Применение технологии ТРИЗ в современной деятельности педагога
презентация к уроку

Дарицыренова Римма Мижитдоржиевна

ТРИЗ - теория решения изобретательских задач. Разработанный Генрихом Сауловичем Альтшуллером и его коллегами около 50 лет назад. Сначала она применялась только для решения инженерно - технических задач. В 90 годы эту технологию подзабыли. Сейчас данная технология возрождается и  становится универсальной технологией, используется во всех областях науки, в том числе и в педагогике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triz.pptx1.81 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Гин Светлана Ивановна Гин Светлана Ивановна — учитель начальных классов высшей квалификационной категории, доцент кафедры акмеологии Гомельского областного института развития образования, отличник образования Республики Беларусь, лауреат премии специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке одаренных учащихся; кандидат педагогических наук.

Слайд 2

Применение технологии ТРИЗ в современной деятельности педагога

Слайд 3

ТРИЗ – теория решения изобретательских задач Генрих Саулович Альтшуллер « Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта» ( Г.С.Альтшуллер ).

Слайд 4

Маргарет Мид «Детей нужно учить тому, …, а не что думать» а)следовать правилам б)как думать в)тому, что пригодится в быту

Слайд 5

Маргарет Мид «Детей нужно учить тому, как думать , а не что думать»

Слайд 6

В Google говорят: «Если раньше людей нанимали работать, то теперь людей нанимают …» а)чтобы их занять б)общаться в)думать

Слайд 7

«Если раньше людей нанимали работать, то теперь людей нанимают думать »

Слайд 8

Малколм Форбс «Задачи образования – превратить пустой ум в …» а)наполненный б)удобный в)открытый

Слайд 9

Малколм Форбс «Задачи образования – превратить пустой ум в …» а)наполненный б)удобный в)открытый

Слайд 10

«Задачи образования – превратить пустой ум в открытый »

Слайд 11

ЭТАП УРОКА Приемы ТРИЗ для достижения поставленных целей Самоопределение деятельности (организационный момент) Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу, потому что могу». Нестандартный вход в урок Отсроченная отгадка Ассоциативный ряд Удивляй! Фантастическая добавка Необъявленная тема и др. Актуализация опорных знаний Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. Цепочка признаков Я беру тебя с собой Да - нет Корзина идей, понятий, имен (со шляпой по кругу) Ложная альтернатива и др. Постановка проблемы (создание проблемной ситуации) Цель: обсуждение затруднений; проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока. Стратегия «ИДЕАЛ» Целое—часть. Часть—целое Изобретательская задача и др. Открытие новых знаний Цель: построение проекта выхода из затруднений. Лови ошибку Приём Пинг-понг «Имя – Значение» Послушать-сговориться-обсудить Хорошо - плохо Зигзаг и др. Первичное закрепление Морфологический ящик Создай паспорт Ситуационные задачи Изобретательские задачи и др. Самостоятельная работа Морфологический ящик Создай паспорт Ситуационные задачи Изобретательские задачи и др. Включение нового знания в систему знаний Хочу спросить Толстый и тонкий вопрос Ромашка Блума и др. Рефлексия деятельности Цель : осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса. «Телеграмма» Синквейн До - после Сообщи свое Я Рюкзак и др.

Слайд 12

Универсальный приём ТРИЗ, направленный на включение учащихся в активную мыследеятельность с первых минут урока. Приём «Нестандартный вход в урок»

Слайд 13

Приём « ДА-нетка » . Заключается в том, что учитель загадывает слово (число) и предлагает ученикам угадать его, задавая вопросы, на которые можно отвечать только «да» или «нет».

Слайд 14

Прием «Целое—часть. Часть—целое». приём на развитие логического мышления. В качестве цифрового ресурса для проведения этого приёма можно использовать сервис Kvestodel . Учитель при помощи генератора ребусов зашифровывает слова. Ученики отгадывают эти зашифрованные слова (ребусы), а к ним нужно подобрать слово, применяя правило: целое — часть или часть — целое.

Слайд 15

Приём « Эмпатия »

Слайд 16

Прием « Пинг-Понг » помогает формировать умение выделять имена признаков для заданного конкретного объекта и определять значения признаков объекта по заданному имени признака .

Слайд 17

Родительское собрание

Слайд 18

Приёмы ТРИЗ способствуют повышению уровня коммуникативной, информационной, познавательной потребностей, что особенно актуально в условиях реализации ФГОС

Слайд 19

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современные подходы к профессиональной деятельности педагога»

Современные тенденции развития образованияСегодня общество переживает этап глубоких фундаментальных преобразований, которые приводят к тому, что образование, знание, интеллект становятся определяющим ...

Понятие инновационной деятельности педагога в современном образовании

В cтатье pаccматpиваютcя понятия инновации, инновационной деятельноcти педагога и инновационного потенциала....

Требования к современному уроку. Практический опыт введения и применения ФГОС ООО в деятельности образовательного учреждения.

Государственный стандарт образования – это нормы и требования,определяющие обязательный минимум содержания образовательных программ, максимальный объём учебной нагрузки, уровень подготовки ...

««Современные подходы к деятельности педагога дополнительного образования детей (оригами)» Аттестационная работа «Морское путешествие»

Для более увлекательного и интересного изучения оригами, в данной работе я использую прием сочинения сказки. Тема: «Морское путешествие».  Я рассказываю сказку собственного сочинения. Сказка про ...

Мастер - класс "Применение технологии ТРИЗ в современной деятельности педагога"

Тема моего мастер-класса:  «Применение технологии ТРИЗ в современной деятельности педагога».ТРИЗ - теория решения изобретательских задач. Разработанный Генрихом Сауловичем Альтшуллеро...

Выстуление на МО «Применение методики Теории Решения Изобретательских Задач в образовательной деятельности педагога дополнительного образования. «Будущее за ТРИЗ!»

Основными целями ТРИЗ-образования является развитие творческих способностей; активизация творческого мышления для продуктивной познавательной, исследовательской и изобретательской деятельности; формир...