Методическая разработка внеурочного занятия по финансовой грамотности на тему "Деньги"_Саидова А.М.
методическая разработка (2 класс)

Анна Михайловна Саидова

Данная методическая разработка представлена в виде технологической карты, в которой отражены деятельность учителя и учащихся. К методической разработке прилагаются две презентации (Презентация 1 – ведущая, презентация 2 –викторина (проверка уровня усвоения знаний).

Представленный материал может использоваться педагогами 1-4 классов и послужит базой для разработки последующих тем модуля «Основы финансовой грамотности».

 

Актуальность темы:

Люди не всегда грамотно обходятся со своими финансами и доходами.

Многие даже не задумываются об их сути. Чтобы правильно управлять своим бюджетом, распределять деньги и обращаться с ними, необходимо знать о них много аспектов. Я выбрала эту тему, чтобы объяснить , что такое деньги, какова их  роль в жизни людей, какие деньги удобны в пользовании в настоящие дни и  как их надо выгодно расходовать.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка внеурочного занятия по финансовой грамотности

2 класс

Саидова Анна Михайловна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ №543 Московского района г. Санкт-Петербурга

Тема: Деньги

Цель: формирование интереса к изучению финансовой грамотности; формирование информационной, коммуникативной и учебной компетентности учащихся; сформировать культуру обращения с деньгами, подготовить к будущей самостоятельной жизни.

Задачи:

- обеспечить познавательную мотивацию учащихся при изучении темы «Деньги»;

-организация работы в группах при решении учебных исследовательских задач; инициирование учащимися сделок купли-продажи;

-выявить, что из имеющихся в обращении средств, является более необходимым.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Усвоение учащимися сведений, полученных в процессе изучения темы «Деньги».

Формирование умений работать в группе; развитие речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника;

Воспитание сдержанности, культуры взаимоотношений в процессе восприятия ответов других учащихся на вопросы учителя и в процессе беседы.

Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.

Оборудование: Интерактивная презентация к занятию, проектор, экран, ПК учителя, видеофрагмент мультипликационного фильма «Как мужик корову продавал», монеты, купюры, карандаши, ножницы, раздаточный материал.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Этап организационного момента

Приветствует детей, настраивает на урок.

Будьте, ребята, старательны,

Будьте, ребята, внимательны.

Постарайтесь всё запомнить,

На вопросы мои отвечать.

Слушают, настраиваются на урок.

Этап актуализации и мотивации

Рассказывает, что сегодня ребят ждет увлекательное занятие – урок по финансовой грамотности.

Обращает внимание на презентацию.

Рассказывает, что в ящике находится великое изобретение человечества, предмет очень простой, но в то же время загадочный, более того волшебный. Потому, что он может превращаться в любой товар. С помощью этих предметов можно осуществить много желаний.

Спрашивает: - Кто догадался, о каком предмете идет речь?

Предлагает отгадать ребус, чтобы знать точно, что же спрятано в чёрном ящике.

Поясняет: -Правильно, сегодня на уроке мы будем говорить о деньгах.

   Деньги – одно из величайших достижений человечества. На уроке вам предстоит узнать о законах денежного мира, которые необходимо знать каждому.

Рассказывает, что ребята будут работать на занятии не одни. Один из героев будет помогать им.

Кто же это, узнают, ответив на вопрос:

-Кому кот Базилио и лиса   Алиса посоветовали закопать свои деньги на Поле Чудес?

Рассказывает о форме работы.

 -Сегодня вы не зря сели по группам, вам предстоит работа в команде, но несмотря на то, что наше занятие не урок вы должны помнить о правилах поведения и технике безопасности. Уважаем мнение других, с места не выкрикиваем.

Настраивает на положительное отношение друг к другу и сплочённую работу.

-А теперь положите ладошки друг другу на руку и

повторите за мной:

Мы ребята просто класс! Всё получиться у нас!

Пусть хорошее настроение будет с нами на всем нашем занятии.

Слушают.

Рассматривают презентацию (слайд 3) с изображением чёрного ящика, как на телепередаче «Поле Чудес».

Слушают.

Предлагают различные варианты ответов.

Отгадывают ребус. (слайд 4)

Слушают. Читают тему и цель урока. (слайд 1,2)

Смотрят, читают и слушают (слайд 5)

Отвечают на вопрос. (Буратино) (слайд 6)

Слушают.

Обращают внимание к презентации (слайд 7)

Выполняют указания учителя.

Этап организации познавательной деятельности

Рассказывает, что сегодня поговорим о деньгах, выясним, что уже знаем о них, а что нам ещё нужно узнать.

-Какие деньги удобнее: бумажные банкноты или   монеты?

Не спешите с выводом.

Вы мои юные исследователи, поэтому я приглашаю вас в лабораторию, по одному участнику от каждой команды.

Для того чтобы ваши предположения подтвердить или опровергнуть, попробуем ответить на эти вопросы с помощью маленьких опытов.

Предлагает сделать вывод, исходя из данных таблицы.

-Вот вы и побывали в роли исследователей.

-Ребята, а скажите, что кроме денег ещё есть в кошельке, чем ещё можно расплачиваться?

Так как я взрослая, у меня есть банковская карта и от себя я хочу сказать, что расплачиваться банковской картой очень удобно.

Сделаем вывод, что за этим     платёжным средством будущее.

Рассуждают, предлагают ответы. (слайд 8)

Выходят к доске (к презентации).

Проводят опыты (слайд 9,10)

Рассматривают таблицу, заполненную по итогам опытов. Делают вывод. (слайд 11)

Отвечают.

Делают вывод.

Этап систематизации знаний и умений

Предлагает попробовать проконтролировать движения денежных средств.

Группа, первая и правильно выполнившая задание, заработает 1 рубль.

Для этого вам пригодятся лист бумаги и ручка. Слушайте внимательно, считайте безошибочно.

  • Внимание, письменно ответьте на вопрос.
  • Сколько денег у вас сейчас?
  • Отлично! Группа, ответившая правильно получает рублик.

Просит разбиться на пары, взять заготовку, листочек и один учащийся рисует круг на одной стороне, другой переворачивает лист и рисует треугольник.

-Ну что ж, отлично.

- А теперь я прошу Вас, взять ножницы и вырезать круг и треугольник.

Увидев замешательство, объясняет, что, конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге. Так и с деньгами: их нужно планировать заранее. В жизни вам это пригодится.

-Итак, мы знаем, что деньгами нужно уметь правильно распоряжаться. Сейчас мы проверим, как вы сможете распорядиться деньгами.

Представьте, что вы в школьном буфете. Вам необходимо купить обед. У вас 30 рублей. У каждого на столе лист с перечнем товаров и  цен на них.

Отметьте, что бы вы купили.

Подведем итог. Кто правильно распорядился своими средствами.

Разбирают ситуацию.

Ситуация. Света купила на эти деньги шоколадку, а Дима – картофельное пюре, котлету и компот.

 – Как вы думаете, кто правильнее потратил эти деньги?

- Почему?

 Я думаю, что умение правильно распределять деньги вам   пригодиться в жизни.

Предлагает посмотреть фрагмент мультипликационного фильма «Как мужик корову продавал».

- Ребята, скажите, почему у хозяина не получилось продать корову, а что сделал мальчик?

- Отлично.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Сейчас у нас физкультминутка, но необычная, я предлагаю вам стать участниками торговых отношений.

Разыграем сценку.

Предлагает карточки с заданиями.

  • Совершить не равноценный бартерный обмен.
  • Совершить равноценный бартерный обмен.
  • Продать барана по завышенной цене.

Предлагает разыграть сценку купли-продажи любого товара.

Сценка: Продавец нахваливает свой товар, покупатель хочет купить дешевле.

Покупатель узнает у продавца, всё необходимое о качестве товара.

-Ну вот мы и отдохнули, и побывали в роли актёров.

–Теперь давайте проголосуем, чья пара лучше всех справилась с заданием и приносит своей команде заветный рублик.

На выполнение задания дается 2 минуты. В ходе работы, учащиеся ищут ответ на вопрос. Работают в группах.

Слушают, считают. (Слайд 12)

Отвечают (1150 рублей)

Разбиваются на пары.

Выполняют задание учителя. Вступают в замешательство.

Слушают.

Слушают.

Работают на листах с перечнем товаров и цен. (Слайд 13)

Отмечают, чтобы купили.

Обсуждают, подводят итог, кто правильно распорядился своими средствами.

Отвечают. (Дима)

Отвечают.

Смотрят фрагмент фильма. (Слайд 14)

Отвечают на вопрос учителя.

Внимательно слушают.

Выбирают карточки с заданиями.

Разыгрывают представленную        ситуацию в виде сценки.

Голосуют.

Этап проверки уровня усвоения знаний и умений

Просит в каждой группе выбрать своего банкира.

-Сейчас мы поиграем в викторину «Деньги». За каждый верный ответ, команда получит по 1 денежной единице. Итак, начнём. 

Включает ПРЕЗЕНТАЦИЮ 2.

-Отлично ребята, давайте подсчитаем сбережения. Команда, заработавшая большее количество денег, после занятия подойдёт к моему столу и выберет понравившийся товар. Но так как деньги у нас игрушечные, то и товар такой же. Это уменьшенные копии обычных товаров.

Остальных я прошу не расстраиваться, у Вас всё еще впереди!

Выбирают банкира в каждой группе.

Отвечают на вопросы ПРЕЗЕНТАЦИИ 2.

Подсчитывают накопившиеся рубли.

Этап рефлексии

Предлагает продолжить предложения.

Я узнал …

Мне было …

Мне понравилось …

Мне не понравилось …

-А с каким настроением вы уходите с занятия?

У каждого на столе лежат два вида монет.

-Прошу украсить нашего Буратино, монеткой красного цвета, если вам занятие не принесло ничего нового и интересного, желтого цвета, если вам наше занятие понравилось и принесло пользу.

(Слайд 15). Продолжают предложения.

Украшают Буратино монетками настроения. (Слайд 16)

Этап подведения итога занятия

В зависимости от появившихся монет, подводит итог.

– Мне очень приятно было с вами работать.

Спасибо за занятие!

Взаимно благодарят.

Источники информации:

1. Гловели Г.Д. Финансовая грамотность: Материалы для учащихся (4 класс). - М.:

ВИТА-ПРЕСС, 2014

Интернет-источники:

  1. Сайт «Кладовая развлечений» http://www.fun4child.ru/1528-viktorina-pro-dengi-s-variantami-otveta.html.
  2. Сайт «WoMo» Обучение детей финансовой грамотности по возрастам 6-8 лет. Игры 1.

 http://womo.ua/obuchenie-detey-finansovoy-gramotnosti-po-vozrastam-6-8-let-igryi/

  1. Сайт «Современный учительский портал»         http://easyen.ru/load/klassnye_chasy/raznye/akcija_27_konspekt_i_prezentacija_klassnogo_chasa_na_temu_urok_finansovoj_gramotnosti/112-1-0-19269


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеурочного занятия по курсу «Компьютерная грамотность» для 4 класса по теме: «Элементы логики. Суждение: истинное и ложное»

Данная методическая разработка внеурочного занятия предназначена для учащихся 4 класса, а также для педагогов по внеурочной деятельности преподающих Информатику в начальных классах. Актуальность ...

Методическая разработка 1 занятия кружка "Финансовая грамотность. История денег" по теме "Что такое деньги?"

Данная методическая разработка проводится в форме интерактивной беседы.Цель занятия - рассмотреть выгоды обмена, объяснить неудобства бартера  и причины появления денег....

Методические разработки мероприятий (занятий) по финансовой грамотности

Методические разработки мероприятий (занятий) по финансовой грамотности...

Методическая разработка внеурочного занятия для обучающихся начального звена по формированию финансовой грамотности

laquo;Юный финансист» – это игра, которая заставляет додумывать, дорисовывать, домысливать увиденное, оживляет общение, побуждает двигаться и смеяться её участников! Благодаря таким форма...

Методические игры к внеурочному занятию по финансовой грамотности по итогам темы : " Реклама"

Методические игры  к внеурочному занятию по финансовой грамотности по итогам  темы : " Реклама"...

Внеурочное занятие по финансовой грамотности с применением ИКТ-технологий: «Игра «Финансовые ребусы». Технология формирующего оценивания

Сценарийинтерактивной игры «Финансовые ребусы»1. Цель и задачи мероприятияФорма мероприятия - Интеллектуальное соревнование нацелено на привлечение внимания школьников к необходимости повы...