Факультатив "Мой край"
учебно-методический материал (2 класс) по теме
Программа помогает вызвать у учащихся интерес к истории своей малой родины, познакомитьих с прошлым своего родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fakultativ_moy_kray_2_klass.doc | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа факультативного курса « Мой край».
2 класс
Пояснительная записка
Программа факультатива «Мой край» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социально-культурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности. Изучение родного края становится важнейшим в системе образования, что обусловлено целевыми установками современного образования, а также психологическими особенностями детей. В современной социокультурной ситуации создаются благоприятные предпосылки для развития краеведения.
Программа призвана помочь школьнику вызвать интерес к истории своей Малой Родины, осмыслить его место в жизни, приобщить к ряду ценностных понятий, начать формировать собственный взгляд на жизнь, вырабатывать своё мировоззрение; знать и уважать прошлое и настоящее своего народа, своего края, своей школы, своей семьи. Использование краеведческого материала значительно активизирует деятельность учащихся.
Целью программы является знакомство с жизнью общества на примере своего села: история села, местечек вокруг села, название самого села; традиции, обычаи казачьего посёлка.
Задачи программы:
образовательные: структура программы позволяет познакомить детей с историей возникновения и развития Малой Родины;
развивающие: развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; развивать у детей интерес к изучению истории родного села, края, страны;
воспитательные: воспитывать патриотические чувства( гордость, сопереживание, заботу); бережное отношение к истории, уважение к людям;
Основные принципы, положенные в основу программы:
- принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
- принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
- научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
- систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
Методы работы:
- словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
- наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
- практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей. Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса «Мой край» необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, целевые прогулки, игры и праздники, практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии.
Программа «Мой край» предусматривает следующие формы контроля знаний, умений и навыков: отчеты по экскурсиям, практическим работам, защиту проектов.
Ожидаемыми результатами обучения являются:
1. Способность воспринимать новую информацию и находить ей место в системе своих знаний, упорядочить свой опыт.
2.Ребёнок должен научиться принимать самостоятельные решения и предлагать свои версии, варианты.
3.Уметь пользоваться дополнительной литературой, расширяя свои знания о краеведческих понятиях.
Занятия проходят 1 раз в неделю в течение 1 академического часа, 34 часа.
Тематическое планирование
Количество часов в год – 34, в неделю – 1 час
№п/п | Тема урока |
1 | Вводный урок. Что мы будем изучать? |
2 | Растительный мир Донского края. |
3 | Животный мир Донского края. |
4 | Село, в котором мы живём |
5 | Экскурсия по хутору. |
6 | Кто такие казаки? |
7 | Наш хутор в прошлом. |
8 | Интерьер жилища казаков. |
9 | Обычаи и традиции в казачьей семье. |
10 | Традиционная одежда казаков и казачек. |
11 | Как, где и чему учили казачат. |
12 | Экскурсия в школьный музей(казачья комната). |
13 | Самобытность казачьего слова. |
14 | Фольклор казаков Донского края. |
15 | Защита проектов: «Прошлое нашего хутора». |
16 | История имён. |
17 | История фамилий. |
18 | Семейная родословная. |
19 | Составляем родословное дерево. |
20 | «Моя семья»(сочинение, проект). |
21 | Мой дом- моя крепость. |
22 | Защитники Отечества. |
23 | Мои земляки – участники Великой Отечественной войны. |
24 | И в тылу ковали Победу. |
25 | Дети войны. |
26 | Интернациональный долг в Афганистане. |
27 | Земляки- участники военных действий в Чечне. |
28 | Экскурсия в школьный музей(зал воинской славы). |
29 | Защита проектов: «След войны в моей семье». |
30 | Наша школа. |
31 | Школа будущего. |
32 | «Моя малая Родина в будущем.»-конкурс рисунков. |
33 | Экскурсия в краеведческий музей в г. Серафимовиче. |
34 | Обобщающий урок. Что мы узнали о своей Малой Родине. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие факультатива "Наш край" по теме "Лекарственные растения нашего края"
занятие нацелено на систематизацию знаний учащихся о лекарственных растениях. Дети познакомятся с правилами сбора и использования лекарственных трав. Активные методы организации деятельности появлению...
Кубанский край - казачий край.
Тема. Устный журнал «Кубанский край - казачий край»Цель .Дать представление о казачестве, познакомить с традициями казаков; прививать любовь к малой Родине и её прошлому, развивать интерес учащи...
Классный час "Край ты мой, родимый край!"
Воспитание любви к малой Родине....
Об опыте работы по реализации задач краеведческого курса окружной программы «Люблю тебя, мой край родной» и апробации регионального курса «Наш край»
Выступление на совещании ВИПКРО – «Реализация требований государственных образовательных стандартов в практике работы учителей начальных классов»...
Донской край - казачий край. Доноведение, 3 класс. Занятие
Конспект занятия по доноведению...
Охрана природы родного края. Красная книга Краснодарского Края
1. Познакомить учащихся с Красной книгой края и животными, которые в нее внесены, рассмотреть экологические правила,...
урок по окружающему миру "Наш край. Водоемы нашего края"
Цели:формировать представления о родном крае, о водоемах родного края; ознакомить с естественными и искусственными водоемами, со значением водоемов и их охраной;учить работать с картой Пензенской обла...