Делинквентное поведение детей и подростков с нарушениями интеллекта
статья
В статье говорится о делинквентном поведении. Рассматриваются некоторые характерные проблемы у детей и подростков с нарушением интеллекта. Описывается коррекционная работа наиболее распространённого проблемного поведения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГБОУ «Курганская специальная (коррекционная) школа № 8»
Статья:
«Делинквентное поведение детей и подростков
с нарушениями интеллекта»
Ковалёва Светлана Викторовна,
учитель высшей квалификационной категории
2025 год
Делинквентное поведение — это поведение, при котором нарушаются нормы права, но в силу недостижения ребёнком или подростком возраста уголовной ответственности или незначительности правонарушения, за ним не следует уголовное наказание.
Делинквентное поведение может включать в себя:
- побеги из дома и бродяжничество (дромомания);
- воровство,
- вандализм,
- поджоги,
- кражи со взломом,
- вымогательство,
- нанесение татуировок,
- грабежи,
- мелкое хулиганство,
- нападения и жестокие действия по отношению к людям или животным, издевательства над более младшими и слабыми,
- шантаж,
- принуждение к действиям,
- аутоагрессивное поведение,
- курение и токсикомания,
- злоупотребление спиртными напитками,
- жёсткие угрозы и другие нарушения нормы права и др..
Проблема делинквентного поведения у детей и подростков с нарушением интеллекта является еще более актуальной. Они испытывают серьёзные трудности в социальной адаптации и интеграции в общество. Их характеризует высокий уровень агрессивности, эмоциональная холодность, тревожность и враждебность по отношению ко взрослому, неспособность конструктивного выхода из конфликта.
Делинквентное поведение, характерное для подростков с нарушениями интеллекта:
- прогулы уроков, уклонение от труда;
- побеги из дома и бродяжничество (дромомания);
- общение с асоциальной компанией сверстников;
- аутоагрессивное поведение,
- мелкое воровство, хулиганство, драки;
- злоупотребление спиртными напитками;
- нанесение татуировок;
- кражи, вымогательство, мошенничество и аморальное поведение.
Рассмотрим 4 проблемы из вышеупомянутого списка:
- Побеги детей и подростков из дома и бродяжничество (дромомания).
Дромомания (бродяжничество) - импульсивное влечение к перемене мест.
Под дромоманией принято понимать влечение к побегам из дома, скитанию и перемене мест, наблюдается у детей и подростков с выраженной эмоционально-волевой неустойчивостью, при различных психических заболеваниях.
Дети до 7 лет, как правило, не уходят из дома. Впервые это проявляется с 7 до 9 лет, но редко.
Причины:
- Педагогическая некомпетентность родителей;
- Стремление некоторых детей к повышенной коммуникабельности.
Чаще всего побеги из дома совершают подростки 10-13 лет.
Причины:
- Отсутствие должной заботы о них родителей;
- Частые нарекания и брань в их адрес в семье;
- Наказание по пустякам.
Побудителями к бегству и бродяжничеству является:
- Принадлежность к социально неблагополучной семьей;
- Стыд за родителей (например: алкоголики, ведут себя недостойно с окружающими людьми);
- Незнание родителями трудностей их детей в образовательной организации (отставание в учёбе, неуверенность в себе, пренебрежение товарищей - ребёнок непопулярен из-за своих качеств или неумения общаться, буллинг - одноклассники игнорируют, демонстративно не здороваются и отказываются сидеть рядом за партой и др.);
- Негативное влияние товарищей (одного или группы - предложение товарища пойти куда-либо, заняться чем-то увлекательным с их точки зрения и т.п..) - воспринимается подростком как непререкаемый авторитет, относится к мнению группы (товарища) некритично и полностью подчиняется ей (ему);
- Излишний контроль и авторитарный стиль поведения родителей;
- Тяга к путешествиям;
- Случайно услышанное сообщение о каком-либо происшествии, случившемся неподалеку, телевизионная передача или художественный фильм определенного содержания и т.п..
Дольше всего в побеге остаются отстающие в учёбе подростки. Девочки-подростки убегают из дома реже, чем мальчики.
Если у подростков в компаниях, к которым они присоединились, нет покровителя, то им там живется очень плохо, трудно. Из-за этого они чаще всего сами возвращаются домой.
Побеги связаны с отрицательными эмоциональными реакциями на неблагоприятную для них обстановку. Следует помочь детям не поддаваться возникающим чувствам, а искать путь согласия с окружающими.
Коррекция побегов и дромомании:
- Дать почувствовать, что подросток не одинок, что его любят и одобряют, что его готовы слушать и слышать, защитить.
- Стараться наряду с этим приобрести союзников в лице учителей, одноклассников.
- Помочь не поддаваться возникающим чувствам.
- Искать пути согласия с окружающими.
- Сделать привлекательным пребывание в образовательной организации, дома.
- Злоупотребление спиртными напитками.
Алкоголь тормозит работу нервной и пищеварительной систем, разрушает печень, становится причиной нарушений в органах половой системы. Ну и, конечно же, самые страшные последствия употребления алкоголя подростками с нарушением интеллекта относятся к изменениям личности – повышенная возбудимость, вербальная и физическая агрессия, суицидальное поведение.
До 13 лет такое явление происходит в связи с подражанием взрослым, когда родители разрешают детям в праздники попробовать некрепкого вина. Подростки могут прийти к употреблению спиртных напитков и по собственному желанию.
Причины:
- Любопытство: какое влияние окажет на меня алкоголь?
- Вхождение в молодёжную (или даже криминальную) группу, цель деятельности которых является добывание и совместное распитие спиртных напитков; алкоголь основа всех развлечений и необходимое условие проведения досуга; алкоголь – средство приобщения к притягательному миру взрослых (я – мужчина).
Коррекция детского и подросткового алкоголизма:
- Систематический контроль за поведением ребёнка и разъяснение вреда алкоголя для организма, особенно детского;
- Профилактика алкоголизма на уровне семьи: создание здорового образа жизни, отказ от злоупотребления алкоголем в семье, рациональное питание, соблюдение режима дня и сна, антиалкогольное воспитание в семье и т.п.;
- Вовлечение подростка в деятельность здорового коллектива сверстников, где они будут духовно развиваться и самоутверждаться;
- Раскрыть подлинно ценные качества современного мужчины и вызвать желание следовать им, формируя свой характер и развивая способности, самоутверждаясь в полезном деле;
- Во всех случаях злоупотребления спиртным надо вести настойчивую и продолжительную работу по восстановлению у них подлинных нравственных установок и ценностей.
Пьянство девочек-подростков свидетельствует о значительной деформации личности.
- Аутоагрессивное поведение.
Аутоагрессивное поведение — это сознательная или бессознательная деструктивная деятельность, направленная человеком непосредственно против самого себя.
Проявления аутоагрессии могут быть разнообразными:
- нанесение физических страданий самому себе (повреждений, расчёсываний, ожогов, проколов);
- отказ от употребления пищи;
- причинение эмоциональных страданий (изнуряющие отношения, отказ от необходимых контактов или получения удовольствия);
- самоуничтожение (склонность к суициду, алкоголизм, наркомания, табакокурение);
- самоповреждение: поверхностные повреждения в безопасных местах. У девушек самоповреждения редки.
- деятельность с выраженным риском для жизни (экстремальные виды спорта).
Причины аутоагрессии:
- внешние: деструктивное воспитание, физическое и психологическое насилие, завышенные требования в детстве, критика, запрет на выражение эмоций; черезвычайные отрицательные жизненные обстоятельства; ссоры, обиды, бровада; самозащита от грубых воздействий окружающих; отсутствие близких людей;
- внутренние: эмоциональная неустойчивость личности, неуравновешенная психика, нелюдимые личности.
Аутоагрессия совершается в состоянии аффекта, т.е. сильного и кратковременного эмоционального взрыва.
Крайней формой аутоагрессивного поведения являются суицидальные мысли и наклонности.
При наличии симптомов аутоагрессии рекомендуется обратиться к специалисту.
- Нанесение татуировок.
Татуировки наносят школьники в возрасте от 11 до 13 лет. Это чаще всего лица, стремящиеся в лидеры, но недостаточно интеллектуально развиты, трудно утверждающиеся в группе сверстников-подростков. Наносят татуировки на кисти рук, предплечья (якорь, крылья, первая буква имени, цифра, крест и т.д.).
Причины:
- желание выделиться среди товарищей;
- показать свою самостоятельность;
- подражание взрослым;
- ложный романтизм.
Коррекция:
- разъяснение, что это может быть опасно для жизни;
- уговоры не делать наколки, т.к. это мода, а она изменчива и непостоянна.
При любом появлении признаков делинквентного поведения важно обратиться к психиатру.
Список литературы:
- Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков. СПб.: Речь, 2003. – 391 с.
- Сирота Н. А., Ялтонский В. М. и др. Профилактика наркомании и алкоголизма у подростков. От теории к практике. – М.: АСТ, 2001. – 276 с.
- Специальная педагогика./ Под ред. Н. М. Назаровой. – М.:AKADEMA, 2002. – 519 с.
- Фалькович Т. А., Толстоухова Н. С., Высоцкая Н. В. Подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях. – М.:ВАКО, 2007. – 256 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики в 5 классе по теме «Сложение и вычитание двузначных чисел» для детей с умеренным нарушением интеллекта
Материал предназначен для детей с умеренным нарушением интеллекта...

Доклад. Тема: «Коррекционно - развивающие упражнения для детей с тяжелыми нарушениями интеллекта на уроках ЛФК».
С первых дней моей деятельности я столкнулась с трудностями в работе с данной категорией детей. В настоящее время очень мало разработанных пособий и методических рекомендаций, помогающих учителю осуще...
Адаптированная рабочая программа 1 класс для детей с ОВЗ (нарушением интеллекта)
Представлены адаптированные рабочие программы (пояснительная записка и календарно-тематическое планирование) по русскому языку, математике, ...

Конспект занятия по развитию мелкой моторики рук и ног «Играем нашими пальчиками» для детей с тяжелым нарушением интеллекта.
занятие для обучающихся с тяжелым нарушением интеллекта 3-й год обучения. Занятие представлено в форме путешествия, где дети знакомятся с разными пальчиковыми играми, играми для самомассажа....

Статья на тему «Организация образовательной среды для детей с глубокими нарушениями интеллекта»
современные требования общества к развитию личности детей, имеющих глубокие нарушения интеллекта, диктуют необходимость оказания комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодолени...

Выявление и изучение форм агрессивного поведения детей подросткового возраста с нарушением интеллекта
Эксперимент по выявлению и изучению форм агрессивного поведения детей подросткового возраста с нарушением интеллекта (коррекционная школа VIII вида)...

Особенности детей с тяжелыми нарушениями интеллекта.
Особенности детей с тяжелыми нарушениями интеллекта....