программа по внеурочной деятельности СЕКРЕТЫ РОДНОГО ЯЗЫКА 4кл
рабочая программа (4 класс) на тему

программа по внеурочной деятельности СЕКРЕТЫ РОДНОГО ЯЗЫКА  4кл с указанием всех формируемых УУД

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Рамонский лицей» имени Е.М. Ольденбургской

Рамонского муниципального района

Воронежской области

РАССМОТРЕНО                               СОГЛАСОВАНО                                           УТВЕРЖДЕНО

На заседании МО                        Руководитель                                 Приказ  №____ от

Протокол №___  от                             методического совета                            «___»________2016 г         «__» _________2016г                    «___»____________2016г

Руководитель                           _________И.В. Кувшинкина                

___________И.А. Радченко

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«СЕКРЕТЫ РОДНОГО ЯЗЫКА»

4 б класс, возраст обучающихся 10 лет

2016-2017 учебный год

Разработчик программы:

Тарарыкова Татьяна Вячеславовна

учитель начальных классов, первая квалификационная категория

р.п. Рамонь

2016г


1.Пояснительная записка

Рабочая программа предназначена для 4 класса

Количество недельных часов -2.

Количество часов в год-68

Программа по внеурочной деятельности «Тайны русского языка»  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования   на основе авторской программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной), с использованием   методического пособия Т.Н. Соколовой «Школа развития речи»  ( Москва: РОСТ книга )

Организация процесса обучения регламентирована следующими нормативными документами:              

  • Конституция Российской Федерации (ст. 43, 44).
  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года  № 273-ФЗ;
  • Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:

- от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

- от 26.11.2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373;

- от 31.03.14 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (в редакции приказов Минобрнауки России от 08.06.2015г. № 576, от 26.01.2016г. № 38);

- от 09.06.2016г. № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

  • Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации:

- от 29.12.2010г. №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

- от 24.11.2015г.  № 81 «О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»;

  • Письмо Министерства образования Российской Федерации от 20.04.2001 г. № 408/13-13

 «О рекомендациях по организации обучения первоклассников в адаптационный период»;

  • Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования от

25.05. 2015г. №08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в общеобразовательных организациях»;

  • Примерная основная образовательная и примерные программа начального общего

образования, программы отдельных учебных предметов;

  • Устав МКОУ «Рамонский лицей» им. Е.М. Ольденбургской;
  • Основная образовательная программа начального общего образования МКОУ «Рамонский лицей» им. Е.М. Ольденбургской.

Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой.
Обучающиеся овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.
Целью занятий, проводимых по данной программе, является повышение уровня языкового развития, формирование коммуникативной компетенции младших школьников в основных видах речевой деятельности: произношении, говорении, чтении и письме, а также начальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства, о языке как основе национального самосознания. 
 В курсе реализуются следующие задачи:

- обеспечение правильного усвоения учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;

- создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;

- формирование речевых интересов и потребностей младших школьников;

- воспитание познавательного интереса к родному языку;

- решение проблемы интеллектуального развития младших школьников;

- способствование более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке;

- содействие развитию речи детей.

Срок реализации: один год.

Режим занятий: два  раза в неделю по 40 минут.

 

Во время занятий у ребенка происходит становление  развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются  занимательные и доступные для понимания задания и упражнения,  вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения заданий определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении заданий любой трудности.

На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения  упражнений. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью,

В курсе используются задания  разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задания, которые они могут решать успешно).

   Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы  и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

 В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых заданий.

Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.

 

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

 

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

Личностные результаты –общие представления о мире, осознание языка, как основного средства общения между людьми.

Метапредметные результаты – развитие умения взаимодействовать с окружающими при выполнении разных ролей речевых потребностей и возможностей младшего школьника, развитие коммуникативных способностей, умение выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи, расширение общего лингвистического кругозора, развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младших школьников

Предметные результаты – овладение начальными представлениями о нормах русского языка (фонетических, лексических), умение находить и сравнивать такие языковые единицы, как звук, буква, слово, предложение.

В коммуникативной сфере:

Речевая компетенция – говорение (вести элементарный этикетный диалог в типичных ситуациях общения;

Языковая компетенция – фонетическое произношение и различение на слух всех звуков русского языка, соблюдение правильного ударения в словах, фразах; применение основных правил графического изображения букв, слов, предложений; употребление в речи синонимов, антонимов, многозначных слов, расширение запаса активного словаря младшего школьника.

Социокультурная осведомлённость – элементарные знания из истории русского языка, некоторых литературных персонажей детских произведений, стихов, песен.

 В познавательной сфере:

-умение сравнивать языковые явления родного языка на уровне отдельных букв, звуков, слов, предложений;

-умение действовать по образцу при выполнении упражнений, использование знаково-символических средств;

-умение осуществлять самонаблюдение и самооценку доступных для младших школьников пределах.

      В ценностно-ориентационной сфере.

-представление о русском языке, как средстве выражения мыслей, чувств, эмоций;

-приобщение к культурным ценностям через загадки, пословицы, сказки, литературные произведения;

-развитие чувства прекрасного;

-умение следовать плану в своём учебном труде.


Способы определения  результативности: блиц-опрос, выставки, презентации, защита  мини-проекты, коллективный практикум, публичные  выступления. Участие в олимпиадах, творческих конкурсах, предметных неделях.


2. Содержание учебного курса

№ п/п

Название темы

Количество

 часов

Основное содержание

темы, термины   и понятия.

Формы организации учебных занятий

Основные виды учебной деятельности

  1. 11

1

Речь. Техника и выразительность речи.

12

 Речь. Культура речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство, выразительность. Умение совершенствовать (исправлять, редактировать) свою речь, работать над наиболее распространенными грамматическими и речевыми ошибками.

Монолог и диалог как разновидность речи. Умение составлять текст – монолог и текст – диалог, правильно их оформлять на письме.  Драматические импровизации.

 Выразительное чтение, интонация. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение импровизировать. Умение инсценировать диалог

практическая работа; устный опрос;

консультации;

самостоятельная работа;

Драматические импровизации. Инсценировки.

  Устные сочинения монологов, диалогов на заданную тему.
Составление сценария мультфильма.

Ведение личного дневника.

  1. 2

2

Слово.

18

Повторение изученного в 1 – 3 классах.

Лексическое значение слова. Многозначные слова и омонимы. Каламбуры. Умение определять значение многозначного слова и омонимов с помощью толкового словаря;  отличать  многозначные слова от омонимов.

 Прямое и переносное значение слова. Тропы. Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет – сравнительная характеристика. Крылатые слова и выражения. Пословицы , поговорки, афоризмы.

Иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.

Умение выделять в тексте стилистически окрашенные слова; определять стили речи с учетом лексических особенностей текста.

Лингвистические словари. Умение пользоваться толковым словарем.

Речевой этикет: формы обращения.

самостоятельная работа;

практическая работа; фронтальный опрос;

практическая работа;

Решение ребусов, кроссвордов. Их составление.  Исследование пословиц, поговорок, афоризмов. Экскурсии на родину слов-иностранцев. Игры «Определи стиль речи»

  Путешествия «По страницам словарей»

Конкурс на лучшее название конфет

3

 Предложение и словосочетание.

в течении всего курса

Предложение. Простое и сложное предложение. Предложение со сравнительным оборотом.

Умение редактировать простое и сложное предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употребленные слова, распространять предложение…

Умение составлять простое сложносочиненное и сложноподчиненное предложение с определительной, изъяснительной, причинно – следственной, сравнительной связью. Умение интонационно правильно читать предложения разных типов.

самостоятельная работа; практическая работа; фронтальный опрос

Отгадывание загадок. Нарисуй  и опиши свои сравнения. Составление различных видов словосочетаний, предложений, заданной темы. Чтение стихов с различным интонированием.

4

Текст.

36

Текст. Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова и ключевые предложения. План. Виды плана (вопросный, цитатный, картинный, мимический).

Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой), художественный. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.

Типы текста: повествование, описание, рассуждение, оценка действительности. Соотношение типа текста и  стиля речи. Умение составлять художественное описание природы с элементами оценки действительности, описание животного в научно – публицистическом стиле, художественное повествование с элементами описания.

Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Лексические, тематические, грамматические и интонационные средства связи. Умение определять средства связи предложений в тексте. Временная соотнесенность глаголов. Использование глагольного времени в переносном значении. Умение конструировать текст по заданной временной схеме, проводить лексическое и грамматическое редактирование. Умение преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот.

Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Умение определять элементы  композиции в данном тексте, составлять текст заданной композиционной структуры. Умение восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.


практическая работа; устный опрос;

консультации;

самостоятельная раблта

Конкурс на лучшее заглавие текста. Выразительное чтение текстов. Волшебные превращения. Сочинение по пословице. Самостоятельное составление кратких рассказов в различных стилях.

Сочинение -пейзажная зарисовка. Составление конспекта. Деловая игра «Вёрстка газеты».

Лингвистический турнир.

Резерв.

2

ИТОГО

68


                                              3. Календарно-тематическое планирование  

№ п/п

Тема занятия

Примерные сроки изучения

Фактическая дата проведения

Примечание

1-2

Омонимы, омофоны, омоформы, Каламбуры.

05-09.09.2016

3-4

Фразеологизмы

12-16.09.2016

5-6

Фразеологизмы

19-23.09.2016

7-8

Диалектизмы.

26-30.09.2016

9-10

Сравнение, эпитеты, олицетворение.

03-07.10.2016

11-12

Метафора.

10-14.10.2016

13-14

Пословицы и поговорки. Афоризмы.

17-21.10.2016

15-16

Сочинение по пословице.

24-28.10.2016

17-18

Анализ сочинений по пословицам.

31.10.2016-

04.11.2016

19-20

Художественный стиль. Общее понятие.

14-18.11.2016

21-22

Сочинение – пейзажная зарисовка.

21-25.11.2016

23-24

Рифма.

28.11.2016-02.12.2016

25-26

Диалог и монолог.

05-09.12.2016

27-28

Драматические импровизации.

12-16.12.2016

29-30

Драматические импровизации.

19-23.12.2016

31-32

Композиция текста. Основные элементы композиции.

26-28.12.2016

33-34

Композиция. Работа с деформированным текстом.

16-20.01.2017

35-36

Творческая работа.

23-27.01.2017

37-38

Сочинение – миниатюра в художественном стиле.

30.01.2017-03.02.2017

39-40

Творческая работа.

06-10.02.2017

41-42

Публицистический стиль.

13-17.02.2017

43-44

Газетно – публицистический стиль.

20-24.02.2017

45-46

Деловая игра «Вёрстка газеты».

27.02.2017-3.03.2017

47-48

Официально – деловой стиль.

06-10.03.2017

49-50

Тезисы. Конспект.

13-17.03.2017

51-52

Аннотация.

20-24.03.2017

53-54

Я пишу письмо.

03-07.04.2017

55-56

Личный дневник.

10-14.04.2017

57-58

Сочинение «Мои любимые стихи».

17-21.04.2017

59-60

Сочини сценарий для мультфильма.

24-28.04.2017

61-62

Конкурс на лучшее название конфет.

02-05.05.2017

63-64,

65-66

 Подготовка к конкурсу.

Лингвистический турнир.

10-12.05.2017

15-19.05.2017

67-68

Резерв

22-26.05.2017


4. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения

образовательного процесса

Учебно-методическое обеспечение:

Класс

Учебно-методическое обеспечение (учебно-методическая литература, учебно-наглядные пособия, средства контроля)

4

Соколова, Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь»: Рабочие тетради для детей 9-10 лет: В двух частях.- М.: Издательство РОСТ.-2011г-56с.

Соколова, Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь»: Методическое пособие, 4класс.- М.: Издательство РОСТ.-2011г-56с.

Вишневская, Е.Е., Краснопёрова, Л. Л. Развитие речи. – М.: Просвещение, 1989.

Иванова, В.А., Потиха, З.А., Розенталь, Д.Э. Занимательно о русском языке. – Л.: просвещение, 1990.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

  • Цветные карандаши и ручки, простой карандаш, линейка.
  • Классная доска с магнитами.
  • Компьютер.
  • Презентационное оборудование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Край родной, познакомимся с тобой"

данная работа содержит программу, кружка внеурочной деятельности "Край родной, познакомимся с тобой", указаны задачи, цели и ожидаемый результат...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Секреты орфографии" для 2 класса, из расчёта 2 часа в неделю

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Секреты орфографии" для 2 класса, из расчёта 2 часа в неделю. Данная программа поможет учителю строить дополнительную работу по русскому языку. Детям буде...

программа по внеурочной деятельности "Секреты орфографии" 2 класс

внеурочная деятельность 2 класс "Секреты орфографии"...

Программа по внеурочной деятельности "Секреты орфографии" 3 класс

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных инт...

рабочая программа по внеурочной деятельности « Секреты русского языка» для 1 класса

рабочая программа по внеурочной деятельности « Секреты русского языка» для 1  класса...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Секреты русского языка"

 Актуальность программы внеурочной деятельности определяется запросом со стороны учащихся школы и опирается на анализ работы учителей начальных классов. В школу поступают младшие школьники...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Секреты родного языка»

Рабочая программа внеурочной деятельности учебного курса «Секреты родного языка» для 2 класса составлена на основе программы Федеральных государственных образовательных стандартов второго ...