.
- Развивать речь и мышление учащихся.
- Развивать творческие способности детей.
- Продолжать обучать детей работать в группах.
- Воспитывать интерес к прошлому кубанского казачества.
Оборудование:
- Мультимедийное оборудование, слайды: «Хутор», «Хата», «Красный угол», «Печь», «Убранство хаты», «Утварь».
- Раздаточный материал: кроссворд, карточки-иллюстрации «Саманная хата» и «Турлучная хата», карточки с заданиями.
- Материал для проектной деятельности: силуэт коврика, силуэт глэчика, силуэт рамки для фотографии, силуэт рушника, клей, детали из цветной бумаги для узора.
- Демонстрационный материал: предметы быта.
Ход урока.
- Организационный момент. Дети сидят группами по 5 человек. Столы сдвинуты так, чтобы дети сидели лицом друг к другу.
- Закрепление изученного материала на предыдущем уроке.
1. Учитель: Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим
Сегодня на уроке мы побываем на казачьем хуторе.
Слайд1 «Казачье подворье».
- Скажите, как называется жильё казаков? (Хата) Сегодня мы «побываем» внутри хаты и узнаем как она устроена.
- Хотели бы вы поучаствовать в строительстве хаты?
-Строительство будет необычным: вы должны выполнить задания, используя знания, полученные на прошлом уроке. Работать вы будете в группе, поэтому должны помнить, что каждый имеет право на своё мнение, говорите спокойно, тихо, не мешая детям из других групп, руководитель группы следит, чтобы все дети в группе принимали участие в работе.
Задания по группам:
1 группа.
В каждой строчке найдите лишнее слово, объясните почему.
Изба, квартира, дом, хата.
Саманный, деревянный, турлучный.
Глина, солома, известняк, вода.
Печка, костёр, груба, кабыця.
- группа. (у детей карточки-иллюстрации «Строительство турлучного дома)
С помощью иллюстраций определите последовательность основных этапов строительства турлучного дома. Выберите, кто расскажет как строился дом.
3группа. (у детей карточки-иллюстрации «Строительство саманного дома)
С помощью иллюстраций определите последовательность основных этапов строительства саманного дома. Выберите, кто расскажет как строился дом.
4группа. Разгадайте кроссворд.
По горизонтали: 1. Печь у казаков. 2.Им покрывали жилище сверху. 3.Жилище казака.
По вертикали: 4.Этот плетень использовали для строительства стен дома. 5. Кирпич из глины с примесью соломы.
КРОССВОРД
4 | |||||||
1 | |||||||
5 | |||||||
2 | |||||||
3 | |||||||
т | |||||||
г | р | у | б | а | |||
р | |||||||
л | с | ||||||
у | а | ||||||
к | а | м | ы | ш | |||
х | а | т | а | ||||
н |
5группа.
Разбейте текст на части, распределив каждую часть между собой. Читая цепочкой, прочитайте выразительно.
Отрывок из стихотворения кубанского поэта Карпенко «Бабы Моти сказ про реку Челбас».
Строить дом в степи –
Тяжкий крест нести.
От натуги кровавились очи:
То камыш коси,
То саман меси,
То формуй да расставь его к ночи.
Леса нет вокруг,
Всё поля да луг.
В дело шла солома и глина,
И сухой камыш
Для шатровых крыш,
И для мазки навоз лошадиный.
В доброй хате той
Всей семье покой.
Круглый год благодать в ней витает.
В стужу здесь тепло,
В ясный день светло,
А уж летом прохлада какая!
- Ответы учащихся. Оценивание ответов.
Слайд 2 «Хата».
- Новый материал. Устройство и убранство хаты.
Учитель: Хата построена, можно заглянуть и во внутрь.
Слайд 3 «Хата».
Казачье жилище было в основном одинаково для всех районов Кубани. В доме обычно было две комнаты: великая и малая хата. Центральным местом в доме был «Красный угол» - «божница».
Слайд 4 «Красный угол».
«Божница» состояла из одной или нескольких икон, украшенных цветами, вышитыми рушниками. Под «божницей» стоял длинный стол с лавками, за которым собиралась вся семья казака. Вспомните, какая посуда ставилась на стол?
-Царицей в доме считалась печь(груба).
Слайд 5 «Печь».
Как вы думаете почему?
- Печь и кормила, и согревала, а ещё была лежанкой.
-В великой (большой) комнате вдоль стен стояли широкие лавы, скрыни(сундуки), в которых казаки хранили одежду, этажерки, на стенах висели шкафы «горки»( «угольники»).
Слайды 6,7 «Убранство хаты».
-Казаки очень любили своё жилище и старались, чтобы в нём всегда было чисто и красиво. Стены украшали развешенное оружие, фотографии в красивых рамочках, на полу, на лавах- самотканые коврики (половыци), окна украшали вышитыми занавесками.
Я приготовила для вас сюрприз.Сюрприз – отгадки на мои загадки:
Говорит дорожка:
Два вышитых конца:
«Вытираю я, стараюсь,
Всё намокло, всё измялось-
Нет сухого уголка.» (рушник)
Гладит всё, чего касается,
А дотронешься – кусается. (утюг)
(Учитель показывает детям рушник, утюги)
Слайды 8 -12 «Предметы быта».
- Итог урока. Проектная деятельность.
Учитель: Дети, вы хотели бы принять участие в убранстве казачьей хаты? Каждая группа украсит аппликацией свой предмет, используя готовые детали узора. Детали разного цвета. Если вам было интересно на уроке – деталь красного цвета.
Если вы хотите больше узнать о казаках и их жизни – зелёного.
Если у вас светлое, приятное впечатление от урока – жёлтого.
Если было не интересно и вам это не нужно – синего.
Дети по группам выполняют задания:
1 группа.
Украсьте коврик полосочками. Каждый выбирает свой цвет.
Если вам было интересно на уроке – деталь красного цвета.
Если вы хотите больше узнать о казаках и их жизни – зелёного.
Если у вас светлое, приятное впечатление от урока – жёлтого.
Если было не интересно и вам это не нужно – синего.
2 группа.
Украсьте глэчик узором. Каждый выбирает свой цвет.
Если вам было интересно на уроке – деталь красного цвета.
Если вы хотите больше узнать о казаках и их жизни – зелёного.
Если у вас светлое, приятное впечатление от урока – жёлтого.
Если было не интересно и вам это не нужно – синего.
3 группа.
Украсьте рамочку для фотографии. Каждый выбирает свой цвет.
Если вам было интересно на уроке – деталь красного цвета.
Если вы хотите больше узнать о казаках и их жизни – зелёного.
Если у вас светлое, приятное впечатление от урока – жёлтого.
Если было не интересно и вам это не нужно – синего.
4 группа.
Украсьте рушник узором(растительный узор). Каждый выбирает свой цвет.
Если вам было интересно на уроке – деталь красного цвета.
Если вы хотите больше узнать о казаках и их жизни – зелёного.
Если у вас светлое, приятное впечатление от урока – жёлтого.
Если было не интересно и вам это не нужно – синего.
5 группа.
Украсьте рушник узором (геометрический узор). Каждый выбирает свой цвет.
Если вам было интересно на уроке – деталь красного цвета.
Если вы хотите больше узнать о казаках и их жизни – зелёного.
Если у вас светлое, приятное впечатление от урока – жёлтого.
Если было не интересно и вам это не нужно – синего.
Выставляются работы детей.
- Домашнее задание: выполнить задание в тетради на стр.45 – по возможности принести предмет или его фотографию для выставки в классе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок Кубановедения "Казачья хата"
Целью урока является закрепление материала, развитие речи, творческих способностей детей, воспитание интереса к прошлому кубанского казачества.Дети садятся группами по 5 человек. Закрепление изученног...
Урок Кубановедения во 2 классе по теме: "Казачья хата"
Увлекательный урок кубановедения во 2 классе по теме "Казачья хата" в ходе которого ребята знакомятся с убранством хаты казака. Можно использовать мультимедиа презентацию или предметы старины....
Урок кубановедения во 2 классе по теме:"Кубанская хата" с презентацией
Разработка урока кубановедения во 2 классе с презентацией...
конспект урока по кубановедению "Казачья хата"
конспект урока по кубановедению "Казачья хата" 2 класс...
Урок по кубановедению. Тема Как строили в старину Кубанскую хату.
разработка урока по кубановедению...
Конспект урока "Казачья хата" 2 класс
Конспект урока "Казачья хата" 2 класс...
Презентация к уроку кубановедения "Хата казака" 3 класс
Презентация может быть использована на уроках кубановедения....