Рабочая программа внеурочной деятельности для 3 класса "Школа развития речи"
рабочая программа (3 класс)

Юмабаева Светлана Рашитовна

Важнейшей особенностью курса «Школа развития речи» является его коммуникативная направленность, которая предполагает целенаправленное обучение школьников осуществлению всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения. В основе создания данной программы лежат принципы научности, доступности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности, преемственности и перспективности, развития, творчества, психологической комфортности, перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика. Наряду с данными принципами имеются особенности, которыми определяют содержание и формы, виды, методы проведения занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа "Школа развития речи"32.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

  Башкирский лицей №1  муниципального района Учалинский район РБ

  Рассмотрена

 на заседании

методического совета    протокол №1                                                                                

от  27.08.20 г      

Согласовано с заместителем

директора по ВР                                              

__________З.З.Юмагужина                                        

«Утверждаю» ___________

  директор МБОУ  

  Башкирский лицей №1

  О.Н.Нигматуллина

 Приказ № 232 от 28.08.2020

                                                                                                                                                                                 

                   

Рабочая программа

внеурочной деятельности

для  3д класса

на 2022 – 2023 учебный год

Программа составлена на основе

УМК  « Школа России»

учителем начальных классов

МБОУ  Башкирский лицей  №1

 С.Р.Юмабаевой


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель рабочей программы:

  повышение уровня языкового развития, формирование коммуникативной компетенции младших школьников в основных видах речевой деятельности: произношении, говорении, чтении и письме, а также начальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства, о языке как основе национального самосознания.

Задачи рабочей программы:

 обеспечение правильного усвоения учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;

 создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;

 формирование речевых интересов и потребностей младших школьников;

 воспитание познавательного интереса к родному языку;

  решение проблемы интеллектуального развития младших школьников;

  способствование более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке;

  содействие развитию речи детей.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Язык - это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом - инструментом общения, мышления - это первооснова интеллекта ребѐнка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период - одна из наиболее важных ступеней в овладении речью. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей. Наиболее слабым звеном в общей системе обучения родному языку является работа по развитию связной речи учащихся. Для реализации развития связной речи учащихся используется программа «Школа развития речи» Т.Н. Соколовой. Современное обучение развитию речи не ограничивается знакомством учащихся с системой языка и его правилами, формированием элементарных речевых умений и навыков. Данный предмет играет важную роль в становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения, формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников. Важнейшей особенностью курса «Школа развития речи» является его коммуникативная направленность, которая предполагает целенаправленное обучение школьников осуществлению всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения. В основе создания данной программы лежат принципы научности, доступности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности, преемственности и перспективности, развития, творчества, психологической комфортности, перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика. Наряду с данными принципами имеются особенности, которыми определяют содержание и формы, виды, методы проведения занятий. Основными из них являются следующие:

  Связь занятий, в рамках данной программы, с уроками русского языка. Сущность его заключается в том, что основой должны являться знания, полученные учащимися на уроках русского языка. С опорой на эти знания совершенствуются речевые навыки учащихся.

 Систематичность в подаче языкового материала. Последовательность подачи активизируемого во внеурочное время языкового материала должна совпадать с последовательностью его изучения на уроках. Такая взаимосвязь обеспечивает системность в усвоении материала и обеспечивает выработку речевых умений.

 Учет индивидуальных особенностей учащихся. Содержание работы должно определяться с учетом индивидуальных интересов школьников и способствовать развитию каждого ученика.

 Занимательность является одним из основных условий пробуждения и поддержания интереса к работе и достигается главным образом путем использования материалов занимательной грамматики - игр, шарад, ребусов, загадок, а также путем привлечения средств наглядности - картин, слайдов, презентаций. Однако занимательность в данной программе не сводится к развлекательности. Занимательность - это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы учащихся, развивает у них любознательность. Для учащихся начальных классов занимательно то, что имеет практическое значение, т. е. приводит к практическому овладению русским языком.

 Использование разнообразных форм и видов работы. Интерес учащихся поддерживается не только содержанием проводимых занятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необычностью формулировки тем занятий, формы преподнесения языкового материала.

К специальным особенностям данной программы можно отнести принципы:

 взаимосвязи между классными и внеклассными занятиями,

 научной углубленности,

 практической направленности,

 занимательности и индивидуального подхода к каждому ученику,

  тесная взаимосвязь с литературным чтением. Данная программа предполагает, что в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности: восприятие, внимание, формы мышления - наглядно-действенное, нагляднообразное, словесно-логическое.

Для решения поставленных в программе задач используются следующие технологии: 

 информационно коммуникативные;

 здоровьесберегающие;

 технология развивающего обучения;

  системно - деятельностный. Основные методы обучения:

 объяснительно-иллюстративный;

  репродуктивный;

 проблемного изложения;

 эвристический;

 исследовательский;

  проектный;

Эвристический, исследовательский и проектный методы являются приоритетными при реализации данной программы.

 Материал учебного курса «Речь» представлен в программе следующими содержательными линиями: 

1. Слово

2. Предложение и словосочетание

 3. Текст

4. Культура общения

 Рекомендуемая модель занятий:

1) Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.

2) Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.

3) Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и так далее). Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.

Объем и содержание необходимых стартовых знаний учащихся определяются требованиями общеобразовательного минимума для данной возрастной категории.

Результатом работы по программе данного курса можно считать сформированность у детей любознательности, интереса к учению, стремления к творческому решению познавательной задачи, желания участвовать в интеллектуальных викторинах и конкурсах.

МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

 На изучение спецкурса «Школа развития речи» в 3 классе выделяется— 35 ч (1 ч в неделю).

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

1. Формирование основ гражданской идентичности личности, включая - чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; - осознание ответственности человека за благосостояние общества; - восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; - отказ от деления на «своих» и «чужих»; - уважение истории и культуры каждого народа.

2.Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества. - доброжелательность, доверие и внимание к людям, - готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; - уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;

3.Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма. - принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремление следовать им; - ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения; - формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

4.Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию: - развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; - формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке); 5. Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации: - формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе; - готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию; критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать; - готовность к самостоятельным действиям, ответственность за их результаты; - целеустремленность и настойчивость в достижении целей;

5 - готовность к преодолению трудностей и жизненного оптимизма; - умение противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 Коммуникативные: учащиеся научатся: - вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);

- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

 - строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;

 - быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.

 - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;

 - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- владеть монологической и диалогической формами речи.

 Познавательные: учащиеся научатся:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;

 - моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);

 - использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)

 - выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

 -вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую,концептуальную;

 - пользоваться словарями, справочниками;

 - строить рассуждения.

Личностные: У учащихся будут сформированы:

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);

 - осознание роли речи в общении людей;

 - понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;

 - устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи;

 - чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;

 - интерес к изучению языка.

Регулятивные: учащиеся научатся на доступном уровне:

 - адекватно воспринимать оценку учителя; - вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;

 - в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

 - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

 - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

 ВИДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

 Формы организации образовательного процесса: уроки рефлексии,уроки открытия новых знаний,уроки систематизации знаний, этические беседы, игры с ролевым акцентом, викторины, конкурсы, интеллектуальные игры, творческие работы, проектные работы, выставки-отчѐты, экскурсии.

 Виды и формы контроля: тестовая работа, самоконтроль, взаимоконтроль, итоговый контроль. Формы работы учащихся на занятиях:коллективные;групповые;индивидуальные.

Предмет: развитие речи

Учебник: Рабочая тетрадь в 2 частях Т.Н.Соколова Школа развития речи, Издательство РОСТ

Авторы: Т.Н.Соколова

Издательство, год: РОСТ, 2018 г.

Используемая литература учителя: Методическое пособие Соколова Т.Н. «Школа развития речи»

Количество часов в неделю: 1ч

Количество часов в:  1 четверти- 8 ч

    2 четверти- 8 ч

                                      3 четверти- 10 ч

                                        4 четверти- 9ч

                                Итого: 35 ч


Наименование разделов и тем

Дата планирования

Примечание

план

факт

Iчетверть

1

Слово. Слово имеет значение.

02.09

2

Многозначные слова.

09.09

3

Омонимы.

16.09

4

Омофоны, омоформы

23.09

5

Синонимы

30.09

6

Антонимы.

07.10

7

Фразеологизмы.

14.10

8

Фразеологизмы.

21.10

II четверть

9

Фразеологизмы.

11.11

10

Пословицы.

18.11

11

Загадки.

25.11

12

Изобразительные средства языка. Сравнение.

02.12

13

Изобразительные средства языка. Олицетворение

09.12

14

Текст. Тема текста. Заглавие.

16.12

15

Текст. Опорные слова

23.12

16

Текст. Опорные слова.

30.12

III четверть

17

Деление текста на части. Составление плана

20.01

18

Виды планов.

27.01

19

Виды плана

03.02

20

Проверочная работа

10.02

21

Связь между предложениями в тексте.

17.02

22

Связь между частями текста.

24.02

23

Работа с деформированным текстом.

03.03

24

Редактирование текста.

10.03

25

Типы текста. Описание

17.03

26

Типы текста. Описание

24.03

IV четверть

27

Текст – сравнительное описание.

07.04

28

Типы текста. Повествование.

14.04

29

Типы текста. Рассуждение.

21.04

30

Типы текста. Рассуждение.

28.04

31

Редактирование текста.

05.05

32

Сочинение на тему «Мой выходной день».

12.05

33

Проверочная работа.

19.05

34

УРОК-игра «Умники и умницы»

26.05

35

Итоговый урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа развития речи"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа развития речи"...

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "Развитие речи"

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Программа кружка рассчитана на 4 года....

Рабочая программа курса"Умники и умницы(развитие речи)" по внеурочной деятельности

"Умники и умницы" курс развития речи  для 2 класса  расчитан на 68 часов 2 раза в неделю по 2 ч....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Развитие связной речи" 1 класс ФГОС

Рабочая программа внеурочной деятельности "Развитие связной речи" 1 класс ФГОС...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Развитие речи"

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Развитие речи"...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Развитие речи школьника".

Рабочая программа предназначена для учащихся общеобразовательных школ . Для 3 класса....