Конспект занятия по краеведению "Ковровчане - герои Великой Отечественной войны"
план-конспект занятия (4 класс) на тему
Занятие в форме интерактивной игры "Мозаика" знакомит учащихся с именами ковровчан - героев Советского Союза
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_zanyatiya_po_kursu_nash_kray.doc | 379.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №11
города Коврова Владимирской области
Занятие по курсу "Наш край"
«Ковровчане - герои
Великой Отечественной войны»
( 4 класс)
Составила и провела: Ерофеева Елена Игоревна,
учитель начальных классов
Конспект занятия по курсу «Наш край» 4 класс.
Ерофеева Елена Игоревна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №11
г.Ковров Владимирской области
Тема: Ковровчане – герои Великой Отечественной войны.
Цели: 1) познакомить учащихся с именами ковровчан – Героев Советского Союза, участников Великой Отечественной войны и подвигами, которые они совершили;
2) воспитывать чувство патриотизма и любви к родному городу;
3) развивать познавательный интерес к истории нашего края.
Ход занятия.
I. Оргмомент.
Звучит «Вставай, страна огромная».
На фоне музыки учитель читает стихотворение
Гордись, мой друг, что ты есть сын России,
Сын рек её, лесов, озёр и нив,
Что ты прошёл сквозь ливни грозовые,
Усталой головы не наклонив.
С неколебимой твёрдостью героя
Ты защитил в бою и отстоял
Советское Отечество родное,
Ты совестью, надеждой мира стал.
II. Актуализация знаний.
- О каком историческом событии шла речь на наших последних занятиях?
- Что вы узнали на предыдущих занятиях, о ком мы говорили?
III. Проверка знаний.
- Предлагаю вам проверить свои знания, ответив на вопросы кроссворда, который поможет определить тему нашего сегодняшнего занятия.
См. приложение №1. (Слайд 1)
Вопросы кроссворда:
1. Что находилось в годы Великой Отечественной войны в здании школы №1?
2. Фамилия известного ковровского конструктора-оружейника, создавшего противотанковое ружьё.
3. Осенью 1941г. ковровский машиностроительный завод (позже переименованный в экскаваторный завод) изготовил и отослал в Москву большую партию воздухоочистительных фильтров для бомбоубежищ. Что использовалось в Москве в качестве бомбоубежищ?
4. Что было построено на ковровском машиностроительном заводе в трудные дни битвы за Москву для защиты воинских эшелонов и железнодорожных станций от нападения с воздуха?
5. Чьё имя носил завод имени Дегтярёва в годы Великой Отечественной войны?
IV. Определение темы занятия, целеполагание.
- Какое ключевое слово получилось?
- Кого называют героем?
(Слайд 2) « Герой – человек, совершающий подвиг, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности»
- Как вы думаете, о каких героях пойдёт речь на нашем сегодняшнем занятии?
- Назовите тему нашего занятия.
(Слайд 3) (Тема: Ковровчане – герои Великой Отечественной войны.)
- Какие задачи вы перед собой поставите?
(Задача: узнать имена героев-ковровчан, познакомиться с подвигами, которые они совершили.)
V. Работа по теме занятия.
1. Заочная экскурсия на площадь Победы.
- Ребята, какие памятные места нашего города связаны с событиями Великой Отечественной войны?
- Давайте совершим заочную экскурсию на Площадь Победы. Что мы видим на Площади Победы? (Слайд 4)
(Монумент Славы из 3-х гранитных штыков, устремлённых в небо. Их обвивает венок из дубовых листьев. Вечный огонь. Аллея Славы.)
- Предлагаю пройтись по Аллее Славы.
Почему она так названа?
- Людям, совершившим героические подвиги во имя Победы, не жалевшим своих жизней ради Отечества, присваивали высшее воинское звание Герой Советского Союза и награждали Золотой Звездой Героя. (Слайд 5)
2. Работа в группах.
- Давайте узнаем, какой вклад внесли ковровчане в дело Победы
на полях сражений. Предлагаю вам поработать в группах.
Возьмите конверт №1 и выполните задание.
См. Приложение 2. ( Работа с текстом.)
- Проверьте правильность выполнения задания. (Слайд 6)
- Почему вы не смогли ответить на 5 вопрос?
- Посмотрите номер своего текста и займите место в соответствующей группе. ( Дети пересаживаются.)
- Возьмите конверт №2 и выполните задание.
См. Приложение 3. ( Работа с текстом.)
- Вернитесь на свои прежние места, обсудите в группе полученную информацию и заполните таблицу полностью.
VI. Закрепление знаний.
- Пользуясь своими записями, расскажите об Алексее Васильевиче Лопатине.
( Ребенок рассказывает, на доску вывешивается портрет Лопатина А.В.)
-Кто хочет рассказать о Бурматове Владимире Александровиче?
( Рассказ ученика, портрет на доске.)
- Что вы узнали об Иване Васильевиче Першутове?
- Расскажите о Ранжеве Павле Константиновиче.
- Послушаем информацию о Ястребцове Викторе Ивановиче.
VII. Работа с картой города.
- Как в нашем городе увековечена память о героях войны?
Ребята – пятиклассники нашей школы провели исследовательскую работу и узнали, какие ковровские улицы носят имена героев Великой Отечественной войны. Сегодня двое из этих ребят у нас в гостях. Послушайте рассказ о Генералове Алексее Петровиче. ( Рассказ о герое, портрет вывешивается на доску)
(Слайд 7)- Посмотрите на экран. Вы видите карту города. Вот улица Генералова А.П.
- Возьмите из конверта №3 карту и найдите на ней эту улицу. Отметьте её цветным карандашом
См. Приложение 4.
- Следующий рассказ о Василии Дмитриевиче Блинове
( Проводится аналогичная работа.)
VIII. Домашнее задание.
- О каких героях – ковровчанах вы узнали?
- Их именами тоже названы улицы нашего города. Дома найдите эти улицы и отметьте их на карте.
IX. Рефлексия.
- Давайте проверим, что вы узнали на занятии. Возьмите конверт №4. Самостоятельно выполните задание.
См. Приложение 5.
- Проверяем. (Слайд 8)
X. Итог занятия.
- Сегодня мы прикоснулись к особым страницам истории нашего народа, узнали о необыкновенных людях. В знак признательности и благодарности за великий подвиг почтим их память минутой молчания.
Все встают. Звучит песня «Поклонимся великим тем годам» (Слайд 9).
- Спасибо за работу. Занятие окончено.
Приложение 1.
Приложение 2.
Задание №1.
Прочитай текст и ответь на вопросы.
Сразу после начала войны 22 июня 1941 года более 700 ковровчан – добровольцев обратились в военкомат с просьбой зачислить их в Красную армию.
Всего в годы Великой отечественной войны Ковровским военкоматом были отправлены на фронт более 19000 человек, из них 8360 человек погибли.
Ковровчане воевали «на земле, в небесах и на море».
16 наших земляков получили высшую воинскую награду – Звезду Героя Советского Союза.
Вопросы:
- Сколько наших земляков воевали на фронтах Великой Отечественной войны? ________________________________________________________
- Как называется высшая воинская награда? __________________________
__________________________________________________________________
- Сколько ковровчан – участников Великой Отечественной войны получили звание Героя Советского Союза? __________________________________
- Как вы понимаете выражение: «Ковровчане воевали
на земле ________________________________________________________
в небесах _______________________________________________________
на море» ________________________________________________________
5. Заполни таблицу:
Ковровчане – Герои Советского Союза.
ФИО героя | Годы жизни | Род войск | Воинское звание | За что получил звание Героя Советского Союза |
1. Лопатин Алексей Васильевич | ||||
2. Бурматов Владимир Александрович | ||||
3. Першутов Иван Васильевич | ||||
4. Ранжев Павел Константинович | ||||
5. Ястребцов Виктор Иванович |
Приложение 3
Задание №2.
Карточка №1
Прочитай текст и заполни соответствующую строку таблицы.
Лопатин Алексей Васильевич родился в 1915 году. Окончил военное пограничное училище. Лейтенант, начальник 13-ой пограничной заставы.
С первого дня войны в течение 11 суток со своими товарищами героически отражал атаки врага. Пограничники стояли насмерть, не пропустив гитлеровцев через свой рубеж. 2 июля 1941 погибли последние бойцы заставы.
Звание Героя Советского Союза присвоено посмертно.
Карточка №2
Прочитай текст и заполни соответствующую строку таблицы.
Бурматов Владимир Александрович родился в Коврове в 1921 году. Окончил лётную школу. Лётчик-истребитель, старший лейтенант, воевал в Заполярье. Произвёл 191 боевой вылет, лично сбил 12 самолётов противника. За это был удостоен звания Героя Советского Союза.
После войны жил и работал в Коврове. Умер в 1986 году.
Карточка №3
Прочитай текст и заполни соответствующую строку таблицы.
Першутов Иван Васильевич родился в 1920 году. Лётчик-штурмовик, лейтенант. Совершил 93 боевых вылета, в результате уничтожил 65 танков, 175 автомашин, десятки вражеских орудий, много живой силы противника.
Погиб в 1944 году.
Звание Героя Советского Союза присвоено посмертно.
Карточка №4
Прочитай текст и заполни соответствующую строку таблицы.
Ранжев Павел Константинович родился в 1918 году в городе Коврове. Окончил танковое училище. Командир самоходной установки, лейтенант.
Отличился в уличных боях в Берлине. Раненый, на подбитой машине продолжил бой. Уничтожил 4 танка и 26 очагов сопротивления противника. За это получил звание Героя Советского Союза.
После войны жил и работал в Коврове. Умер в 1977 году.
Карточка №5
Прочитай текст и заполни соответствующую строку таблицы.
Ястребцов Виктор Иванович родился в 1919 году. На фронте с июня 1941. Сержант, пехотинец.
В 1944г. в тяжёлом бою за украинское село, выполняя боевую задачу, закрыл своим телом амбразуру вражеского дзота.
Звание Героя Советского Союза присвоено посмертно.
Приложение 4.
Приложение 5.
Задание №3.
Соедини имя героя с описанием подвига,
который он совершил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Дети-герои Великой Отечественной войны"
Во время Великой Отечественной войны, когда родину захватили враги, стали устанавливать свои порядки, диктовать как жить, убивать грабить, сжигать жилище, угонять в плен на чужбину, все как один...
Урок кубановедения "Герои Великой Отечественной войны. Их именами названы улицы города-героя Новороссийска"
Материал к урокам кубановедения в начальной школе....
Презентация проекта "Герои Великой Отечественной войны - ковровчане"
В данной презентации учащиеся предоставили материал для защиты проекта "Герои Великой Отечественной войны - ковровчане", удостоенных почетного звания - Герой Советского Союза. ...
Урок мужества "Мы родом не из детства-из войны", посвящённый детям-героям Великой Отечественной войны.
Знакомство учащихся с подвигами юных героев в годы ВОВ, показать важную роль детей и подростков в приближении Дня Победы....
Всероссийская акция, посвященная Дню защитника Отечества, в рамках военно – патриотического направления, Сценарий видеоролика, посвященный увековечиванию памяти Детей Героев Великой Отечественной войны «Дети войны».
Сценарий видеоролика «Дети войны».Задачи:Расширить знания школьников о войне, о том, как трудно было детям пережить лихолетье;Донести до учащихся мысль о несовместимости понятий «дет...
Конспект внеклассного мероприятия «Юные герои Великой Отечественной Войны»
Цели: знакомство с подвигами детей во время ВОВ; воспитание гордости за своих сверстников, любви к своей Родине, своему народу.Оборудование: мультимедийная презентация, видеофрагмент «Юные герои...
Квест-игра, посвященная Дню Великой Победы «Память о героях Великой Отечественной войны»
Квест-игра,посвященная Дню Великой Победы«Память о героях Великой Отечественной войны»...