Урок по теме: «Краснодарскому краю 80 лет: история и современность»
методическая разработка (3 класс) на тему
Форма проведения: урок – «лента времени»
Цель урока: вызвать интерес к изучению истории своей малой родины – Кубани; воспитывать любовь и уважительное отношение к родному краю, формировать умение прослеживать историческую взаимосвязь между явлениями и событиями прошлого и настоящего, развивать творческое мышление, монологическую речь, воображение учащихся через образную подачу материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
edinyy_vsekubanskiy_urok_2017.doc | 158.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 29
ЕДИНЫЙ ВСЕКУБАНСКИЙ УРОК
«Краснодарскому краю 80 лет: история и современность»
Гром Юлия Ивановна
учитель начальных классов
МБОУ ООШ № 29 п.Мирный
Тема: Краснодарскому краю 80 лет: история и современность
Класс: 3
Форма проведения: урок – «лента времени»
Цель: вызвать интерес к изучению истории своей малой родины – Кубани; воспитывать любовь и уважительное отношение к родному краю, формировать умение прослеживать историческую взаимосвязь между явлениями и событиями прошлого и настоящего, развивать творческое мышление, монологическую речь, воображение учащихся через образную подачу материала.
Оборудование: карта Краснодарского края, компьютер, мультимедийный проектор, макет пшеничного колоса на доске, на каждой парте заготовки бумаги в форме пшеничного зерна (по количеству учащихся)
Ход урока
1.Организационный момент
Звучит песня «Здравствуй новый учебный год»
У: Закончились каникулы, началась пора уроков и домашних заданий.
Быстро лето пролетело,
Наступил учебный год,
Но и осень нам немало
Дней хороших принесёт.
Здравствуй, осень золотая!
Школа, солнцем залитая!
Наш просторный, светлый класс,
Ты опять встречаешь нас.
II . Сообщение темы урока
Слайды
У: Незаметно пролетело лето и вновь пришел сентябрь, а с ним юбилейная дата. Вся детвора нашего края собралась на свой первый урок, он особенный, он посвящён Дню рождения Краснодарского края. 13 сентября исполняется 80 лет нашему краю, это наш общий праздник, общий день рождения. Тема нашего первого урока звучит: « Краснодарскому краю 80 лет: история и современность». Сегодня мы с вами отправимся в путешествие.
Не сбиться с дороги и сделать все остановки нам поможет лента времени, на которой отражены важные слова сегодняшнего урока «Помним, гордимся, наследуем!»
3. Работа по теме урока
Вводная беседа
У: Ребята, как вы считаете 80 лет – много это или мало?
Если бы мы говорили о человеке, то можно было бы сказать, что для 80-летнего человека это уже весьма солидный возраст. 80 лет примерно может быть вашим прабабушкам, которые много прожили и много видели. А для края это очень и очень мало. Можно даже сказать, что наш край еще совсем юный. Может быть, поэтому он так быстро развивается и шагает в ногу со времени.
Просмотр видеоролика о Краснодарском крае
(учитель прикрепляет к доске полоску красного цвета)
1 блок – «помним»
У: Ребята, мы должны знать и помнить историю родной Кубани. Это дает нам возможность еще раз обратиться к событиям и делам наших предков – казаков, переселенцев-иногородних, адыгов, сердцем осознать свою сопричастность великой России. Традиции казачьего края особенно ярко проявляются в трепетном отношении к родной истории.
Слайд «Назад в прошлое» 13 сентября 1937 года был образован Краснодарский край. Произошло это в результате разделения Азово-Черноморского края на Ростовскую область и Краснодарский край.
Слайды В 2017 году исполняется 225 лет с начала освоения кубанских земель черноморскими казаками. Важной датой в нашей истории является славный юбилей – 80-летие со дня образования Краснодарского края. Эти две даты неразрывно связаны друг с другом и вбирают в себя вековые судьбы всех народов нашего края – устроителей и созидателей современной Кубани.
- А как образовался наш край? Почему его так назвали?
У: Что вы знаете о Екатерине II? Слайд
(Ответы детей)
Екатерина II даровала казакам кубанские земли в благодарность за усердную службу. Вот почему и войсковой град получил название Екатеринодар. Казаки соорудили настоящую военную крепость. Внутри крепости казаки построили курени из камыша, брёвен и глины. А в центре площади поставили походную Свято - Троицкую церковь. Вот так и началась история нашей столицы.
В декабре 1920 г Екатеринодар был переименован в - Краснодар.
Просмотр мультфильма « Кубань. Краснодарский край» из цикла «Гора самоцветов».
(учитель прикрепляет к доске полоску оранжевого цвета)
У: Проходят десятилетия, на календарях уже другой век. Но героическое прошлое, отдаляясь во времени, не меркнет в нашей памяти, оно с нами незримо и зримо – в памятниках и памятных датах, в традициях и родословных, песнях военных лет, шедеврах литературы и искусства, в поисках краеведов и исследованиях ученых.
Слайд 8
У: Посмотрите, сколько национальностей живет на Кубани! Посчитайте, сколько флагов на картинке. Краснодарский край имеет свои символы. Назовите их(гимн, герб, флаг) Я предлагаю вам вспомнить цвета флага Краснодарского края и определить что они означают
Игра «Собери флаг» (из разноцветных полос, прикреплённых к доске ребята выбирают полоски малиновую, синюю и зелёную, составляют флаг) . (Щелчком мыши нажать на флаг)
Малиновый цвет- благополучие, радость
Синий цвет- слава,верность
Зелёный цвет- надежда, изобилие
-Скажите, какой из гербов принадлежит нашему краю?
Слайд
- Как выглядит герб нашего края? (дети находят герб Краснодарского края). (Щелчком мыши нажать на герб)
Слайд 10 - Флаг, Герб – это символы государства.
-Гимн - это торжественная песня. Его слушают стоя. Гимн звучит на торжественных собраниях, на спортивных аренах во
время чествования победителей данной страны. Народная песня «Ты, Кубань, Ты наша Родина», написана в 1914 году на русско-турецком фронте. Была посвящена казакам 1-го Кавказского казачьего полка в память боевой их славы в первой мировой войне. Автор слов - полковой священник Константин Образцов.
(Звучат первые два куплета гимна. Дети слушают стоя)
(учитель прикрепляет к доске полоску желтого цвета)
2 блок – «гордимся»
У: Итак, отправляемся по нашей ленте времени дальше.
Кубань – земля такая:
От хлеба золотая
Степная сторона.
Гостей она встречает,
И песни запевает,
И душу открывает
Прозрачную до дна.
Казачка огневая,
Красива, молода,
Кубань – земля такая:
Однажды приласкает –
Полюбишь навсегда. (слайд ).
У: Вот он наш, Краснодарский край. А кто из вас может показать на карте наш Красноармейский район? (слайд ).
Уже несколько лет наш край возглавляет губернатор Вениамин Иванович Кондратьев, который своими делами, активностью завоевал доверие кубанцев. (слайд )
Наш край уникален: в нем есть бескрайние степи, черноземные поля, чистые горные реки, высокие горы, зеленые леса, и даже два моря – Черное и Азовское. (слайд ).
Мы гордимся тем, что в 2014 году наш край принял гостей со всех сторон земного шара, ведь в Сочи состоялась зимняя Олимпиада. Многие из вас смогли своими глазами увидеть соревнования лучших спортсменов мира. (слайд ). А 2018 год станет годом футбола для всей России. В нашей стране в г.Сочи состоится Чемпионат мира по футболу.
(учитель прикрепляет к доске полоску зеленого цвета)
Слайд «Замечательные люди»
За два с лишним века истории нашего края их было много- замечательных людей, отдававших свои силы, знания,здоровье на благо родной земли.
- Наши учёные:Очаповский С.В.,Пустовойт В.С., Лукьяненко П.П.
- Наши космонавты: Горбатко В.В., Севастьянов В.И.,Березовой А.Н., Падалка Г.И.
- Композиторы и искусствоведы:Коваленко Ф.А.- основатель картинной галереи в г. Екатеринодаре, Пономаренко Г.Ф.- известный композитор.
- Писатели и поэты: В.В. Бакалдин, И.В. Беляков, И.Ф. Варавва, К.А. Обойщиков, В.С. Подкопаев, С.Н. Хохлов.
Славятся кубанцы и свершениями кропотливого труда. Особый талант нашей земли, самая суть кубанского характера – работа на земле, работа для людей. Мы гордимся тружениками кубанского народа.
Слайд Гордостью Красноармейского района является имя Алексея Исаевича Майстренко - Героя Социалистического труда, заслуженного агронома РСФСР, лауреата Государственной премии СССР. Слайд
А.И.Майстренко возглавлял рисосовхоз «Красноармейский» с 1956 года по 1990-й. Благодаря его организаторским способностям, оптимизму, работоспособности чуть ли не 24 часа в сутки, хозяйство превратило плавни в сельхозугодья с высокой культурой земледелия, стало флагманом рисосеяния на Кубани. Все, что делал Алексей Исаевич, он делал для людей. Не случайно его называли строителем. Хлопотами директора много строилось жилья, в поселках появились школы, в том числе и школа искусств, детсады, Дома культуры, а в Октябрьским так и вовсе - Дворец культуры.
У: Ребята, как нужно жить и к чему стремиться, чтобы быть достойными продолжателями славных дел предшествующих поколений, приумножать благосостояние родного края?
Благополучие и процветание Краснодарского края является результатом стараний его жителей, радетелей земли кубанской, ее защитников и устроителей.
(учитель прикрепляет к доске полоску голубого цвета)
3 блок – «наследуем!»
У:Земля Кубанская, со всем ее величием, историческим наследием и современными достижениями, является и вашей землей – землей современного школьника.
Следующий этап нашего урока пройдет под девизом «Наследуем!»
Наш край славится богатым народным поэтическим и музыкальным наследием. Вся душа кубанского народа в песнях. Они из далёкого прошлого, от дедов и прадедов донесли до нас то, чем жил народ, во что верил, донесли тревоги и радости. В будни и праздники, в счастье и беде песня всегда была рядом с казаком. Душа народа живет в песнях. Песня - драгоценное богатство каждого народа.
Много замечательных спортсменов, прославляющих нашу малую родину своими достижениями, живёт на Кубани. . Совсем недавно наши земляки прославили нашу родину на Олимпиаде в Рио. Всего же на Олимпиаде в Рио выступали 25 спортсменов, так или иначе представляющих кубанский спорт. Кубанские спортсмены завоевали 11 наград, из них восемь золотых медалей, одна серебряная и две бронзовые.
В нашем классе тоже есть спортсмены. Евгений Слятин, Иван Смелик профессионально играют в футбол и имеют множество наград.
С давних времён, казаки были очень упорны, трудолюбивы, им не чужда была никакая работа. Благодаря их труду степная часть Кубани была превращена в плодородные поля.
А сейчас, угадав загадки, вы узнаете, какие культуры, у нас в крае выращивают:
Ходит солнышко высоко, наливает зерно соком,
И как мирные ребятки, все сидят они в початке.
(Кукуруза)
Он рекой в комбайн льётся,
Белым золотом зовется.
Славит родину он нашу,
Любят кушать эту кашу.
(Рис)
Стоят столбы точеные,
Головки золоченые.
(Рожь)
Стоит он, задумчивый, в желтом венце,
Темнеют веснушки на круглом лице.
(Подсолнух)
Гроздья спелые висят
Это вкусный….
(Виноград)
Вот какие корнеплоды с поля едут на заводы.
Там их чисто, чисто моют,
Мелко режут, варят сок,
Чтобы был у нас с тобою
К чаю сахарный песок.
(Сахарная свекла).
В поле росла, под жерновом была,
Из печки на стол караваем пришла
(Пшеница)
(учитель прикрепляет к доске полоску синего цвета)
Слайд Что такое хлебный колос? Пустяк. Можно ли им одним накормить? - Нет. Но когда колосья ложатся рядом друг к другу, получается большой сноп. Колос к колосу, сноп к снопу – так и вырастает великий урожай.
Что такое маленькое доброе дело одного человека? Порой, его не всякий заметит. Но если мы каждый сделаем что-нибудь хорошее для родного края, то вместе наши дела будут заметны и Кубань расцветет еще ярче.
Отчего зависит благополучие, будущее нашего края? Наверно от того какими будете вы? Мы еще очень юны, можем ли мы внести свою лепту в копилку добрых дел Кубани? Да! Какие это будут дела? (ответы учеников) Вы все правы: прежде всего, учёбой, здоровьем, добрым нравом.
Давайте подведём итог нашей работы. У вас на столах лежат символические хлебные зёрна. Постарайтесь вспомнить и написать на них свои достижения, их у вас много! (дети пишут) А так как впереди праздник – день рождения Краснодарского края - украсим наш хлебный колос добрыми пожеланиями родной земле.
Давайте в преддверии юбилея нашего края пожелаем ему процветания, благополучия и добра и приготовим подарок .
.( звучит песня «Кубань-жемчужина России», дети выполняют работу)
- Покажите, что у вас получилось. Прочитайте ваши пожелания. Дети прикрепляют свои «зерна» к колосу, находящемуся на доске.
(учитель прикрепляет к доске полоску фиолетового цвета)
Итог урока
У Посмотрите: у нас на доске после путешествия появилась радуга. Вот он какой-наш радужный край! Самый красивый, героический, казачий, спортивный Краснодарский край.
Любите свой край, уважайте людей, живущих рядом с вами!
Какой бы вы ни были национальности, представителем какого бы народа не являлись , вы всегда можете с гордостью сказать «Я – кубанец!»
Давайте, поздравим наш край с днём рождения. Не забывайте о том в каком удивительном месте вы живёте, если есть на земле рай, то это Краснодарский край. ( все вместе)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Краснодарский край. Краснодар – столица Кубани»
Урок Кубановедения...
Всекубанский классный час «Краснодарскому краю 80 лет: история и современность»
Конспект классного часа...
Всекубанский классный час "Краснодарскому краю 80 лет: история и современность"
Данный классный час я буду проводить в 1 классе. В интересной и доступной форме дети знакомятся с предметами старины, а затем собирают картинки - пазлы, подводя итог увиденному....
Единый Всекубанский классный час: "Краснодарскому краю 80 лет: история и современность".
Конспект классного часа подготовлен для школ , в которых обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья....
Краснодарскому краю 80 лет. История и современность
Сценарий классного часа: "Краснодарскому краю 80 лет. История и современность" для учащихся начальной школы.Цель:расширить первичные представления младших школьников о бога...
Урок по теме "Государственная символика России: история и современность"
Цели:Расширение исторических знаний и представлений учащихся о государственных символах России.Популяризация государственных символов России.Продолжение формирования у учащихся чувства патриотизма и г...
Конспект занятия внеурочной деятельности. Тема: «Символы края в истории страны»
Конспект занятия внеурочной деятельностиТема: «Символы края в истории страны»Цели: сформировать представление о традиционных символах государства (герб, флаг, гимн и т.д.), символах Оренбу...