«Развитие и коррекция мелкой моторики у учащихся с нарушениями интеллекта 1 класса»
методическая разработка (1 класс)

Борисова Зульфия Шамильевна

Онлайн-семинар для родителей "Развитие и коррекция мелкой моторики у учащихся 1 класса с нарушениями интеллекта"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_onlayn-seminare_dlya_roditeley.docx26.87 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на онлайн-семинаре для родителей

 

Тема: «Развитие и коррекция мелкой моторики у учащихся

с нарушениями интеллекта  1 класса»

 

Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Они важны не только для выполнения различных повседневных действий, но и для стимуляции развития детского мозга. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также речь.

Вы, уважаемые родители, уже заметили что у наших детей с моторикой дела обстоят не слишком  благополучно, в связи с чем у них  с большим трудом формируется техника письма. Вы замечаете  характерную слабую степень нажима карандаша или ручки на бумагу, нечёткость проведения линий, хаотичные движения рукой при раскрашивании, несоблюдение  строчки,  смещение центра листа в сторону. Только 40%  учащихся  класса при раскрашивании соблюдают границы, способны обводить рисунок по контуру, способны с направляющей помощью     передать конфигурацию буквы. Остальные дети работают только «рука в руке», с постоянной направляющей помощью педагогов,  им  необходимо намного больше времени для овладения навыками письма. Движения детей или чрезмерно замедлены или слишком импульсивны. Многие из них и в быту  беспомощны: не умеют самостоятельно раздеться-одеться, обуться, складывать свои вещи. Я уж не говорю о пуговицах и шнурках!

Недостаточностью моторики в определенной мере обусловлены свойственные нашим  детям нарушения произносительной стороны речи. Фонетически правильная устная речь предполагает точную координацию движений органов речи. Нарушения моторики, проявляющиеся в походке, движениях  и ручной деятельности школьников, находят свое отражение в речевой деятельности.

Что делать? Работать над этим! При правильной организации жизни  ребенка с нарушениями в развитии, требующей  как можно более  раннего включения специального обучения и воспитания,  дефекты развития мелкой моторики могут быть скорригированы.

На своих уроках я широко применяю пальчиковые игры и обязательно ! в сопровождении речи. В ходе игры дети, повторяя движения и фразы за мною, активизируют моторику рук, развивают и корригируют речь, расширяют словарный запас. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Однако, если не закреплять дома  знания и умения,  полученные ребенком на уроках, скорейших  результатов можно не ждать.  Поэтому я предлагаю вам, уважаемые родители, активно включиться в  процесс развития моторики ребенка  в домашних условиях. Сначала несколько  рекомендаций.

 

                                                     Рекомендации для родителей

1. Упражнения по развитию мелкой моторики проводятся в комплексе и систематически.

2. В комплекс упражнений старайтесь включать задания на сжатие, расслабление и растяжение кистей ребенка.

3. Начинайте или заканчивайте занятия сеансом массажа кистей рук.

4. Проводите работу по развитию мелкой моторики регулярно, в соответствии с возрастом и учётом уровня физического развития ребенка.

5. Если у Вашего ребенка упражнения не получаются,  то возьмите его руки в свои и все движения  выполняйте руками ребенка, а по мере освоения ваша доченька или сыночек  начнет делать их самостоятельно.

6. Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребёнком правильно. Если он затрудняется с выполнением какого-либо задания, сразу помогите ему: зафиксировать нужное положение пальцев и т. п.

7. Чередуйте новые и старые игры и упражнения. После освоения ребёнком простых двигательных навыков переходите к освоению более сложных.

8. Выполняйте определённые движения одновременно  с проговариванием ребёнком стихотворения.

9. Поощряйте творческую активность ребёнка, пусть он сам придумывает какие-нибудь упражнения.

10. Проводите занятия эмоционально, активно, хвалите ребенка за успехи, но не забывайте при этом следить за его настроением и физическим состоянием.

Планомерность и систематичность выполнения пальчиковых упражнений -  это обязательные условия для достижения хороших результатов, однако  просто делать упражнения ребенку будет скучно, поэтому надо обратить их в игру.

 

Пальчиковые игры с предметами.

Помимо благотворного влияния на развитие мелкой моторики, пальчиковые игры с предметами эмоционально обогащают процесс, побуждают  ребенка более старательно выполнять задание. Используйте для игр следующие предметы:

1.      Природный материал: желуди, камешки, песок, ракушки, горох и т.д.

2.      Мелкую мозаику

3.      Мелкий конструктор

4.      Счетные палочки

5.      Контейнеры с фасолью, горохом и мелкими игрушками.

6.      Прищепки

7.      Пазлы

8.      Шнуровки

9.      Игры с карандашами

10.  Застегивание и расстегивание пуговиц

11.  Лепка из пластилина, теста, глины, песка

12.  Игра на нарисованном «рояле»

13.  Пальчиковый театр

14.  Игры с нитками на фланелеграфе

15.  Наматывание  ниток на клубки

16. «Сухой бассейн» - нахождение заданных предметов,  угадывание предмета с закрытыми глазами наощупь.

      В процессе таких игр дети раскрепощаются, это обусловлено, в том числе и тем, что  в заключении такой игры часто сразу виден  результат – выложенный узор, найдена спрятанная игрушка,  построен «замок»,  слеплен «пирожок», оказана помощь кукле и т.д.

 

«Здравствуй, пальчик»

Поочерёдно прикасайтесь указательным, средним, безымянным пальцами и мизинцем к большому пальцу.

Здравствуй, пальчик дорогой,
Вот и встретились с тобой.

«Сильные пальчики»

Согните свои пальцы и предложите малышу сделать то же самое. Затем возьмите его  за пальчики и тяните их каждый в свою сторону.

 

«Рыбак»

Налейте в миску воды и бросьте туда несколько мелких предметов: кусочки пробки, веточки, крупные бусины и т. п. Предложите малышу с помощью маленького сита, привязанного к палке, выловить по очереди все эти предметы и положить их на тарелку, стоящую на подносе справа от миски. «Удочку» малыш должен держать одной рукой.

 

 «Салют»

Ребёнок берёт небольшие листочки цветной бумаги и старается разорвать их как можно мельче. Оторванные кусочки он складывает на блюдце. Затем надо взять все кусочки в ладони и подбросить их вверх.

 

 «Сделай комочек»

Дайте ребёнку лист бумаги. Его задача: скомкать листок так, чтобы получился плотный комочек.

 «Собери палочки»

Рассыпьте перед ребёнком счётные палочки.  Ребенок  должен собрать их все по одной обратно в коробочку. Усложняем задание: собрать все палочки одной рукой, вторая за спиной.

«Цап-царап»

Ребёнок кладёт свою ладонь поверх вашей. Вы читаете стишок. При словах «цап-царап» он должен отдёрнуть ручку, чтобы его пальчики не попали в ваш «капкан». Затем в игру вступает другая рука. Через некоторое время можно поменяться ролями.

По ладошке, по дорожке  ходит маленькая кошка,
В маленькие лапки  спрятала царапки.
Если вдруг захочет - коготки поточит.
Цап-царап!

«Веер»

Ладони держите перед собой, пальцы прижаты («веер закрыт»). Широко расставьте, а потом прижмите пальцы друг к другу («открываем и закрываем веер»). Помашите кистями на себя и от себя («обмахиваемся веером») 6-8 раз.

 

                                                                «Бабочка»

Сожмите пальцы в кулак. Поочерёдно выпрямите мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соедините в кольцо. Выпрямленными пальцами делайте быстрые движения («бабочка машет крыльями») — сначала одной, потом другой рукой.

       

На уроках дети  с удовольствием учат и  рассказывают  небольшие стихотворения с незатейливыми движениями.

 

«На зарядку становись!»

Поочерёдно пригибайте пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касайтесь всех остальных, как бы поднимая их на зарядку. После этого сделайте зарядку — 5 раз сожмите и разожмите кулачок.

Пятый палец — крепко спал.
Четвёртый палец — лишь дремал.
Третий палец — засыпал.
Второй палец — всё зевал.
Первый палец бодро встал,
На зарядку всех поднял.

 

      «Дружные пальчики»

  • Пальчик, пальчик, где ты был?

(пальчики сгибаются в кулачок и разгибаются)

  • С этим пальцем в лес ходил.
  • С этим пальцем щи варил.
  • С этим пальцем кашу ел.
  • С этим пальцем песни пел.

(на каждую строчку загибается один пальчик)

 

«Семья»

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я!

 

«Как у нас семья большая»

Как у нас семья большая

Да весёлая.(ритмичные хлопки в ладоши и удары кулачками попеременно)

Два у лавки стоят, (загнуть большие пальцы на обеих руках)

Два учиться хотят,  (загнуть указательные пальцы на обеих руках)

Два Степана у сметаны объедаются. (загнуть средние пальцы)

Две Дашки у кашки питаются. (загнуть безымянные пальцы)

Две Ульки в люльке качаются. (загнуть мизинцы)

 

«Пальчики засыпают»

Этот пальчик хочет спать.

Этот пальчик – прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул.

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики. Ура!

В школу нам идти пора.

 

«Вышел дождик погулять»

Раз, два, три, четыре, пять,

(удары по столу пальчиками обеих рук. Левая начинает с мизинца, правая – с большого пальца)

Вышел дождик погулять. (беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рук)

Шёл неспешно, по привычке,

А куда ему спешить?  («шагают» средним и указательным пальчиками обеих рук по столу)

Вдруг читает на табличке:

«По газону не ходить!» (ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу)

Дождь вздохнул тихонько:  (часто и ритмично бьют в ладоши)

  • Ох!  (один хлопок)

И ушёл. Газон засох. (ритмичные хлопки по столу)


 «Компот»

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много. Вот!

(левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают»)

Будем яблоки крошить, («крошат»)

Грушу будем мы рубить. («рубят»)

Отожмём лимонный сок, («жмут»)

Слив положим и песок. («сыпят сахар»)

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ. (опять «варят» и «мешают»)

 

За ягодами»

Раз, два, три, четыре, пять, (пальчики обеих рук «здороваются», начиная с больших)

В лес идём мы погулять.(обе руки «идут» указательными и средними пальцами по столу)

За черникой, за малиной, за брусникой, за калиной.

Землянику мы найдём и  братишке отнесём. (загибают пальчики, начиная с большого)

 

«Грибы»

Топ-топ – пять шагов,  (дети «шагают» пальчиками по столу)

В туесочке пять грибов.

Мухомор красный –  гриб опасный. (сгибают и разгибают кулачки)

А второй – лисичка, рыжая косичка.

Третий гриб – волнушка, розовое ушко.

А четвёртый гриб – сморчок,  бородатый старичок.

Пятый гриб – белый, ешь его смело!

(на каждое двустишие дети разгибают по одному пальчику, начиная с большого)

 

«Помощники»

Раз, два, три, четыре,  (удар кулачками друг о друга)

Мы посуду перемыли: (одна ладонь скользит по другой по кругу)

Чайник, чашку, ковшик, ложку и  большую поварёшку.(загибают пальчики по одному, начиная с большого)

Мы посуду перемыли, (одна ладонь скользит по другой по кругу)

Только чашку мы разбили,

Ковшик  тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали, (загибают пальчики по одному, начиная с большого)

Так мы маме помогали. (удар кулачками друг о друга)

 

«Гномики-прачки»

Жили были в домике («крыша» над головой)

Маленькие гномики (приседают)

Токи, Пики, Лики, Чики, Мики. (загибают пальчики, начиная с больших)

Раз, два, три, четыре, пять, (разгибают пальчики, начиная с мизинцев)

Стали гномики стирать: (трут кулачки друг о друга)

Токи – рубашки,               Чики – носочки,

Пики – платочки,              Мики умница был,

Лики – штанишки,            Всем водичку носил.

 

Итак, играя, а по сути,  занимаясь с ребенком, вы очень скоро увидите, что пальчиковые игры оказывают положительное влияние на общее развитие вашего ребенка: вселяют уверенность в движениях, в своих силах, помогают стать более самостоятельным. Изменится и  роль ребенка в учении: он станет более активным участником процесса, будет более внимательным, усидчивым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа комплексного развития и коррекции мелкой моторики у детей младшего школьного возраста.

 Для успешного овладения чтением, письмом и другими школьными навыками важно сформировать у детей не только зрительно-моторные, слухо-моторные координации, но и координации разных частей тела (наприме...

Проект "Развитие и коррекция мелкой моторики учащихся 1 класса с задержкой психического развития  "

В этой работе отражены, как теоретические, так и практические материалы по данной проблеме. ...

Статья по коррекции и развитию речи и мелкой моторики у учащихся с ОВЗ.

Данная ставтья является практичекой разработкой по работе с учащимися с нарушениями двигательных функций, ДЦП, глубокими речевыми нарушениями....

Консультация для родителей незрячего ребенка "Развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушениями зрения"

Консультация для родителей незрячего ребенка "Развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушениями зрения"  представлена в форме буклета, в котором кратко рассмотрены педагогические приёмы р...

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА по развитию и коррекции мелкой моторики рук обучающихся 1 класса «Волшебный водопад»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Сегодня жизнь выдвигает новые требования к образованию, заставляет с иных позиций оценивать его эффективность. В связи с этим разработан, апробирован и утвержден Федеральный...

"Волшебные пальчики" серия занятий по развитию мелкой моторики для учащихся 1 класса с нарушениями интеллекта

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у не...