«Народные ремёсла Кубани»
план-конспект занятия (3 класс) по теме
Люди всегда стремились к красоте, творчеству, украшая свой дом, все, что окружало их в труде и в быту. Главным учителем на пути постижения прекрасного была кубанская природа. Она же представляла простейшие материалы – глину, дерево, камень, лён, шерсть. В зависимости от условий жизни, наличия природного материала, спроса на изделия тем или иным мастерством овладевали целые семьи. Так рождались народные ремесла.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnye_promysly_i_remesla_kubani.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Народные ремёсла Кубани».
Цель:
1. Познакомить с несколькими видами кубанских ремёсел.
2. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству,
любовь к малой Родине и ее культуре.
3. Развивать познавательный интерес.
На доске записаны две пословицы:
1. Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
2. Дерево смотри в плодах, а человека в трудах.
Ход занятия
1.Организационный момент
Учитель:
Сегодня на нашем уроке
Мы в прошлое края вернёмся.
Узнаем о быте казаков,
Традициях их и законах.
Чтоб помнили мы наших предков,
И гордо несли своё имя.
Чтоб край наш Кубанский вовеки,
Прославлен был во всём мире.
2. Введение в тему.
Учитель:
Прочитайте эти пословицы. Как вы их понимаете? (Ответы детей)
- Ребята, мы отправимся с вами в интересное путешествие в мастерские ремесленников, которые изготавливают для нас предметы быта, украшения нашего интерьера и одежды.
Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,
Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.
Чтоб ввести нас в мир Кубани, мир преданий и добра.
Чтоб сказать, что на Кубани чудо-люди – мастера!
2.Сообщение темы .
- Тема нашего урока «Народные ремесла Кубани». Скажите, какие промыслы и ремёсла вы знаете? Какие из них распространены на Кубани?
Беседа.
- Люди всегда стремились к красоте, творчеству, украшая свой дом, все, что окружало их в труде и в быту. Главным учителем на пути постижения прекрасного была кубанская природа. Она же представляла простейшие материалы – глину, дерево, камень, лён, шерсть. В зависимости от условий жизни, наличия природного материала, спроса на изделия тем или иным мастерством овладевали целые семьи. Так рождались народные ремесла. (слайд 2)
- Итак, мы отправляемся в путь.
Станция «Гончарная»
Гончарный промысел.
-Гончарное ремесло известно давно, и зародилось оно благодаря уникальным свойствам глины. Для производства гончарных изделий главным орудием служит гончарный станок или круг, на котором легко и удобно выделывать всякую посуду, имеющую круглое очертание.
- Гончарное ремесло на Кубани развивалось в тех местах, где поблизости залегала хорошая вязкая глина. Из неё делали посуду, детские игрушки, кирпич, черепицу.
Слайд №4
Керамика – (гончарное искусство) - изделия из глин и их смесей, закреплённые обжигом. Керамикой называют почти все изделия из простых грубых глин.
(слайд 5)
В крае была распространена керамика в Отрадненском, Мостовском и Лабинском районе, преобладала простая глиняная посуда: кувшины, миски, макитры, горшки, кубышки.
Слайд 6
В названии утвари прослеживается украинское и русское происхождение населения: макитра, капысточка — в Черномории, миска, горшок — в линейных станицах. Сосуды, выполненные в украинской традиции, отличались от русской яркой многоцветной росписью. Сверху они обычно покрывались прозрачной поливной глазурью.
Слайд 7
В настоящее время в Лабинском районе традицию гончарного ремесла продолжают керамические мастерские под руководством Анатолия Штанько и Николая Надточиева.
Станция «Наковальная»
Кузнечное ремесло.
Душно в кузнице угрюмой,
И тяжёл несносный жар,
И от визга и от шума
В голове стоит угар.
К наковальне наклоняясь,
Машут руки кузнеца,
Сетью красной рассыпаясь,
Вьются искры у лица.
Взор отважный и суровый
Блещет радугой огней,
Словно взмах орла, готовый
Унестись за даль морей...
-На протяжении многих веков кузнецы были главными среди ремесленников и являлись универсальными мастерами. Они пользовались особым уважением и почётом в городах и станицах Кубани. О кузнецах слагались легенды.
Художественная ковка.
(Слайд 20)
Кузнечным делом на Кубани занимались издревле. Каждый шестой казак был профессиональным кузнецом. Умение ковать своих коней, брички, оружие и, прежде всего, всякую домашнюю утварь, считалось таким же естественным, как возделывать землю. (Слайд- 21).
Заслуживает упоминания и мастерство художественной ковки. На Кубани она так и называлась - «ковань». Это тонкая высокохудожественная обработка металла применялась при ковке решёток, козырьков, оград, ворот. Для украшения ковали цветы, листья, фигурки зверей.
Слайд 22.
Шедевры кузнечного ремесла того времени встречаются на зданиях XIX в.-начала XX в. в станицах и городах Кубани.
Станция «Ткацкая»
Ткачество.
(Слайд 36)
Каждая станица имела своих народных мастеров по ткачеству, которое развивалось в основном как кустарное производство.
Ткачество давало материал для одежды и украшения жилища. Уже с 7-9 лет в казачьей семье девочки приучались к ткачеству, прядению. До совершеннолетия они успевали приготовить для себя приданое из нескольких десятков метров полотна: рушники, настольники, рубахи. Сырьём для ткацкого ремесла служили в основном конопля и овечья шерсть. Неумение ткать считалось большим недостатком у женщин.
Слайд 37.
Неотъемлемыми предметами кубанского жилища были ткацкие станки, прялки, гребни для изготовления нитей, буки — бочки для отбеливания холста. В ряде станиц холст ткали не только для своих семей, но и специально для продажи.
Станция «Переплётная»
Плетение из природного материала.
(слайд 8)
Наши предки умели мастерить домашнюю утварь ажурного плетения в славянском стиле. Разнообразие плетённых изделий удивительно: от колыбелей до колясок, от шляп до корзин, от украшений до мебели.
Слайд 9
На Кубани плели корзины в основном из вербы, различавшиеся между собой по форме и утилитарному назначению: бытовые, столбушки, клубничные и др.
Слайд10
Широко использовался в плетении рогоз. Из него плели подставки, хлебницы.
Плетение из соломы.
Слайд 11.
Использовалась для плетения солома. Народные мастера использовали преимущественно ржаную соломку, отличающуюся большой прочностью, гибкостью от других зерновых культур.
Из плоских соломенных плетенок («полоска», «лента») сшивали мужские шляпы «брыль». Плетением занимались мужчины.
Плетение из листьев початков кукурузы
( слайд 12 .)
Листья початков кукурузы являлись превосходным материалом для плетения и поэтому часто использовались мастерами при изготовлении корзинок, коробов, хлебниц.
Из листьев початков кукурузы (талаш) плели кошёлки. Часть листьев выкрашивали шелухой лука. Они при переплетении рельефно выделяли узор на изделии.
Кружевоплетение.
(слайды 34)
Кружево на Кубани выполнялось в основном крючком для украшения рушников, подзоров, наволочек.
Слайд 35.
Характерные особенности:
распространение повсеместно филейной техники вязания, наличие геометрического и растительного орнамента, создаваемого на основе вышивок.
Физминутка.
Народная игра «Подкова».
Существует старинное кубанское поверье: « Кто подкову найдет, тому она счастье принесет».
«У кого подкова останется в руках – жди счастья».
- Передавая подкову, вы от души желаете друг другу добра и счастья.
Станция «Узоры»
Вышивка.
Вышивка – наиболее развитый вид народного искусства, который был повсеместно распространен среди славянского населения Кубани. Переселенцы из разных губерний России и Украины принесли с собой свои традиции в украшении одежды и предметов быта. На Кубани можно увидеть богатство и разнообразие стилей орнаментов. К наиболее традиционным техникам, часто встречающимся на Кубани, можно отнести вышивку крестом (красным, черным), счетную гладь .
(Слайды 28- 33)
Орнаменты Кубанской вышивки, как правило, делят на такие виды:
Прямой линией обозначали поверхность земли.
Волнистой горизонтальной – воду.
Волнистой вертикальной – дождь.
Скрещивающимися линиями - огонь и молнию.
Круг, квадрат, ромб - Солнце и Луну.
Женская фигура символизировала образ матери-земли.
Олень, конь приносили счастье, веселье, благополучие.
Птица – символ счастья, богатства и радости.
Практическая работа.
- А теперь давайте поработает в парах. На альбомном листе составьте эскиз вышивки полотенца, используя орнаменты, характерные для Кубани .
Станция «Деревянная»
Резьба по дереву.
Слайд 13
Искусство художественной обработки дерева имеет на Кубани глубокую традицию и в настоящее время широко развивается. Лесные богатства Кубани издавна сделали дерево наиболее доступным и любимым материалом в народных промыслах: тележном, колесном, обозном, корытном, клепочном и других. Деревянная посуда – бочки, ведра, корыта, чаши, ложки, ступы, мешалки и другие предметы изготавливались во всех горных и предгорных станицах, богатых лесом. Из дерева казаки любили мастерить мебель, резные зеркала, наличники окон, деревянные резные надкрылечные зонты, сундуки с росписью.
( Слайды14 -19)
Самостоятельная работа.
- Ребята. попробуйте представить себя мастером - художником по дереву.
- На листочках, которые лежат у вас на партах, нарисуйте эскиз деревянной чаши (3 минуты).
Петриковская роспись.
Слайд 23
На Кубань петриковскую роспись привезли запорожские казаки. Они с любовью относились к промыслу своей родины..
Петриковка - старинное украинское село Днепропетровской области. В этом вольном казацком селе возник интересный обычай: женщины стали расписывать стены хат, печи, фризы под потолком красочными цветочными узорами. Так же расписывали снаружи фризы под крышей, вокруг окон. (Слайды24, 25.)
Они рисовали кистями, сделанными из кошачьей шерсти, спичками, обмотанными мягкой материей, и просто пальцами. Краски разводили на яйцах и молоке, а цвета выбирали самые яркие. Хозяйки соревновались друг с другом, стремясь сделать свой дом самым живописным, и ревниво заглядывались на чужое искусство. О самых удачных росписях говорили: красиво, как в церкви. А вот если хата оставалась белой, с хозяйкой переставали здороваться, как с чужой.
Слайд 26 - 27.
Самостоятельная работа
Роспись русской печи с использованием элементов Петриковской росписи.
Этапы работы:
1.Обведение по шаблону «русской печки»
2. Раскрашивание
4.Закрепление материала.
-Какие промыслы и ремёсла наиболее распространены на Кубани?
-Какие названия профессий вы запомнили?
-Какие изделия создают люди этих профессий?
-А есть ли у вас дома какие-то предметы, созданные руками народных умельцев?
-Какой материал использовался для плетения на Кубани?
-Что плели из лозы?
-Где использовалась солома?
-Где использовались листья початков кукурузы?
-Какие виды резьбы вы знаете?
-Какие наиболее традиционные техники вышивки, часто встречающиеся на Кубани, вы знаете?
-Что вышивали цветной гладью?
-Какие цвета ниток использовались при вышивке рушников?
-Где применяется художественная ковка?
-Что изготовляли из глины?
5. Итог.
- И в заключение мне бы хотелось, чтобы вы прочитали замечательные слова..
… мало гордиться искусством своего народа в прошлом, надо быть достойным преемником лучших традиций.
-Я думаю, что многие из вас захотят стать преемником многих традиций Кубани и может быть, в будущем, своим трудом прославят своё имя и свой край…
Спасибо за занятие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кубанские народные ремёсла. Особенности быта и культуры.
Путешествие в далёкое прошлое нашего края. Ребята знакомятся с многообразием народных ремёсел....
Урок кубановедения "Ремёсла Кубани", 3 класс
Учащиеся, познакомившись с ремёслами Кубани, смогут самостоятельно попробовать свои силы в изготовлении изделий декоративно-прикладного творчества....
«Народные ремёсла Кубани.»
- Ребята, мы отправимся с вами в интересное путешествие в мастерские ремесленников, которые изготавливают для нас предметы быта, украшения нашего интерьера и одежды....
Народные ремёсла Кубани
Презентация содержит некоторые ремёсла Кубани для 4 класса, урока кубановедения....
Народные ремёсла на Кубани.
Ремесло очень развито на Кубани....
Ремёсла Кубани
Тематическая презентация к уроку кубановедения. Сделана учащейся 4 класса...
Технологическая карта урока Кубановедения 4 класс "народные ремёсла Кубани"
Создать условия для развития любознательности, интереса к предмету,формировать у учащихся знания об истории Кубани. Расширять представления учащихся о ремеслах Кубани, развивать творческие с...