Проект "Этнокультурное образование младших школьников в условиях введения ФГОС"
проект на тему
Проект «Этнокультурное образование младших школьников в условиях введения ФГОС». Проект включает в себя как содержание уроков, так и внеурочную, внеклассную работу с учащимися. Содержание уроков на всех предметах включает в себя национально- региональный компонент. На уроках физической культуры это ознакомление с национальными видами спорта, играми, на уроках музыки дети приобщаются к миру музыкальных инструментов, песен, музыки народа коми, знакомятся с людьми, которые сопричастны к созданию музыкальных произведений коми народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_etnokulturnoe_obrazovanie.docx | 59.92 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Выльгортская средняя общеобразовательная школа №2»
ПРОЕКТ
«Этнокультурное образование младших школьников в условиях введения ФГОС»
Автор –Рехлецкая Елена Александровна,
учитель начальных классов
с. Выльгорт
2010 год
Содержание
- Паспорт проекта с. 3
- Актуальность проекта с. 4
- Основные направления проекта с. 5
- Содержание проекта с.5
- Механизм реализации проекта с. 6
- Основные мероприятия реализации проектных направлений с.7-8
- Приложения с. 9
- Пример технологической карты проекта «С чего начинается Родина»
Осуществление проекта с. 24
- - тематика экскурсий для 1-2 класса по краеведению с. 32
- - перечень тем классных часов с учетом национально- регионального компонента с. 33
- - перечень социальных проектов, реализуемых на первой ступени обучения с. 34
1.ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название | Урок в условиях введения ФГОС |
Цель | Сформировать этнокультурное образование младших школьников в условиях введения ФГОС |
Задачи | - отобрать соответствующее возрасту содержание и формы работы по ознакомлению учащихся с национальными традициями, природой, культурой, искусством - выстроить систему урочной и внеурочной деятельности по привитию любви младших школьников к родному краю, его людям, чувства патриотизма - сформировать исследовательские умения младших школьников |
Объект | Учебно-воспитательный процесс |
Субъекты | Обучающиеся 1-4 класса |
Сроки реализации | 2010-2014 годы |
Этапы | Подготовительный - 2010 год Практический - 2010-2014 годы Заключительный - 2014 год |
Ожидаемый результат | - сформированность личностных учебных умений в соответствии с возрастом - сформированность исследовательских учебных умений в соответствии с возрастом - участие учащихся в социальных проектах |
Индикаторы | - достаточный уровень сформированности исследовательских умений большинства выпускников 4 класса - достаточно высокая доля учащихся 4 класса с сформированным чувством патриотизма - высокий уровень активности обучающихся в разработке и реализации социальных проектов |
Измерители ожидаемых. результатов | - анкеты для учащихся - контрольно- измерительные материалы для выЯвления универсальных и личностных учебных умений |
2.Актуальность проекта
Основой для разработки программы является основная образовательная программа начальной ступени образования нашей школы. Один из разделов основной образовательной программы включает в себя систему воспитания младших школьников на основе Концепции духовно- нравственного воспитания.
Воспитание, основанное на бережном отношении к природе родного края, приобщение к национальной культуре, литературе, искусству – неотъемлемая часть патриотического воспитания. Именно этот материал позволяет воспитать у младших школьников сопричастность к Земле, на которой он проживает, научиться уважать людей, которые вносят частичку своей души в процветание Коми края, к национальным богатствам, а также приоткрыть немножко завесу истории нашей Ком и земли.
Проект включает в себя как содержание уроков, так и внеурочную, внеклассную работу с учащимися. Содержание уроков на всех предметах включает в себя национально- региональный компонент. На уроках физической культуры это ознакомление с национальными видами спорта, играми, на уроках музыки дети приобщаются к миру музыкальных инструментов, песен, музыки народа коми, знакомятся с людьми, которые сопричастны к созданию музыкальных произведений коми народа.
Уроки изобразительного искусства, наряду с приобщением к русской и мировой художественной культуре, знакомят младших школьников с особенностями искусства коми.
Самый большой вклад вносят, конечно же уроки окружающего мира, так как именно на этих уроках используется в полной мере краеведческий принцип.
Дополняет содержание уроков внеурочная и внеклассная деятельность. Это экскурсии, трудовые десанты, знакомство с интересными людьми, кружковая работа, разработка и реализация социальных проектов в соответствии с возрастом.
Особенность проекта - объединение системы урочной и внеурочной, внеклассной деятельности в приобщении младших школьников от класса к классу к истокам коми национальной культуры, литературы, искусства, природы. Кроме того, реализация проекта дает возможность развивать личностные качества школьников, формировать универсальные учебные умения через приобщение к миру природы.
Надпредметный курс «Учись учиться» позволяет развивать такие универсальные учебные умения, как –умение наблюдать, делать выводы, сравнивать, классифицировать объекты природы и явления, перерабатывать информацию. Курс «ЯОсновы исследовательской деятельности» развивает элементарные исследовательские умения младших школьников- видеть и формулировать проблемы, гипотезы, поиск путей решения проблем, доказывать, экспериментировать
3.Основные направления проекта
1 направление- Реализация национально - регионального компонента на уроках
2 направление- Внеурочная деятельность с обучающимися начального звена
3 направление- Внеклассная работа краеведческой направленности на 1 ступени обучения, включающая в себя как классные мероприятия, так и общешкольные
4. Содержание проекта
1 направление- Реализация национально - регионального компонента на уроках
- Разработка РУП с учетом национально- регионального компонента
- Разработка технологических карт изучения тем с учетом НРК
- Повседневная реализация содержания НРК в учебно-воспитательном процессе по классам
- Изучение коми языка как неродного в рамках школьного учебного плана
2 направление- Внеурочная деятельность
- Организация кружка « Я- исследователь»
- Проведение классных часов по проблеме
- Организация конкурсов рисунков, поделок из природного материала, фотографий….
- Проведение надпредметного курса «Учись учиться»
3 направление- Внеклассная работа
- Разработка и реализация социальных проектов- общешкольных и классных
- Экскурсии с учащимися на предприятия села, в районную библиотеку, центр народных ремесел «Зарань»
- Встречи с интересными людьми
- Трудовые десанты
5.Механизм реализации проекта
1. Распределение ответственности и функций
Учитель
- Разрабатывает совместно с коллегами рабочую учебную программу на ступень обучения
- Проводит отбор содержания национально- регионального компонента в разрезе классов
- Разрабатывает технологические карты изучения тем с включением НРК и формирования универсальных учебных умений
- Разрабатывает тематику классных часов
- Заключает договора с сетевыми партнерами об экскурсиях, встречах с интересными людьми
- Реализует национально- региональный компонент на уроках и во внеурочное время
- Формирует в процессе обучения и воспитания личностные и познавательные учебные умения младших школьников
- Организует встречи с интересными людьми, экскурсии, трудовые десанты, конкурсы
- Обеспечивает включение учащихся в общешкольные социальные проекты, предметные недели, конкурсы
Школьное методическое объединение
- Разрабатывает основную образовательную программу на ступень обучения с включением программы воспитания младших школьников
- Разрабатывает рабочую учебную программу на ступень обучения
Администрация школы
- Создает условия для реализации намеченных планов: транспорт на экскурсии, общешкольные мероприятия
- Намечает и доводит своевременно до сведения педагогов тематику общешкольных социальных проектов краеведческой направленности
- При необходимости заключает соглашения с сетевыми партнерами
- Утверждает рабочую учебную программу, программы внеурочной деятельности
- Организует общешкольные мероприятия краеведческой направленности
2. Четкое планирование проектных мероприятий в соответствии с возрастом по годам обучения
3. Постоянный анализ процесса, промежуточных и конечных результатов
4. Использование сетевого взаимодействия в организации внеурочной и внеклассной работы
5. Активное привлечение родителей к воспитанию обучающихся в духе национального самосознания, толерантности.
6. Основные мероприятия реализации проектных направлений
Направления | Основные мероприятия | Примерные сроки | Сетевые партнеры | примечания |
Подготовительная работа | Разработка основной образовательной программы на начальной ступени образования | Май- август 2010 года | МО РК КРИРО Управление образования | Школа работает в статусе республиканской пилотной площадки по ФГОС |
Урочная работа | 1.Разработка РУП | Август 2010 | Учителя ШМО | |
2. Разработка технологических карт по темам | В течение учебного года | Рехлецкая Е.А. | ||
3. Реализация содержания НРК на уроках | В течение года | Рехлецкая Е.А. | По РУП | |
4. Изучение коми языка, как неродного, на уроках | 2011-2014гг | Учитель коми языка | ||
Внеурочная работа | Организация кружка «Основы исследовательской деятельности младших школьников» | 2010-2014гг | Куликова Е.М. | Развитие исследовательских умений |
Организация надпредметного курса «Учись учиться» | С сентября 2012 г | Рехлецкая Е.А. | Развитие универсальных умений | |
Организация кружка «Юный эколог» | 2013-2014 годы | РЦВР | На условиях договора | |
Организация трудовых десантов, практических работ, экскурсий на пришкольный участок | В течение года | Рехлецкая Е.А. | ||
Классные часы | ежемесячно | Рехлецкая Е.А. | ||
Внеклассная работа | Организация экскурсий | В течение года | Рехлецкая Е.А. | |
Участие в общешкольных конкурсах | По плану школы | |||
Встречи с интересными людьми | В течение года | Рехлецкая Е.А. | ||
Участие в общешкольных и классных проектах | Воспитатель ГПД учитель |
7.Приложения
- Пример технологической карты проекта
Тема: “С чего начинается Родина…”
Цели:
- Повышение мотивации к обучению.
- Повышение интереса учащихся к приобретаемым знаниям.
- Расширение кругозора.
- Получение навыков исследовательской работы.
- Развитие речи и обогащение словаря.
- Воспитание патриотизма, гуманного отношения к окружающим.
- Развитие коммуникационных способностей.
- Создание условий для максимальной самореализации каждого ученика.
- Формирование общеучебных навыков.
- Повышение самооценки учащихся.
- Приобщение родителей к совместной деятельности.
Участники:
- Учителя, воспитатели 1 – 4 классов
- учащиеся 1 – 4 классов,
- родители учащихся.
Этапы:
Подготовительный этап, вхождение в проект.
1 этап – 1 класс,
2 этап – 2 класс,
3 этап – 3 класс,
4 этап – 4 класс.
Ожидаемые результаты.
- Активный интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.
- Положительное влияние воспитательной информации, выходящей за рамки стандартных учебников, воспитание гуманного отношения к окружающим, патриотизма, формирование здорового образа жизни.
- Обучение приемам исследовательской работы с книгами, в музеях, на выставках, использование средств Интернета в целях получения новых знаний, формирование навыков работы в читальном зале библиотеки.
- Приобретение коммуникативных навыков.
- Развитие способностей адекватного представления результатов своей работы в форме докладов, рисунков, фотографий, звуко- и видеозаписи и др.
- Формирование на более высоком уровне общеучебных навыков.
- Развитие речи и обогащение словаря.
- Активное участие родителей в школьной жизни ребенка.
- Повышение профессиональной компетентности учителя.
Направления исследований
Моя семья:
- рассказ о своей семье
- все профессии нужны, все профессии важны
- увлечения членов моей семьи
- как мы отдыхаем
- выставка творческих работ детей и членов их семей
- презентация “у нас живет…”
Наша природа:
- карта, природные богатства нашего края
- мир вокруг тебя
- чем богата наш край
- животные и птицы нашей Родины
- страничка «Красной книги»
Мой дом, моя улица…
- адрес, индекс (зачем нужен индекс), телефон
- что я знаю о своей улице (путешествие в историю)
- что находится на моей улице, рядом с домом
- красивые уголки моего двора, улицы, села (прекрасное рядом)
Моя школа:
- что я узнал о школе, почему школа носит имя В.П.Налимова
- школьный музей
- школьный двор (прекрасное рядом)
- кто работает в школе (профессии, люди)
- моя школьная жизнь
- школьные товарищи (телефоны друзей и адреса)
Моё родное село:
- село в котором я живу (конкурс рисунков)
- что я знаю о Выльгорте (история села)
- конкурс рисунков и иллюстраций “Моё село”
- фотоконкурс “прекрасное рядом”
- чем может гордиться наше село
Индивидуальные проекты
Формы деятельности:
- сбор информации
- эксперимент
- систематизация и структуризация информации
- исследование
- оформление работы
- фото и видео зарисовки
- интервьюирование
- наблюдения
- презентация
- практическое применение новых знаний
- публичное выступление
Направление исследования:
- “Моя семья”
- “Мой дом, моя улица”
- “Моя школа”
- “Моё родное село”
- “Наша природа”
Содержание работы:
- наблюдение
- сбор информации
- исследование
- обработка собранной информации
- подготовка аналитической справки
- создание фотоальбома
- творческие работы
- видеозарисовки
- фотозарисовки
- живая газета – как вариант промежуточного отчета
- конкурс семейных презентаций
- публичное выступление
- экскурсии
- подготовка отзывов, докладов, рефератов
- самостоятельная работа с книгой
- просмотр кинофильмов для детей об истории нашей Родины
- индивидуальная проектная деятельность
Порядок выполнения проекта
Этапы, сроки | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | ||||
Подготовительный | Знакомятся с предлагаемым проектом. | Знакомит родителей и учащихся с проектом. Мотивирует учащихся и родителей на активное включение в проектную деятельность. | ||||
1 этап 1 класс Сентябрь | Проект Я знакомлюсь со школой» | |||||
В ходе экскурсии знакомятся со школой | Организует круглый стол с родителями и детьми | |||||
| ||||||
Октябрь | Конкурс “Моя семья” Уровни сложности:
| |||||
Выбирают уровень участия. Готовят рисунок (фотографию или иллюстрацию) и устный рассказ о своей семье. Заполняют свою страничку в альбоме. | Знакомит с требованиями конкурса. Организует прослушивание детей на уроках или во внеурочное время. | |||||
Ноябрь | Презентация “у нас живет…” или “я хочу, чтобы у меня был…” Уровни сложности:
|
| ||||
| Выбирают уровень участия, готовят устное выступление. | Оказывает необходимую индивидуальную помощь в подготовке выступлений. | ||||
Декабрь | Экскурсия и беседа «Школьный музей» | |||||
| Готовят устный рассказ или рисунок. | Организует прослушивание и выставку лучших работ учащихся. | ||||
Январь | Цикл практических работ “Моя записная книжка”:
| |||||
| Знакомятся с новыми понятиями, учатся записывать данные школы, самостоятельно записывают свои данные. | Знакомит с данными понятиями, их значением и историей возникновения. Проводит практическое занятие. | ||||
Февраль | Эксперимент “Письмо другу”, с целью знакомства улиц нашего села
| |||||
| Продумывают адресата и содержание письма. Заготавливают конверт, оформляют адрес адресата и отправителя. | Помогает каждому выбрать адресата. Контролирует правильность написания адреса и обсуждает содержание писем. | ||||
Февраль | Творческая работа “Поздравляю с праздником…” Уровни сложности:
| |||||
| Уточняют совместно с родителями значимые для семьи даты, под руководством учителя изготавливают памятки, готовят поздравительные открытки. | Знакомит учащихся с целью работы. Заготавливает бланки индивидуальных памяток. Оформляют адрес на открытках. | ||||
Март | Мини – проект «Моё имя». | |||||
| Уточняют и готовят совместно с родителями рассказ о значении имени. Готовят рассказы как выбрали имя ребёнку? | Знакомит учащихся с историей возникновения имени. Рассказывает о многообразии имён. | ||||
Апрель | Творческая работа “Мой дом, моя улица”. | |||||
| Выполняют работу в свободной форме, готовят представление (защиту). | Помогает выбрать форму работы и ее представление. Организует прослушивание в форме конкурса (круглого стола). | ||||
Май | Живая газета как форма подведения итогов. | |||||
| Готовятся к участию. | Готовит сценарий. Организует выступление. Привлекает родителей к подведению итогов. | ||||
| Обсуждение 2 этапа проекта. | |||||
2 этап 2 класс Сентябрь | Конкурс творческих работ “Как я провел лето”:
|
| ||||
| Совместно с родителями готовят наглядное оформление. С помощью учителя готовят краткий рассказ в письменной форме и представление творческой работы. | Корректирует письменные работы. Помогает в подготовке защиты. Организует прослушивание. Помогает подвести итоги. | ||||
Октябрь | Беседа “Моя родословная”. Практическая работа “Моя родословная”. | |||||
| Составляют генеалогическое древо своей семьи в таблице или на рисунке. Уточняют с родителями имена, отчества и фамилии своих родственников. | Заготавливает бланки. Знакомит учащихся с понятием “родословная”. Проводит практическую работу. Подводит итоги. | ||||
Ноябрь |
Уровни сложности:
| |||||
| Выбирают уровень сложности. Готовят сообщение об общении со школьным другом. | Группирует учащихся по индивидуальным возможностям. Корректирует сообщение. | ||||
Декабрь | Презентация “Моя записная книжка” | |||||
| Заводят под руководством взрослого свою записную книжку. | Знакомит учащихся со значением записной книжки. Мотивирует учащихся на ведение записной книжки. Организует презентацию. | ||||
Декабрь | Практическая работа “Многонациональная страна”. | |||||
| Заготавливают карточки с историческими событиями. Участвуют в практической работе. | Выбирает исторические события. Проводит практическую работу. | ||||
Январь | Конкурс рисунков «Моя родина – Сыктывдин» | |||||
Январь - Февраль | Мини – проект « Моя малая Родина» | |||||
| Групповая работа. Ищут информацию. Обсуждают полученные результаты. Готовят окончательный вариант представления проекта. Полученный ответ представляют . | Анкетирует с целью выявления групп по интересам. Координирует работу групп. Координирует действия учащихся. | ||||
Февраль – март | Операция “От всей души”
Устное поздравление. | |||||
| Уточняют адресатов поздравлений в своём селе. Изготавливают поздравительные открытки и телеграммы. Готовят устные поздравления. | Координирует действия учащихся. Помогает в изготовлении поздравительных открыток и телеграмм. Организует устные поздравления. | ||||
Апрель | Игра “Широка страна моя родная" по итогам мини – проекта «Моя малая Родина» | |||||
| Готовятся к участию. Активно участвуют. | Готовит задания по подготовке к игре. Организует игру. Подводит итоги. | ||||
Май | Живая газета – подведение итогов за год. | |||||
| Готовят наглядный материал и устные сообщения. | Готовит сценарий. | ||||
3 этап 3 класс | Работа ведется с использованием ИТ. Обязательной является самостоятельная работа с книгой. | |||||
Сентябрь | Творческая работа “Как я провел лето”. | |||||
| Готовят творческие работы. В каких уголках Коми Республики мы побывали. | Организует творческие работы. Подводит итоги, обозначает на карте России места, в которых побывали учащиеся и о которых рассказали в своих работах (письменных и устных). | ||||
Октябрь | Практическая работа “Где жили мои предки”. | |||||
| Собирают данные. С помощью педагога выбирают карту, наносят данные на карту. | Оказывает необходимую индивидуальную помощь. Разрабатывает бланки для карт. Организует выставку работ. | ||||
Ноябрь | Творческая работа “Я горжусь …” (рассказ о родственнике)
| |||||
| Собирают и оформляют данные. | Корректирует работы учащихся. Организует прослушивание. | ||||
Декабрь |
|
| ||||
Январь | Конкурс творческих работ “Прекрасное рядом ”:
| |||||
| Выбирают объект. Собирают и систематизируют информацию. Оформляют работу. Готовят тезисное выступление. | Оказывает необходимую индивидуальную помощь учащимся. Анализирует результаты. Оформляет выставку работ. Организует устные выступления. | ||||
Сентябрь – май | Создание справочника “Советуем побывать” по следам личных впечатлений. | |||||
| Составляют рекламу по следам своих впечатлений, оформляют свою страничку. | Оказывает необходимую помощь, систематизирует накапливаемый материал. | ||||
Февраль | Проект “Мой дом, моя улица”. Путешествие в историю. |
| ||||
| Знакомятся с историей своей улицы. Наглядно оформляют свою письменную работу. Возможна групповая работа. | Группирует учащихся по адресам и индивидуальным возможностям. Организует прослушивание и выставку работ. Подводит итоги. | ||||
Февраль | Исследовательская работа “Что находится на моей улице”:
|
| ||||
| Координируют свои действия с учителем. | Оказывает индивидуальную помощь по необходимости. Подводит итоги. | ||||
| Готовят творческие работы. | Оказывает необходимую индивидуальную помощь. Организует выставку работ. Подводит итоги. | ||||
Февраль |
| |||||
| Готовятся к беседе, участвуют в ней. | Разрабатывает вопросы и задания по подготовке. | ||||
Март | Практическая работа “ Из истории развития села Выльгорт ” | |||||
| Сбор информации, оформление | Знакомит со значением работы. Помогает систематизировать и оформить собранные материалы. | ||||
Февраль-март | ||||||
| Творческий конкурс “Эмблема нашей школы” | |||||
| Вносят свои предложения. Делают эскизы. | Организует конкурс. Оказывает необходимую помощь. | ||||
Апрель | Конкурс индивидуальных проектов. | |||||
Апрель | Выставка творческих работ учащихся и членов их семей. | |||||
Май | Живая газета – подведение итогов. | |||||
4 этап 4 класс |
| |||||
Сентябрь | Конкурс творческих работ “Как я провел лето” | |||||
Октябрь | Практическая работа “Коми республика на карте России. Города республики Коми”. | |||||
Ноябрь | Исследование:
| |||||
| Собирают информацию. Составляют индивидуальные альбомы. | Проводит практическое занятие по карте. Систематизирует собранные материалы. | ||||
Декабрь | Деловая игра “Россия многоликая”. | |||||
Январь | Исследование “Какие странички нужны в записной книжке”. | |||||
Март | Презентация “Я…”. | |||||
Февраль – апрель | Подготовка и представление индивидуальных проектов. | |||||
Февраль | Проект “Село моё родное”. | |||||
Апрель | Выпуск альбома по итогам обучения в начальной школе.. | |||||
Май | Подведение итогов. |
Осуществление проекта.
Основной целью моей педагогической деятельности считаю – помогать детям проявлять и развивать их личную заинтересованность в приобретении знаний. В связи с этим значительную роль в работе я уделяю методу проектной деятельности, который позволяет:
- выявить творческие способности ребёнка;
- улучшить контакт с учащимися;
- дать детям эмоциональную и содержательную поддержку для их самоутверждения.
Проектную деятельность я рассматриваю как обоснованную, спланированную и осознанную деятельность, направленную на формирование у школьников определённой системы интеллектуальных и практических умений.
На мой взгляд, метод проектов – это самое рациональное сочетание теоретических знаний, их практического применения в решении конкретных проблем окружающей действительности.
Применяя технологию проектной деятельности, я добиваюсь следующих целей:
- воспитание детей, способных быть самостоятельными в мышлении и действиях;
- развитие исследовательских и коммуникативных умений, навыков сотрудничества;
- развитие умений работать с информацией, формулировать проблемы и находить пути их решения;
- развитие критического мышления.
Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в научно-исследовательскую деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. В своей работе с учащимися я активно использую проектную деятельность – метод научного исследования, который раскрепощает ребёнка, повышает уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях. Это, в свою очередь, улучшает адаптацию и повышает сопротивляемость организма к воздействию внешних и внутренних негативных факторов, т.е. способствует сохранению как психического, так и соматического здоровья школьников.
Таким образом, технологию учебного проекта можно считать здоровьесберегающей.
Конечно, младший школьный возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать учащихся начальных классов в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников не удаётся впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности.
Включение проектной деятельности в работу младших школьников
В проектную деятельность необходимо включать школьников постепенно, начиная с первого класса. Вначале – это доступные творческие задания, выполняемые на уроках окружающего мира, трудового обучения и в форме коллективных творческих дел, проводимых во внеурочное время. А уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты, под руководством учителя проводят коллективное научное исследование, в которое могут быть включены результаты проектно-исследовательской работы каждого ученика.
Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей, учитывая НРК. Дело в том, что для проекта требуется личностно значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них, то что их окружает, где они живут и учатся.
Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.
Длительность выполнения проекта в режиме урочно-внеурочных заданий целесообразно ограничить одним уроком (в 1 классе), одной-двумя неделями (во 2 классе) и постепенно переходить к долгосрочным проектам, рассчитанным на месяц, четверть, полугодие.
Формируя навыки научно-исследовательской и проектной деятельности свою работу я выстраиваю от однопредметных проектов к межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным.
Привлекая к этой работе родителей важно, чтобы они не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. С этой целью я провожу специальные собрания-лекции, на которых разъясняю родителям суть метода проектов и его значимость для развития личности детей; рассказываю об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия родителей в ней.
Таким образом, проектная деятельность учащихся начальных классов необходима и возможна. Метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения является основой для организации научно-исследовательской деятельности младших школьников.
Алгоритм проектной деятельности
Я выработала следующий алгоритм проектной деятельности:
1 этап. Предоставление темы проекта
Темы детских проектов я выбираю исходя из содержания учебных предметов или близких к ним областей, с учетом НРК.
Например, мини проект «Моё имя» был дан как домашнее задание после изучения темы «Почему их так назвали» по окружающему миру в 1 классе.
2 этап. Выбор проблемы
На этом этапе дети отвечают на вопрос: «Что мы хотим узнать?», родителям предлагалось ответить на вопросы анкеты, либо дети пишут мини- сочинение «Что я хочу узнать по этой теме…».
В первом классе по мини- проекту предлагалась родителям такая анкета:
3 этап. Формулировка подтем
На этом этапе дети определяют все подтемы, которые войдут в план решения проблемы. Проводятся индивидуальные консультации. Деление на группы. Например, во втором классе по теме «Моя малая Родина» после мини сочинения: «Что я хотел бы узнать по этой теме» ребята разбились на группы по подтемам, где отразилось на нашем стенде «Наши проекты» в «Карте мысли», после чего начинается следующий этап.
4 этап. Планирование работы
Определяются пути поиска необходимой информации.
5 этап. Осуществление проекта
На этом этапе можно задать ученикам вопросы: «Всё ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект. Какую информацию вам необходимо получить. К каким источникам следует обратиться» Педагог должен проявить такт, деликатность, чтобы не навязать ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск. Дети обращаются к дополнительной литературе (словарям, энциклопедиям, справочникам и пр.), за помощью к родителям. Хочется отметить, что такая работа сближает не только педагога и ребенка, но и ребенка с родителями. В нашем классе есть семьи, которые посещают читальный зал детской библиотеки вместе со своим ребенком. А когда ребенок видит, что его родители разделяют с ним его интересы, он счастлив в двойне и его стремление создать проект интереснее возрастает.
6 этап. Представление проекта
Этот этап требует особого внимания. Происходит демонстрация результатов исследовательской деятельности.
Для успешной защиты проекта обязательно нужно помочь ученикам произвести самооценку проекта. Для этого можно предложить ответить на следующие вопросы:
– соответствует ли выбранная вами идея первоначально выдвинутым требованиям;
– как оценили вашу работу посторонние люди;
По сложившейся традиции дети приглашают на защиту проектов директора школы, завуча, психолога, учащихся параллельных классов. Это свидетельствует о достаточно высоком уровне подготовке учащихся и их уверенности в своих силах.
7 этап. Оценка проекта
Весьма важный вопрос – это оценка выполненных проектов. Задача педагога на этом этапе – не допустить презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Я стараюсь выделить несколько номинаций и делаю так, чтобы каждый проект «победил» в какой-либо номинации.
Исследовательская, проектная деятельность подготавливает учащихся к участию в научно-практических конференциях.
Дни защиты проектов учащиеся воспринимают как праздник, и последний этап конкурса по сложившимся традициям проходит за круглым столом.
Я считаю, что применение метода проектов в моей работе приносит свои плоды: в классе сочиняют стихи 2 человека, у многих получаются интересные рассказы и сказки. И как результат этой работы нужно отметить высокую заинтересованность учащихся в учебной деятельности.
- Во втором классе проект «Моя малая Родина» был представлен презентациями групп, альбомами, рисунками. Один из примеров группы, работающих по теме: «Промыслы Республики Коми» представлен презентацией.
- Тематика экскурсий для 1-4 классов по краеведению
Объекты | тематика | возраст |
Районная библиотека | *Знакомство с детской районной библиотекой и ее работниками *Коми писатели и поэты | 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс |
Центр народных ремесел «Зарань» | *Знакомство с Центром *Посещение выставки игрушек *Посещение тематических выставок | 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс |
Мое село | *Достопримечательности села Выльгорт *Их именем названы улицы *Моя улица | 1 класс 2 класс 3 класс |
Районный музей истории | *Край, в котором я живу *Из истории развития нашего села *Сыктывдин- моя Родина | |
Национальная галерея | *Художники Земли Коми *Посещение тематических выставок | 2 класс 3-4 класс |
Музыкальная школа | *Коми народные инструменты | 4 класс |
Дом культуры | *Посещение концертов, детских спектаклей *Посещение спектаклей на коми языке | 1-4 класс 4 класс |
Музыкальный театр | *Посещение детских спектаклей | 1-4 класс |
Эколого-биологический Центр | * Экскурсия в отдел животных | 3 класс |
- Перечень тем классных часов с учетом национально- регионального компонента
Направление | Тема | возраст | примечание |
Ознакомление с миром природы | *Наш пришкольный участок *Природа Республики Коми * | 1 класс 2-3 класс | С трудовым десантом С последующей экскурсией в музей природы |
Знакомство с интересными людьми | * Знаменитые люди нашего села * Почему школа носит имя «В.Налимова» | 3 класс 3 класс | |
Знакомство с историей, культурой, искусством народа Коми | * Из истории развития села Выльгорт * Из истории развития Республики Коми | 4 класс 4 класс | |
Ознакомление с литературой народа Коми | *Внеклассное чтение | В течение всех лет |
- Перечень социальных проектов, реализуемых на первой ступени обучения
тема | уровень | возраст | Примерные сроки | примечания |
Я знакомлюсь со школой | классный | 1 класс | В течение сентября 2010 года | Проект завершается посиделками с родителями |
Моё имя | классный | 1 класс | апрель | Презентация альбома |
Моя родословная. | классный | 2 класс | октябрь | альбом |
Моя Родина- Сыктывдин | классный | 2 класс | В течение года | Конкурс рисунков |
Моя малая Родина | классный | 2 класс | Февраль - март | Презентации, альбомы, |
Мой дом, моя улица | классный | 3 класс | 2 четверть | Совместно с родителями |
Село мое родное | общешкольный | 4 класс | В течение года | Альбом |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика психоэмоциональных перегрузок младших школьников в условиях введения ФГОС НОО
Материал представленный на районную НМК педагогов "Современные образовательные технологии в условиях реализации ФГОС нового поколения"...
Формирования универсальных учебных действий младшего школьника в условиях введения ФГОС посредством надпредметного курса «Мир деятельности».
В этом году учителя 1-ых классов нашего лицея начали апробацию надпредметного курса «Мир деятельности» для учащихся 1-4 классов, автором которой является Л. Г. Петерсон. Курс разработан в рамках...
Организация и содержание внеурочной деятельности младших школьников в условиях введении ФГОС НОО
Выступление МО....
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС
Одной из современных задач начального образования является сохранение и укрепление здоровья детей. Школа должна обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за пе...
Психолого-педагогическое сопровождение родителей младших школьников в условиях введения ФГОС
Статья из сборника « Психолого-педагогическое сопровождение реализации ФГОС»...
Формирование культуры взаимоотношений младших школьников в условиях введения ФГОС. (из опыта работы руководителя семейного клуба «Берегиня» при МБОУ СОШ № 15 г. Нерюнгри.)
В настоящее время перед школой остро стоит проблема как формирование культуры взаимоотношений между детьми, так и повышение педагогической культуры родителей....
Выступление на методической консультации «Формирование экологической культуры младшего школьника в условиях введения ФГОС»
Обмен опытом по экологическому воспитанию.в рамках федерального эксперимента «Образование в области экологии и здоровья: вариативный компонент.Формирование основ умения учиться в МКОУ Березовской СОШ ...