Организация и содержание внеурочной деятельности младших школьников в условиях введении ФГОС НОО
рабочая программа по теме
Предварительный просмотр:
«Организация и содержание внеурочной деятельности младших школьников в условиях введении ФГОС НОО» .
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков.
Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.
Занятия могут проводиться не только учителями общеобразовательных учреждений, но и педагогами учреждений дополнительного образования.
Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки учащихся, но являются обязательными для финансирования.
В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на человека играет определённую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счёте, состояние общественного сознания и общественной жизни.
Воспитательная парадигма школы требует от педагогического коллектива максимального содействия развитию потенциальных возможностей личности ребёнка, способности к творческой мысли, стремящемуся к духовному самосовершенствованию, независимости, обладающей чувством собственного достоинства, умеющей принимать рациональные решения и нести ответственность за свои поступки.
Школа работает по трём уровням результатов внеучебной деятельности школьников:
1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;
2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;
3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:
- приобретение учащимися социального опыта;
- формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
- приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.
Цель внеурочной деятельности:
Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время.
Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Задачи внеурочной деятельности:
- Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся совместно
с общественными организациями, ДДТ, театрами, библиотеками, семьями учащихся.
- Включение учащихся в разностороннюю деятельность.
- Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
- Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами,
сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
- Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности
и настойчивости в достижении результата.
- Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура)- для формирования здорового образа жизни.
- Создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных
программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время.
- Совершенствование системы мониторинга эффективности воспитательной работы в школе.
- Углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время.
- Организация информационной поддержки учащихся.
- Совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся.
Формы внеурочной воспитательной работы по направлениям:
1. Спортивно-оздоровительное:
- Работа спортивных секций по футболу, лёгкой атлетике, карате, художественной гимнастике, бассейна и др.
- Организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, «Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований.
- Проведение бесед по охране здоровья.
- Применение на уроках игровых моментов, физ.минуток.
- Участие в районных и городских спортивных соревнованиях.
- Кружок «Уроки здоровья»
2. Художественно-эстетическое:
- Организация экскурсий, Дней театра и музея, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;
- Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;
- Работа музыкально-литературного клуба «Веснушки».
- Работа кружков: декоративно-прикладного искусства «Цветные горошины», «Хореографии», « Хорового музицирования».
- Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района, города, области.
3. Научно-познавательное:
- Предметные недели;
- Библиотечные уроки;
- Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры и др.
- НОУ младших школьников « ГНОМ»
- Работа кружка « Путешествие в мир математики»
4. Духовно-нравственное:
- Встречи с ветеранами ВОВ и труда, «Уроки мужества»;
- Выставки рисунков.
- Оформление газет о боевой и трудовой славе россиян, ульяновцев;
- Встречи с участниками «горячих точек»;
- Тематические классные часы;
- Оказание помощи ветеранам ВОВ и труда.
- Конкурсы рисунков.
- Фестивали патриотической песни.
- Смотр строя и песни
- Работа кружка по краеведению «Край, в котором я живу»
5. Общественно-полезное:
- Проведение субботников;
- Разведение комнатных цветов.
- Акция «Спаси дерево».
- Акция «Живая ель».
- Трудовые десанты
6. Проектная деятельность:
- Участие в научно-исследовательских конференциях на уровне школы, города, области.
- Разработка проектов к урокам.
- Участие в общешкольном НОУ « Сократ»
- Кружок «Я - исследователь»
Распределение времени по каждому направлению:
- Спортивно-оздоровительное – 68 ч.
- Художественно-эстетическое – 136 ч.
- Научно-познавательное – 68 ч.
- Духовно-нравственное – 34 ч.
- Общественно-полезное – 34 ч.
- Проектная деятельность – 34 ч.
Общее количество часов-374
Условия реализации внеурочной деятельности:
Для успешной реализации необходимо выполнение ряда условий:
- конкретное планирование деятельности,
- кадровое обеспечение программы,
- методическое обеспечение программы,
- педагогические условия,
- материально-техническое обеспечение.
Кадровое обеспечение:
В реализации программы участвуют:
- педагоги школы, реализующие программу;
- библиотекарь;
- работники ЦДДТ;
- тренеры спортивных школ;
- работники Областных музеев;
- работники театров.
Совершенствование уровня кадрового обеспечения:
Задачи | Мероприятия |
Подготовка педагогических кадров к работе с учащимися по внеурочной деятельности | Индивидуальные собеседования с преподавателями-предметниками и руководителями кружков, готовыми к деятельности в данном направлении. |
Повышение методического уровня всех участников воспитательного процесса | Семинары с психологами, социальными и медицинскими работниками, специалистами внешкольных учреждений. Семинары-практикумы в методических объединениях с целью обмена передовым опытом, накопленным в школе. Проведение семинаров по реализуемым программам. |
Обеспечение комфортных условий для работы педагогов | Изыскать возможности материального поощрения руководителей кружков, клубов, спортивных секций, воспитателя группы продленного дня. |
Активизировать вовлеченность работников культуры в систему общешкольных мероприятий | Организация и проведение общешкольных мероприятий. Годовое планирование воспитательной работы с учетом возможностей педагогов. |
Научно-методическое обеспечение и экспертиза занятости учащихся во внеурочное время.
- методические пособия,
- интернет-ресурсы,
- мультимедийный блок.
Создать банк методических разработок дел школы, мероприятий, событий | Систематизация авторских разработок педагогов. Организация обмена опытом педагогов в рамках сетевого взаимодействия. |
Разработать систему диагностической работы педагога-психолога по вопросам досуговой деятельности учащихся. | Диагностика запросов учащихся на организацию свободного времени. Диагностика возможностей школы и внешкольных учреждений по организации свободного времени учащихся. Информирование педагогического коллектива о результатах диагностики. |
Разработать систему мероприятий, обеспечивающую повышение методического уровня педагогов. | Курсы повышения квалификации по вопросам воспитательной и внеурочной деятельности педагога. Провести педагогические советы и заседания МО с участием специалистов внешкольных учреждений. |
Создать банк методической литературы по организации досуга учащихся. | Приобретение методической литературы и ее постоянное обновление. Систематизация методической литературы. Информирование педагогов о наличии и их знакомство с содержанием имеющейся методической литературы. |
Материально-техническое обеспечение:
- выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий,
- материалы для оформления и творчества детей,
- наличие канцелярских принадлежностей,
- аудиоматериалы и видеотехника,
- компьютеры,
- телевизор,
- проектор,
- экран и др.
Учитель и родители как участники педагогического процесса:
Целью сотрудничества учителей и родителей является создание неформальной дружеской атмосферы жизнедеятельности школьников, осуществление эффективной связи школы и семьи в воспитании и образовании детей разного возраста.
Задачами сотрудничества являются:
- усиление нравственных аспектов школьной жизнедеятельности детей и молодежи;
- гуманизация взаимоотношений семьи и школы;
- развитие у школьников опыта формального и неформального общения со взрослыми;
- освоение родителями навыков делового общения и сотворчества с учителями и детьми;
- оказание родителями содержательной помощи учителю в организации учебно-воспитательной работы, в том числе обучение детей в домашних условиях.
Сотворчество учителей и родителей в воспитании, обучении и развитии детей во внеурочной деятельности может успешно осуществляться по следующим направлениям (содержание сотворчества):
- непосредственное участие родителей в организации различимых форм совместной внеурочной работы с детьми;
- развитие сотрудничества с учителями и детьми в учебно-познавательной, исследовательской деятельности в школе и в домашних условиях и др.;
- оказание помощи школе в ремонте и оборудовании помещений для внеурочных занятий школьников, изготовление совместно с детьми приборов и принадлежностей для качественной организации данных занятий.
Содержание воспитательной деятельности.
Образовательным учреждением гарантируется использование воспитательного потенциала основных и дополнительных образовательных программ и включение обучающихся в разнообразную, соответствующую их возрастным и индивидуальным особенностям деятельность, направленную на формирование у детей:
- гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека;
- социальной активности;
- представлений о нравственности и опыте взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- приобщение к системе культурных ценностей;
- трудолюбия, готовности к осознанному выбору будущей профессии, стремления к профессионализму, конкурентоспособности;
- экологической культуры, предполагающей ценностное отношение к природе, людям, собственному здоровью;
- эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное, потребности и умения выражать себя в различных, доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
- организационной культуры, активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков, опыта руководства небольшой социальной группой и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, коммуникативных умений и навыков, навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности;
- навыков здорового образа жизни.
Внеурочная деятельность составляет 1350 занятий за 4 года, отводимых на обеспечение индивидуальных запросов и потребностей учащихся и их семей (в том числе этнокультурных), интересов образовательных учреждений, субъектов Российской Федерации.
Для реализации в школе доступны следующие виды внеучебной
деятельности:
- игровая деятельность;
- познавательная деятельность;
- проблемно-ценностное общение;
- досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
- художественное творчество;
- социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность);
- трудовая (производственная) деятельность;
- спортивно-оздоровительная деятельность;
- краеведческая деятельность.
Методы и средства внеурочной деятельности -
это методы и средства воспитания, выбор которых определяется содержанием, формой внеурочной деятельности:
- беседа с учащимися с целью выяснения их интереса, информированности по данному вопросу,
- упражнение,
- поручения детям подготовить сообщения (своеобразный метод рассказа),
- методы игры в различных вариантах,
- составление плана и т.д.
Данные мероприятия всегда имеют положительное влияние, формируют позитивное общественное мнение о школе. Сложившаяся система работы с жителями города происходит в тесном сотрудничестве и с социальными партнёрами ОУ . Именно на ранней ступени следует обращать внимание детей на различные аспекты человеческой жизни, формировать такие чувства как милосердие, сострадание, умение понять и принять и др. Эти факторы развития компетентности учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочная деятельность младших школьников в рамках введения ФГОС начального общего образования
Направление «Внеурочная деятельность» - это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, которая способствует в полной мере реализации требований федеральных образовательных стандартов ...
Формирования универсальных учебных действий младшего школьника в условиях введения ФГОС посредством надпредметного курса «Мир деятельности».
В этом году учителя 1-ых классов нашего лицея начали апробацию надпредметного курса «Мир деятельности» для учащихся 1-4 классов, автором которой является Л. Г. Петерсон. Курс разработан в рамках...
Внеурочная деятельность младших школьников в рамках введения ФГОС начального общего образования
Выступление на методобъединении учителей начальных классов МБОУ МПЛ №20...
Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС
Презентация "Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС."...
Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС
В презентации представлен опыт работы коллектива начальной школы МБОУ СОШ №1 г. Поронайска...
КАЧЕСТВО ОРГАНИЗАЦИИ И СОДЕРЖАНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС НОО
в статье раскрывается понятие «внеурочная деятельность», а также дается характеристика типов организационных моделей внеурочной деятельности. Автором приводится пример реализации модели &l...
Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования 2009 года внеурочная деятельность школьников рассматривается как деятельность, обладающая огромным потенциалом для...