Делинквентное поведение детей и подростков с нарушениями интеллекта
статья

Ковалёва Светлана Викторовна

В статье говорится о делинквентном поведении.  Рассматриваются некоторые характерные проблемы у детей и подростков с нарушением интеллекта. Описывается коррекционная работа наиболее распространённого проблемного поведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ «Курганская специальная (коррекционная)  школа № 8»

Статья:

«Делинквентное поведение детей и подростков

с нарушениями интеллекта»

Ковалёва Светлана Викторовна,

учитель высшей квалификационной категории

2025 год

Делинквентное поведение — это поведение, при котором нарушаются нормы права, но в силу недостижения ребёнком или подростком возраста уголовной ответственности или незначительности правонарушения, за ним не следует уголовное наказание.

Делинквентное поведение может включать в себя:

  • побеги из дома и бродяжничество (дромомания);
  • воровство,
  • вандализм,
  • поджоги,
  • кражи со взломом,
  • вымогательство,
  • нанесение татуировок,
  • грабежи,
  • мелкое хулиганство,
  • нападения и жестокие действия по отношению к людям или животным, издевательства над более младшими и слабыми,
  • шантаж,
  • принуждение к действиям,
  • аутоагрессивное поведение,
  • курение и токсикомания,
  • злоупотребление спиртными напитками,
  • жёсткие угрозы и другие нарушения нормы права и др..

Проблема делинквентного поведения у детей и подростков с нарушением интеллекта является еще более актуальной. Они испытывают серьёзные трудности в социальной адаптации и интеграции в общество. Их характеризует высокий уровень агрессивности, эмоциональная холодность, тревожность и враждебность по отношению ко взрослому, неспособность конструктивного выхода из конфликта.

Делинквентное поведение, характерное для подростков с нарушениями интеллекта:

  • прогулы уроков, уклонение от труда; 
  • побеги из дома и бродяжничество (дромомания);
  • общение с асоциальной компанией сверстников; 
  • аутоагрессивное поведение,
  • мелкое воровство, хулиганство, драки; 
  • злоупотребление спиртными напитками;
  • нанесение татуировок;
  • кражи, вымогательство, мошенничество и аморальное поведение. 

Рассмотрим 4 проблемы из вышеупомянутого списка:

  1. Побеги детей и подростков из дома и бродяжничество (дромомания).

Дромомания (бродяжничество) - импульсивное влечение к перемене мест.

Под дромоманией принято понимать влечение к побегам из дома, скитанию и перемене мест, наблюдается у детей и подростков с выраженной эмоционально-волевой неустойчивостью, при различных психических заболеваниях.

Дети до 7 лет, как правило, не уходят из дома. Впервые это проявляется с 7 до 9 лет, но редко.

Причины:

  • Педагогическая некомпетентность родителей;
  • Стремление некоторых детей к повышенной коммуникабельности.

Чаще  всего побеги из дома совершают подростки 10-13 лет.

Причины:

  • Отсутствие должной заботы о них родителей;
  • Частые нарекания и брань в их адрес в семье;
  • Наказание по пустякам.

Побудителями к бегству и бродяжничеству является:

  • Принадлежность к социально неблагополучной семьей;
  • Стыд за родителей (например: алкоголики, ведут себя недостойно с окружающими людьми);
  • Незнание родителями трудностей их детей в образовательной организации (отставание в учёбе, неуверенность в себе, пренебрежение товарищей - ребёнок непопулярен из-за своих качеств или неумения общаться, буллинг - одноклассники игнорируют, демонстративно не здороваются и отказываются сидеть рядом за партой и др.);
  • Негативное влияние товарищей (одного или группы - предложение товарища пойти куда-либо, заняться чем-то увлекательным с их точки зрения и т.п..) - воспринимается подростком как непререкаемый авторитет, относится к мнению группы (товарища) некритично и полностью подчиняется ей (ему);
  • Излишний контроль и авторитарный стиль поведения родителей;
  • Тяга к путешествиям;
  • Случайно услышанное сообщение о каком-либо происшествии, случившемся неподалеку, телевизионная передача или художественный фильм определенного содержания и т.п..

Дольше всего в побеге остаются отстающие в учёбе подростки. Девочки-подростки убегают из дома реже, чем мальчики.

Если у подростков в компаниях, к которым они присоединились, нет покровителя, то им там живется очень плохо, трудно. Из-за этого они чаще всего сами возвращаются домой.

Побеги связаны с отрицательными эмоциональными реакциями на неблагоприятную для них обстановку. Следует помочь детям не поддаваться возникающим чувствам, а искать путь согласия с окружающими.

        Коррекция побегов и дромомании:

  • Дать почувствовать, что подросток не одинок, что его любят и одобряют, что его готовы слушать и слышать, защитить.
  • Стараться наряду с этим приобрести союзников в лице учителей, одноклассников.
  • Помочь не поддаваться возникающим чувствам.
  • Искать пути согласия с окружающими.
  • Сделать привлекательным пребывание в образовательной организации, дома.

  1. Злоупотребление спиртными напитками.

Алкоголь тормозит работу нервной и пищеварительной систем, разрушает печень, становится причиной нарушений в органах половой системы. Ну и, конечно же, самые страшные последствия употребления алкоголя подростками с нарушением интеллекта относятся к изменениям личности – повышенная возбудимость, вербальная и физическая агрессия, суицидальное поведение.

До 13 лет такое явление происходит в связи с подражанием взрослым, когда родители разрешают детям в праздники попробовать некрепкого вина. Подростки могут прийти к употреблению спиртных напитков и по собственному желанию.

Причины:

  • Любопытство: какое влияние окажет на меня алкоголь?
  • Вхождение в молодёжную (или даже криминальную)  группу, цель деятельности которых является добывание и совместное распитие спиртных напитков; алкоголь основа всех развлечений и необходимое условие проведения досуга; алкоголь – средство приобщения к притягательному миру взрослых (я – мужчина).

Коррекция детского и подросткового алкоголизма:

  • Систематический контроль за поведением ребёнка и разъяснение вреда алкоголя для организма, особенно детского;
  • Профилактика алкоголизма на уровне семьи: создание здорового образа жизни, отказ от злоупотребления алкоголем в семье, рациональное питание, соблюдение режима дня и сна, антиалкогольное воспитание в семье и т.п.;
  • Вовлечение подростка в деятельность здорового коллектива сверстников, где они будут духовно развиваться и самоутверждаться;
  • Раскрыть подлинно ценные качества современного мужчины и вызвать желание следовать им, формируя свой характер и развивая способности, самоутверждаясь в полезном деле;
  • Во всех случаях злоупотребления спиртным надо вести настойчивую и продолжительную работу по восстановлению у них подлинных нравственных установок и ценностей.

Пьянство девочек-подростков свидетельствует о значительной деформации личности.

  1. Аутоагрессивное поведение.

Аутоагрессивное поведение — это сознательная или бессознательная деструктивная деятельность, направленная человеком непосредственно против самого себя. 

Проявления аутоагрессии могут быть разнообразными:

  • нанесение физических страданий самому себе (повреждений, расчёсываний, ожогов, проколов); 
  • отказ от употребления пищи; 
  • причинение эмоциональных страданий (изнуряющие отношения, отказ от необходимых контактов или получения удовольствия); 
  • самоуничтожение (склонность к суициду, алкоголизм, наркомания, табакокурение); 
  • самоповреждение: поверхностные повреждения в безопасных местах. У девушек самоповреждения редки.
  • деятельность с выраженным риском для жизни (экстремальные виды спорта). 

Причины аутоагрессии:

  • внешние: деструктивное воспитание, физическое и психологическое насилие, завышенные требования в детстве, критика, запрет на выражение эмоций; черезвычайные отрицательные жизненные обстоятельства; ссоры, обиды, бровада; самозащита от грубых воздействий окружающих; отсутствие близких людей;
  • внутренние: эмоциональная неустойчивость личности, неуравновешенная психика, нелюдимые личности. 

Аутоагрессия совершается в состоянии аффекта, т.е. сильного и кратковременного эмоционального взрыва.

Крайней формой аутоагрессивного поведения являются суицидальные мысли и наклонности. 

При наличии симптомов аутоагрессии рекомендуется обратиться к специалисту.

  1. Нанесение татуировок.

Татуировки наносят школьники в возрасте от 11 до 13 лет. Это чаще всего лица, стремящиеся в лидеры, но недостаточно интеллектуально развиты, трудно утверждающиеся в группе сверстников-подростков. Наносят татуировки на кисти рук, предплечья (якорь, крылья, первая буква имени, цифра, крест и т.д.).

        Причины:

  • желание выделиться среди товарищей;
  • показать свою самостоятельность;
  • подражание взрослым;
  • ложный романтизм.

Коррекция:

  • разъяснение, что это может быть опасно для жизни;
  • уговоры не делать наколки, т.к. это мода, а она изменчива и непостоянна.

При любом появлении признаков делинквентного поведения важно обратиться к психиатру. 

Список литературы:

  1. Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков. СПб.: Речь, 2003. – 391 с.
  2. Сирота Н. А., Ялтонский В. М. и др. Профилактика наркомании и алкоголизма у подростков. От теории к практике. – М.: АСТ, 2001. – 276 с.
  3. Специальная педагогика./ Под ред. Н. М. Назаровой. – М.:AKADEMA, 2002. – 519 с.
  4. Фалькович Т. А., Толстоухова Н. С., Высоцкая Н. В. Подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях. – М.:ВАКО, 2007. – 256 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад. Тема: «Коррекционно - развивающие упражнения для детей с тяжелыми нарушениями интеллекта на уроках ЛФК».

С первых дней моей деятельности я столкнулась с трудностями в работе с данной категорией детей. В настоящее время очень мало разработанных пособий и методических рекомендаций, помогающих учителю осуще...

Адаптированная рабочая программа 1 класс для детей с ОВЗ (нарушением интеллекта)

Представлены  адаптированные  рабочие  программы (пояснительная  записка и календарно-тематическое  планирование)  по  русскому  языку,  математике, ...

Конспект занятия по развитию мелкой моторики рук и ног «Играем нашими пальчиками» для детей с тяжелым нарушением интеллекта.

занятие для обучающихся с тяжелым нарушением интеллекта 3-й год обучения. Занятие представлено в форме путешествия, где дети знакомятся с разными пальчиковыми играми, играми для самомассажа....

Статья на тему «Организация образовательной среды для детей с глубокими нарушениями интеллекта»

современные требования общества к развитию личности детей, имеющих глубокие нарушения интеллекта, диктуют необходимость оказания комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодолени...

Выявление и изучение форм агрессивного поведения детей подросткового возраста с нарушением интеллекта

Эксперимент по выявлению и изучению форм агрессивного поведения детей подросткового возраста с нарушением интеллекта (коррекционная школа VIII вида)...

Особенности детей с тяжелыми нарушениями интеллекта.

Особенности детей с тяжелыми нарушениями интеллекта....