Урок кубановедения "Казачья хата"
план-конспект на тему

Карпенко Оксана Геннадьевна

Урок кубановедения "Казачья хата".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kubanskaya_khata.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 5»

 Карпенко Оксана Геннадьевна

    Тема:  «Казачья  хата».

Цели:

  • Закрепить понятия: саманный,  турлучный.
  • Дать представление о внутреннем  устройстве, убранстве  казачьей  хаты.
  • Развивать речь  и  мышление  учащихся.
  • Развивать  творческие способности  детей.
  • Продолжать обучать детей  работать  в  группах.
  • Воспитывать  интерес к  прошлому кубанского казачества.

Оборудование:

  • Мультимедийное  оборудование,  слайды: «Хутор», «Хата», «Красный  угол», «Печь», «Убранство  хаты», «Утварь».
  • Раздаточный  материал: кроссворд, карточки-иллюстрации «Саманная хата» и «Турлучная хата», карточки с заданиями.
  • Материал  для  проектной  деятельности: силуэт  коврика, силуэт  глэчика, силуэт  рамки  для  фотографии, силуэт  рушника, клей, детали из цветной бумаги для узора.
  • Демонстрационный материал: предметы быта.

Ход   урока.

  1. Организационный   момент.  Дети сидят группами по 5 человек. Столы сдвинуты так, чтобы дети сидели лицом друг к другу.
  2. Закрепление изученного  материала на  предыдущем  уроке.

 1. Учитель:  Чем  дальше  в  будущее  входим,

                       Тем  больше прошлым  дорожим.

                       И  в  старом  красоту  находим,

                      Хоть  новому  принадлежим

  Сегодня  на  уроке мы побываем на казачьем  хуторе.

Слайд1 «Казачье подворье».

- Скажите, как называется  жильё  казаков? (Хата) Сегодня мы «побываем» внутри хаты и узнаем как она устроена.

- Хотели  бы вы поучаствовать в строительстве  хаты?  

-Строительство  будет необычным: вы должны выполнить задания, используя знания, полученные на прошлом  уроке. Работать вы будете в группе, поэтому  должны помнить, что каждый имеет право на своё мнение, говорите спокойно, тихо, не мешая детям из других  групп, руководитель группы  следит, чтобы все дети в группе принимали участие в работе.

Задания по  группам:

1 группа.

В каждой  строчке  найдите  лишнее  слово, объясните  почему.

Изба,  квартира, дом,  хата.

Саманный,  деревянный,  турлучный.

Глина,  солома, известняк, вода.

Печка,  костёр, груба,  кабыця.

  1. группа. (у детей карточки-иллюстрации «Строительство  турлучного  дома)

С помощью иллюстраций определите  последовательность основных этапов строительства турлучного дома. Выберите, кто  расскажет как  строился дом.

   3группа. (у детей карточки-иллюстрации «Строительство  саманного дома)

С помощью иллюстраций   определите  последовательность основных этапов строительства саманного дома. Выберите, кто  расскажет  как  строился дом.

4группа.  Разгадайте  кроссворд.

По горизонтали: 1. Печь у казаков. 2.Им покрывали жилище сверху. 3.Жилище казака.

По вертикали: 4.Этот плетень использовали для строительства  стен дома. 5. Кирпич из глины с примесью соломы.

КРОССВОРД

4

1

5

2

3

       

т

г

р

у

б

а

р

л

с

у

а

к

а

м

ы

ш

х

а

т

а

н

  5группа.

     Разбейте  текст на части, распределив каждую часть между собой. Читая цепочкой, прочитайте выразительно.

Отрывок  из  стихотворения  кубанского  поэта  Карпенко  «Бабы  Моти сказ про  реку  Челбас».

Строить  дом  в  степи –

Тяжкий  крест нести.

От  натуги  кровавились  очи:

То  камыш  коси,

То  саман  меси,

То  формуй  да  расставь  его  к  ночи.

Леса  нет  вокруг,

Всё  поля  да  луг.

В  дело  шла  солома  и глина,

И  сухой  камыш

Для  шатровых  крыш,

И  для  мазки  навоз  лошадиный.

В  доброй  хате той

Всей  семье  покой.

Круглый  год  благодать в  ней  витает.

В  стужу  здесь  тепло,

В  ясный  день  светло,

А  уж  летом  прохлада  какая!

  1. Ответы  учащихся.  Оценивание  ответов.

Слайд 2  «Хата».

  1. Новый  материал.  Устройство  и  убранство хаты.

Учитель: Хата построена, можно  заглянуть и во внутрь.

Слайд 3  «Хата».

 Казачье жилище было в основном одинаково для всех районов Кубани. В доме обычно было две комнаты: великая и малая хата. Центральным местом в доме был «Красный угол» - «божница».

Слайд 4 «Красный угол».

 «Божница»  состояла  из  одной  или  нескольких  икон, украшенных  цветами, вышитыми  рушниками. Под «божницей» стоял  длинный  стол с лавками, за которым  собиралась вся семья казака. Вспомните, какая посуда ставилась на стол?

-Царицей в доме считалась печь(груба).

Слайд 5  «Печь».

 Как вы думаете почему?

- Печь и кормила, и согревала, а ещё была лежанкой.

-В великой (большой) комнате вдоль стен стояли широкие лавы, скрыни(сундуки), в которых казаки хранили одежду, этажерки, на стенах висели  шкафы «горки»( «угольники»).

Слайды 6,7 «Убранство хаты».

-Казаки очень любили своё жилище и старались, чтобы в нём всегда было чисто и красиво. Стены украшали развешенное оружие, фотографии в красивых рамочках, на полу, на лавах- самотканые коврики (половыци), окна украшали вышитыми занавесками.

Я приготовила  для  вас  сюрприз.Сюрприз – отгадки на мои загадки:

Говорит дорожка:

Два вышитых конца:

«Вытираю я, стараюсь,

Всё намокло, всё измялось-

Нет сухого уголка.»   (рушник)

Гладит всё, чего касается,

А дотронешься – кусается. (утюг)

(Учитель показывает детям рушник, утюги)

Слайды 8 -12 «Предметы быта».

  1. Итог  урока.  Проектная  деятельность.

Учитель: Дети, вы  хотели  бы  принять  участие  в  убранстве казачьей  хаты? Каждая группа  украсит аппликацией свой предмет, используя готовые детали узора. Детали  разного цвета. Если вам было интересно на уроке – деталь красного цвета.

Если вы хотите больше узнать о казаках и их жизни – зелёного.

Если у вас светлое, приятное впечатление от урока – жёлтого.

Если было не интересно и вам это не нужно – синего.

Дети по группам выполняют задания:

1 группа.

Украсьте коврик полосочками. Каждый выбирает свой цвет.

Если вам было интересно на уроке – деталь красного цвета.

Если вы хотите больше узнать о казаках и их жизни – зелёного.

Если у вас светлое, приятное впечатление от урока – жёлтого.

Если было не интересно и вам это не нужно – синего.

2 группа.

Украсьте глэчик  узором. Каждый выбирает свой цвет.

Если вам было интересно на уроке – деталь красного цвета.

Если вы хотите больше узнать о казаках и их жизни – зелёного.

Если у вас светлое, приятное впечатление от урока – жёлтого.

Если было не интересно и вам это не нужно – синего.

3 группа.

Украсьте рамочку для фотографии. Каждый выбирает свой цвет.

Если вам было интересно на уроке – деталь красного цвета.

Если вы хотите больше узнать о казаках и их жизни – зелёного.

Если у вас светлое, приятное впечатление от урока – жёлтого.

Если было не интересно и вам это не нужно – синего.

4 группа.

Украсьте рушник узором(растительный узор). Каждый выбирает свой цвет.

Если вам было интересно на уроке – деталь красного цвета.

Если вы хотите больше узнать о казаках и их жизни – зелёного.

Если у вас светлое, приятное впечатление от урока – жёлтого.

Если было не интересно и вам это не нужно – синего.

5 группа.

Украсьте рушник узором (геометрический узор). Каждый выбирает свой цвет.

Если вам было интересно на уроке – деталь красного цвета.

Если вы хотите больше узнать о казаках и их жизни – зелёного.

Если у вас светлое, приятное впечатление от урока – жёлтого.

Если было не интересно и вам это не нужно – синего.

Выставляются  работы  детей.

  1. Домашнее задание: выполнить задание в тетради на стр.45 – по возможности принести предмет или его фотографию для выставки в классе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок Кубановедения "Казачья хата"

Целью урока является закрепление материала, развитие речи, творческих способностей детей, воспитание интереса к прошлому кубанского казачества.Дети садятся группами по 5 человек. Закрепление изученног...

Урок Кубановедения во 2 классе по теме: "Казачья хата"

Увлекательный урок кубановедения во 2 классе по теме "Казачья хата" в ходе которого ребята знакомятся с убранством хаты казака. Можно использовать мультимедиа презентацию или предметы старины....

Урок кубановедения во 2 классе по теме:"Кубанская хата" с презентацией

Разработка урока кубановедения  во 2 классе с презентацией...

конспект урока по кубановедению "Казачья хата"

конспект урока по кубановедению "Казачья хата" 2 класс...

Конспект урока "Казачья хата" 2 класс

Конспект урока "Казачья хата" 2 класс...

Презентация к уроку кубановедения "Хата казака" 3 класс

Презентация может быть использована на уроках кубановедения....