Общие черты и отличительные особенности традиционных русских люлек и люлек народа ханты.
творческая работа учащихся (1 класс) на тему
Проектная работа ученицы 1 класса Бондаренко Валерии. В работе представлена характеристика традиционных люлек русского и хантыйского народа, дан их сравнительный анализ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchie_cherty_lyulek.docx | 835.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Оглавление
- Введение……………………………………………………….3
- Основная часть
- Традиционные русские люльки………………………4
- Традиционные хантыйские люльки………………….6
- Результаты исследования…………………………….8
- Заключение……………………………………………………10
- Список источников…………………………………………...11
Введение
Я очень люблю читать сказки. В одной из русских сказок встретилось непонятное для меня слово «зыбка». Выяснив, что «зыбка – подвесная колыбель, люлька», я решила узнать особенности русской зыбки – люльки. Существуют ли подобные люльки у других народов? Отличаются ли они от люлек русского народа? Так как я проживаю на территории Ханты – Мансийского округа, я решила сравнить традиционные русские люльки с люльками народа ханты.
Таким образом, темой моего исследования является «Общие черты и отличительные особенности традиционных люлек русского народа и народа ханты»
Цель: изучение особенностей традиционной русской люльки и люльки народа ханты.
Задачи:
- определить общие черты и отличительные особенности люлек русского народа и народа ханты
- узнать, как украшались традиционные люльки;
- выяснить, существовали ли особые приметы, связанные с люльками.
Гипотеза: Я предположила, что колыбели должны быть очень похожи по форме, а отличие заключается в их украшении и наличии полога у русских люлек и отсутствие его у хантыйских люлек.
Исходя из целей и задач, был составлен план действий:
- изучить литературу об особенностях люлек вышеуказанных народов;
- встретиться с сотрудниками музея;
- познакомить одноклассников с результатом своей работы.
Традиционные русские люльки – зыбки
Люльки широко использовали славянские народы. Если была возможность, зыбку заказывали настоящему мастеру- люлечнику. В семьях победнее отцы и дедушки делали подвесную кроватку сами. По поверью, если муж хотел, чтобы детей в семье было много, он уходил как можно глубже в лес и там отыскивал дерево, достойное стать люлькой для его дочек и сыночков. Люлька, изготовленная из прочного дерева, могла прослужить 200 лет.
На ней писали год рождения ребенка. Изготавливали люльки из сухих тонких (лучше — еловых) дощечек. Нельзя, например, делать люльки из осины. Короб сколачивался встык, без гвоздей. Дном служили мешковина или домотканина. Крепилось полотнище прочно: по низу дощечек просверливались дырочки, которые и давали возможность сшивать ткань и дерево.
Будущая мама готовила полог на люльку: подбирала ткань, делала украшения (вышивка, кружева). Если семья бедная, могли мамину юбку или сарафан бабушкин на люльку надеть. В качестве подстилки на дно клали сено, солому, тряпки, под голову помещали подушку. Полог должен быть обязательно! Это не просто ограждение от света и мух. Это еще для злых духов препятствие. Как и сейчас на детских колясках, на зыбке крепились игрушки — это были яркие лоскутки ткани, расписные ложки.
Как правило, люльку вешали в задней части избы. В бревно под потолком прочно вбивалось кольцо. К кольцу крепился качок, от углов ящика шли верёвки, которые сходились на нужной высоте в петлю, она надевалась на нижний крючок пружины. Подвешивание колыбели к потолку было не случайным:
- у потолка скапливался самый теплый воздух;
- существовало поверье, что небесные силы охраняют приподнятого над полом ребенка, так он лучше растет .
- пол воспринимался границей между миром людей и миром, где обитает нечисть: души умерших, привидения, домовые, считалось, что пространственная оторванность новорождённого от земли, от «низа», обеспечивала ему сохранение жизненной силы.
- запрещалось качать пустую зыбку: якобы ребёнок потом спать будет беспокойно. Этого поверья многие придерживаются и сейчас .
Была люлька плетёная как корзинка , её брали с собой в поле.
В России ребёнка не укладывали в колыбель до крещения, а первый раз клали с особой молитвой. Внутри колыбели размещали маленькие иконки или кресты. В головной части зыбки изображали красно солнышко в лучах, а в ногах — ясен месяц о звездах.
Люльки изготавливались в основном из дерева. Каждая люлька обязательно имела полог, который защищал ребёнка не только от света и мух, но и от злых духов. Подвешивание люльки имело обереговое значение.
Традиционные хантыйские люльки
У коренных народов нашего округа для изготовления люлек чаще всего использовалась береста. Берестяную люльку обычно изготавливали женщины. Заготовка бересты проходила три раза в год: весной (во время наста), летом во время цветения шиповника и осенью, когда опадает лист. Были люльки и деревянные, её изготавливали мужчины.
Ребенка помещали во временную колыбель из старой бересты. По представлениям народа ханты, ребенок первые дни связан с миром духов. К нему адресуются его первые звуки, улыбки во сне, беспричинный плач. Конец этой связи определяется по тому, что ребенок начинает улыбаться осознанно.
После временной колыбели ребенок получал две постоянные — ночную и дневную. Ночная — это берестяная коробка с закругленными углами, завязками над тельцем и дугой над головой — для накидывания покрывала. Дневная — это деревянная или берестяная коробка со спинкой. В ней ребёнок находился днём во время бодрствования. На спинку прикрепляли мягкую шкурку.
К колыбелям было особое отношение: счастливую берегли и передавали из поколения в поколение, а ту, в которой дети умирали, уносили подальше в лес. На колыбель наряду с другими узорами наносили изображение глухаря — хранителя сна. Колыбель служила ребенку микрожилищем до двух – трех лет. Он не только спал в ней, а и сидел днем. Для кормления мать ставила колыбель себе на колени, а когда нужно было удалиться, подвешивала ее за ременные петли к шесту чума либо к крюку в потолке избушки. Этот крюк считался талисманом и передавался по наследству от матери к дочери.
Можно было сидеть и работать, качая колыбель ногой, продетой в петлю. При пеших переходах ее нести за спиной, соединив ременные петли на груди, а на время остановки в лесу подвешивали к наклонному дереву повыше от земли, где меньше мошки и не может заползти змея. В поездке на оленях или собаках мать ставила колыбель на свою нарту.
Считалось, что без люльки ребёнок беззащитен. Его нельзя класть на голый пол или землю, иначе в него немедленно проникнут нижние духи. Для отпугивания нечисти ханты кладут в зыбку нож, точильный камень и спички.. Выносить колыбель из дома и заносить её полагается не иначе как спинкой (головой) вперёд. Не следует передавать люльку с ребёнком через порог. Крещёные ханты и манси иногда вырезают на спинке люльки крест
Люльки изготавливались как из дерева, так и из бересты. У каждого ребёнка было две люльки: дневная и ночная. Люльке оберегала ребёнка от злых духов, служила ребёнку микрожилищем до 2 – 3 лет. Это связано с тем, что народы ханты чаще вели кочевой образ жизни, весь их быт был связан с природой.
Результаты исследования
Общие черты традиционных русских
и хантыйских люлек
русские люльки | хантыйские люльки |
| |
2. Имели обереговое значение в жизни ребёнка. | |
3. Присутствовал полог. | |
4. Украшались орнаментами. |
Отличительные особенности традиционных русских
и хантыйских люлек
русские люльки | хантыйские люльки |
|
|
|
|
|
|
|
|
Вывод: люльки, несмотря на разную культуру русского народа и народа ханты, имеют много общего: они передавались по наследству, у них присутствовал полог, короб украшался орнаментом, люлька имела обереговое значение в жизни ребёнка.
Отличие заключается в следующем: русские люльки изготавливали мужчины, а у народов ханты изготовлением занимались и мужчины и женщины; у русского народа один вид люлек, хантыйским детям дневная и ночная люльки служили микрожилищем до 2-3 лет. Крюк, на который подвешивалась хантыйская люлька, являлся талисманом.
Заключение
Таким образом, моя гипотеза подтвердилась частично: ночные хантыйские похожи по форме с русскими люльками, но у русской люльки более высокие борта, а хантыйская люлька имела удерживающие ремни; у указанных видов люлек имелся полог. У народа ханты была дневная люлька, которая отличалась высокой спинкой, каждый народ орнаментировал люльку в соответствии со своими традициями.
Я считаю, что поставленная мной цель достигнута, задачи выполнены.
- Определила, чем схожи и чем отличаются люльки;
- Узнала, как люльки украшались;
- Узнала, что люлька имела обереговое значение для ребёнка;
- Познакомила одноклассников с результатами своей работы.
Список источников
- Матюкова А.К., «Ремёсла обских угров», ( по материалам семинаров),
г. Ханты – Мансийск, 2004 г., 2 стр.
- Ожегов С.И. «Словарь русского языка», Москва «Русский язык», 1989 г., 1 стр.
- «Утварь обских угров», том 1, г.Ханты – Максийск «Принт – Класс», 2012 г, 8 стр.
- История детской колыбели sna-kantata.ru›istoriya-detskoy-kolyibel
- romov: Колыбель для Анкеля, romov.livejournal.com
- Культурное наследие Югры, nasledie.admhmao.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Жизнь народов Ханты и манси
Спортивные состязания, целью которых является: знакомство с обычаями обских угров, развитие физических способностей: ловкости, быстроты, меткости; развитие кругозора; привитие интереса к национа...
Жизнь народов Ханты и манси
Спортивные состязания, целью которых является: знакомство с обычаями обских угров, развитие физических способностей: ловкости, быстроты, меткости; развитие кругозора; привитие интереса к национа...
проект для дошкольников средней группы: "Праздники народов ханты и манси связанные с жизнью животных"
Каждый народ заявляет о себе через свою культуру. Традиционная культура народов Севера (ханты, манси, ненцы) складывалась на протяжении веков. Она была приспособлена к природным условиям их обит...
Герои хантыйских сказок в орнаментах традиционной одежды народа ханты
Исследовательская работа обучающихся по истории родного края - Ханты-Мансийского автономного округа-Югры....
Отличительные особенности Федерального государственного образовательного стандарта(ФГОС) начального общего образования
В статье рассматривается вопросы по теме " Отличительные особенности Федерального государственного образовательного стандарта(ФГОС) начального общего образования", которы...
Проектно-исследовательская деятельность " Отличительные особенности народного промысла Коренных Малочисленных Народов Севера"
Материал может быть использован для организации проектной и учебно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности....
Проектно-исследовательская деятельность " Отличительные особенности народного промысла Коренных Малочисленных Народов Севера"
Материал может быть использован на уроках ИЗО...