Программа по курсу "Краеведение"
рабочая программа (2 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_kraevedeniyu.doc | 93.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании МО Директор КГКОУ «Камчатская»
Протокол №…… от …… санаторная школа-интернат»
«…..»……………….2013 г. ------------------Ольховский О.В.
-------------Макарова В.Ю. «…….»……………………2013 г.
ПРОГРАММА
по курсу «Краеведение»
Возраст обучающихся: 7 – 10 лет.
Срок реализации: 36 часов.
Составитель: Юрчак
Ирина Геннадьевна
г. Петропавловск – Камчатский. 2013 год.
Пояснительная записка.
Направленность программы: познавательная программа краеведческой, гражданско-патриотической направленности предусматривает повышение уровня краеведческих знаний среди воспитанников, формирование и развитие личностных гуманистических качеств ребенка, воспитание гражданственности и патриотизма.
Программа имеет ярко выраженную краеведческую направленность. Разработана , в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы». За основу разработки была взята задача регионального компонента, которая заключается в том, чтобы дать ребенку возможность понять, что даже самый малый народ имеет свою историю, культуру, которая является частью общечеловеческой культуры и заслуживает внимания, изучения и уважения.
Программа разработана с опорой на общие принципы: актуальности, системности, последовательности, преемственности, конкретности ( учет особенности учреждения, возраста воспитанников, их интеллектуальных возможностей). КГКОУ «Камчатская санаторная школа-интернат» имеет определенную специфику: воспитанники , поступающие в учреждение тубинфецированны или больны закрытыми формами туберкулеза, поэтому соматически ослаблены, часто и длительно болеют, многие находятся на стационарном лечении. Особенностью учреждения является его сезонная работа и ежегодно меняющийся состав воспитанников, поэтому программа рассчитана на 1 год.
Программа состоит из тематических разделов. Внутри каждого раздела несколько локальных тем. По данной программе постоянная группа воспитанников занимается на протяжении одного учебного года.
Данная программа предусматривает знакомство с историей родного края и города, делами знаменитых земляков, легендами, традициями и обычаями предков. Значительное место в программе занимает географический компонент. Так при изучении края юные краеведы знакомятся с рельефом местности, реками, климатом, растительным миром, проблемами экологии и др.
Отдельные темы нашей программы связаны с географическими путешествиями, с жизнью и деятельностью великих ученых, первопроходцами. , Курс предполагает знакомство с музеями и памятниками города и Камчатского края.
Актуальность программы: Воспитывая в детях любовь к малой родине, можно воспитывать в них нравственность и патриотизм. Чтобы считаться патриотом, мало любить свой край и гордиться им, надо глубоко знать его историю. Только знания сделают нашу любовь к родному городу и краю деятельной, позволят сохранить и развить лучшие его традиции.
Программа, направлена , прежде всего на популяризацию краеведческих знаний, является эффективным вспомогательным средством для расширения кругозора воспитанников, позволяет дополнять и развивать комплекс знаний, умений и навыков, приобретенных в основной системе образования.
Новизна программы в том, что ребенок получает краеведческие знания с помощью и музейных средств, расширяется кругозор воспитанников. В нашем интернате создан музей военно-патриотического направления, где находятся музейные экспозиции по истории Камчатского края .
Тематика программы также функциональна, она может изменяться и дополняться в рамках определенных программных разделов.
Программа педагогически целесообразна, так как решается не только образовательная задача - усвоение ребенком суммы сведений, краеведческих знаний, идет процесс воспитания, формирование просвещенной личности, таких нравственных качеств, как патриотизм, гражданственность, воспитание общей культуры. Реальная гуманизация воспитания сегодня возможна, прежде всего, на национальном, региональном материале – конкретной семьи, малой родины.
В реализации данной программы участвуют воспитанники в возрасте 7 – 10 лет. Полная реализация программы рассчитана на 36 часов. Занятия проводятся один раз в неделю по 40 минут, согласно СанПиН.
Целью программы является популяризация краеведческих знаний, формирование у воспитанников целостного представления о регионе, сохранение и развитие социально- экономических и культурных достижений и традиций, эффективное функционирование системы патриотического воспитания детей к родному краю.
Образовательные задачи: - повышение уровня знаний о родном крае;
- знакомство с историей, традициями, культурой и бытом народов Камчатки;
Воспитательно-развивающие задачи: - формирование чувства ответственности за сохранение природы и традиций родного края;
- обогащение общей культуры воспитанников;
- развитие познавательной деятельности воспитанников;
- формирование эмоционального опыта воспитанников;
- принятие национально- региональной культуры как ценности, овладение навыками художественной деятельности и формирование потребности к творческому самовыражению;
- воспитание любви и патриотического чувства к своей Родине.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Часы | Содержание | |
Теоретическая часть | Практическая часть | |||
1. С чего начинается Родина. | ||||
1.. | «Край, где я живу» экскурсия в Объединенный Краеведческий музей | 1 | Знакомство с родным краем с помощью музейных средств | |
2. | «Мой край Камчатка» творческая работа | 1 | Умение самостоятельно решать поставленные творческие задачи | Тематические рисунки |
3. | «Путешествие по карте Камчатки» познавательный час | 1 | Вводное занятие. Страна на карте. Географическое положение полуострова. Климат. Животный и растительный мир. | |
4. | «Первопроходцы» Макет поморского коча. | 1 | История освоения камчатской земли | Конструирование из бумаги |
5. | «Героическая оборона 1854 года» экскурсия в военно-исторический музей | 1 | Оборона г. Петропавловска-Камчатского. В. С. Завойко. Батарея Дмитрия Максутова. | |
6. | Экскурсия по памятникам г. Петропавловска-Камчатского | 1 | Знакомство с достопримечательностями города | |
7. | «Символ родной Земли» познавательный час | 1 | Символика города и края | |
8. | «Их именами названы улицы» путешествие в историю | 1 | Заочное знакомство с выдающими людьми, чьими именами названы улицы города | |
9 | Неизвестные страницы истории» поисковая работа в библиотеке п.Пионерского | 1 | Написание докладов и их обсуждение. | Приемы работы с архивным материалом (периодическая печать) |
10 | «Оформление стенда «Земля Камчатская» | 1 | Прошлое и настоящее края в фотографиях. | Оформление стенда |
2. Быт и культура народов Камчатки. | ||||
11 | «Жизнь и быт народов Камчатки» познавательный час | 1 | Знакомство с жизнью и бытом коренного населения Камчатки. Отличие между коренными народами Камчатки по роду их занятий. | |
12 | «Сказки народов Камчатки» литературный вечер | 1 | Особенности северных сказок. Чему учат сказки. | |
13 | «В гостях у сказки» Коллективная творческая работа | 1 | Создание художественно-выразительных образов героев сказок. | Пластилиновое панно |
14 | Экскурсия в «Литературную светелку» | 1 | Знакомство с творчеством Камчатских поэтов и писателей | |
15 | Экскурсия в выставочный зал | 1 | Знакомство с художниками края | |
16 | «Декоративное панно» Творческая работа | 1 | Умение воплотить замысел в изделии. Самостоятельный выбор сюжета. | Работа с разными материалами, карандашная стружка |
17 | «В гостях у корякских мастериц» Аппликация | 1 | Познакомить с особенностью построения корякского орнамента в одежде | Работа с цветной бумагой |
18 | «Сувенирная подвеска» Творческая работа | 1 | Значение амулета, оберегов народов Камчатки | Работа с цветной бумагой |
19 | «Раз, два, три, четыре, пять, мы собрались поиграть» игровой час | 1 | Знакомство с играми народов Камчатки | Народные игры |
20 | «Фольклорные праздники» исторический экскурс | 1 | Знакомство с народными праздниками коренных народов Камчатки | |
3.Природа Камчатки. | ||||
21 | «А знаете ли вы?» Познавательный час | 1 | Общие сведения о природе Камчатского края | |
22 | «Заповедные места» заочный экскурс | 1 | Знакомство с памятниками природы Камчатского края | |
23 | Тематическая встреча «Заповедный мир» в ФГБУ «Кроноцкий государственный заповедник» | 1 | История создания заповедника. Знакомство с разнообразием птиц Камчатского края | |
24 | Занятие в Краевой научной библиотеке « Морские животные Камчатки» | 1 | Знакомство с морскими обитателями Камчатки, их охрана | |
25 | «Красная книга Камчатки» час юного эколога | 1 | Животные и растения под охраной | Создание газеты «Красная книга Камчатки» |
26 | «В гостях у бурого медведя» Творческая работа | 1 | Познакомить с образом жизни, повадками, охранными мерами | Пластилиновое панно |
27 | «Будем жить в ладу с природой» нарисуем и расскажем | 1 | Защита рефератов. Проблемы экологии. | Написание рефератов и рисование рисунков по теме |
28 | «Северный Олень» панно Творческая работа | 1 | Яркий представитель животного мира края | Работа с пластилином |
29 | «Камчатские исполины» просмотр видеофильма | 1 | Знакомство с вулканами Камчатки: Корякский, Авачинский, Ключевской, особенности рельефа. | |
30 | «Вулканы Камчатки» Творческая работа | 1 | Создание подлинного изображения определенного вулкана. | Работа с акварельными красками |
4. Камчатка сегодня. | ||||
31 | «Мой поселок в рисунках» творческая работа | 1 | Вспомнить, как называется поселок где живут, на какой улице Какие есть достопримечательности. | Рисунки по теме |
32 | «Камчатка в будущем» занятие-фантазия | 1 | Какой представляется Камчатка в недалеком будущем. | Рисунки по теме |
33 | Просмотр видеофильма «Петропавловск-Камчатский « | 1 | Социально-экономическое развитие г .П -Камчатского | |
34 | Туристический поход | 2 | Правила поведения на природе. Разработка полезных дел в походе. Игры, конкурсы. | |
35 | «Знаете ли вы свой край? Краеведческая викторина | 1 | Итоговое занятие. Обобщить и уточнить полученные знания по курсу « Краеведение». Награждение званием «Юный знаток края». | |
Итого: | 36 |
Методическое обеспечение программы.
Приемы и методы организации воспитательного процесса.
Программа способствует становлению и развитию личности ребенка, расширяет возможности гражданско-патриотического воспитания в процессе обучения, помогает осознать роль личности в обществе.
На занятиях используются такие словесные, традиционные методы, как рассказ, беседа. На их основе главным образом и создаются теоретические занятия. Используются также традиционные наглядные методы, с широким использованием дидактического материала, методических наработок (видеофильмы, карты, схемы, музейные предметы и т. д.) Данный метод развивает наблюдательность, повышает внимание к изучаемому материалу.
При освещении различных тем программы используются информативный, объяснительно – иллюстрационный, эвристический (частично-поисковый), проблемный методы. Они применяются в различных комбинациях в зависимости от построения занятия.
Формы работы, применяемые в краеведческой деятельности: познавательные часы, экскурсии, викторины, встречи с интересными людьми и т.д. Практическая работа прививает и закрепляет знания, заложенные теоретическими занятиями. Такие виды работ, как оформление и защита докладов, тематические рисунки, участие в конкурсах и т. д.
Прогнозируемые результаты: 1) В обучающей сфере - приобретение глубоких знаний по истории, умений ориентироваться в событиях и фактах, видеть неразрывную связь истории родного края с историей России. 2) В воспитательной сфере – воспитание чувства уважения к истории малой родины, гордости за ее славное прошлое , уважение к людям. 3) В развивающей сфере – развитие творческих способностей, развитие навыков самостоятельного мышления , высокого уровня гражданского и патриотического сознания воспитанников.
Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость.
В результате реализации программы воспитанники познакомятся: - с историей , традициями родного края; - будут иметь представление о месте культуры , истории, морали и нравственности в прошлом и настоящем края; - посетят музеи , памятники; - научатся видеть прекрасное в окружающем мире; - научатся вести себя в общественных и культурных местах, уважительно относится к культуре и традициям своего и других народов;
Способы проверки ожидаемых результатов:
1. Педагогическое наблюдение.
2. Выполнение творческих заданий ( подготовка рисунков, написание рефератов и т.д.).
3. Тестирование.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
“КРАЕВЕДЕНИЕ”
- Гейзеры - горячий источник
- река Камчатка – самая большая реке полуострова
- Коряки, эвены, ительмены, алеуты – коренное население Камчатки
- Яранга – жилище коряков
- Нарты – средство передвижения
- Кухлянка - верхняя одежда
- Торбаса – повседневная обувь ительменов
- Байдары – основное средство передвижения по морю
- Чум – жилище эвенов
- Заповедник – охраняемая территория, исключающая любое вмешательство в ход естественных процессов
- Бубен – музыкальный инструмент народов Камчатки
- Вулкан Ключевской – самый высокий вулкан из действующих вулканов Азии и Европы
- Степан Петрович Крашенинников – первый исследователь Камчатки
- Владимир Атласов – сделал первое описание Камчатки
- Пихта грациозная – роща пихты на Камчатке охраняется и занесена в Красную книгу РФ
- Хололо – праздник встречи морских зверобоев
- Олений праздник – связан с возвращением оленей с берегов моря в тундру на зимний выпас
- Оленеводство – основное занятие коряков
- 1917-1922 г.г. – гражданская война на Камчатке
- 1854 год – оборона Петропавловского порта от нападения англо- французской эскадры
- Г. М. Елизов, И. В. Рябиков, И. С. Бохняк - герои гражданской войны на Камчатке
- Н. А. Вилков – герой ВОВ
- Птичий базар – сбор морских птиц на прибрежных скалах
- Аппликация – способ создания орнаментов путем нашивания на ткань, кожу
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полног...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...