программа по внеурочной деятельности СЕКРЕТЫ РОДНОГО ЯЗЫКА 4кл
рабочая программа (4 класс) на тему
программа по внеурочной деятельности СЕКРЕТЫ РОДНОГО ЯЗЫКА 4кл с указанием всех формируемых УУД
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Рамонский лицей» имени Е.М. Ольденбургской
Рамонского муниципального района
Воронежской области
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
На заседании МО Руководитель Приказ №____ от
Протокол №___ от методического совета «___»________2016 г «__» _________2016г «___»____________2016г
Руководитель _________И.В. Кувшинкина
___________И.А. Радченко
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«СЕКРЕТЫ РОДНОГО ЯЗЫКА»
4 б класс, возраст обучающихся 10 лет
2016-2017 учебный год
Разработчик программы:
Тарарыкова Татьяна Вячеславовна
учитель начальных классов, первая квалификационная категория
р.п. Рамонь
2016г
1.Пояснительная записка
Рабочая программа предназначена для 4 класса
Количество недельных часов -2.
Количество часов в год-68
Программа по внеурочной деятельности «Тайны русского языка» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования на основе авторской программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной), с использованием методического пособия Т.Н. Соколовой «Школа развития речи» ( Москва: РОСТ книга )
Организация процесса обучения регламентирована следующими нормативными документами:
- Конституция Российской Федерации (ст. 43, 44).
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
- Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:
- от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- от 26.11.2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373;
- от 31.03.14 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (в редакции приказов Минобрнауки России от 08.06.2015г. № 576, от 26.01.2016г. № 38);
- от 09.06.2016г. № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации:
- от 29.12.2010г. №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- от 24.11.2015г. № 81 «О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»;
- Письмо Министерства образования Российской Федерации от 20.04.2001 г. № 408/13-13
«О рекомендациях по организации обучения первоклассников в адаптационный период»;
- Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования от
25.05. 2015г. №08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в общеобразовательных организациях»;
- Примерная основная образовательная и примерные программа начального общего
образования, программы отдельных учебных предметов;
- Устав МКОУ «Рамонский лицей» им. Е.М. Ольденбургской;
- Основная образовательная программа начального общего образования МКОУ «Рамонский лицей» им. Е.М. Ольденбургской.
Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой.
Обучающиеся овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.
Целью занятий, проводимых по данной программе, является повышение уровня языкового развития, формирование коммуникативной компетенции младших школьников в основных видах речевой деятельности: произношении, говорении, чтении и письме, а также начальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства, о языке как основе национального самосознания.
В курсе реализуются следующие задачи:
- обеспечение правильного усвоения учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;
- создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;
- формирование речевых интересов и потребностей младших школьников;
- воспитание познавательного интереса к родному языку;
- решение проблемы интеллектуального развития младших школьников;
- способствование более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке;
- содействие развитию речи детей.
Срок реализации: один год.
Режим занятий: два раза в неделю по 40 минут.
Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения заданий определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении заданий любой трудности.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения упражнений. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью,
В курсе используются задания разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задания, которые они могут решать успешно).
Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых заданий.
Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:
Личностные результаты –общие представления о мире, осознание языка, как основного средства общения между людьми.
Метапредметные результаты – развитие умения взаимодействовать с окружающими при выполнении разных ролей речевых потребностей и возможностей младшего школьника, развитие коммуникативных способностей, умение выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи, расширение общего лингвистического кругозора, развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младших школьников
Предметные результаты – овладение начальными представлениями о нормах русского языка (фонетических, лексических), умение находить и сравнивать такие языковые единицы, как звук, буква, слово, предложение.
В коммуникативной сфере:
Речевая компетенция – говорение (вести элементарный этикетный диалог в типичных ситуациях общения;
Языковая компетенция – фонетическое произношение и различение на слух всех звуков русского языка, соблюдение правильного ударения в словах, фразах; применение основных правил графического изображения букв, слов, предложений; употребление в речи синонимов, антонимов, многозначных слов, расширение запаса активного словаря младшего школьника.
Социокультурная осведомлённость – элементарные знания из истории русского языка, некоторых литературных персонажей детских произведений, стихов, песен.
В познавательной сфере:
-умение сравнивать языковые явления родного языка на уровне отдельных букв, звуков, слов, предложений;
-умение действовать по образцу при выполнении упражнений, использование знаково-символических средств;
-умение осуществлять самонаблюдение и самооценку доступных для младших школьников пределах.
В ценностно-ориентационной сфере.
-представление о русском языке, как средстве выражения мыслей, чувств, эмоций;
-приобщение к культурным ценностям через загадки, пословицы, сказки, литературные произведения;
-развитие чувства прекрасного;
-умение следовать плану в своём учебном труде.
Способы определения результативности: блиц-опрос, выставки, презентации, защита мини-проекты, коллективный практикум, публичные выступления. Участие в олимпиадах, творческих конкурсах, предметных неделях.
2. Содержание учебного курса
№ п/п | Название темы | Количество часов | Основное содержание темы, термины и понятия. | Формы организации учебных занятий | Основные виды учебной деятельности |
1 | Речь. Техника и выразительность речи. | 12 | Речь. Культура речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство, выразительность. Умение совершенствовать (исправлять, редактировать) свою речь, работать над наиболее распространенными грамматическими и речевыми ошибками. Монолог и диалог как разновидность речи. Умение составлять текст – монолог и текст – диалог, правильно их оформлять на письме. Драматические импровизации. Выразительное чтение, интонация. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение импровизировать. Умение инсценировать диалог | практическая работа; устный опрос; консультации; самостоятельная работа; | Драматические импровизации. Инсценировки. Устные сочинения монологов, диалогов на заданную тему. Ведение личного дневника. |
2 | Слово. | 18 | Повторение изученного в 1 – 3 классах. Лексическое значение слова. Многозначные слова и омонимы. Каламбуры. Умение определять значение многозначного слова и омонимов с помощью толкового словаря; отличать многозначные слова от омонимов. Прямое и переносное значение слова. Тропы. Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет – сравнительная характеристика. Крылатые слова и выражения. Пословицы , поговорки, афоризмы. Иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы. Умение выделять в тексте стилистически окрашенные слова; определять стили речи с учетом лексических особенностей текста. Лингвистические словари. Умение пользоваться толковым словарем. Речевой этикет: формы обращения. | самостоятельная работа; практическая работа; фронтальный опрос; практическая работа; | Решение ребусов, кроссвордов. Их составление. Исследование пословиц, поговорок, афоризмов. Экскурсии на родину слов-иностранцев. Игры «Определи стиль речи» Путешествия «По страницам словарей» Конкурс на лучшее название конфет |
3 | Предложение и словосочетание. | в течении всего курса | Предложение. Простое и сложное предложение. Предложение со сравнительным оборотом. Умение редактировать простое и сложное предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употребленные слова, распространять предложение… Умение составлять простое сложносочиненное и сложноподчиненное предложение с определительной, изъяснительной, причинно – следственной, сравнительной связью. Умение интонационно правильно читать предложения разных типов. | самостоятельная работа; практическая работа; фронтальный опрос | Отгадывание загадок. Нарисуй и опиши свои сравнения. Составление различных видов словосочетаний, предложений, заданной темы. Чтение стихов с различным интонированием. |
4 | Текст. | 36 | Текст. Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова и ключевые предложения. План. Виды плана (вопросный, цитатный, картинный, мимический). Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой), художественный. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле. Типы текста: повествование, описание, рассуждение, оценка действительности. Соотношение типа текста и стиля речи. Умение составлять художественное описание природы с элементами оценки действительности, описание животного в научно – публицистическом стиле, художественное повествование с элементами описания. Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Лексические, тематические, грамматические и интонационные средства связи. Умение определять средства связи предложений в тексте. Временная соотнесенность глаголов. Использование глагольного времени в переносном значении. Умение конструировать текст по заданной временной схеме, проводить лексическое и грамматическое редактирование. Умение преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот. Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Умение определять элементы композиции в данном тексте, составлять текст заданной композиционной структуры. Умение восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи. | практическая работа; устный опрос; консультации; самостоятельная раблта | Конкурс на лучшее заглавие текста. Выразительное чтение текстов. Волшебные превращения. Сочинение по пословице. Самостоятельное составление кратких рассказов в различных стилях. Сочинение -пейзажная зарисовка. Составление конспекта. Деловая игра «Вёрстка газеты». Лингвистический турнир. |
Резерв. | 2 | ||||
ИТОГО | 68 |
3. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Примерные сроки изучения | Фактическая дата проведения | Примечание |
1-2 | Омонимы, омофоны, омоформы, Каламбуры. | 05-09.09.2016 | ||
3-4 | Фразеологизмы | 12-16.09.2016 | ||
5-6 | Фразеологизмы | 19-23.09.2016 | ||
7-8 | Диалектизмы. | 26-30.09.2016 | ||
9-10 | Сравнение, эпитеты, олицетворение. | 03-07.10.2016 | ||
11-12 | Метафора. | 10-14.10.2016 | ||
13-14 | Пословицы и поговорки. Афоризмы. | 17-21.10.2016 | ||
15-16 | Сочинение по пословице. | 24-28.10.2016 | ||
17-18 | Анализ сочинений по пословицам. | 31.10.2016- 04.11.2016 | ||
19-20 | Художественный стиль. Общее понятие. | 14-18.11.2016 | ||
21-22 | Сочинение – пейзажная зарисовка. | 21-25.11.2016 | ||
23-24 | Рифма. | 28.11.2016-02.12.2016 | ||
25-26 | Диалог и монолог. | 05-09.12.2016 | ||
27-28 | Драматические импровизации. | 12-16.12.2016 | ||
29-30 | Драматические импровизации. | 19-23.12.2016 | ||
31-32 | Композиция текста. Основные элементы композиции. | 26-28.12.2016 | ||
33-34 | Композиция. Работа с деформированным текстом. | 16-20.01.2017 | ||
35-36 | Творческая работа. | 23-27.01.2017 | ||
37-38 | Сочинение – миниатюра в художественном стиле. | 30.01.2017-03.02.2017 | ||
39-40 | Творческая работа. | 06-10.02.2017 | ||
41-42 | Публицистический стиль. | 13-17.02.2017 | ||
43-44 | Газетно – публицистический стиль. | 20-24.02.2017 | ||
45-46 | Деловая игра «Вёрстка газеты». | 27.02.2017-3.03.2017 | ||
47-48 | Официально – деловой стиль. | 06-10.03.2017 | ||
49-50 | Тезисы. Конспект. | 13-17.03.2017 | ||
51-52 | Аннотация. | 20-24.03.2017 | ||
53-54 | Я пишу письмо. | 03-07.04.2017 | ||
55-56 | Личный дневник. | 10-14.04.2017 | ||
57-58 | Сочинение «Мои любимые стихи». | 17-21.04.2017 | ||
59-60 | Сочини сценарий для мультфильма. | 24-28.04.2017 | ||
61-62 | Конкурс на лучшее название конфет. | 02-05.05.2017 | ||
63-64, 65-66 | Подготовка к конкурсу. Лингвистический турнир. | 10-12.05.2017 15-19.05.2017 | ||
67-68 | Резерв | 22-26.05.2017 |
4. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
образовательного процесса
Учебно-методическое обеспечение:
Класс | Учебно-методическое обеспечение (учебно-методическая литература, учебно-наглядные пособия, средства контроля) |
4 | Соколова, Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь»: Рабочие тетради для детей 9-10 лет: В двух частях.- М.: Издательство РОСТ.-2011г-56с. Соколова, Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь»: Методическое пособие, 4класс.- М.: Издательство РОСТ.-2011г-56с. Вишневская, Е.Е., Краснопёрова, Л. Л. Развитие речи. – М.: Просвещение, 1989. Иванова, В.А., Потиха, З.А., Розенталь, Д.Э. Занимательно о русском языке. – Л.: просвещение, 1990. |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
- Цветные карандаши и ручки, простой карандаш, линейка.
- Классная доска с магнитами.
- Компьютер.
- Презентационное оборудование.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Край родной, познакомимся с тобой"
данная работа содержит программу, кружка внеурочной деятельности "Край родной, познакомимся с тобой", указаны задачи, цели и ожидаемый результат...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Секреты орфографии" для 2 класса, из расчёта 2 часа в неделю
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Секреты орфографии" для 2 класса, из расчёта 2 часа в неделю. Данная программа поможет учителю строить дополнительную работу по русскому языку. Детям буде...
программа по внеурочной деятельности "Секреты орфографии" 2 класс
внеурочная деятельность 2 класс "Секреты орфографии"...
Программа по внеурочной деятельности "Секреты орфографии" 3 класс
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных инт...
рабочая программа по внеурочной деятельности « Секреты русского языка» для 1 класса
рабочая программа по внеурочной деятельности « Секреты русского языка» для 1 класса...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Секреты русского языка"
Актуальность программы внеурочной деятельности определяется запросом со стороны учащихся школы и опирается на анализ работы учителей начальных классов. В школу поступают младшие школьники...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Секреты родного языка»
Рабочая программа внеурочной деятельности учебного курса «Секреты родного языка» для 2 класса составлена на основе программы Федеральных государственных образовательных стандартов второго ...