Введение в предмет. Кто такие туристы.
план-конспект занятия (2 класс) на тему
Ознакомительное занятие объединения "Юный турист". В результате активного участия в занятии дети получат сведения о видах туризма, об ориентировании на местности, о краеведения, узнают о назначении узлов, используемых в туризме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie.docx | 29.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Направление: «Дополнительное образование»
Объединение: Юный турист
Тема занятия: Введение в предмет. Кто такие туристы.
Возраст воспитанников – 8-9 лет
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение
центр детского и юношеского туризма и экскурсий города Сочи
Автор: Ковалева Татьяна Викторовна, педагог дополнительного образования
Цель занятия: формирование знаний о технике, туризме, краеведении, о выживании в природных условиях как основы для развития творческого потенциала личности; популяризация детского туризма среди учащихся школ города Сочи.
Задачи:
1.Познакомить детей с понятиями «турист», «туристское снаряжение» и др. терминами.
2. Усилить познавательную активность учащихся.
3. Воспитывать толерантность, взаимопомощь;
4.Создать позитивный настрой детей на освоение всех форм организации деятельности в процессе занятия, добиться высокого уровня их активности;
5.Развивать распределение, переключение внимания, умение анализировать, сравнивать, сопоставлять при выполнении заданий;
6.Мотивировать на развитие личностных качеств ребёнка, способствующих достижению цели (умение ладить с людьми, терпение, выносливость, целеустремлённость)
Возраст учащихся: 8-9 лет
Тип учебного занятия: изучение нового материала
Вид учебного занятия: практическое занятие
Форма организации занятий: путешествие
Используемые методы обучения: практический, словесный, наглядный
Оборудование и материалы: мольберты с плакатом загадкой и таблицей результатов, маркер, конверты с карточками “Личное и групповое снаряжение”; туристские узлы; карточки с названиями костров – нодья, колодец, пушка, таежный, звездный; комплекты хвороста по числу команд; продукты питания, запаянные в полиэтиленовую пленку и пронумерованные (манная крупа, гречневая крупа, крахмал, ячневая крупа, соль, сахар и т.д.). Карточки участника; баночки по числу команд со смешанными семенами (фасоль, семена подсолнечника и арбуза,секундомер; дипломы для всех команд, медали для победителей; фишки для жеребьевки команд. Магнитофон для музыкального оформления конкурсов, медиопроектор, экран.,рюкзак, 4 каремата, 10 спальников, 2 палатки, 2 блокировочные верёвки, 2 карабина, 2 карты Краснодарского края, 2 компаса, 2 комплекта фотографий животных и их следов, репшнуры для каждого участника, карточки и фломастеры по количеству участников, клубок ниток, карточки с узлами, карточки со словами, магниты, магнитная доска, банданы по количеству участников.
Обеспечение занятия:
Формируемые универсальные учебные действия (УУД)
Личностные универсальные учебные действия: Установка на здоровый образ жизни; Формирование основ экологической культуры. Принятие ценности природного мира, формирование готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения.
Регулятивные УУД:
Формирование умений планировать свои действия;
учитывать установленные правила; осуществлять контроль
Познавательные УУД: учатся ориентироваться на разнообразие способов решения жизненных задач.
Коммуникативные УУД: учатся контролировать действия партнёра; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Список литературы:
Васильев В.А. 300 вопросов и ответов о природе и погоде ./ – Ярославль: “Академия развития”, 1999. – 240с., ил.
Куров В.Н. Расширяем кругозор детей./ Самара, 2001.- 180с., ил.
Сорокина А.С. Тематические игры и праздники. Методическое пособие для учителя./ – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 98 с.
Биология, экология, здоровый образ жизни/ Сост. В.В. Балабанова, Т.А. Максимцева. – Волгоград: Учитель, 2003. – 154
Техническое творчество учащихся: Учеб. пособие/ Ю.С. Столяров, Д.М. Костромский, В.Г. Гетта и др.; Под ред. Ю.С. Столярова, Д.М.Комского. – М.: Просвещение, 1995.- 223.: ил.
Ход занятия
Содержание деятельности педагога | Формы организации деятельности учащихся | Содержание деятельности учащихся | |
Познакомиться с учащимися, создать позитивный настрой на занятие. | |||
Ход мероприятия (на экране презентация «Знакомство с работой ЦДЮТиЭ) Здравствуйте!!! Добрый день дорогие друзья! Мы приветствуем вас в стенах центра детского и юношеского туризма и экскурсий города Сочи, который вот уже не первый год в начале сентября собирает друзей для того, чтобы распахнуть свои гостеприимные двери для вас: юных, энергичных, творческих, спортивных и увлечённых ребят. Проявить свои таланты вам, ребята, помогут профессионалы - талантливые педагоги, которые бережно хранят традиции центра. Сегодня, я предлагаю вам отправиться в необычное путешествие по нашему центру детского юношеского туризма.
| Знакомство. | Дети рассаживаются, слушают, смотрят слайд, одевают бэйджики, говорят о своих увлечениях, стараются ответить на вопросы. | |
II. Актуализация опорных знаний учащихся (2 мин ) | |||
Помните песню В. Высоцкого «Если друг оказался вдруг и недруг и не враг, а так…» О чём он пел? - Согласитесь, горы помогают человеку раскрыться. Одержать победу над собой, и то, что в обыкновенной жизни происходит очень долго, в горах может произойти за час, или даже за несколько минут. В экстремальной ситуации похода человек познаёт не только самого себя, но своих товарищей. По вашему мнению, какие качества личности помогают достичь определённого успеха, вершины? (Детям раздать карточки приложение 1) - Во второй колонке проранжируйте, пожалуйста, качества личности в порядке значимости. - Отложите карточки в сторону, позже мы к ним вернёмся А каким другим словом можно заменить слово “путешествие”? (Поход) Каждый из вас знает, что в поход отправляются те, кто не боится дальних дорог, не боится плохой погоды, кто с нетерпением ждёт новых встреч с солнцем, ветром, горами, костром, палаткой и интересными людьми. А как называют людей, которые ходят в походы? (Туристы) Сегодняшнюю нашу встречу, мы и посвятим таким людям. Узнаем поподробнее о туристах и туризме. А путешествовать будем по объединениям центра детского и юношеского туризма. Сейчас я вам предлагаю поучаствовать в конкурсах, а самых активных участников ждёт вознаграждение. Учащиеся, взяв карточки разных цветов, делятся на две команды и проходят все этапы. (Одеваю бандану, раздаю детям). - Вдумайтесь в название «Турист» Кто такие туристы? И мы сегодня с вами постараемся выяснить, какими качествами характера нужно обладать человеку, чтобы стать туристом. | Беседа | Размышляют, говорят о различном цвете глаз, волос и т.д. Мы живём в одной стране. Россияне. Дети высказывают свои мнения. Дети одевают банданы Ребята объясняют понятие «турист» | |
IV. Познавательно-практическая часть (29-30 мин) Ребята! На каждой остановке вам предстоит проявить максимум стараний и внимательности. Педагоги центра и старшие воспитанники будут оценивать правильность выполнения вами заданий, и проставлять заработанные баллы в маршрутный лист. | |||
1. Конкурс «Знайка» См. приложение) 1. Какие виды туризма существуют? (Экскурсионный, пешеходный, водный, горный, спелеотуризм , велотуризм) 2. Игра “туристское снаряжение”. В ходе этой игры команды покажут свои знания оличном и групповом снаряжении туристов. Объяснение игры: Каждой команде выдается конверт, на лицевой стороне которого изображено снаряжение туриста. В конверте находятся карточки с названиями и изображением предметов личного и группового снаряжения. К конвертам даны два кармашка с надписями “личное снаряжение”, “групповое снаряжение”. (Объяснение сопровождается показом). Задача играющих – за 1 минуту отделить личное снаряжение от группового, разложив карточки в соответствующие кармашки, а кармашки в конверт. Командам раздаются конверты и засекается время. После выполнения задания конверты собираются на столик жюри, где оно подводит итоги. 2.О лекарственных растениях и грибах Где-то в чаще дремучей есть волшебная аптечка, Там красные таблетки развешаны на ветке. (Шиповник) Красота всего парка, летом — тень, если жарко. Даст резную посуду и полечит простуду. (Липа) Путник часто ранит ноги — вот и лекарь у дороги. (Подорожник) Горькая травка и животу поправка, И сама душиста, и метет чисто. (Полынь) Это прозвище недаром у красивого цветка. Капля сочного нектара и душиста, и сладка! От простуды излечиться вам поможет... (Медуница) На полянке у ручья выросли сестрички, рыжие... (Лисички) С шапочкой красной знаться опасна, Даже муха-зуда не садится сюда. (Мухомор) Дружные братцы на пеньке живут — Целый день хоровод ведут. (Опята) Стоит Лукашка — белая рубашка, А шляпа надета шоколадного цвета. (Белый гриб) Есть старуха вредная, на ней шляпа бледная, А нога в ботинке, на чулке — пестринки. (Бледная поганка) Стоит мальчонка, замаслена шапчонка. (Масленок) Скучно стоять одному под березкой, Меня поскорее возьмите в лукошко. (Подберезовик) 3. Хитрые вопросы Что можно увидеть с закрытыми глазами? (Сон) Какой.колокольчик.не.звенит?(Цветок). Что с земли не поднимешь? (Тень) Что в решете не унесешь? (Воду) Кто со всеми говорит, а его не видно? (Эхо) Ответившим верно вручаются жетоны. 4. «Секрет рюкзака» Сегодня мы с вами отправимся в пеший поход, но в какой же поход можно отправиться без рюкзака? Ваша задача: назовите вещи, которые туристу необходимо положить в рюкзак. (Свитер, консервы, кружка, фонарь, полотенце, компас, фотоаппарат, аптечка, тушёнка и др.) Каждому туристу необходимо знать “секреты рюкзака”, именно это мы и попробуем выяснить. Верен ли следующий вывод: чем дальше от спины отодвинут рюкзак, тем тяжелее нести? (Да) Какие вещи лучше класть на дно рюкзака? (Мягкие: одеяла, полотенца.) Где в рюкзаке должны находиться самые тяжёлые вещи? (Под лямками вверху). Как с рюкзаком легче идти? (Слегка наклонившись вперёд). Почему в рюкзаке для хлеба определяется место вверху? (Чтоб не крошился). Определите место в рюкзаке для сыпучих продуктов. (В середине рюкзака). Итак, рюкзаки готовы. Можно идти в поход. 5. Станция “Прогноз погоды”. А можно ли, если неизвестен прогноз погоды идти в поход? (Нет) Верно. Туристу необходимо знать сводку погоды. Внимание! Приготовьтесь к следующему конкурсу “Прогноз погоды”. Условия такие: на основании народных примет, вам предстоит рассказать, какая завтра будет погода. Вечерний ветер стих. Дым от костра поднимается столбом. К вечеру на траве появилась роса. У реки стало холоднее. Какая будет погода? (хорошая, солнечная). Вокруг луны появился большой белый круг, а звёзды на небе начинают мерцать. Что это значит? (Будет ненастная погода). Вытянутые длинными узкими полосками с запада быстро движутся облака. Ветер, обычно стихающий к вечеру, усиливается. Какую погоду следует ожидать? (Ненастную). Ласточки и стрижи летают низко над землёй. Цветы сильно пахнут. К чему бы это? (К дождю). Что ожидает ребят на туристской тропе? Конечно, новые задания. Маршрут нашего похода проложен от вопроса к вопросу. Викторина Почему в пути привалы для отдыха у туристов должны быть непродолжительными? (Если отдыхать долго, мышцы ног твердеют, идти становится труднее) Почему туристам во время ходьбы рекомендуется дышать носом? (Меньше жажда) Почему туристы делают канавки вокруг палатки? (Для стока воды на случай дождя) Что может служить туристу в походе подушкой? (Рюкзак, набитый травой) Кто в походе самый главный? (Руководитель похода) Что делает замыкающий в туристской цепочке? (Следит за тем, чтобы никто не отстал) 6. Станция “Костер по всем правилам”. 7.Мастер класс «Узлы» 8. Мастер класс «Снаряжение туриста» 9. «Полоса препятствий» («Кочки», «Брод», «Параллельная переправа», «Бревно») 10. «Топография и ориентирование» 11.«Туристская гостиная» Исполнение туристских песен. | Игра по станциям Коллективная работа Практичекая работа. Мастер-класс «Полоса препятствий» | Юные туристы, разделившись по командам выполняют задания, самостоятельно находя решение вопроса. Ребята собирают личное групповое снаряжение отвечают на вопросы, вяжут по схеме узлы, проходят «Полосу препятствий», участвуют в мастер-классах., поют туристские песни. Отгадывают загадки, отвечают на разные вопросы. Отвечают на вопросы «Собирают» рюкзак Воспитанники отвечают на вопросы станции «Прогноз погоды», основываясь на личном опыте. Отвечают на вопросы викторины При помощи поленьев по схеме на плакате выкладывают несколько видов костров. После показа нескольких узлов, дети вяжут «восьмерку», «стремя»и «схватывающий» узлы | |
VIII.Рефлексия и подведение итогов (6 мин) | |||
В начале занятия, вы ранжировали качества личности, помогающие достичь успеха – подняться на вершину, каждый из вас называет качество личности под №1, помогающее успешно преодолеть все трудности походной жизни. При этом вы наматываете ниточку на палец и передаёте клубок следующему человеку, разматывая его. (В конце все участники связаны между собой нитью.) - Вот так в походе мы будем «связаны» между собой нитью – связаны нитью маршрута, общим костром, котелком, в котором варится каша, палатками, где мы будем спать все вместе. Деятельностью, событиями, желаниями, поступками – связаны на весь период похода. - Каждый потяните ниточку на себя. - Видите, иногда нить может оборваться. Что случиться, если «нить» оборвётся в горах? - Мы все очень разные, но в команде очень важно уметь ладить друг с другом. Находить общий язык. Я называю это важное для работы в команде качество «коммуникабельность». Людям нужно уметь договариваться не только друг с другом, нужно научиться договариваться с природой, чтобы «нить не порвалась». (Демонстрируется презентация о походе 1 категории сложности) Награждение победителей и вручение всем участникам путешествия медалей с надписью “Юный турист”). За спиной пройденные километры. Вас одолевает усталость. По маршруту привал. Давайте “сфотографируемся на память у нашего костра” (На стене висит плакат с изображением костра). Нарисуйте себя на листочках и приклейте “фото” рядом с костром. На стенде «Законы юных туристов» (учащиеся получают «Законы юных туристов») | Ребята называют самые важные качества, необходимые, как в жизни, так и в походе. Рисуют свой портрет у костра и вывешивают его на стенд. Обмениваются мнениями. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Введение в предмет. Методическая разработка вводного занятия к учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» для детей младшего школьного возраста и их родителей
Методическая разработка «Введение в предмет» представляет собой вводное занятие к учебному курсу ОРКСЭ. Занятие рассчитано на детей младшего школьного возраста (10 лет) и их родителей, не входит в кал...
Hello, English! Введение в предмет.
Данная презентация предназначена для проведения вводного урока по предмету "Английский язык" у младших школьников....
Введение в предмет. Кто такие туристы.
Ознакомительное занятие в системе дополнительного образования по курсу "Юный турист". Учащиеся в результате активного участия познакомятся с видами туризма, краеведением, выживании в природных условия...
ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ. ВСЕ ДЕТИ ЛЮБЯТ РИСОВАТЬ
Конспект урока ИЗО "ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ. ВСЕ ДЕТИ ЛЮБЯТ РИСОВАТЬ"(1 класс)...
ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ. ВСЕ ДЕТИ ЛЮБЯТ РИСОВАТЬ.
Ознакомить учащихся 1го класса с учебным предметом «Изобразительное искусство»...
Сценарий родительского собрания о введении нового предмета ОРКСЭ
Объяснить родителям значимость новогоо предмета в духовно-нравственном воспитании школьников....
Светская этика 5 класс "Введение в предмет"
развивать представления о значении нравственных нормПовторение изученного в 4 классеЗнакомство с курсом 5 классаРазвивать терпимое отношение друг к другу...