"Край в котором я живу".
рабочая программа (1 класс) на тему
"Край в котором я живу"-программа внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kray_v_kotorom_ya_zhivu.doc | 99.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ « Зубово - Полянская средняя общеобразовательная школа №1»
Рабочая программа внеурочной
деятельности по курсу:
«Край в котором я
живу»
Составитель: Е.Н. Лаксаева
учитель мокшанского языка
пгт. Зубово – Поляна 2014г.
Пояснительная записка.
Актуальность, педагогическая целесообразность программы
В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности, гражданина и патриота России.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой Родиной.
Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – познания личности самого ребенка, жизни его семьи. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.
Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.
Чтобы учащиеся стали носителями и продолжателями культурно-исторического наследия своего народа, необходимо их знакомить, убеждать в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им. Проблемы возрождения, сохранения и развития культурного наследия народа будут в дальнейшем решаться современными детьми. И успешное их решение возможно только при наличии любви, знаний и понимания истории своей Родины, своего края.
Чем сознательнее ребёнок усвоит определённую систему историко-обществоведческих знаний (на данном этапе – на уровне представлений), тем быстрее он займёт необходимую каждому человеку личностно-гражданскую позицию, тем более ответственно и осознанно он будет принимать решения.
Отличительные особенности программы
- Данная программа направлена на изучение традиционной празднично-игровой культуры мордовского народа, как материальной, так и духовной, а также на развитие творческих способностей детей.
- Особенностью программы является то, что она строится на сочетании разных направлений образовательной деятельности: в процессе занятий обучающиеся знакомятся с народными играми и праздниками, а также с основами фольклора, декоративно-прикладного искусства.
- Кроме того, обучающиеся привлекаются к практической и исследовательской деятельности по сохранению и возрождению традиционной празднично-игровой культуры, учатся записывать народные игры и фольклор, изготавливать некоторые игры и игрушки, участвуют в проведении календарных праздников, а также в подготовке исследовательских материалов для выступлений на научно-исследовательских конференциях школьников.
Целью программы является расширение знаний ребёнка об истории и культуре родного края.
Программа предусматривает решение следующих задач:
- содействие ребёнку в понимании особенности общественных отношений в семье, в селе, районе и республике, входящего в целую страну Россию;
- развивать интерес детей к народной культуре и вовлекать их в богатый мир традиционной празднично-игровой культуры, творческие способности в процессе изучения основ народной культуры.
- обогащение знаниями, раскрывающими прошлое, историю, способствующими присвоению ребёнком социальных ценностей, определённых норм морали, нравственности;
- воспитание патриотизма через осознание ребёнком сопричастности к истории своего села, района, республики;
- воспитание толерантности, уважения к ценностям народов, населяющий Мордовию, их культур, вероисповеданий, понимания неповторимости и уникальности каждого человека;
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на один год обучения. Занятия проходят один раз в неделю
Длительностью -1 час. Всего за учебный год – 33 часа. Возраст занимающихся 7 – 8 лет.
Формы организации деятельности
Основными формами занятий являются теоретические и практические занятия в классе, а также на улице во время проведения народных игр. Предусматривается участие в праздниках. Большое внимание в коллективе должно уделяться общественно-полезной направленности занятий.
Широко используются местные ресурсы: краеведческий музей, другие культурные учреждения села, памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.
Ожидаемые результаты обучения и способы их проверки
В результате прохождения программы, обучающиеся должны знать:
- название страны, региона, где живет учащийся, родного города(села);
- символику страны, края, села, школы;
- Основные русские календарные праздники и уметь рассказывать о них;
- Особенности традиционных календарных праздников;
- Основные жанры фольклора, в том числе детского;
- Основные игрушечные промыслы России;
знать историю происхождения своего села, района
Уметь:
- уважительно относиться к своему дому, семье, истории мордовского народа;
- поступать сообразно полученным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
- принимать участие в проведении народных игр во время праздников и помогать их организации.
- оценивать поступки других с позиции добра и зла;
Занятия спецкурса способствуют обучению навыкам общения, развитию речи, наблюдательности, сообразительности.Обучающиеся, проявившие повышенный уровень мотивации к изучению народной игровой культуры, привлекаются к исследовательской деятельности, связанной с народной культурой.
Проверка результатов обучения осуществляется во время занятий посредством:
- наблюдения педагога за практической работой обучающихся;
- опросов по изучаемым темам;
- фиксации частоты участия в соревнованиях по народным играм, в праздничных мероприятиях.
Учебно-тематический план
№ п\п | Тема занятия | Количество часов | Вид занятия | ||||
Теория) | Практика | Всего | |||||
Раздел I. Я – гражданин (7ч) | |||||||
1-3 | Россия - Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России. | 1 | 1 | 2 | Беседа, конкурс рисунков | ||
4-5 | Моя Республика– частица России.Символика Мордовии | 1 | 1 | 2 | Урок – путешествие | ||
6-7 | Наш посёлок. Экскурсия. «Наш посёлок». | 1 | 1 | 2 | презентация учителя, конкурс рисунков,экскурсия | ||
8 | Я - ученик. | 1 | 1 | Экскурсия по школе | |||
Раздел II. Мы -Мордва(21ч) | |||||||
9 | Как жили наши предки . | 1 | 1 | Урок – путешествие | |||
10 | История Мордвы. | 1 | 1 | Урок | |||
11-12 | Национальный костюм | 1 | 1 | 2 | Беседа, презентация | ||
13 | Народные игры. | 1 | 1 | Прогулка | |||
14-15 | Национальная кухня. | 1 | 1 | 2 | Урок ,презентация | ||
16-20 | Праздники, обычаи, обряды моего народа. | 4 | 1 | 5 | Учебный диалог, презентация | ||
21-22 | Природа Мордовии. . | 1 | 1 | 2 | Презентация, конкурс рисунков | ||
23-25 | Сказки и легенды. | 1 | 2 | 3 | Беседа, презентация | ||
26-27 | Наши земляки-герои страны.(знаменитости) | 2 | 1 | 3 | Учебный диалог,презентация | ||
28 | Удалой народ.(наши спортсмены). | 1 | 1 | Беседа, презента- ция | |||
Раздел III. Прошлое рядом (3ч) | |||||||
29 | Путешествие по городам – Республики. | 1 | 1 | Презентация | |||
30 |
Экскурсия в краевед- ческий музей (школьный). | 1 | 1 | Экскурсия | |||
31 | Экскурсия в краеведческий музей (районный). | 1 | 1 | ||||
Раздел IV. Заключение (2ч) | |||||||
32 | Конкурс рисунков «Мой край ,Мордовия Моя!». | 1 | 1 | Конкурс | |||
33 | Итоговое занятие по курсу «Край, в котором я живу» КВН. | 1 | 1 | Конкурс | |||
Итого | 17 | 16 | 33 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мини сочинение Край, в котором я живу.
Сочинение учащейся 4 "В" класса МОУ "СОШ№ 6" Корсаковаского городского округа....
Программа по краеведению "Край, в котором я живу"
Программа по краеведению "Край, в котором я живу" рассчитана на учащихся 3-4 классов....
Презентация "Край, в котором мы живем"
Презентация ктематическому классному часу "Край, в котором мы живем" 3-4 класс. Рассказ о истории возникновения села, современное село....
Край в котором я живу.
Патриотическое воспитание....
Урок кубановедения по теме: «Край, в котором я живу». 4 класс
Отчий дом, родной край… Так называем мы землю, где родились и живём, где трудились наши деды и отцы, землю, которую они защищали, за которую погибали. Без этой земли непонятно слово...
внеклассное общешкольное мероприятие "Край, в котором я живу"
Данное открытое мероприятие для обучающихся начальной ступени.Мероприятие напрвлено на воспитание любви к малой родине....
Познавательная игра "Край родной-дальневосточный" по факультативному курсу "Край, в котором я живу"
Урок в виде интерактивной игры.Обобщение знаний об истории края, о городах и поселках края, животном и растительном мире. Игра в командах....