"Формирование проектной деятельности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности"
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Ивашко Любовь Владимировна

Начальная школа – это фундамент, на котором строится дальнейшее образование и формирование личности ребенка. Именно в этот период закладывается интерес к познанию, развивается любознательность и формируются ключевые навыки, необходимые для успешного обучения и жизни. Одним из эффективных инструментов, позволяющих достичь этих целей, является проектная деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование  проектной деятельности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности.

Добрый день, уважаемые коллеги!  

Начать я хотела бы с цитаты:

«Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно и притупить его природные   творческие способности – «разучить» думать  самостоятельно»

Немецкий педагог А. Дистервег

                                                                         

Чтобы перейти к следующей части своего выступления , я предлагаю вам несколько заданий для активизации  мозговой деятельности.

«Перевёртыши»

(строки из пословиц и поговорок наоборот)

Задание: - нужно правильно отгадать пословицу или поговорку.

 «Уйти от новой стиральной машины».      (Остаться у разбитого корыта.)

«Лысина – мужское безобразие».      (Коса – девичья краса.)

«На полицейском валенки мокнут». (На воре шапка горит.)

«Ниже пяток не опустишься». (Выше головы не прыгнешь.)

«Уговори умного к черту послать, так и нога заживет». (Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет.)

«Безделью часы – слезам год». (Делу время – потехе час.)

- Чем полезны такие приёмы в работе?

- Такие задания заставляют думать, анализировать, сравнивать, синтезировать.

Слайд 2

«Если человек в школе не научится творить, то и в жизни   он будет только подражать и копировать».

Л.Н.Толстой.

 В настоящее время государство ставит перед школой задачу - максимально раскрыть способности каждого ученика, а задача учителя - помочь ему стать самостоятельным, творческим и уверенным в себе человеком.

Начальная школа – это фундамент, на котором строится дальнейшее образование и формирование личности ребенка. Именно в этот период закладывается интерес к познанию, развивается любознательность и формируются ключевые навыки, необходимые для успешного обучения и жизни. Одним из эффективных инструментов, позволяющих достичь этих целей, является проектная деятельность.

Слайд 3

Что такое проектная деятельность?  

Проектная деятельность в начальной школе – это форма организации учебного процесса, направленная на самостоятельное достижение обучающимися определенных целей через выполнение практических задач.

 В отличие от традиционного урока, где знания подаются в готовом виде, в проекте ребенок активно участвует в поиске информации, анализе, синтезе и представлении результатов своей работы.

Слайд 4

Преимущества проектной деятельности для младших школьников:

Проектная деятельность оказывает положительное влияние на всестороннее развитие ребенка:

•   Развитие познавательных навыков: Ученики учатся самостоятельно искать информацию, анализировать её, сравнивать, делать выводы и применять полученные знания на практике.

•   Формирование критического мышления: Проектная деятельность стимулирует задавать вопросы, сомневаться в информации, искать альтернативные решения и оценивать результаты своей работы.

•   Развитие творческих способностей: Проекты предоставляют возможность проявить фантазию, креативность и нестандартное мышление.

•   Совершенствование коммуникативных навыков: Работая в команде, дети учатся общаться друг с другом, делиться идеями, аргументировать свою точку зрения и слушать мнение других.

•   Формирование ответственности и самостоятельности: Ученики учатся планировать свою работу, распределять обязанности, соблюдать сроки и нести ответственность за результат.

•   Повышение мотивации к обучению: Когда ребенок видит, что его работа имеет практическое значение и приводит к конкретному результату, интерес к учебе возрастает.

•   Укрепление связи теории с практикой: Проекты позволяют применить полученные знания в реальной жизни, увидеть их практическую ценность и понять, как они работают.

 

Слайд 5    Виды проектов в начальной школе:

Проекты могут быть разнообразными по форме, содержанию и продолжительности:

Слайд 6

•   Исследовательские проекты: Направлены на изучение определенной темы и проведение небольшого исследования. Например, "Почему тает лед?", "

Слайд 7

•   Творческие проекты: Предполагают создание какого-либо продукта – рисунка, поделки, стихотворения, сказки. Например,   "Изготовление кормушки для птиц".

Слайд 8

•   Игровые проекты: Проводятся в форме игры, ролевого представления, викторины.  

Слайд9

•   Информационные проекты: Направлены на сбор и систематизацию информации по определенной теме. Например, "Красная книга нашего края", "Достопримечательности нашего села»".

Слайд 10

•   Практико-ориентированные проекты: Направлены на решение конкретной проблемы или создание полезного продукта. Например, "Очистка школьного двора", "Создание плаката «Берегите лес от огня».

Слайд 11-12

Этапы работы над проектом:

Проектная деятельность включает в себя несколько этапов:

1.  Выбор темы и определение цели: Важно, чтобы тема была интересна детям и соответствовала их возрасту.

2.  Планирование работы: Составление плана действий, определение необходимых ресурсов и сроков выполнения.

3.  Сбор информации: Поиск информации в книгах, интернете, общение с экспертами.

4.  Анализ и обработка информации: Отбор важной информации, систематизация и структурирование.

5.  Создание продукта: Изготовление поделки, написание текста, подготовка презентации.

6.  Презентация проекта: Представление результатов своей работы перед классом.

7.  Оценка результатов: Анализ проделанной работы, выявление ошибок и опре3деление путей их исправления.

Слайд 13        Роль учителя в проектной деятельности:

Роль учителя в проектной деятельности заключается не в том, чтобы давать готовые ответы, а в том, чтобы направлять и поддерживать учеников:

•   Помогать в выборе темы и определении цели: Учитель помогает сформулировать тему проекта так, чтобы она была интересна и доступна для понимания.

•   Оказывать консультативную помощь: Учитель помогает ученикам найти необходимые ресурсы и разобраться в сложной информации.

•   Организовывать работу в группе: Учитель помогает распределить обязанности и наладить эффективное взаимодействие между участниками проекта.

•   Оценивать результаты работы: Учитель оценивает не только конечный продукт, но и процесс работы над проектом, учитывая вклад каждого участника.

•   Создавать благоприятную атмосферу: Учитель создает атмосферу доверия и поддержки, в которой ученики не боятся высказывать свои идеи и задавать вопросы.

Формирование проектно-исследовательских  умений  и навыков провожу с учетом возрастных особенностей детей.

I Этап – 1 класс.

В первом классе работа над проектом по полной структуре невозможна, так как дети не умеют читать, писать, анализировать.

Поэтому в первом полугодии я провожу подготовительный этап, в который включается: творческие работы учащихся (рисунки), устные рассказы, в которых дети с моей помощью постепенно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное.

Во втором полугодии дети уже умеют читать, имеют первоначальные навыки письма, могут задавать вопросы и отвечать на них.  Я начинаю вовлекать  учеников в мини-исследования и мини-проекты, на уроках и внеклассных занятиях в своей работе я использую игры и задания позволяющие активизировать деятельность детей. Учащиеся узнают, откуда можно получить информацию: спросить у взрослого человека, найти в книгах, понаблюдать, найти в интернете, провести опыт и т.д.

  II Этап – 2 класс.

На втором году обучения дети уже способны собирать информацию не только из устных источников, но и пользоваться дополнительной ненаучной литературой, изготавливать некоторые детали проекта самостоятельно, но под руководством учителя. На этом этапе дети могут выбрать тему самостоятельно (по заранее предложенным проблемам),   сделать выводы о значимости проекта.  В 1-ом и 2-ом классах к работе над проектами обязательно привлекаются родители, которые, после консультации с учителем, помогают  ученикам правильно подобрать нужный материал и направить его в определённое русло.

 

III Этап – 3 и 4 класс.

В 3м классе продолжаю работу в данном направлении.

Ввожу во всех классах игровые моменты, решение нестандартных задач, заочные путешествия, сказочный, либо другой занимательный материал.

В 3-4 классах многие дети уже знают, какой предмет им интересен или учебный материал усваивается без труда, поэтому могут сами выбрать тему исследования. Я только направляю их к правильному выбору. Начинаем готовиться   к защите индивидуального исследовательского проекта  на школьном уровне в 4 классе

  В 4классе работа над проектами выходит на новый уровень, становится более аналитической. Ребята уже могут сделать анализ, выбрать главное из общего потока информации ( Интернета, энциклопедий, словарей, газет, журналов) и оформить готовый проект самостоятельно.

Поэтому, я считаю, что использование метода проекта наиболее целесообразно в 3-4 классах. В таком возрасте учащиеся более осознанно подходят к выбору темы и реализации  проекта, учитывают его практическую значимость, актуальность. Они уже умеют лучше конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, у них развито критическое и творческое мышление.

Использую при этом методы проблемного обучения и частично-поисковый.

Использование метода проектов во внеурочной работе

  Метод проектирования  использую помимо уроков и во   внеурочной  работе, так как считаю, что этот метод положительно влияет на развитие творческих способностей детей и их коммуникативных навыков.

 В начальной школе   мы ведем курс внеурочной деятельности «Тайны природы», который дает некоторые практические навыки и умения  учащихся для дальнейшей деятельности в «Точке роста».

В прошлом учебном году, используя в исследовании  цифровой микроскоп в рамках темы урока «Микромир или Невидимый мир.» провели лабораторную работу  «Демонстрация клеточного строения растения» . Рассматривали листья березы, осины, хвойные иголки сосны, ели.

Целью другого  исследования  : «Сахарный вкус» -  было выяснение гипотезы  о свойствах сахара.

На базе центра «Точка роста»  проводится обучение с применением электронных форм обучения. Работа реализуется  через цифровые образовательные платформы: «Я.Класс», «Учи.ру», «Инфоурок».

Слайд 14

В этом году наша проектно-исследовательская деятельность направлена на овладение умениями и навыками в области цветоводства. Мы пытаемся вырастить растение из семени, луковиц. Так же у нас сейчас выполняется  проект  размножения растений путем черенкования при создании разных условий.  А в апреле- месяце  у нас  в плане посев семян цветов для украшения пришкольного садового участка.  Ребята  очень увлечены творческой деятельностью, и уже сами предлагают к 1 сентября  провести конкурс цветочных клумб, которые хотят вырастить сами.

    Формируя умения и навыки учащихся проектной деятельности, я убедилась, что перед детьми младшего школьного возраста, учитывая их психологические особенности, нельзя ставить слишком сложные задачи, требовать охватить одновременно несколько направлений деятельности. Следует включать в работу различный вспомогательный дидактический материал (памятки, инструкции, шаблоны), обращаться за помощью к родителям.

Слайд 15 Наши достижения.

«Гладиолус - царь цветов», проект вышел победителем на муниципальном конкурсе проектов.

Проекты, которые получили высшие баллы (оценку 5) на защите индивидуальных проектов в 4 классе.

«Влияние шума на здоровье человека»

«Удивительные лошади»

Заключение:

Проектная деятельность – это мощный инструмент, позволяющий раскрыть потенциал маленьких исследователей, развить их познавательные, творческие и коммуникативные навыки, а также повысить мотивацию к обучению. Внедрение проектной деятельности в начальной школе способствует формированию активной, самостоятельной и творческой личности, готовой к решению сложных задач и достижению поставленных целей. Это инвестиция в будущее наших детей, которая обязательно принесет свои плоды.

Слайд 16 Спасибо за внимание

Сегодня я хочу предложить вашему вниманию индивидуальный  мини-проект «Развитие растения из семени» ученика 3 класса Мартынова Евгения.

И проект ученицы 4 класса ( в этом году уже 5 класса), который занял 1 место в муниципальном конкурсе проектов в 2024 году


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование исследовательской компетенции младшего школьника через урочную и внеурочную деятельность

Статья опубликована в сборнике  материалов научно-практической конференции "Экологическое образование: опыт, проблемы, перспективы".  Издательство Владимир, 2012....

Обобщение педагогического опыта «Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»

Одной из приоритетных задач современной школы является создание  необходимых и современных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной жизненной позиции. В соответстви...

«Проектная деятельность младших школьников в урочной и внеурочной работе в условиях реализации ФГОС»

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить пла...

Проектная и исследовательская деятельность младших школьников в урочной и внеурочной деятельности .

В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие таких качеств личности, как мышление, внимание, память и воображение.  Проектный метод в школьном образовании это дидактическое средств...

Публикация "Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности"

Участие в публикации материала,во Всероссийской научно-практической конференции....

"Проектная деятельность младших школьников в урочной и внеурочной деятельности, как средство реализации ФГОС НОО."

Вся наша жизнь - череда различных проектов. Задача учителя научить ребёнка планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты. Вашему вниманию предлагаю познакомиться,  как в начальных кл...

"Формирование проектной деятельности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности"

laquo;Если человек в школе не научится творить, то и в жизнион будет только подражать и копировать».Л.Н.Толстой...