Рабочая программа "Функциональная грамотность" 4 класс
рабочая программа (4 класс)

Рабочая программа  по внеурочной деятельности "Функциональная грамотность" для учащихся 4 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_funktsionalnaya_gramotnost_4_klass.docx46.81 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Московская область

Комитет по образованию администрации Раменского городского округа

МОУ Софьинская СОШ

РАССМОТРЕНО                                СОГЛАСОВАНО                 УТВЕРЖДЕНО

Руководитель ШМО учителей           Заместитель директора          Директор школы

эстетического, технического                по ВР

и спортивного направлений

_____________________                     __________________               ___________________

                                                                                                                 Приказ № _________

от ____________________                  от ________________             от ___________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Функциональная грамотность»

для обучающихся 4 «В» класса

на 2024-2025 учебный год

Составитель: Раужина Анна Владимировна

учитель начальных классов

с.Софьино 2024

Пояснительная записка.

Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:

        Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

        Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

        Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;

        Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;

        Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р; СП 2.4.3648-20;

        СанПиН 1.2.3685-21;

Основной образовательной программы начального общего образования МОУ Софьинская СОШ.

Программа «Функциональная грамотность» «Функциональная грамотность» составлена на основе авторского курса программы «Функциональная грамотность» для 1-4 классов (авторы-составители М.В. Буряк, С.А. Шейкина).

Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.

Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.

Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно-научная грамотность».

Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.

Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.

Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» рассчитана на 135 часов и предполагает проведение 1 занятия в неделю. Срок реализации 4 года (1-4 класс):

1 класс – 33 часа

2 класс – 34 часа

3 класс – 34 часа

4 класс – 34 часа

В первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и естественнонаучной грамотности, во 2 полугодии - по формированию математической финансовой грамотности. Если учитель считает необходимым, последовательность проведения занятий можно изменить.

Формы организации занятий:

  • Предметные недели;
  • Библиотечные уроки;
  • Деловые беседы;
  • Участие в научно-исследовательских дискуссиях;
  • Практические упражнения

Учебный процесс учащихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе адаптированных общеобразовательных программ начального общего образования при одновременном сохранении коррекционной направленности педагогического процесса, которая реализуется через допустимые изменения в структурировании содержания, специфические методы, приемы работы.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных результатов.

Личностные результаты изучения курса:

- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;

- овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;

-  осознавать личную ответственность за свои поступки;

- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.

Метапредметные результаты изучения курса:

Познавательные:

- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследованиями;

- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

- овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построений рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные:

- проявлять познавательную и творческую инициативу;

- принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;

- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;

- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;- оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания.

Коммуникативные:

- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;

- слушать и понимать речь других;

- совместно договариваться о правилах работы в группе;

- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:

- способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;

- умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;

-  умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;

- умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.

Предметные результаты изучения блока «Етественно-научная грамотность»:

- способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;

- способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого познания.

Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:

- способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;

- способность проводить математические рассуждения;

- способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;

- способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.

Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:

- понимание и правильное использование финансовых терминов;

- представление о семейных расходах и доходах;

- умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;

- представление о различных видах семейных доходов;

- представление о различных видах семейных расходов;

- представление о способах экономии семейного бюджета.

ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Обучение ведется на безотметочной основе.

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;

- поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;

- результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;

- косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др.

Содержание программы 4 класс (34 ч)

№ п/п

Раздел

Кол-во часов

Содержание

Формы внеурочной деятельности

1

Читательская грамотность

1

1

1

1

2

1

1

Старинная женская одежда.

Старинные женские головные уборы.

Старинная мужская одежда и головные уборы.

Жилище крестьянской семьи на Руси.

Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы.  

История посуды на Руси.

Какие деньги были раньше в России

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения

Итого

8

2.

Естественно-научная грамотность

1

1

1

1

1

1

1

1

Томат.

Болгарский перец.

Картофель.

Баклажан. Семейство Паслёновые.

Лук.

Капуста.

Горох.

Грибы.

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения

Итого

8

3.

Финансовая грамотность

2

1

1

2

1

1

Потребительская корзина.

Прожиточный минимум.

Инфляция.

Распродажи, скидки, бонусы.

Благотворительность.

Страхование.

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения

Итого

8

4.

Математическая грамотность

1

2

1

1

2

1

В бассейне.

Делаем ремонт.

Праздничный торт.

Обустраиваем участок.

Поход в кино.

Отправляемся в путешествие.

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения

Итого

8

Творческие работы

1

1

По выбору.

Составляем словарик по финансовой грамотности.

Итого

2

Итого

34

Календарно-тематическое планирование (4 класс)

№ п/п

Тема занятия

Форма проведения

ЦОР/ЭОР

Плановые сроки прохождения темы

Фактические сроки (и/или коррекция)

Старинная женская одежда.

Библиотечные уроки

https://myschool.edu.ru/ 

02.09.2024-

06.09.2024

Старинные женские головные уборы.

Библиотечные уроки

https://myschool.edu.ru/ 

09.09.2024-

13.09.2024

Старинная мужская одежда и головные уборы.

Библиотечные уроки

https://myschool.edu.ru/ 

16.09.2024-

20.09.2024

Жилище крестьянской семьи на Руси.

Библиотечные уроки

https://myschool.edu.ru/ 

23.09.2024-

27.09.2024

Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы.  

Практические упражнения

https://myschool.edu.ru/ 

30.09.2024-

04.10.2024

История посуды на Руси.

Деловые беседы

https://myschool.edu.ru/ 

14.10.2024-

18.10.2024

Какие деньги были раньше в России

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

https://myschool.edu.ru/ 

21.10.2024-

25.10.2024

Томат.

Деловые беседы

https://myschool.edu.ru/ 

28.10.2024-

02.11.2024

Болгарский перец.

Деловые беседы

https://myschool.edu.ru/ 

05.11.2024-

08.11.2024

Картофель.

Деловые беседы

https://myschool.edu.ru/ 

11.11.2024-

15.11.2024

Баклажан. Семейство Паслёновые.

Деловые беседы

https://myschool.edu.ru/ 

25.11.2024-

29.11.2024

Лук.

Деловые беседы

https://myschool.edu.ru/ 

02.12.2024-

06.12.2024

Капуста.

Деловые беседы

https://myschool.edu.ru/ 

09.12.2024-

13.12.2024-

Горох.

Деловые беседы

https://myschool.edu.ru/ 

16.12.2024-

20.12.2024

Грибы.

Деловые беседы

https://myschool.edu.ru/ 

23.12.2024-

29.12.2024

Творческая работа.

Практические упражнения

https://myschool.edu.ru/ 

09.01.2025-

10.01.2025

Потребительская корзина.

Практические упражнения

https://myschool.edu.ru/ 

13.01.2025-

17.01.2025

Прожиточный минимум.

Практические упражнения

https://myschool.edu.ru/ 

20.01.2025-

24.01.2025

Инфляция.

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

https://myschool.edu.ru/ 

27.01.2025-

31.01.2025

Распродажи, скидки, бонусы.

Практические упражнения

https://myschool.edu.ru/ 

03.02.2025-

07.02.2025

Благотворительность.

Деловые беседы

https://myschool.edu.ru/ 

10.02.2025-

14.02.2025

Страхование.

Деловые беседы

 https://myschool.edu.ru/ 

25.02.2025-

28.02.2025

В бассейне.

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

https://myschool.edu.ru/ 

03.03.2025-

07.03.2025

Делаем ремонт.

Деловые беседы

https://myschool.edu.ru/ 

10.03.2025-

14.03.2025

Праздничный торт.

Практические упражнения

https://myschool.edu.ru/ 

17.03.2025-

21.03.2025

Обустраиваем участок.

Практические упражнения

https://myschool.edu.ru/ 

24.03.2025-

28.03.2025

Поход в кино.

Практические упражнения

https://myschool.edu.ru/ 

31.03.2025-

04.04.2025

Отправляемся в путешествие.

Практические упражнения

https://myschool.edu.ru/ 

14.04.2025-

18.04.2025

Составляем словарик по финансовой грамотности.

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

https://myschool.edu.ru/ 

21.04.2025-

25.04.2025

30

Составляем словарик по финансовой грамотности

Практические упражнения

https://myschool.edu.ru/ 

28.04.2025-

30.04.2025

31

Составляем словарик по финансовой грамотности

Практические упражнения

https://myschool.edu.ru/ 

05.05.2025-

07.05.2025

32

Подводим итоги

Практические упражнения

https://myschool.edu.ru/ 

12.05.2025-

16.05.2025

33

Резерв

https://myschool.edu.ru/ 

19.05.2025-

23.05.2025

34

Резерв

https://myschool.edu.ru/ 

36.05.2025-30.05.2025



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...

Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).

Рабочая программа  2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...

Рабочая программа 1 класс Окружающий мир 1 класс "Школа России"

ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного...

Рабочие программы "Начальные классы" 4 класс

Рабочие программы по предметам , изучаемым в 4 классе...

«Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс

Конспект и презентация «Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс...