Что может герб нам рассказать...
классный час (3 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Классный час. | 599.21 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа»
«Что может герб нам рассказать... Гербы Костромской области». |
Тема: «Что может герб нам рассказать... Гербы Костромской области».
Цель: формировать представление о том, что герб – это не только маленькая информация о городе, это то, чем город гордится; познакомить с видами гербов, учить «читать» заложенную в них информацию, развивать интерес к символике области; воспитывать чувство гордости за родной край.
Оборудование: карта «Костромская область», буклет «Геральдика Костромской области», набор иллюстраций гербов.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
- Сегодня у нас очередное занятие юных краеведов. Послушайте песню о нашей малой родине.
Писатель Ю. Яковлев сказал замечательные слова: «В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня, улица, дом, где он родился. Это маленькая родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина...
Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. Родина всегда с тобой, где бы ты ни жил. И у каждого она одна. Как мама».
- Послушайте сочинение ученика нашего класса Балагурова Сергея, которое было опубликовано в газете «Никольский вестник».
+ Для меня родной край – это мой родной посёлок, в котором я живу. Почему для меня он так дорог? Всё очень просто. Здесь я родился и сделал первые шаги. Познакомился с чистым, ясным небом, с тёплым солнышком, с первой берёзкой, цветком, бабочкой – как же это всё можно не любить?! Эту, необыкновенной красоты природу, добрых и отзывчивых людей, которые меня окружают. А сейчас я хожу в школу и делаю пока ещё маленькие, но уверенные шаги по дороге знаний. Я убеждён, что впереди меня ждёт ещё много интересного. На большой карте мира есть крошечный, почти невидимый уголок земли. Но я знаю – он есть, мой родной посёлок Никольское.
2. Символы Родины.
- У каждого из вас есть свой ответ на вопрос «С чего начинается Родина?» Символ Родины зависит от того, где родился и вырос человек, чем ему пришлось заниматься, от того, в какое время он живёт.
История, величие и честь Родины воплощается, прежде всего, в символах. К символам любой страны, области, города относятся:
S N Г R Е Q Р Q Б герб
L Q Ф R Л А Г S J флаг
Г J R J W И М Н гимн
- Жители Костромской области по праву гордятся своими символами. Но важно не только знать, как выглядят герб и флаг, но и понимать их символику.
3.Ознакомление с темой и постановка целей.
- Тема занятия: «Что может герб нам рассказать... Гербы Костромской области».
- Цели:
- знать гербы городов, районов области;
- учиться их читать;
- применять знания при составлении гербов.
Работать вы будете в группах.
4. Группа филологов.
- Прежде всего, определим объект нашего исследования – это герб.
Филологи дают по толковому словарю определение слова «герб».
+ Герб – это род щита с изображением на нём знаков, присвоенных государству, городу, дворянскому роду.
(В. И. Даль «Толковый Словарь»)
- Наука о гербах в России появилась в 1672 году. А как называлась эта наука? Ответ поможет найти закономерность (3, 7, 11...). Ответ:3, 7, 11, 15, 19, 23,27, 31, 35,39 (геральдика).
3 7 11 14 15 18 19 20 21 23 24 27 31 35 39
г е р у а о л в э ь с д и к а
5. Группа историков.
+ История герба начинается в те времена, когда наши предки были воинственные и большую часть времени проводили в боях. Во время боя воины, закованные в доспехи, были очень похожи, и было очень трудно определить, свой это или чужой. Чтобы не ошибиться, рыцари придумывали разные знаки отличия: разноцветные плащи, перья на шлемах. Но главный опознавательный знак наносился на щит. Такое изображение на щите стали называть гербом.
+ Чаще всего рыцарь изображал на щите – гербе то животное, на которое хотел быть похожим. Например, изображение льва говорило, что рыцарь считает себя сильным и храбрым, как лев. А если нарисована ящерица, то хозяин такого герба ловкий и быстрый.
+ Герб передавали детям, внукам. Гордились и старались не опозорить. Простые люди всегда селились поближе к рыцарскому замку в надежде, что хозяин и его войско защитят их в случае нападения. Постепенно вырастал город. И герб рыцаря - хозяина становился не только его личным гербом, но и гербом всего города. Над воротами вывешивали щит – герб.
6. Группа гербоведов.
- Прошло много лет, уже давно нет рыцарей, современные солдаты не пользуются щитами. Но герб остался. Свой герб есть у каждой страны, города, района. Если вы внимательно рассмотрите герб какого-нибудь города, то можете узнать много интересного.
-Как называли человека, в обязанности которого входило изучение и создание гербов? Разгадайте ребус.
, , , (герольд)
Д
+ Основой гербов служат щиты. В геральдике 5 форм щитов: варяжский, итальянский, испанский, французский и германский. При описании герба нужно вообразить себя на месте рыцаря, как бы стоящего за щитом. Щиты покрывали красками (эмалями).
Золото (жёлтый цвет) соответствовало богатству.
Серебро (белый цвет) – символ чистоты.
Ещё используют 5 цветов:
красный – символ храбрости, мужественности
синий – символ красоты
голубой – символ красоты, величия, верности, движение вперёд, надежду, мечту.
зелёный – символ молодости, плодородия
чёрный – символ образованности
Животные в гербах символизируют:
бык, корова – символ труда и терпения, плодородия и скотоводства.
волк – символ жадности, злости и прожорливости.
медведь – могущество.
Растения символизируют:
дуб – сила, могущество.
колос – символ земледелия, богатства земли.
оливковая ветвь – символ мира и процветания.
7. Работа с письменным источником.
- Познакомьтесь с письменным источником «Жалую городу герб». Сделайте разметку с помощью специальных знаков:
Ѵ – знаю
+ - новое
? – непонятное
- Что нового узнали, прочитав текст?
8. Группа краеведов рассказывает о гербах (Буй, Сусанинский район, город Волгореченск, Островский район, Макарьев, Мантурово).
-Попробуйте составить описание герба, работая в группах.
1 группа – герб Неи
2 группа – Солигалический район
3 группа – Костромской район
4 группа – Вохомский район
План описания герба.
- Герб, какого города или района изображён?
- Форма щита.
- Что символизирует цвет герба?
- Какие предметы изображены?
- Где можно увидеть герб?
- О чём рассказывает герб – об истории, природе, профессии людей?
9. Итог занятия.
Продолжите предложения.
- Я узнал... (что такое герб и для чего он нужен).
- Понял... (что каждый город имеет свой герб в форме щита, как символа готовности к защите, что означают изображения на гербе).
Домашнее задание:
- поискать изображения гербов Костромской области (иллюстрации, монеты, значки, открытки, предметы домашнего обихода и т. д.), т е. начинаем собирать материал для мини – музея «Гербы Костромской области»;
- подумайте над гербом класса.
Приложение 1
Герб Костромского района.
Герб Костромского района представляет собой щит, который в геральдике называют французским. В зелёном поле под лазоревой, тонко окаймлённой серебром вершиной. Зеленый цвет – символ надежды, молодости (району в этом году 80 лет). Лазоревый цвет на гербе – символ развития, движения вперёд, надежды. Главной фигурой герба является – серебряная корова – символ достатка, щедрости, процветания, в духовно смысле это символ терпения, доброты, смиренности, покорности. Уникальная костромская порода коров выведена в Костромской сельскохозяйственной академии посёлка Караваево. Герб можно увидеть в здании Администрации Костромского района, в Белом зале Дворянского собрания, на открытках. Герб района рассказывает о занятии жителей (животноводство), об уникальной костромской породе коров.
Приложение 2
«Жалую городу герб...»
Это изображение герба города Костромы обнаружено в архиве городского общественного управления. Оно написано масляными красками. Сохранилась подпись, что герб нарисован натуральными цветами и сочинён во время путешествия императрицы Екатерины II в 1767 году. Предполагалось, что ладья, изображённая на гербе, имеет сходство с галерой «Тверь», на которой и совершала путешествие по Волге императрица. Очевидцы свидетельствуют, что императрица передала его 15 мая того же 1767 года при посещении города, когда вышла после обеда в зал. Она объявила, что «жалует городу Костроме герб, которого до сих пор город не имел».
Но история с гербом Костромы и губернии на этом не заканчивается.
В 1797 году император Павел Петрович жалует Костроме новый герб. На нём изображён щит, разделённый на четыре части. В левой верхней части на красном поле изображён золотой крест, а в правой нижней четверти на зелёном поле – серебряный полумесяц, обращенный рогами вниз. Вторая и третья части представляли собой свободное золотое поле.
Прошли годы, и гербы городов вновь оказались востребованными. За основу герба города Костромы взят екатерининский вариант. Свои гербы имеют большинство городов нашей области.
(Из книги Павла Бедова «Знай и люби свой край»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок литературы во 2 классе по теме "Библиотеки. Проект «О чем может рассказать школьная библиотека»
урок литературы во 2 классе по теме "Библиотеки. Проект «О чем может рассказать школьная библиотека»...
презентация к уроку литературы по теме "Библиотеки. Проект «О чем может рассказать школьная библиотека»" 2 класс
презентация к уроку литературы по теме "Библиотеки. Проект «О чем может рассказать школьная библиотека»" 2 класс...
" Что герб нам может рассказать?"
Проектная деятельность. Как дети создавали герб своего села....
Может ли музыка рассказать о характере человека?
Показать детям, на музыкальных примерах, что музыка может рассказать о характере человека....
Технологическая карта урока. «Каждый ли клёст может стать капитаном?» (Рассказ Юрия Коваля «Капитан Клюквин») (3 класс).
Конспект урока литературного чтения с использованием технологии формирования типа правильной читательской деятельности + презентация к уроку....
Классный час "Что может герб нам рассказать?"
РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМСимволы России.Что может герб нам рассказать?Цель: воспитывать у обучающихся уважение к символике своей страны, привлекать внимание подрастающего поколения к истории Российского госу...
Конспект классного часа "Что может герб нам рассказать?", 3 класс
Цель деятельности учителя: воспитывать у обучающихся уважение к символике своей страны, привлечь внимание подрастающего поколения к истории Российского государства, развивать чувство гражданственности...